.RU

§ 3. Ферраро-Флорентийская уния - Учебное пособие Москва Издательство Московского института духовной культуры 2007


^ § 3. Ферраро-Флорентийская уния

Подобный же исход имела и Ферраро-Флорентийская уния. К началу XV столетия Византийская империя была поджата с Востока за­воеваниями османских турок. Византийское правительство, сле­дуя прежней политике, искало помощи на Западе, и главным об­разом, у пап. С этой целью греческие императоры последних вре­мен империи часто сами лично ездили на Запад, как например, Иоанн V Палеолог (1341-1391 гг.) и Мануил II Палеолог (1391-1425 гг.). Но Запад не торопился с помощью. Преемник Мануила Иоанн VIII Палеолог (1425-1448 гг.), предвидя скорое и неизбеж­нее падение империи под оружием турок, решился для её спасения испытать последнее средство: под предлогом объединения Церквей подчинить Греко-Восточную Церковь папе взамен получения помощи от западных государей. С этой целью он начал переговоры с папой Евгением IV. Папа согласился на предложение императора. Они до­говорились созвать с участием западных государей Вселенский собор из представителей Греческой и Латинской Церквей и решить на нем вопрос соединения. Предполагалось убедить западных го­сударей подать помощь Византийской империи. После долгих пе­реговоров о месте собора его назначили в Ферраре. Папа при­нял на свой бюджет проезд и содержание во время работы со­бора греческих епископов.

В конце 1437 года в Феррару отправились император Ио­анн Палеолог, Константинопольский патриарх Иосиф II, уполно­моченный от Восточных патриархов и несколько греческих епис­копов. Отправился на собор даже русский митрополит Исидор, родом грек, согласившийся принять унию. На первых же порах по прибытии в Феррару греческие иерархи испытали жесткую по­литику папы. Он потребовал, чтобы патриарх Иосиф при встрече с ним поцеловал по латинскому обычаю его туфлю, но он кате­горически отказался от этой «милости». Перед открытием собора проходили частные совещания между греческими и латинскими отцами о вероисповедных разногласиях. На этих совещаниях со стороны греков была особенно заметна деятельность Марка, мит­рополита Эфесского, (он же представитель Иерусалимского пат­риархата), и Виссариона, митрополита Никейского. Марк Эфесский не сделал никаких уступок Римской Церкви. Наконец, 8 ок­тября 1438 года папа, по соглашению с императором, открыл со­бор, хотя из западных государей никто не приехал. Главным спорным вопросом была та же «проблема века» - об исхождении Святого Духа и от Сына. Греческие отцы поставили этот вопрос на каноническую основу и доказывали, что Латинская Церковь поступила неправильно, когда внесла в Никейский символ filioque вопреки запрещению Третьего Вселенского собора делать какие-либо к нему прибавления. Латиняне утверждали, что Латинская Церковь в этом случае не исказила символ, а только раскрыла его. В такого рода спорах прошло 15 заседаний. Греческие от­цы, особенно Марк Эфесский, как и прежде, не отступали. Папа за эту строптивость уменьшил их содержание.

В связи с чумой в 1438 году собор переехал во Флорен­цию. Но перемена места не изменила проблему. Предмет спора о filioque латиняне перенесли с канонической основы на дог­матическую. Они доказывали, что учение об исхождении Свято­го Духа и от Сына правильно само по себе, и подтверждали это местами из Священного Писания и древних отеческих писаний, произвольно толкуя их. Греческие отцы считали, что из при­водимых латинянами мест Священного Писания и отеческих тво­рении нельзя делать вывод об исхождении Святого Духа и от Сына.

Иоанну Палеологу была крайне неприятна неуступчивость греческих отцов. Он стал убеждать их в необходимости сог­лашения с латинянами. Виссарион Никейский, доселе упорный противник латинян, склонялся к соглашению, признав, что ла­тинское выражение «и от Сына» соответствует употребляемому греческими отцами выражению: «через Сына». Но Марк Ефесский был противник этого и назвал латинян еретиками, однако Палеолог все-таки продолжал действовать в пользу объединения. Со своими приверженцами он составил следующее изложение уче­ния о Святом Духе: греки, признавая, что Дух Святой исходит от Отца, не отвергают, что Он исходит и от Сына. Но Марк Ефесский и другие отвергли такую редакцию. Латиняне между тем требовали полного принятия их учения о Святом Духе. Им­ператору ничего не оставалось делать, как убеждениями и уг­розами заставить греческих отцов подчиниться этому требова­нию. Греческие отцы должны были согласиться на требование им­ператора. Вместе с тем они согласились и на признание главен­ства папы. Относительны же обрядовых разностей больших споров не было, латиняне согласились одинаково допускать обряды как латинской, так и греческой Церкви. Когда, таким образом, де­ло соглашения было доведено до логического конца, составили акт соединения Церквей, в котором было изложено латинское уче­ние о Святом Духе, о главенстве папы и о чистилище. Этот акт подписали греческие епископы, кроме Марка Эфесского и патриарха Иосифа, так как последний не дожил до такого решения вопроса. Папа, не видя подписи Марка, откровенно сказал: «Мы ничего не сде­лали».1 В торжественной обстановке акт был прочитан в собор­ной церкви на латинском и греческом языках, и в знак общения и единения греки и латиняне обнялись и поцеловались. Папа на радостях предоставил грекам корабли для возвращения домой.

В Константинополе Иоанн Палеолог имел случай убедиться, как непрочно соединение Церквей, созданное не на религиозной, а на политической основе. Те же греческие епископы, которые сог­ласились на унию во Флоренции, в Константинополе демонстративно игнорировали ее, не скрывая факта принудительного сое­динения с латинянами. Греческое духовенство и народ униатов объявили еретиками. Вокруг Марка Ефесского сгруппировались все защитники православия. Патриархи Александрийский, Анти­охийский и Иерусалимский были также против унии. Они созвали в 1443 году в Иерусалиме собор, на котором отлучили от Церк­ви всех приверженцев унии. Палеолог, возводивший последова­тельно на патриарший престол одного униата за другим, среди которых был его духовник Григорий Мамма, не смог привить её народу. Да и сам император, не получив с Запада ожидаемой помощи, относился холодно к делу унии. После его смерти в 1448 год незадолго до падения Константинополя, восточные патриархи еще раз произнесли осуждение унии на соборе в Константинополе (1450 г.). Здесь же они низложили униата Григория Мамму и возвели на пат­риарший престол приверженца православия Афанасия. Когда в 1453 году Константинополь был взят турками, о Ферраро-Флорентийской унии думать не было времени.

Полный крах потерпела также попытка принятия унии на Руси. Подписавший ее во Флоренции митрополит Московский Исидор был в Москве низложен великим князем Василием II и заключен в темницу, оттуда бежал в Литву. После его низложения митрополитом стал русский иерарх Иона, и Русская Церковь окончательно превратилась в самостоятельную митрополию, независимую от Константинопольского патриарха.
^


Глава III


ДУХОВНОЕ ПРОСВЕЩЕНИЕ И ЕРЕСИ Общая характеристика

При Комнинах и Палеологах духовное просвещение в Гре­ко-Восточной Церкви набирало новые силы. Многие из Комнинов и Палеологов имели богословское образование, любили занимать­ся богословскими вопросами сами и оказывали покровительство научной богословской деятельности другим.

Средоточием просвещения как светского, так и духовного являлся Константинополь, где был университет и высшая патри­аршая школа, и Фессалоники, или Солунь. По своему характеру научно-богословская и литературная деятельность состояла, как и в IX веке, в основном в изучении древних творений греческих отцов и учителей Церкви.

Изучение древних отеческих творений вызывалось также попытками к соединению Церквей. Одни хотели найти в творени­ях отцов оправдание особенностям в учении Римской Церкви, другие, и большинство, напротив, искали и находили в них опровержение этим особенностям. Кроме того, изучались антич­ная философия и сочинения языческих писателей. Результатом такого стремления к духовному просвещению в века Комнинов и Палеологов было обилие богословской литературы.

Мы видим много писателей, замечательных и посредствен­ных, которые в своих сочинениях касаются всех отраслей богос­ловского знания. Так, они излагают догматическое учение, ве­дут полемику с латинянами и еретиками, опровергают магометан, иудеев и язычников, составляют толкования на Священное Писа­ние, изъясняют каноны Церкви, пишут нравоучительные сочинения и т.п. Однако произведения писателей этого времени отличаются ком­пиляцией наследия прошлого.

1-mi-lechim-lechim-no-vilechit-ne-mozhem.html
1-mikroshemi-serii-k140-b-i-goroshkov-radioelektronnie-ustrojstva-spravochnik.html
1-mineralogiya-i-kristallografiya-himicheskaya-tehnologiya.html
1-mirovaya-ekonomika-kak-celostnaya-sistema-resursnij-potencial-mirovogo-hozyajstva.html
1-mirovoe-znachenie-civilizacii-grecheskoj-kulturi-grecheskaya-lit-ra-drevnejshaya-iz-literatur-evropiona-razvivalas-samostoyatelno-ne-opirayas-na-opit-dr-lite.html
1-mlekopitayushie-kratkaya-enciklopediya-haruki-murakami.html
  • shpargalka.bystrickaya.ru/ul-postnikova-27-g-orenburg-460000.html
  • universitet.bystrickaya.ru/tehnologiya-obrabotki-tekstovoj-informacii-zakoni-logiki-18.html
  • kolledzh.bystrickaya.ru/44-dopolnitelnoe-obrazovanie-zasedaniem-pedagogicheskogo-soveta-7-ot-17-iyunya-2010-goda.html
  • lecture.bystrickaya.ru/69prilozhenie-9-model-mezhvedomstvennogo-vzaimodejstviya-mert-fns-po-organizacii-dostupa-v-ogir.html
  • books.bystrickaya.ru/domashnee-zadanie-po-anglijskomu-yaziku-uchitel-kozireva-o-s.html
  • portfolio.bystrickaya.ru/pechataetsya-po-postanovleniyu-stranica-7.html
  • klass.bystrickaya.ru/53-meropriyatiya-po-zashite-naseleniya-inzhenernie-po-obespecheniyu-sredstvami-individualnoj-zashiti-medicinskie-i-protivoepidemicheskie-evakuacionnie.html
  • paragraph.bystrickaya.ru/kratkoe-soderzhanie-kazhdoj-temi-uchebno-metodicheskij-kompleks-po-discipline-linejnaya-algebra-dlya-specialnosti.html
  • ucheba.bystrickaya.ru/postavku-pechatnih-izdanij-dlya-komplektovaniya-bibliotechnogo-fonda-nngasu-v-4-kvartale-2009-goda-stranica-2.html
  • assessments.bystrickaya.ru/chast-vtoraya-fedor-mihajlovich-dostoevskij.html
  • credit.bystrickaya.ru/pedagogicheskih-issledovanij-stranica-11.html
  • ucheba.bystrickaya.ru/prilozhenie-5-finansovij-otchet-14-prilozhenie-5-16-kodi-zhenskih-i-muzhskih-imen-16-prilozhenie-6-17-perechen-kodov.html
  • pisat.bystrickaya.ru/stereometriya-resursi-seti-internet-dlya-pedagogov-i-uchashihsya-annotirovannij-katalog-obrazovatelnih-resursov-seti-internet.html
  • control.bystrickaya.ru/doklad-zdravoohranenie-v-rossii-2010-stranica-8.html
  • spur.bystrickaya.ru/metodicheskie-rekomendacii-po-napisaniyu-dokladov-i-referatov-g-novosibirsk-2012-g.html
  • literature.bystrickaya.ru/biografiya-kandidata-obzor-centralnoj-rossijskoj-pressi-po-socialnoj-tematike.html
  • universitet.bystrickaya.ru/tema-5-chelovek-i-noosfera-v-i-vernadskij-neskolko-slov-o-noosfere.html
  • esse.bystrickaya.ru/referat-na-temu-vliyanie-istoricheskih-sobitij-na-razvitie-modi-v-rossii.html
  • knowledge.bystrickaya.ru/normativnij-srok-osvoeniya-programmi-4-goda-obshaya-trudoemkost-osvoeniya-oop-8968-chasov-240-zachetnih-edinic-annotacii-primernih-programm-uchebnih-disciplin-b1-gumanitarnij-socialnij-i-ekonomicheskij-cikl.html
  • kanikulyi.bystrickaya.ru/vtoroj-etap-realizacii-programmi-programma-razvitie-atomnoj-otrasli-v-respublike-kazahstan-na-2010-2014-godi.html
  • studies.bystrickaya.ru/lekcii-po-teorii-funkcij-kompleksnogo-peremennogo-stranica-4.html
  • exchangerate.bystrickaya.ru/brezhnevism.html
  • kolledzh.bystrickaya.ru/7-windows--71preimushestva-win-kurs-lekcij-po-discipline-operacionnie-sistemi-studentka-gruppi-sp-02.html
  • textbook.bystrickaya.ru/kim-gennadij-ivanovich-abramova-liliya-mihajlovna.html
  • knigi.bystrickaya.ru/sankt-peterburg-gastro-2007.html
  • doklad.bystrickaya.ru/urok-issledovanie-golos-skripki-v-pustote.html
  • desk.bystrickaya.ru/otchet-ovodno-turisticheskom-pohode-iv-u-k-s-po-r-chuya-gornij-altaj-sovershennom-s-08-po-11-08-2007g-stranica-13.html
  • knigi.bystrickaya.ru/sovershenstvovanie-organizacii-pitaniya-shkolnikov-v-obsheobrazovatelnih-uchrezhdeniyah-krasnoyarskogo-kraya.html
  • bystrickaya.ru/zhizn-i-deyatelnost-svante-arreniusa.html
  • knowledge.bystrickaya.ru/oblastnaya-celevaya-programma-patrioticheskoe-vospitanie-grazhdan-orenburgskoj-oblasti-na-2011-2015-godi-pasport-programmi-stranica-4.html
  • znaniya.bystrickaya.ru/publichnij-doklad-municipalnogo-doshkolnogo-obrazovatelnogo-uchrezhdeniya-detskogo-sada-kombinirovannogo-vida-19-goroda-lipecka-za-2010-2011-uchebnij-god.html
  • kolledzh.bystrickaya.ru/afinskij-sud-i-ugolovnij-process-chast-4.html
  • school.bystrickaya.ru/hudozhnik-v-bondar-perumov-n-d-p-26-vojna-maga-tom-konec-igri-chast-pervaya-cikl-hranitel-mechej-kniga-4-nik-perumov-stranica-16.html
  • report.bystrickaya.ru/indeks-tarifov-na-uslugi-svyazi-dlya-yuridicheskih-lic-vdoklade-prinyati-uslovnie-oboznacheniya.html
  • tasks.bystrickaya.ru/010406-pribori-sistemi-remikont-lomikont-k-bazovim-cenam-na-raboti-po-remontu-energeticheskogo-oborudovaniya.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.