.RU

§ 133. Теория или система христианского государства (иначе государственного христианства) и теория координации


^ § 133. Теория или система христианского государства (иначе государственного христианства) и теория координации.
Общеевропейская религиозно-политическая реакция, последовавшая за низвержением Наполеона I, выразилась в священном союзе, в документе которого, подписанном тремя могущественными монархами континентальной Европы - императорами русским и австрийским и королем прусским, значится, что монархи и их народы считают себя членами одной христианской нации, истинным монархом которой признают Искупителя мира И. Христа, и желают действовать в пользу соблюдения религии, мира и справедливости. Монархи, заключившие священный союз, принадлежали к трем различным вероисповеданиям, и однако находили возможным говорить о христианском государстве вообще. Из этого уже следует, что "христианское государство" в мировоззрении монархов не отождествляется с государством вероисповедным, как в средние века государство связано было с католицизмом, а со времени реформации многие из государств с протестантизмом и кальвинизмом. И действительно отчасти развитие этого мировоззрения в литературе, отчасти практические мероприятия некоторых государей (в особенности прусских королей Фридриха Вильгельма III и Фридриха Вильгельма IV), стремившихся к осуществлению идеала христианского государства, что под христианским государством понималось государство, подчиненное не вероисповедному христианству, как совокупности определенных догматических конфессиональных учений, а христианству всеобщему, представляющему собой абстракцию, отвлечение из основных начал главнейших христианских исповедей, т. е., в применении к западу, католического, лютеранского и реформатского. Государство, по этой теории, не состоит под господством конкретной церкви, как это требовалось иерократической системой средних веков, и наоборот, не господствует над всеми внешними обнаружениями церковной жизни, как государство полицейское. Христианское государство состоит под господством христианства вообще, руководится Библией, как достоянием целого христианства, и прежде всего христианским нравственным законом, который должен управлять не только частными отношениями граждан, но и всеми мероприятиями государей, поддерживать воскресные дни и главные праздники христианские, общехристианским институтам - крещению и брачному священнодействию - придает публичное значение в государственной жизни, печется о четвертом сословии, защищая его от эксплуатации фабрикантов и работодателей. К разным нехристианским религиозным обществам христианское государство относится так, как этого требуют христианская терпимость и христианская любовь к ближнему: нехристианам предоставляется частные или гражданские права, судебная защита и участие в некоторых учреждениях общественного благосостояния. И напротив, так как с понятием христианского государства связывается христианское начальство, всякие начальственные должности, вся власть законодательная, судебная и исполнительная, и всякое избирательное право (активное и пассивное) должны оставаться недоступными для нехристиан. Сюда же причислялось право быть присяжным заседателем и свидетелем при совершении нотариальных актов. Все такие права, во Франции называвшиеся "droits politiques", в Германии принято было называть "staatsburgerliche Rechte". Отступление христиан в нехристианство, равно как оставление детей христианских родителей без крещения, не допускаются. Уголовное право государства должно отражать на себе этический характер христианского Откровения и основывать свои положения на принципе возмездия, соединенного с милосердием.

К конкретной церкви того или другого вероисповедания христианское государство должно находиться в отношениях координации. По крайней мере с католической стороны теория координации развита была, как придаток или дополнение к теории христианского государства. Сущность координации состоит в том, что государство и конкретная церковь стоят рядом друг с другом, как две взаимно самостоятельные области, не претендующие на высшую власть, одна над другой, причем государство не вторгается в церковные дела, а церковь ограничивается кругом дел, вытекающих из ее церковных задач. Между тем как сточки зрения иерократической системы, церковь сама, независимо от какой-либо земной власти, проводит границы границы своей деятельности, и напротив, с точки зрения государственной церковности, государство само, независимо от церкви, определяет область своего и ее действия, теорией координацией принципиально требуется взаимное соглашение обоих властей по всем делам смешанного характера, по которым может возникнуть вопрос о разграничении сфер. Поэтому конкордат, строго говоря, неуместный ни в системе иерократической, ни в системе государственной церковности - так как ни та, ни другая не позволяют говорить о равноправности контрагентов и о равной обязательности договора для обоих, с точки зрения координации является нормальным способом к разрешению спорных вопросов и к регулированию церковно-государственных отношений, и притом в собственном смысле договором, как обязательным для обоих равноправных контрагентов юридическим актом. Но теория координации оказалась неприложимой к евангелической церкви, не имеющей никакого иерархического главы, который вступал бы в конкордаты с главой государства. Напротив, этот последний вместе с государственным главенством, соединяет в своем лице и главенство церковное.

^ § 134. Особые черты системы церковно-государственных отношений в Бельгии и Италии.
В Бельгии и Италии огромное большинство населения принадлежит к римско-католическому вероисповеданию. Поэтому в той и другой стране потребовалось регулирование отношений государства преимущественно в католическойц церкви, причем в той и другой обнаружилось значительное влияние американского образца. В Бельгии государство смотрит на католическую церковь, как на всякое другое религиозное общество, обеспечивает за всеми свободу культа и публичное осуществление его, не претендует на участие в определении на церковные должности, не запрещает и не затрудняет сношений с высшими церковными властями и публикации их распоряжений (но, конечно, ответственность по законам о печати, в случае их нарушения, остается), не стесняясь свободы преподавания, не вмешивается с своим контролем в управление церковным имуществом, не прибегает к ограничительным мерам в отношении к учреждению монастырей и т. п. Но в то же время государство, с точки зрения своих собственных интересов, придает деятельности духовенства столь важное значение, что дает ему жалованье и пенсии, на каковой предмет потребная сумма вносится ежегодно в государственный бюджет. Еще менее оказалось возможным провести взгляды на церковь, как на частное общество, в Италии. Государство здесь также отказалось от номинации епископов и даже не требует от них присяги в повиновении государственным законам, не претендует на placet ab abusu и т. п. Но Италия имеет дело с самим главой римско-католической церкви, резидирующим в Риме. В силу т. н. закона о гарантиях 1871 г., папа признается монархом (а не председателем какого-либо частного общества); всякое посягательство на его личную неприкосновенность рассматривается как преступление против величества; за папой признается активное и пассивное право посольства со всеми международными привилегиями; папские дворцы и базилики признаются экстерриториальными; государство обязуется принимать необходимые меры охраны по отношению к конклаву (в случае избрания папы) и к вселенскому собору (в случае если он состоится в Италии), а также меры по обеспечению сношений и корреспонденции папы с целым католическим миром предоставлением в распоряжение папы итальянских почтовых учреждений, с правом, впрочем, для папы организовать и содержать в пределах королевства свою собственную почту; независимо от всего этого, государство обязалось к ежегодной выдаче папе ренты или государственной казны (3,225,000 лир), каковую ренту, впрочем, папы до сих пор отказываются получать. Самое решительное влияние североамериканского образца наблюдается в т. н. "основных правах; выработанных франкфуртским парламентом 1848 г. В Германии до этого времени церковно-государственные отношения определялись частью идеями христианского государства, частью воспоминаниями из этой эпохи государственной церковности и полицейского государства. Франкфуртский парламент провозгласил отделение церкви от государства: всеобщую свободу культа и публичного его осуществления, право всякого религиозного общества устраиваться и управлять своими делами самостоятельно, с подчинением общим государственным законам, недопустимость как-либо преимуществ одного религиозного общества пред другим и т. п. Но франкфуртская конституция осталась теоретическим построением. Во второй половине XIX века получила решительный перевес в германской науке теория т. н. правового государства.


-575-2-ortali-aziya-ajmaindai-demokratiyali-ndilitardi-mr-sru-zhne-oni-teoretikali-dstemelk-aliptasu-mseleler.html
-58-geopoliticheskoe-polozhenie-i-vneshnyaya-politika-rossii-istoriya-rossii-xx-nachalo-xxi-veka-uchebnik-dlya-9-klassa.html
-59-operator-cehov-po-prigotovleniyu-kormov-postanovlenie-goskomtruda-sssr-i-sekretariata-vcsps.html
-6-balzakovskij-krug-v-evolyucii-cennostej-i-puti-vihoda-iz-nego-zakonomernostej-vihoda-iz-haosa.html
-6-dejstvie-normativnih-pravovih-aktov-vo-vremeni-v-prostranstve-i-po-krugu-lic.html
-6-deyatelnost-v-predstavitelnih-pravie-partii-konservativno-monarhicheskie-partii-umerennogo-i-krajnego-tolka.html
  • portfolio.bystrickaya.ru/plan-raboti-administracii-municipalnogo-rajona-krasnokamskij-rajon-na-2012-god-po-vipolneniyu-postanovleniya-pravitelstva-respubliki-bashkortostan-ot-10-05-2006g-121-o-provedenii-narodnogo-prazdnika.html
  • bukva.bystrickaya.ru/teorii-proishozhdeniya-i-predposilki-vozniknoveniya-deneg.html
  • literatura.bystrickaya.ru/soderzhani-e-pervij-shag-chto-takoe-intellektualnaya-sobstvennost-i-ee-znachenie-v-biznese-stranica-8.html
  • tasks.bystrickaya.ru/17-centralnoe-venoznoe-davlenie-sindromi-kriticheskih-sostoyanij-ryabov.html
  • tests.bystrickaya.ru/materialnaya-otvetstvennost-rabotnika-za-usherb-prichinyonnij-rabotodatelyu.html
  • writing.bystrickaya.ru/bogi-vladimira-kniga-yavlyaetsya-pryamim-prodolzheniem-kak-bi-vtorim-tomom-moego-issledovaniya-yazichestvo-drevnih-slavyan.html
  • prepodavatel.bystrickaya.ru/uchebnaya-programma-kursa-vladivostok-2005-ministerstvo-obrazovaniya-rossijskoj-federacii-vladivostokskij-gosudarstvennij-universitet-ekonomiki-i-servisa-stranica-4.html
  • esse.bystrickaya.ru/razmnozhenie-i-vosproizvedenie-rastenij-uchebno-metodicheskij-kompleks-botanika-s-osnovami-fitocenologii-razdel.html
  • institute.bystrickaya.ru/glava-7soyuznik-snovidyashee-telo.html
  • doklad.bystrickaya.ru/vopros-perechen-i-zakonodatelnaya-osnova-obshevoinskih-ustavov-vs-rf.html
  • student.bystrickaya.ru/23-razrabotka-programmi-obsluzhivaniya-metodicheskie-rekomendacii-po-vipolneniyu-kursovih-rabot-dlya-studentov-specialnosti.html
  • upbringing.bystrickaya.ru/konspekt-uroka-tehnologii-klass-6-b-data-01-03-06-tema-uroka-metalli-i-ih-svojstva-cel-uroka-obrazovatelnaya-oznakomitsya-s-metallami.html
  • kanikulyi.bystrickaya.ru/vzaimosvyaz-socialnoj-politiki-i-socialnoj-zashiti-naseleniya.html
  • literatura.bystrickaya.ru/sootnesite-istoricheskih-deyatelej-istoricheskie-olimpiadi-shkolnikov.html
  • desk.bystrickaya.ru/ohota-na-beriyu-kurs-na-industrializaciyu-krah-buharina.html
  • crib.bystrickaya.ru/horoshaya-kniga-moj-sputnik-moj-drug.html
  • grade.bystrickaya.ru/metodicheskie-ukazaniya-po-naladke-sistemi-regulirovaniya-processa-goreniya-gazomazutnih-kotlov-stranica-3.html
  • otsenki.bystrickaya.ru/rossijskaya-gazeta-moskva-189-992008-mirnij-desant-2-rukovodstvo-ministerstva-i-inie-predstaviteli-mchs-rf-2.html
  • laboratornaya.bystrickaya.ru/rabochaya-programma-po-discipline-sd-02-01-vvedenie-v-specialnost.html
  • upbringing.bystrickaya.ru/konkurs-grantov-2011-goda-pravitelstva-s-peterburga-materiali-po-podgotovke-zayavki.html
  • portfolio.bystrickaya.ru/osvoivshih-obrazovatelnie-programmi-osnovnogo-obshego-obrazovaniya-dalee-obuchayushiesya-po-russkomu-yaziku-v-nezavisimoj-forme-stranica-3.html
  • occupation.bystrickaya.ru/mezhvedomstvennie-predlozheniya-trebuyushie-sozdaniya-rabochih-grupp-predlozheniya-kotorie-mogut-bit-realizovani-v-hode.html
  • report.bystrickaya.ru/k-voprosu-o-vozniknovenii-reformatorskih-ili-kshatrijskih-verouchenij-v-drevnej-indii.html
  • exchangerate.bystrickaya.ru/luna-estestvennij-sputnik-zemli-chast-4.html
  • bystrickaya.ru/vidatki-byudzhetv-na-nauku-ta-kulturu.html
  • uchitel.bystrickaya.ru/razdel-iv-kultura-rechi-uchebno-metodicheskij-kompleks-po-discipline-russkij-yazik-i-kultura-rechi-dlya-studentov-fiid.html
  • zanyatie.bystrickaya.ru/programmi-modulya-stranica-6.html
  • klass.bystrickaya.ru/a-e-abramov-zamestitel-direktora-nacionalnogo-depozitarnogo-centra.html
  • control.bystrickaya.ru/ekzamenacionnij-bilet-po-kursu-teoriya-avtomatov.html
  • education.bystrickaya.ru/22-bitie-i-sushestvovanie-2-chasa-uchebno-metodicheskij-kompleks-uchebnoj-disciplini-filosofiya-federalnogo.html
  • literatura.bystrickaya.ru/shpargalki-po-fizike.html
  • literatura.bystrickaya.ru/shemotehnicheskoe-reshenie.html
  • knowledge.bystrickaya.ru/obshestvennie-organizacii-stranica-9.html
  • student.bystrickaya.ru/-73-graphical-abbreviations-acronyms-arnold-i-v-a-84-leksikologiya-sovremennogo-anglijskogo-yazika-ucheb-dlya.html
  • letter.bystrickaya.ru/o-yu-artemova-garmoniya-rodstva-stranica-4.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.