.RU

§ 1 Состояние рынка сотовой связи в Республике Казахстан - Приказ Председателя Агентства Республики Казахстан по...


§ 1 Состояние рынка сотовой связи в Республике Казахстан

 

Согласно официальной статистике в отрасли «связь» наблюдается стабильная положительная динамика темпов роста доходов. Ежегодно этот показатель составляет порядка 30%. В 2005 году доходы всей отрасли «связь» составили всего 216,7 млрд. тенге, в 2006 году оказано услуг телекоммуникаций на сумму 265,1 млрд. тенге, в первом полугодии 2007 года - 158,7 млрд. тенге, что в сопоставимых ценах на 31,7% больше объема аналогичного периода прошлого года.

Структура доходов отрасли по состоянию на 31 декабря прошлого года такова: мобильная связь занимает 44%, фиксированная телефония - 30%, другие виды связи - 26%. Анализ структуры рынка телекоммуникаций показывает, что мобильная связь из года в год растет опережающими темпами и занимает почти половину от общего объема рынка.

По данным Агентства Республики Казахстан по статистике доходы мобильных операторов от оказания услуг связи в 2005 году составили 82,407 млрд. тенге, в 2006 году - 124,950 млрд. тенге, за первое полугодие 2007 года - 79,780 млрд. тенге

Прогнозные показатели на 31 декабря 2007 года, характеризующие развитие рынка телекоммуникаций, следующие:

телефонная плотность (фиксированная связь) - 21%

плотность абонентов мобильной связи - 70%.

Абонентская база распределена между операторами сотовой связи следующим образом:

ТОО «КаР-Тел»

- 5,22 млн. абонентов;

ТОО «GSM Казахстан ОАО Казахтелеком»

- 5,17 млн. абонентов;

^ АО «АЛТЕЛ»

- 503,94 тыс. абонентов;

ТОО «МТС»

- 104,50 тыс. абонентов.

 

 

§ 2 Факторы, влияющие на развитие рынка подвижной связи

Республики Казахстан

 

Экономика Республики Казахстан движется по пути преодоления государственного монополизма и создания социально-ориентированной рыночной экономики. Этот путь характеризуется неравномерным развитием как по регионам, так и по отдельным отраслям и предприятиям, что обусловлено объективными (используемые технологии, стартовые условия, внешняя среда, инвестиционный климат и т.п.) и субъективными причинами (уровень подготовки персонала, наличие государственной поддержки частного бизнеса и т.п.).

Развитие рынка подвижной связи в Казахстане, как и во всех странах, определяется воздействием нескольких групп факторов - политических, экономических, научно-технических, технологических и др., а именно:

уровнем развития экономики страны в целом;

уровнем платежеспособного спроса на услуги связи;

наличием и уровнем государственного регулирования рынка;

инвестиционной активностью;

общехозяйственной и отраслевой экономической конъюнктурой;

степенью монополизации рынка подвижной связи и условиями развития конкуренции.

В значительной степени развитие казахстанского рынка подвижной связи обусловлено экономической ситуацией, характеризующейся рядом макроэкономических показателей, в том числе ВВП страны и ВВП на душу населения.

Размер и динамика дохода, приходящегося на душу населения, - ключевой показатель для прогнозирования состояния любого товарного рынка, в частности, рынка услуг связи. Доходы населения в Республике Казахстан отличаются региональной неравномерностью.

При отсутствии платежеспособного спроса на услуги подвижной связи даже наличие инвестиций в развитие инфраструктуры сетей может не привести к росту абонентской базы. Реально можно говорить лишь о платежеспособном спросе жителей мегаполисов и городов, где уже развернуты сети подвижной связи. Среди них можно выделить жителей городов с населением больше 0,1 млн. человек, где в настоящее время сформировался средний класс - наиболее привлекательный для операторов СПС слой населения с эластичным спросом на услуги подвижной связи.

Еще одним важным фактором развития рынка подвижной связи является государственное регулирование, которое осуществляется как в Республике Казахстан, так и за рубежом. Этот фактор влияет и на состояние экономической конъюнктуры рынка, и на темпы технического прогресса, в результате которого осуществляется конвергенция стационарных и мобильных средств связи.

Существуют противоречивые представления относительно деятельности регулирующих органов. В частности, многие западноевропейские эксперты полагают, что в долгосрочной перспективе деятельность по регулированию телекоммуникаций должна выглядеть как асимптотически затухающая кривая. Вначале регулятивный орган определяет основные правила для открытого рынка, после этого его деятельность становится довольно напряженной, потому что начинают действовать новые компании и их необходимо защитить от тех, кто давно закрепился на рынке, чтобы и они могли занять на нем свое место. С течением времени, когда рыночные правила определены и приняты всеми участниками рынка, регулирующая деятельность постепенно сокращается. В результате всех этих действий и естественных рыночных процессов рынок наконец-то становится конкурентным, и деятельность регулятивного органа начинает носить, в основном, контрольно-наблюдательный характер.

Несколько иная ситуация сложилась в Казахстане. Полосы радиочастотного спектра, распределенные МСЭ для служб подвижной связи, преимущественно используются силовыми структурами страны. Уполномоченным органам в области связи, обороны, безопасности и охраны правопорядка необходимо будет осуществить сложный комплекс организационно-правовых и технико-экономических мер по перепланированию и переводу частотных назначений, не соответствующих международному распределению, в другие диапазоны частот. Именно в силу недостаточности радиочастотного ресурса рынок услуг подвижной связи не может стать в достаточной степени конкурентным.

Развитие казахстанского телекоммуникационного рынка (в том числе и рынка подвижной связи) в значительной степени зависит от объема и динамики инвестиций. Потребность в инвестициях достаточно велика и связана с необходимостью расширения телекоммуникационных сетей в стране и их модернизации.

Любого инвестора интересует, насколько выгодным может быть вложение средств и насколько оно рискованно. Риск и потенциал неразрывно связаны и относятся к разряду объективных экономических факторов, влияющих на развитие сотового бизнеса в Республике Казахстан. При определении инвестиционного потенциала региона обычно учитываются основные макроэкономические, социально-демографические, ресурсно-сырьевые и другие факторы. Инвестиционный риск отражает вероятность потери инвестиций и дохода от их вложения. В качестве основных рассматриваются следующие виды рисков: экономический, финансовый, социальный, экологический, криминальный.

Основной движущей силой развития рынка является конкуренция. Казахстанский сотовый бизнес находится в процессе своего развития. Тем не менее, именно в данном секторе созданы наиболее благоприятные условия для развития конкурентных отношений и проявления их преимуществ. Практически все операторы подвижной связи функционируют в виде коммерческих предприятий с привлечением частного капитала (в подавляющем большинстве иностранного). Рынок подвижной связи не регулируется государством в области тарифной политики. Среди видимых индикаторов конкуренции на современном этапе следует отметить, прежде всего, новизну предоставляемых услуг связи и условия их предложения покупателям (цепы и тарифы, потребительские свойства и ассортимент телефонов и аксессуаров, качество и спектр предоставляемых услуг связи), а также рекламную активность и расширение каналов сбыта как собственных, так и дилерских. На этапе внедрения услуг связи на развивающемся рынке наиболее важным для достижения успеха является фактор новизны, а для уже сформировавшегося рынка более значим ценовой фактор.

В мире, в том числе Казахстане, несмотря на наличие различных типов систем подвижной радиосвязи, начиная от систем персонального радиовызова и заканчивая системами подвижной спутниковой связи, наиболее перспективными сегментами рынка телекоммуникаций остаются мобильные сотовая и спутниковая связь. Возможности и услуги систем персонального радиовызова и транкинговых систем практически реализованы в сетях сотовой связи. Неперспективность систем персонального радиовызова и специфичность применения транкинговых систем обуславливают целесообразность рассмотрения в настоящей концепции перспектив и направлений развития именно систем подвижной связи третьего поколения (3G). Ожидается, что в сетях связи 3G мобильный телефон станет персональным коммуникатором, пользователь которого будет обладать практически неограниченными возможностями доступа к информационным ресурсам мирового сообщества, в том числе, через сеть Интернет.

 

 

^ 5. Пути развития подвижной радиосвязи в Республике Казахстан

 

 

§ 1 Обеспечение сетей подвижной связи частотным ресурсом

 

Национальная политика использования радиочастотного спектра в Республике Казахстан учитывает, что по классификации МСЭ Казахстан относится к Району 1.

В настоящее время в Республике Казахстан для сетей сотовой подвижной связи общего пользования выделены полосы частот в диапазонах 800, 900 МГц.

Для сетей сотовой подвижной связи GSM в диапазоне 900 МГц выделены отдельные участки в полосах частот 880...915 МГц / 925...960 МГц в соответствии с национальной таблицей при условии обеспечения ЭМС с действующими РЭС воздушной радионавигации.

Из общей полосы частот, отведенной для развития сетей GSM-900, используется практически только 40%, что существенно тормозит развитие этих сетей. Обеспечение сетей GSM-900 частотным ресурсом должно осуществляться на основе привлечения финансовых средств из государственного бюджета, не исключая возможность привлечения средств заинтересованных операторов с целью проведения организационно-технических мер по сокращению используемой средствами радионавигации полосы радиочастот в диапазоне 880-960 МГц и выведения из эксплуатации РЭС воздушной радионавигации по окончании амортизационного срока.

Процесс высвобождения необходимых полос частот для сетей GSM-1800 должен базироваться как на основе планового выведения из эксплуатации РЭС фиксированной службы их владельцами по окончании амортизационного срока функционирования данных РЭС, так и динамичного процесса перевода этих РЭС на основе инвестиций заинтересованных операторских компаний в другие диапазоны частот выше 11 ГГц. Использование полос частот 1900...2025 МГц и 2110…2200 МГц для систем подвижной связи третьего поколения возможно при условии высвобождения этих полос от использования РЭС фиксированной службы правительственного и гражданского назначения в соответствии с Планами мероприятий по конверсии радиочастотного спектра, разрабатываемыми совместно уполномоченными органами в области связи и силовыми ведомствами, либо при обеспечении условий совместной работы с соблюдением необходимых частотно-территориальных разносов (ЧТР).

В пределах указанных полос необходимо создание опытных сетей IMT для определения основных направлений по их внедрению на территории Республики Казахстан, совмещению с сетями GSM и CDMA и обеспечению условий совместного использования с РЭС существующих служб. При этом должны учитываться рекомендации по созданию сетей 3G.

 

 

§ 2 Использование полос частот для сетей 3G в Республике Казахстан

 

В Республике Казахстан использование полос частот 1885…2025 и 2110...2200 МГц регламентируется Таблицей распределения полос частот между радиослужбами Республики Казахстан в диапазоне частот от 3 кГц до 400 ГГц. Полосы 1885...2025 и 2110…2200 МГц на территории Республики Казахстан предназначены для фиксированной службы, отдельные участки полос частот распределены подвижной, метеорологической, спутниковой, радиолокационной, подвижной спутниковой службам, службе космических исследований.

При создании в «корневых» полосах сетей 3G неизбежно возникают проблемы обеспечения ЭМС с существующими РЭС фиксированной, радионавигационной, метеорологической, спутниковой, подвижной спутниковой служб, службы космической эксплуатации и космической службы исследования Земли. Особенно интенсивно «корневые» полосы используются РЭС фиксированной и радиолокационной служб.

Таким образом, создание и эксплуатация в Республике Казахстан сетей связи 3-го поколения возможны только при условии проведения целенаправленной политики по планомерному высвобождению частотного ресурса в диапазоне 2 ГГц от РЭС, не обеспечивающих электромагнитную совместимость с радиоэлектронными средствами 3G.

Термин «высвобождение» следует трактовать не только как непосредственный вывод из целевого диапазона потенциально несовместимых средств, но и в более широком смысле - как сложный комплекс организационно-правовых и технико-экономических мер и мероприятий по перепланированию и переводу частотных назначений РЭС в другие диапазоны частот устаревших РЭС, включающую в себя подготовку и утверждение необходимых нормативных документов и проведение на их основе целого ряда работ, в том числе:

разработка методики технико-экономического обоснования затрат конверсии РЧС;

разработка Правил компенсации затрат на проведение мероприятий по конверсии РЧС;

разработка перспективных планов использования РЧС;

внесение изменений в национальную таблицу распределения полос частот между радиослужбами в диапазоне частот от 3 КГц до 400 ГГц (вторая редакция);

и как заключительный этап комплекса мероприятий - непосредственный вывод потенциально несовместимых РЭС за пределы «корневых» полос.

Анализ загрузки РЧС в диапазоне 2 ГГц позволил выявить потенциальные возможности и оценить перспективы создания и развития сетей 3G в Республике Казахстан:

сети 3G в Республике Казахстан на первом этапе должны создаваться в виде опытных фрагментов. Общий частотный ресурс, который может быть предоставлен на первом этапе развития сетей 3G в Республике Казахстан, может быть определен только после детального исследования возможности использования в «корневых» полосах конкретных участков РЧС на основании расчетов на электромагнитную совместимость;

условия совместного использования полос частот сетями 3G и РЭС гражданского и правительственного назначения определяются требованиями норм частотно-территориального разноса. Число операторов в опытных сетях 3G должно соответствовать доступному частотному ресурсу.

Стратегия высвобождения РЧС для внедрения новых радиотехнологий в Республике Казахстан должна учитывать требования действующей нормативно-правовой базы и осуществляться по следующим направлениям:

введение экономических методов управления использованием спектра наряду с административными и организационно-техническими;

обеспечение источников финансирования для высвобождения спектра путем совершенствования систем взимания платежей за его использование;

обеспечение приоритетности высвобождения диапазона 2 ГГц для сетей 3G, а также диапазонов 450, 900 и 1800МГц для сетей 2G - 2,5G.

Создание нормативного правового поля, обеспечивающего высвобождение спектра для дальнейшего совершенствования 2G и динамичного внедрения 3G в Республике Казахстан, потребует:

разработки и реализации комплексной целевой программы высвобождения радиочастотного спектра;

определения временного графика высвобождения спектра, учитывающего жизненные циклы радиотехнологий;

выбора приоритетов в высвобождения спектра, отражающих техническую политику отрасли и потребности рынка услуг связи в зависимости от региона республики;

определения источников и методов финансирования высвобождения спектра.

 

 

§ 3 Создание необходимых условий для развития сетей подвижной

радиосвязи в Республике Казахстан

 

Дальнейшее развитие подвижной связи в Республике Казахстан должно происходить на базе цифровых технологий, создания многодиапазонных сетей GSM, укрупнения существующих и создания новых сетей, эволюции существующих цифровых сетей к предоставлению высокоскоростных услуг, развертывания сетей третьего поколения на основе международных стандартов IMT.

Поскольку внедрение систем третьего поколения начнется с небольшого числа крупных городов, в которых могут быть востребованы в приемлемом с точки зрения доходности объеме услуги, предоставляемые этими системами, «непрерывное» покрытие в масштабах лицензионной территории (страны) и всего земного шара может быть осуществлено только при взаимодействии с существующими сетями второго поколения. Техническая возможность такого взаимодействия предусмотрена в оборудовании систем подвижной связи третьего поколения.

Таким образом, сети второго поколения должны развиваться в направлении, обеспечивающем предоставление услуг массового спроса и выполнение функций каркаса, на основе которого будут создаваться сети третьего поколения. Этим условиям отвечают только крупные операторские компании, способные привлечь достаточно большие инвестиции для покрытия больших территорий сетями с услугами национального и международного роуминга.

Расчеты, произведенные с использованием демографического подхода и соотношений числа оконечных терминалов в семье и на работе, показали, что предельное количество абонентов сетей сотовой подвижной связи в Республике Казахстан может достичь 15 млн. (показатель проникновения ориентировочно 100%). Этот показатель может быть достигнут при выполнении следующих условий:

создание максимально благоприятного климата для конкурентной среды на основе равенства условий деятельности операторов на рынке услуг сотовой подвижной связи, в частности, путём формирования открытой и стабильной лицензионной политики;

разработка системы мер по стимулированию операторов ориентироваться на широкие слои населения;

обеспечение требуемым РЧС;

устранение препятствий, сдерживающих быстрое развертывание сетей сотовой подвижной связи, в частности, упрощение и ускорение процедур получения разрешений на начало строительства и ввода в эксплуатацию объектов связи и на использование радиочастот.

Мировой опыт показывает, что оптимальным путем внедрения систем третьего поколения является процесс последовательной «миграции» к 3G существующих и достаточно развитых сетей второго поколения (2G-2,5G). Техническая возможность такого взаимодействия предусмотрена в оборудовании систем подвижной связи третьего поколения.

Необходимые фазы миграции сетей сотовой связи стандарта GSM при внедрении технологии 3G показаны на нижеследующих рисунках.

 



 

Рис. 7 Построение сети сотовой связи с внедрением элементов 2,5G

 

Фазы миграции к 3G

 

1. Внедрение программного коммутатора и медиа шлюзов

 



 

Рис. 8 Первая фаза миграции от сети 2,5G к 3G

 

Фазы миграции к 3G

 

2. Миграция с TDM/E1 к широкополосным сетям IP/MPLS

 



 

Рис. 9 Вторая фаза миграции от сети 2,5G к 3G

 

Фазы миграции к 3G

 

3. Внедрение WCDMA/HSDPA 1.4 Mbit/s

 



 

Рис. 10 Третья фаза миграции от сети 2,5G к 3G

 

Таким образом, сети второго поколения должны развиваться в направлении, обеспечивающем предоставление услуг массового спроса и выполнение функций каркаса, на основе которого будут создаваться сети третьего поколения. Как показано выше, этим условиям отвечают только крупные операторские компании уже имеющие развитые сети сотовой связи и способные привлечь достаточно большие инвестиции для покрытия больших территорий сетями с услугами международного роуминга.

Расчеты, произведенные с использованием демографического подхода и соотношений числа оконечных терминалов в семье и на работе, показали, что предельное количество абонентов сетей сотовой подвижной связи в Республике Казахстан может достичь 15 млн. (показатель проникновения ориентировочно 100%). Этот показатель может быть достигнут при выполнении следующих условий:

- создание максимально благоприятного климата для конкурентной среды на основе равенства условий деятельности операторов на рынке услуг сотовой подвижной связи, в частности, путем формирования открытой и стабильной лицензионной политики;

- разработка системы мер по стимулированию операторов ориентироваться на широкие слои населения;

- обеспечение требуемым РЧС;

- устранение препятствий, сдерживающих быстрое развертывание сетей сотовой подвижной связи, в частности, упрощение и ускорение процедур получения разрешений на начало строительства и ввода в эксплуатацию объектов связи и на использование радиочастот.

 

 

§ 4 Совершенствование административно-правовой базы предоставления

услуг подвижной радиосвязи

 

Государственное регулирование в отрасли «Связь» осуществляется через лицензирование вида деятельности, выдачу разрешений на использование полос (номиналов) радиочастот, распределение ресурса нумерации и установление порядка взаимодействия сетей различных операторов, а также правил оказания услуг сотовой связи.

 

 

§ 5 Лицензирование

 

В настоящее время выдача лицензий на предоставление услуг сотовой связи, спутниковой подвижной связи, мобильной телекоммуникационной связи осуществляется в соответствии с постановлением Правительства Республики Казахстан от 29.09 04 г № 998 «О некоторых вопросах лицензирования деятельности в области связи».

Для разработки механизма выдачи лицензий на предоставление услуг 3G в Республике Казахстан должен быть учтен экономико-правовой анализ последствий выдачи лицензий на предоставление услуг 3G в странах ЕС, так как именно в странах ЕС повсеместно используется стандарт сотовой связи GSM с большой степенью проникновения на рынки телекоммуникационных услуг, а также произведена массовая выдача лицензий на создание сетей третьего поколения 3G.

С учетом особенностей текущего состояния экономики страны, развития сетей связи отечественного рынка и опыта других стран можно сделать вывод, что для Республики Казахстан наиболее приемлемой формой является конкурс. В процессе конкурса исключается возможность необоснованного завышения стоимости лицензии, что позволяет операторам избежать чрезмерных затрат. Впоследствии эти средства могут быть направлены на создание инфраструктуры сетей третьего поколения в Казахстане. Кроме того, как показал европейский опыт лицензирования, проведение конкурса наиболее выгодно для национальных операторов сетей 2G, уже действующих на территории их стран, что важно как с точки зрения реализации государственной технической политики развития сетей (их эволюции), так и с точки зрения национальной безопасности.

Использование конкурсной формы выдачи лицензии позволяет стимулировать качественное развитие рынка, так как в этом случае лицензия будет присуждаться операторам, представившим программу развертывания сети с заданными ключевыми параметрами ее развития - степенью проникновения, площадью покрытия и т.д., позволяя удовлетворить требования условий лицензии, с максимальным эффектом для всех заинтересованных сторон.

Детальное изучение опыта лицензирования в Европейском Союзе (ЕС) дает Республике Казахстан уникальную возможность избежать принятия ошибочных решений, допущенных Администрациями связи стран ЕС в процессе регулирования развития рынка услуг 3G. Но необходимо учесть, что политика и процедуры лицензирования деятельности операторов подвижной связи в Казахстане и Европе существенно различаются. Главной особенностью лицензирования в Европе является то, что Администрация связи выдает лицензии на использование радиочастотного спектра, Кроме того, в выдаваемой лицензии государства ЕС берут на себя ответственность за эксплуатационную готовность и доступность выделяемого оператору радиочастотного спектра.

При выдаче лицензии на деятельность по оказанию услуг подвижной связи требованиями к процедуре лицензирования и самой лицензии должны являться:

определение числа лицензиатов;

определение территории, на которую будет выдаваться лицензия;

обязательные условия действия лицензии.

Количество лицензий должно определяться на основании исследований рынка подвижной связи и доступности РЧС, т.е. исходя из наличия свободного спектра в лицензируемом регионе. Результаты европейских исследований показали, что увеличение числа операторов сетей 3G, работающих в одной зоне обслуживания, от двух до четырех приводит к троекратному снижению показателя возврата инвестиций, увеличению срока окупаемости, а, следовательно, заведомой нерентабельности и инвестиционной непривлекательности развития этих сетей. Возможность возникновения данной ситуации па казахстанском рынке требует разработки и применения дополнительных мер государственного регулирования оптимального числа лицензиатов, включающие в себя обязательные условия действия лицензии.

Требования к лицензиату определяются содержанием лицензии. Лицензия должна содержать требования по проценту охвата населения и территории (по годам) базовыми услугами связи, вводу в коммерческую эксплуатацию сети, качеству услуг. Перечисленные требования должны быть выражены количественно на основании разработанных соответствующих моделей и методов расчетов.

 

 


-27-redukciya-truda-i-dinamika-stoimosti-sovokupnogo-produkta-apologiya-kapitala-politicheskaya-ekon-omiya-tvorchestva.html
-28-adjective-and-noun-agreement-a-z-cisik-per-na-angl-yaz-a-z-cisik-minsk-bgmu-2010-212-s.html
-280-dolgosrochnie-aktivi-prednaznachennie-dlya-prodazhi-prikaz-ministra-finansov-respubliki-kazahstan-ot-21-iyunya.html
-29-padenie-respubliki-a-d-rudokvas-i-a-pokrovskij-i-ego-istoriya-rimskogo-prava.html
-29-yanvarya-2004-goda-mezhdunarodnij-terrorizm-iziskivaet-vse-novie-formi-svoih-proyavlenij-soobshenie-agentstva-ria-novosti.html
-2markirovka-tehnicheskij-reglament-ekspluatacii-atomnih-stancij.html
  • assessments.bystrickaya.ru/belorusskij-institut-sistemnogo-analiza-i-informacionnogo-obespecheniya-nauchno-tehnicheskoj-sferi-stranica-5.html
  • kontrolnaya.bystrickaya.ru/raschyot-apparatov-s-kipyashim-psevdoozhizhennim-sloem-uchebnoe-posobie-prednaznacheno-dlya-studentov-zaochnoj-formi-obucheniya.html
  • shpora.bystrickaya.ru/zadachi-izucheniya-disciplini.html
  • abstract.bystrickaya.ru/1-zasho-e-vazhno-da-se-znae-kak-raboti-reklamata.html
  • turn.bystrickaya.ru/otchet-gosudarstvennoj-korporacii-agentstvo-po-strahovaniyu-vkladov-stranica-7.html
  • zadachi.bystrickaya.ru/primer-4-reshenie-transportnih-zadach-metodami-linejnogo.html
  • spur.bystrickaya.ru/kou-isilkulskij-detskij-dom-im-m-a-rudenka.html
  • ucheba.bystrickaya.ru/prodolzhayut-obsuzhdatsya-voprosi-nadlezhashego-lecheniya-hotya-bili-razrabotani-evropejskie-i-nacionalnie-rukovodyashie-principi-terapii-34.html
  • knigi.bystrickaya.ru/sindrom-dlitelnogo-sdavlivaniya-klinika-diagnostika-i-lechenie-lekciya.html
  • shkola.bystrickaya.ru/metodi-pedagogicheskih-issledovanij-4.html
  • kolledzh.bystrickaya.ru/annotirovannij-spisok-resursov-internet-ispolzovanie-it-na-urokah-stranovedeniya-anglijskij-yazik.html
  • grade.bystrickaya.ru/obrazovatelnaya-programma-municipalnogo-byudzhetnogo-obsheobrazovatelnogo-uchrezhdeniya-dikimdinskaya-osnovnaya-obsheobrazovatelnaya-shkola-imeni-sergeya-ivanovicha-alekseeva.html
  • institute.bystrickaya.ru/formirovanie-motivacii-mladshih-shkolnikov-k-izucheniyu-inostrannogo-yazika-v-usloviyah-sotrudnichestva.html
  • bukva.bystrickaya.ru/metod-silva-oficialnoe-predstavitelstvo-v-sankt-peterburge-stranica-4.html
  • credit.bystrickaya.ru/otchet-o-nauchno-issledovatelskoj-rabote-po-teme-monitoring-sostoyaniya-socialnoj-raboti-s-osuzhdennimi-v-ugolovno-ispolnitelnoj-sisteme-rossii.html
  • testyi.bystrickaya.ru/aspushkin-tema-uroka-kol-vo-chasov.html
  • teacher.bystrickaya.ru/gornie-mashini-i-oborudovanie-podzemnih-razrabotok-gosudarstvennij-obrazovatelnij-standart-visshego.html
  • books.bystrickaya.ru/biobibliograficheskij-ukazatel-2003-stranica-15.html
  • grade.bystrickaya.ru/naimenovanie-kursa-metodi-prepodavaniya-kursa-obshej-fiziki-razdel-atomnaya-fizika.html
  • turn.bystrickaya.ru/peterburga-specialnost-terapevticheskaya-stomatologiya.html
  • bukva.bystrickaya.ru/o-golose-v-p-kaznacheev-d-m-n-akad.html
  • spur.bystrickaya.ru/korteneva-l-v-vospitatel-mdou-crr-ds-282proektnaya-deyatelnost-odin-iz-metodov-razvitiya-iniciativnosti-detej-doshkolnogo-vozrasta.html
  • otsenki.bystrickaya.ru/referat-tema-russkaya-amerika-vliyanie-russkoj-kulturi-na-razvitie-narodov-naselyayushih-tihookeanskoe-poberezhe-severnoj-ameriki-geografiya.html
  • uchenik.bystrickaya.ru/ab-glava-ii-uchebnik-serzhanta-vojskovoj-razvedki.html
  • education.bystrickaya.ru/170-000-vedomosti.html
  • notebook.bystrickaya.ru/k-napisaniyu-referata-dlya-postupayushih-v-aspiranturu.html
  • tests.bystrickaya.ru/kurs-1-fakultet-informacionnih-tehnologij-ochnaya-forma-obucheniya-specialnost-informacionnie-tehnologii-v-obrazovanii-specializaciya.html
  • occupation.bystrickaya.ru/oblast-rasprostraneniya-attestacii-federalnij-gornij-i-promishlennij-nadzor-rossii-postanovlenie.html
  • tasks.bystrickaya.ru/12opisanie-sistemi-kontrolya-znanij-uchebno-metodicheskij-kompleks-dlya-studentov-ochnoj-formi-obucheniya-yuridicheskogo-fakulteta.html
  • writing.bystrickaya.ru/aspirantka-kafedri-teorii-i-praktiki-gosudarstvennogo-regulirovaniya-rinochnoj-ekonomiki.html
  • literature.bystrickaya.ru/celi-zadachi-i-napravleniya-razvitiya-shkoli-do-2011-goda-konkurs-obsheobrazovatelnih-uchrezhdenij-aktivno-vnedryayushih.html
  • urok.bystrickaya.ru/prinyatie-meri-administrativnogo-prinuzhdeniya-gosudarstvennij-doklad.html
  • books.bystrickaya.ru/diplom-s-otlichiem-aspirantka-pobeditelnica-konkursa-krasa-universiteta.html
  • znaniya.bystrickaya.ru/rabochaya-uchebnaya-programma-po-discipline-istoriya-sociologii-dlya-napravleniya-050400-socialno-ekonomicheskoe-obrazovanie-profil-sociologiya-po-ciklu-dpp-f-06-disciplini-predmetnoj-podgotovki.html
  • lektsiya.bystrickaya.ru/profilaktika-protivoepidemicheskie-meropriyatiya-dezinsekciya-lichnaya-profilaktika.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.