.RU

1 лекция Этот цикл лекций будет касаться вопросов из области духовноведения, имеющих глубокое значение. Из различных сообщений, даваемых за все это время, как хорошо известно, - страница 8


только духовное, соединяющееся действительно внутри нас с нашим внутренним человеком, – способно действовать претворяюще уже во время между рождением и смертью на формирующие силы, но что всегда этот переход через пропасть совершается в кармическом воздействии. Если, например, то, что пережила душа ощущающая, погружается в те миры, которые мы проходим во время между смертью и новым рождением, то в следующей инкарнации она проявляет себя, как формирующая, образующая сила.

Таким образом, мы поняли взаимное действие Аримана и Люцифера.

И теперь мы спросим себя: как образуется это взаимодействие в том случае, когда события лежат намного дальше, – когда они, например, как люциферическое влияние, должны не только "перейти пропасть" от души рассудочной, – к эфирному телу, но, когда им предстоим более долгий путь?

Предположим, что в одной жизни мы подпали, особенно сильным образом, под влияние Люцифера. В таком случае мы стали во всем своим внутреннем существе намного несовершеннее, чем мы были до этого; и во время Кама-локи мы имеем совершенно ясно это перед глазами и должны сказать себе: "Ты должен совершить нечто настолько мощное, чтобы оно привело тебя к возможности выровнять это несовершенство в тебе". Мы принимаем след., эту тенденцию в себя – и образуем в следующей, или в одной из следующих инкарнаций вместе с тем. что превратилось в формирующие силы, – наш новый организм так, чтобы он имел в себе тенденцию выровнять пережитое раньше.

Но предположим, что вызвавшее люциферическое влияние, было в свою очередь вызвано чем-то внешним, какой-то внешней страстью. Но опять-таки – Люцифер должен был быть при этом, как некое влияние. Внешнее не могло бы воздействовать на нас, если бы Люцифер не действовал в нас. И теперь мы имеем, следовательно, в нас тенденцию выровнять то, чем мы стали под люциферическим влиянием.

Но мы видели теперь, что люциферическое влияние в одной инкарнации вызывает ариманическое влияние в одной из следующих инкарнации, оно как бы притягивает его, и оба как бы меняют друг друга. Но про люциферическое влияние мы можем сказать: оно проявляется в нас – в нашем сознании, т. е. мы можем нашим сознанием проникать в наше астральное тело, но в очень незначительной степени. Мы говорим, когда боли достигают нашего сознания, то в этом проявляется Люциферическое влияние. Но мы не можем достичь тех областей, которые мы обозначаем, как сознание нашего эфирного и физического тела.

В последний раз мы говорили, что и во сне без сновидений мы обладаем сознанием, – но оно настолько низко, что человек в обыкновенной жизни не в состоянии знать, что-либо о нем. Но это вовсе не повод для того, чтобы ничего не делать в этом сознании. Таким сознанием обладает, например, нормальным образом, растение, которое состоит ведь из физического и эфирного тела. Растение живет постоянно в состоянии сонного сознания без снов. Наше сознание эфирного тела и физического существует и во время дневного бодрствования, но мы не можем спуститься до него. Но что это сознание действует в нас, обнаруживается в том, что мы, например, выполняем во сне сомнамбулические действия, странствуя ночью, ничего об этом не зная. Эти действия совершает сонное сознание без сновидений. Я-сознание и астральное сознание не достигают той области, когда странник в ночи совершает эти действия.

Но мы не должны думать, что, если днем мы живем в "Я"-сознании, - в нас не живут другие виды сознания. Мы просто ничего о них не знаем. Представим себе, что в предыдущей инкарнации, благодаря люциферическому влиянию мы вызвали сильное ариманическое влияние, но это влияние не сможет воздействовать на наше собственное сознание. Но оно обладает сознанием, живущим в нашем эфирном теле, и это сознание сможет привести нас не только к известной организации нашего эфирного тела, но и к действиями, которые изживают себя так, что сознание нашего эфирного тела нам скажет: "Теперь ты сможешь удалить из себя то, что совершило в тебе Люциферическое влияние, которому ты так сильно подпал в предыдущей инкарнации, и это ты сможешь сделать благодаря совершаемому тобой поступку, лежащему в совершенно противоположном направлении по отношению к прежней люциферической ошибке!" Предположим, что мы благодаря люциферическому влиянию были приведены от предыдущей религиозной или стремящейся к духовному. - с точки зрения - к такой, когда человек говорит: "Я хочу здесь наслаждаться жизнью!", когда он. следовательно, сделал прыжок в чувственное со всей своей силой; такой поступок вызывает ариманическое влияние таким образом, что совершается нечто обратное.

И произойдет, что человек, проходя через жизнь, будет искать момент, когда он из чувственной жизни сделает прыжок обратно в духовное. Там он одним прыжком очутился в чувственном, - здесь же он хочет таким же прыжком вернуться в духовное. Высшее сознание не замечает этого, но таинственное сознание, прикованное к физическому и эфирному телу. -гонит теперь человека к месту, где можно переждать грозу под сосной на скамейке, и... молния ударяет туда! И здесь подсознание заставило человека выполнить то, что он созерцал в предыдущей инкарнации. Мы имеем здесь обратное. Так понимаем мы действие, совершенное под люциферическим влиянием в прежней жизни – и как следствие – влияние Аримана в теперешней жизни. Он должен здесь воздействовать с той целью, чтобы мы выключили наше сознание настолько, чтобы в этом случае весь наш человек следовал бы только сознанию эфирного и физическою тела.

Таким образом мы понимаем многие вещи, совершающиеся вообще в жизни. Но мы не должны, если человек в жизни приходит к смерти или получает тяжелое ранение, сейчас же относить это к подобному случаю. Мы тогда восприняли закон Кармы очень узко. Но бывают действительно течения в нашем теософском движении, когда закон Кармы воспринимают очень узким образом, хотя они и верят, что в Карме они имеют нечто, приводящее их к высшей точки зрения, но они этого не понимают. Они воспринимают Карму так, что, если бы действительно все свершилось, согласно их восприятию, - то из-за каждого отдельного человека весь мировой порядок должен был быть устроен так, чтобы он мог служить для гармоничного свершения и для уравнения всего в жизни человека, чтобы в одной жизни все события совершились бы точно для уравнения всего возникшего в прежней жизни. Но эта точка зрения не имеет прочности. Как было бы, например, если бы кто-нибудь сказал человеку, с которым случилось несчастье: "Это твоя Карма, это кармическое действие из прежней жизни, ты сам понес возмездие, за совершенное тобой тогда!". Следовательно, здесь человек указывает на прежнюю жизнь. Но, если теперь данный человек переживает какое-либо счастливое событие, то этот же человек говорит ему: "Это указывает на то хорошее, что ты совершил раньше! - Но если это должно иметь настоящую цену, то говорящий таким образом, должен был бы сперва увидеть, что случилось в прежней жизни, что должно было вызвать такое действие. Если бы он мог очутиться в прежней жизни, то он увидел бы там причины, идущие из той же жизни, а затем он должен был бы взглянуть на следующую инкарнацию, чтобы увидеть там - действия их. Но логически для нас идет следующее: в каждой инкарнации наступают факты, которые являются последствием известных первых событий в жизни каждого человека, как они протекают из одной инкарнации к другой, и которые получают свое уравнение кармически в следующей жизни. И если увидеть в следующей жизни последствия, то тогда можно увидеть и причины. Но если теперь произойдет несчастье, и никакими средствами не удастся найти в прежней жизни его причину, то тогда следует сказать себе: значит, уравнение произойдет в одной из следующих жизней! Карма - это не фатум! Из каждой жизни вносится нечто в последующую жизнь.

Если мы поймем это, то нам станет понятным и то. что человек сумеет найти в своей жизни новые события, полные смысла и значения. Подумаем о том, что великие события в развитии человечества совершались ведь только благодаря тому, что их несли на своих плечах определенные личности. Личности должны принять на себя определенные моменты развития для их исполнения. Подумайте о том, как бы протекало бы развитие в средние века, если и бы Карл Великий не вмешался в него в определенное время! Или же - как протекла бы духовная жизнь в древние времена, если бы Аристотель не действовал в ней! Подумайте о том, если вы хотите понять ход развития человечества, что вы должны поместить Аристотеля именно в то время, и в котором он жил. Так или иначе многое произошло бы по-иному. Из этого мы видим, что такие личности, как Карл Великий, Аристотель, Лютер и др. должны были жить не из-за себя, а из-за мира именно в это время. Поэтому их личные судьбы тесно связаны с тем, что совершается в мире. Можем ли мы сказать поэтому, что все совершавшееся ими, согласуется с их прежними заслугами или с их грехами?

Возьмите следующий случай: все пережитое и выстраданное Лютером, вы не можете просто записать в его кармический счет; но вам должно быть ясно; то, что должно совершиться в определенное время развития человечества, совершается благодаря появлению в это время нужных для этого личностей. Эти индивидуальности должны быть введены из духовного мира, не принимая во внимание того, готовы ли они для этого сами по себе. Они посланы для целей развития человечества И кармический путь должен быть прерван преждевременно, или же продолжен, чтобы данные личности могли быть введены в жизнь. И эти личности принимают судьбу, ничего общею не имеющие с их прежней Кармой. Но, когда человек стоял так однажды между рождением и смертью, и сделал все, что он смог сделать между рождением и смертью, то это образует кармические причины. И как истинно то, что такой Лютер был введен в жизнь ради человечества и смог вынести такую судьбу, которая не имела ничего общего с его прежней Кармой, то истинно и то, что все совершенное им, будет иметь значение для его последующей Кармы. Карма - это общий закон и каждый должен его пережить. Но мы не должны воспринимать это, глядя только на прежние воплощения, мы должны смотреть и вперед на последующие. Поэтому мы можем сказать: нам открывается, благодаря этой точке зрения, что лишь последующая жизнь сможет оправдать и предыдущие инкарнации, потому что, на нас свалились вещи, вовсе не находящиеся на нашем кармическом пути.

Возьмем следующий случай: во время природной катастрофы нашло гибель некое количество душ. Вовсе не надо думать, что это была их Карма - погибнуть всем вместе; это был бы очень дешевый выход, хотя многие сказали бы тогда: "Это же их Карма. Вовсе не всегда Карма совершается, благодаря прежним переживаниям!

Бывают случаи, когда некое количество людей погибает в природной катастрофе. Но это привело к тому, что эти люди в последующем времени чувствовали себя взаимно связанными и благодаря общей судьбе оказались достаточно сильными, чтобы предпринять нечто общее в мире. Та катастрофа породила причину, заставившую их в позднейшей жизни не держаться лишь за материальную жизнь и это дало им возможность принести с собой в следующую жизнь мировоззрения, которое привело их к духовному.

Что же произошло в этом случае? Если мы оглянемся на прошлую жизнь, то мы найдем, что особенным событием является совместная гибель во время землетрясения; и в этот момент в их душу запала мысль о ничтожестве материального и развилось чувство духовного в них. В этом мы видим, как люди, которые должны были принести в мир духовное, стали подготовленными к этому, благодаря случаю, в котором можно видеть мудрость в развитии, случаю, который был исследован духовновсдчески и действительно совершился.

Так мы можем показать, что сперва мы видели события в жизни людей, и то, что мы даже при гибели одного или нескольких людей при катастрофе или при несчастном случае в преждевременной смерти и т. п. не можем отнести это к прежнему люциферическому прегрешению, но что нечто подобное может выступить, как первая причина и что в следующей жизни наступит действие предыдущего.

Но могут быть еще и другие случаи. Может случиться, что кто-то, в двух или трех, следовавших друг за другом инкарнациях должен был преждевременно закончить свою жизнь. Это может наступить для того, чтобы эта индивидуальность была призвана на протяжении трех инкарнаций - приносить человечеству то, что можно принести только, если в физическом мире, между рождением и смертью жить с такими силами, которые выявляются лишь в растущем теле. Совсем другое, жить ли в теле, которое развивается, восходя до 35-го года, - т. к. тогда он развивает силу, идущую изнутри, посылая ее в физическое тело; затем с 35-го года начинается жизнь, когда человек идёт вперед только внутренне, и должен бороться своими жизненными силами против сил внешних. Эти две половины жизни совершенно отличны друг от друга, когда мы приходим к внутренней организации.

Предположим, что согласно мудрости в развитии человечества, такие инкарнации нужны и таким людям, которые могут хорошо созреть, если им не приходится бороться с тем, что наступает на нас во второй половине жизни; и тогда может быть, что у нескольких людей инкарнации обрываются преждевременно.

Такие случаи бывают. Мы же сами указали при наших встречах на одну индивидуальность, которая появлялась одна за другой, как большой художник и большой поет*(Иоанн Креститель, Рафаэль, Новалис) - каждый раз ее жизнь завершалась преждевременной смертью, потому что все. что должна была совершить эта индивидуальность на протяжении трек инкарнаций, могло быть возможным только, благо­даря тому, что инкарнации обрывались до вживании во вторую половину жизни. В этом вы имеете ту особенную связь человеческой индивидуальной Кармы - с Кармой всего человечества.

Мы можем пойти еще глубже и отыскать в общей Карме человечества известные кармические причины, которые обнаруживаются позже в их действии; тогда человек должен видеть себя, поставленным в Карму человечества.

Если мы обратимся к послеатлатическому развитию, то мы видим, что греко-латинская эпоха находится в середине ее – перед ней находится египто-хаддейская эпоха, а после нее наша - пятая культурная эпоха. За нашей последует шестая и седьмая культурные эпохи. Но и в других случаях я указывал уже на то, что в известном отношении имеет место - кругооборот и последовательности различных культур, так что греко-латинская культура стоит сама по себе, обособленно, а затем в нашей эпохе повторяется египто-халдейская. Уже в этом цикле я отмечал, как жил Кеплер в нашей культурной эпохе и как раньше та же индивидуальность жила в египетском теле и под руководством египетских мудрецов - обращала свой взор к небесному своду, откуда ей открывались тайны звезд; о них говорил Кеплер - в своей следующей инкарнации, имевший место в пятой эпохе, когда в ней, известным образом, повторилась третья. Не это идет еще дальше. Повторяются известные особенности. Исходя из духовноведения, можно действительно утверждать, что большинство людей рассматривает теперь развитие мира и жизни людей, как слепые. Вы можете проследить до мелочей эти соответствия, эти повторения, эту жизнь в циклах. Если взять известный этап в развитии человечества, который относится продолжительно к 747 году до Р. X., то вы будете иметь в нем. как бы нулевую точку (гипомохлион), а то, что лежит до и после этой точки времени, соответствует друг другу совершенно определенным образом. Мы можем пойти назад, к известному периоду египетского развития и найти там известные законы церемоний и заповеди, называемые "Заповедями Богов". Они были ими. Это были заповеди, относящиеся к тому, чтобы египтяне, например, совершали днем определенные омовения - согласно церемониальным обычаям и ритуальным предписаниям. И египтянину обещали, что он сможет жить, как того хотели боги, - если он в тот или иной день будет совершать столько-то омовений. Это было заповедью Бога, изжившейся в известной культуре - чистоплотности. И если мы затем приходим к менее чистоплотному времени, а потом опять в наше время наталкиваемся на гигиенические мероприятия, как они даются человечеству, исходя из материалистических основ, то мы видим, как в них действительно повторяется то. что в соответствующую эпоху - кануло в вечность в Египте.

Замечательном образом проявляется выполнение прежнего в обшей Карме. Только общий характер - каждый раз - иной.

Кеплер обращал свой взор в своей египетской инкарнации - к звездному небу; и то, что эта индивидуальность видела там, она запечатлевала в великих духовных истинах египет­ской астрологии.

В следующем своем воплощении, в тот период, с которым совпадает миссия материализма, эта индивидуальность запечатлевает эти факты - соответственно нашей эпохе - в трех материалистически окрашенных "Кеплеровских законах".

В древнем Египте законы чистоты были законами "божественного откровения". Египтянин считал, что он только тем выполнял свой долг по отношению к человечеству, что он заботился о своей чистоте, при каждом случае, совершенно невообразимым образом. Теперь это выплывает вновь, - только под влиянием чисто материалистических мыслей. Теперешний человек не думает, что он служит богам, когда он совершает такие предписания, - но только самому себе. Но истина становится ясной.

Так совершается в мире - и именно в чувственном смысле вполне циклически. И теперь вы почувствуете, что с такими вещами, которые мы в последний раз сформулировали, как противоречия, дело обстоит все же не так, как это хотели бы принять.

Если в определенное время люди не были в состоянии принимать против эпидемии известные меры, то это было время, когда люди не могли сделать этого потому, что эпидемии по всеобщему, мудрому, мировому плану должны были действовать, чтобы люди чувствовали себя как бы влекомыми к ним, это было необходимо для них, чтобы благодаря ариманическому влиянию устранить известные прежние люциферические влияния. Если теперь приводятся иные условия, то это подчиняется опять-таки другим великим кармическим законам. Из этого мы должны понять, что эти вопросы нельзя рассматривать так поверхностно. Как же согласовать теперь, если люди, с одной стороны, - ищут случая получить в эпидемии инфекцию, - то это является необходимым противодействием по отношению к прежней Кармической причине; можем ли мы теперь принимать гигиенические меры и т. п. ?

Вопрос очень глубокий, и мы должны сначала собрать правильный материал, чтобы ответить на него. Мы должны уяснить себе, что там, где - одновременно или в течение долгих промежутков времени - действуют вместе люциферические и ариманические принципы, - где они противодействуют друг другу, наступают известные осложнения в человеческой жизни. И эти осложнения действуют гак, что они выступают нам навстречу в различных случаях и самым различным образом, и мы не сможем рассматривать два случая -одинаковым образом. Но если мы будем изучать человеческую жизнь, то мы сможем выйти из этого положения если мы ищем взаимодействия Люцифера и Аримана в соответствующем одном случае, то мы сможем найти всюду нить, чтобы пройти через это соотношение. Но мы должны при этом различать внутреннего и внешнего человека. Мы должны теперь ясно различать то, что изживает себя в душе рассудочной, и то, что обнаруживается как действие ее в эфирном теле.

Мы должны рассматривать ход свершения Кармы, и нам должно быть ясно, что мы имеем возможность действовать, благодаря соответствующим кармическим влияниям на наше внутреннее так. чтобы этим внутренним подготовить иное кармическое уравнение в будущем. Благодаря этому становится возможным следующее: на человека, в его прошлой жизни воздействовали такие чувства, ощущения и т. п., что благодаря им, он пошел в сторону потери любви к своим ближним. (Представим себе, что он прошел что-то, когда он благодаря кармическому воздействию потерял любовь к ближнему; во всяком случае могло случиться, что мы, скатываясь дальше в этом направлении, будем все дальше рождать зло; что мы сперва пойдем вниз, чтобы смогла развиться противоположная эластичность для последующего подъема).

Итак, примем, что какой-то человек, благодаря отдаче себя известным влияниям, склонился к потери любви к ближнему; затем эта потеря любви в следующей жизни выступит как кармическое воздействие и образует внутренние силы в его организации.

Теперь мы можем совершить двоякое - сознательно или бессознательно; наша культура еще не может сделать это сознательно. Мы сможем позаботиться о таком человеке так, что те свойства в его организации, которые произошли от его потери любви к ближнему, были бы изгнаны из него. Мы можем тут что-то сделать, что явится противодействием по отношению к тому, во внешней организации, что выявляет себя, как потеря любви. Но этим вовсе не будет изъята из его души вся нелюбовь; будет удален только внешний орган нелюбви. Если же мы дальше ничего не сделаем, то этим сделана была только половина работы - а может быть и вообще ничего. Может быть мы помогли человеку физически, внешне; но душевно мы ему не помогли. Тем, что мы удалили из его внешней телесности орган нелюбви, мы лишили его возможности искать эту нелюбовь; он должен будет сохранить в себе свою внутреннюю организацию для следующей инкарнации. Возможность, принять таким образом меры, - может наступить в следующем случае.

Предположим, что некое количество людей почувствовало бы в себе, благодаря нелюбви к людям желание принять известные инфекционные вещества, чтобы подпасть эпидемии.

Предположим дальше, что мы могли бы предпринять что-то против эпидемии и конечно, мы это сделали бы. Мы охранили бы в таком случае внешнюю телесность от того, чтобы выявить нелюбовь; но мы этим еще не смогли бы удалить внутреннюю склонность к нелюбви. Представим теперь этот случай так, что мы, удаляя внешний орган нелюбви, принимаем на себя обязательство подействовать и на душу так, чтобы удалить из нее нелюбовь. Орган нелюбви убивается во внешнем, телесном смысле, - в прививке оспы. И тогда окажется следующее, если исследовать дальше духовноведчески: в один из культурных периодов, оспа выступила там, где всеобщая склонность вела в высокой степени к развитию эгоизма и нелюбви; и тут выступает оспа - тоже во внешней организации. Это так. Мы обязаны в теософии говорить правду. Таким образом, мы можем также понять, что в наше время выступила "защита - прививками". Но мы можем понять еще нечто другое; что среди лучших умов нашего времени господствует нежелание делать прививки; это совершается в согласии со внутренним. - это - внешнее проявление - внутреннего. И теперь мы можем сказать: если мы с одной стороны, убиваем орган нелюбви, то мы обязаны пере­делать материалистический характер этого человека, создавая противоположность ему, благодаря соответствующему духовному воспитанию, изменившему его.

Это и будет нужным противопоставлением. Мы делаем только половину работы, - да, только половину работы, для которой сам человек в следующей инкарнации каким-либо образом, должен будет создать противовес, имея в себе оспенный яд, и удаливши из себя то свойство, которое просто тянет его к заболеванию оспой. Если удалили восприимчивость к оспе, то этим не приняли во внимание сторону кармического возмездия. Если же, с одной стороны, придерживаются гигиены, то нужно чувствовать также и обязательство дать человеку, которого мы изменим - нечто и для души. Прививка не повредит никому, если в период после нее человек получит духовное воспитание. Мы дали слишком большой размах чаше весов, принимая во внимание только одну цель, и не придавая значения - другой. Это мы ощущаем в тех кругах, где говорят: "Где гигиенические меры заходят слишком далеко, там будут вырастать только слабые натуры". Это, правда, не правомерно, - но вы видите, что нельзя принимать одну задачу к исполнению — без другой.

Тут мы приходим к одному важному закону, который действует так, что всегда внешнее и внутреннее должны находиться в равновесии, и что нельзя смотреть на одно и оставлять без внимания другое, если иметь в виду целое. Гут мы проникаем взором в большую зависимость - и тем не менее даже не пришли еще к формулировке вопроса: "Каково отношение гигиены и Кармы между собой?" Вы увидите, что ответ на этот вопрос введет нас еще глубже в Карму. И мы еще увидим кармические зависимости между рождением и смертью человека, и еще как другие личности принимают участие в жизни человека и как свободная воля человека и Карма согласуются между собой.


IX Лекция

Как я уже часто говорил, в этой огромной области возможно только наметить некоторые ведущие линии, для пояснения и для побуждения к изучению их. Если вы обдумаете все, о чем мы говорили в последние дни, то нам покажется странным, что человек должен был как бы выйти из известных слоев сознания на поиски во внешнем мире уравнивающих действии для кармических причин, которые он сам создал себе: его можно просто прогнать туда, где он, например, может получить известную инфекцию, чтобы в ней найти уравнивающее действие кармической причины даже - как мы видели(говорили) вчера - он может быть направлен к так называемым - несчастным случаям, чтобы с их вторжением в свою жизнь получить такое уравнение.

Но что будет с кармическим протеканием событий, когда мы - благодаря некоторым мероприятиям, - получили возможность помешать человеку в ею поисках уравнивающих действий?

Предположим, что мы можем благодаря известным гигиеническим мероприятиям, осуществляя их в сознательной жизни, воздействовать так, что известные причины и вещи, к которым человек просто должен иметь склонность в силу кармических зависимостей, вообще не смогут существовать.

Представим себе, что удастся побороть известных возбудителей болезни в некоторых областях, благодаря гигиеническим мерам. Мы уже поставили перед нашей душой, что такие исключения не происходят по желанию человека. Мы видели, что. например, в известных эпохах возникает склонность к законам чистоты, потому что в прежние эпохи эти законы просто исчезли, и теперь они возникают вновь, как противоположное повторение в развитии. Из этого мы видели, что в великих законах Кармы человечества вообще заложено, что человек в известное время приходит к осуществлению тех или иных мероприятий. Тогда мы легко поймем, что человек в те прошедшие времена не пришел к этому, потому что человечеству были нужны соответствующие факты, которые могли быть уничтожены гигиеническими мероприятиям. По отношению к большим событиям жизни, развитие человека подчиняется действительно вполне определенным законам и, прежде чем, что-либо может иметь значение и пользу для общего развития человечества, - вовсе не наступает возможность для осуществления подобных мероприятий. Эти мероприятия не приходят ведь из сознательной, разумной, осознанной жизни, которую человек может приобрести между рождением и смертью; они приходят из общего духа человечества.

Поставим себе перед глазами, например, как то или иное изобретение или открытие совершается тогда, когда человечество созрело для них.

Маленький обзор истории развития человечества на земле может многое принести вам. Подумайте о том, что наши предки, т. е. наши же собственные души, - жили в совершенно других образах, чем современные человеческие тела, на древнем атлантическом континенте, который затем исчез в океане, и что только мероприятия и условия, осуществляемые нами теперь в области наших современных континентов объединили в определенную эпоху жителей возникшей вновь земной половины с жителями другой половины.

И совсем недавно - в недалеком прошлом - народы Европы вновь могли достичь тех областей, которые образовались на другой стороне атлантического континента. В этом царят поистине великие законы. Когда открываются те или иные вещи, или осуществляются известные мероприятия, которым дана возможность действовать кармически в том или ином направлении - это не зависит от мнения или произвола человека, но это наступает, когда оно должно наступить. Но, не смотря на это: если мы уберем известные причины, которые иначе существовали бы и захватили бы, благодаря кармическим осложнениям известных людей, то мы можем этим повлиять на их Карму. Но "воздействие" не значит, что мы ее уничтожим, но что мы направляем ее в ином направлении.

Возьмем самый крайний случай: известное количество людей почувствовало бы себя принужденными искать определенные воздействия, которые явились бы кармическим уравнением. Благодаря гигиеническим мерам, эти вещи или условия были удалены; люди не смогут их больше отыскать. Но ведь этим люди не освобождаются от того, что вызывается в них как кармическое действие, но они принуждены искать другие воздействия. Человек не избежит своей Кармы. Такими мерами он не освободится от того, что он иначе искал бы. Отсюда вы можете видеть, что для кармического уравнения, которое мы были бы в состоянии уничтожить, с одной стороны, опять должно было бы возникнуть уравнение с другим направлением.

Мы создаем необходимость отыскивания других случав и влияний, если мы убираем какое-то направление влияний. Предположим, что многие эпидемии, причины общих заболеваний, нужно отнести просто к тому, что люди, отыскивающие такие причины заболеваний, - хотят убрать то, что они сами воспитали в себе кармически, - например, как при эпидемии оспы - органы эгоизма.

Если бы мы могли сделать, чтобы эти возможности были убраны, то причины эгоизма все-таки остались бы и данные души должны были бы в этой или другой инкарнации искать соответствующих уравнений каким-либо другим образом.

Мы можем уяснить все. что происходит, еще подробнее, указавши на нечто особенное, в чем мы обязательно должны считаться, а именно на следующее. Теперь действительно убирается большое количество внешних влияний и причин, которые, вообще должны были бы отыскиваться для уравнивания известных кармических вещей, которыми человечество нагрузило себя в прежние эпохи. Удаляя эти веищи, мы удаляем также и возможность для человека подпасть вод внешние влияния. Мы делаем для него внешнюю жизнь приятнее, а также здоровее. Но этим мы достигаем только того, что человек, искавший в данных условиях заболевания кармическое уравнение для себя. - должен сделать это иным путем. Души, которые оказываются спасёнными на этом пути, благодаря выздоровлению, должны будут искать это кармическое уравнение другим путем. И они должны будут искать его в многочисленных случаях, относящихся как раз к вышеположенным. Когда им доставляется, например, благодаря более здоровой жизни большие физические удовольствия, благодаря облегчению в физической жизни, - душа оказывается теперь под противоположным влиянием; она почувствует благодаря этому постепенно известную пустоту и отсутствие наполнения души. И если бы так продолжалось бы и дальше, внешняя жизнь становилась все приятнее, все здоровее, как это может быть в представлениях чисто материалистической жизни, - то наступило бы то, что такие души ощущали бы все меньше и меньше побуждений подниматься дальше и выше себя. Параллельно шло бы опустошение душ в известном отношении. Кто смотрит на жизнь - может заметить это уже теперь. В течение небольшого отрезка времени могли существовать люди, жившие в таких приятных условиях жизни, но с опустошенными, ничем не занятыми душами, как часто бывает теперь. Эти люди спешат от сенсации к сенсации, - путешествуют из города в город, если материальные средства это позволяют, в погоне за все новым и новым: если они должны остаться в одном городе, то они спешат каждый вечер от удовольствие к удовольствию. Но душа остается все же пустой, и в этой или в следующей инкарнации наступает следующее: душа ощущает себя пустой; она уже сама не знает, что искать в мире для заполнения ее каким-либо содержанием. Все снова приходит настроение, когда душа не знает, как найти что-либо для заполнения ее. И в жизни, при часто внешних, приятных физических состояний зарождается склонность думать только о физическом. И если бы эта склонность заниматься только физическим не существовала бы уже давно, то и склонность к теоретическому материализму не усилилась бы так, как в наше время. Таким образом души становятся все более нездоровыми, тогда как внешняя жизнь становится все здоровее. Меньше всех приходится жаловаться на такие факты, - теософу, т. к. теософия создает вам всюду понимание вещей и вместе с тем понимание того, где существует уравнивание. Души могут оставаться пустыми только до известной степени; затем они устремляются как бы с помощью собственной эластичности в другую сторону. Они ищут тогда содержание, родственное с глубинами собственной души и они поймут тогда всю необходимость для них этого устремления к теософическому мировоззрению. Таким образом, мы видим, как то, что вытекает из материалистического восприятия жизни, облегчает внешнюю жизнь, но создает затруднения во внутренней жизни, которые приводят затем к поискам духовного мировоззрения, исходя из душевых страданий. Духовное мировоззрение, выявляющееся теперь как теософическое, работает навстречу душам таким образом, что они не могут найти удовлетворение в своей опустошенности и в том, что может дать им внешняя жизнь в своих впечатлениях, как бы приятно она не была устроена. Души будут искать все новое и новое до тех пор. пока эластичность, с другой стороны, настолько усилиться, что люди не смогут соединиться с тем, что можно назвать духовной жизнью.

Таким образом, имеется отношение между гигиеной и надеждами в будущем теософическом мировоззрении. Вы можете заметить это теперь в малом. Правда, теперь имеются такие души, которые оглушили себя только внешними вещами. Но имеются и такие души, которые добавляют к этому внешнему еще новое (внешне): интерес к теософическому мировоззрению, как к новой сенсации. Это есть нечто, что должно обнаружиться в каждом течении и развитии человечества; и то, что имеет такое глубокое, внутреннее значение, может действовать также как мода, как сенсация. Но души, действительно подготовленные к теософии, это те, которые чувствуют себя либо неудовлетворенными внешними сенсациями, или же им становится понятным, что внешняя наука не может объяснить именно фактами, с помощью своих знаний. Это те души, которые с помощью обшей Кармы так подготовлены, что они могут соединить теософию с самыми внутренними членами своей души. Теософия принадлежит также к общей Карме человечества, и она войдет в нее, как таковая.

Таким образом, мы можем направлять Карму людей в том или ином направлении; но мы не можем - поскольку действие причин и поступков, заложенных в прежние времена, вызвано некоторыми существами, - устранить это возвращенное действие на человека. Тем или иным образом приходит обратно го. что человек сам подготовил себе в прежних жизнях. Насколько умно действует Карма в мире, может показать нам лучше всего одно рассмотрение, где Карма, так сказать, действует еще без морального привкуса, где она действует сама в великом мире, не имея ничего общего с тем, что развивает в себе человек как моральные импульсы, и что ведет затем к моральным или не моральным действиям. Мы должны поставить перед своей душой одну область Кармы так, чтобы потом мы могли осветить ее лучше, - именно ту область, где моральное еще не играет роли, но где нечто нейтральное является кармической связью.

Возьмем например, женщину, живущую в определенной инкарнации. Вы не будете возражать, что эта женщина, уже только потому, что она женщина, должна иметь другие переживания, чем мужчина, и что эти переживания не только просто связанны с внутренними душевными процессами, но они находятся также в связи и с внешними событиями, с положениями, в которые эта женщина попадает только потому, что она женщина, - с такими положениями, которые вновь воздействуют на все душевные восприятия и настроения. Поэтому мы можем говорить, что эту женщину приводят к известным поступкам, находящими в тесной связи с бытием женщины. Мы можем охарактеризовать это бытие вообще еще и с другой стороны. Равенство между мужчиной и женщиной выявляется ведь только в области духовной совместной жизни.

Но чем глубже мы спускаемся в только душевное и во внешнее человека, тем больше разница между мужчиной и женщиной в отношении их жизни. Мы можем сказать, что женщина в известных свойствах душевных восприятий отличается от мужчины, что она более склонна к тем свойствам души, ведущим к импульсам, которые мы должны определить как эмоциональные; и мы находим ее вынужденной иметь физические переживания раньше, чем мужчина. Зато интеллектуализм и материализм, то есть то, что пришло через мужчину -гораздо больше в нем укоренился, что имеет большое влияние на нашу душевную жизнь. Физическое и эмоциональное - у женщины, интеллектуальные и материальные свойства - у мужчины, - так направляет их природа. Поэтому женщина имеет также известные внутренние нюансы в душевной жизни, именно потому, что она женщина. Вчера мы отметили, что то. что мы переживаем в душе как свойства, внедряется в нашу телесную организацию нужным путем во время между смертью и новым рождением. То, что больше физического и эмоционального свойства, и в жизни между рождением и смертью больше уходит внутрь души, обладает также большей склонностью, глубже захватить организацию, и более интенсивно пропитать ее. И особенно женщина воспринимает такие впечатления идущие через психику и эмоциональность в глубину душевных основ, а с ними и жизненный опыт. Пусть мужчина получает более богатый опыт и в научном отношении: его опыт не достигает такой глубины душевной жизни, благодаря природе его жизни, как это происходит у женщины. У женщины окружающий мир опыта запечатлевается глубоко в душе. Благодаря этому, переживания обладают более сильной тенденцией воздействовать на организацию и охватить ее, чем это было в предыдущей инкарнации. Таким образом, жизнь женщины, развивающей все это, принимает эту тенденцию, прежде всего, во всем, что было переживаниями женщины в одной инкарнации глубоко проникает в организм, чтобы в следующем воплощении образовать самый организм. Но более глубокое вживание, перерабатывание организма означает собственно созидание мужского организма. Мужской организм создается тем. что силы души, переживаемые в первую очередь, желают глубже запечатлеться и внедриться в материальное. Отсюда вы видите, что из переживаний женщины в одной инкарнации рождается воздействие - в следующей инкарнации создать мужской организм. Мы показали здесь исходя из натуры оккультизма, - связь, лежащую по ту сторону морального. Поэтому в оккультизме говорят: "Мужчина есть Карма женщины". И действительно, мужская организация - в последующей инкарнации является результатом опыта и переживаний предыдущей женской инкарнации. И, не взирая на опасность вызвать несимпатичные мысли у некоторых из собравшихся (всегда ведь бывает, что многие современные мужчины относятся с ужасным высокомерием к перспективе женской инкарнации), я все же должен вполне объективно осветить вещи как факты.

А как же обстоит теперь дело с переживаниями мужчин? С ними дело обстоит так, что мы лучше всего сможем их понять, если будем исходить из вышеизложенного. При мужской организации - внутренний человек вжился в материальное более основательно, захватил его больше, чем это происходит у женщины. Женщина сохраняет больше от духовного в нетелесном; она не вживается так глубоко в материальное, она сохраняет свою телесность более мягкой. Она не отходит так далеко от духовною. Это характерно для природы женщины, что она сохраняет больше свободной духовности, - и поэтому не врабатывается так глубоко в материю, и прежде всего сохраняет свой мозг более мягким. Поэтому не удивительно, что женщины обладают склонностью ко всему новому - особенно в духовной области - т. к. они сохранили духовное более свободным и сопротивление в них меньше. Поэтому вовсе не случайно, но это находится в глубокой закономерности, что в движении, которое благодаря их природе имеет дело с духовным, - находится больше женщины, чем мужчин. Мужчина знает, каким тяжелым инструментом бывает иногда мужской мозг. Он создает ужасные препятствия, когда им хотят воспользоваться для более глубокого хода мыслей. Он не хочет следовать за ним. Его нужно преобразовать всевозможными средствами, чтобы вывести из этого застывшего состояния. Это может быть собственным переживанием в опыте мужчины. Следовательно, мужская природа более конденсирована, более сконцентрирована, сделалась более твердой, застывшей, благодаря тому, чем является внутренний человек; она была сделана более материальной. И поэтому более застывший мозг является прежде всего инструментом для интеллектуального и - меньше для психического, т. к. интеллектуальное это нечто относящееся более к физическому плану. То, что можно обозначать как интеллектуализм у мужчины - связано с его застывшим, затвердевшим мозгом. Здесь можно было бы говорить скорее об известной степени "замораживания мозга"; он должен сперва оттаять, чтобы вступить на более тонкие пути мыслей.

Благодаря такому устройству, с помощью которого мужчина больше охватывает внешние вещи, и, охватывая их

4-istoriya-rossii-v-kontekste-teorii-civilizacij-uchebnoe-posobie-pod-obshej-redakciej-v-a-tueva-b-a-kislova.html
4-ivan-iv-15331584-gg-reformi-i-oprichnina-formirovanie-ideologii-samoderzhaviya.html
4-iz-masterovih-v-hudozhniki-1903-1910-studiya-dmitrieva-kavkazskogo-puteshestviya-akademiya-hudozhestv.html
4-izmerenie-stoimosti-zhizni-tema-makroekonomicheskaya-nauka-2.html
4-izuchenie-kraevedcheskogo-materiala-na-urokah-okruzhayushego-mira.html
4-j-klass-chast-1-osnovnaya-obrazovatelnaya-programma-nachalnogo-obshego-obrazovaniya-mou-sosh-37-g-tomska-soderzhanie.html
  • tasks.bystrickaya.ru/11-materiya-kak-filosofskaya-i-nauchnaya-kategoriya-osnovnie-atributi-materii-sovremennie-nauchnie-dostizheniya-v-poznanii-materialnogo-mira.html
  • institute.bystrickaya.ru/glava-2-uchyot-nalichiya-i-dvizheniya-osnovnih-sredstv-osnovnih.html
  • institute.bystrickaya.ru/glava-8-vam-ne-hvataet-vremeni-eta-kniga-dlya-vas.html
  • uchenik.bystrickaya.ru/dmitrij-medvedev-posmotrel-na-svoi-kadri-novosti-8.html
  • studies.bystrickaya.ru/96-oiich-s-legkim-stroitelnim-uklonom-energiya-buran.html
  • credit.bystrickaya.ru/polozhenie-o-gorodskoj-vistavke-konkurse-dekorativno-prikladnogo-i-hudozhestvennogo-tvorchestva-rus-svyataya-molodaya-pravoslavnaya-posvyashennoj-svetlomu-hristovu-voskreseniyu-obshie-polozheniya.html
  • spur.bystrickaya.ru/maslova-mv-programma-dnej-nauki-mgpi-3-11-aprelya-2012-goda-orgkomitet-konferencii-l-i-osechkina-prorektor.html
  • institut.bystrickaya.ru/tablicya-3-obsyagi-virobnictva-produkc-harchovo-promislovost-sumsko-oblast-v-naturalnomu-virazhenn.html
  • control.bystrickaya.ru/ekzamenacionnie-bileti-po-discipline-teoreticheskie-osnovi-elektrotehniki-1-chast-dlya-studentov-specialnostej-140211-elektrosnabzhenie-140604-180400.html
  • write.bystrickaya.ru/glava-7-kontakti-poluprovodnika-s-dielektrikom-i-poluprovodnikom.html
  • control.bystrickaya.ru/bileti-po-geometrii-dlya-11-klassa.html
  • credit.bystrickaya.ru/otchet-o-deyatelnosti-pervichnoj-profsoyuznoj-organizacii-studentov-ulyanovskogo-gosudarstvennogo-universiteta-za-2007-god-28-yanvarya-2008g.html
  • lektsiya.bystrickaya.ru/prezentaciya-vistupleniya.html
  • desk.bystrickaya.ru/plan-vvedenie-etapi-ekonomicheskogo-razvitiya-tip-ekonomicheskogo-razvitiya.html
  • abstract.bystrickaya.ru/28-vecher-na-hutore-bliz-voronezha-sergej-ermakov.html
  • grade.bystrickaya.ru/o-rabote-fbuz-centr-gigieni-i-epidemiologii-v-nizhegorodskoj-oblasti-po-obespecheniyu-sanitarno-epidemiologicheskogo-nadzora-v-ramkah-realizacii-federalnogo-zakona-ot-08-05-2010-83-fz.html
  • kontrolnaya.bystrickaya.ru/programma-sobesedovaniya-po-napraveniyu-podgotovki-magistrov-050100-pedagogicheskoe-obrazovanie.html
  • grade.bystrickaya.ru/novosti-14.html
  • institut.bystrickaya.ru/tema-5-regulirovanie-dorozhnogo-dvizheniya-4-ch-komplekt-uchebno-programmnoj-dokumentacii.html
  • teacher.bystrickaya.ru/glava-13-interaktivnij-aspekt-obsheniya-socialnaya-psihologiya.html
  • books.bystrickaya.ru/bryu-s-l-ekonomiks-principi-problemi-i-politika-ucheb-v-2-t-t-2-per-s-angl-13-go-izd.html
  • uchit.bystrickaya.ru/uchebnij-god.html
  • thesis.bystrickaya.ru/programma-bioteir-svami-vishnudevananda-giri-dzhi-maharadzha-slajd-1-programma-sozdana-v-2001-2006-g-g-v-n-novgorode-cel.html
  • letter.bystrickaya.ru/o-meste-i-roli-molodyozhi-globalnimi-i-regionalnimi-processami-socialnogo-i-ekonomicheskogo-razv-itiya-prognozno-analiticheskij.html
  • znanie.bystrickaya.ru/6-teksti-dlya-studentov-specialnosti-uk-mechanical-engineering-faculty.html
  • znaniya.bystrickaya.ru/rabochaya-programma-po-discipline-bezopasnost-zhiznedeyatelnosti-po-specialnosti-030903-65-knigorasprostranenie.html
  • holiday.bystrickaya.ru/nakazanie-po-ugolovnomu-pravu-chast-10.html
  • literatura.bystrickaya.ru/sekciya-mehanizacii-selskogo-hozyajstva-nauchno-issledovatelskaya-rabota-studentov-materiali-58-j-nauchnoj-studencheskoj.html
  • testyi.bystrickaya.ru/7-primernaya-tematika-i-formi-individualnoj-samostoyatelnoj-raboti-slushatelej.html
  • grade.bystrickaya.ru/mozg-superkompyuter-kniga-1-1.html
  • institute.bystrickaya.ru/glava-11-klub-mertvyakov-sharlin-harris.html
  • essay.bystrickaya.ru/dopolnitelnij-tirazh-plan-zayavok-na-publikaciyu-v-izdatelstve-mgimo-universitet-v-2010-godu.html
  • esse.bystrickaya.ru/razrabotka-myaso-ribnogo-ceha.html
  • spur.bystrickaya.ru/koroleva-fleksiya-metodika-skorostnogo-uluchsheniya-lyubogo-urovnya-vladeniya-russkim-yazikom-razrabotannaya-mihailom-shestovim.html
  • university.bystrickaya.ru/glava-17-osobennosti-realizacii-nekotorih-vidov-obrazovatelnih-programm-i-polucheniya-obrazovaniya-otdelnimi-kategoriyami-obuchayushihsya.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.