.RU

© 2011 г. Т.А. Мерешкова - Научно-исследовательский клуб «Парадигма»


^ © 2011 г. Т.А. Мерешкова ЛИНГВОКУЛЬТОРОЛОГИЧЕСКАЯ СПЕЦИФИКА КОНЦЕПТА «СЕМЬЯ» В АНГЛИЙСКОЙ, РУССКОЙ И ИНГУШСКОЙ КУЛЬТУРАХ

^ Ключевые слова: концепт «семья», лингвокультурология, английская культура, русская культура, ингушская культура, межкультурная коммуникация.


Данное исследование состоит из анализа положений современной лингвистической науки о концепте как особой единице и интерпретации концепта «семья» в английской, русской и ингушской лингвокультурах. Как известно, в любой науке существуют такие понятия, которые с одной стороны, не имеют точного и общепринятого определения, а с другой стороны - «понятны» всем специалистам в данной области исследований. При выборе определения для подобного понятия каждый исследователь находит для себя то или иное направление развития данной дисциплины. К числу таких понятий и относится понятие «концепт».

1. Концепт – это точка пересечения между миром культуры и миром индивидуальных смыслов, это сгусток культуры в сознании человека и то, посредством чего человек сам входит в культуру», с иных позиций концепт-это содержание понятия и спрессованная история понятия (Степанов 1997:40,42).

2. Концепт – это замещение значения слова в индивидуальном сознании и в определенном контексте (Лихачев 1997:281), это личностное осмысление, интерпретация объективного значения и понятия как содержательного минимума значения.

3. Концепт – это объективно существующее в сознании человека перцептивно-когнитивно-аффективное образование динамического характера в отличие от понятий и значений как продуктов научного описания (конструктов) (Залевская 2001:39).

4. Концепт – это абстрактное научное понятие, выработанное на базе конкретного житейского понятия (Соломоник 1995:246).

5. Концепт – не понятие, а сущность понятия… это сущность, явленная в своих содержательных формах – в образе, в понятии и в символе. … Понятие есть приближение к концепту, это явленность концепта в виде одной из его содержательных форм. Концепт – и ментальный генотип, атом генной памяти,… и архетип, и первообраз, и многое еще (Колесов 2004: 19-20).

«… на наш взгляд, все высказываемые в научной литературе точки зрения по поводу определения термина концепт в основном могут быть сведены к двум: 1) концепт – содержание понятия, которое, постепенно развиваясь, актуализируя в речи отдельные семантические признаки, обрастает объемом (узкое понимание) и, 2) концепт «выражает» со-значения «национального колорита» функции языка как средства мышления и общения» (Колесов, 1999) – (широкое понимание) (Зиновьева, 2003; 17)

Типология концептов как ментальных образований может проводиться по индивидуальному, групповому, общенациональному признаку. По содержанию они могут делиться на представления, схемы, понятия, фреймы и т.п. По языковому выражению концепты могут быть представлены лексемами, фразеологическими сочетаниями, синтаксическими конструкциями и даже текстами и совокупностями текстов. Несмотря на то, что познания в области концептологии объемны, часто при концептологическом исследовании возникает вопрос: «А концепт ли это?». К примеру, в результате анализа сочетаемости лексем, объективирующих концепт семья, мы имеем возможность выявить составляющие данного концепта. Перечислим лишь некоторые из них:

Семья может быть большая, маленькая – следовательно, значение отражает когнитивный классификационный признак размер, может создаться и развалиться, ее можно создать и разрушить, она может быть настоящая и фиктивная, может быть на стороне, может быть молодая, официальная и неофициальная, счастливая и несчастливая и т.д. Из различных примеров сочетаемости лексемы семья с прилагательными и глаголами можно вывести многочисленные признаки семьи, характеризующие семью как концепт.

Казалось бы, слово «семья» понятно каждому человеку, актуально для носителя любого языка, и концептуальный анализ подобного общеупотребляемого понятия не имеет смысла. Но не следует забывать, что часто «понятное» может обладать какими-то особенными элементами, свойственные только представителям определенной культуры. «Даже самые общеупотребительные слова (по В.Г. Костомарову и Е.М. Верещагину), так называемые лексикографические эквиваленты, такие, как «дом», «семья», «родители», «дети», «друг», и проч., оказываются квазиэквивалентными, квазисопоставивыми, нагруженными специфическими для каждой культуры ассоциациями, преставлениями, составляющими и определяющими разницу в образах сознания». То есть, главной причиной непонимания в межкультурном общении является не просто различие языков, а различие национальных сознаний. Неся в себе национально-культурные характеристики, концепт «семья» участвует в формировании языковой картины мира.

Начиная с древности, концепт «семья» прошел определенный эволюционный путь в языковой картине мира. Характерной особенностью того времени было отсутствие понятий «семья и брак». Союз между женщиной и мужчиной заключался с целью продолжения рода, а род был изначальной формой организации общества. Позже, в результате эволюции общественной системы появилось понятие «семья». Однако, семья была «сложной», поскольку представляла собой целое сообщество, состоящее из членов семьи, слуг и работников. Для семьи того периода характерны следующие понятия: «группа», «общность», «родство», «единство».

Концепту «семья» во все времена было присуще свойство «кровного родства». В нашем случае оно характерно всем трем сопоставляемым языкам и выражается следующими лексемами: мать – отец – брат – сестра – сын - дочь

mother – father – brother – sister –son - daughter

нана – да – воша – йиша – воl - йоl

В результате преобразований лингвистическими средствами эти номинации выражают и другие отношения родства: батюшка, внук, grandmother, niece, даьда, даьвоша, и др.

Рассмотрим образы, возникающие в сознании у представителей английского, русского и ингушского лингвосоциумов, при назывании слов, характеризующих кровное родство.

Номинация отец ассоциируется у англичанина с понятиями: глава семьи, оплачивает счета, друг. У русского человека – глава семьи, добрый, сильный, зарабатывает деньги. Для ингуша отец – это не только глава семьи, но самый главный человек и его надо уважать, он справедливый. Мать является доброй, ласковой и родной для представителей всех трех концептосфер. В понимании англоязычного человека и русского сын – маленький мальчик, но у ингуша возникает ассоциация «наследник».

Некоторые номинации (сестра, дочь) могут выступать в отношениях как «кровного родства», так и «духовного родства». Такими исторически являлись связи между «крестными родителями» и «крестными детьми». Подобное родство проявляется в принадлежности человека к христианству, т.е. в нашем случае характерно для русского и английского лингвосоциумов. Духовность в отношениях, безусловно, присуща ингушской лингвокультуре. Ингуш, исповедующий ислам, считает каждого верующего мусульманина братом, а верующую мусульманку – сестрой.

Особое внимание уделяется взаимоотношениям женщины, входящей в дом мужчины, и его родственников. В связи с этим появились номинации:

сноха, свекровь, зять, теща, тесть, шурин и др. – в русском языке, маьрнана, нус, найц, уст-нана, баж, захал и пр. – в ингушском языке, daughter-in-law, mother-in-law, son-in-law, brother-in-law и пр.- в английском языке. Из перечисленных номинаций видно, что подробный лексикон русского и ингушского языков отражающий свойственные родственные отношения, противопоставлен однотипным структурам в английском языке. Возможно, для представителей этой культуры подобные отношения были незначительными или второстепенными. Семья русского и ингуша всегда была большой, однако, в результате распада свойственных связей между разными поколениями, в русской семье произошло сужение семьи до треугольника: муж – жена – маленькие дети. Для семьи ингуша подобные изменения не характерны, поскольку она сохранила все свойственные родственные связи.

Исследованные нами составляющие концепта «семья», являются всего лишь небольшой частью этого макрополя и потребность детального и комплексного изучения концепта «семья», являющегося фрагментом отдельной концептосферы, очевидна.


1-dekabrya-karaganda-ip-tezis-pri-podderzhke-centra-gumanitarnih-issledovanij-mezhdunarodnaya-nauchnaya-konferenciya-visshee-obrazovanie-segodnya-tradicii-i-innovacii.html
1-den-priezd-gruppi-v-sankt-peterburg-vstrecha-s-gidom-zavtrakobzornaya-ekskursiya-shedevri-severnoj-stolici.html
1-denezhnie-sredstva-osnova-oborotnogo-kapitala-5.html
1-detskij-muzikalnij-albom.html
1-diagnostika-izolyacii.html
1-differencialnaya-biomehanika-razdel-chastnaya-biomehanika.html
  • uchit.bystrickaya.ru/telesno-orinterovannie-tehniki-v-praktike-socialnoj-raboti-v-socialnoj-rabote.html
  • assessments.bystrickaya.ru/biblioteka-konceptualnih-znanij-znaki-vremeni-stranica-7.html
  • uchenik.bystrickaya.ru/glava-iv-zakonodatelnie-polnomochiya-gubernatora-constitution-of-india-in-russian.html
  • kontrolnaya.bystrickaya.ru/pyanij-s-tazikom-elena-leshenko-ostorozhno-dveri-otkrivayutsya.html
  • universitet.bystrickaya.ru/svyatoj-bog-allilujya.html
  • textbook.bystrickaya.ru/informacionnij-byulleten-administracii-sankt-peterburga-39-690-11-oktyabrya-2010-g-stranica-12.html
  • essay.bystrickaya.ru/elementi-teorii-informacii-5.html
  • literature.bystrickaya.ru/centralnaya-pressa-na-rabotu-v-arktiku-rossijskaya-gazeta-25032011.html
  • teacher.bystrickaya.ru/glava-11-narusheniya-proizvolnih-dvizhenij-i-dejstvij-problema-e-d-homskaya-nejropsihologiya.html
  • bukva.bystrickaya.ru/rasprostranenie-veri-v-11-12-vekah-ponyatie-o-nauke-istoriya-russkoj-cerkvi-eyo-predmet-i-zadacha-istochniki-istoriografiya.html
  • desk.bystrickaya.ru/plan-raboti-uchenogo-soveta-na-2011-2012-uchebnij-god-31-avgusta-2011-goda.html
  • uchitel.bystrickaya.ru/referat-otchet-98-s-2-ch-32-ris-43-istochnika-8-pril.html
  • notebook.bystrickaya.ru/instrukciya-po-oformleniyu-priemo-sdatochnoj-dokumentacii-po-elektromontazhnim-rabotam-vsn-123-90-stranica-4.html
  • shpargalka.bystrickaya.ru/va-stroitelnih-rabot-1-sostoyanie-i-sovershenstvovanie-formirovaniya-18.html
  • klass.bystrickaya.ru/8-konkurentosposobnost-banka-i-faktori-ee-opredelyayushie-uchebnoe-posobie-po-kursu-upravlenie-bankovskim-produktom.html
  • education.bystrickaya.ru/3-soderzhanie-disciplini-uchebno-metodicheskij-kompleks-uchebnoj-disciplini-dokumentacionnoe-obespechenie-upravleniya.html
  • literatura.bystrickaya.ru/sabati-masati-maal-mtelder-oni-tairiptari-men-trbielk-mn-turali-imdi-keejtu-barli-oushilar.html
  • esse.bystrickaya.ru/rabochaya-programma-uchebnoj-disciplini-teplotehnicheskaya-optimizaciya-visokotemperaturnih-teplotehnologicheskih-reaktorov-cikl.html
  • literature.bystrickaya.ru/chast-raboti-kotoraya-menee-vsego-vam-znakoma-vi-ne-mozhete-novij-vzglyad-na-planirovanie-i-upravlenie-vremenem.html
  • otsenki.bystrickaya.ru/soderzhanie-uchebno-metodicheskij-kompleks-disciplini-dpp-f-17-pedagogicheskoe-fizkulturno-sportivnoe-sovershenstvovanie.html
  • prepodavatel.bystrickaya.ru/uchebnaya-programma-po-discipline-strukturi-i-algoritmi-kompyuternoj-obrabotki-dannih-sharapova-l-v.html
  • knowledge.bystrickaya.ru/metodicheskoe-posobie-po-astronomii-dlya-nachalnoj-i-srednej-shkoli-letnij-astronomicheskij-praktikum-stranica-3.html
  • shkola.bystrickaya.ru/upravlenie-uslugami-triple-play.html
  • credit.bystrickaya.ru/platnie-uslugi-v-detskih-sadah-shkolah-i-internatah-roditelskaya-plata-chto-eto-takoe-analiticheskie-materiali.html
  • letter.bystrickaya.ru/obespechenie-socialnoj-zashiti-detej-sirot-i-detej-ostavshihsya-bez-popecheniya-roditelej.html
  • bystrickaya.ru/valyutnaya-stabilnost-non-stop.html
  • lesson.bystrickaya.ru/sistemnij-analiz-motivacionnih-i-ideologicheskih-aspektov-terrorizma.html
  • shpora.bystrickaya.ru/zasedanie-plenuma-nauchnogo-soveta-po-skoroj-medicinskoj-pomoshi-ramn-provedenie-na-baze-otdelenij-nii-sp-im-n-v-sklifosovskogo-master-klassov-i-shkol-seminarov.html
  • tasks.bystrickaya.ru/2-rasprostranenie-sluhovi-informacii-religioznogo-soderzhaniya-v-a-somov-potomu-chto-bila-vojna.html
  • uchenik.bystrickaya.ru/fundamentalnij-i-tehnicheskij-analiz-na-rinke-cennih-bumag.html
  • esse.bystrickaya.ru/rassmotrenie-vtorih-chastej-zayavok-uchastie-v-aukcione-1-zakonodatelnoe-regulirovanie-6.html
  • uchitel.bystrickaya.ru/publichnij-doklad-municipalnogo-obsheobrazovatelnogo-uchrezhdeniya-srednej-obsheobrazovatelnoj-shkoli-12-s-uglublennim-izucheniem-otdelnih-predmetov-za-2007-2008-uchebnij-god.html
  • lektsiya.bystrickaya.ru/programma-foruma-belarus-es-provodimogo-v-ramkah-belorusskoj-innovacionnoj-nedeli-16-17-noyabrya-2011-goda.html
  • studies.bystrickaya.ru/223-sposobnost-k-perenosu-v-okruzhayushej-srede-na-bolshie-rasstoyaniya.html
  • thesis.bystrickaya.ru/programma-disciplini-russkij-yazik-i-kultura-rechi-dlya-napravleniya-010500-62-prikladnaya-matematika-i-informatika-podgotovki-bakalavra-avtori-dobrushina-n-r-k-f-n-kiseleva-yu-m-k-f-n.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.