.RU

§ 10.1. КОНСТРУИРОВАНИЕ ЗУБЧАТЫХ - С. А. Чернавский Рецензент канд техн наук


§ 10.1. КОНСТРУИРОВАНИЕ ЗУБЧАТЫХ

^ И ЧЕРВЯЧНЫХ КОЛЕС И ЧЕРВЯКОВ


Конструкции цилиндрических и конических зубчатых колес представлены на рис. 10.1-10.5; рекомендации по опреде­лению размеров отдельных элементов колес даны в табл. 10.1.

Зубчатые колеса состоят из обода, несущего зубья; ступи­цы, насаживаемой на вал, и диска, соединяющего обод со ступицей.

Зубчатые цилиндрические стальные колеса малых диаметров выполняют обычно коваными (см. рис. 10.1); при диаметрах до 500 мм — коваными или штампованными (см. рис. 10.2); при больших диаметрах — литыми с диском (см. рис. 10.3) или со спицами.

Штампованные заготовки по форме соответствуют гото­вым деталям; механическая обработка нерабочих поверх­ностей не требуется.

Для заполнения полостей штампа разогретым металлом и выемки заготовки полость должна иметь уклоны не менее 5° (см. рис. 10.2, г) и радиусы закруглений r  0,05h + 1 мм;

R  2,5r + 1 мм





Рис. 10.1. Цилиндрическое зубчатое кованое колесо при da  200 мм




Зубчатые конические стальные ко­леса при диаметрах до 500 мм изготовляют ковкой или штамповкой (см. рис. 10.4); при диаметрах, больших 300 мм, конические колеса можно изготовлять либо из стального, либо из чугунного литья (см. рис. 10.5).

Шестерни конструируют в двух исполнениях: отдельно от вала (на­садная шестерня) и за одно целое с валом (вал-шестерня; рис. 10.6).








10.1. Определение размеров зубчатых металлических колес

(см. рис. 10.1 – 10.5)





Вал-шестерню выполняют в тех случаях, когда расстояние от впадины зуба до шпоночного паза оказывается меньше указанного на рис. 10.7.

Витки червяков выполняют в большинстве случаев за одно целое с валом (рис. 10.8): фрезерованием при d0 > df1 или нарезанием на токарных станках при d0 < df1; чем обеспечи­вается свободный выход резца.

Червячные колеса изготовляют обычно составными: венец — бронзовый, центр — чугунный, чугун марки СЧ 15. Венцы соеди­няют с центрами либо посадкой с натягом (рис. 10.9, а и б), либо болтами, поставленными без зазора в отверстия из-под раз­вертки (рис. 10.9, в).

Обод червячного колеса, выполненного целиком из чутуна (без насадного венца), показан на рис. 10.9, г

Натяг бронзового вениа на чугунном центре во время работы червячного колеса умень­шается, так как коэффициент ли­нейного расширения бронзы боль­ше, чем чугуна. Во избежание смещения венца относительно
центра на стыке устанавливают 4-6 винтов (рис. 10.9, а и д), их
проверяют на срез [ср] = 0,25т. Стенки отверстий проверяют на смятие: для бронзы см = 0,3т и для чугуна см = 0,4и.





^ Рис. 10.7. Минимальное расстояние х от впадины зуба до шпоночной канавки: а –

для цилиндрических колес х  2,5 mt ; б – для конических колес х  1,6 mtе


Соединение венца с центром можно осуществить отливкой бронзового венца в литейную форму, в которую заранее устанавливают чугунный центр. Во избежание проворота венца на боковых поверхностях центра делают пазы, заполняемые металлом венца при отливке (рис. 10.10).





Рис. 10.8. Червяки:

а – с фрезерованными витками; б – с витками, нарезанными на токарном станке





На рис. 10.11 и 10.12 приведены рабочие чертежи цилиндри­ческого и конического зубчатых колес в соответствии с требо­ваниями ЕСКД (ГОСТ 2.403-75), а на рис. 10.13 и 10.14 рабо­чие чертежи червяка и червячного колеса (ГОСТ 2.406 — 76). Стандарт устанавливает обозначение архимедова червяка — ZA.

Об условных обозначениях допусков, посадок и шерохова­тости поверхностей см. в § 10.6 и 10.7.















§ 10.2. КОНСТРУИРОВАНИЕ КОРПУСОВ РЕДУКТОРОВ


В корпусе редуктора размещаются детали зубчатых и червячных передач. При его конструировании должны быть обеспечены прочность и жесткость, исключающие перекосы валов.

Для повышения жесткости служат ребра, располагаемые у приливов под подшипники. Корпус обычно выполняют разъ­емным, состоящим из основания (его иногда называют кар­тером) и крышки (рис. 10.15). Плоскость разъема проходит через оси валов. В вертикальных цилиндрических редукторах разъемы делают по двум и даже по трем плоскостям. При конструировании червячных и легких зубчатых редукторов иногда применяют неразъемные корпуса со съемными крыш­ками (рис. 10.16). На рис. 10.17 показаны основание и крышка литого корпуса червячного редуктора.

Материал корпуса обычно чугун СЧ 10 пли СЧ 15. Сварные конструкции из листовой стали Ст.2 и Ст.З применяют редко, главным образом для крупногабаритных редукторов индивидуального изготовления. Толщина стенок сварных корпусов на 20 — 30% меньше, чем чугунных.

Ориентировочные размеры элементов литых корпусов (рис. 10.18) приведены в таблице 10.2 и 10.3. При конструировании таких корпусов следует придерживаться установленных литейных уклонов (табл. 10.4), радиусов галтелей и переходов. Радиусы галтелей выбирают из ряда: 1, 2, 3, 5, 8, 10, 15, 20, 25, 30, 40 мм.










^ 10.2. Основные элементы корпуса из чугуна

(см. рис. 10.18)




10.3. Дополнительные элементы корпуса из чугуна

(см. рис.10.18)




^ 10.4. Рекомендуемые литейные уклоны





10.5. Штифты конические (по ГОСТ 3129-70)





Основание корпуса и крышку фиксируют относительно друг друга двумя коническими штифтами (табл. 10.5), устанавли­ваемыми без зазора до расточки гнезд под подшипники. Основание и крышку корпуса соединяют болтами d3 для обеспечения герметичности. Ориентировочно принимают рас­стояние между осями болтов ~ (1015) d3.

Для предотвращении протекания масла плоскости разъема смазывают спиртовым лаком или жидким стеклом. Ставить прокладку между основание и крышкой нельзя, так как при затяжке болтов она деформируется, и посадка подшипников нарушается.










Для захватывания редуктора при подъеме делают под флан­цем основания приливы в виде крюков. Для снятия крышки делают крюки или петли на ней (рис. 10.19).

Для заливки масла и осмотра в крышке корпуса имеется окно, закрываемое крышкой (рис. 10.20). В редукторах с боль­шим выделением тепла (червячных) предусматривают отдуши­ну, соединяющую внутреннюю полость редуктора с атмосферой. Установка отдушины повышает надежность уплотнений (при отсутствии отдушины незначительное повышение давления внутри корпуса редуктора может привести к выдавливанию смазки через уплотнения). Простой отдушиной может быть ручка крышки смотрового отверстия (см. рис. 10.20) или пробка с отверстиями (рис. 10.21). Отдушина с сетчатым фильтром и ее размеры даны в табл. 10.6.

Для удаления загрязненного масла и для промывки ре­дуктора в нижней части корпуса делают отверстие под пробку с цилиндрической или конической резьбой (табл. 10.7).


^ 10.6. Отдушина с сеткой







10.7. Пробки к маслоспускным отверстиям





Под цилиндрическую пробку ставят уплотняющую прокладку из кожи, маслостойкой резины, алюминия или меди. Надеж­нее уплотняет коническая резьба.

Маслоспускное отверстие выполняют на уровне днища или несколько ниже его. Желательно, чтобы днище имело наклон 1 — 2о в сторону маслоспускного отверстия.

Для облегчения отделения крышки от основания корпуса при разборке на поясе крышки устанавливают два отжим­ных болта (см. рас. 10.18).

Подшипники закрывают крышками глухими и сквозными, через которые проходят концы валов. По конструкции раз­личают крышки врезные и на винтах (см. гл. IX); материалом служит обычно чугунное литье СЧ 10 или СЧ 15.

Редуктор и электродвигатель обычно устанавливают на литой плите или на сварной раме. Диаметр фундамент­ные болтов и их число выбирают по табл. 10.3.

При конструировании корпусов редукторов в некоторых случаях стремятся к устранению выступающих элементов с на­ружных поверхностей (рис. 10.22). Бобышки подшипниковых гнезд убирают внутрь корпуса; крепежные болты размешают в нишах, располагая их вдоль длинных сторон (там, где есть бобышки). Крышки подшипниковых гнезд врезные.


§ 10.3. УСТАНОВОЧНЫЕ РАМЫ И ПЛИТЫ


При монтаже следует соблюдать определенные требования точности: положения одной сборочной единицы относительно другой, например электродвигателя и редуктора. Для обеспе­чения этого требования механизмы привода устанавливают на сварных рамах или литых плитах. Рамы выполняют сварными из листовой стали (рис. 10.23) и профильного проката - уголков или швеллеров (рис. 10.24). На рис. 10.25 показана литая плита из серого чугуна СЧ 15.

При выполнении сварных рам из швеллеров их распола­гают для удобства постановки болтов полками наружу. На внутреннюю поверхность полки накладывают косые шайбы (по ГОСТ 10906-78) или наваривают косые накладки, которые выравнивают опорную поверхность под головки болтов (pис. 10.26. и 10.27).

Опорные поверхности — платики, на которые устанавливают редукторы и электродвигатели, создаются привариванием узких полосой стали высотой 5 — 6 мм.

В случаях, когда болт проходит через обе полки швеллера, жесткость увеличивают ребрами, угольниками (рис. 10.28, а) или трубками (рис. 10.28, б).





Рис. 10.23. Установка привода на сварной раме из листовой стали

1 – сварная рама; 2 – червячный редуктор; 3 – муфта; 4 - электродвигатель











Так как рама при сварке коробится, то все опорные поверхности, на которые устанавливают механизмы привода, обрабатывают после сварки.

Литые плиты дороже сварных рам и полому распро­странены меньше. Для облегчения плит без ослабления жест­кости их делают пустотелыми и усиливают ребрами. Толщину стенок S чугунной плиты рекомендуют определять ориентировочно в зависимости от габарита отливки, обозначемого




где l – длина, b – ширина, h – высота плиты, м


N ………. 1 2 4 6 8

S, мм ….. 10 12 20 26 30


Опорные поверхности плиты должны обрабатываться, и их следует отделять от черных (необрабатываемых) поверхно­стей. Поэтому в этих местах толщину стенки надо увели­чивать, предусматривая необходимые приливы, аналогичные платикам в сварных рамах.





Сборочные единицы крепят к плите болтами (рис. 10.29) или шпильками (рис. 10.30). Крепление шпильками затрудняет сборку, так кк требует, чтобы редуктор и электродвигатель устанавливались в сборе с муфтой. Крепление болтами позволяет устанавливать редуктор и электродвигатель последовательно.


§ 10.4. СМАЗЫВАНИЕ РЕДУКТОРОВ


Смазываете зубчатых и червячных зацеплений и подшипников* уменьшает потери на трение, предотвращает повы­шенный износ и нагрев деталей, а также предохраняет детали от коррозии. С'нижение потерь на трение обеспечивает повыше­ние КПД редуктору.

По способу подвода смазочного материала к зацеплению различают картерное и циркуляционное смазывание.

^ Картерное смазывание осуществляется окунанием зубчатых и червячнык колес (или черняков) в масло, заливаемое внутрь корпуса. Это смазывание применяют при окружных скоростях в зацеплении зубчатых передач до v  12




* Смазывание подшипников в редукторах рассмотрено в гл. IX.

м/с , в зацепленипи червячных передач при окружной скорости червяка до v < 10 м/с. При большей скорости масло сбрасывается центро­бежной силой.





Рис. 10.31. Редуктор с брызговиками


Зубчатые и червячные колеса погружают в масло на высоту зуба, а червяк (расположенный внизу) — на высоту витка, но не выше центра нижнего тела качения подшипника. Если условия нормальной работы подшипников не позволяют погру­жать червяк в масло, то применяют брызговики, забрасываю­щие масло на червячное колесо (рис. 10.31); в реверсивных передачах устанавливают два брызговика.

Зубья конических колес погружают в масло на всю длину. В многоступенчатых редукторах часто не удается погружать зубья всех колес в масло, так как для этого необходим очень высокий уровень масла, что может повлечь слишком боль­шое погружение колеса тихоходной ступени и даже подшипни­ков в масло. В этих случаях применяют смазочные шестерни (рис. 10.32) или другие устройства. При v  0,5 м/с колесо погружают в масло до 1/6 его радиуса. При смазы­вании окунанием объем масляной ванны редуктора принимают из расчета ~0,5 —0,8 л масла на 1 кВт передаваемой мощ­ности.

В косозубы.х передачах масло выжимается зубьями в одну сторону, а в червячных редукторах червяк, погруженный вмасло, гонит масло к подшипнику. В том и другом случае для предотвращения обильного забрасывания масла в под­шипники устанавливают маслозащитные кольца (см. гл. IX).

^ Циркуляционное смазывание применяют при окружной ско­рости v  8 м/с. Масло из картера или бака подается насосом в места смазывания по трубопроводу через сопла (рис. 10.33, а) или при широких колесах через коллекторы

(рис. 10.33,б). Возможна подача масла от централизованной смазочной системы, обслуживающей несколько агрегатов.

Назначение сорта масла зависит от контактного давления в зубьях и от окружной скорости колеса. С увеличением контактного давления масло должно обладать большем вязкостью; с увеличением окружной скорости вязкость масла должна быть меньше.








^ 10.8. Рекомендуемые значения вязкости масел дл ясмазывания зубчатых передач при 50оС





^ 10.9. Рекомендуемые значения вязкости масел дл ясмазывания червячных передач при 100оС





10.10. Масла, применяемые для смазывания зубчатых и червячных передач





Выбор сорта масла начинают с определения необходимой кинематической вязкости масла: для зубчатых передач — в зависимости от окружной скорости (табл. 10.8), для червячных передач — от скорости скольжения (табл. 10.9). Затем по найденному значению вязкости выбирают соответствующее масло по табл. 10.10.

Контроль уровня масла, находящегося в корпусе редуктора, производят с помощью маслоуказателей.

Простейший жезловый маслоуказатель показан на рис. 10.34; для возможности контроля уровня масла во время работы редуктора применяют закрытые жезловые маслоуказатели (рис. 10.35).

Фонарный маслоуказатель и его размеры приведены на рис. 10.36. Через нижнее отверстие в стенке корпуса масло проходит в полость маслоуказателя; через верхнее отверстие маслоуказатель сообщается с воздухом в корпусе редуктора.







На рис. 10.37 показан трубчатый маслоуказатель, сделанный но принципу сообщающихся сосудов.


§ 10.5. ТЕПЛОВОЙ РАСЧЕТ РЕДУКТОРОВ


При работе редуктора потери мощности, вызванные трением в зацеплении и в подшипниках, перемешиванием и разбрызги­ванием масла, приводят к нагреву деталей редуктора и масла. При нагреве вязкость масла резко падает, что приводит к нарушению режима смазывания. Нормальная работа редуктора будет обеспечена, если температура масла не превысит допускаемой.

Рассматриваемый ниже метод расчета обязателен для чер­вячных и зубчато-червячных редукторов. Для зубчатых ре­дукторов малой и средней мощности в нем нет необходи­мости, так как КПД их высок и тепловыделение невелико.

При установившемся режиме работы редуктора все выделяю­щееся тепло отдается через его стенки окружающему воздуху; этому соответствует определенный перепад температур между маслом и окружающим воздухом. Условие работы редуктора без перегрева



(10.1)

где tм — температура масла, °С; tв — температура окружающего воздуха, °С (принимают обычно tв = 20°С); Рч — подводимая мощность (или мощность на валу червяка), Вт;  — КПД редуктора (см. гл. I); kt — коэффициент теплопередачи [kt  1117 Вт/(м2 • оС]; А — площадь теплоотдающей поверх­ности корпуса редуктора, м2 (при подсчете А площадь днища не учитывают, если оно не обдувается воздухом); [t] = 4060оС — допускаемый перепад температур между маслом и окружающим воздухом (меньшие значения —для редукторов с верхним расположением червяка).

Если t > [t] , то следует увеличить теплоотдающую по­верхность ребрами (рис.10.38 и 10.39), вводя в расчет 50% их поверхности; можно уменьшить t,







Рис. 10.40. Червячный редуктор со змеевиком для охлаждения масла


увеличив kt. Для этого применяют обдув корпуса (см. рис. 10.31), повышающий kt на 50—100%. Если оба указанных способа оказываются недостаточно эффективными, следует установить в масляной ванне змеевик, по которому пропускают охлаждающую воду (рис. 10.40).


§ 10.6. ДОПУСКИ И ПОСАДКИ ДЕТАЛЕЙ ПЕРЕДАЧ


Единая система допусков и посадок — ЕСДП (ГОСТ 25346-82 и ГОСТ 25347-82) регламентирована стандартами СЭВ и в основном соответствует требованиям Международной организации по стандартизации — ИСО.

Основные термины и обозначения ЕСДП приведены ниже.

Номинальным размером называют размер изделия, полученный по расчету или выбранный по конструктивным соображениям. Изготовленные изделия всегда имеют некото­рые отклонения от номинальных размеров.

Для того чтобы изделие отвечало своему целевому назна­чению, его размеры должны выдерживаться между двумя до­пустимыми п р е д е л ь н ы м и размерами, разность которых образует д о п у с к. Зону между наибольшим и наименьшим предельными размерами называют полем допуска.

На рис. 10.41 показан графический способ изображения допусков и отклонений (поле допуска отверстия — охваты­вающая деталь — заштриховано клеткой, а поле допуска вала — охватываемая деталь — заштриховано точками). На рис. 10.41, а изображены отверстие и вал и их поля допусков: на рис. 10.41,б — только поля допусков (упрощенная схема).

К различным соединениям предъявляют неодинаковые тре­бования в отношении точности. Поэтому система допусков содержит 19 квалитетов: 01, 0, 1, 2, 3,...,17, расположенных в порядке убывания точности. Характер соединения деталей называют п о с а д к о й. Характеризует посадку разность разме­ров деталей до сборки.

Посадки могут обеспечивать в соединении з а з о р S или н а т я г N. Переходные посадки могут иметь или зазор, или натяг; они характеризуются наибольшим зазором Smаx и наиболь­шим натягом Nmaх.




Разнообразные посадки удобно получать, изменяя положение поля допуска или вала, или отверстия, оставляя для всех посадок поле допуска одной детали неизменным (рис. 10.42). Деталь, у которой положение поля допуска остается без изменения и не зависит от вида посадки, называют о с н о в н о й д е т а л ь ю с и с т е м ы. Если этой деталью является отверстие, то соединение выполнено в с и с т е м е о т в е р с т и я (рис. 10.42, а); если основной деталью является вал — в с и с т е м е в а л а (рис. 10.42,б). У основного отверстия нижнее отклонение EJ = 0. После допуска направлено в сторону увеличения номинального размера. У основного вала верхнее отклонение es = 0. Поле допуска направлено в сторону умень­шения номинального размера.





Основные отклонения обозначают буквами латинского алфа­вита: для отверстий прописными A, В, С и т. д.; для валов строчными a, b, с и т. д. Преимущественно назначают посадки в системе отверстия с основным отверстием Н, у которого EJ = 0.

Для посадок с зазором рекомендуют применять неосновные валы f, g, h; для переходных посадок — js, k, m, n; для посадок с натягом — p, r, s.

Посадки обозначают комбинациями условных обозначений полей допус-




ков. Например, означает соединение двух деталей с номинальным диа-


м

етром 35 мм, обработанных по нолям допусков H7 и f 7, в системе отверстия. Цифры означают номер квалитета. Та же посадка в системе вала будет иметь


обозначение


При назначении посадок следует пользоваться следующими рекомендациями: при неодинаковых допусках отверстия и вала больший допуск должен






быть у отверстия например, ; допуски отверстия и вала могут отличать-


ся не более чем на 2 квалитета.

В табл. 10.11 и 10.12 приведены отклонения основных от­верстий и отклонения валов для наиболее распространенных квалитетов и размеров от 18 до 180 мм.


^ 10.11. Предельные отклонения основных отверстий

(по ГОСТ 25347-82)


Интервал размеров, мм

Поля допусков и предельные отклонения, мкм

Н6

Н7

Н8

Св. 18 до 30

+ 13

0

+ 21

0

+ 33

0

Св. 30 до 50

+ 16

0

+ 25

0

+ 39

0

Св. 50 до 80

+ 19

0

+ 30

0

+ 46

0

Св. 80 до 120

+ 22

0

-t 35

0

; 54

0

Св. 120 до 180

+ 25

0

+ 40

0

+ 63

0


Рекомендуемые посадки основных деталей редукторов, шки­вов, звездочек и муфт см. в табл. 10.13.

П

ример. Построить схему полей допусков для посадок:






а) с зазором б) переходной в) с натягом


Р е ш e н и е.

1. Из табл. 10.11 выписываем для основного отверстия H7:

верхнее отклонение для 40 ES = +25 мкм,

нижнее отклонение для 40 EJ = 0.

2. Из табл. 10.12 выписываем значения отклонений валов, мкм, для 40:



Отклонения

f6

n6

r6

Верхние

- 25

+ 33

+ 50

Нижние

- 41

+ 17

+ 34



3. Предельные размеры, мм:



Отверстие

Н7




Валы

f6

n6

r6

Dmax

40,025




dmax

39,975

40,033

40,050

Dmin

40,000




dmin

39,959

40,017

40,034



4. Зазоры и натяги, мм:



Параметры



Посадки

с зазором

переходная

с натягом

Smax

40,025 – 39,959 = 0,066

40,025 – 40,017 = 0,008

-

Smin

40,000 – 39,975 = 0,025

-

-

Nmax

-

40,000 - 40,033 = - 0,033

40,000 – 40,050 = -0,050

Nmin

-

-

40,025 – 40,034 = -0,009


5. Схема полей допуска для этих посадок показана на рис. 10.43.










§10.7. ДОПУСКИ ФОРМЫ И РАСПОЛОЖЕНИЯ ПОВЕРХНОСТЕЙ. ШЕРОХОВАТОСТЬ ПОВЕРХНОСТИ


Погрешности формы и расположения поверхностей возни­кают при обработке деталей вследствие деформаций оборудо­вания, инструмента и деталей, неоднородности материала за­готовки и других причин.




Допуски формы и рас­положения поверхностей указывают на чертежах условными обозначения­ми в соответствии с ГОСТ 2.308-79. Эти обозначения состоят из графического символа, обозначающего вид допуска ( — допуск круглости формы; —допуск цилиндричности формы; / / —допуск параллельности поверх­ностей;  —допуск перпендикулярности поверхностей; о — допуск соосности поверхностей и др.), числового значения допуска в миллиметрах и буквенного обозначения базы или поверхности, с которой связан допуск расположения. На чертежах условное обозначение указывают в прямо­угольных рамках. На рис, 10.44, а условно изображен допуск цилиндричности формы 0,010 мм, а на рис. 10.44, б — допуск перпендикулярности поверхности 0,012 мм относителыю базы А.

С элементом, к которому относится допуск, рамку соеди­няют сплошной тонкой линией, оканчивающейся стрелкой; эту линию называют соединительной линией (рис. 10.45).

Базы обозначают зачерненным равносторонним треуголь­ником, высота которого равна высоте размерных чисел. Если базой является поверхность, то основание треугольника рас­полагают на контурной линии или на ее продолжении, а соединительная линия не должна быть продолжением размерной линии. Если базой является ось или плоскость симметрии, то, наоборот, соединительная линия должна быть продолжением размерной (рис. 10.46).





^ 10.14. Допуск формы цилиндрических поверхностей, мкм


Интервал размеров, мм

Квалитеты

6

7

8

9

Св. 10 до 18

Св. 18 до 20

Св. 30 до 50

Св. 50 до 80

Св. 80 до 120

Св. 120 до 180

Св. 180 до 250

3

4

5

6

6

8

8

5

6

8

10

10

12

12

8

10

12

16

16

20

20

12

16

20

25

25

30

30


Примечание. Числовые значения допуска должны быть округлены в ближайшую сторону до стандартных по ГОСТ 24643-81 из ряда, мкм: 1; 1,2; 1,6; 2; 2,5; 3; 4; 5; 6; 8; 10; 12; 16; 20; 25; 30; 40; 50; 60.




^ 10.15. Допуски параллельности и перпендикулярности, мкм

(по ГОСТ 24643-81)


Интервал размеров, мм

Квалитеты

6

7

8

9

Св. 16 до 25

Св. 25 до 40

Св. 40 до 63

Св. 63 до 100

Св. 100 до 160

Св. 160 до 250

Св. 250 до 400

6

8

10

12

16

20

25

10

12

16

20

25

30

40

16

20

25

30

40

50

60

25

30

40

50

60

80

100


^ 10.16. Допуски соосности, мкм


Интервал размеров, мм

Подшипники конические роликовые

Зубчатые колеса

Червячные колеса

Подшипники шариковые радиальные и радиально-упорные

7-й и 8-й степени точности

Св. 108 до 30

Св. 30 до 50

Св. 50 до 120

Св. 120 до 250

Св. 250 до 400

10

12

16

20

25

16

20

25

30

40

25

30

40

50

60

25

30

40

50

60


^ 10.17. Назначение параметров шероховатости

поверхностей деталей машин


Параметры шероховатости, мкм

Обозначение шероховатости поверхности

Поверхность

Ra

Rz







Вид обработки поверхности не оговаривается.








Черные, но ровные поверхности отливок, поковок, проката. Обработка без снятия стружки











^ Продолжение табл. 10.17

Параметры шероховатости, мкм

Обозначение шероховатости поверхности

Поверхность

Ra

Rz



320; 250;

200; 160



Зачищенные поверхности отливок, поковок и пр.



160; 125

100; 80





80; 63;

50; 40



Поверхности отверстий из-под сверла, зенковок, фасок и пр. Нерабочие поверхности. Посадочные, нетрущиеся поверхности изделий не выше 12-го квалитета



40; 32;

25; 20



Точно прилегающие поверхности. Отверстия после черновой развертки. Поверхности под шабрение. Посадочные нетрущиеся поверхности изделий не выше 8-го квалитета



20; 16;

12,5; 10



Отверстия в неподвижных соеднениях всех квалитетов точности. Отверстия в трущихся соединениях 11-го и 12-го квалитетов. Боковые поверхности зубьев зубчатых колес 8-й и 9-й степеней точности

2,5; 2,0; 1,25





Отверстия в трущихся соединениях 6-8-го квалитетов. Отверстия под подшипники качения. Поверхности валов в трущихся соединениях 11-го и 12-го квалитетов. Поверхности червяков и ходовых винтов. Боковые поверхности зубьев зубчатых колес 7-й степени точности .

1,25; 1,00; 0,63





Поверхности валов в трущихся соеди­нениях 6-8-го квалитетов. Поверхно­сти валов под подшипники качения. Боковые поверхности зубьев зубчатых колес 7-й и 6-й степени точности

0,63; 0,50; 0,32





То же, для более ответственных по­верхностей. Поверхности валов под подшипники качения

0,32; 0,25; 0,16





Весьма ответственные трущиеся поверх­ности валов либо других охватываемых деталей


Примечание. Оценка шероховатости по ГОСТ 2789—73* производит­ся несколькими параметрами. Основные параметры обозначены Ra и Rz; Ra — среднее арифметическое абсолютных значений отклонений профиля в пределах базовой длины; Rz — сумма средних арифметических абсолютных отклонений пяти наибольших максимумов и пяти наибольших минимумов профиля в пределах базовой длины. Величину параметров шероховатости Ra или Rz проставляют над знаком в мкм. Величину Ra указывают без символа, а Rz — с символом.



В табл. 10.14, 10.15 и 10.16 приведены рекомендации по определению допусков формы и допусков расположения по­верхностей [8].

Шероховатость поверхности (см. рекомендации в табл. 10.17). посадки и допуски формы и расположения поверхностей пока­заны на рабочих чертежах (см. рис. 10.11, 10.12, 10.13 и 10.14).


ГЛАВА XI


МУФТЫ


В заданиях на курсовое проектирование деталей машин в техникумах предусматривается не проектирование муфт для соединения валов, а выбор их из числа стандартных конструк­ций с учетом особенностей эксплуатации привода и с после­дующей проверкой элементов муфты на прочность.

Здесь приведены краткие сведения о муфтах наиболее распространенных типов — для постоянного соединения валов и предохранительных. О муфтах сцепных, обгонных, шарнирных и др. см. работу [15].



-3-sistemi-vozdejstviya-na-prestupnost-v-gosudarstvah-azii-i-v-avstralii-izdatelskaya-gruppa-infra-mnorma-moskva-1997.html
-3-soderzhanie-shkolnogo-kursa-matematiki-predislovie.html
-3-sostavlenie-dogovorov-kontraktov-soglashenij-lokalnih-dokumentov-yuridicheskogo-lica.html
-3-sovremennoe-sostoyanie-tradicionnoj-kulturi-poselkovogo-n-g-hajrullina-doktor-istoricheskih-nauk-professor.html
-3-sredstva-zapisi-i-sredstva-svyazi-uchebnoe-posobie-dlya-vuzov-m-aspekt-press-2003.html
-3-sushnost-nacii-spirkin-a-g-filosofiya-uchebnik-2-e-izd.html
  • studies.bystrickaya.ru/konspekt-lekcj-dnpropetrovsk-dnu-2008-stranica-12.html
  • holiday.bystrickaya.ru/obespechenie-obrazovatelnogo-processa-uchebnoj-i-uchebno-metodicheskoj-literaturoj-po-zayavlennim-k-licenzirovaniyu-obrazovatelnim-programmam-n-pp-stranica-10.html
  • essay.bystrickaya.ru/boris-kriger-v-svoej-knige-pitaetsya-reshat-eti-bolnie-voprosi-i-nado-priznat-delaet-eto-ostroumno-i-originalno.html
  • lektsiya.bystrickaya.ru/predmetnij-ukazatel-k-tomu-1-1995-stranica-22.html
  • uchit.bystrickaya.ru/test-zad-1-mnozh-vibor-zad-2-transformac-zad-3-poisk-oshibki-8.html
  • grade.bystrickaya.ru/modul-normativnie-materiali-vipiska-iz-gosudarstvennogo-obrazovatelnogo-standarta-visshego-professionalnogo-obrazovaniya-.html
  • tetrad.bystrickaya.ru/v-stolice-sibiri-projdet-akciya-novosibirsk-protiv-nasiliya-i-narkotikov-strategiya-borbi.html
  • upbringing.bystrickaya.ru/kurs-1-gruppa-1-semestr-2-prepodavatel-lektor-dmitriev-vladimir-alekseevich-docent-kafedri-vseobshej-istorii-i-regionovedeniya-kandidat-istoricheskih-nauk-docent-prepodavatel-vedushij-prakticheskie-zanyatiya.html
  • shkola.bystrickaya.ru/metodi-postroeniya-polnij-kurs-dzhek-shvager-perevod-s-anglijskogo.html
  • ucheba.bystrickaya.ru/proekt-zavoda-po-proizvodstvu-zhbi-moshnostyu-70-000-m3-god.html
  • education.bystrickaya.ru/21-ponyatie-o-dokumentah-sposobah-dokumentirovaniyanositelyah-informacii-i-funkciyah-dokumenta.html
  • letter.bystrickaya.ru/mrtav-chovek-koi-dishe-i-pishe-poruke-chitaocima.html
  • znanie.bystrickaya.ru/9-vremya-vibor-shamana-arnold-mindnll.html
  • college.bystrickaya.ru/1-statya-dlya-obsuzhdeniya-dzh-uollakot-soobsheniya-i-znacheniya-str-2.html
  • occupation.bystrickaya.ru/metodicheskie-ukazaniya-po-diplomnomu-proektirovaniyu-i-preddiplomnoj-praktike-po-specialnosti-200401.html
  • exchangerate.bystrickaya.ru/6-socialnij-portret-rebyonka-doshkolnika-65-7-let-kak-celevoj-orientir-sistemi-doshkolnogo-obrazovaniya.html
  • doklad.bystrickaya.ru/vesti-moskva-rossiya-16082011-1430-teleprogramma-vesti-moskva-rossiya-16082011.html
  • uchitel.bystrickaya.ru/programma-v-ezhegodnogo-festivalya-modi-i-krasoti-elite-beauty-28-30-iyunya-2012-g-kislovodsk-vc-kavkaz.html
  • prepodavatel.bystrickaya.ru/sto-pudov-84-ot-010307-g-sto-pudov-77-ot-11-01-07-g.html
  • letter.bystrickaya.ru/ob-utverzhdenii-perechnya-vstupitelnih-ispitanij-v-obrazovatelnie-uchrezhdeniya-visshego-professionalnogo-obrazovaniya-imeyushie-gosudarstvennuyu-akkreditaciyu-stranica-2.html
  • paragraf.bystrickaya.ru/zadachi-i-informacionnoe-obespechenie-ucheta-analiza-i-audita-raschetov-s-byudzhetom-28-analiz-raschetov-predpriyatiya-ooo-torgovij-dom-argos-s-byudzhetom-35-1-kratkaya.html
  • thesis.bystrickaya.ru/primernie-voprosi-obshie-voprosi-1-pro-kogo-mozhno-skazat-lezet-iz-kozhi-von-o-zmeyah.html
  • universitet.bystrickaya.ru/tema-7-tretij-etap-evolyucii-klassicheskoj-politicheskoj-ekonomii-ya-s-yadgarov-istoriya-ekonomicheskih-uchenij.html
  • knigi.bystrickaya.ru/rezinovie-lyudi-nepomnyashij-nikolaj-lyudi-fenomeni.html
  • znaniya.bystrickaya.ru/rabochaya-programma-disciplini-modulya-finansi-i-kredit.html
  • paragraph.bystrickaya.ru/kursovaya-rabota-po-metodike-prepodavaniya-geografii-po-teme-osobennosti-primeneniya-priema-klasterov-v-teme-naselenie-mira.html
  • thesis.bystrickaya.ru/prikaz-ot-20-12-2011-922-o-predstavlenii-organami-i-organizaciyami-rospotrebnadzora-svodnih-godovih-svedenij-statisticheskogo-nablyudeniya-za-2011-god.html
  • occupation.bystrickaya.ru/muhamadeeva-irina-alexandrovna-sultan-uraz-muhammed-zhizn-i-deyatelnost-1572-1610-gg-07-00-02-otechestvennaya.html
  • desk.bystrickaya.ru/paketirovanie-paketnij-sposob-perevozki-gruzov-raschet-potrebnogo-kolichestva-paketov.html
  • holiday.bystrickaya.ru/neuzheli-krediti-perestali-bit-dostupnimi-monitoring-smi-noyabr-2008-goda.html
  • essay.bystrickaya.ru/dudnikov-a-v-russkij-yazik-stranica-2.html
  • upbringing.bystrickaya.ru/kursi-gidov-moo-bbt-ofis-moo-bbt-muzei-goroda-irkutska-i-slyudyanki.html
  • desk.bystrickaya.ru/osnovnie-nauchnie-rezultati-dissertacii-otrazheni-v-opublikovannih-rabotah-soiskatelya.html
  • knigi.bystrickaya.ru/sochinenie-vsemirno-izvestnogo-francuzskogo-filosofa-zhaka-ellyulya-svoeobraznij-manifest-neokonservatizma-eto-nauchnoe-issledovanie-napravleno-protiv-politizacii-vlasti-stranica-8.html
  • esse.bystrickaya.ru/radio-15-mayak-novosti-14-09-2005-bejlin-boris-21-00-15.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.