.RU

№ 10. Познание в структуре человеческой деятельности. Практика и познание


^ № 10. Познание в структуре человеческой деятельности. Практика и познание.
Познание - творческая деятельность субъекта, ориентированная на получение достоверных знаний о мире.

В зависимости от решения вопроса о познаваемости вообще в философии выделяются позиции познавательного оптимизма, скептицизма и агностицизма. Истина выступает в качестве универсальной цели познания. При этом представления об истине и путях ее достижения в контексте историко-философской традиции конкретизировались через разведение фундаментальных оппозиций "знания и мнения" (античность), "разума и веры" (средние века), "знания и незнания" (Новое время).

При этом представления об истине и путях ее достижения в контексте историко-философской традиции конкретизировались через разведение фундаментальных оппозиций "знания и мнения" (античность), "разума и веры" (средние века), "знания и незнания" (Новое время). Понимание характера субъект-объектных отношений обусловливает соответствующие взгляды на природу П. Для классической философии процесс П. — это созерцание, что предполагает пассивную роль субъекта в восприятии внеположенных ему абсолютных и неизменных законов объективной действительности. Само П. при этом может интерпретироваться в двух основных ракурсах: 1) восходящая к Платону и разрабатываемая преимущественно в контексте рационально-идеалистической традиции трактовка П. как припоминания (теория анамнесиса); 2) характеристика П. как отражения, наиболее ярко реализовавшаяся в моделях материализма и эмпиризма. Начиная с "коперниканского поворота" Канта философия отходит от созерцательного объективизма в гносеологии и актуализирует активную роль субъекта в познавательном процессе.

Акцент на практической природе П. в современной философии характерен прежде всего для марксизма и прагматизма. Однако если в марксизме П., будучи формой опережающего отражения действительности, выступает как важнейший момент природопреобразующей и социально-исторической практики общества, то в прагматизме П., преодолевая сомнение, обеспечивает психологическую уверенность субъекта в своих силах, позволяя ему тем самым наиболее эффективно осуществлять практическую деятельность. Семантический подход к П. реализуется сегодня в рамках феноменологии и герменевтики. П. здесь — это процесс смыслообразования, позволяющий человеку расширить горизонты понимания не столько внешней действительности, сколько себя самого. И, наконец, аналитический подход связан с течениями нео- и постпозитивизма и структурализма, ориентированных на рассмотрение П. как научного анализа знаковых структур, более или менее адекватно описывающего сложившиеся логические и семиотические инварианты, но никоим образом не претендующего на их подлинное понимание.

В структуре познавательного процесса выделяют также чувственный и рациональный уровни П., противопоставление которых в новоевропейской философии обусловило возникновение дилеммы рационализма и эмпиризма. Чувственное П. (его основные формы: ощущение, восприятие и представление) является результатом непосредственного взаимодействия субъекта и объекта, что обусловливает конкретность, индивидуальность и ситуативность получаемого здесь знания. Будучи основанием познавательной деятельности в целом, чувственный уровень П. особое значение имеет в искусстве и обыденной практике. Рациональное П. (его формы: понятие, суждение и умозаключение) предполагает возможность объективации индивидуальных знаний, их обобщения, трансляции и т.п. Именно рациональное П. обеспечивает существование таких форм познавательного творчества, как наука и философия.


Вопрос заключается в том, в каких проявлениях человеческой жизнедеятельности манифестирует себя познавательная деятельность. Поиск отличительных признаков познавательной деятельности осложняется тем, что в истории философии мы встречаем далеко не совпадающие позиции.

1) есть подход с мощной традицией, для которого познание – своеобразная вершина человеческой деятельности, отличающая подлинно человеческое существование. Для представителей этого подхода познание – отправная точка оценки человеческой деятельности. Гуссерль в работе «Кризис европейского человека и философии» (1936) он оценивает всю прошедшую историю человечества и считает, что принципиально можно выделить два способа отношения человека к миру, две жизненные установки (устойчивых стиля жизни) – практическая и теоретическая. Практическая установка характеризует фундаментальный способ человеческого бытия и естественную жизнь человека, наивность, «вжитость в мир». В практической установке мир для человека не «тематезирован». Теоретическая установка – «главное её отличие – она целиком и полностью не практична. Человека охватывает страсть к познанию мира, свободная от практических интересов. Человек в замкнутом круге познавательного действия творит чистое познание (теория)». Сила теоретико-познавательной деятельности раздвигает границы повседневного бытия человека. По Гуссерлю, теоретико-познавательное отношение к миру характеризует европейскую культуру, особый рациональный тип поведения европейцев. По Гуссерлю, возникновение теоретической установки – связано со становлением греческой философии и науки VII – VI вв. Это свидетельствует от революционизировании всей человеческой истории. Согласно этой концепции, теоретико-соцерцательная установка (=познавательная деятельность как таковая) противоположна по своей сути практической.

Познание, и лишь оно, делает человека тем, кем он есть, практика находиться ниже по рангу. Практика – это деятельность с реальными вещами. Познание – это действие с идеями и по поводу идей. Познание является процессом бесконечного надстраивания одних идей над другими. Практическая деятельность, носящая временный характер данного бытия, обречена на относительность. Практическое отношение, по Гуссерлю, примиряет с данностью, созерцательно- теоретическое – формирует у человека способность критически оценивать.

Ясперс с точки зрения философии истории: главный критерий человека современного типа – способность осознавать целостность своего бытия и свое место в нем. Ясперс называет эту способность рефлексией. Человек стал таким, каков он есть благодаря идеально-рефлексивным процессам – способности мыслить в сфере чистой идеальности (в противоположность, практическая деятельность способна максимум продуцировать навыки и техники). И Гуссерль, и Ясперс считают, что по этому новому пути пошли философы и повели за собой всех остальных. Гуссерль и Ясперс следуют традиции немецкой классической философии (превалирующая роль познания у Канта, значительная роль теоретико-познавательного отношенияк миру у Гегеля).

2) Концепции, отвергающая решающую роль познания: Прежде всего, здесь следует назвать марксизм как философское воззрение. По мнению Маркса немцы возвеличивали познание. Теоретико-познавательная деятельность не самоценна и не играет революционной роли. Производство идей первоначально вплетено в материальную деятельность людей и отделение её как особого и самостоятельного вида деятельности происходит только в период действительного разделения труда: на умственный и физический. В марксизме теория и практика неразрывно связаны. Деятельность человечества направлена на материальное преобразование природы Теоретико-познавательное отношение человека к миру, согласно данной концепции, обусловлено его практическими интересами.



-3-pravovaya-rabota-pri-osushestvlenii-planovoj-zameni-voennosluzhashih-o-v-damaskina-za-prava-voennosluzhashih.html
-3-pravovoe-regulirovanie-administrativnih-procedur-i-formalnie-administrativnie-proceduri-v-ssha.html
-3-prekrashenie-i-vozobnovlenie-dogovora-arendi-uchebnik-izdanie-chetvertoe-pererabotannoe-i-dopolnennoe.html
-3-prichinenie-vreda-pri-zaderzhanii-lica-l-l-kruglikov-rekomendovan-ministerstvom-obrazovaniya-i-nauki.html
-3-principi-prava-predislovie.html
-3-privlechenie-investorov-koncepciya-regionalnogo-brendinga-nizhegorodskoj-oblasti-2009.html
  • shpargalka.bystrickaya.ru/vneklassnoe-meropriyatie-na-temu-zdorovij-obraz-zhizni.html
  • studies.bystrickaya.ru/51-svedeniya-o-strukture-i-kompetencii-organov-upravleniya-emitenta-ezhekvartalnij-otchet-emitenta-emissionnih.html
  • uchitel.bystrickaya.ru/programma-vstupitelnogo-ispitaniya-po-predmetu-zhurnalistika-dlya-postupleniya-v-2010-g-v-spbgu-na-programmu-magistraturi-mezhdunarodnaya-zhurnalistika-po-napravleniyu-031300-zhurnalistika.html
  • student.bystrickaya.ru/33-potencial-doklad-o-rabote-vosmogo-soveshaniya-specialnoj-rabochej-gruppi-otkritogo-sostava-po-dostupu-k-geneticheskim.html
  • portfolio.bystrickaya.ru/otchet-o-rezultatah-samoobsledovaniya-filiala-rossijskogo-gosudarstvennogo-gumanitarnogo-universiteta-v-g-naro-fominske-stranica-3.html
  • znanie.bystrickaya.ru/6-lekciya-meri-informacii-v-sisteme-konspekt-lekcij-po-sistemnomu-analizu-lekciya-istoriya-predmet-celi-sistemnogo-analiza-2.html
  • lecture.bystrickaya.ru/610-kak-obuchaetsya-korteks-iskusstvennij-intellekt.html
  • books.bystrickaya.ru/delami-visshih-chinovnikov-dolzhni-zanimatsya-v-moskve-gosduma-rf-monitoring-smi-7-iyulya-2006-g.html
  • notebook.bystrickaya.ru/instruktivno-metodicheskoe-pismo-o-prepodavanii-himii-v-2010-2011-uchebnom-godu-v-obsheobrazovatelnih-uchrezhdeniyah-belgorodskoj-oblasti-vvedenie.html
  • university.bystrickaya.ru/funkcionalnaya-zona-tihogo-progulochnogo-otdiha-lesohozyajstvennij-reglament.html
  • abstract.bystrickaya.ru/32-tekushaya-marketingovaya-situaciya-rabota-po-discipline-planirovanie-na-predpriyatii-tema-planirovanie-marketinga.html
  • institute.bystrickaya.ru/etnos.html
  • literatura.bystrickaya.ru/samostoyatelnaya-rabota-studentov-metodicheskie-rekomendacii-po-discipline-sd-03-himicheskaya-tehnologiya-energoemkih-materialov-dlya-studentov-specialnosti-240701-bijsk.html
  • knowledge.bystrickaya.ru/nauka-protiv-reguliruyushih-agentstv-sbornik-dokladov-i-vistuplenij.html
  • uchitel.bystrickaya.ru/referat-po-discipline-informatika.html
  • kolledzh.bystrickaya.ru/413-uchebnie-programmi-ispolzuemie-v-obrazovatelnom-processe-obrazovatelnaya-programma-na-2011-2012-uchebnij-god.html
  • books.bystrickaya.ru/deyatelnost-gosudarstvennogo-soveta-udmurtskoj-respubliki-v-iyune-2008-goda-stranica-3.html
  • paragraph.bystrickaya.ru/lekciya-15-po-specialnosti-globalizaciya-ekonomiki-stranica-2.html
  • pisat.bystrickaya.ru/tablica-1-rezultati-realizacii-programmnih-meropriyatij-za-otchetnij-god.html
  • universitet.bystrickaya.ru/teoreticheskie-osnovi-nalogovoj-sistemi-rossijskoj-federacii.html
  • zanyatie.bystrickaya.ru/razdel-i-ponyatie-predmet-i-sistema-osobennoj-chasti-ugolovnogo-prava-rf.html
  • kanikulyi.bystrickaya.ru/yuridicheskie-associacii-i-firmi-tajni-mirovogo-pravitelstva.html
  • letter.bystrickaya.ru/nasonov-aleksej-mihajlovich-obespechenie-obrazovatelnogo-processa-uchebnoj-i-uchebno-metodicheskoj-literaturoj.html
  • composition.bystrickaya.ru/pometi-m-v-lomonosova-na-istoricheskih-rukopisnih-knigah-biblioteki-akademii-nauk.html
  • knigi.bystrickaya.ru/rukovodstvo-ministerstva-i-inie-predstaviteli-mchs-rf-2-moskovskij-komsomolec-moskva-202-12-2008-moskovskie-doma-oboruduyut-ubezhishami-2.html
  • tasks.bystrickaya.ru/16-sentyabrya-2010-g-1230-1430-programma-ix-sezda-travmatologov-i-ortopedov-rossii-15-sentyabrya-2010-goda.html
  • predmet.bystrickaya.ru/rekomendacii-po-podgotovke-k-zashite-pr-proekta-na-kvalifikacionnom-ekzamene.html
  • tetrad.bystrickaya.ru/uchebnoe-posobie-dlya-ekonomicheskih-vuzov-i-specialnostej-izdanie-vtoroe-dopolnennoe-stranica-32.html
  • desk.bystrickaya.ru/otdel-gpn-pozharskogo-rajona-ugpn-gu-mchs-rossii-po-pk.html
  • knowledge.bystrickaya.ru/metodicheskoe-posobie-dlya-aspirantov-istoriya-i-filosofiya-nauki.html
  • predmet.bystrickaya.ru/s-m-usmanov-26-oktyabrya-2006-g.html
  • write.bystrickaya.ru/glava-22-svet-i-teni-pishem-to-chto-nablyudaem-chego-ne-nablyudaem-togo-ne-pishem.html
  • essay.bystrickaya.ru/dnepropetrovskoe-visshee-zenitnoe.html
  • universitet.bystrickaya.ru/tema-fio-uch-sya.html
  • write.bystrickaya.ru/glava-vi-kolloidnie-sistemi-i-elektrodnie-potenciali-i-elektrodvizhushie-sili.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.