.RU

§ 133. Теория или система христианского государства (иначе государственного христианства) и теория координации


^ § 133. Теория или система христианского государства (иначе государственного христианства) и теория координации.
Общеевропейская религиозно-политическая реакция, последовавшая за низвержением Наполеона I, выразилась в священном союзе, в документе которого, подписанном тремя могущественными монархами континентальной Европы - императорами русским и австрийским и королем прусским, значится, что монархи и их народы считают себя членами одной христианской нации, истинным монархом которой признают Искупителя мира И. Христа, и желают действовать в пользу соблюдения религии, мира и справедливости. Монархи, заключившие священный союз, принадлежали к трем различным вероисповеданиям, и однако находили возможным говорить о христианском государстве вообще. Из этого уже следует, что "христианское государство" в мировоззрении монархов не отождествляется с государством вероисповедным, как в средние века государство связано было с католицизмом, а со времени реформации многие из государств с протестантизмом и кальвинизмом. И действительно отчасти развитие этого мировоззрения в литературе, отчасти практические мероприятия некоторых государей (в особенности прусских королей Фридриха Вильгельма III и Фридриха Вильгельма IV), стремившихся к осуществлению идеала христианского государства, что под христианским государством понималось государство, подчиненное не вероисповедному христианству, как совокупности определенных догматических конфессиональных учений, а христианству всеобщему, представляющему собой абстракцию, отвлечение из основных начал главнейших христианских исповедей, т. е., в применении к западу, католического, лютеранского и реформатского. Государство, по этой теории, не состоит под господством конкретной церкви, как это требовалось иерократической системой средних веков, и наоборот, не господствует над всеми внешними обнаружениями церковной жизни, как государство полицейское. Христианское государство состоит под господством христианства вообще, руководится Библией, как достоянием целого христианства, и прежде всего христианским нравственным законом, который должен управлять не только частными отношениями граждан, но и всеми мероприятиями государей, поддерживать воскресные дни и главные праздники христианские, общехристианским институтам - крещению и брачному священнодействию - придает публичное значение в государственной жизни, печется о четвертом сословии, защищая его от эксплуатации фабрикантов и работодателей. К разным нехристианским религиозным обществам христианское государство относится так, как этого требуют христианская терпимость и христианская любовь к ближнему: нехристианам предоставляется частные или гражданские права, судебная защита и участие в некоторых учреждениях общественного благосостояния. И напротив, так как с понятием христианского государства связывается христианское начальство, всякие начальственные должности, вся власть законодательная, судебная и исполнительная, и всякое избирательное право (активное и пассивное) должны оставаться недоступными для нехристиан. Сюда же причислялось право быть присяжным заседателем и свидетелем при совершении нотариальных актов. Все такие права, во Франции называвшиеся "droits politiques", в Германии принято было называть "staatsburgerliche Rechte". Отступление христиан в нехристианство, равно как оставление детей христианских родителей без крещения, не допускаются. Уголовное право государства должно отражать на себе этический характер христианского Откровения и основывать свои положения на принципе возмездия, соединенного с милосердием.

К конкретной церкви того или другого вероисповедания христианское государство должно находиться в отношениях координации. По крайней мере с католической стороны теория координации развита была, как придаток или дополнение к теории христианского государства. Сущность координации состоит в том, что государство и конкретная церковь стоят рядом друг с другом, как две взаимно самостоятельные области, не претендующие на высшую власть, одна над другой, причем государство не вторгается в церковные дела, а церковь ограничивается кругом дел, вытекающих из ее церковных задач. Между тем как сточки зрения иерократической системы, церковь сама, независимо от какой-либо земной власти, проводит границы границы своей деятельности, и напротив, с точки зрения государственной церковности, государство само, независимо от церкви, определяет область своего и ее действия, теорией координацией принципиально требуется взаимное соглашение обоих властей по всем делам смешанного характера, по которым может возникнуть вопрос о разграничении сфер. Поэтому конкордат, строго говоря, неуместный ни в системе иерократической, ни в системе государственной церковности - так как ни та, ни другая не позволяют говорить о равноправности контрагентов и о равной обязательности договора для обоих, с точки зрения координации является нормальным способом к разрешению спорных вопросов и к регулированию церковно-государственных отношений, и притом в собственном смысле договором, как обязательным для обоих равноправных контрагентов юридическим актом. Но теория координации оказалась неприложимой к евангелической церкви, не имеющей никакого иерархического главы, который вступал бы в конкордаты с главой государства. Напротив, этот последний вместе с государственным главенством, соединяет в своем лице и главенство церковное.

^ § 134. Особые черты системы церковно-государственных отношений в Бельгии и Италии.
В Бельгии и Италии огромное большинство населения принадлежит к римско-католическому вероисповеданию. Поэтому в той и другой стране потребовалось регулирование отношений государства преимущественно в католическойц церкви, причем в той и другой обнаружилось значительное влияние американского образца. В Бельгии государство смотрит на католическую церковь, как на всякое другое религиозное общество, обеспечивает за всеми свободу культа и публичное осуществление его, не претендует на участие в определении на церковные должности, не запрещает и не затрудняет сношений с высшими церковными властями и публикации их распоряжений (но, конечно, ответственность по законам о печати, в случае их нарушения, остается), не стесняясь свободы преподавания, не вмешивается с своим контролем в управление церковным имуществом, не прибегает к ограничительным мерам в отношении к учреждению монастырей и т. п. Но в то же время государство, с точки зрения своих собственных интересов, придает деятельности духовенства столь важное значение, что дает ему жалованье и пенсии, на каковой предмет потребная сумма вносится ежегодно в государственный бюджет. Еще менее оказалось возможным провести взгляды на церковь, как на частное общество, в Италии. Государство здесь также отказалось от номинации епископов и даже не требует от них присяги в повиновении государственным законам, не претендует на placet ab abusu и т. п. Но Италия имеет дело с самим главой римско-католической церкви, резидирующим в Риме. В силу т. н. закона о гарантиях 1871 г., папа признается монархом (а не председателем какого-либо частного общества); всякое посягательство на его личную неприкосновенность рассматривается как преступление против величества; за папой признается активное и пассивное право посольства со всеми международными привилегиями; папские дворцы и базилики признаются экстерриториальными; государство обязуется принимать необходимые меры охраны по отношению к конклаву (в случае избрания папы) и к вселенскому собору (в случае если он состоится в Италии), а также меры по обеспечению сношений и корреспонденции папы с целым католическим миром предоставлением в распоряжение папы итальянских почтовых учреждений, с правом, впрочем, для папы организовать и содержать в пределах королевства свою собственную почту; независимо от всего этого, государство обязалось к ежегодной выдаче папе ренты или государственной казны (3,225,000 лир), каковую ренту, впрочем, папы до сих пор отказываются получать. Самое решительное влияние североамериканского образца наблюдается в т. н. "основных правах; выработанных франкфуртским парламентом 1848 г. В Германии до этого времени церковно-государственные отношения определялись частью идеями христианского государства, частью воспоминаниями из этой эпохи государственной церковности и полицейского государства. Франкфуртский парламент провозгласил отделение церкви от государства: всеобщую свободу культа и публичного его осуществления, право всякого религиозного общества устраиваться и управлять своими делами самостоятельно, с подчинением общим государственным законам, недопустимость как-либо преимуществ одного религиозного общества пред другим и т. п. Но франкфуртская конституция осталась теоретическим построением. Во второй половине XIX века получила решительный перевес в германской науке теория т. н. правового государства.


-575-2-ortali-aziya-ajmaindai-demokratiyali-ndilitardi-mr-sru-zhne-oni-teoretikali-dstemelk-aliptasu-mseleler.html
-58-geopoliticheskoe-polozhenie-i-vneshnyaya-politika-rossii-istoriya-rossii-xx-nachalo-xxi-veka-uchebnik-dlya-9-klassa.html
-59-operator-cehov-po-prigotovleniyu-kormov-postanovlenie-goskomtruda-sssr-i-sekretariata-vcsps.html
-6-balzakovskij-krug-v-evolyucii-cennostej-i-puti-vihoda-iz-nego-zakonomernostej-vihoda-iz-haosa.html
-6-dejstvie-normativnih-pravovih-aktov-vo-vremeni-v-prostranstve-i-po-krugu-lic.html
-6-deyatelnost-v-predstavitelnih-pravie-partii-konservativno-monarhicheskie-partii-umerennogo-i-krajnego-tolka.html
  • predmet.bystrickaya.ru/socialnaya-aktivnost-i-vneshnie-svyazi-gimnazii-obshaya-harakteristika-gimnazii.html
  • lesson.bystrickaya.ru/prosvetitelskaya-funkciya-zhurnalistiki-v-istoricheskoj-retrospektive.html
  • znanie.bystrickaya.ru/antichnaya-filosofiya-v-kratkom-izlozhenii.html
  • portfolio.bystrickaya.ru/podgotovka-i-vskritie-shahtnogo-polya-shahti-polosuhinskaya.html
  • credit.bystrickaya.ru/pervij-kanal-novosti-17022011-0900-teleprogramma-novosti-pervij-kanal-17022011.html
  • ekzamen.bystrickaya.ru/skazka-o-starike-i-zajcah.html
  • urok.bystrickaya.ru/programma-disciplini-opd-f-01-kompyuternaya-grafika-ukazivaetsya-indeks-i-naimenovanie-disciplini-po-uchebnomu-planu-v-sootvetstvii-s-gos-rekomenduetsya-umc-kgtu-im-a-n-tupoleva-dlya-napravleniya.html
  • holiday.bystrickaya.ru/ocenka-metapredmetnih-rezultatov-resheniem-pedagogicheskogo-soveta-mou-starochukalinskaya-srednyaya-shkola-drozhzhanovskogo.html
  • grade.bystrickaya.ru/obespechenie-uplati-tamozhennih-poshlin-nalogov-v-ramkah-tamozhennih-kodeksov-respubliki-belarus-i-tamozhennogo-soyuza-sravnitelnij-analiz.html
  • knigi.bystrickaya.ru/sistema-dobrovolnoj-sertifikacii-servisnih-uslug-na-transporte-registracionnij-ross-ru-i-148-04-ta00-stranica-4.html
  • assessments.bystrickaya.ru/de-mopassana-mademuazel-kokotka.html
  • education.bystrickaya.ru/3-chudesa-v-adyare-posvyashaetsya-70-letiyu-so-dnya-yavleniya-bhagavana-satya-sai-babi.html
  • thescience.bystrickaya.ru/irkutskaya-oblast-s-maya-2010-goda-po-aprel-2011-goda.html
  • prepodavatel.bystrickaya.ru/sudba-cheloveka-istoricheskoe-kraevedenie-issledovatelskij.html
  • bukva.bystrickaya.ru/sekretnie-mashini.html
  • doklad.bystrickaya.ru/urok-v-godu-po-uchebnikam-mir-vokrug-nas.html
  • shkola.bystrickaya.ru/pravovoj-status-arbitrazhnih-upravlyayushih-i-ih-obedinenij-v-rf.html
  • exchangerate.bystrickaya.ru/annotaciya-izdatelstva-vknige-rasskazivaetsya-o-boevih-dejstviyah-letchikov-pervogo-gvardejskogo-krasnoznamennogo-minno-torpednogo-aviapolka-v-godi-velikoj-oteches-stranica-5.html
  • shpargalka.bystrickaya.ru/v-celyah-propagandi-zdorovogo-obraza-zhizni-i-privlecheniya-molodezhi-k-zanyatiyam-fizicheskoj-kulturoj-i-sportom-26-marta-2012-goda-v-sportivnom-komplekse-spartak-f.html
  • bukva.bystrickaya.ru/tema-14-ohrana-truda-4-chasa-uchebno-tematicheskij-plan-po-discipline-trudovoe-pravo-cel-podgotovka-specialistov.html
  • textbook.bystrickaya.ru/gruzopodemnie-mashini-krani-na-avtomobilnom-hodu.html
  • tests.bystrickaya.ru/mehanizm-upravleniya-socialno-ekonomicheskim-razvitiem-territorialno-hozyajstvennih-podsistem-v-regionalnoj-ekonomike-08-00-05-ekonomika-i-upravlenie-narodnim-hozyajstvom-regionalnaya-ekonomika.html
  • university.bystrickaya.ru/glava-vosmaya-stupeni-kirit-ungol-kniga-tretya.html
  • teacher.bystrickaya.ru/geoekologicheskie-kriterii-optimalnogo-razmesheniya-zoloshlakootvalov-tes-v-prirodnih-usloviyah-srednego-urala.html
  • knowledge.bystrickaya.ru/o-razvitii-punktov-propuska-cherez-gosudarstvennuyu-granicu-v-severo-zapadnom-regione.html
  • obrazovanie.bystrickaya.ru/prikaz-01-09-2011-n-ob-organizacii-uchebno-vospitatelnogo-processa-v-2011-2012-uchebnom-godu.html
  • ekzamen.bystrickaya.ru/saba-sandar-tzbeg-zhne-oni-berlu-tslder-pn-algebra-sinip-9-kn-23-11-2016zh-sabati-tairibi-sandar-tzbeg-zhne-olardi-berlu-tslder-sabati-masati.html
  • composition.bystrickaya.ru/otdel-issledovanij-i-razrabotok-zadejstvuem-vozmozhnosti-podsoznaniya-arhangelskij-g-a.html
  • knigi.bystrickaya.ru/reshenie-uchenogo-soveta-spbgut-o-realizacii-obrazovatelnoj-programmi-po-kafedre-ibts-na-anglijskom-yazike.html
  • ekzamen.bystrickaya.ru/ris-31-1-vibor-serii-i-tipov-mikroshem-i-raspredelenie-elementov-funkcionalnoj-shemi-po-korpusam-3.html
  • literature.bystrickaya.ru/doklad-opublikovan-na-sajte-gimnazii-stranica-24.html
  • otsenki.bystrickaya.ru/solovki-tema-krestyanskie-horomi-2.html
  • uchitel.bystrickaya.ru/programma-stazherskoj-pedagogicheskoj-praktiki-dlya-studentov-5-kursa-ofo-cel-praktiki.html
  • tetrad.bystrickaya.ru/uchebno-metodicheskij-kompleks-uchebnoj-disciplini-istoriya-gosudarstvennogo-i-municipalnogo-upravleniya-v-rossii.html
  • crib.bystrickaya.ru/ilajdzh-bejli-poluchaet-zadanie-stranica-9.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.