§ 13. Остроумие и интуиция как способы и формы познания и творчества - Спиркин А. Г. Философия: Учебник. 2-е изд
.RU

§ 13. Остроумие и интуиция как способы и формы познания и творчества - Спиркин А. Г. Философия: Учебник. 2-е изд


^ § 13. Остроумие и интуиция как способы и формы познания и творчества

О роли остроумия в творчестве. В научном творчестве, как и в художественном, огромную роль играет остроумие. Что это такое? Остроумие - это творческая мысль, тесно связанная с чувствами и заключающаяся в неожиданном сопоставлении на первый взгляд несопоставимых явлений, во внезапном нахождении чего-то общего в таких фактах, которые отстоят далеко друг от друга по существу.


Вдумайтесь в логику всех острот, анекдотов, юмористических рассказов, парадоксов, эпиграмм и т.д. Все они, несмотря на бесконечное многообразие по содержанию, по силе блеска мысли, логически построены по этому общему принципу [1].


1 Вот два примера остроумных мыслей из области науки: "Судьба всякой новой истины - сначала быть ересью, а потом превращаться в предрассудок" или "Новое в науке делается так: все знают, что это сделать невозможно. Затем приходит невежда, который этого не знает. Он и делает открытие" (А. Эйнштейн).


Архимеда попросили определить состав золотой короны, т.е. процент различных примесей. Он придумал остроумнейший способ определения веса тела и открыл знаменитый закон физики. Не случайно в науке нередко говорят о том или ином ученом: "Он построил остроумную гипотезу", "Он придумал остроумнейший эксперимент". Способность к остроумию вообще и к научному в частности воспитывается всеми достижениями культуры, искусством, предполагает большой запас знаний и умение оперировать ими.


В поисках решения проблемы, в процессе открытия мысль зачастую черпает ассоциации и аналогии из весьма отдаленных областей. Порой в сокровенных глубинах души как бы наплывом возникают поражающие глубиной прозрения образы, которые намного обгоняют логически систематизированную мысль.


Об интуиции в творчестве. Способность постижения истины или идеи изобретения, открывающее нечто или изобретающей нечто, без обоснования с помощью логики именуется интуицией. Интуицию издавна делят на две разновидности: чувственную и интеллектуальную. Интуиция - это некое полуинстинктивное сознание и вместе с тем стоящее выше обычного сознания, являющее собой по своей познавательной силе по существу сверхсознание. Она, как бы в одно мгновение пробегая по частям, по малейшим деталькам объекта, схватывает суть целого, как бы "вывертывая наизнанку" всю его подноготную. Бывают случаи, когда человек чрезвычайно быстро, почти мгновенно, схватывает мыслью сложную ситуацию, например во время военного сражения, и, ясно осознавая "что к чему", находит правильное решение. Интуиция - это способность постижения истины путем прямого ее усмотрения без обоснования с помощью доказательства.


По словам А. Бергсона, интуиция есть окраина или полутень интеллекта; ее вытеснили из центра из-за того, что для действия она менее полезна, чем интеллект: ее функция заключается скорее в тончайшем усмотрении сути дела, а не в самом деле (в смысле его регуляции). Существенная особенность интуиции состоит в том, что она не разделяет мыслимый объект на части и не рассматривает их порознь, чтобы затем перейти к синтезу, а как бы в одно мгновение схватывает целое в его сущности, да так, что рациональная логика ума не поспевает за ней, а потом "удивляется" тому, как это у нее получилось, как это она опередила его. Интуиция как бы изначально синтетическая активность духа, при этом самая тонкая, самая изящная его "особа".


Интуиция схватывает многообразие особенностей объекта в их едино-цельности, "заглядывая" на объект откуда-то из-за "спины" интеллекта или, точнее, с высоты сверхсознания. Интуиция - это "умное созерцание", как бы пронзающее "мелочи" частностей и вцепляющееся в саму суть объекта.


Роль интуиции особенно велика там, где необходим выход за пределы существующих приемов познания для проникновения в доселе неведомое. Вот что рассказывает Г. Гельмгольц об условиях, при которых у него наступали счастливые "осенения мысли": "Я должен был сперва рассмотреть мою проблему со всех сторон Так, чтобы все возможные усложнения и вариации я мог пробежать в уме, притом свободно, без записей. Довести до такого положения без большой работы большей частью невозможно. После того, как вызванное этой работой утомление исчезло, должен был наступить час абсолютной физической свежести и спокойного, приятного самочувствия, прежде чем проявлялись эти счастливые проблемы. Часто... они бывали по утрам при просыпании, как отметил однажды Гаусс. Особенно охотно, однако, они являлись при постепенном подъеме в лесистые горы при солнечной погоде". Французский ученый А. Пуанкаре рассказывает, что идея одного открытия пришла ему в голову совершенно случайно, в то время как он, находясь в чужом городе, садился в омнибус. "В эту минуту его "осенила" мысль, внезапно принесшая разрешение задачи, над которой он прежде долго и безуспешно бился".


Опытный врач сразу, без рассуждений может понять суть болезни, а потом уже обосновывает правильность своего "чутья". Деятели науки, искусства, полководцы, государственные и политические деятели, изобретатели не раз отмечали, что самыми плодотворными периодами творческого процесса их мышления являются моменты как бы наплыва вдохновения, упоительного восторга и внезапного "озарения" мысли. На крыльях этого счастливого чувства человек поднимается до удивительной остроты и ясности сознания, когда его взгляд на вещи становится максимально проницательным и он оказывается способным предвосхищать итог мыслительной работы, мгновенно пробегая и как бы перескакивая через отдельные ее звенья. Композитор в эти мгновения, по словам В.А. Моцарта, слышит всю ненаписанную симфонию, а у поэта, как отметил А.С. Пушкин:


И мысли в голове волнуются в отваге,

И рифмы легкие навстречу им бегут,

И пальцы просятся к перу, перо к бумаге

Минута - и стихи свободно потекут.


Этот способ мышления нередко окутывают густым туманом мистики и объявляют его бессознательным процессом. В каждом научном открытии и изобретении решающую роль играет последнее звено длинной цепи подготовительных работ. Интуитивные выводы возможны лишь на почве огромных усилий ума не одного человека.


Имеется жесткая зависимость содержания проблем и методов их решения от всего накопленного обществом знания. Так, открытие И. Ньютоном закона всемирного тяготения было подготовлено работами И. Кеплера, X. Гюйгенса и др. К теории относительности непосредственно также подводили многие исследования, а А. Пуанкаре, как говорят, "чуть не открыл" теорию относительности одновременно с А. Эйнштейном. Но никакая сила интуиции даже самого могучего гения не могла привести к открытию теории относительности, например, в Древнем Египте. Для этого не было предпосылок. Иногда научное творчество резко противопоставляют логике, считая, что никто из великих ученых не мыслил логически так, как это изображается в книгах по логике. В этом есть доля истины. Строго логическое мышление, подчиняющееся готовым правилам формальной логики, алгоритмам, автоматически гарантирует успех в решении типовой задачи. Но новые знания, которые не вытекают из добытых ранее систем правил, могут быть получены эвристически, путем творческого поиска, не гарантируя заранее успеха: ищущий новое должен быть готов к тому, что его поиски могут кончиться неудачей. Научить человека "делать" открытия и мыслить творчески так же трудно, как научить его быть мудрым, сообщив правила житейской мудрости. В основном они дают нам возможность лишь задним числом осознать меру совершенной нами глупости. Логика так же мало может помочь, как знание грамматических правил - научить создавать подлинно художественные стихи. Но интуиция не нечто сверхразумное или неразумное. В интуиции не осознаются все те признаки, по которым осуществляется вывод, и те приемы, с помощью которых делается этот вывод. Интуиция - это не только постижение истины, но и чувство и понимание, что это именно истина. Интуиция - это эмоционально насыщенное понимание сути проблемы и ее решения, когда ученый врастает в проблему и сливается с ней до такой степени, что уже и во сне она преследует его и властно требует ответа.


Интуиция тесно связана с так называемым жестким экспериментом, когда объект исследования ставится в неимоверно тяжелые, необычные условия. Интуиция - это как бы свернутая, резко сгущенная логика мысли. Она так же относится к логике, как внешняя речь к внутренней, где очень многое опущено и фрагментарно.


Интуиция не составляет особого пути познания, идущего в обход ощущениям, представлениям и мышлению. Она составляет качественно особый вид умозаключения, когда отдельные звенья логической цепи проносятся в сознании более или менее бессознательно, а предельно ясно осознается именно итог мысли - истина.


В интуиции тесно смыкаются мышление, чувство и ощущение. Она сближает научное познание с художественным творчеством и наоборот. Когда талантливый актер играет негодяя, то этот негодяй "находится в нем", а самость актера выражается в оригинальном мастерстве игры, что проявляется в правде этого художественного образа, в котором как бы слиянно существуют "два человека в одном лице". Но это, разумеется, - не шизофреническое раздвоение личности, а вполне здоровый феномен подлинно творческого искусства.


На крыльях интуиции, а не только по лестнице логики осуществляется интеллектуальный скачок от старого знания к новому, открытия в науке, изобретения в технике и созидание в области искусства. Интуиции бывает достаточно для усмотрения истины, но ее недостаточно, чтобы убедить в этой истине других и самого себя. Для этого необходимо доказательство.


Истинность или ложность того или иного положения науки, как правило, не обладает очевидностью. Только простейшие суждения нуждаются для подтверждения своей истинности лишь в использовании чувственного восприятия: нет необходимости доказывать то, что можно показать.


Подавляющее число положений науки принимается за истинные не на уровне чувственного познания и не отдельно от всех других истин, а на уровне логического мышления, в связи с другими истинами, т.е. путем доказательства. Доказательность - жизненный нерв научного мышления.


Во всяком доказательстве имеются тезис, основания доказательства (аргументы) и способ доказательства. Тезисом называется положение, истинность или ложность которого выясняется посредством доказательства. Доказательство, посредством которого выясняется ложность тезиса, называется опровержением. Все положения, на которые опирается доказательство и из которых необходимо следует истинность доказываемого тезиса, называются основаниями или аргументами. Последние состоят из положений о достоверных фактах, определений, аксиом [1] и ранее доказанных положений.


1 Аксиомы - положения, не доказываемые в данной науке и играющие в ней роль допускаемых оснований доказываемых истин.


Часто доказать истинность положения - значит показать, что оно есть прямое следствие из положений о хорошо проверенных фактах. Однако жизнь столь сложна, что в подтверждение очень многих положений, даже явно нелепых, можно собрать немалое число отдельных фактов. При этом то обстоятельство, что имеются одновременно и такие факты, которые опровергают эти же положения, свидетельствует о том, что сами по себе единичные факты, взятые в отрыве друг от Друга и от окружающих условий, ничего не доказывают. Утверждения о фактах получают значение оснований доказательства, если они рассматриваются во взаимосвязи, а также как носители законов, в них проявляющихся и ими управляющих.


В число оснований доказательства входят определения основных понятий данной науки. Это не значит, будто определению подлежат все понятия данной науки. Определить - значит свести неизвестное к известному, сложное к простому.


В число оснований доказательств, на которые опирается доказываемый тезис, кроме определений основных понятий науки и аксиом входят еще доказанные ранее положения науки, необходимые для обоснования тезиса. Чем дальше наука развивает доказательства своих положений, тем большим становится число предшествующих оснований доказательства каждого нового положения.


По словам В.Ф. Асмуса, связь оснований и выводов из них, имеющая результатом необходимое признание истинности доказываемого тезиса, называется способом доказательства. Доказательство одного и того же положения науки может быть различным, основанным, например, на дедукции, индукции, использовании аналогий, моделирования и т.п. Связь оснований, ведущая к истинности доказательного тезиса, не единственная. Поскольку она не дана вместе с самими основаниями, а должна быть установлена, постольку доказательство - теоретическая задача. В ряде частных случаев задача доказательства оказывается настолько сложной, что разрешение ее требует от ученых огромных усилий на протяжении целых десятилетий или даже столетий. В течение почти 2500 лет оставалось недоказанным существование атома, пока успехи экспериментальной и теоретической физики наконец не доказали этого. Гениальная догадка Джордано Бруно о существовании планет, обращающихся вокруг других звезд, получила доказательное подтверждение только в последнее столетие.


От примитивных способов доказательства, опиравшихся на неточные, приблизительные и потому часто ошибочные наглядные представления, до современных доказательств, опирающихся на удостоверенные факты, точно определенные понятия, на свободные от противоречий и достаточные в своем числе аксиомы, а также на уже строго доказанные ранее положения, практика доказательства прошла большой путь совершенствования, подняв умственную культуру на уровень современной науки.


Итак, рассмотрением проблем теории познания и некоторых вопросов логики мы завершили изложение содержания тех вопросов, которые составляют, будучи вместе взятые, основы общей философии и включают в себя учение о бытии, категориальный строй философского разума, проблемы философской антропологии, т.е. учение о человеке и его бытии в мире, прежде всего духовный мир человека. Этот круг проблем вполне логично вывел нас на проблематику теории познания, анализом которой мы и завершаем весь этот крупный блок фундаментальных философских проблем. Теперь мы должны перейти к следующему и последнему разделу книги - к социальной философии и философии истории. Оба эти раздела, которые предваряются достаточно большим разделом истории философии, и образуют, как нам думается, всю систему философского знания в ее учебном курсе.



-5-s25-28-05-pl-kommunikativno-nravstvennij-aspekt-ritoricheskogo-obrazovaniya.html
-5-smena-sobstvennika-imushestva-organizacii-prekrashenie-trudovogo-dogovora-kommentarij-k-glave-13-trudovogo-kodeksa-rf.html
-5-sredstva-zashiti-shestoe-chuvstvo-zagadka-telepatii.html
-5-tadedzhati-tannaidzhati-tad-dure-tadvantike-isha-upanishada.html
-5-traktovka-g-p-shedrovickim-etapa-soderzhatelno-geneticheskoj-logiki-istorii-razvitiya-mmk.html
-5-usilenie-duhovnoj-samobitnosti-i-politicheskoj-samostoyatelnosti-moskovskoj-rusi-osobennosti-razvitiya-kulturi-i-civilizacii-v-xvi-veke.html
  • holiday.bystrickaya.ru/obrazovatelnaya-programma-skoro-v-shkolu-skoro-v-1-klass-detskogo-obedineniya.html
  • control.bystrickaya.ru/ekonomicheskie-idei-social-demokratii.html
  • otsenki.bystrickaya.ru/rekomendacii-po-povisheniyu-effektivnosti-finansovo-hozyajstvennoj-63-deyatelnosti-ooo-p-optik-63-stranica-2.html
  • reading.bystrickaya.ru/kozlov-a-s-kubareva-n-p-serpul-m-n-pod-red-v-p-mesheryakova.html
  • uchitel.bystrickaya.ru/rabochaya-obrazovatelnaya-programma-po-predmetu-fizika-dlya-7-9-stranica-4.html
  • doklad.bystrickaya.ru/uchebno-metodicheskij-kompleks-po-discipline-pravovoe-regulirovanie-marketingovoj-deyatelnosti-nizhnij-novgorod-2006-stranica-2.html
  • testyi.bystrickaya.ru/6-naimenovanie-uchastnika-razmesheniya-zak-aza-stranica-7.html
  • textbook.bystrickaya.ru/instruktivno-metodicheskoe-pismo-o-prepodavanii-istorii-v-20082009-uchebnom-godu.html
  • vospitanie.bystrickaya.ru/ya-dumayu-informacionnij-byulleten-novosti-mo-rapn-konferencii-publikacii-konkursi-politologicheskogo-soobshestva.html
  • shpora.bystrickaya.ru/vyazanie-kryuchkom.html
  • exchangerate.bystrickaya.ru/byudzhet-marketinga.html
  • composition.bystrickaya.ru/osnovnie-metodi-pererabotki-tbo-i-obrashenie-s-opasnimi-othodami.html
  • school.bystrickaya.ru/istoriya-shapshugskogo-rajona.html
  • reading.bystrickaya.ru/literatura-avtor-yu-v-lebedev-poyasnitelnaya-zapiska-kalendarno-tematicheskoe-planirovanie-v-10-klasse-sostavleno-na-osnove-programmi-po-literature-dlya-obrazovatelnih-uchrezhdenij.html
  • knowledge.bystrickaya.ru/ob-elladskoj-cerkvi-standartnij.html
  • lesson.bystrickaya.ru/rol-razvivayushih-igr-pri-podgotovke-rebenka-k-shkole.html
  • essay.bystrickaya.ru/buddijskaya-religioznaya-literatura-k-chitatelyam.html
  • turn.bystrickaya.ru/perechen-rossijskih-izdanij-v-kotorih-bili-opublikovani-trudi-sotrudnikov-spbgetu.html
  • studies.bystrickaya.ru/gazovaya-ataka-v-halabdzhe.html
  • learn.bystrickaya.ru/gornoe-delo-stranica-5.html
  • student.bystrickaya.ru/2-2-sostav-i-posledovatelnost-chastej-shkolnoj-nauchnoj-raboti-uchebno-metodicheskoe-posobie-dlya-uchitelej-obsheobrazovatelnih.html
  • diploma.bystrickaya.ru/yuridicheskie-osnovi-reklamnoj-deyatelnosti.html
  • ucheba.bystrickaya.ru/pravitelstvo-astrahanskoj-oblasti-postanovlenie-stranica-6.html
  • grade.bystrickaya.ru/obyavlenie-o-prieme-dokumentov-dlya-uchastiya-v-konkurse-na-zameshenie-vakantnoj-dolzhnosti-stranica-3.html
  • znaniya.bystrickaya.ru/rabochaya-programma-disciplini-teoriya-i-sistemi-upravleniya-napravlenie-podgotovki-222000-innovatika.html
  • lecture.bystrickaya.ru/6-finansovie-riski-strahovoj-rinok-tema-denezhnoe-obrashenie-i-denezhnaya-sistema-2.html
  • zanyatie.bystrickaya.ru/plavayuch-tla.html
  • ucheba.bystrickaya.ru/poyasnitelnaya-zapiska-celi-i-zadachi-disciplini-celyu-osvoeniya-razdela-fizicheskaya-kultura.html
  • shpora.bystrickaya.ru/vtks01-fizicheskie-osnovi-vichislitelnoj-tehniki-01-02-2007-stranica-2.html
  • school.bystrickaya.ru/32-kontrol-i-upravlenie-ustanovkami-i-oborudovaniem-dlya-podderzhaniya-bezopasnogo-aerogazovogo-rezhima.html
  • grade.bystrickaya.ru/o-bezopasnosti-kolesnih-transportnih-sredstv-stranica-3.html
  • exchangerate.bystrickaya.ru/fajlovaya-sistema-dlya-operacionnoj-sistemi-windows.html
  • thesis.bystrickaya.ru/primernaya-programma-disciplini-rekomenduetsya-minobrazovaniem-rossii-po-specialnosti-310700-zootehniya-kvalifikaciya.html
  • tasks.bystrickaya.ru/1-brief-von-j-von-klaproth-stranica-9.html
  • credit.bystrickaya.ru/ot-agafi-iz-sibiri-chuvashskij-respublikanskij-dom-narodnogo-tvorchestva-sbornik-scenariev-i-metodicheskih-materialov.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.