.RU

§ 1. Мифология как предпосылка развития философии, как ее основной, аборигенный (эндогенный, исконный) пласт


§ 1. Мифология как предпосылка развития философии, как ее основной, аборигенный (эндогенный, исконный) пласт


В программах современных учебных пособий по курсу философии, в программах университетских курсов, академических исследований по философии стало всё больше уделяться внимания первоосновам как самой философии, так и того исконного, на чьей базе она, наряду с другими духовными проявлениями человека в соответствующих фантазмах34. Фантазм как понятие не совсем обычное явление в философии, но в перспективе, на наш взгляд, имеет статус солидной философской категории в аспекте теоретико-познавательном, как первичный продукт познавательной деятельности проявившегося Я человека, появляющийся сразу после завершения нулевого (и не только по завершении), витального – биологического цикла. И действительно: разве можно чем-то ограничить полеты человеческого – а он является КОСМИЧЕСКИМ существом – воображения? Тем более, что так хочется реализовать вернейшую формулу Ленина о сознании не только отражающем, но и творящем универсум. В боги захотелось, хотя они мы и так уже есть, о чем я уже упомянул со ссылками на авторитетные источники.

В этой связи, как нам представляется, чем основательнее в рамках соответствующего представительства предмета говорится о конкретно-дисциплинарном аспекте так называемой метамифологии – о проблеме происхождения и содержания самого мифа, тем более высоким достоинством обладает материал.

Фридрих Ницше, как напоминает в своей статье С.А.Азаренко, усмотрел в (примордиальном – первичном, первобытном) мифе жизненные достоинства всякой культуры (в широком смысле этого понятия). Культура, по Ницше, может развиваться лишь в очерченном примордиальным мифом горизонте. Болезнь современности – историческая болезнь, и состоит она, по Ницше, именно в разрушении этого замкнутого и вечно бы возвращающегося горизонта избытком истории, то есть под знаком всё новых и новых, гроздью и россыпью, ценностных символов, новоиспеченных мифов современности.

Предфилософскую, в рамках первого аборигенного пласта составляющую в истории философской мысли того или иного народа можно вкратце охарактеризовать и в рамках пропедевтической метамифологии (науки о происхождении и сущности мифов). Аборигенный пласт можно отнести к платоновской линии в философии. Платон, опираясь на достижения аборигенной греческой мысли и её мифологической разработанности создавал дедуктивным путем универсальную философскую модель именно умозрительного характера, хотя до наших дней дошли от его имени только его диалоги – опять же, практически художественные произведения.

Рассмотрим основные позиции философской метамифологии – гуманологии – философии, того, что нам известно как бы о предфилософском и внефилософском состоянии философии, более позитивно, абстрагируясь от всех многочисленных школ, но опираясь на основные.

Термин гуманология походя внедрен нами с коллегой М.Ю.Мартыновым в рецензии на революционную, особенно по тем временам, книгу И.Т.Касавина «Познание в мире традиций», где был определен в таком контексте: «Гносеолога-философа интересует не только само предметное содержание знания, не только то, как объект отражается в знании в форме понятий, идей, принципов, фактов и пр., но, напротив, то, как именно происходит познание с точки зрения конструируемых субъектом средств. Акцент переносится на познавательные средства человека, а сама гносеология в этом случае становится частью общего учения о человеке и формах его деятельности (гуманологии в широком смысле)»35.

В других публикациях, с другими соавторами36, мы дополняли это определение, уточняли, что под гуманологией прежде всего мы имеем в виду науку о духовных исканиях человечества, то есть подчас скучную научную систематизацию многочисленных у человечества философских, религиозных, юстициарных (так мы с целью отличия от юридических исканий, от сутяжничества, называем искания высшей социальной справедливости, социального идеала) и т.п. движений, течений, откровений, в том числе их генезис, содержание и судьбу. Надо же дать второе дыхание прекрасной, в принципе, науке со страшным названием «научный атеизм». Религиеведение – термин очень узкий уже сам по себе. А в метамифологических терминах имеется очень много системных, интересных и плодотворных, но иногда не совсем удовлетворяющих кардинальные дальнейшие вопросы теорий.

«Миф, – пишет С.А.Азаренко, – (греч. mythos – слово, речь, предание) – язык описания, оказавшийся, благодаря своей исконной символичности, удобным для выражения вечных моделей личного и общественного поведения, неких сущностных законов социального и природного космоса. Миф является базисным феноменом человеческой культуры. Начало современной интерпретации мифа восходит к 1725 году, к книге Джамбатиста Вико “Основания новой науки об общей природе наций”»37 (Подчеркнуто нами – В.Г.). Замечательное определение, но, к сожалению, из статьи не узнать, откуда берется и что такое в философском смысле, к примеру, подчеркнутое нами в этом замечательном определении.

Исконная символичности у нас далее в рамках структурно-антропологической концепции генеалогически уточнена в общей части и систематизировна в качестве виртуальных свойств примордиального менталитета. Вечные модели – у нас далее представлены как архетипы мифа. Базисные феномены также получили свое место на генеалогическом мировом древе метамифологии.

Д.В.Котелевский дал определение фантазма в качестве некоего психоаналитического, затем околоэстетического «момента действия фантазирования», но всё же! А откуда и почему он, момент, берется, – на такие вопросы структурно-антропологическая концепция отвечает просто: в генотипе, и уточняет как.

В разработку вопросов метамифологии, происхождения, смысла и интерпретации мифа, как видим, вложили свои лепты очень многие раскрученные и навороченные товарищи всемирного философствующего сообщества. Было много школ, направлений именно по мифу, в том числе даже специально по отдельным сведениям о легендарных событиях мировой истории, рассматриваемым как адекватный или неадекватный миф.

Воссоздать на базе современных знаний о духовных, витальных, физических факторах бытия интегральную картину универсума, да еще и в кратком изложении, стремятся на базе мифа многие мыслители. Очень стараются, и в рамках скромных усилий некоторых из них получилось, что философия – только узкая часть процесса развития знания от фантазма до ноу-хау, пользующаяся засушенными до понятий, мумифицированными до алгебраических формул, до виртуально-информатикационной пыли мифами. В самой философии архетипы (структуры) мифа в основном представлены категориями и понятиями.

Существующее многочисленное количество теорий происхождения и сущности мифа и мифологии как одного их первых исторически социализированных продуктов творчески отражающего универсум субъекта можно свести к трем основным. Рассмотрим их.

1. Поп-марксистская концепция по названию может быть произведена от слов Франца Меринга, одного из биографов Карла Маркса, возмущавшегося, что «попы марксистского прихода», «сионские стражи марксизма» восторженно изображают Маркса, которому ничто человеческое не чуждо, «скучным примерным мальчиком»38. Или даже вообще от всем известного слова поп-культура по названию места, где эта культура господствует, как нигде. В ее рамках утверждается, что мифы, а на их основе и религия – а «всякая религия является не чем иным как фантастическим отражением в головах людей тех внешних сил, которые господствуют над ними в их повседневной жизни, – отражением, в котором земные силы принимают форму неземных»39, – как нечто социально ничтожное, возникли в результате страха первобытных темных людей перед лицом непонятных и ужасных, отвергнутых партией и ее вождями, явлений, в основном наблюдаемых в природе, обществе, в практике межчеловеческих отношений, через психику, особенно на Западе и от Запада у наших братских латиноамериканских, азиатских, африканских народов40.

Эту концепцию мифа как продукта невежеств, суеверия и прямого обмана, выгодного правящим классам и подлежащего уничтожению любыми средствами, вообще-то разработали французские просветители (Вольтер: «Если бы бога не было, его надо было бы выдумать для черни», вроде как говаривал он; Дидро; Фонтенель; Гольбах; Монтескье и пр.). Поп-марксисты, дополнительно использовав некоторые плохо переведенные с немецкого языка высказывания в трудах Ф.Энгельса, действительно превратили высказывания Маркса о религии как о вздохе угнетенного создания, духе бездушных порядков, сердце бессердечного мира, опиуме народа в слоган «Религия – опиум для народа», в фактический брэнд Союза воинствующих безбожников СССР. Особенно велики в этом заслуги руководителя этого Союза Ем. Ярославского.

Многие активисты Союза в центре и на местах в цикле полит-просветительских, антирелигиозных и историко-партийных трудов славно потрудились над искоренением религиозного дурмана в самом передовом обществе. Они объявили исходные установки своей концепции непогрешимой научной истиной и широко использовали их в популярной массовой атеистической пропаганде.

Как ныне представляется, на их взгляд, она раз и навсегда освобождала людей от самого главного порабощения – духовного. Она внушала массам буквально мичуринский оптимизм: человек – полный хозяин везде, в том числе, что человек стоит над природой. Мифологическая, читай, религиозная, картина универсума должна быть преодолена в пользу научной и напрочь забыта как продукт мрачного наследия темных веков эксплуатации, как происки ЦРУ, как ненужный сор, как «черный ящик» как мрачное пятно нашего непросвещенного исторического прошлого на всё более светлеющем фоне нашего прекрасного грядущего. Красиво и заманчиво. Но ваша свобода – всегда чья-то неволя. И принцип этот очень материалистичен, фактически закон сохранения материи. Чья свобода? Замечательного пролетариата. Чья неволя? Проклятой буржуазии.

Но, оказывается, пролетариат, уничтожив старую буржуазию, создает новую из собственной среды, да еще с такими пережитками богатого давнего и свежепрошедшего прошлого, что старой буржуазии и не снилось.

«Черный ящик» замифологизированности, в свою очередь, опирается на соответствующую поп-марксистскую концепцию психики в рамках дихотомии «основного вопроса философии», обнаруженного у Энгельса. Есть у Энгельса такая незавершенная, на полуслове заброшенная работа «Роль труда в процессе превращения обезьяны в человека». Само название этой работы с неявной подкачкой вождистских установок для некоторых стало до сих пор тоже непогрешимой теорией.

А между тем именно в этой работе Энгельс сам (ранее он подписался в этом же совместно с Марксом в «Нищете философии») писал: «Особенно со времени огромных успехов естествознания в нашем столетии мы становимся всё более и более способными к тому, чтобы уметь учитывать также и более отдаленные естественные последствия по крайней мере наиболее обычных из наших действий в области производства и тем самым господствовать над ним. А чем в большей мере это станет фактом, тем в большей мере люди снова будут не только чувствовать, но и сознавать свое единство с природой и тем невозможней станет то бессмысленное и противоестественное представление о какой-то противоположности между духом и материей, человеком и природой, душой и телом, которое распространилось в Европе со времени упадка классической древности и получило наивысшее развитие в христианстве»41. А это кто писал: «Бытие есть вообще открытый вопрос, начиная с той границы, где прекращается наше поле зрения»42? Подчеркнуто мною. – В.Г.).

Человеческое, слишком человеческое прочтение истины было у нашего прежнего советского руководства и его философских консультантов.

В рамках непогрешимой, как само пролетарское происхождение большевистских вождей, теории происхождения и роли в человеческой культуре мифа мифы рассматриваются как нечто вредное для человека, как таковое нечто, от чего необходимо как можно в более короткие исторические сроки избавиться в лучшем случае и в том числе путем культурной революции. Или путем революционной самозащиты от всяких злостных читателей вне генеральной линии партии.

Как мы смеем предполагать, просто одни мифы, отжившие, но привычные, часто произвольно заменялись новыми, подчас нежизнеспособными, о последней перспективе новых мифов хорошо писал Г. Лебон43.

Но причём здесь вообще-то мифы? Хотя бы Шеллинга почитали, не говоря уж о Джамбатисте Вико.

2. Интересную концепцию создал великий мыслитель XX века А.Ф. Лосев. Она представляет собой концепцию «абсолютной мифологии – абсолютной диалектики»44 и в основном изложена в работе «Диалектика мифа»45.

Мифология понимается А.Ф. Лосевым как «развернутое магическое имя»46 бога, «сáмое самó»47, постигаемое человечеством в своем бытии посредством особых интеллектуальных интуиций (созерцаний, медитаций откровений) у некоторых его выдающихся представителей, осознающих свои образы, получаемую в них информацию, благодать, как высокое откровение от высших сил универсума. Далее образы развиваются путем переложения такой своеобразной информации в речи, тексты, доступные людям, и воспитание священного трепета перед их глубинной истинностью активистами, адептами, фанатами, жрецами этого откровения, доходя до савонаролизма.

Бог есть преображенный в бытие сам универсум, постигаемый человеком, как искрой божьей, как носителем потенциальной божественности, в виде того или иного все более содержательного «имени» бога, мифа о себе самом как о целостном вселенском организме, содержание и форма которого соответствуют актуальным условиям его бытия и экспоненциально расширяется по мере раскрытия бесконечности бытия и бога, по мере накопления социального опыта.

Имяславие – есть такое целое, хотя и очень немногочисленное и замкнутое философско-религиозное течение внутри русско-православной доктрины, основывающееся на идеях А.Ф.Лосева о Боге48.

3. Более практична и технична, учитывающая даже достижения генетики и других наук или их многочисленных производных, концепция мифа, разработанная философской школой структурной антропологии. Основные имена представителей этой школы: Э. Дюркгейм, К. Леви-Стросс, К.-Г. Юнг49, Г.Хубер (G.Huber) и др.50

Эта концепция разрабатывается Вашим покорным слугом в парадигме ФРОНДТ под названием гуманологии. Ее основы представлены в следующем разделе.


§ 2. Структурно-антропологическая концепция мифологии: роль мифа в бытии человека


На наш взгляд, эта концепция нисколько не противоречит принципам адекватной марксистской философии, а в определенной степени является как бы частным случаем, конкретизацией «абсолютной мифологии» А.Ф.Лосева и строго опирается на убедительные достижения современных естественных и гуманитарных наук.

В рамках структурно-антропологической концепции мифологии целесообразно исходить из определения, что, в самом внешнем поверхностном определении мифы – это простые или сложные экзотерические (открытые, для всех) или эзотерические (закрытые, тайные, для заранее отобранных и подготовленных посвященных), как правило, анонимные рассказы в жанре притчи, оды, баллады или других высоких видов словесного художественного творчества, в аллегорических (т.е. образных, символизированных, иносказательных, многозначных, многосмысловых, иногда говорят – амбивалентных) формах повествующие, как хорошо определено у С.А.Азаренко, о существенных, законодательных, коренных вопросах бытия, существования, жизни людей в универсуме, и удовлетворяющие их биосоциально предопределенным, врожденным, предусмотренным как сходу действующие определенные представления в каждом индивидууме автономного человеческого сообщества, гносеологическим, т.е. познавательным потребностям. В этой связи нельзя не затронуть вопроса о легенде. Кратко можно сказать, что легенда представляет событие, ставшее поводом и для мифа, но само по себе архетипным не являющееся.

Мифы в человеке предопределены в развитии его как вида с загадочного момента его образования (что является открытой проблемой), то есть в филогенезе, когда в каждой клеточке вещества уже записан прототип человека – генотип человека в широком смысле, включающий:

  1. собственно генотип человека в узком смысле – набор расово-биологических потенциальных черт каждого индивидуума (скелет, мускулатура, цвет волос и пр.);

  2. архетип человека – набор предпосылок, потенциал духовного развития человека; как бы косточки, мускулатура, скелет его духовного (многие мистики говорят – астрального) тела, его виртуальные наклонности51.

В индивидуальном развитии в конкретных условиях социальной и природной среды, то есть в онтогенезе прототипные, а в особенности, архетипные начала, предопределенные в исходной степени генотипом, формируют фенотип – совокупность всех «внешних» конкретных признаков и свойств организма52.

Архетипные факторы с необходимостью проявляются в виде способности к образотворчеству, начинающейся с неопределенных заготовленных к определенному наполнению и развитию фантазмов еще у младенца на уровне реализации генетически предусмотренной программы, все более и более совершенствующейся и усложняющейся. Результаты генетически запрограммированного духовного развития наиболее выразительны в философии.

Философия является наукой (знанием и постоянным его совершенствованием) о конструкции универсума в его мега, макро, микро уровнях и наиболее значительных их частях, важных для жизнедеятельности человека.

Эти состояния нужно и можно представить себе абстрактно, то есть в каких-либо емких, укладывающихся в мышление, категориях. Идеально.

Что такое идеальное – тоже проблема. «Für Hegel ist der Denkprozeβ, den er sogar unter dem Namen Idee in ein selbständiges Subjekt verwandelt, der Demiurg der Wirklichen, das nur seine äuβere Erscheinung bildet. Bei mir ist umgekehrt das Ideelle nichts anderes als das im Menschenkopf umgesetzte und übersetzte Materielle»53, – писал Маркс в «Предисловии ко второму изданию “Капитала”», а именно: «Для Гегеля процесс мышления, который он под именем идеи превратил в самостоятельного субъекта, есть демиург действительности, которая является лишь его внешним проявлением. У меня же наоборот идеальное есть не что иное как материальное, преображенное и осуществленное в человеческой голове» (Перевод наш. – В.Г.). Не «пересаженное и преобразованное и т.п.», как в официальном переводе этого места54, а, пожалуй, именно нечто другое, поскольку в обоих случаях у Маркса употреблены глагольные формы с корнем “setz”, а именно глаголы, которые в немецком языке означают много чего.

Что касается того, как происходит преображение и осуществление, – именно на этот вопрос, на наш взгляд, как раз и отвечает более конкретно структурно-антропологическая концепция мифологии (гуманология), задевающая в этой части фундаментальные проблемы гносеологии. В этом ракурсе более подходит одно из значений (нелюбимого многими из-за его, типа, излишней надуманности) слова «виртуальное». Виртуальность по определению, данному, скажем, в одном из авторитетных западноевропейских словарей по философии, есть «сила, которая стремится себя осуществить»55 или «сила, стремящаяся реализоваться» и «предполагает нечто больщее, чем просто логическую возможность»56. Самое то. Сáмое самó, по А.Ф.Лосеву57. Но не будем сильно настаивать на виртуальном и виртуальности.

Философ, или просто человек познающий, осуществил в своей голове бытие, пусть будет – материального универсума. Но как сделать эти субъективные, абстрактные, внутренние и не сходу наглядные, необозримые, структуры бытия, тем не менее являющиеся объектами всеобщего праздного любопытства либо практического интереса, понятными, вербальными, операбельными, практичными, а тем более с прогрессом, то есть с умножением, усложнением, углублением знания?

Здесь помогает древнейшее занятие: изъяснение вопросов любой сложности с помощью символов и притч. Образцами такого жанра, разъясняющего коренные узлы человеческого бытия в живых, ощутимых формах, являются притчи евангельские. Священные писания народов, содержащие боговдохновенные тексты – вообще наилучший источник аналогий в преподавании конкретных философских и любых других проблем. Для нас в России таким источником чаще всего является «Библия, или Книги Священного писания Ветхого и Нового Завета».

Представленные здесь на нескольких страницах краткие эпистемологические тезисы структурно-антропологической концепции мифологии (гуманологии) составлены с опорой на первые же образные мысли Библии, а также на вводные идеи Евангелия от Иоанна:

«Вначале сотворил Бог небо и землю. Земля же была безвидна и пуста, и тьма над бездною, и Дух Божий носился над водою. И сказал Бог: да будет свет. И стал свет. И увидел Бог свет, что он хорош, и отделил Бог свет от тьмы»58,

«В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог. Оно было в начале у Бога. ^ Все чрез Него начало быть, и без Него ничто не начало быть, что начало быть. В Нем была жизнь, и жизнь была свет человеков»59. (В греческом тексте Слово – Логос. Подчеркнуто мной. – В.Г.).

Психологические аспекты развертывания и развития способностей человека освещаются, к примеру, в рамках генетической эпистемологии Жана Пиаже (в СССР и в России – практической педагогической школы психологии у П.Я.Гальперина, В.В.Давыдова и др.).

В рамках структурно-антропологической концепции кратко укажем на узловые пункты и основные вехи создания одной лишь цепочки наглядной эпистемологической композиции, скажем, при изложении философских проблем.

Базовая схема представляет изначальный, нулевой (и абстрактно чистый) цикл «Знания0 – Позна[ва]ния0» (– небытие, ничто, нечто)60, который происходит примерно по такой цепочке.

1. Фантазм.

Процесс пошел. Явились в бытие, уже дышим, начинаем улыбаться, проявили свое Я.

Вновь образовавшийся индивид, уникальный коллектив человеческих клеток, упакованный генетическим материалом в количестве до (1-5)*105 генов в кольцевой молекуле ДНК, содержащей 4,6*106 оснований61, начал работать.

С предопределенного генетической программой фантазма еще в «воображении» новорожденного младенца начинается неопределенное спонтанное эпистемологическое творчество, развиваемое далее с учетом рамок «чистой доски», то есть для предопределенных социальными и естественными условиями воздействий, врожденных познавательных возможностей, воспринимаемых по ходу чаще всего как некое «неявное знание».

Пример тому – то же восприятие телевизионных изображений как реальной информации о реальных объектах, а не как электромагнитных колебаний в рамках специального технического изделия – аппарата телевизора. Это работают могущественные и многообразные врожденные, рудиментарные, основанные на витальности способы общения – восприятия информационных потоков и взаимного обмена ими.

Правда, некоторые считают любой вид проявления человеческих способностей, отрицающий гегемонию правил классической логики, низким, недостойным человека занятием. Следует подчеркнуть, что люди были, есть и будут есть как телесные, витальные и пока очень мало духовные существа. Тем более, что, согласно духовно возвышенным человеческим исканиям, настоящая духовность предполагает интеллект вовсе не логический, а как минимум астральный.

Мы же всем человечеством сообща даже язык земных животных не в состоянии постичь, а ищем контакта с инопланетянами.

2. Образ: распознавание внутренним взором внешних знаков от самых примитивных до очень сложных. Начинается субъективное понимание и объяснение извне («объективное»). Арифметика.

3. Понятие: анализ, обработка, хранение, использование информации или информационного фрагмента. Алгебра.

4. Суждение: элементарная ячейка познавательного процесса, содержащая какое-либо утверждение. История.

5. Притча: ясное наглядное, желательно остроумное изображение познавательной ситуации в живых динамичных подробностях. Литература.

6. Миф: целостная концепция по поводу существенной познавательной ситуации. Миф – лучшее объяснение. Мышление.

7. Имиджмейкерство: попытка доказательно воспроизвести понимание преподанной познавательной ситуации в адекватных формах (экзамен – одна из форм имиджмейкерства; студент иногда не может изложить вопроса, но демонстрирует его вполне добротное понимание). Активное мышление. Видимо, фраза, что джентльмены понимают друг друга без слов, имеет серьезную биогенетическую подоплеку.

8. Эпос: целостная доктрина масштабов отдельной научной дисциплины, представленная в вербальной или символической материальной форме – буквами, иероглифами и т.п. Ум.

9. Целостное Зрелище: внутреннее созерцание гносеологической картины. Мудрость.

10. Познание [определенной фрагментарной картины с лакунами, вызывающее дальнейшую необходимость удовлетворения познавательной потребности знания целостной картины интересующего нас объекта]. Новый, на новом витке спирали, уровень познавательной деятельности. Гений.

Начинается второй цикл и вообще цепная термоядерная реакция познавательной активности:

Знание1,2,....n. Результат позна[ва]ния, включающее определенное знание из предыдущего познавательного процесса, а также параллельных познавательных и других форм жизнедеятельности познающего субъекта, неявное знание, и т.п. – Новый виток познавательной активности.

Итак, начинающееся с «порожнего» (с простых, биогенетически предопределенных познавательных предпосылок вновь и вновь постоянно образующегося субъекта познания) через «полное» (т.е. готовые к непосредственному прямому применению биологически же предопределенные познавательные возможности, типа обоняния, осязания. болеощущения, зрения, слуха и т.п.) и «пустое» (предопределенные биогенетически же готовые информационные базы получаемого знания, пополняемые познавательным материалом от спонтанно впитываемых фантазмов, развития образотворчества и т.д. вплоть до построения субъектом в своем эпистемологическом виртуальном поле более-менее адекватного и практичного, и целостного объекта, миропонимания) наполнение Словом, Логосом является одним из чудес Творца, постичь которые до максимально возможной степени – неотъемлемая цель Его удивительного создания.

От безвидности и пустоты через наполнение Логосом – информацией слова и дела – таков путь познания.

Таким образом, все люди в той или иной степени являются имиджмейкерами, если не гипнотизерами, а вообще-то творцами как для самих себя, так и для партнеров по бытию.

Правда, понятие имиджмейкер – тоже широкое. Имидж личности, сделанный в США, как правило часто вовсе не зависит от качеств самой личности, а, опирается на финансовую поддержку заинтересованных в имидже-продукте лиц и обеспечивающей раскрутку, то есть измеряется буквально материально-технически при помощи рейтинга.

В конечном счете, как и в рамках более стратегической концепции А.Ф.Лосева, всё наше знание об объективном универсуме, об есть миф62, даже точная наука математика есть просто очень сконцентрированный, очень конденсированный миф. Всё наше знание, в конечном счете есть спонтанный творческий фантазм нашего я, предопределенный прежде всего временем и местом.

Например: a+b=b+а. Ни одно a никогда никогда и нигде не равно ничему другому. Как так?! Достаточно сказать: хотя бы постольку, поскольку оно написано в иное время, другим веществом, на другом месте. Вот вам, бабушка, и Юрьев день величия Гераклита, сказавшего, по дошедшим до нас сведениям63: «Панта реи64. В одну и ту же реку нельзя войти дважды».

Тождественность конвенциональна, то есть, условна и обязана подчас неявно присутствующей системе договоренностей65 (парадигм, конвенций), умолчать о которых и не пробуждать вопросов о них – задача мифотворческого работника, в том числе создателя убедительных и лучше бы господствующих теорий66.

Далее К.Г. Юнг и его школа вычленили в гомогенном мифотворчестве целый ряд67:

1) виртуальных сфер пребывания субъекта отражающей (мифотворческой) деятельности;

2) виртуальных сюжетов всякой мифологии;

3) виртуальных свойств примордиального аборигенного менталитета;

4) ряд половозрастных циклов социализации (воспитания и т.п.);

5) виртуальных периодов развития сознания.

^ 1) Виртуальные сферы пребывания субъекта отражающей (мифотворческой) деятельности:

социальная иерархия и ее причины; ценностные ориентации примордиального сообщества с кодексом «правильного» поведения; сакральная иерархия; компендиум духов; компендиум божеств; сакральная практика; сакральные сооружения; сакральная квази-виртуальная культура: обычаи, ритуалы, празднества, установления по вопросам рождения, жизни, смерти, посмертной участи; сакральная кулинария68, включая охоту, собирательство и труд по приготовлению продовольствия; пищевые запреты, обязательства и рекомендации.

Сюда же входит сфера сакральной магии. Сакральная магия – источник и основной идейный центр технического прогресса человечества, поскольку магия означает стремление получить задуманный результат воздействия очень экономными усилиями, во всяком случае сокращенными и непрямыми, не в поте лица своего непосредственно, а с опорой на мощный, сакрального характера, но вполне, как оказывается, доступный энергетический ресурс; Иисус Христос, отвечая на вопросы своих учеников о причинах их неудачи с изгнанием беса указал на важнейший энергетический ресурс человека: «по неверию вашему; истинно говорю вам: если вы будете иметь веру с горчичное зерно и скажете горе сей: «перейди отсюда туда», и она перейдет; и ничего не будет невозможного для вас; сей же род (неверие. – В.Г.) изгоняется только молитвою и постом»69. Вера в себя, в царство Божие внутри вас – вот источник телекинеза, ибо ничего, а тем более элементарный телекинез, не будет невозможного для вас с верою. И, как варианты древней сакральной магии, могут быть названы современные модные ее виды – экстрасенсорика (медитации и пр.).

^ 2) Виртуальные сюжеты всякой мифологии, иногда тоже называемые архетипами, но мифа:

космогонические; теллурогонические; теогонические; ойкуменогонические; биогонические с вариациями: зоогонические; вегетациогонические; антропогонические с вариациями: этногонические; феминогонические; социогонические; расогонические; элито- или политогонические; ксеногонические; натурогонические с вариантами на темы происхождения детей, размножения, семьи и брака, огня (Прометей), труда, камня и почвы, металла и орудий, рек и воды, гор и неба, сокровищ (вещественных и духовных ценностей), неба и мечты, охоты и животных, кочевья и оседлости, ремесла, пастушества и земледелия, растениеводства и животноводства, греха, кощунства, святости, спасения, «этого» и «иных» миров; о конкретных бытовых, социальных, географических, природных, климатических, астрономических особенностях, ситуациях и системах, мечтаниях и отношениях, экстремальных ситуациях и выборе в них поведения; о войне, о враге, о вере, об обязанностях и законах, о ценностях, об источниках силы и могущества, о красоте, о постыдном, о благородстве, и т.п.

Красочно изложенные и отшлифованные в ходе исторической деятельности конкретных сообществ людей, системы таких архетипных мифов составили священные эпосы многих народов.

Правда, некоторым народам пришлось отказаться и даже проклясть свое прошлое ввиду перехода под ксеногенное оккупационное мировоззренческое мифологическое начало, ставшее, тем не менее, буквально своим, из-за чего многие новоиспеченные христиане или мусульмане чувствуют себя святее папы римского, наместника бога на земле, или более значительными, чем сам Мухаммед, пророк Аллаха, и отвергают, как ересь традиционные толкования Корана, исходящее от аборигенных народов, именно создавших ислам.

К таким народам, утратившим самородную, коренную, гомогенную мировоззренческую идентичность, относятся практически все русскоязычные ныне народы. Прекрасно ее сохранили и активно использовали в качестве источника духовной энергии для выживания и процветания, например, японцы, израильтяне, китайцы, индийцы.

^ 3) Виртуальные свойства аборигенного примордиального (от латинского словосочетания primo – первостепенный, order – важность, порядок, значение), то есть первостепенной значимости, непременно присутствующего, менталитета.

К таким свойствам относятся и качества первобытной аборигенной мифологии (в том числе у аборигенных народов нашего Великого Отечества) или, как их еще называют, характерные черты мифологического сознания.

Первым и исходным фактором, непреходящей чертой человеческой духовной деятельности фетишизм – выделение из окружающего универсума каких-либо объектов действительности и поклонения им. Только что родившийся ребенок, улыбаясь или плача, уже выделяет нечто и оценивает (исток аксиологии!) его эмоционально.

Вместе с тем фетишизм – это залог разграничения Я (субъекта) и не-Я (объекта) с соответствующим масштабом превалирования одной из сторон этой двоицы в восприятии; это и причина непреодолимой границы Канта между вещами самими по себе и вещами для нас, в нашем представлении.

Табуизм отмечает сакральный, а, следовательно, непререкаемый, заветный запрет на совершение тех или иных действий, продиктованный в принципе реальным опытом раскрытия архетипа человека в рамках онтогенеза.

^ Холизм – отсутствие разделения на субъект и объект; рудиментарный эстетизм – образный, конкретно-чувственный характер представлений о универсуме вообще; составляют в тех или иных пропорциях такую черту как синкретизм – слитность всех элементов духовной культуры, без подразделения их на сферы веры, права, морали, частной жизни, своего рода соборность, органичная социальная коммунистичность, естественное идейно-политическое единство общества.

Антропоморфизм, т. е. наделение индивидуумом внешнего универсума в своих искренних представлениях о нем «человеческими» свойствами: дышать, грустить, думать, идти...

Близок к антропоморфизму гилозоизм – витализация практически любого вещества или предмета, почитание их как живых, чувствующих, страдающих.

Специалисты также выделяют и наделяют богатой содержательной спецификой анимизм – веру в особых духов важных сфер среды обитания, и аниматизм – полагание, что все предметы живые, у них есть душа, которая, в особых условиях ее обработки, может выйти из тела погулять по Вселенной.

Отсюда тотемизм – почитание объектов действительности, особенно из животного и растительного мира в качестве предков, прародителей человека (библейский миф в качестве исходного материала человека называет красноватую глинистую землю – эдому, откуда и адам – человеческий род, первочеловек); и зоолатрия – культ животных, как правило, тотемных или просто священных, типа коров в Индии.

Кстати, в третьеримском по происхождению, следовательно, экзогенном (и что бы это значило?), гербе РФ можно указать как факторы тотемизма или зоолатрии несколько классов животных, а косвенно – даже растения и предметы.

Помимо культа – то есть обязательных действий с сакральным згачением, появляется магия (и ее виды ведовство, волхвовство, кудесничество и т.п.), то есть деятельность по достижению желаемых целей опосредованными, экономными средствами, при поддержке могущественных таинственных субъектов или путем подключения к бесконечным энергетическим ресурсам универсума.

Именно из магии, как мы отмечали выше, на наш взгляд, берет свое начало развитие техники: техника не совсем магия, но ресурсы экономит хорошо, а тем более с развитием и совершенствованием ее средств. Маркс называл орудия труда, технику органами человеческого мозга, овеществленной силой знания.

И, наконец, шаманство, волхвовство, кудесничество. Здесь начинается интегральная профессионализация духовной деятельности.

^ 4) Ряд половозрастных циклов мифологических сюжетов, целые циклы, посвященные важнейшим аспектам повседневной повторяющейся деятельности, выживания людей и рода.

К примеру:

правильное окормление потомства, духовное и физическое;

организация воспитания необходимых в процессе существования качеств, школа поэтапного формирования умственных действий, необходимых для адекватного функционирования индивидуума и социума, на базе рудиментарной генетической эпистемологии;

подготовка к самостоятельной жизни, к адекватному автономному плаванию;

учение о зрелости, старости, смерти, посмертной жизни и необходимых для этого ресурсов.

^ 5) Масштабные виртуальные периоды развития сознания (самосознания, самоощущения, самовыражения – менталитета) этноса также достойны автономного выделения.

В их рамках явно присутствуют три основных элесента:

  1. предфилософский, то есть собственно мифологический, а при дальнейшем развитии гуманологический период с этапами:

космогонический – выработка мифологических концепций о внешнем мире; теогонический – происхождение высших сил универсума и его флуктуаций, антропогонический – осознавание себя людьми в универсуме;

героический – экспансивный этап, связанный с необходимостью расширять и защищать безопасность своего жизненного пространства с находящимися на нем ценностями;

земле- или хозяйство-устроительный – оборудование и эксплуатация своего жизненного пространства в оптимальных для своего времени формах, откуда произошли экономические (хозяйственные), политические (государство-строительные) и другие аналогичные направления;

сотериологический – начинаются поиски тайного и высшего смысла земного бытия человека;

  1. собственно философский – появление первых философов с традиционной философской проблематикой:

онтология включает поиск субстанций, того нечто, к чему сводится всё многообразие вещей;

гносеология – поиск правил мышления;

аксиология – определение критериев ценности и обоснование их: добро, зло, прекрасное, безобразное; грех (кощунство) и святость (доблесть) и т.п.;

история философии – возникает с проявлением самой философии, а иногда как раз и считается собственно философией как таковой, представленной хронологически в метаморфозах ее основных структурных элементов.

  1. постфилософский, или философиеборческий – возникает очень рано и продолжается всегда.

В его рамках философия может быть представлена единственной духовной основой бытия людей, а так как она постоянно сталкивается с проблемами, которые в рамках догматической сакрализации философии решать невозможно, возникает и философский нигилизм, вплоть до абсолютного ее отрицания, с последующим ее возвращением на уровне, скажем, даже эпистемологического анархизма или современной стадии феноменологии Э. Гуссерля.

Весь этот комплекс добросовестно, подчас на интуиции описанных учеными составляющих священную историю всякого народа структур был в полной мере представлен и у древнейших предков современного русскоязычного народонаселения России, и прежде всего у народа русского – весьма представительного народообразующего и государствообразующего этноса Российской Федерации.

В настоящее время возникло такое направление как гуманология – наука о духовных исканиях человечества.

В тех сообществах, которые перешли на начала цивилизации, древняя (восточная) мудрость, составляющая ядро гуманологических достижений человечества, распалась на отдельные научные направления – гуманитарного цикла, естественнонаучные, инженерно – прикладные, и ещё более мелкие, микроспециализации и профессионализации и т. п. И это тоже природная необходимость, связанная со свойством функционализации всякого бытия. Но соответствует ли функционирование смыслу функционализации – это уже второй, а, может, и самый главный вопрос бытия человека.

В сообществах культурных древняя мудрость сохранилась практически в первозданном виде в рамках какого-либо конкретного целостного учения, не разделяясь на химию, физику, философию и т. п., как совершенно отдельную науку каждая. Китайская древня «Книга перемен» «И цзин» – там есть всё: и математика, и алгебра, и экономика, и мораль...

В Японии до сих пор нет цифровой хронологической системы и нумерации домов на улицах города. И живут! А европейская стала, но туго, стала применяться для удобства иноземцев.

В России интеллектуальные традиции склоняются более всего к гуманологии, но позиции вождей державы, от которых многое зависит, не всегда определены. Им иногда хочется то догнать и перегнать Америку по всем направлениям, а особенно по производству мяса, молока и масла на душу населения, но получалось только со сталью, то, а часто и одновременно, осуществить идею «русский с китайцем братья навек», что уже несовместимо с первым, то построить рынок, то сильное социальное государство. В какие только дебри размышлений и идеалов по выведению нашего отечества на передовые рубежи не заносит наших вождей! То есть: и так хочется, и этак, потому и орел на гербе двуглавый, в натуре. И что делать? Изучать философию дальше, особенно это касается вождей, то есть жить на основе определенной житейской стратегии каждого и всех одновременно. Подробнее наша интерпретация понятий «культура», «цивилизация», а также «варварство» изложена в главе 3 настоящего раздела, в параграфе «Социально-исторический аспект философской картины универсума».

Древняя мифология, мифологический аспект философской картины универсума, поиск своей оригинальной родовой духовной идентичности, родославие, в известной степени составляет аборигенный пласт в составе отечественной философии практически любого народа.

Не следует пугаться этого «дикарского» выражения: ab origen по латыни означает – по происхождению, то есть изначальный, исконный пласт предфилософкой мифологизированной культуры, обычно совпадающий с и называемый языческим периодом; хотя он продолжается до наших дней, и в компьютерах водятся домовые.

В рамках реальных историко-философских исследований в России, несмотря на широко любимую мысль о том, что прошлое – ключ к будущему, этот пласт в включает период почти полной неизвестности70.



-2-pererabotka-dlya-vnutrennego-potrebleniya-tamozhennij-kodeks-rossijskoj-federacii.html
-2-peshepnie-lyudi-hh-veka-mudrij-chelovek-o-televizore.html
-2-politicheskie-i-pravovie-ucheniya-rabovladelcheskoj-aristokratii-ciceron-rimskie-yuristi.html
-2-polozhenie-hristianskogo-naseleniya-uchebnoe-posobie-moskva-izdatelstvo-moskovskogo-instituta-duhovnoj-kulturi-2007.html
-2-ponyatie-grazhdansko-pravovogo-rezhima-dachnih-sadovih-i-ogorodnih-zemelnih-uchastkov.html
-2-ponyatie-pravovogo-poryadka-ego-principi-predislovie.html
  • uchenik.bystrickaya.ru/glava-4-izobretajte-vzaimovigodnie-varianti-fisher-r-yuri-u-put-k-soglasiyu-ili-peregovori-bez-porazheniya-.html
  • shpora.bystrickaya.ru/zadacha-razrabotchikov-fgos-doshkolnogo-obrazovaniya-uchest-interesi-vseh-uchastnikov-obrazovatelnogo-processa-no-prezhde-vsego-rebyonka.html
  • kolledzh.bystrickaya.ru/avtor-sostavitel-n-a-ionina-2003-stranica-41.html
  • turn.bystrickaya.ru/plan-meropriyatij-po-vospitatelnoj-rabote-so-studentami-gbou-vpo-nizhegorodskaya-gosudarstvennaya-medicinskaya-akademiya-minzdravsocrazvitiya-rf-na-2011-2012-uchebnij-god-stranica-2.html
  • kanikulyi.bystrickaya.ru/zadacha-statisticheskogo-prognozirovaniya-dlya-kazhdogo-obuchaemogo-sostoit-v-tom-chtobi-predskazat-velichinu-izuchaemogo-pokazatelya-urovnej-podgotovki-budushih-uchitelej-v-techenie-opredelennogo-perioda-vremeni.html
  • doklad.bystrickaya.ru/ugolnaya-promishlennost-rossii-chast-4.html
  • grade.bystrickaya.ru/obshestvennie-ustanovki-i-lichnost-georgij-mihajlovich-gerasimov.html
  • shpora.bystrickaya.ru/vyanvare-na-rusi-temneet-rano-vecherom-29-yanvarya-1676-goda-na-chetvertom-chasu-posle-zahoda-solnca-zakatilos-solnce-russkogo-samoderzhavnogo-pravoslavnogo-gosudar.html
  • literatura.bystrickaya.ru/sivko-burko-narodnie-russkie-skazki-an-afanasev-v-3-t-m-nauka-1984-1985-tii-179-181.html
  • turn.bystrickaya.ru/pohishenie-detej-pohozhe-stanovitsya-epidemiej-zakonodatelnaya-baza.html
  • abstract.bystrickaya.ru/2-tebe-kto-voobrazhaet-chto-neobhodimo-sledovat-mode-instrukciya-dlya-dzadzen-12-dzadzen-yodzinki.html
  • testyi.bystrickaya.ru/64-uchenik-pitayushij-pristrastie-k-pedali-fortepyannaya-igra-otveti-na-voprosi-o-fortepyannoj-igre.html
  • shpora.bystrickaya.ru/zhigulevskij-dvorec-kulturi.html
  • ekzamen.bystrickaya.ru/sabati-tairibi-er-tstk-hali-armani.html
  • uchenik.bystrickaya.ru/astrahan-v-godi-vov-chast-5.html
  • testyi.bystrickaya.ru/aktualnie-problemi-osushestvleniya-i-zashiti-semejnih-prav.html
  • portfolio.bystrickaya.ru/opit-razrabotki-i-ispolzovaniya-uchebno-metodicheskogo-kompleksa-po-discipline-strukturi-i-algoritmi-obrabotki-dannih-bobkov-v-v-bobkov-vvntiustu-ru.html
  • tests.bystrickaya.ru/metodicheskie-rekomendacii-po-podgotovke-i-provedeniyu-municipalnih-avgustovskih-soveshanij.html
  • essay.bystrickaya.ru/ekzamen.html
  • bukva.bystrickaya.ru/programi-pdgotuvali-kandidat-pedagogchnih-nauk-starshij-naukovij-spvrobtnik-institutu-pedagogki-apn-ukrani-l-a-smakova-kandidat-pedagogchnih-nauk-starshij-naukovij-spvrobtnik-stranica-3.html
  • tetrad.bystrickaya.ru/vlastelin-kolec-dve-bashni-stranica-18.html
  • literatura.bystrickaya.ru/sbroska-lesa-na-vodu-pravila-po-ohrane-truda-v-lesozagotovitelnom-derevoobrabativayushem-proizvodstvah-i-pri-provedenii.html
  • tests.bystrickaya.ru/konkurs-teatralnij-konkurs-muzikalnij.html
  • turn.bystrickaya.ru/polozhenie-o-vserossijskom-detskom-fizicheskom-konkurse-fiziki-v-gostyah-u-k-chukovskogo-konkurs-posvyashyon-130-letiyu-so-dnya-rozhdeniya-korneya-ivanovicha-chukovskogo.html
  • abstract.bystrickaya.ru/3-trebovaniya-k-podgotovke-shkolnikov-rabochaya-programma-uchebnogo-kursa-informatika-i-ikt.html
  • institute.bystrickaya.ru/estestvennonauchnaya-kompetentnost-stranica-7.html
  • kolledzh.bystrickaya.ru/a-v-chernecov-moskva-fii-rggu-prof-kaf-muzeologii-d-i-n.html
  • doklad.bystrickaya.ru/vi-ocenka-socialno-ekonomicheskoj-effektivnosti-paspor-tfederalnoj-celevoj-programmi-deti-rossii-na-2007-2010godi.html
  • predmet.bystrickaya.ru/sposobi-vedeniya-buhgalterskogo-ucheta-izbrannie-pri-formirovanii-nastoyashej-uchetnoj-politiki-primenyayutsya-s-pervogo-yanvarya-goda-sleduyushego-za-godom-utverzhdeniya-etogo-dokumenta.html
  • uchebnik.bystrickaya.ru/ukaz-prezidenta-rossijskoj-federacii-ob-utverzhdenii-polozheniya-o-poryadke-rassmotreniya-voprosov-grazhdanstva-rossijskoj-federacii-stranica-4.html
  • abstract.bystrickaya.ru/112-sovremennie-sposobi-povisheniya-kachestva-metallov-i-splavov-iz-107-elementov-periodicheskoj-sistemi-elementov.html
  • teacher.bystrickaya.ru/gipertenzivnie-sredstva-professor-a-i-beketov-kurs-lekcij-po-farmakologii-uchebno-metodicheskoe-posobie-dlya.html
  • institute.bystrickaya.ru/g-sankt-peterburg-stenogramma-predsedatel-soyuza-sadovodov-rossii-v-i-zaharyashev-stranica-7.html
  • znaniya.bystrickaya.ru/razdel-iii-instrukciya-po-medicinskomu-obesp.html
  • uchitel.bystrickaya.ru/referat-po-discipline-teoriya-i-metodika-obucheniya-bezopasnosti-zhiznedeyatelnosti-tema-metodika-provedeniya-uchebno-polevih-sborov-s-yunoshami-desyatogo-klassa.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.