.RU

*   *   * - Т. В. Ермакова, Е. П. Островская, В. И. Рудой


*   *   *
Теперь необходимо сказать несколько слов о традиции употребления слова "аффект" применительно к интерпретации санскритских терминов клеша и анушая.

Исторически латинским affectus (волнение, страсть) передавался в переводах термин греческих философских текстов "пафос". Элеаты и стоики обозначали этим термином неразумные и неумеренные движения души. Позднее Аристотель указал на связь пафосных состояний с изменением состояний телесных. В Новое время Декарт, а затем и Спиноза, активно используя понятие аффекта, в основном следовали стоической традиции его истолкования. Так, Декарт говорил об аффектах как о простых движениях души, отмечая их связь с чувствами удовольствия и страдания.

Развивая идеи Декарта в своей "Этике", Спиноза рассматривает аффекты в качестве пассивных состояний души – в то время как активным ее состоянием выступает мышление. Практически отождествляя понятия страсти и аффекта, Спиноза подчеркивает происхождение страсти-аффекта от "недостаточного представления". Все многообразие страстей-аффектов он свел к двум – радости и печали. Психологическая основа, благодаря которой психика функционирует в режиме аффективности, согласно Спинозе, – это инстинкт самоутверждения и самосохранения, сущностный для человека. Именно эта картезианско-спинозистская интерпретация семантики термина "аффект" и была ассимилирована сначала научной психологией[5], а затем и в практике буддологических исследований, причем акцент был сделан не на предложенной Спинозой классификации и номенклатуре аффектов (ввиду произвольности того и другого), а на связи аффективности с недостаточностью представлений, со стремлением к самоутверждению, на элементарности аффективных состояний, их обусловленности удовольствием/ страданием.

Буддийский термин клеша указывает на активно проявленные, взрывные аффекты. Однако здесь необходимо отделить строгую семантику термина клеша от попыток подменить ее обыденными представлениями (аффекты вовсе не обязательно предполагают резко выраженную мимику и пантомимику, смех, плач, крики и т.п.). Клеша определяет собой все содержание сознания в данный момент, его конкретную нацеленность на объект, направленность потока сознания.

В целом, традиция передачи санскритских терминов клеша и анушая соответственно как "аффект" и "аффективная предрасположенность" не свободна от некоторой степени условности, и в будущем – по мере развития понятийного аппарата философской антропологии – не исключена ее корректировка. Однако на сегодняшний день мы не видим достаточного основания для подобной ревизии.
*   *   *
Обратимся к краткому обзору проблематики, рассматриваемой Васубандху в связи с учением об аффектах, и способа ее изложения.

В четвертом разделе "Энциклопедии Абхидхармы" (карики 126-127) дается определение предмета абхидхармистской философии – это исчисление (санкхья) дхарм с целью их классификации в соответствии со следующими тремя структурными позициями:

Граница философствования – аналитического исчисления дхарм – совпадает с заданным буддийской религиозной доктриной пределом самопреобразования адепта: это причинно необусловленные дхармы, абсолютные, не связанные с пространственно-временными характеристиками. Эти дхармы есть "нирвана, вечное, наивысшее благо", они недоступны на уровне философского дискурса. Таким образом, философия не предназначена для невежд, не желающих возделывать свое сознание, освобождая его от воздействия аффектов, но не предназначена она и для тех, чье знание совершенно, ибо эти просветленные мудрецы сами в ней более уже не нуждаются.

"Исчисление" дхарм – это аналитическое рассмотрение списков соответствующих состояний, причем списков, зафиксированных в каноне и носящих название "матрика". Каждый такой матричный список индексировался определенным числом (указывающим на количество содержащихся в нем номенклатурных единиц) и подразумевал определенную концептуализацию. Иными словами, матрика – это кратчайший конспект. Школьные традиции истолкования канонических матричных списков отнюдь не всегда совпадали, и различия в интерпретациях обусловливались исходной (для каждой школы) трактовкой объема и содержания базовых терминов.

Кроме канонических матрик, школьные традиции создавали и свои собственные матричные списки, что характерно для постканонической Абхидхармы. Создание собственных матричных списков являлось результатом разработки новых философских концепций. Например, как мы уже упоминали, канонический матричный список " 7 состояний одержимости" воспроизводил семь наименований списка аффективных предрасположенностей – с той лишь разницей, что в данном случае указывалось на активную форму их проявления, а школьный список вайбхашиков насчитывал десять состояний одержимости, и их номенклатура уже была иной – в силу того, что понятие одержимости трактовалось вайбхашиками по-новому.

Учение об аффектах и построено в соответствии с задачей анализа тех матричных списков – канонических и сугубо школьных, которые характеризуют воззрения школы вайбхашика (сарвастивада).

В автокомментарии Васубандху излагает также и позицию саутрантиков, используя для этого форму межшкольной дискуссии по отдельным проблемам и привлекая попутно точки зрения иных буддийских школ. Такая форма подачи материала позволяет увидеть узловые вопросы, вызывавшие споры и тем самым маркировавшие различия в школьных подходах к их решению. Эти различия, однако, отнюдь не расценивались как нечто еретическое, поскольку еретиками считались лишь те мыслители, которые не придерживались буддийской религиозной доктрины. Под разряд ереси подводились все религиозные и религиозно-философские воззрения, которые исключали достижение совершенного знания, а базой такого знания для буддистов выступали только Благородные истины, провозглашенные Бхагаваном Буддой.

Совершенное знание предполагало полное устранение всех аффектов не только во взрывном, но и в латентном состоянии (анушая). Искоренение аффективных предрасположенностей означало, что новое рождение в сансаре уже никогда не состоится.

В этой связи зачастую возникает недоумение чисто культурологического характера – к чему в конечном счете призывает буддийская религиозная доктрина? Разумеется, она не есть апология смерти, ибо сказано, что Победивший страдание одержал победу и над злом смерти, поскольку смерть – лишь звено в цепи причинно-зависимого возникновения, лишь предвестница нового рождения в сансаре. Однако не следует рассматривать чисто негативную характеристику нирваны ("разъединение с неблагими дхармами") как нечто экстраординарное относительно формулировки высшей религиозной цели в двух других мировых религиях. Христианское спасение души, если отвлечься от религиозно-мифологического аспекта, оказывается столь же недоступным философскому дискурсу, особенно в перспективе Страшного суда.

Откровение Иоанна Богослова, первый дошедший до нас собственно христианский текст, не подлежит по самому своему существу логико-дискурсивным спекулятивным толкованиям. Различие состоит лишь в том, что христианин имеет возможность опираться на свидетельства Святых отцов и Учителей церкви о спасении души как состоянии высшего блаженства, буддийская же религия не предполагает подобные свидетельства в связи с нирваной. О ней известно лишь одно: нирвана несовместима с аффектированным сознанием и тем самым абсолютно чужда страданию, т.е. развертыванию цепи причин и следствий.

Васубандху указывает, что действие, необусловленное аффективной предрасположенностью, не порождает в качестве своего следствия новое существование, и поэтому аффективные предрасположенности есть "корень бытия".

Анализу собственно анушая посвящены в пятом разделе "Энциклопедии Абхидхармы" карики 1-32. Концептуализация понятия анушая осуществляется следующим образом: сначала устанавливаются десять деструктивных в религиозном отношении функций проявленного аффекта; затем приводится список шести аффективных предрасположенностей, которые, переходя в активное состояние, и обнаруживают эти десять функций. Шесть анушая включают страсть, отвращение, гордыню, неведение, ложное воззрение и сомнение.

Однако этот список в дальнейшем подвергается расширению за счет внутренней дифференциации отдельных номенклатурных единиц. Так, страсть подразделяется на влечение к чувственному миру (т.е. страстное влечение к чувственным объектам) и "страсть к существованию" как влечение к состояниям, соответствующим высшим космологическим сферам – миру форм и миру не-форм. Таким способом и разъясняется присутствующий в канонических текстах матричный список " 7 анушая". После этого семичленный список опять подвергается преобразованию за счет различения пяти категорий, образующих номенклатурную единицу "ложное воззрение" : ложные взгляды относительно реальности личности, собственно ложные взгляды, ересь привязанности к крайним точкам зрения (т.е. убежденность либо в полной гибели, небытии после смерти организма, либо в неуничтожимости, вечности субстрата, образующего Я), привязанность к еретическим воззрениям, привязанность к ложной (т.е. не ведущей к освобождению от страдания) практике обетов и ритуалов. Такая интерпретация списка "7 анушая" также является канонической, поскольку перечисленные типы аффективно окрашенных мировоззренческих установок названы Бхагаваном в качестве ложного воззрения. Это именно типы убеждений, которые сильнейшим образом искажают индоктринированное сознание и соответственно выступают провокантами деятельности, препятствующей обретению совершенного знания.

Список "10 анушая", с которым дальше и проводит аналитическую работу Васубандху, образован именно таким путем.

Далее автор "Энциклопедии Абхидхармы" анализирует эти десять аффективных предрасположенностей под углом зрения практики их устранения – применительно к чувственному миру, миру форм и миру не-форм. Эти три космологические сферы имеют свой коррелят в виде стадий изменения сознания – начиная от сознания неизмененного и заканчивая "вершиной бытия" (предельная граница психотехнического опыта)[6].

В самом общем плане вся собственно буддийская практика возделывания психики подразделяется на два класса – практику видения Благородных истин и собственно созерцательную практику. В частности, практика видения Истины страдания позволяет принять факт подчиненности работы психики в каждой из сфер психокосма закону причинно-следственной зависимости, а видение Истины возникновения страдания указывает адепту на аффективные предрасположенности как на источник этой зависимости. Таким образом, практика "видения" – это, разумеется, определенная психотехническая процедура, предполагающая концентрацию сознания, результатом чего и выступает взрыв архетипа обыденного мировосприятия, его радикальный слом.

Часть аффективных предрасположенностей устраняется именно благодаря видению Истин (они не были бы Истинами, если бы не содержали в себе потенциал очищения сознания). Практика йогического созерцания закрепляет то, что было достигнуто посредством видения Истин. Однако некоторые аффективные предрасположенности могут быть нейтрализованы только методом созерцания ("возделывания" психики).

Рассмотрев таким способом десять анушая, Васубандху суммирует общее число конкретных видов их устранения по всем трем сферам психокосма. Это суммарное число определяется как "98 анушая" – список, фиксирующий анализ сансары в аспекте элиминации "корня бытия", устранения аффектов.

-126-slang-arnold-i-v-a-84-leksikologiya-sovremennogo-anglijskogo-yazika-ucheb-dlya-in-tov-i-fak-inostr-yaz.html
-13-aristotel-filosofiya.html
-13-konflikti-v-normativno-pravovoj-sfere-monografiya-posvyashena-novomu-napravleniyu-v-nauke-lezhashemu-na-stike.html
-13-ostroumie-i-intuiciya-kak-sposobi-i-formi-poznaniya-i-tvorchestva-spirkin-a-g-filosofiya-uchebnik-2-e-izd.html
-13-prodolzhenie-plan-vospitatelnoj-raboti-na-2011-12-uch-god-sostavitel-zam-direktora-po-vr-kozinec-m-a.html
-130-tokar-rastochnik-edinij-tarifno-kvalifikacionnij-spravochnik.html
  • institute.bystrickaya.ru/glava-8-otdaj-dushu-za-dushu-oko-za-oko-zub-za-zub-ruku-za-ruku-nogu-za-nogu-obozhzhenie-za-obozhzhenie.html
  • textbook.bystrickaya.ru/informacionnij-byulleten-administracii-sankt-peterburga-10-712-28-marta-2011-g-stranica-7.html
  • composition.bystrickaya.ru/plan-prospek-tnauchno-metodicheskoj-deyatelnosti-i-pedagogicheskih-uslug-nauchno-informacionno-metodicheskogo-centra.html
  • lektsiya.bystrickaya.ru/prilozhenie-1-a-g-kiselev-m-f-ershov-metodicheskie-materiali-po-otechestvennoj-istorii-i-istorii-hanti-mansijskogo.html
  • lektsiya.bystrickaya.ru/pravitelstvo-omskoj-oblasti.html
  • predmet.bystrickaya.ru/sali-eseptlgn-abildau-memlekettk-krsetletn-izmet-standarti-zhalpi-erezheler-sali-eseptlgn-abildau.html
  • lecture.bystrickaya.ru/4-uchastniki-konkursa-vipusk-ii-novouralskij-gorodskoj-okrug.html
  • write.bystrickaya.ru/glava-13-puleneprobivaemie-sistemi-kurtis-fejs.html
  • apprentice.bystrickaya.ru/valyutnij-rinok-v-rossii.html
  • klass.bystrickaya.ru/52-stojkost-instrumenta-federalnaya-celevaya-programma-razvitiya-obrazovaniya-na-2006-2010-godi.html
  • znaniya.bystrickaya.ru/rasteniya-dlya-materi-i-rebenka-rim-bilalovich-ahmedov.html
  • uchebnik.bystrickaya.ru/voronezhskij-gosudarstvennij-teatr-yunogo-zritelya-pasport-kulturnoj-zhizni-voronezhskoj-oblasti.html
  • university.bystrickaya.ru/glava-sedmaya-bitva-za-etoliyu-aleksandr-dmitrievich-prozorov-aleksej-zhivoj.html
  • knowledge.bystrickaya.ru/metodicheskie-ukazaniya-po-provedeniyu-uchebnoj-oznakomitelnoj-praktiki-studentov-obuchayushihsya-po-specialnosti-080503-65-antikrizisnoe-upravlenie-moskva-2007.html
  • otsenki.bystrickaya.ru/senators-reject-bill-giving-special-rights-to-tatarstan-boris-grizlov-monitoring-smi-22-fevralya-2007-g.html
  • paragraf.bystrickaya.ru/zhivopis-turali-tsnk-zhne-shiarmani-krkemdk-tl-m-t-otarov.html
  • holiday.bystrickaya.ru/obuchayushie-soobshestva-kak-effektivnaya-tehnologiya-sovershenstvovaniya-kompetencij.html
  • tasks.bystrickaya.ru/318-trud-proshlo-menee-15-let-kogda-rossijskoj-federaciej-bil-priznan-prioritet-mezhdunarodnogo-prava-v-zashite.html
  • university.bystrickaya.ru/glava-8-i-s-turgenev-pervaya-lyubov.html
  • writing.bystrickaya.ru/grazhdansko-pravovoe-regulirovanie-dogovora-stroitelnogo-podryada-chast-7.html
  • uchitel.bystrickaya.ru/programma-predprofilnogo-kursa-v-carstve-kristallov.html
  • books.bystrickaya.ru/energetiki-predlagayut-shest-cenovih-menyu-dlya-raschetov-za-elektroenergiyu.html
  • znaniya.bystrickaya.ru/razdel-iv-prava-grazhdan-v-oblasti-ohrani-zdorovya-ob-ohrane-zdorovya-grazhdan.html
  • occupation.bystrickaya.ru/metodologicheskie-osnovi-formirovaniya-kompetentnostnogo-podhoda-v-usloviyah-realizacii-trebovanij-fgos-vpo-novogo-pokoleniya.html
  • holiday.bystrickaya.ru/muk-centralizovannaya-bibliotechnaya-sistema-g-leninsk-kuzneckij-v-d-fedorova-periodicheskie-izdaniya.html
  • assessments.bystrickaya.ru/chast-pyataya-prosto-vmeste-freefly-moskva-2005.html
  • letter.bystrickaya.ru/o-poryadke-razrabotki-i-utverzhdeniya-administrativnih-reglamentov-ispolneniya-gosudarstvennih-funkcij-i-administrativnih-reglamentov-predostavleniya-gosudarstvennih-uslug-stranica-2.html
  • essay.bystrickaya.ru/chast-2-metod-metodicheskoe-posobie-po-vedeniyu-delovih-peregovorov-soderzhanie.html
  • shpargalka.bystrickaya.ru/uravneniya-teploprovodnosti-uchebno-metodicheskoe-posobie-rekomendovano-metodicheskoj-komissiej-mehaniko-matematicheskogo.html
  • teacher.bystrickaya.ru/geografiya-g-1-geografiya-estestvoznanie-5-klass-domovedenie-programma-obolochka-dlya-sozdaniya-testov-ekzamenator.html
  • institut.bystrickaya.ru/tema-zagryaznenie-produktov-pitaniya.html
  • shkola.bystrickaya.ru/sejsmotomograficheskie-issledovaniya-gruntov-pri-inzhenerno-geologicheskih-iziskaniyah.html
  • tetrad.bystrickaya.ru/uri-geller-gaj-lajon-plejfajr-effekt-gellera-stranica-11.html
  • prepodavatel.bystrickaya.ru/struktura-dissertacii-ponimayushaya-psihoterapiya-kak-psihotehnicheskaya-sistema.html
  • uchenik.bystrickaya.ru/kak-ustroeno-chelovecheskoe-obshestvo.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.