.RU

§ 3. Ферраро-Флорентийская уния - Учебное пособие Москва Издательство Московского института духовной культуры 2007


^ § 3. Ферраро-Флорентийская уния

Подобный же исход имела и Ферраро-Флорентийская уния. К началу XV столетия Византийская империя была поджата с Востока за­воеваниями османских турок. Византийское правительство, сле­дуя прежней политике, искало помощи на Западе, и главным об­разом, у пап. С этой целью греческие императоры последних вре­мен империи часто сами лично ездили на Запад, как например, Иоанн V Палеолог (1341-1391 гг.) и Мануил II Палеолог (1391-1425 гг.). Но Запад не торопился с помощью. Преемник Мануила Иоанн VIII Палеолог (1425-1448 гг.), предвидя скорое и неизбеж­нее падение империи под оружием турок, решился для её спасения испытать последнее средство: под предлогом объединения Церквей подчинить Греко-Восточную Церковь папе взамен получения помощи от западных государей. С этой целью он начал переговоры с папой Евгением IV. Папа согласился на предложение императора. Они до­говорились созвать с участием западных государей Вселенский собор из представителей Греческой и Латинской Церквей и решить на нем вопрос соединения. Предполагалось убедить западных го­сударей подать помощь Византийской империи. После долгих пе­реговоров о месте собора его назначили в Ферраре. Папа при­нял на свой бюджет проезд и содержание во время работы со­бора греческих епископов.

В конце 1437 года в Феррару отправились император Ио­анн Палеолог, Константинопольский патриарх Иосиф II, уполно­моченный от Восточных патриархов и несколько греческих епис­копов. Отправился на собор даже русский митрополит Исидор, родом грек, согласившийся принять унию. На первых же порах по прибытии в Феррару греческие иерархи испытали жесткую по­литику папы. Он потребовал, чтобы патриарх Иосиф при встрече с ним поцеловал по латинскому обычаю его туфлю, но он кате­горически отказался от этой «милости». Перед открытием собора проходили частные совещания между греческими и латинскими отцами о вероисповедных разногласиях. На этих совещаниях со стороны греков была особенно заметна деятельность Марка, мит­рополита Эфесского, (он же представитель Иерусалимского пат­риархата), и Виссариона, митрополита Никейского. Марк Эфесский не сделал никаких уступок Римской Церкви. Наконец, 8 ок­тября 1438 года папа, по соглашению с императором, открыл со­бор, хотя из западных государей никто не приехал. Главным спорным вопросом была та же «проблема века» - об исхождении Святого Духа и от Сына. Греческие отцы поставили этот вопрос на каноническую основу и доказывали, что Латинская Церковь поступила неправильно, когда внесла в Никейский символ filioque вопреки запрещению Третьего Вселенского собора делать какие-либо к нему прибавления. Латиняне утверждали, что Латинская Церковь в этом случае не исказила символ, а только раскрыла его. В такого рода спорах прошло 15 заседаний. Греческие от­цы, особенно Марк Эфесский, как и прежде, не отступали. Папа за эту строптивость уменьшил их содержание.

В связи с чумой в 1438 году собор переехал во Флорен­цию. Но перемена места не изменила проблему. Предмет спора о filioque латиняне перенесли с канонической основы на дог­матическую. Они доказывали, что учение об исхождении Свято­го Духа и от Сына правильно само по себе, и подтверждали это местами из Священного Писания и древних отеческих писаний, произвольно толкуя их. Греческие отцы считали, что из при­водимых латинянами мест Священного Писания и отеческих тво­рении нельзя делать вывод об исхождении Святого Духа и от Сына.

Иоанну Палеологу была крайне неприятна неуступчивость греческих отцов. Он стал убеждать их в необходимости сог­лашения с латинянами. Виссарион Никейский, доселе упорный противник латинян, склонялся к соглашению, признав, что ла­тинское выражение «и от Сына» соответствует употребляемому греческими отцами выражению: «через Сына». Но Марк Ефесский был противник этого и назвал латинян еретиками, однако Палеолог все-таки продолжал действовать в пользу объединения. Со своими приверженцами он составил следующее изложение уче­ния о Святом Духе: греки, признавая, что Дух Святой исходит от Отца, не отвергают, что Он исходит и от Сына. Но Марк Ефесский и другие отвергли такую редакцию. Латиняне между тем требовали полного принятия их учения о Святом Духе. Им­ператору ничего не оставалось делать, как убеждениями и уг­розами заставить греческих отцов подчиниться этому требова­нию. Греческие отцы должны были согласиться на требование им­ператора. Вместе с тем они согласились и на признание главен­ства папы. Относительны же обрядовых разностей больших споров не было, латиняне согласились одинаково допускать обряды как латинской, так и греческой Церкви. Когда, таким образом, де­ло соглашения было доведено до логического конца, составили акт соединения Церквей, в котором было изложено латинское уче­ние о Святом Духе, о главенстве папы и о чистилище. Этот акт подписали греческие епископы, кроме Марка Эфесского и патриарха Иосифа, так как последний не дожил до такого решения вопроса. Папа, не видя подписи Марка, откровенно сказал: «Мы ничего не сде­лали».1 В торжественной обстановке акт был прочитан в собор­ной церкви на латинском и греческом языках, и в знак общения и единения греки и латиняне обнялись и поцеловались. Папа на радостях предоставил грекам корабли для возвращения домой.

В Константинополе Иоанн Палеолог имел случай убедиться, как непрочно соединение Церквей, созданное не на религиозной, а на политической основе. Те же греческие епископы, которые сог­ласились на унию во Флоренции, в Константинополе демонстративно игнорировали ее, не скрывая факта принудительного сое­динения с латинянами. Греческое духовенство и народ униатов объявили еретиками. Вокруг Марка Ефесского сгруппировались все защитники православия. Патриархи Александрийский, Анти­охийский и Иерусалимский были также против унии. Они созвали в 1443 году в Иерусалиме собор, на котором отлучили от Церк­ви всех приверженцев унии. Палеолог, возводивший последова­тельно на патриарший престол одного униата за другим, среди которых был его духовник Григорий Мамма, не смог привить её народу. Да и сам император, не получив с Запада ожидаемой помощи, относился холодно к делу унии. После его смерти в 1448 год незадолго до падения Константинополя, восточные патриархи еще раз произнесли осуждение унии на соборе в Константинополе (1450 г.). Здесь же они низложили униата Григория Мамму и возвели на пат­риарший престол приверженца православия Афанасия. Когда в 1453 году Константинополь был взят турками, о Ферраро-Флорентийской унии думать не было времени.

Полный крах потерпела также попытка принятия унии на Руси. Подписавший ее во Флоренции митрополит Московский Исидор был в Москве низложен великим князем Василием II и заключен в темницу, оттуда бежал в Литву. После его низложения митрополитом стал русский иерарх Иона, и Русская Церковь окончательно превратилась в самостоятельную митрополию, независимую от Константинопольского патриарха.
^


Глава III


ДУХОВНОЕ ПРОСВЕЩЕНИЕ И ЕРЕСИ Общая характеристика

При Комнинах и Палеологах духовное просвещение в Гре­ко-Восточной Церкви набирало новые силы. Многие из Комнинов и Палеологов имели богословское образование, любили занимать­ся богословскими вопросами сами и оказывали покровительство научной богословской деятельности другим.

Средоточием просвещения как светского, так и духовного являлся Константинополь, где был университет и высшая патри­аршая школа, и Фессалоники, или Солунь. По своему характеру научно-богословская и литературная деятельность состояла, как и в IX веке, в основном в изучении древних творений греческих отцов и учителей Церкви.

Изучение древних отеческих творений вызывалось также попытками к соединению Церквей. Одни хотели найти в творени­ях отцов оправдание особенностям в учении Римской Церкви, другие, и большинство, напротив, искали и находили в них опровержение этим особенностям. Кроме того, изучались антич­ная философия и сочинения языческих писателей. Результатом такого стремления к духовному просвещению в века Комнинов и Палеологов было обилие богословской литературы.

Мы видим много писателей, замечательных и посредствен­ных, которые в своих сочинениях касаются всех отраслей богос­ловского знания. Так, они излагают догматическое учение, ве­дут полемику с латинянами и еретиками, опровергают магометан, иудеев и язычников, составляют толкования на Священное Писа­ние, изъясняют каноны Церкви, пишут нравоучительные сочинения и т.п. Однако произведения писателей этого времени отличаются ком­пиляцией наследия прошлого.

1-mi-lechim-lechim-no-vilechit-ne-mozhem.html
1-mikroshemi-serii-k140-b-i-goroshkov-radioelektronnie-ustrojstva-spravochnik.html
1-mineralogiya-i-kristallografiya-himicheskaya-tehnologiya.html
1-mirovaya-ekonomika-kak-celostnaya-sistema-resursnij-potencial-mirovogo-hozyajstva.html
1-mirovoe-znachenie-civilizacii-grecheskoj-kulturi-grecheskaya-lit-ra-drevnejshaya-iz-literatur-evropiona-razvivalas-samostoyatelno-ne-opirayas-na-opit-dr-lite.html
1-mlekopitayushie-kratkaya-enciklopediya-haruki-murakami.html
  • college.bystrickaya.ru/-novi-perspektiviv-psihoterapiyatai-sebeizsledvaneto-priklyuchenieto-da-otkriesh-sebe-se-stanislav-grof-vvedenie.html
  • literature.bystrickaya.ru/doktor-pedagogicheskih-nauk-kandidat-tehnicheskih-nauk-zav-kafedroj-eksperimentalnoj-i-prikladnoj-pedagogiki-mesi-professor-a-a-andreev-doktor-pedagogicheski-stranica-4.html
  • paragraph.bystrickaya.ru/kontrolnoj-raboti-federalnaya-regionalnaya-i-oblastnaya-politika-rf-po-razvitiyu-turizma.html
  • universitet.bystrickaya.ru/strategii-utverzhdeniya-i-otricaniya-v-debatah-po-politicheskomu-kejsu-mezhdunarodnaya-obrazovatelnaya-programma-debati.html
  • studies.bystrickaya.ru/jeg-tilgir-deg-ikke-for-du-vi.html
  • gramota.bystrickaya.ru/zadacha-1-uchebno-metodicheskij-kompleks-po-discipline-konstitucionnoe-gosudarstvennoe-pravo-rf-specialnost.html
  • desk.bystrickaya.ru/organizacionno-ekonomicheskij-mehanizm-mezhotraslevogo-vzaimodejstviya-subektov-regionalnogo-pticeproduktovogo-podkompleksa-v-usloviyah-korporativnoj-integracii-na-materialah-respubliki-adigeya.html
  • uchit.bystrickaya.ru/srok-realizacii-programmi-s-01-sentyabrya-2009-goda-po-31-maya-2010-goda-primernaya-programma.html
  • write.bystrickaya.ru/filosofiya-m-133-52-voprosa-60-rublej-ishite-testi-ne-tolko-po-nazvaniyam-no-i-po-soderzhaniyu-ishite-voprosi.html
  • institute.bystrickaya.ru/glava-dvenadcataya-sergej-suhinov-korol-lyudushka.html
  • reading.bystrickaya.ru/konceptualnie-osnovi-professionalizacii-gosudarstvennogo-upravleniya-v-ukraine.html
  • literatura.bystrickaya.ru/reglamenti-zhalpi-erezheler-osi-zher-uchaskesn-nisanali-masatin-zgertuge-sheshm-beru.html
  • school.bystrickaya.ru/eti-proizvedeniya-avtora-ne-otnosyatsya-k-otnositelno-sovershennim-v-literaturno-duhovnom-i-t-p-smislah-t-e-maksimalno-visokim-dlya-togo-ili-inogo-vremennogo.html
  • shpargalka.bystrickaya.ru/uchebno-metodicheskij-kompleks-rabochaya-uchebnaya-programma-dlya-studentov-ochnoj-formi-obucheniya-specialnosti-gosudarstvennoe-i-municipalnoe-upravlenie.html
  • lektsiya.bystrickaya.ru/primenenie-veb-analitiki-pri-analize-bibliotechnih-sajtov.html
  • nauka.bystrickaya.ru/vektor-evolyucii-i-nravstvennij-vibor-lekciya-9-n-f-fedorov-istoriya-odnogo-proekta.html
  • uchenik.bystrickaya.ru/formuvannya-byudzhetv-fondv-zagalnoobovyazkovogo-socalnogo-strahuvannya-v-ukran.html
  • knigi.bystrickaya.ru/skvoznaya-kompleksnaya-kompetentnostno-orientirovannaya-programma-prakticheskoj-podgotovki-studentov-obedinyayushaya-vse-vidi-prakticheskih-zanyatij-uchebnih-i-proizvodstvennih-praktik-v-ramkah-konkretnoj-oop.html
  • klass.bystrickaya.ru/analiz-itogovoj-attestacii-uchashihsya-za-kurs-osnovnoj-obshej-shkoli-municipalnoe-obsheobrazovatelnoe-uchrezhdenie.html
  • reading.bystrickaya.ru/konkurs-prohodnoj-ball.html
  • desk.bystrickaya.ru/osnovnaya-obrazovatelnaya-programma-nachalnogo-obshego-obrazovaniya-stranica-15.html
  • kolledzh.bystrickaya.ru/842rosrus6-byulleten-novih-postuplenij-2010-god.html
  • school.bystrickaya.ru/kriminalistika-otveti.html
  • composition.bystrickaya.ru/ponyatie-gosudarstva-ego-sushnost-i-naznachenie.html
  • holiday.bystrickaya.ru/metodologiya-kak-prishel-ya-v-bitie-otkuda-ya-dlya-sluzheniya-kakoj-celi-ya-prishel-idti-vnov-kak-mogu-ya.html
  • lesson.bystrickaya.ru/modul-8-trenirovka-i-trenirovochnaya-deyatelnost-v-sporte-uchebno-metodicheskij-kompleks-disciplini-dpp-f-17.html
  • zadachi.bystrickaya.ru/ukraina-nacionalnaya-samobitnost-i-nacionalizm-chast-5.html
  • university.bystrickaya.ru/glava-12-psihicheskoe-vliyanie-muziki-hazrat-inajyat-han-misticizm-zvuka.html
  • report.bystrickaya.ru/issledovanie-nyutonovskih-i-nenyutonovskih-svojstv-visokotemperaturnih-rasplavov-aktualnie-voprosi-sovremennogo-estestvoznaniya.html
  • thescience.bystrickaya.ru/innovacionno-modernizacionnaya-strategiya-ustojchivogo-razvitiya.html
  • crib.bystrickaya.ru/kalendarnij-plan-uchebnih-zanyatij-po-discipline-yaziki-i-tehnologiya-programmirovaniya-nedelya.html
  • uchebnik.bystrickaya.ru/uchebno-metodicheskoe-posobie-rekomendovano-metodicheskoj-komissiej-fakulteta-upravleniya-i-predprinimatelstva-dlya-studentov-nngu-obuchayushihsya-po-napravleniyu-podgotovki-021100-yurisprudenciya-nizhnij-novgorod.html
  • kontrolnaya.bystrickaya.ru/propavshij-bez-vesti-pri-pozhare-v-domodedovo-nashelsya-v-bolnice-informacionnoe-agentstvo-baltijskoe-informacionnoe-agentstvo-08122011.html
  • ucheba.bystrickaya.ru/priklyucheniya-shuri-holmova-i-feldshera-vacmana-klyuch-ot-chernogo-chemodanchika.html
  • exam.bystrickaya.ru/vidi-prebivaniya-inostrannih-grazhdan-na-territorii-rf.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.