§ 133. Теория или система христианского государства (иначе государственного христианства) и теория координации
.RU

§ 133. Теория или система христианского государства (иначе государственного христианства) и теория координации


^ § 133. Теория или система христианского государства (иначе государственного христианства) и теория координации.
Общеевропейская религиозно-политическая реакция, последовавшая за низвержением Наполеона I, выразилась в священном союзе, в документе которого, подписанном тремя могущественными монархами континентальной Европы - императорами русским и австрийским и королем прусским, значится, что монархи и их народы считают себя членами одной христианской нации, истинным монархом которой признают Искупителя мира И. Христа, и желают действовать в пользу соблюдения религии, мира и справедливости. Монархи, заключившие священный союз, принадлежали к трем различным вероисповеданиям, и однако находили возможным говорить о христианском государстве вообще. Из этого уже следует, что "христианское государство" в мировоззрении монархов не отождествляется с государством вероисповедным, как в средние века государство связано было с католицизмом, а со времени реформации многие из государств с протестантизмом и кальвинизмом. И действительно отчасти развитие этого мировоззрения в литературе, отчасти практические мероприятия некоторых государей (в особенности прусских королей Фридриха Вильгельма III и Фридриха Вильгельма IV), стремившихся к осуществлению идеала христианского государства, что под христианским государством понималось государство, подчиненное не вероисповедному христианству, как совокупности определенных догматических конфессиональных учений, а христианству всеобщему, представляющему собой абстракцию, отвлечение из основных начал главнейших христианских исповедей, т. е., в применении к западу, католического, лютеранского и реформатского. Государство, по этой теории, не состоит под господством конкретной церкви, как это требовалось иерократической системой средних веков, и наоборот, не господствует над всеми внешними обнаружениями церковной жизни, как государство полицейское. Христианское государство состоит под господством христианства вообще, руководится Библией, как достоянием целого христианства, и прежде всего христианским нравственным законом, который должен управлять не только частными отношениями граждан, но и всеми мероприятиями государей, поддерживать воскресные дни и главные праздники христианские, общехристианским институтам - крещению и брачному священнодействию - придает публичное значение в государственной жизни, печется о четвертом сословии, защищая его от эксплуатации фабрикантов и работодателей. К разным нехристианским религиозным обществам христианское государство относится так, как этого требуют христианская терпимость и христианская любовь к ближнему: нехристианам предоставляется частные или гражданские права, судебная защита и участие в некоторых учреждениях общественного благосостояния. И напротив, так как с понятием христианского государства связывается христианское начальство, всякие начальственные должности, вся власть законодательная, судебная и исполнительная, и всякое избирательное право (активное и пассивное) должны оставаться недоступными для нехристиан. Сюда же причислялось право быть присяжным заседателем и свидетелем при совершении нотариальных актов. Все такие права, во Франции называвшиеся "droits politiques", в Германии принято было называть "staatsburgerliche Rechte". Отступление христиан в нехристианство, равно как оставление детей христианских родителей без крещения, не допускаются. Уголовное право государства должно отражать на себе этический характер христианского Откровения и основывать свои положения на принципе возмездия, соединенного с милосердием.

К конкретной церкви того или другого вероисповедания христианское государство должно находиться в отношениях координации. По крайней мере с католической стороны теория координации развита была, как придаток или дополнение к теории христианского государства. Сущность координации состоит в том, что государство и конкретная церковь стоят рядом друг с другом, как две взаимно самостоятельные области, не претендующие на высшую власть, одна над другой, причем государство не вторгается в церковные дела, а церковь ограничивается кругом дел, вытекающих из ее церковных задач. Между тем как сточки зрения иерократической системы, церковь сама, независимо от какой-либо земной власти, проводит границы границы своей деятельности, и напротив, с точки зрения государственной церковности, государство само, независимо от церкви, определяет область своего и ее действия, теорией координацией принципиально требуется взаимное соглашение обоих властей по всем делам смешанного характера, по которым может возникнуть вопрос о разграничении сфер. Поэтому конкордат, строго говоря, неуместный ни в системе иерократической, ни в системе государственной церковности - так как ни та, ни другая не позволяют говорить о равноправности контрагентов и о равной обязательности договора для обоих, с точки зрения координации является нормальным способом к разрешению спорных вопросов и к регулированию церковно-государственных отношений, и притом в собственном смысле договором, как обязательным для обоих равноправных контрагентов юридическим актом. Но теория координации оказалась неприложимой к евангелической церкви, не имеющей никакого иерархического главы, который вступал бы в конкордаты с главой государства. Напротив, этот последний вместе с государственным главенством, соединяет в своем лице и главенство церковное.

^ § 134. Особые черты системы церковно-государственных отношений в Бельгии и Италии.
В Бельгии и Италии огромное большинство населения принадлежит к римско-католическому вероисповеданию. Поэтому в той и другой стране потребовалось регулирование отношений государства преимущественно в католическойц церкви, причем в той и другой обнаружилось значительное влияние американского образца. В Бельгии государство смотрит на католическую церковь, как на всякое другое религиозное общество, обеспечивает за всеми свободу культа и публичное осуществление его, не претендует на участие в определении на церковные должности, не запрещает и не затрудняет сношений с высшими церковными властями и публикации их распоряжений (но, конечно, ответственность по законам о печати, в случае их нарушения, остается), не стесняясь свободы преподавания, не вмешивается с своим контролем в управление церковным имуществом, не прибегает к ограничительным мерам в отношении к учреждению монастырей и т. п. Но в то же время государство, с точки зрения своих собственных интересов, придает деятельности духовенства столь важное значение, что дает ему жалованье и пенсии, на каковой предмет потребная сумма вносится ежегодно в государственный бюджет. Еще менее оказалось возможным провести взгляды на церковь, как на частное общество, в Италии. Государство здесь также отказалось от номинации епископов и даже не требует от них присяги в повиновении государственным законам, не претендует на placet ab abusu и т. п. Но Италия имеет дело с самим главой римско-католической церкви, резидирующим в Риме. В силу т. н. закона о гарантиях 1871 г., папа признается монархом (а не председателем какого-либо частного общества); всякое посягательство на его личную неприкосновенность рассматривается как преступление против величества; за папой признается активное и пассивное право посольства со всеми международными привилегиями; папские дворцы и базилики признаются экстерриториальными; государство обязуется принимать необходимые меры охраны по отношению к конклаву (в случае избрания папы) и к вселенскому собору (в случае если он состоится в Италии), а также меры по обеспечению сношений и корреспонденции папы с целым католическим миром предоставлением в распоряжение папы итальянских почтовых учреждений, с правом, впрочем, для папы организовать и содержать в пределах королевства свою собственную почту; независимо от всего этого, государство обязалось к ежегодной выдаче папе ренты или государственной казны (3,225,000 лир), каковую ренту, впрочем, папы до сих пор отказываются получать. Самое решительное влияние североамериканского образца наблюдается в т. н. "основных правах; выработанных франкфуртским парламентом 1848 г. В Германии до этого времени церковно-государственные отношения определялись частью идеями христианского государства, частью воспоминаниями из этой эпохи государственной церковности и полицейского государства. Франкфуртский парламент провозгласил отделение церкви от государства: всеобщую свободу культа и публичного его осуществления, право всякого религиозного общества устраиваться и управлять своими делами самостоятельно, с подчинением общим государственным законам, недопустимость как-либо преимуществ одного религиозного общества пред другим и т. п. Но франкфуртская конституция осталась теоретическим построением. Во второй половине XIX века получила решительный перевес в германской науке теория т. н. правового государства.


-575-2-ortali-aziya-ajmaindai-demokratiyali-ndilitardi-mr-sru-zhne-oni-teoretikali-dstemelk-aliptasu-mseleler.html
-58-geopoliticheskoe-polozhenie-i-vneshnyaya-politika-rossii-istoriya-rossii-xx-nachalo-xxi-veka-uchebnik-dlya-9-klassa.html
-59-operator-cehov-po-prigotovleniyu-kormov-postanovlenie-goskomtruda-sssr-i-sekretariata-vcsps.html
-6-balzakovskij-krug-v-evolyucii-cennostej-i-puti-vihoda-iz-nego-zakonomernostej-vihoda-iz-haosa.html
-6-dejstvie-normativnih-pravovih-aktov-vo-vremeni-v-prostranstve-i-po-krugu-lic.html
-6-deyatelnost-v-predstavitelnih-pravie-partii-konservativno-monarhicheskie-partii-umerennogo-i-krajnego-tolka.html
  • holiday.bystrickaya.ru/metodicheskoe-posobie-dlya-studentov-i-prepodavatelej-egf.html
  • kolledzh.bystrickaya.ru/a-i-kuprin-kust-sireni-vopros-2-sravnitelnie-har-ki-pismenno-v-tetrad-m-gorkij-chelkash.html
  • student.bystrickaya.ru/3-trebovaniya-i-pravila-pri-organizacii-i-vedenii-uchebno-vospitatelnogo-processa.html
  • institut.bystrickaya.ru/tajnaya-doktrina-stranica-47.html
  • university.bystrickaya.ru/glava-13-politiko-pravovaya-misl-v-germanii-marchenko-m-n-machin-i-f-mzo-istoriya-politicheskih-i-pravovih-uchenij-uchebnik.html
  • studies.bystrickaya.ru/2-2-nemci-vihodyat-na-evolyucionnuyu-scenu-yu-v-chajkovskij-nauka-o-razvitii-zhizni.html
  • lesson.bystrickaya.ru/tehnologiya-stroitelstva.html
  • upbringing.bystrickaya.ru/kult-greko-rimskih-bogov-ko-vremeni-obrazovaniya-imperii-nachinaet-postepenno-padat-grecheskaya-mifologiya-stanovitsya-predmetom-nasmeshek-yavlyaetsya-materialom-dlya-stranica-6.html
  • notebook.bystrickaya.ru/instrukciya-o-poryadke-ischisleniya-zarabotnoj-plati-rabotnikov-municipalnih-uchrezhdenij-finansiruemih-iz-byudzheta-mo-vsev-olozhskij-municipalnij-rajon-leningradskoj-oblasti-obshie-polozheniya-stranica-6.html
  • student.bystrickaya.ru/3-sociologizm-kak-filosofskoe-obosnovanie-sociologii-gofman-a-b-g-57-sem-lekcij-po-istorii-sociologii-uchebnoe.html
  • ucheba.bystrickaya.ru/praktika-predostavleniya-zemelnih-uchastkov-dlyastroitelstva-iz-zemel-nahodyashihsya-v-gosudarstvennoj-i-municipalnoj-sobstvennosti.html
  • writing.bystrickaya.ru/iv-opasnosti-pri-razrabotke-programmi-funkcionalnih-i-vedomstvennih-obzorov.html
  • znanie.bystrickaya.ru/8-tehniki-metodi-samostoyatelnoj-raboti-radov-vladislav-vihodi-iz-tela-upravlenie-realnostyu.html
  • studies.bystrickaya.ru/hronicheskij-tubulointersticialnij-nefrit.html
  • turn.bystrickaya.ru/pamyatka-konsultanta-dlya-raboti-s-klientami-23-stranica-6.html
  • thescience.bystrickaya.ru/issledovanie-bilo-provedeno-komandoj-pod-rukovodstvom-dzhosa-dumorte-professora-fakulteta-prava-i-direktora-mezhdisciplinarnogo-centra-prava-i-informacionnih-tehnologij-icri-v-k-stranica-46.html
  • desk.bystrickaya.ru/plan-gorodskih-meropriyatij-ii-moskovskogo-festivalya-nauchno-tehnicheskogo-tvorchestva-i-molodezhnih-iniciativ.html
  • desk.bystrickaya.ru/organizacionnaya-osnova-ispolzovaniya-fizicheskoj-kulturi-na-detskom-kurorte-i-obshem-kurorte-chast-14.html
  • thesis.bystrickaya.ru/prakticheskoe-posobie-po-organizacii-i-osushestvleniyu-stroitelnogo-kontrolya-zakazchika-tehnadzora-za-stroitelstvom-obektov-kapitalnogo-stroitelstva-2010-izdanie-oao-centrinvestproekt-780-00-stranica-8.html
  • upbringing.bystrickaya.ru/matematika-informacionnie-tehnologii-vichislitelnaya-tehnika-obrabotka-dannih-2.html
  • klass.bystrickaya.ru/apollonij-rodosskij-apollonios-rhodios-ok-295-ok-215-do-n-e-vojna-mishej-i-lyagushek-batrachomyomachia-poema-parodiya.html
  • learn.bystrickaya.ru/glava-8-kontrol-o-rekomendacii-k-primeneniyu-kodeksa-korporativnogo-povedeniya.html
  • esse.bystrickaya.ru/psihofiziologiya-shamanizma-prognozno-analiticheskij-centr-oruzhie-genocida-samoubijstvo-lyudej-i-ego-mehanizmi.html
  • kolledzh.bystrickaya.ru/avtomobili-i-avtomobilnoe-hozyajstvo-stranica-22.html
  • credit.bystrickaya.ru/osobennosti-novih-informacionnih-tehnologij.html
  • uchenik.bystrickaya.ru/glava-19-kakuyu-knigu-ne-nado-chitat-nachinayushemu-treneru-rukovodstvo-dlya-professionalov.html
  • shkola.bystrickaya.ru/rinok-cennih-bumag-i-fondovaya-birzha-chast-7.html
  • crib.bystrickaya.ru/izdaet-organizaciya-profsoyuza-informacionnij-byulleten-profsoyuza-1108-2011-g.html
  • assessments.bystrickaya.ru/bos-kmshlk-memlekettk-lauazima-ornalasua-konkurs-tkzu-zhne-konkurs-komissiyasin-aliptastiru-aidalarin-bektu-turali.html
  • shkola.bystrickaya.ru/razvitie-drevnerusskogo-gosudarstva.html
  • grade.bystrickaya.ru/metodicheskie-ukazaniya-po-vipolneniyu.html
  • shpargalka.bystrickaya.ru/v-chto-takoe-nejro-gipnoticheskoe-izmenenie-modeli-povedeniya-kak-bi-vi-eto-opisali.html
  • urok.bystrickaya.ru/programma-disciplini-koncepcii-sovremennogo-estestvoznaniya-dlya-napravleniya-040200-62-sociologiya-podgotovki-bakalavra-avtor-petrova-e-v.html
  • shpargalka.bystrickaya.ru/vorobinie-obiknovennij-polevoj-zhavoronok-gnezditsya-v-polyah-i-na-zalezhi-ekologicheskij-vestnik.html
  • occupation.bystrickaya.ru/novosti-informacionnih-tehnologij-3-06-it-news.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.