.RU

§ 133. Теория или система христианского государства (иначе государственного христианства) и теория координации


^ § 133. Теория или система христианского государства (иначе государственного христианства) и теория координации.
Общеевропейская религиозно-политическая реакция, последовавшая за низвержением Наполеона I, выразилась в священном союзе, в документе которого, подписанном тремя могущественными монархами континентальной Европы - императорами русским и австрийским и королем прусским, значится, что монархи и их народы считают себя членами одной христианской нации, истинным монархом которой признают Искупителя мира И. Христа, и желают действовать в пользу соблюдения религии, мира и справедливости. Монархи, заключившие священный союз, принадлежали к трем различным вероисповеданиям, и однако находили возможным говорить о христианском государстве вообще. Из этого уже следует, что "христианское государство" в мировоззрении монархов не отождествляется с государством вероисповедным, как в средние века государство связано было с католицизмом, а со времени реформации многие из государств с протестантизмом и кальвинизмом. И действительно отчасти развитие этого мировоззрения в литературе, отчасти практические мероприятия некоторых государей (в особенности прусских королей Фридриха Вильгельма III и Фридриха Вильгельма IV), стремившихся к осуществлению идеала христианского государства, что под христианским государством понималось государство, подчиненное не вероисповедному христианству, как совокупности определенных догматических конфессиональных учений, а христианству всеобщему, представляющему собой абстракцию, отвлечение из основных начал главнейших христианских исповедей, т. е., в применении к западу, католического, лютеранского и реформатского. Государство, по этой теории, не состоит под господством конкретной церкви, как это требовалось иерократической системой средних веков, и наоборот, не господствует над всеми внешними обнаружениями церковной жизни, как государство полицейское. Христианское государство состоит под господством христианства вообще, руководится Библией, как достоянием целого христианства, и прежде всего христианским нравственным законом, который должен управлять не только частными отношениями граждан, но и всеми мероприятиями государей, поддерживать воскресные дни и главные праздники христианские, общехристианским институтам - крещению и брачному священнодействию - придает публичное значение в государственной жизни, печется о четвертом сословии, защищая его от эксплуатации фабрикантов и работодателей. К разным нехристианским религиозным обществам христианское государство относится так, как этого требуют христианская терпимость и христианская любовь к ближнему: нехристианам предоставляется частные или гражданские права, судебная защита и участие в некоторых учреждениях общественного благосостояния. И напротив, так как с понятием христианского государства связывается христианское начальство, всякие начальственные должности, вся власть законодательная, судебная и исполнительная, и всякое избирательное право (активное и пассивное) должны оставаться недоступными для нехристиан. Сюда же причислялось право быть присяжным заседателем и свидетелем при совершении нотариальных актов. Все такие права, во Франции называвшиеся "droits politiques", в Германии принято было называть "staatsburgerliche Rechte". Отступление христиан в нехристианство, равно как оставление детей христианских родителей без крещения, не допускаются. Уголовное право государства должно отражать на себе этический характер христианского Откровения и основывать свои положения на принципе возмездия, соединенного с милосердием.

К конкретной церкви того или другого вероисповедания христианское государство должно находиться в отношениях координации. По крайней мере с католической стороны теория координации развита была, как придаток или дополнение к теории христианского государства. Сущность координации состоит в том, что государство и конкретная церковь стоят рядом друг с другом, как две взаимно самостоятельные области, не претендующие на высшую власть, одна над другой, причем государство не вторгается в церковные дела, а церковь ограничивается кругом дел, вытекающих из ее церковных задач. Между тем как сточки зрения иерократической системы, церковь сама, независимо от какой-либо земной власти, проводит границы границы своей деятельности, и напротив, с точки зрения государственной церковности, государство само, независимо от церкви, определяет область своего и ее действия, теорией координацией принципиально требуется взаимное соглашение обоих властей по всем делам смешанного характера, по которым может возникнуть вопрос о разграничении сфер. Поэтому конкордат, строго говоря, неуместный ни в системе иерократической, ни в системе государственной церковности - так как ни та, ни другая не позволяют говорить о равноправности контрагентов и о равной обязательности договора для обоих, с точки зрения координации является нормальным способом к разрешению спорных вопросов и к регулированию церковно-государственных отношений, и притом в собственном смысле договором, как обязательным для обоих равноправных контрагентов юридическим актом. Но теория координации оказалась неприложимой к евангелической церкви, не имеющей никакого иерархического главы, который вступал бы в конкордаты с главой государства. Напротив, этот последний вместе с государственным главенством, соединяет в своем лице и главенство церковное.

^ § 134. Особые черты системы церковно-государственных отношений в Бельгии и Италии.
В Бельгии и Италии огромное большинство населения принадлежит к римско-католическому вероисповеданию. Поэтому в той и другой стране потребовалось регулирование отношений государства преимущественно в католическойц церкви, причем в той и другой обнаружилось значительное влияние американского образца. В Бельгии государство смотрит на католическую церковь, как на всякое другое религиозное общество, обеспечивает за всеми свободу культа и публичное осуществление его, не претендует на участие в определении на церковные должности, не запрещает и не затрудняет сношений с высшими церковными властями и публикации их распоряжений (но, конечно, ответственность по законам о печати, в случае их нарушения, остается), не стесняясь свободы преподавания, не вмешивается с своим контролем в управление церковным имуществом, не прибегает к ограничительным мерам в отношении к учреждению монастырей и т. п. Но в то же время государство, с точки зрения своих собственных интересов, придает деятельности духовенства столь важное значение, что дает ему жалованье и пенсии, на каковой предмет потребная сумма вносится ежегодно в государственный бюджет. Еще менее оказалось возможным провести взгляды на церковь, как на частное общество, в Италии. Государство здесь также отказалось от номинации епископов и даже не требует от них присяги в повиновении государственным законам, не претендует на placet ab abusu и т. п. Но Италия имеет дело с самим главой римско-католической церкви, резидирующим в Риме. В силу т. н. закона о гарантиях 1871 г., папа признается монархом (а не председателем какого-либо частного общества); всякое посягательство на его личную неприкосновенность рассматривается как преступление против величества; за папой признается активное и пассивное право посольства со всеми международными привилегиями; папские дворцы и базилики признаются экстерриториальными; государство обязуется принимать необходимые меры охраны по отношению к конклаву (в случае избрания папы) и к вселенскому собору (в случае если он состоится в Италии), а также меры по обеспечению сношений и корреспонденции папы с целым католическим миром предоставлением в распоряжение папы итальянских почтовых учреждений, с правом, впрочем, для папы организовать и содержать в пределах королевства свою собственную почту; независимо от всего этого, государство обязалось к ежегодной выдаче папе ренты или государственной казны (3,225,000 лир), каковую ренту, впрочем, папы до сих пор отказываются получать. Самое решительное влияние североамериканского образца наблюдается в т. н. "основных правах; выработанных франкфуртским парламентом 1848 г. В Германии до этого времени церковно-государственные отношения определялись частью идеями христианского государства, частью воспоминаниями из этой эпохи государственной церковности и полицейского государства. Франкфуртский парламент провозгласил отделение церкви от государства: всеобщую свободу культа и публичного его осуществления, право всякого религиозного общества устраиваться и управлять своими делами самостоятельно, с подчинением общим государственным законам, недопустимость как-либо преимуществ одного религиозного общества пред другим и т. п. Но франкфуртская конституция осталась теоретическим построением. Во второй половине XIX века получила решительный перевес в германской науке теория т. н. правового государства.


-575-2-ortali-aziya-ajmaindai-demokratiyali-ndilitardi-mr-sru-zhne-oni-teoretikali-dstemelk-aliptasu-mseleler.html
-58-geopoliticheskoe-polozhenie-i-vneshnyaya-politika-rossii-istoriya-rossii-xx-nachalo-xxi-veka-uchebnik-dlya-9-klassa.html
-59-operator-cehov-po-prigotovleniyu-kormov-postanovlenie-goskomtruda-sssr-i-sekretariata-vcsps.html
-6-balzakovskij-krug-v-evolyucii-cennostej-i-puti-vihoda-iz-nego-zakonomernostej-vihoda-iz-haosa.html
-6-dejstvie-normativnih-pravovih-aktov-vo-vremeni-v-prostranstve-i-po-krugu-lic.html
-6-deyatelnost-v-predstavitelnih-pravie-partii-konservativno-monarhicheskie-partii-umerennogo-i-krajnego-tolka.html
  • testyi.bystrickaya.ru/43-fosfatirovanie-vodi-metodicheskie-ukazaniya-po-predotvrasheniyu-obrazovaniya-mineralnih-i-organicheskih-otlozhenij.html
  • assessments.bystrickaya.ru/drugoe-tv-gosduma-rf-monitoring-smi-16-maya-2006-g.html
  • knowledge.bystrickaya.ru/o-nekotorih-problemah-kompleksnogo-issledovaniya-etnogeneza-slavyan.html
  • doklad.bystrickaya.ru/vopros-28-grammaticheskie-transformacii-kompleksnie-leksiko-grammaticheskie-preobrazovaniya.html
  • reading.bystrickaya.ru/konspekt-uroka-po-teme-man-and-natural-world-podtema-environmental-problems-water-pollution-air-pollution.html
  • ekzamen.bystrickaya.ru/sabati-masati-oushilardi-etstk-turali-alan-blmdern-pisitau-tapsirmalarin-orindau.html
  • upbringing.bystrickaya.ru/kovalskij-vo-pervih-ya-bi-ne-stal-zapredelivat-chto-politiki-mogut-delat-tam-vsyo-kak-ugodno-maracha.html
  • credit.bystrickaya.ru/po-sushestvu-mi-do-konca-bespochvenni-ontologichnost-slova-v-tvorchestve-f-m-dostoevskogo.html
  • shpargalka.bystrickaya.ru/vozdejstvie-izmeneniya-klimata-na-selskoe-hozyajstvo-rol-mehanizmov-kiotskogo-protokola-v-razvitii-leso-i-zemlepolzovaniya.html
  • university.bystrickaya.ru/glava-6-osobennosti-biologicheskogo-urovnya-organizacii-materii-problemi-genetiki.html
  • shkola.bystrickaya.ru/primenenie-kontent-analiza-v-izuchenii-mezhetnicheskoj-napryazhennosti.html
  • kanikulyi.bystrickaya.ru/xi-transport-turizm-i-v-krilov-rukovoditel-izdatelskogo-proekta-kand-sociol-nauk.html
  • uchit.bystrickaya.ru/trebovaniya-k-dokumentam-dlya-prohozhdeniya-pervogo-i-vtorogo-etapov-konkursnogo-otbora.html
  • diploma.bystrickaya.ru/zachem-rossii-partii-vremya-novostej-novoprudskij-semen-04122006-223-str-4.html
  • urok.bystrickaya.ru/procedura-provedeniya-konkursa-ustnoj-rechi-govorenie-speaking-metodicheskie-rekomendacii-po-razrabotke-zadanij.html
  • ekzamen.bystrickaya.ru/ris-18-tipi-pogrebennih-rossipej-zolota-v-lenskom-zolotonosnom-rajone-13-slovar-po-geologii-rossipej.html
  • uchebnik.bystrickaya.ru/utverzhdeno-prikazom-generalnogo-direktora-oao-obl-tv-dokumentaciya-o-zakupkah-tovarov-rabot-i-uslug-dlya-nuzhd-otkritogo-akcionernogo-obshestva-stranica-3.html
  • uchit.bystrickaya.ru/tanimdi-s-reket-ou-materialin-tkelej-abildau-oni-oj-elegnen-tkzu-zhne-este-satau-alan-blmd-s-zhznde-oldana-blu.html
  • writing.bystrickaya.ru/ekskursionno-vistavochnaya-rabota.html
  • composition.bystrickaya.ru/pervoe-informacionnoe-soobshenie-mezhdunarodnaya-konferenciya-i-shkola-molodih-uchennih-po-izmereniyam-modelirovaniyu-i-informacionnim-sistemam-dlya-izucheniya-okruzhayushej-sredi-enviromis.html
  • literature.bystrickaya.ru/chert-9-raspredelenie-nagruzki-pri-raschete-kolonn-n-a-ushakov-rukovoditel-temi-kand-tehn-nauk.html
  • books.bystrickaya.ru/blogoblago-rossijskaya-blagotvoritelnost-v-zerkale-smi.html
  • student.bystrickaya.ru/10priborostroitelnie-organizacii-associacii-akadempribor-osnovnie-issledovaniya-i-razrabotki.html
  • learn.bystrickaya.ru/geografiya-morskogo-transporta-rossii-chast-7.html
  • lektsiya.bystrickaya.ru/poyasnitelnaya-zapiska-k-tematicheskomu-planirovaniyu-po-anglijskomu-yaziku-dlya-5-9-klassov-stranica-3.html
  • predmet.bystrickaya.ru/skazka-lozh-da-v-nej-namek-stranica-11.html
  • institut.bystrickaya.ru/tematicheskij-plan-prakticheskih-zanyatij-dlya-studentov-iv-kursa-farmacevticheskogo-fakulteta-zaochnij-omgma.html
  • shpargalka.bystrickaya.ru/uroki-sektovedeniya-stranica-11.html
  • school.bystrickaya.ru/14-graf-sushestvovaniya-processa-osnovnie-sostoyaniya-processa-usloviya-perehoda-iz-odnogo-sostoyaniya-v-drugoe.html
  • laboratornaya.bystrickaya.ru/rabochaya-programma-disciplina-gse-r-01-vvedenie-v-specialnost-indeks-i-naimenovanie-disciplini.html
  • school.bystrickaya.ru/kursa.html
  • textbook.bystrickaya.ru/kniga-delo-cheloveka-stranica-37.html
  • kanikulyi.bystrickaya.ru/zaklyuchenie-metodicheskie-ukazaniya-k-diplomnomu-proektirovaniyu-dlya-studentov-ochnoj-i-zaochnoj-form-obucheniya-specialnosti.html
  • education.bystrickaya.ru/256-s-seriya-biblioteka-shkolnogo-psihologa-stranica-10.html
  • turn.bystrickaya.ru/polovie-razlichiya-oshibok-glazomera-u-doshkolnikov-mm-dannie-l-v-saulinoj-gendernaya.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.