.RU

§ 3. Ферраро-Флорентийская уния - Учебное пособие Москва Издательство Московского института духовной культуры 2007


^ § 3. Ферраро-Флорентийская уния

Подобный же исход имела и Ферраро-Флорентийская уния. К началу XV столетия Византийская империя была поджата с Востока за­воеваниями османских турок. Византийское правительство, сле­дуя прежней политике, искало помощи на Западе, и главным об­разом, у пап. С этой целью греческие императоры последних вре­мен империи часто сами лично ездили на Запад, как например, Иоанн V Палеолог (1341-1391 гг.) и Мануил II Палеолог (1391-1425 гг.). Но Запад не торопился с помощью. Преемник Мануила Иоанн VIII Палеолог (1425-1448 гг.), предвидя скорое и неизбеж­нее падение империи под оружием турок, решился для её спасения испытать последнее средство: под предлогом объединения Церквей подчинить Греко-Восточную Церковь папе взамен получения помощи от западных государей. С этой целью он начал переговоры с папой Евгением IV. Папа согласился на предложение императора. Они до­говорились созвать с участием западных государей Вселенский собор из представителей Греческой и Латинской Церквей и решить на нем вопрос соединения. Предполагалось убедить западных го­сударей подать помощь Византийской империи. После долгих пе­реговоров о месте собора его назначили в Ферраре. Папа при­нял на свой бюджет проезд и содержание во время работы со­бора греческих епископов.

В конце 1437 года в Феррару отправились император Ио­анн Палеолог, Константинопольский патриарх Иосиф II, уполно­моченный от Восточных патриархов и несколько греческих епис­копов. Отправился на собор даже русский митрополит Исидор, родом грек, согласившийся принять унию. На первых же порах по прибытии в Феррару греческие иерархи испытали жесткую по­литику папы. Он потребовал, чтобы патриарх Иосиф при встрече с ним поцеловал по латинскому обычаю его туфлю, но он кате­горически отказался от этой «милости». Перед открытием собора проходили частные совещания между греческими и латинскими отцами о вероисповедных разногласиях. На этих совещаниях со стороны греков была особенно заметна деятельность Марка, мит­рополита Эфесского, (он же представитель Иерусалимского пат­риархата), и Виссариона, митрополита Никейского. Марк Эфесский не сделал никаких уступок Римской Церкви. Наконец, 8 ок­тября 1438 года папа, по соглашению с императором, открыл со­бор, хотя из западных государей никто не приехал. Главным спорным вопросом была та же «проблема века» - об исхождении Святого Духа и от Сына. Греческие отцы поставили этот вопрос на каноническую основу и доказывали, что Латинская Церковь поступила неправильно, когда внесла в Никейский символ filioque вопреки запрещению Третьего Вселенского собора делать какие-либо к нему прибавления. Латиняне утверждали, что Латинская Церковь в этом случае не исказила символ, а только раскрыла его. В такого рода спорах прошло 15 заседаний. Греческие от­цы, особенно Марк Эфесский, как и прежде, не отступали. Папа за эту строптивость уменьшил их содержание.

В связи с чумой в 1438 году собор переехал во Флорен­цию. Но перемена места не изменила проблему. Предмет спора о filioque латиняне перенесли с канонической основы на дог­матическую. Они доказывали, что учение об исхождении Свято­го Духа и от Сына правильно само по себе, и подтверждали это местами из Священного Писания и древних отеческих писаний, произвольно толкуя их. Греческие отцы считали, что из при­водимых латинянами мест Священного Писания и отеческих тво­рении нельзя делать вывод об исхождении Святого Духа и от Сына.

Иоанну Палеологу была крайне неприятна неуступчивость греческих отцов. Он стал убеждать их в необходимости сог­лашения с латинянами. Виссарион Никейский, доселе упорный противник латинян, склонялся к соглашению, признав, что ла­тинское выражение «и от Сына» соответствует употребляемому греческими отцами выражению: «через Сына». Но Марк Ефесский был противник этого и назвал латинян еретиками, однако Палеолог все-таки продолжал действовать в пользу объединения. Со своими приверженцами он составил следующее изложение уче­ния о Святом Духе: греки, признавая, что Дух Святой исходит от Отца, не отвергают, что Он исходит и от Сына. Но Марк Ефесский и другие отвергли такую редакцию. Латиняне между тем требовали полного принятия их учения о Святом Духе. Им­ператору ничего не оставалось делать, как убеждениями и уг­розами заставить греческих отцов подчиниться этому требова­нию. Греческие отцы должны были согласиться на требование им­ператора. Вместе с тем они согласились и на признание главен­ства папы. Относительны же обрядовых разностей больших споров не было, латиняне согласились одинаково допускать обряды как латинской, так и греческой Церкви. Когда, таким образом, де­ло соглашения было доведено до логического конца, составили акт соединения Церквей, в котором было изложено латинское уче­ние о Святом Духе, о главенстве папы и о чистилище. Этот акт подписали греческие епископы, кроме Марка Эфесского и патриарха Иосифа, так как последний не дожил до такого решения вопроса. Папа, не видя подписи Марка, откровенно сказал: «Мы ничего не сде­лали».1 В торжественной обстановке акт был прочитан в собор­ной церкви на латинском и греческом языках, и в знак общения и единения греки и латиняне обнялись и поцеловались. Папа на радостях предоставил грекам корабли для возвращения домой.

В Константинополе Иоанн Палеолог имел случай убедиться, как непрочно соединение Церквей, созданное не на религиозной, а на политической основе. Те же греческие епископы, которые сог­ласились на унию во Флоренции, в Константинополе демонстративно игнорировали ее, не скрывая факта принудительного сое­динения с латинянами. Греческое духовенство и народ униатов объявили еретиками. Вокруг Марка Ефесского сгруппировались все защитники православия. Патриархи Александрийский, Анти­охийский и Иерусалимский были также против унии. Они созвали в 1443 году в Иерусалиме собор, на котором отлучили от Церк­ви всех приверженцев унии. Палеолог, возводивший последова­тельно на патриарший престол одного униата за другим, среди которых был его духовник Григорий Мамма, не смог привить её народу. Да и сам император, не получив с Запада ожидаемой помощи, относился холодно к делу унии. После его смерти в 1448 год незадолго до падения Константинополя, восточные патриархи еще раз произнесли осуждение унии на соборе в Константинополе (1450 г.). Здесь же они низложили униата Григория Мамму и возвели на пат­риарший престол приверженца православия Афанасия. Когда в 1453 году Константинополь был взят турками, о Ферраро-Флорентийской унии думать не было времени.

Полный крах потерпела также попытка принятия унии на Руси. Подписавший ее во Флоренции митрополит Московский Исидор был в Москве низложен великим князем Василием II и заключен в темницу, оттуда бежал в Литву. После его низложения митрополитом стал русский иерарх Иона, и Русская Церковь окончательно превратилась в самостоятельную митрополию, независимую от Константинопольского патриарха.
^


Глава III


ДУХОВНОЕ ПРОСВЕЩЕНИЕ И ЕРЕСИ Общая характеристика

При Комнинах и Палеологах духовное просвещение в Гре­ко-Восточной Церкви набирало новые силы. Многие из Комнинов и Палеологов имели богословское образование, любили занимать­ся богословскими вопросами сами и оказывали покровительство научной богословской деятельности другим.

Средоточием просвещения как светского, так и духовного являлся Константинополь, где был университет и высшая патри­аршая школа, и Фессалоники, или Солунь. По своему характеру научно-богословская и литературная деятельность состояла, как и в IX веке, в основном в изучении древних творений греческих отцов и учителей Церкви.

Изучение древних отеческих творений вызывалось также попытками к соединению Церквей. Одни хотели найти в творени­ях отцов оправдание особенностям в учении Римской Церкви, другие, и большинство, напротив, искали и находили в них опровержение этим особенностям. Кроме того, изучались антич­ная философия и сочинения языческих писателей. Результатом такого стремления к духовному просвещению в века Комнинов и Палеологов было обилие богословской литературы.

Мы видим много писателей, замечательных и посредствен­ных, которые в своих сочинениях касаются всех отраслей богос­ловского знания. Так, они излагают догматическое учение, ве­дут полемику с латинянами и еретиками, опровергают магометан, иудеев и язычников, составляют толкования на Священное Писа­ние, изъясняют каноны Церкви, пишут нравоучительные сочинения и т.п. Однако произведения писателей этого времени отличаются ком­пиляцией наследия прошлого.

1-mi-lechim-lechim-no-vilechit-ne-mozhem.html
1-mikroshemi-serii-k140-b-i-goroshkov-radioelektronnie-ustrojstva-spravochnik.html
1-mineralogiya-i-kristallografiya-himicheskaya-tehnologiya.html
1-mirovaya-ekonomika-kak-celostnaya-sistema-resursnij-potencial-mirovogo-hozyajstva.html
1-mirovoe-znachenie-civilizacii-grecheskoj-kulturi-grecheskaya-lit-ra-drevnejshaya-iz-literatur-evropiona-razvivalas-samostoyatelno-ne-opirayas-na-opit-dr-lite.html
1-mlekopitayushie-kratkaya-enciklopediya-haruki-murakami.html
  • esse.bystrickaya.ru/programma-povisheniya-kvalifikacii-po-napravleniyu-obnovlenie-soderzhaniya-muzikalnogo-obrazovaniya-doshkolnikov-obem-uchebnoj-nagruzki-i-vidi-otchetnostej.html
  • gramota.bystrickaya.ru/zabolevaniya-kotorie-mogut-bit-svyazani-s-zagryazneniem-okruzhayushej-sredi-o-v-dudnik-rukovoditel-mezhregionalnogo-territorialnogo.html
  • znaniya.bystrickaya.ru/programma-srednego-professionalnogo-obrazovaniya-po-specialnosti-110809-mehanizaciya-selskogo-hozyajstva-kvalifikaciya-tehnik-mehanik-vid-podgotovki-bazovaya-forma-podgotovki-ochnaya-stranica-13.html
  • teacher.bystrickaya.ru/glava-3-vi-eksklyuziv-dengi-lyubyat-reshitelnih-lyudej-kotorie-ne-boyatsya-peremen-dengi-obozhayut-teh-kto-umeet.html
  • ekzamen.bystrickaya.ru/s-bondarenko-v-kurilskij-neizvestnie-strugackie-pisma-rabochie-dnevniki-1942-1962g-g-stranica-14.html
  • notebook.bystrickaya.ru/kniga-vtoraya-stranica-6.html
  • letter.bystrickaya.ru/obidennij-yazik.html
  • bukva.bystrickaya.ru/o-rekonstrukcii-stadiona-dinamo-i-drugih-sportivnih-obektov-stavropolya-15-05-2012-glavnie-novosti-sporta-5.html
  • school.bystrickaya.ru/egipetskaya-voennaya-derzhava-vremeni-xviii-dinastii-chast-2.html
  • tetrad.bystrickaya.ru/voprosi-kto-yavlyaetsya-otcom-istorii.html
  • textbook.bystrickaya.ru/kniga-skazki-o-sile-stranica-9.html
  • university.bystrickaya.ru/glava-10-kniga-prednaznachena-dlya-psihiatrov-i-specialistov-smezhnih-disciplin.html
  • ucheba.bystrickaya.ru/prikaz-ot-2011g-rabochaya-programma-po-literature-10-klass-stranica-3.html
  • institute.bystrickaya.ru/glava-5-blagoraspolozhenie-robert-chaldini-psihologiya-vliyaniya-3-e-mezhdunarodnoe-izdanie-piter-sankt-peterburg-moskva.html
  • kanikulyi.bystrickaya.ru/vsemirnij-meteorologicheskij-den-2009.html
  • laboratornaya.bystrickaya.ru/rabochaya-programma-disciplini-prikladnaya-fizika.html
  • paragraf.bystrickaya.ru/zasedanie-organizacionnogo-komiteta-po-podgotovke-i-provedeniyu-xxvii.html
  • essay.bystrickaya.ru/business-guide-finansovaya-otchetnost.html
  • kolledzh.bystrickaya.ru/banket-v-chest-otkritiya-magazina-salona-klassik-torzhestvennaya-chast-prazdnichnoj-programmi-posvyashennaya-dnyu-goroda.html
  • portfolio.bystrickaya.ru/polozhenie-obsuzhdeno-na-zasedanii-kafedri-2006-g.html
  • reading.bystrickaya.ru/materiya-i-forma-v-nauke-kabbala-metodika-izucheniya-kabbali-11-vozdejstvie-kabbalisticheskih-tekstov-11-kratkoe-opisanie.html
  • tetrad.bystrickaya.ru/ukazatel-imen-chislennim-i-daleko-ne-ordinarnim-vzglyadam-etogo-talantlivejshego-muzikanta-i-filosofa-na-vsevozmozhnie.html
  • credit.bystrickaya.ru/osnovnie-idejnie-polozheniya-lezhashie-v-osnove-deyatelnosti-programma-razvitiya-municipalnogo-doshkolnogo-obrazovatelnogo.html
  • testyi.bystrickaya.ru/antikorrupcionnaya-programma-kostromskoj-oblasti-na-2008-2010-godi-naimenovanie-programmi-antikorrupcionnaya-programma-kostromskoj-oblasti.html
  • textbook.bystrickaya.ru/https-gzhat-kuyby-edu54-ruchereshinskayap6a-html.html
  • control.bystrickaya.ru/chast-2-issledovanie-vremennih-variacij-kosmozemnogo-polya-v-period-s-1991-g-po-1999-g.html
  • klass.bystrickaya.ru/a-storona-predstavlyayushaya-doklad-stranica-28.html
  • tasks.bystrickaya.ru/12-testi-i-drugie-kontrolno-izmeritelnie-materiali-dlya-ocenki-osvoeniya-materiala-po-discipline-modulyu-kursu.html
  • tetrad.bystrickaya.ru/voprosi-k-zachetu-po-kursu-nasledstvennoe-pravo-praktikum-po-nasledstvennomu-pravu-dlya-studentov-specialnosti.html
  • zanyatie.bystrickaya.ru/ocenka-rinochnoj-stoimosti-obekta-zhilishnoj-nedvizhimosti-2.html
  • knigi.bystrickaya.ru/romanenko-t-g-doroshenko-i-v-ispolzovanie-holivera-v-kompleksnoj-profilaktike-i-lechenii-anemii-beremennih.html
  • predmet.bystrickaya.ru/solomennie-krishi-kak-nastelit-solomennuyu-krishu-ioganna-paunger-tomas-poppe.html
  • write.bystrickaya.ru/glava-pyataya-kniga-1-psihologiya-narodov.html
  • composition.bystrickaya.ru/podprogramma-gosudarstvennaya-programma-razvitiya-selskogo-hozyajstva-i-regulirovaniya-rinkov-selskohozyajstvennoj.html
  • otsenki.bystrickaya.ru/s-i-veneckij-oredkih-i-rasseyannih-stranica-9.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.