.RU

1 Теоретические основы использования игры - страница 3




Одной из основных и первоначальных задач при обучении математике является выработка у ребят навыков хорошего счета. Однако однообразие заданий в виде примеров на вычисление притупляет интерес как к счету, так и к урокам вообще. Для того чтобы возбудить интерес к счету, можно использовать в различных вариантах следующие дидактические игры:

Особенно ребята любят, когда весь урок проходит в игровой форме. Разнообразие форм урока зависит от фантазии учителя, многие формы можно почерпнуть из телевизионных игр.

Для создания игровых ситуаций используются исторические экскурсии, жизненные факты, занимательные задачи, научно-популярные рассказы, отрывки из литературных произведений и т.п. Игровые ситуации создаются в процессе выполнения практических заданий. Например, «Теорема о сумме углов треугольника и ее следствия» - предлагается построить треугольники по трем сторонам 7, 2, 3; 4, 3, 7; 3, 2, 8. В процессе выполнения задания ребята убеждаются в невозможности такого построения и делают соответствующий вывод.

Ребята любят выступать в качестве историков, фокусников, экспертов, сказочных героев, экскурсоводов и т.п. При подготовке таких уроков необходимо заранее дать детям либо сообщение из истории математики, либо занимательную задачу, либо математический фокус.

Использование дидактических игр дает наибольший эффект в классах, где преобладают ученики с неустойчивым вниманием, пониженным интересом к предмету, для которых математика кажется скучной и сухой наукой.

Создание игровых ситуаций на уроках математики повышает интерес к математике, вносит разнообразие и эмоциональную окраску в учебную работу, снимает утомление, развивает внимание, сообразительность, чувство соревнования, взаимопомощь.

Систематическое использование дидактических игр на разных этапах изучения различного по характеру математического материала является эффективным средством активизации учебной деятельности школьников, положительно влияющим на повышение качества знаний, умений и навыков учащихся, развитие умственной деятельности.


Глава 3. Анализ и проведение опытно экспериментальной работы по проблеме исследования


3.1. Подготовка и проведение педагогического эксперимента


Для изучения влияние игровых технологий на мотивацию учения младших школьников в процессе изучения математики мы провели исследование, которое проводилось в три этапа.

На первом этапе констатирующего эксперимента нами было проведено диагностическое обследование, направленное на выявление творчества у младших школьников.

В процессе изучения специальной литературы мы пришли к выводу, что творчество чаще рассматривается как наиболее содержательная форма психической активности, как универсальная способность, обеспечивающая успешное выполнение самых разнообразных видов деятельности.

Психической основой творческой деятельности является воображение, которое возникает уже в дошкольный период. Это важнейшее новообразование дошкольного детства, с ним связывают зарождение личности (Л.С. Выготский и В.В. Давыдов).

Важными показателями в развитии функций воображения является опора на наглядность, использование прошлого опыта, наличие особой внутренней позиции, позволяющей не приспосабливаться к ситуации, подчинять ее себе, овладевать ее содержательными особенностями.

Развитие творчества в значительной степени определяется уровнем детского воображения. Поэтому мы подобрали методики, направленные на изучение воображения и развития творческого начала детей.

Многие исследователи (Л.С. Выготский, О.Н. Дьяченко, Г.А. Урунтаева) указывали на необходимость создания такой предметной среды, которая бы служила пусковым механизмом, на важную роль на специфических предметах в развитии творчества у детей [6, 9, 50].

На втором этапе формирующего эксперимента нами были созданы необходимые условия для оснащения развивающей среды младших школьников в учебном процессе.

Третий этап – контрольный – был направлен на определение эффективности использования игры и игровых приемов как средства активизации познавательной деятельности младших школьников на уроках математики.

В исследовании принимали участие ученики 4 «б» класса (контрольная группа) и 4 «а» класса (экспериментальная группа) сош №7 г. Владикавказа.

На 1-ом этапе для оценки творческой деятельности, продуктивности, оригинальности и способа создания рисунков мы использовали методику разработанную О.М. Дьяченко и А.И. Кириловой «Дорисовка фигур» [9].

Испытуемым предъявлялись последовательно двадцать карточек, на каждой из которых была нарисована фигура. Фигуры представляли собой как контуры элементов предметных изображений (например, силуэт ствола дерева с одной веткой, кружок – голова с двумя ушами и т.п.) Ученика просили дорисовать каждую из фигур так, чтобы получилась какая-нибудь картинка.

Количественная обработка результатов заключалась в выявлении степени оригинальности, необычности изображения. Подсчитывая коэффициент оригинальности каждого школьника, который был равен количеству рисунков, не повторяющихся у него и не у кого их детей группы (по характеру использования заданного для дорисовывания эталона).

Познавательная мотивация творчества младшего школьника проявляется в форме поисковой активности, более высокой чувствительности, сензитивности к новизне стимула, ситуации, обнаружения нового в обычном, высокой избирательности по отношению к исследуемому новому (предмету, качеству).

Решение предложенных и самостоятельно (увиденных) проблем у творческого ребенка часто сопровождается проявлением оригинальности. Это еще один важный компонент творческого начала, выражающий степень непохожести, нестандартности, необычности.

На 2-ом этапе использовалась методика А.Ф.Ануфриева [2], С.Н. Костроминой [2], К.А. Торшиной [49].

Задание «Придумай игру» направлено, на выявление умений у младших школьников создавать новую игру, формулировать правила игры, распределять роли и предвидеть возможные ситуации. На определение способности к прогнозированию, предвосхищению и обеспечению возможности более быстрого решения проблем.

Методика «Придумай игру» [9].
^ Инструкция к проведению
Ученик получает задание на 5 минут придумать какую-либо игру и подробно рассказать о ней, отвечая на следующие вопросы экспериментатора:

  1. Как называется игра?

  2. В чем она состоит?

  3. Сколько человек необходимо для игры?

  4. Какие роли получают участники в игре?

  5. Как будет проходить игра?

  6. Каковы правила игры?

  7. Чем должна будет закончиться игра?

  8. Как будут оцениваться результаты игры и успехи отдельных участников?

В ответах младшего школьника оценивается не речь, а содержание придуманной игры. В этой связи, спрашивая ученика, необходимо помогать ему – постоянно задавать наводящие вопросы, которые, однако, не должны подсказывать ответ.

В основе способности к развитию творческого начала лежит такая личная особенность как креативность. Многие ученые (Б.А. Кордемский [17], Г.Д. Марцинковская [24], К.А Торшина [49], М.Г. Ярошевский [34])определяли креативность как особенность развития психических процессов, в частности давали характеристику мышлению как понимание главного, существенного, беглость (быстрый переход от одного способа решения к другому), гибкость (разнообразие идей), оригинальность (необычность, остроумность, самостоятельность решения задач), открытость (многогранное видение), воображение (фантазия – яркая, образная, стереотипная).

На 3–ем этапе для определения эффективности использования игры и игровых приемов как средства активизации познавательной деятельности младших школьников на уроках математики мы использовали диагностические задания в устном виде и в индивидуальной беседе. В экспериментальном классе апробировалась методическая система заданий. А в контрольном классе наблюдения велись по традиционной системе.

В результате обработки данных диагностирования были подведены итоги и сделаны некоторые выводы.

Для выявления креативности мы использовали специальную методику «Вербальная фантазия» (автор Р.С. Немов) [28].

Инструкция

Школьнику дается задание решить пример, придумать задачу, найти площадь или периметр в игровой форме по выбору ребенка и изложить его устно в течение 3 минут.

В ходе рассказа творчество ребенка оценивается по следующим признакам:

  1. скорость процессов воображения;

  2. необычность, оригинальность ответов;

  3. богатство фантазии;

  4. глубина и проработанность ответов;

  5. впечатлительность, эмоциональность образов.

По каждому из этих признаков задание получает от 0 до 2 баллов.

0 баллов – данный признак в задании отсутствует;

1балл – данный признак имеется, но выражен слабо;

2балла – соответствующий признак выражен достаточно сильно.


^ 3.2. Анализ результатов исследования


На первом этапе исследования по методике «Дорисовка фигур» (автор О.М. Дъяченко, А.И. Кирилова) нами выявлено 6 типов решений школьниками экспериментальных задач на воображение [9].

0 тип. Этот тип решения характеризуется тем, что ученик еще не принимает задачу на построение образа воображения с использованием заданного элемента. Он не дорисовывает заданный элемент, а рисует рядом что-то свое (свободное фантазирование).

1 тип. Ученик дорисовывает фигуру на карточке так, что получается изображение отдельного субъекта (дерево и т.п.), но изображение контурное, схематичное, лишенное деталей.

2 тип. Изображается отдельный субъект, но с разнообразными деталями.

3 тип. Изображая отдельный объект, младший школьник уже включает его в какой-нибудь воображаемый сюжет (не просто девочка, а девочка, делающая зарядку).

4тип. Ребенок изображает несколько объектов по воображаемому сюжету (девочка гуляет с собакой).

5тип. Заданная фигура используется качественно по-новому. Если в 1-4 типах она выступала как основная часть картинки, которую рисовал ученик, то теперь фигура включается как один из второстепенных элементов воплощаемого образа воображения (треугольник уже не крыша дома, а грифель карандаша, которым мальчик рисует картину и т.п.).

При этом типе решения ученик проявляет большую свободу в использовании элементов для создания образов воображения.

В ходе выполнения задания ребенок может вносить различные дополнения, изменения, варьировать и преобразовывать знакомый материал, а также создавать новые комбинации из усвоенных старых элементов.

Данные исследования представлены в таблице 1.

Таблица 1.

Диагностика способов создания рисунков и их оригинальности
Классы
Общее кол-во учащихся

Типы решения задач (коэффициент оригинальности)

0 тип

1 тип

2 тип

3 тип

4 тип

5 тип

4 «б» класс (контрольная группа)

36



3



8



11



6



5



3

4 «а» класс (экспериментальная группа)

38


4



7



9


7



7


4

12-vliyanie-sliyanij-i-pogloshenij-na-effektivnost-hozyajstvennih-operacij-nekotorie-rezultati-empiricheskih-issledovanij.html
12-vnutrennyaya-sreda-koncepciya-razvitiya-goroda-orska-do-2030-goda-strategiya-razvitiya-goroda-orska.html
12-volni-sliyanij-i-pogloshenij-mirovoj-ekonomike-m-v-lichagin-zav-kafedroj-d-e-n-professor.html
12-vospitatelnaya-deyatelnost-otchyot-po-rezultatam-samoobsledovaniya-2001-2006-gg-samara-2006.html
12-vozniknovenie-filosofii-problema-bitiya-uchebnoe-posobie-izdatelstvo-tpu-tomsk-2007.html
12-vozrastno-polovie-piramidi-ih-analiticheskie-vozmozhnosti-koncepciya-epidemiologicheskogo-perehoda-28-22-pokazatel.html
  • grade.bystrickaya.ru/nekotorie-elementi-opita-belorusskih-obedinenij-predprinimatelej-po-lobbirovaniyu-i-zashite-prav-predprinimatelej.html
  • occupation.bystrickaya.ru/nachalas-borba-s-kontrabandoj-14-maya-2009-goda-v-moskve-v-informacionnom-agentstve-interfaks-sostoyalas-press-konferenciya.html
  • institute.bystrickaya.ru/faktori-ekologicheskoj-opasnosti.html
  • studies.bystrickaya.ru/32-problemi-ekspluatacii-kompyuternih-sistem-bronirovaniya-i-interneta-ii-vnedrenie-kompyuternih-sistem-bronirovaniya-26.html
  • testyi.bystrickaya.ru/8-primernij-perechen-tem-dlya-referatov-odobreno-uchebno-metodicheskim-sovetom-ekonomicheskogo-fakulteta-kratkosrochnaya.html
  • thescience.bystrickaya.ru/inie-predpriyatiya-i-organizacii-rasporyazhenie-pravitelstva-rf-ot-9-yanvarya-2004-g-n-22-r-s-izmeneniyami-ot-5-oktyabrya.html
  • student.bystrickaya.ru/2-struktura-predstavleniya-deklaracii-po-strahovim-vznosam-na-obyazatelnoe-pensionnoe-strahovanie-dlya-lic-proizvodyashih-viplati-fizicheskim-licam-v-elektronnom-vide-4.html
  • universitet.bystrickaya.ru/statya-posvyashena-issledovaniyu-deyatelnosti-regionalnih-i-municipalnih-organov-vlasti-po-regulirovaniyu-socialnih-processov-v-mestnom-soobshestve.html
  • thesis.bystrickaya.ru/prognozirovanie-razvitiya-agropromishlennogo-kompleksa-chast-7.html
  • notebook.bystrickaya.ru/istoriya-russkij-cerkvi.html
  • learn.bystrickaya.ru/glava-lii-hitroumnij-idalgo-don-kihot-lamanchskij-migel-de-servantes-saavedra-perevod-s-ispanskogo-n-lyubimova.html
  • report.bystrickaya.ru/ispolzovanie-rezultatov-eksperimenta-teoriya-kriterii-nauchnosti-i-istinnosti-teorii.html
  • college.bystrickaya.ru/3-oborot-malih-predpriyatij-doklad-dinamika.html
  • books.bystrickaya.ru/dlya-dalnejshego-izucheniya-evangelizm.html
  • teacher.bystrickaya.ru/filosofiya-drevnego-vostoka-7.html
  • assessments.bystrickaya.ru/bugaev-a-f-globalnaya-ekologiya-stranica-4.html
  • turn.bystrickaya.ru/parametri-kabelya-s-mednimi-zhilami-v-stalnoj-obolochke-mezhgosudarstvennij-standart-korotkie-zamikaniya-v-elektroustanovkah.html
  • knowledge.bystrickaya.ru/nikolaevskij-v-v-stranica-15.html
  • holiday.bystrickaya.ru/o-torgovo-promishlennih-palatah-v-rossijskoj-federacii.html
  • upbringing.bystrickaya.ru/m-hajdegger-evropejskij-nigilizm-stranica-5.html
  • diploma.bystrickaya.ru/vedushie-mosti.html
  • shpora.bystrickaya.ru/zakon-ob-srp-vstupil-v-silu-v-1996-godu-vdannom-zakone-soderzhitsya-opredelenie-ponyatiya-soglashenie-o-razdele-produkcii-dalee-srp.html
  • knigi.bystrickaya.ru/rezhica-reznica-rozitten-rodina-b-f-infanteva-detstvo.html
  • exchangerate.bystrickaya.ru/bankovskoe-delo-chast-26.html
  • apprentice.bystrickaya.ru/vzaimodejstvie-sledovatelya-s-organami-doznaniya-pri-proizvodstve-predvaritelnogo-sledstviya-chast-3.html
  • testyi.bystrickaya.ru/7-vnutrennee-predstavlenie-dannih-v-pamyati-evm-1-semestr.html
  • ucheba.bystrickaya.ru/programma-300-luchshih-uchebnikov-dlya-visshej-shkoli-v-chest-stranica-11.html
  • upbringing.bystrickaya.ru/mazurkevich-s-a-spisok-najdennoj-literaturi.html
  • crib.bystrickaya.ru/kak-mozhno-bit-stranica-17.html
  • knigi.bystrickaya.ru/skaz-pro-to-kak-ivanushka-carstvo-spasal.html
  • tasks.bystrickaya.ru/1-nauchnoe-obosnovanie-sostoyaniya-mineralno-sirevoj-bazi-i-vostrebovannosti-poleznih-iskopaemih-irkutskoj-oblasti-na-rossijskom-i-mirovom-rinkah.html
  • kontrolnaya.bystrickaya.ru/protokol-ocenki-i-sopostavleniya-zayavok-na-uchastie-v-konkurse-razmeshaetsya-na-oficialnom-sajte-v-techenie-dnya-sleduyushego-posle-dnya-podpisaniya-ukazannogo-protokola.html
  • esse.bystrickaya.ru/razdel-ii-ispolzovanie-informacionnih-i-kommunikacionnih-tehnologij-v-obrazovanii.html
  • uchenik.bystrickaya.ru/kesarevo-sechenie-u-koshek-chast-11.html
  • kanikulyi.bystrickaya.ru/vsego-po-respublike-doklad-socialno-ekonomicheskoe-razvitie.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.