.RU

№ 10. Познание в структуре человеческой деятельности. Практика и познание


^ № 10. Познание в структуре человеческой деятельности. Практика и познание.
Познание - творческая деятельность субъекта, ориентированная на получение достоверных знаний о мире.

В зависимости от решения вопроса о познаваемости вообще в философии выделяются позиции познавательного оптимизма, скептицизма и агностицизма. Истина выступает в качестве универсальной цели познания. При этом представления об истине и путях ее достижения в контексте историко-философской традиции конкретизировались через разведение фундаментальных оппозиций "знания и мнения" (античность), "разума и веры" (средние века), "знания и незнания" (Новое время).

При этом представления об истине и путях ее достижения в контексте историко-философской традиции конкретизировались через разведение фундаментальных оппозиций "знания и мнения" (античность), "разума и веры" (средние века), "знания и незнания" (Новое время). Понимание характера субъект-объектных отношений обусловливает соответствующие взгляды на природу П. Для классической философии процесс П. — это созерцание, что предполагает пассивную роль субъекта в восприятии внеположенных ему абсолютных и неизменных законов объективной действительности. Само П. при этом может интерпретироваться в двух основных ракурсах: 1) восходящая к Платону и разрабатываемая преимущественно в контексте рационально-идеалистической традиции трактовка П. как припоминания (теория анамнесиса); 2) характеристика П. как отражения, наиболее ярко реализовавшаяся в моделях материализма и эмпиризма. Начиная с "коперниканского поворота" Канта философия отходит от созерцательного объективизма в гносеологии и актуализирует активную роль субъекта в познавательном процессе.

Акцент на практической природе П. в современной философии характерен прежде всего для марксизма и прагматизма. Однако если в марксизме П., будучи формой опережающего отражения действительности, выступает как важнейший момент природопреобразующей и социально-исторической практики общества, то в прагматизме П., преодолевая сомнение, обеспечивает психологическую уверенность субъекта в своих силах, позволяя ему тем самым наиболее эффективно осуществлять практическую деятельность. Семантический подход к П. реализуется сегодня в рамках феноменологии и герменевтики. П. здесь — это процесс смыслообразования, позволяющий человеку расширить горизонты понимания не столько внешней действительности, сколько себя самого. И, наконец, аналитический подход связан с течениями нео- и постпозитивизма и структурализма, ориентированных на рассмотрение П. как научного анализа знаковых структур, более или менее адекватно описывающего сложившиеся логические и семиотические инварианты, но никоим образом не претендующего на их подлинное понимание.

В структуре познавательного процесса выделяют также чувственный и рациональный уровни П., противопоставление которых в новоевропейской философии обусловило возникновение дилеммы рационализма и эмпиризма. Чувственное П. (его основные формы: ощущение, восприятие и представление) является результатом непосредственного взаимодействия субъекта и объекта, что обусловливает конкретность, индивидуальность и ситуативность получаемого здесь знания. Будучи основанием познавательной деятельности в целом, чувственный уровень П. особое значение имеет в искусстве и обыденной практике. Рациональное П. (его формы: понятие, суждение и умозаключение) предполагает возможность объективации индивидуальных знаний, их обобщения, трансляции и т.п. Именно рациональное П. обеспечивает существование таких форм познавательного творчества, как наука и философия.


Вопрос заключается в том, в каких проявлениях человеческой жизнедеятельности манифестирует себя познавательная деятельность. Поиск отличительных признаков познавательной деятельности осложняется тем, что в истории философии мы встречаем далеко не совпадающие позиции.

1) есть подход с мощной традицией, для которого познание – своеобразная вершина человеческой деятельности, отличающая подлинно человеческое существование. Для представителей этого подхода познание – отправная точка оценки человеческой деятельности. Гуссерль в работе «Кризис европейского человека и философии» (1936) он оценивает всю прошедшую историю человечества и считает, что принципиально можно выделить два способа отношения человека к миру, две жизненные установки (устойчивых стиля жизни) – практическая и теоретическая. Практическая установка характеризует фундаментальный способ человеческого бытия и естественную жизнь человека, наивность, «вжитость в мир». В практической установке мир для человека не «тематезирован». Теоретическая установка – «главное её отличие – она целиком и полностью не практична. Человека охватывает страсть к познанию мира, свободная от практических интересов. Человек в замкнутом круге познавательного действия творит чистое познание (теория)». Сила теоретико-познавательной деятельности раздвигает границы повседневного бытия человека. По Гуссерлю, теоретико-познавательное отношение к миру характеризует европейскую культуру, особый рациональный тип поведения европейцев. По Гуссерлю, возникновение теоретической установки – связано со становлением греческой философии и науки VII – VI вв. Это свидетельствует от революционизировании всей человеческой истории. Согласно этой концепции, теоретико-соцерцательная установка (=познавательная деятельность как таковая) противоположна по своей сути практической.

Познание, и лишь оно, делает человека тем, кем он есть, практика находиться ниже по рангу. Практика – это деятельность с реальными вещами. Познание – это действие с идеями и по поводу идей. Познание является процессом бесконечного надстраивания одних идей над другими. Практическая деятельность, носящая временный характер данного бытия, обречена на относительность. Практическое отношение, по Гуссерлю, примиряет с данностью, созерцательно- теоретическое – формирует у человека способность критически оценивать.

Ясперс с точки зрения философии истории: главный критерий человека современного типа – способность осознавать целостность своего бытия и свое место в нем. Ясперс называет эту способность рефлексией. Человек стал таким, каков он есть благодаря идеально-рефлексивным процессам – способности мыслить в сфере чистой идеальности (в противоположность, практическая деятельность способна максимум продуцировать навыки и техники). И Гуссерль, и Ясперс считают, что по этому новому пути пошли философы и повели за собой всех остальных. Гуссерль и Ясперс следуют традиции немецкой классической философии (превалирующая роль познания у Канта, значительная роль теоретико-познавательного отношенияк миру у Гегеля).

2) Концепции, отвергающая решающую роль познания: Прежде всего, здесь следует назвать марксизм как философское воззрение. По мнению Маркса немцы возвеличивали познание. Теоретико-познавательная деятельность не самоценна и не играет революционной роли. Производство идей первоначально вплетено в материальную деятельность людей и отделение её как особого и самостоятельного вида деятельности происходит только в период действительного разделения труда: на умственный и физический. В марксизме теория и практика неразрывно связаны. Деятельность человечества направлена на материальное преобразование природы Теоретико-познавательное отношение человека к миру, согласно данной концепции, обусловлено его практическими интересами.



-3-pravovaya-rabota-pri-osushestvlenii-planovoj-zameni-voennosluzhashih-o-v-damaskina-za-prava-voennosluzhashih.html
-3-pravovoe-regulirovanie-administrativnih-procedur-i-formalnie-administrativnie-proceduri-v-ssha.html
-3-prekrashenie-i-vozobnovlenie-dogovora-arendi-uchebnik-izdanie-chetvertoe-pererabotannoe-i-dopolnennoe.html
-3-prichinenie-vreda-pri-zaderzhanii-lica-l-l-kruglikov-rekomendovan-ministerstvom-obrazovaniya-i-nauki.html
-3-principi-prava-predislovie.html
-3-privlechenie-investorov-koncepciya-regionalnogo-brendinga-nizhegorodskoj-oblasti-2009.html
  • college.bystrickaya.ru/2-analiz-izmeritelnih-signalov-kak-sluchajnih-funkcij-uchebnoe-posobie-sankt-peterburg-2006-udk-778-5-nesterova.html
  • lesson.bystrickaya.ru/sobachij-nyuh.html
  • shpargalka.bystrickaya.ru/v-stoimost-vklyucheni-sleduyushie-uslugi-lenoblast-g-sestroreck-opisanie.html
  • shpora.bystrickaya.ru/www-powerlifting-kurgan-narod-ru-stranica-22.html
  • laboratornaya.bystrickaya.ru/razmer-otchislenij-v-rezerv-rasschitivaetsya-obshestvom-v-prilozhenii-k-uchetnoj-politike.html
  • upbringing.bystrickaya.ru/kontrolnie-voprosi-uchebnoe-posobie-k-kursu-yuridicheskaya-psihologiya-dlya-studentov-obuchayushihsya-po-specialnosti.html
  • vospitanie.bystrickaya.ru/zayavlenie-i-zhaloba-kratkij-konspekt-lekcij-2009-g-batichko-v-t-prokurorskij-nadzor-konspekt-lekcij-2009-g.html
  • crib.bystrickaya.ru/informacionnij-byulleten-mezhdunarodnoj-nezavisimoj-associacii-trezvosti.html
  • predmet.bystrickaya.ru/sorok-shest-richard-bah.html
  • books.bystrickaya.ru/chastyu-poryadok-formirovaniya-spravochnik-s-kommentariyami-k-federalnomu-zakonu-ot-6-oktyabrya-2003-goda-131-fz-ob.html
  • zadachi.bystrickaya.ru/the-american-revolution-essay-research-paper-what.html
  • zadachi.bystrickaya.ru/tablica-v4-zakusochnie-obshego-tipa-i-specializirovannie-metodicheskie-rekomendacii-po-discipline-organizaciya.html
  • school.bystrickaya.ru/groshova-sistema-rosjsko-mper-na-terenah-ukrani-u-xviii-xix-stoltt.html
  • write.bystrickaya.ru/glava-7-kitajskaya-filosofiya-uroki-mudrosti.html
  • writing.bystrickaya.ru/avtomatizaciya-zvuka-r-v-seredine-slov-avtomatizaciya-zvuka-r-v-slovah.html
  • vospitanie.bystrickaya.ru/zaklyuchenie-zaharova-i-g-338-informacionnie-tehnologii-v-obrazovanii-ucheb-posobie-dlya-stud-vissh-ped-ucheb-zavedenij.html
  • studies.bystrickaya.ru/gumanizaciya-otnoshenij-mladshih-shkolnikov-chast-4.html
  • learn.bystrickaya.ru/glava-13-o-podlinnih-sobstvennikah-gosudarstvennoj-vlasti-izdanie-2-e-ispravlennoe-i-dopolnennoe.html
  • tasks.bystrickaya.ru/33-okazanie-gosudarstvennoj-uslugi-predostavlenie-oficialnoj-statisticheskoj-informacii-po-zaprosam-grazhdan-i-organizacij-v-elektronnom-vide.html
  • literatura.bystrickaya.ru/s-odaryonnimi-detmi-reglamentiruyutsya-zakonom-yaroslavskoj-oblasti-ot-12-07-2004-goda-24-z-o-podderzhke-odarennih-detej-postanovleniem-gubernatora-yaroslavskoj-oblasti-ot-07-12-2004-g-stranica-13.html
  • otsenki.bystrickaya.ru/rossijskij-sovet-plan-raboti-prezidiuma-rossijskogo-soveta-profsoyuza-i-apparata-profsoyuza-na-ikvartal-2010-goda.html
  • exchangerate.bystrickaya.ru/kriminalistika-chast-33.html
  • textbook.bystrickaya.ru/itogi-i-perspektivi-tezisi-mezhdunarodnogo-seminara-10-11-oktyabrya-2001-goda-stranica-3.html
  • pisat.bystrickaya.ru/sushnost-upravleniya-i-menedzhmenta-zakoni-i-principi-menedzhmenta-vidi-menedzhmenta.html
  • college.bystrickaya.ru/16052010vlastinet-kishinev-moldaviyarossijskie-podrostki-bednee-amerikanskih-no-lenivee.html
  • lecture.bystrickaya.ru/5-funkciya-hristianstva-29-ii-otveti-na-nekotorie-voprosi-30-stranica-30.html
  • zadachi.bystrickaya.ru/programma-obucheniya-dolzhnostnih-lic-i-specialistov-go-i-tp-rschs-chuvashskoj-respubliki-v-gou-dpo-umc-gz-ina-kursah-go-i.html
  • teacher.bystrickaya.ru/glava-14-konflikti-socialnih-interesov-l-a-nikitich-glavnij-redaktor-izdatelstva.html
  • upbringing.bystrickaya.ru/meropriyatiya-gimnazicheskogo-festivalya-vozmyomsya-za-ruki-druzya.html
  • education.bystrickaya.ru/12-aprelya-2012g-uchitel-fiziki-utibkalieva-zhanglen-miraleevna.html
  • credit.bystrickaya.ru/polozhenie-oprovedenii-otkritogo-turnira-po-hudozhestvennoj-gimnastike-zolotaya-lenta-2011.html
  • universitet.bystrickaya.ru/traktorlar-zhne-olardi-bazasinda-zhasalan-zdiginen-zhretin-shassiler-men-mehanizmder-zdiginen-zhretin-auil-sharuashilii-meliorativtik-zhne-zhol-rilis-mashinalari-men-mehanizmder.html
  • uchitel.bystrickaya.ru/razrabotka-vneklassnogo-meropriyatiya-vo-2klasse.html
  • obrazovanie.bystrickaya.ru/prilozhenie-9-ob-utverzhdenii-sanitarnih-pravil.html
  • holiday.bystrickaya.ru/monitori-s-diagonalyu-17-19-dyujmov-kuznecov-s-l-deloproizvodstvo-na-kompyutere.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.