№ 10. Познание в структуре человеческой деятельности. Практика и познание
.RU

№ 10. Познание в структуре человеческой деятельности. Практика и познание


^ № 10. Познание в структуре человеческой деятельности. Практика и познание.
Познание - творческая деятельность субъекта, ориентированная на получение достоверных знаний о мире.

В зависимости от решения вопроса о познаваемости вообще в философии выделяются позиции познавательного оптимизма, скептицизма и агностицизма. Истина выступает в качестве универсальной цели познания. При этом представления об истине и путях ее достижения в контексте историко-философской традиции конкретизировались через разведение фундаментальных оппозиций "знания и мнения" (античность), "разума и веры" (средние века), "знания и незнания" (Новое время).

При этом представления об истине и путях ее достижения в контексте историко-философской традиции конкретизировались через разведение фундаментальных оппозиций "знания и мнения" (античность), "разума и веры" (средние века), "знания и незнания" (Новое время). Понимание характера субъект-объектных отношений обусловливает соответствующие взгляды на природу П. Для классической философии процесс П. — это созерцание, что предполагает пассивную роль субъекта в восприятии внеположенных ему абсолютных и неизменных законов объективной действительности. Само П. при этом может интерпретироваться в двух основных ракурсах: 1) восходящая к Платону и разрабатываемая преимущественно в контексте рационально-идеалистической традиции трактовка П. как припоминания (теория анамнесиса); 2) характеристика П. как отражения, наиболее ярко реализовавшаяся в моделях материализма и эмпиризма. Начиная с "коперниканского поворота" Канта философия отходит от созерцательного объективизма в гносеологии и актуализирует активную роль субъекта в познавательном процессе.

Акцент на практической природе П. в современной философии характерен прежде всего для марксизма и прагматизма. Однако если в марксизме П., будучи формой опережающего отражения действительности, выступает как важнейший момент природопреобразующей и социально-исторической практики общества, то в прагматизме П., преодолевая сомнение, обеспечивает психологическую уверенность субъекта в своих силах, позволяя ему тем самым наиболее эффективно осуществлять практическую деятельность. Семантический подход к П. реализуется сегодня в рамках феноменологии и герменевтики. П. здесь — это процесс смыслообразования, позволяющий человеку расширить горизонты понимания не столько внешней действительности, сколько себя самого. И, наконец, аналитический подход связан с течениями нео- и постпозитивизма и структурализма, ориентированных на рассмотрение П. как научного анализа знаковых структур, более или менее адекватно описывающего сложившиеся логические и семиотические инварианты, но никоим образом не претендующего на их подлинное понимание.

В структуре познавательного процесса выделяют также чувственный и рациональный уровни П., противопоставление которых в новоевропейской философии обусловило возникновение дилеммы рационализма и эмпиризма. Чувственное П. (его основные формы: ощущение, восприятие и представление) является результатом непосредственного взаимодействия субъекта и объекта, что обусловливает конкретность, индивидуальность и ситуативность получаемого здесь знания. Будучи основанием познавательной деятельности в целом, чувственный уровень П. особое значение имеет в искусстве и обыденной практике. Рациональное П. (его формы: понятие, суждение и умозаключение) предполагает возможность объективации индивидуальных знаний, их обобщения, трансляции и т.п. Именно рациональное П. обеспечивает существование таких форм познавательного творчества, как наука и философия.


Вопрос заключается в том, в каких проявлениях человеческой жизнедеятельности манифестирует себя познавательная деятельность. Поиск отличительных признаков познавательной деятельности осложняется тем, что в истории философии мы встречаем далеко не совпадающие позиции.

1) есть подход с мощной традицией, для которого познание – своеобразная вершина человеческой деятельности, отличающая подлинно человеческое существование. Для представителей этого подхода познание – отправная точка оценки человеческой деятельности. Гуссерль в работе «Кризис европейского человека и философии» (1936) он оценивает всю прошедшую историю человечества и считает, что принципиально можно выделить два способа отношения человека к миру, две жизненные установки (устойчивых стиля жизни) – практическая и теоретическая. Практическая установка характеризует фундаментальный способ человеческого бытия и естественную жизнь человека, наивность, «вжитость в мир». В практической установке мир для человека не «тематезирован». Теоретическая установка – «главное её отличие – она целиком и полностью не практична. Человека охватывает страсть к познанию мира, свободная от практических интересов. Человек в замкнутом круге познавательного действия творит чистое познание (теория)». Сила теоретико-познавательной деятельности раздвигает границы повседневного бытия человека. По Гуссерлю, теоретико-познавательное отношение к миру характеризует европейскую культуру, особый рациональный тип поведения европейцев. По Гуссерлю, возникновение теоретической установки – связано со становлением греческой философии и науки VII – VI вв. Это свидетельствует от революционизировании всей человеческой истории. Согласно этой концепции, теоретико-соцерцательная установка (=познавательная деятельность как таковая) противоположна по своей сути практической.

Познание, и лишь оно, делает человека тем, кем он есть, практика находиться ниже по рангу. Практика – это деятельность с реальными вещами. Познание – это действие с идеями и по поводу идей. Познание является процессом бесконечного надстраивания одних идей над другими. Практическая деятельность, носящая временный характер данного бытия, обречена на относительность. Практическое отношение, по Гуссерлю, примиряет с данностью, созерцательно- теоретическое – формирует у человека способность критически оценивать.

Ясперс с точки зрения философии истории: главный критерий человека современного типа – способность осознавать целостность своего бытия и свое место в нем. Ясперс называет эту способность рефлексией. Человек стал таким, каков он есть благодаря идеально-рефлексивным процессам – способности мыслить в сфере чистой идеальности (в противоположность, практическая деятельность способна максимум продуцировать навыки и техники). И Гуссерль, и Ясперс считают, что по этому новому пути пошли философы и повели за собой всех остальных. Гуссерль и Ясперс следуют традиции немецкой классической философии (превалирующая роль познания у Канта, значительная роль теоретико-познавательного отношенияк миру у Гегеля).

2) Концепции, отвергающая решающую роль познания: Прежде всего, здесь следует назвать марксизм как философское воззрение. По мнению Маркса немцы возвеличивали познание. Теоретико-познавательная деятельность не самоценна и не играет революционной роли. Производство идей первоначально вплетено в материальную деятельность людей и отделение её как особого и самостоятельного вида деятельности происходит только в период действительного разделения труда: на умственный и физический. В марксизме теория и практика неразрывно связаны. Деятельность человечества направлена на материальное преобразование природы Теоретико-познавательное отношение человека к миру, согласно данной концепции, обусловлено его практическими интересами.



-3-pravovaya-rabota-pri-osushestvlenii-planovoj-zameni-voennosluzhashih-o-v-damaskina-za-prava-voennosluzhashih.html
-3-pravovoe-regulirovanie-administrativnih-procedur-i-formalnie-administrativnie-proceduri-v-ssha.html
-3-prekrashenie-i-vozobnovlenie-dogovora-arendi-uchebnik-izdanie-chetvertoe-pererabotannoe-i-dopolnennoe.html
-3-prichinenie-vreda-pri-zaderzhanii-lica-l-l-kruglikov-rekomendovan-ministerstvom-obrazovaniya-i-nauki.html
-3-principi-prava-predislovie.html
-3-privlechenie-investorov-koncepciya-regionalnogo-brendinga-nizhegorodskoj-oblasti-2009.html
  • assessments.bystrickaya.ru/d-ceppa-malin-misselden-man-plan-etoj-chasti-ot-istokov-do-platona-analiticheskie-dostizheniya-aristotelya.html
  • tests.bystrickaya.ru/mantri-dharani-mircha-eliade.html
  • turn.bystrickaya.ru/polozhenie-o-publichnom-doklade-obsheobrazovatelnogo-uchrezhdeniya.html
  • lecture.bystrickaya.ru/433-molochnie-produkti-dlya-lechebnogo-i-dieticheskogo-pitaniya-detskogo-pitaniya.html
  • notebook.bystrickaya.ru/ispaniya-na-mirovom-turistskom-rinke-chast-5.html
  • esse.bystrickaya.ru/razdel-ii-korrekcionno-vospitatelnaya-rabota-s-doshkolnikami-s-narusheniyami-intellekta.html
  • esse.bystrickaya.ru/referat-po-fizike-na-temu-zvukovie-volni-.html
  • paragraph.bystrickaya.ru/kvalifikacionnie-testi-po-hirurgicheskoj-stomatologii-metodi-obezbolivaniya-v-hirurgicheskoj-stomatologii-stranica-4.html
  • pisat.bystrickaya.ru/tajnaya-doktrina-stranica-44.html
  • composition.bystrickaya.ru/plan-raboti-uchebno-metodicheskogo-obrazovatelnogo-centra-na-2007-2008-uchebnij-god.html
  • student.bystrickaya.ru/15-20-povisheniya-nadezhnosti-raboti-oborudovaniya-na-10-15.html
  • occupation.bystrickaya.ru/nelichnie-formi-glagola-uchebno-metodicheskij-kompleks-po-discipline-inostrannij-yazik-nazvanie.html
  • uchenik.bystrickaya.ru/institut-dokazatelstva-v-grazhdanskom-processe.html
  • studies.bystrickaya.ru/audit-lekcii-chast-11.html
  • lektsiya.bystrickaya.ru/programma-disciplini-teoriya-i-metodi-prinyatiya-reshenij-dlya-napravleniya-080500-62-menedzhment-avtor-programmi-v-v-podinovskij.html
  • uchenik.bystrickaya.ru/issledovanie-potrebitelej-i-obrazovanie-strategicheskih-polej-deyatelnosti.html
  • shkola.bystrickaya.ru/upravlenie-predpriyatiyami-rosproma-materinskie-iupravlyayushie-kompanii-obvinitelnoe-zaklyuchenie-po-ugolovnomu-delu-18432766-07.html
  • learn.bystrickaya.ru/glava-7-obshie-tvorcheskie-sposobnosti-psihologiya-obshih-sposobnostej-izdanie-2-e-rasshirennoe-dopolnennoe.html
  • notebook.bystrickaya.ru/hochu-vas-vseh-poblagodarit-za-to-chto-nashli-vozmozhnost-i-vremya-i-priehali-na-etu-konferenciyu-geografiya-ochen-bolshaya-ot-sankt-peterburga-do-vladivostoka.html
  • learn.bystrickaya.ru/glava-sedmaya-boris-akunin.html
  • gramota.bystrickaya.ru/zasedaniya-edinoj-komissii-po-rassmotreniyu-i-ocenke-kotirovochnih-zayavok-na-pravo-zaklyucheniya-municipalnogo-kontrakta-na-okazanie-uslug-po-ispolzovaniyu-buhgalter.html
  • paragraf.bystrickaya.ru/zadachi-k-biletam-po-fizike-9-klass-literatura.html
  • writing.bystrickaya.ru/avram-v-egipte-preosvyashennejshij-veniamin-episkop-vladivostokskij-i-primorskij-professor-kandidat-bogosloviya.html
  • apprentice.bystrickaya.ru/volya-do-zhittya.html
  • paragraf.bystrickaya.ru/zadachi-posetit-dnevnoj-stacionar-otdeleniya-vosstanovitelnogo-lecheniya-shadrinskoj-gorodskoj-polikliniki-provesti-analiz-ambulatornih-kart-dnevnogo-stacionara.html
  • bystrickaya.ru/znachenie-igri-dlya-vsestoronnego-razvitiya-rebyonka-chast-4.html
  • diploma.bystrickaya.ru/vlast-chast-4.html
  • upbringing.bystrickaya.ru/metodicheskie-rekomendacii-po-ohrane-truda-v-zagorodnih-detskih-ozdorovitelnih-lageryah.html
  • doklad.bystrickaya.ru/vi-spisok-bibliotek-imffpavlenkova-m-s-shekoldina-redaktor-l-s-vedernikova-kompyuternij-nabor-n-i-mimrina.html
  • exchangerate.bystrickaya.ru/kakaya-alternativnaya-grazhdanskaya-sluzhba-v-rossii-budet-s-01012004-goda.html
  • institute.bystrickaya.ru/geografiya-mazmnina-araj-kartalar.html
  • university.bystrickaya.ru/glava-3-sherlin-harris-klub-mertvyakov.html
  • student.bystrickaya.ru/113-sovershenstvovanie-zakonodatelstva-v-sfere-selskogo-hozyajstva-zemelnih-otnoshenij-lesopolzovaniya-prirodopolzovaniya-i-nedropolzovaniya.html
  • education.bystrickaya.ru/3-teoreticheskij-material-3-1-didaktika-nauka-ob-obuchenii-uchebno-metodicheskij-kompleks-umk-uchebno-metodicheskij.html
  • university.bystrickaya.ru/glava-iv-upravlenie-sistemoj-visshego-i-poslevuzovskogo-professionalnogo-obrazovaniya.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.