.RU

10. Примерные нормы времени для расчета объема учебной работы - В. А. Трефилова. / Пермь: пгту, 2007. 135 с


^ 10. Примерные нормы времени для расчета объема учебной работы и основные виды учебно-методической, научно-исследовательской и других работ, выполняемых профессорско-преподавательским составом в образовательных учреждениях высшего и дополнительного профессионального образования (Приложение к письму Минобразования России от 26.06.2003 N 14-55-784ин/15)

^ 1. ИСХОДНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1.1. Для работников образовательных учреждений высшего и дополнительного профессионального образования, осуществляющих педагогическую деятельность, устанавливается сокращенная продолжительность рабочего времени не более 36 часов и неделю.

1.2. Учебная нагрузка педагогическим работникам по программам высшего профессионального образования устанавливается в зависимости от квалификации и профиля кафедры в размере до 900 часов в учебном году.

1.3. Учебная нагрузка педагогическим работникам по программам дополнительного профессионального образования устанавливается в зависимости от квалификации и профиля кафедры в размере до 800 часов в учебном году.

1.4. Данные примерные нормы разработаны для традиционном лекционно-семинарской технологии обучения и предназначены для всех форм обучения, включая экстернат.

1.5. Образовательное учреждение самостоятельно устанавливает нормы времени для расчета учебной и других видов работ с учетом особенностей применяемых технологий обучения, организации учебного процесса и специфики образовательных программ.

^ 2. УЧЕБНАЯ РАБОТА

№ п/п

Виды работ

Норма времени

в часах

Примечания

Аудиторные занятия

2.1.

Чтение лекций (студенты и аспиранты)

1 час за 1 акад. час




2.2.

Проведение практических, занятий, семинаров (студенты и аспиранты)


1 час на группу за 1 акад. час

В дисплейных классах, по медицинским, лингвистическим и художественным дисциплинам группа может делиться на 2-3 подгруппы с учетом специфики подготовки

2.3.

Проведение лабораторных работ


1 час на группу (подгруппу) за 1 акад. час

Подгруппа не менее 8 чел. По медицинским дисциплинам подгруппа может быть уменьшена до 6 человек

2.4.

Проведение тематических дискуссий, научно-практических конференций, деловых игр, анализа конкретных ситуаций, решения производственных задач и т.д.

1 час за 1 акад. час каждому преподавателю, участвующему в проведении

Количество преподавателей определяет руководство образовательного учреждения


2.5.

Проведение выездных тематических занятий на предприятиях и в организациях

1 час за 1 акад. час на группу (подгруппу)





Консультации

2.6.

Проведение консультаций по учебным дисциплинам

От общего числа лекционных часов на изучение каждой дисциплины по учебному плану на 1 группу:

5% - по очной группе обучения;

10%- по очно-заочной (вечерней) форме обучения;

15% - по заочной форме обучения и экстернату




2.7.

Проведение консультаций перед экзаменами

Перед вступительным испытанием – 2 часа на поток, перед промежуточной аттестацией – 2 часа на группу, перед итоговой аттестацией студентов и аспирантов – 2 часа на группу




2.8.

Индивидуальные консультации по программам дополнительного профессионального образования

При сроке обучения:

от 4 до 6 месяцев – 40 часов и при сроке обучения от 1 до 3 месяцев – 20 часов на каждого слушателя




Контроль

2.9.

Прием устных и письменных вступительных экзаменов в вузы и выпускных экзаменов на подготовительных отделениях

4 часа на проведение экзамена на поток поступающих;

0,3 часа на проверку каждой письменной работы;

0,25 часа каждому их экзаменаторов на каждого экзаменующегося на устном экзамене

Работу проверяет один преподаватель


2.10.

Перепроверка работ на вступительных экзаменах

0,2 часа на каждую работу

Выборочная проверка до 10% от общего числа работ

2.11.

Проведение собеседования с поступающими на программы дополнительного профессионального образования


0,25 часа каждому члену комиссии на каждого поступающего




2.12.

Прием устных и письменных экзаменов в процессе освоения образовательных программ

0,35 – 0,5 часа на студента при устном экзамене;при междисциплинарном экзамене – до 1 часа на каждого студента;

при письменном экзамене – 2 часа на поток;0,3 часа на проверку каждой письменной работы




2.13.

Прием зачетов по дисциплинам, предусмотренным рабочим учебным планом, прием переаттестаций у студентов, поступивших на обучение в сокращенные сроки

0,25 – 0,35 часа на одного студента в зависимости от особенности дисциплины;

до 0,5 часа по дисциплинам искусства и культуры




2.14.

Проверка, консультации и прием контрольных, расчетно-графических работ, расчетных заданий, домашних заданий и рефератов, историй болезней, протоколов, актов и других работ, а также отчетов по практике

До 0,4 часа за одно задание, но не более 1 часа на одного студента на дисциплину в семестр;

для медицинских дисциплин – проверка уч. истории болезни – до 1 часа

Подготовка студенческих работ в области изобразительных, декоративно-прикладных искусств и дизайна на просмотры – до 12 часов на 1 мероприятие каждому преподавателю;

участие в просмотрах студенческих работ – до 6 часов каждому преподавателю на 1 мероприятие

2.15.

Рецензирование и консультирование рефератов по дисциплинам основной образовательной программы высшего профессионального образования

До 1 часа на реферат по программам подготовки бакалавров и специалистов;

до 3 часов на реферат по программам подготовки магистров




2.16.

Рецензирование контрольных работ студентов – заочников

До 1 часа на одну работу




2.17.

Государственные экзамены

0,5 часа на одного экзаменующегося каждому члену экзаменационной комиссии;

до 1 часа на одного экзаменующегося по медицинским специальностям и специальностям искусства и культуры каждому члену комиссии

Состав комиссии не более 8 человек

2.18.

Рецензирование выпускных работ и рефератов по программам дополнительного профессионального образования

До 3 часов на работу




2.19.

Участие в работе комиссии по приему защиты выпускных работ и рефератов, по проведению выпускного экзамена по программам дополнительного профессионального образования

0,5 часа на одного слушателя каждому члену комиссии

Не более 6 часов в день; состав комиссии не более 5 человек

2.20.

Рецензирование реферата в аспирантуре и материалов диссертационного исследования докторантов

3 часа за 1 печатный лист




2.21.

Прием вступительных экзаменов в аспирантуру и кандидатских экзаменов

До 1 часа на одного поступающего или аспиранта (соискателя) по каждой дисциплине каждому экзаменатору




2.22.

Экспертиза диссертационных исследований на соискание ученой степени

Кандидатская работа – 3 часа.

Докторская работа – 5 часов




Практика

2.23.

Руководство учебной, производственной, в том числе преддипломной научно-педагогической, педагогической практиками (включая проверку отчетов и прием зачета) студентов и аспирантов

От 3 до 6 часов за рабочий день на группу (подгруппу);

До 8 часов за рабочий день на группу (подгруппу) при проведении полевых практик

С учетом специфики практики, выезда в другие населенные пункты и деления группы на подгруппы

2.24.

Руководство практикой, проводимой по индивидуальным планам студентов

До 1 часа в неделю на каждого студента




2.25.

Руководство стажировкой по программам дополнительного профессионального образования на предприятиях и в организациях с проверкой отчетов

До 5 часов на каждого слушателя в неделю

Не более 6 слушателей на одного преподавателя

Руководство

2.26.

Руководство факультетом (в т.ч. разработка рабочих учебных планов, контроль учебной нагрузки, посещение занятий и т.п.)

До 300 часов




2.27.

Руководство кафедрами (в т.ч. разработка рабочих учебных планов и программ дисциплин, планирование и контроль учебной нагрузки, посещение занятий профессоров и доцентов кафедры)

Заведующему кафедрой 60-100 часов в год при числе сотрудников 50 и более;

50-80 часов в год при числе сотрудников от 31 до 49;

40-60 часов в год при числе сотрудников 30 и менее

При условии, если заведующий кафедрой работает на общественных началах без оплаты, часть этих часов может быть выделена одному из преподавателей – членов кафедры

2.28.

Руководство научно-исследовательской работой студентов (подготовка бакалавров и специалистов)

До 1 часа в неделю на студента




2.29.

Руководство, консультации, рецензирование и прием защиты курсовых работ

От 1 до 3 часов на работу, в том числе 0,3 часа на прием каждому преподавателю

Число курсовых работ не более 5 в семестр

2.30.

Руководство, консультации, рецензирование и прием защиты курсовых проектов

До 4 часов на один проект по всем видам работ; в том числе до 0,5 часа на рецензирование и 0,3 часа на прием каждому преподавателю

Число курсовых проектов не более 2 в семестр

2.31.

Руководство, консультирование выпускных квалификационных работ бакалавров

До 25 часов на каждого студента – выпускника, в т.ч.:

руководство и консультирование – 20 час.;

допуск к защите до 1 часа;

председателю – 1 час;

членам экзаменационной комиссии – до 4 часов по 0,5 часа на каждую выпускную работу

Число членов государственной экзаменационной комиссии не более 6 чел.

2.32.

Руководство, консультирование выпускных квалификационных работ бакалавров

До 25 часов на каждого студента – выпускника, в т.ч.:

руководство и консультирование – 20 час.;

допуск к защите до 1 часа;

председателю – 1 час;

членам экзаменационной комиссии – до 4 часов по 0,5 часа на каждую выпускную работу

Число членов государственной экзаменационной комиссии не более 6 чел.

2.33.

Руководство, консультирование, рецензирование выпускных квалификационных работ магистров

До 40 часов на каждого студента – выпускника в т.ч.:

руководство и консультирование – 30 часов;

рецензирование – 4 часа;

допуск к защите – 1 час;

председателю экзаменационной комиссии – 1 час;

членам экзаменационной комиссии – до 4 часов по 0,5 часа на каждую выпускную работу

Число членов государственной экзаменационной комиссии не более 8 чел.

2.34.

Руководство выпускными работами по программам дополнительного профессионального образования

До 10 часов на работу, включая консультации и рецензирование




2.35.

Руководство подготовкой студента в магистратуре

До 30 часов на каждого магистранта ежегодно




2.36.

Руководство программой специализированной подготовки в магистратуре

До 30 часов на специализацию в учебном году (независимо от числа магистрантов)




2.37.

Руководство аспирантом, ординатором, интерном

50 часов в год

Утверждено приказом Минобразования России от 27.03.1998г. № 814

2.38.

Руководство соискателем или стажером

25 часов в год

Утверждено приказом Минобразования России от 27.03.1998г. № 814

2.39.

Научные консультации докторанта

50 часов в год

Утверждено приказом Минобразования России от 27.03.1998г. № 814


Примечания:

1. Лекционные часы рассчитываются на поток. Разделение студентов на потоки определяется особенностями основных образовательных программ.

2. Под термином " группа" подразумевается "академическая " группа численностью 25 человек.

3. Учет объема учебной работы штатных преподавателей, а также оплаты труда преподавателей - почасовиков производится из расчета фактически затраченного времени, но не свыше установленных норм.

4. Распределение общего числа часов, выделяемых на каждого дипломника, между отдельными кафедрами производится решением руководства образовательного учреждении высшего и дополнительного профессионального образования.

5. Курсовые работы и проекты рассматриваются как форма отчетности.

^ 3. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКАЯ РАБОТА

К видам учебно-методических работ, относятся:

3.1. Подготовка к изданию конспектов лекций, сборников для практических и лабораторных занятий, раздаточного материала для лекционных и практических занятий, видеозаписей, телелекций, других учебно-методических материалов, включая методические материалы по выполнению курсовых и дипломных проектов и работ, выпускных работ.

3.2. Составление рабочих учебных планов по специальностям и направлениям.

3.3. Составление учебных программ по вновь вводимым дисциплинам.

3.4. Переработка учебных программ по действующим учебным дисциплинам.

3.5. Постановка новых и модернизация действующих лабораторных работ.

3.6. Работы, связанные с применением информационных технологий в учебном процессе (разработка задач, отладка программ и т.п.).

3.7. Работа в научно-методических советах Минобразования России, президиумах и советах учебно-методического объединения и других постоянных или временных советах, рабочих группах, создаваемых Минобразованием России или учредителями.

3.8. Работа в редколлегиях научных журналов и т.п. органах.

3.9. Работа в методическом совете.

^ 4. ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКАЯ РАБОТА

К видам организационно-методических работ, относятся:

4.1. Работа в системе управления институтом (ректор, проректор, заместитель проректора, начальник отдела, декан и др.).

.2. Работа в системе управления кафедрой (заведующий кафедрой, ученый секретарь и др.).

4.3. Работа в приёмной комиссии (ответственный секретарь, член отборочной комиссии).

4.4. Работа в Учёном совете вуза, факультета, диссертационном совете.

4.5. Руководство студенческими группами (курсами).

^ 5. ПЛАНИРОВАНИЕ РАБОТЫ

5.1. Преподаватель обязан обеспечить соответствующей учебно-методической документацией все виды работ, перечисленных в разделе 2 "Учебная работа".

5.2. Администрация вуза планирует преподавателю учебную, учебно-методическую, организационно-методическую и другие виды работ, исходя из установленного рабочего времени - 36 часов в неделю.


14 . Положение о порядке и условиях профессиональной переподготовки специалистов, утвержденное приказом Минобразования России от 06.09.2000 N 2571:

^ 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1. Профессиональная переподготовка специалистов является самостоятельным видом дополнительного профессионального обра­зования, проводится с учетом профиля полученного образования специалистов и осуществляется образовательными учреждениями повышения квалификации и подразделениями образовательных уч­реждений высшего и среднего профессионального образования* по дополнительным профессиональным образовательным программам двух типов, один из которых обеспечивает совершенствование знаний специалистов для выполнения нового вида профессиональ­ной деятельности, другой - для получения дополнительной квали­фикации.

______________

* Далее именуется - образовательное учреждение

2. Профессиональная переподготовка для выполнения нового вида профессиональной деятельности осуществляется на основании установленных квалификационных требований к конкретным профес­сиям или должностям.

Профессиональная переподготовка для получения дополни­тельной квалификации проводится по дополнительным профессио­нальным образовательным программам, формируемым в соответствии с государственными требованиями к минимуму содержания и уровню требований к специалистам для присвоения дополнительной квали­фикации, устанавливаемыми Министерством образования Российской Федерации совместно с другими федеральными органами исполни­тельной власти в пределах их компетенции, и реализуется для специалистов, освоивших одну из основных образовательных прог­рамм высшего или среднего профессионального образования, для которых предназначена данная дополнительная квалификация.

Дополнительные профессиональные образовательные программы для получения дополнительной квалификации могут осваиваться параллельно с освоением основных образовательных программ по направлениям или специальностям высшего или среднего професси­онального образования.

3. Дополнительные профессиональные образовательные прог­раммы профессиональной переподготовки для выполнения нового вида профессиональной деятельности формируются образовательны­ми учреждениями при лицензировании.

Дополнительные профессиональные образовательные программы для получения дополнительных квалификаций формируются по хода­тайству министерств, ведомств или государственных органов уп­равления образованием.

Перечень дополнительных профессиональных образовательных программ для получения дополнительных квалификаций формируется Министерством образования Российской Федерации в соответствии с утвержденными государственными требованиями к минимуму со­держания и уровню требований к специалистам для получения до­полнительных квалификаций и подлежит ежегодному изданию с уче­том вносимых изменений и дополнений.

4. Введение в действие новых государственных требований к минимуму содержания и уровню требований к специалистам для по­лучения дополнительной квалификации производится приказом Ми­нистерства образования Российской Федерации, определяющим по­рядок реализации соответствующей дополнительной профессиональ­ной образовательной программы, а также государственно-общест­венный орган или образовательное учреждение, ответственное за формирование научно-методического обеспечения ее реализации.

5. Профессиональная переподготовка специалистов осущест­вляется на основе договоров, заключаемых образовательными уч­реждениями с органами исполнительной власти, органами службы занятости населения и другими юридическими и физическими лица­ми.

Право реализации дополнительной профессиональной образо­вательной программы для присвоения дополнительной квалификации возникает у образовательного учреждения после проведения про­цедуры лицензирования и издания соответствующего приказа Ми­нобразования России, если иное не предусмотрено государствен­ным образовательным стандартом высшего или среднего профессио­нального образования по соответствующему направлению или спе­циальности или государственным образовательным стандартом пос­левузовского профессионального образования по соответствующей отрасли наук.

^ 11. ОРГАНИЗАЦИЯ И СОДЕРЖАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ

ПЕРЕПОДГОТОВКИ

6. Профессиональная переподготовка специалистов проводит­ся с отрывом от работы, без отрыва от работы, с частичным от­рывом от работы Формы профессиональной переподготовки устанав­ливаются образовательным учреждением в зависимости от сложнос­ти образовательных программ и в соответствии с потребностями заказчика на основании заключенного с ним договора.

7. Образовательное учреждение путем целенаправленной ор­ганизации учебного процесса, выбора форм, методов и технологий обучения создает необходимые условия слушателям для освоения образовательных программ профессиональной переподготовки спе­циалистов.

8. Профессиональная переподготовка специалистов проводит­ся на базе высшего и среднего профессионального образования.

Нормативный срок прохождения профессиональной переподго­товки специалистов для выполнения нового вида профессиональной деятельности должен составлять свыше 500 часов аудиторных за­нятий.

Нормативный срок прохождения профессиональной переподго­товки для получения специалистами дополнительной квалификации должен составлять не менее 1000 часов трудоемкости.

При освоении дополнительных профессиональных образова­тельных программ профессиональной переподготовки для получения специалистами дополнительной квалификации может производиться перезачет учебных дисциплин, изученных ранее в ходе освоения основных образовательных программ профессионального образова­ния соответствующего уровня, и (или) дополнительных профессио­нальных образовательных программ в форме, определяемой образо­вательным учреждением самостоятельно, с учетом требований про­фессиональной части образовательного стандарта.

Порядок освоения дополнительных профессиональных образо­вательных программ параллельно с основными образовательными программами среднего, высшего и послевузовского профессиональ­ного образования регулируется соответствующими нормативными документами Министерства образования Российской Федерации.

9. Уровень образования специалистов, проходящих професси­ональную переподготовку, должен быть не ниже уровня образова­ния, требуемого для нового вида профессиональной деятельности или для получения дополнительной квалификации.

10. Дополнительные профессиональные образовательные прог­раммы профессиональной переподготовки специалистов разрабаты­ваются, утверждаются и реализуются образовательным учреждением (подразделением) самостоятельно на основе установленных норма­тивных документов с учетом потребности заказчика.

11. В учебных планах профессиональной переподготовки спе­циалистов в качестве одного из разделов может предусматривать­ся стажировка слушателей.

Стажировка проводится в целях формирования и закрепления на практике профессиональных знаний, умений и навыков, полу­ченных в результате теоретической подготовки, предусматривает изучение передового опыта, приобретение профессиональных и ор­ганизаторских навыков для выполнения новых профессиональных обязанностей.

12. Стажировка специалистов может проводиться как в Рос­сийской Федерации, так и за рубежом на предприятиях (объедине­ниях), в ведущих научно-исследовательских организациях, обра­зовательных учреждениях, консультационных фирмах и в органах исполнительной власти.

^ III. ГОСУДАРСТВЕННАЯ ИТОГОВАЯ АТТЕСТАЦИЯ СЛУШАТЕЛЕЙ

13. Освоение дополнительных профессиональных образова­тельных программ профессиональной переподготовки специалистов завершается обязательной государственной итоговой аттестацией.

14. Для проведения итоговой аттестации создается соот­ветствующая государственная аттестационная комиссия, состав которой утверждается руководителем образовательного учрежде­ния.

15. Государственную аттестационную комиссию возглавляет председатель, который организует и контролирует ее деятель­ность. обеспечивает единство требований в оценке знаний слуша­телей.

Председатель государственной аттестационной комиссии ут­верждается учредителем.

16. В состав аттестационной комиссии могут входить предс­тавители учредителя, местных органов исполнительной власти, территориальной службы занятости населения, научно-педагоги­ческого персонала образовательного учреждения, специалисты предприятий, организаций и учреждений - представители потреби­телей кадров данного профиля, ведущие преподаватели и научные сотрудники других образовательных учреждений.

17. Слушатели, обучающиеся по дополнительным профессио­нальным образовательным программам, обеспечивающим совершенс­твование знаний специалистов для выполнения нового вида про­фессиональной деятельности и прошедшие государственную итого­вую аттестацию, получают дипломы о профессиональной переподго­товке, которые удостоверяют право (соответствие квалификации) специалиста на ведение профессиональной деятельности в опреде­ленной сфере.

18. Слушатели, обучающиеся по дополнительным профессио­нальным образовательным программам для получения специалистами дополнительной квалификации и прошедшие государственную итого­вую аттестацию, получают дипломы о дополнительном (к высшему) образовании или о дополнительном (к среднему профессионально­му) образовании, удостоверяющие присвоение дополнительной ква­лификации.

При освоении дополнительной профессиональной образова­тельной программы для получения дополнительной квалификации параллельно с освоением основной образовательной программы по направлению или специальности высшего или среднего профессио­нального образования указанные дипломы выдаются после получе­ния диплома о высшем или среднем профессиональном образовании.

19. Образовательные учреждения дополнительного профессио­нального образования могут осуществлять по итогам обучения слушателей комплексную оценку их профессиональных знаний и де­ловых качеств и на этой основе вырабатывать рекомендации кад­ровым службам органов исполнительной власти по дальнейшему ис­пользованию специалистов.

20. Профессиональная переподготовка специалистов из числа граждан иностранных государств в образовательном учреждении осуществляется на основе международных соглашений и договоров с иностранными юридическими и физическими лицами.

21. Структура и содержание государственных требований к минимуму содержания и уровню требований к специалистам для по­лучения дополнительной квалификации определяются Министерством образования Российской Федерации.
^ 12. О дополнительных квалификациях (инструктивное письмо)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
(Минобразование России)
ул. Люсиновская, 51, Москва, М-93, ГСП-8, 115998
Телефон: 237-97-63 Факс: 924-69-89
Телетайп: 114027 КОНОИД
E-mail: bicab@ed.gov.ru
26.02.2002 г. № 14-55-130 ин/15

Образовательным учреждениям высшего
и дополнительного профессионального образования,
научным учреждениям

На поступающие запросы относительно подготовки приказов о предоставлении образовательным учреждениям высшего и дополнительного профессионального образования, а также научным учреждениям, реализующим основные образовательные программы послевузовского профессионального образования (далее - учреждения) права реализации дополнительных профессиональных образовательных программ для присвоения дополнительных квалификаций (далее - получении разрешения) в соответствии с п.5 приказа Минобразования России от 06.09.2000 № 2571 "Об утверждении Положения о порядке и условиях профессиональной переподготовки специалистов" Министерство разъясняет следующее.

1. Высшие учебные заведения, получающие разрешение на реализацию дополнительных профессиональных образовательных программ для получения дополнительных квалификаций студентами параллельно с освоением основных образовательных программ высшего профессионального образования, представляют документы в Департамент образовательных программ и стандартов профессионального образования Минобразования России.
2. Учреждения, получающие разрешение на реализацию дополнительных профессиональных образовательных программ для получения дополнительных квалификаций, предусмотренных для лиц, уже имеющих высшее профессиональное образование, представляют документы в Управление дополнительного профессионального образования Минобразования России.
3. В состав документов, представляемых образовательными учреждениями в указанные подразделения Минобразования России входят:
3.1. Заявление ректора (директора) о предоставлении права на образовательную деятельность в соответствии с Государственными требованиями к минимуму содержания и уровню требований к специалистам для получения дополнительных квалификаций (далее - Государственные требования).
3.2. Выписка из решения ученого совета образовательного учреждения о возможности реализации дополнительных профессиональных образовательных программ в соответствии с Государственными требованиями.
3.3. Копия лицензии на право ведения образовательной деятельности с приложением.
3.4. Проект(ы) учебного(ных) плана(нов), предусматривающего(щих) реализацию каждой из заявленных дополнительных профессиональных образовательных программ, сформированных на основе соответствующих Государственных требований.
3.5. Комплект рабочих (авторских) программ по учебным дисциплинам, предусмотренным федеральным компонентом Государственных требований.
3.6. Сведения о кадровом, материально-техническом и учебно-методическом обеспечении образовательного процесса.
3.7. Заключение профильного научно-методического совета или учебно-методического объединения вузов (УМО), на который приказом Минобразования России возложена организация научно-методического обеспечения образовательного процесса в соответствии с утвержденными Государственными требованиями. При этом для получения заключения от профильного научно-методического совета или УМО образовательные учреждения представляют в эти организации копии всех документов, перечисленных в п.3.1 - 3.6.
3.8. Образовательные учреждения, являющиеся разработчиками Государственных требований, утвержденных Минобразованием России, освобождаются от необходимости представления заключения со стороны научно-методических советов или УМО по п.3.7.
4. С учетом специфики реализации дополнительных профессиональных образовательных программ педагогического профиля:
4.1. Педагогические вузы для получения разрешения на реализацию дополнительной профессиональной образовательной программы для получения дополнительной квалификации "Преподаватель" представляют документы по п.п. 3.1 -3.3.
4.2. Высшие учебные заведения, лицензированные по специальностям группы 030000 Педагогические специальности, при получении разрешения впервые, вузы, ранее получившие разрешение на реализацию дополнительной профессиональной образовательной программы для получения дополнительной квалификации "Преподаватель" по одной из специальностей высшего профессионального образования, а также вузы, прошедшие аттестацию и (или) государственную аккредитацию, включающую рассмотрение выездной комиссией качества реализации программы "Преподаватель", освобождаются от необходимости представления заключения со стороны научно-методического совета по педагогическому образованию или УМО университетов по п.3.7.
4.3. Учреждения получают разрешение на реализацию дополнительной профессиональной образовательной программы для получения дополнительной квалификации "Преподаватель высшей школы" в процессе проведения лицензирования (аттестации, государственной аккредитации) основных образовательных программ магистратуры и (или) аспирантуры, поскольку указанная программа является неотъемлемой составной частью подготовки магистров и аспирантов (адъюнктов).
4.4. Учреждения уже имеющие лицензию на реализацию основных образовательных программ магистратуры и (или) аспирантуры, в период до прохождения очередной аттестации могут приступать к реализации дополнительной профессиональной образовательной программы для получения дополнительной квалификации "Преподаватель высшей школы" на основании решения ученого совета учреждения в соответствии с приказом Минобразования России от 24.01.2002 № 180 "О введении в действие Государственных требований к минимуму содержания и уровню подготовки для получения дополнительной квалификации "Преподаватель высшей школы".
5. Перечень Государственных требований к минимуму содержания и уровню требований к специалистам для получения дополнительных квалификаций, утвержденных Минобразованием России к 01.02.2002, приводится в приложении.


Заместитель Министра       Л.С. Гребнев

ПРИЛОЖЕНИЕ

^ ПЕРЕЧЕНЬ УТВЕРЖДЕННЫХ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ТРЕБОВАНИЙ

Звездочкой помечены программы, которые студенты вузов могут осваивать параллельно изучению основных образовательных программ высшего профессионального образования

1.* Государственные требования к минимуму содержания и уровню профессиональной подготовки выпускника для получения дополнительной квалификации "Преподаватель"
утверждены 30.03.1995, новая редакция 03.08.2000
2.* Государственные требования к минимуму содержания и уровню профессиональной подготовки выпускника магистратуры для получения дополнительной квалификации "Преподаватель высшей школы"
утверждены 10.02.1997, новая редакция 08.05.2001
3.*Государственные требования к минимуму содержания и уровню профессиональной подготовки выпускника для получения дополнительной квалификации "Переводчик в сфере профессиональной коммуникации"
утверждены 04.07.1997
4.* Государственные требования к минимуму содержания и уровню профессиональной подготовки выпускника вуза для получения дополнительной квалификации "Патентовед (специалист в области интеллектуальной собственности)"
утверждены 12.05.1998
5.* Государственные требования к подготовке менеджеров высшей квалификации по программам "Мастер делового администрирования (МВА) " утверждены 09.11.1999
6. Государственные требования к минимуму содержания и уровню профессиональной переподготовки руководителей дошкольных образовательных и общеобразовательных учреждений по дополнительной профессиональной образовательной программе "Менеджмент в образовании"
утверждены 20.03.2000
7. Государственные требования к минимуму содержания и уровню профессиональной переподготовки руководителей органов управления образованием субъектов Российской Федерации и местных (муниципальных) органов управления образованием по дополнительной образовательной программе "Менеджмент в образовании"
утверждены 20.03.2000
8. Государственные требования к профессиональной переподготовке работников учреждений юстиции по регистрации прав по программам "Государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним"
утверждены 10.11.2000
9.* Государственные требования к минимуму содержания и уровню требований к специалистам для получения дополнительной квалификации "Менеджер нефтегазового бизнеса"
утверждены 30.05.2001, регистрационный номер ГТ ППК 01/39
10. Государственные требования к минимуму содержания и уровню требований к специалистам для получения дополнительной квалификации "Специалист по проведению инструментальных психофизиологических опросов"
утверждены 04.07.2001, регистрационный номер ГТ ППК 02/39
11 .* Государственные требования к минимуму содержания и уровню требований к специалистам для получения дополнительной квалификации "Специалист в области компьютерной графики и Wеb-дизайна (Web-дизайнер)"
утверждены 01.10.2001, регистрационный номер ГТ ППК 03/39
12.* Государственные требования к минимуму содержания и уровню требований к специалистам для получения дополнительной квалификации "Системный инженер (специалист по эксплуатации аппаратно-программных комплексов персональных ЭВМ и сетей на их основе)"
утверждены 01.10.2001, регистрационный номер ГТ ППК 04/39
13.* Государственные требования к минимуму содержания и уровню требований к специалистам для получения дополнительной квалификации "Разработчик профессионально ориентированных компьютерных технологий"
утверждены 01.10.2001, регистрационный номер ГТ ППК 05/39
14. Государственные требования к минимуму содержания и уровню требований к специалистам для получения дополнительной квалификации "Менеджер социальной сферы"
утверждены 08.10.2001, регистрационный номер ГТ ППК 06/39
15.* Государственные требования к минимуму содержания и уровню подготовки для получения дополнительной квалификации "Эксперт в области экологической безопасности"
утверждены 20.11.2001, регистрационный номер ГТ ППК 07/39
16.* Государственные требования к минимуму содержания и уровню подготовки для получения дополнительной квалификации "Эколог (с указанием области профессиональной деятельности)"
утверждены 20.11.2001, регистрационный номер ГТ ППК 08/39
17.* Государственные требования к минимуму содержания и уровню требований к специалистам 'для получения дополнительной квалификации "Менеджер строительства"
утверждены 20.11.2001, регистрационный номер ГТ ППК 09/39
18. Государственные требования к минимуму содержания и уровню требований к специалистам для получения дополнительной квалификации "Экономист по международной системе бухгалтерского учёта, финансового менеджмента и аудита"
утверждены 03.12.2001, регистрационный номер ГТ ППК 10/39
19.* Государственные требования к минимуму содержания и уровню требований к специалистам для получения дополнительной квалификации "Менеджер наукоемких технологий"
утверждены 20.12.2001, регистрационный номер ГТ ППК 11/39


Руководитель Департамента образовательных программ

и стандартов профессионального образования    В.И. Кружалин

13. ^ О ПОРЯДКЕ ПРИСВОЕНИЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНЫХ КВАЛИФИКАЦИЙ СТУДЕНТАМ ВУЗОВ (ИНСТРУКТИВНОЕ ПИСЬМО)


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РФ


15 мая 2000 г.

N 14-55-341ин/15


(НЦПИ)


Ректорам вузов

Деканам факультетов,

реализующих подготовку

по направлениям и

специальностям ВПО


Министерство образования Российской Федерации направляет для использования в работе Методические рекомендации о порядке присвоения дополнительных квалификаций в период освоения основных образовательных

программ высшего профессионального образования. Документ разработан исходя из практики работы высших учебных заведений в соответствии с п.2 ст.16 Федерального закона Российской Федерации от 22 августа 1996 г. N 125-ФЗ "О высшем и послевузовском профессиональном образовании" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, N 35, ст.4133) и во исполнение пп. 4.6 решения коллегии Минобразования России от 4 декабря 1997 г. N 15/2 "О совершенствовании структуры и содержания высшего педагогического

образования в Российской Федерации".


Заместитель Министра образования

Российской Федерации

В. Шадриков

15 мая 2000 г.

N 14-55-341ин/15


Приложение


к письму Министерства образования

Российской Федерации

от 15 мая 2000 года

N 14-55-341ин/15


^ Методические рекомендации

о порядке присвоения дополнительных квалификаций

в период освоения основных образовательных программ

высшего профессионального образования


1. Общие положения


1.1. В соответствии со ст.16 Федерального закона Российской

Федерации "О высшем и послевузовском профессиональном образовании"(п.2, 3) студенты высших учебных заведений имеют право "участвовать в формировании содержания своего образования при условии соблюдения требований государственных образовательных стандартов высшего

профессионального образования (ГОС ВПО). Указанное право может быть ограничено условиями договора, заключенного между студентом высшего учебного заведения и физическим или юридическим лицом, оказывающим ему содействие в получении образования и последующем трудоустройстве;

осваивать помимо учебных дисциплин по избранным направлениям подготовки (специальностям) любые другие учебные дисциплины, преподаваемые в данном высшем учебном заведении, в порядке, предусмотренном его уставом, а также преподаваемые в других высших учебных заведениях (по согласованию между их руководителями)".

1.2. Если совокупность дисциплин, практикумов и практик, освоенных студентом за время обучения в вузе, соответствует содержанию образовательной профессиональной программы, разработанной на основе Государственных требований к минимуму содержания и уровню

профессиональной подготовки для присвоения дополнительной квалификации(далее - Государственные требования), утвержденных федеральным

(центральным) государственным органом управления образованием, выпускнику высшего учебного заведения может быть присвоена, помимо основной, дополнительная квалификация высшего профессионального образования в порядке, установленном настоящим документом.

Присвоение дополнительной квалификации не означает получения

второго высшего профессионального образования.

Необходимым условием присвоения дополнительной квалификации выпускнику высшего учебного заведения является соответствие рассматриваемой образовательной профессиональной программы основной образовательной программе высшего профессионального образования, осваиваемой студентом, что должно быть предусмотрено Государственными требованиями.

1.3. Освоение образовательной профессиональной программы, сформированной на основе Государственных требований, производится на факультативной основе, включая время, отведенное на изучение факультативных дисциплин, предусмотренных основной образовательной программой высшего профессионального образования.


2. Порядок получения вузами разрешения на реализацию

Государственных требования к минимуму содержания и уровню профессиональной подготовки выпускников вузов для присвоения дополнительных квалификаций


2.1. Для получения разрешения на реализацию Государственных требований высшее учебное заведение представляет в федеральный (центральный) государственный орган управления образованием следующие

документы:

- заявление за подписью ректора о предоставлении права на образовательную деятельность в соответствии с Государственными требованиями и присвоение выпускникам данной дополнительной квалификации;

- выписку из решения ученого совета вуза (его подразделения) об условиях реализации рассматриваемых Государственных требований;

- копию лицензии, предусматривающей право вуза на ведение образовательной деятельности по направлениям и (или) специальностям высшего профессионального образования, указанным в Государственных требованиях, и сведения об аккредитации образовательного учреждения;

- копию аккредитационного свидетельства;

- копию учебного плана по направлению и (или) специальности высшего профессионального образования, для которых предусмотрена возможность освоения образовательной профессиональной программы, сформированной на основе Государственных требований;

- проект учебного плана, предусматривающего реализацию образовательной профессиональной программы, сформированной на основе соответствующих Государственных требований;

- комплект рабочих (авторских) программ по учебным дисциплинам, предусмотренным Государственными требованиями;

- сведения о кадровом, материально-техническом и учебно-методическом обеспечении возможностей реализации образовательного процесса, предусмотренного данными Государственными требованиями;

- заключение УМО или НМС, на который приказом федерального(центрального) государственного органа управления образованием возложена организация разработки научно-методического обеспечения данных Государственных требований.

2.2. Право на реализацию образовательного процесса в соответствии

с рассматриваемыми Государственными требованиями возникает у образовательного учреждения после издания приказа Минобразования России, прилагаемого к лицензии.

2.3. При получении разрешения на ведение образовательной деятельности в соответствии с Государственными требованиями высшее учебное заведение обязано:

- информировать студентов всех курсов, что целенаправленный выбор факультативных дисциплин, в совокупности представляющих системно организованную образовательную профессиональную программу, обеспеченную Государственными требованиями, завершается присвоением дополнительной квалификации и удостоверяется документом государственного образца;

- обеспечить условия для освоения студентами образовательной профессиональной программы, сформированной на основе Государственных требований, и, в случае успешного прохождения итоговой государственной аттестации, выдачу документа государственного образца.


3. Порядок и условия реализации Государственных требований к минимуму содержания и уровню профессиональной подготовки выпускников вузов для присвоения дополнительных квалификаций


3.1. Учебный план реализации образовательной профессиональной программы, сформированной на основе Государственных требований, должен предусматривать содержательную преемственность с учебным планом соответствующей основной образовательной программы высшего профессионального образования.

3.2. Организационные формы реализации Государственных требований образовательное учреждение определяет самостоятельно, осуществляя преподавание дисциплин, предусмотренных Государственными требованиями, в форме авторских лекционных курсов и разнообразных видов коллективных

и индивидуальных занятий, заданий и семинаров по рабочим программам, учитывающим направление развития науки и производства, передовые образовательные технологии и специфику регионального рынка труда.

3.3. Для освоения образовательной профессиональной программы, сформированной на основе Государственных требований, не должны использоваться часы, выделенные для освоения дисциплин специализации и дисциплин по выбору студента, из числа входящих в ГОС ВПО, которые предназначены для углубления подготовки по основной образовательной

программе высшего профессионального образования.

3.4. Образовательное учреждение имеет право перезачитывать обучающимся дисциплины, являющиеся одновременно составной частью Государственных требований и ГОС ВПО, если эти дисциплины освоены за

время обучения по основной образовательной программе высшего профессионального образования и содержание программ по данным дисциплинам соответствует рассматриваемой содержательной части Государственных требований.

3.5. Дополнительная квалификация присваивается выпускникам вузов, полностью освоившим образовательную профессиональную программу, сформированную на основе Государственных требований, и прошедшим итоговую государственную аттестацию, установленную этими

Государственными требованиями, при условии, указанном в пп.1.2 настоящего Положения.

3.6. В случае, если студент не изучил полностью цикла дисциплин, предусмотренных Государственными требованиями, освоенные дисциплины по желанию выпускника могут вноситься в приложение к диплому.

3.7. Присвоение дополнительной квалификации производится на основании решения государственной аттестационной комиссии (ГАК), формируемой в порядке, определенном постановлением Госкомвуза России от 25 мая 1994 г. N 3 "Об утверждении Положения об итоговой

государственной аттестации выпускников высших учебных заведений в Российской Федерации" (зарегистрировано Минюстом России 16 июня 1994 г. N 600), аналогично решению ГАК при защите дипломных работ.

3.8. Присвоение дополнительной квалификации удостоверяется документом государственного образца, утвержденного приказом Минобразования России от 2 ноября 1999 г. N 754 (зарегистрирован распоряжением Минюста России от 28 января 2000 г. N 2065) или на основании приказа Минобразования России об утверждении Государственных

требований и введении этой дополнительной квалификации.

3.9. Документ о присвоении дополнительной квалификации не может быть выдан до момента вручения диплома о высшем профессиональном образовании.

3.10. Деятельность вуза по обеспечению для студентов возможностей освоения образовательных профессиональных программ, предусматривающих присвоение дополнительных квалификаций, осуществляется без увеличения установленного соотношения числа студентов дневной формы обучения на одного преподавателя и объема бюджетного финансирования.

3.11. Студенты высших учебных заведений, осваивающие на бюджетной основе основные образовательные программы высшего профессионального образования, вправе бесплатно на конкурсной основе за счет бюджетных и (или) внебюджетных средств своего вуза изучать дисциплины, осваивать практикумы и проходить соответствующие практики, предусмотренные

Государственными требованиями к минимуму содержания и уровню профессиональной подготовки для получения дополнительных квалификаций "Преподаватель высшей школы", "Преподаватель (предмета)", "Преподаватель основной школы (по предмету)" и других дополнительных

квалификаций педагогического профиля, за счет часов, предусмотренных ГОС ВПО на освоение факультативных дисциплин (450 аудиторных часов), если осваиваемые ими основные образовательные программы высшего профессионального образования предусмотрены Государственными требованиями.

3.12. Условия реализации вузами образовательных профессиональных программ, предусматривающих присвоение дополнительных квалификаций, кроме перечисленных в пп.3.11, определяются решением ученого совета вуза и оформляются приказом.

14. ИНСТРУКЦИЯ о порядке заполнения государственных документов о повы­шении квалификации и профессиональной переподготовке специалистов (Приложение к приказу Госкомвуза России от 19.04.96 N 708)


Образовательные учреждения и структурные подразделения дополнительного профессионального образования (далее именуемые образовательные учреждения) выдают слушателям, завершившим курс обучения, следующие государственные документы установлен­ного образца:

- удостоверение о краткосрочном повышении квалификации;

- свидетельство о повышении квалификации;

- диплом о профессиональной переподготовке.

^ Заполнение бланков документов

1. Заполнение бланков удостоверения, свидетельства, дип­лома и приложения к диплому производится в строгом соответс­твии с утвержденными образцами документов.

В нижней части левой стороны всех бланков документов ста­вится регистрационный номер по книге регистрации документов.

Заполнению подлежит правая сторона документов.

Приложение к диплому заполняется с двух сторон.

^ 2. Для всех бланков документов общими правилами их запол­нения являются следующие:

2.1. Фамилия, имя и отчество лица, прошедшего обучение, пишется полностью в соответствии с записью в паспорте в да­тельном падеже.

2.2. После слов "в том, что он(а)" вписывается число, ме­сяц, год поступления на обучение и окончания обучения.

2.3. В строке о наименовании образовательного учреждения (подразделения) дополнительного профессионального образования вписывается официальное название образовательного учреждения, согласно уставу данного образовательного учреждения.

2.4. Наименование программы дополнительного профессио­нального образования (проблемы, темы) записывается согласно наименованию в учебном плане (программе), утвержденном руково­дителем образовательного учреждения.

2.5. В нижней части с левой стороны удостоверение и сви­детельство подписываются ректором (директором) образовательно­го учреждения и секретарем, ответственным за выдачу докумен­тов. Диплом подписывается председателем государственной аттес­тационной комиссии и ректором (директором) образовательного учреждения. На месте, отведенном для печати - "М.П", ставится печать образовательного учреждения.

2.6. В нижней части документов указываются наименование города (населенного пункта), в котором находится образователь­ное учреждение, и год выдачи документа.

3. Заполнение удостоверения о краткосрочном повышении квалификации производится в порядке, определенном в пункте 8.

После слов "в объеме" вписывается количество часов цифрами.

4. При заполнении свидетельства о повышении квалификации после слов "в объеме" вписывается количество часов цифрами.

4.1. Табличные сведения после текста "за время обучения

сдал(а) зачеты и экзамены по основным дисциплинам программы": в графе "наименование" вписывается точное наименование основ­ных дисциплин, курсов или тем, по которым сданы зачеты и экза­мены; в графе "количество часов" указывается объем аудиторных занятий в часах, выделенных на изучение каждой дисциплины, курса или темы; в графе "оценка" проставляются прописью полу­ченные слушателем оценки (например "отлично") или пишется "за­чет".

4.2. После слов "Прошел(а) стажировку в (на)" вписывается полное наименование предприятия, организации, учреждения, в котором слушатель прошел стажировку.

4.3. В строке "выполнил(а) итоговую работу на тему" впи­сывается полное наименование темы итоговой работы.

5. При заполнении диплома о профессиональной переподготовке дата принятия решения государственной аттестационной ко­миссией записывается с указанием числа, месяца (прописью) и года.

5.1. После слов "удостоверяет право/соответствие квалификации/" вписывается полностью фамилия, имя, отчество слушателя в родительном падеже.

5.2. После слов "на ведение профессиональной деятельности

в сфере" записывается наименование программы дополнительного профессионального образования, по которой проводилась профес­сиональная переподготовка.

6. При заполнении приложения к диплому необходимо иметь ввиду следующее.

6.1. После слов "Приложение к диплому N" ставится цифрами номер диплома, выданного слушателю.

6.2. Фамилия, имя, отчество пишутся полностью в именительном падеже.

6.3. После слов "имеет документ об образовании" вписывается наименование документа об образовании, на основании кото­рого данное лицо было принято на обучение.

6.4. Далее в строке указываются число, месяц, год поступления на обучение и окончания обучения.

6.5. После слов "прошел(а) профессиональную переподготовку в(на)" производится запись официального названия образова­тельного учреждения согласно уставу данного образовательного учреждения.

6.6. В строке после слов "по программе" записывается полное наименование программы дополнительного профессионального образования согласно наименованию в учебном плане (программе), утвержденном руководителем образовательного учреждения.

6.7. После слов "прошел(а) стажировку в(на)" записывается

полное наименование предприятия, организации, учреждения, в котором слушатель прошел стажировку.

6.8. В строке "защитил(а) аттестационную работу на тему" вписывается полное наименование темы аттестационной работы.

6.9. На оборотной стороне приложения в таблице после текста "За время обучения сдал(а) зачеты и экзамены по следую­щим дисциплинам" в графе "наименование" дается полное наименование основных дисциплин курсов или тем, по которым сданы за­четы и экзамены.

В графе "количество аудиторных часов" указывается объем занятий в часах, выделенных на изучение каждой дисциплины, курса или темы.

В графе "оценка" проставляются прописью полученные слуша­телем оценки (например "отлично") или пишется "зачет".

После слова "Всего" проставляется общее количество дис­циплин по графе "наименование", аудиторных часов по графе "ко­личество аудиторных часов, и раздельно количество зачетов и оценок по графе "оценка".

7. В нижней части приложения к диплому с левой стороны подписывается ректор (директор) образовательного учреждения и секретарь, ответственный за выдачу документов.

На месте, отведенном для печати - "МП", ставится печать образовательного учреждения.

8. После заполнения бланка документа он должен быть тща­тельно проверен на точность внесенных в него записей. Доку­мент, составленный с ошибками или не в соответствии с данной инструкцией, считается недействительным.

9.Дубликаты выдаются лицам, утратившим документы, при ус­ловии наличия в образовательном учреждении всех необходимых сведений о прохождении данными слушателями обучения. Дубликат выдается на фамилию, имя, отчество, на которые был выдан под­линник документа. На дубликате документа в заголовке под сло­вами "удостоверение", "свидетельство", "диплом" ставится штамп "дубликат".

Руководитель образовательного учреждения (ректор, дирек­тор) несет ответственность за полную сохранность личных дел слушателей, прошедших обучение в данном образовательном учреж­дении.

^ Регистрация и хранение бланков документов

10. Для регистрации выдаваемых документов в каждом обра­зовательном учреждении заводится специальная книга, в которую заносятся следующие данные:

а) наименование документа;

б) номер бланка документа;

в) порядковый регистрационный номер;

г) дата выдачи документа;

д) фамилия, имя, отчество лица, получившего данный доку­мент;

е) дата и номер протокола заседания государственной ат­тестационной комиссии (при выдаче диплома).

ж) подпись руководителя подразделения образовательного учреждения,

выдающего документы;

з) подпись лица, получившего документ.


Примечание: Книга для регистрации выданных документов прошнуровывается, пронумеровывается и хранится у руководителя образовательного учреждения.


11. Испорченные при заполнении бланки удостоверений, сви­детельств и дипломов подлежат уничтожению, для чего создается комиссия под председательством ректора (директора) образова­тельного учреждения, в которую должны входить представители учебной части и бухгалтерии. Комиссия составляет акт, в кото­ром указываются количество и номера уничтоженных бланков доку­ментов. Количество указывается прописью. Номера испорченных бланков вырезаются и наклеиваются на отдельный лист бумаги, который прилагается к экземпляру акта для хранения в образова­тельном учреждении.


12. Бланки документов хранятся в образовательном учрежде­нии как документы строгой отчетности и учитываются по специ­альному реестру.

15. Постановление Госкомвуза РФ от 27 декабря 1995 г. N 13 "Об утверждении форм документов государственного образца о повышении квалификации и профессиональной переподготовке специалистов и требований к документам"


Во исполнение постановления Правительства Российской Федерации от 26 июня 1995 г. N 610 "Об утверждении Типового положения об образовательном учреждении дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов" Государственный комитет Российской Федерации по высшему образованию постановляет:


1. Утвердить формы документов государственного образца о повышении квалификации и профессиональной переподготовке специалистов и требования к документам (приложения N 1 - 5).


2. Заместителю председателя Госкомвуза России Шахову В.П. обеспечить изготовление форм документов государственного образца о повышении квалификации и профессиональной переподготовке специалистов.


3. Формы документов государственного образца о повышении квалификации и профессиональной переподготовке специалистов печатаются централизованно по заказу Государственного комитета Российской Федерации по высшему образованию в Гознаке. Сводные заявки на бланки документов ежегодно представляются в Госкомвуз России к 1 июня текущего года.


4. Ввести в действие формы документов государственного образца о повышении квалификации и профессиональной переподготовке специалистов с 1 сентября 1996 года.


5. Признать недействующими в Российской Федерации с 1 сентября 1996 года:


- приказ министра высшего и среднего специального образования СССР от 20.01.69 N 43 "Об утверждении текста удостоверения и инструкции о порядке изготовления, заполнения и выдачи удостоверения лицам, окончившим институты, факультеты и курсы повышения квалификации, созданные в соответствии с постановлением Совета Министров СССР от 6 июня 1967 г. N 515";


- приказ Государственного комитета СССР по народному образованию от 20.06.89 N 497 "Об утверждении текста диплома и инструкции о порядке изготовления, заполнения и выдачи дипломов о переподготовке (с присвоением квалификации) лицам, окончившим учебные заведения (факультеты) по переподготовке кадров на базе высшего образования".


6. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на заместителя председателя Госкомвуза России В.Д. Шадрикова.


Первый заместитель председателя А.Н. Тихонов


Зарегистрировано в Минюсте РФ 6 февраля 1996 г.


Регистрационный N 1027


^ Приложение N 1. Требования к документам государственного образца о повышении квалификации и профессиональной переподготовке

Приложение N 2. Форма удостоверения о краткосрочном повышении квалификации

Приложение N 3. Форма свидетельства о повышении квалификации

Приложение N 4. Форма диплома о профессиональной переподготовке

Приложение N 5. Форма приложения к диплому


Приложение N 1


к постановлению Госкомвуза России


от 27.12.95 N 13




Требования


к документам государственного образца о повышении квалификации и


профессиональной переподготовке


В соответствии с Типовым положением об образовательном учреждении дополнительного профессионального образования(повышения квалификации) специалистов, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации 26.06.95 N 610, на территории Российской Федерации вводятся следующие документы государственного образца для лиц, прошедших повышение квалификации и профессиональную переподготовку:

1. Удостоверение о краткосрочном повышении квалификации - для лиц, прошедших обучение по программе в объеме от 72 до 100 часов.


2. Свидетельство о повышении квалификации - для лиц, прошедших обучение по программе в объеме свыше 100 часов.


3. Диплом о профессиональной переподготовке - для лиц, прошедших обучение по программе в объеме свыше 500 часов.


Бланки документов составляются таким образом, чтобы вносимые в них записи могли выполняться каллиграфическим почерком, черной тушью.


Записи производятся без сокращений, а наименования полученных оценок вписываются полностью.


Бланки указанных документов выполняются на бумаге, обеспечивающей высокую степень защиты от подделки.


Удостоверение о краткосрочном повышении квалификации специалиста выполняется на плотной гербовой бумаге в виде складывающихся половин без обложки.


Диплом о профессиональной переподготовке и свидетельство о повышении квалификации специалистов изготавливаются в обложке из ледерина с прослойкой из поролона.


Размер указанных документов 21х15 см.


Диплом о профессиональной переподготовке состоит из двух частей: основной - представительской части и приложения - вспомогательной части, необходимой для внесения дополнительных сведений.


Документы о повышении квалификации и профессиональной переподготовке специалистов для образовательных учреждений дополнительного профессионального образования должны соответствовать формам согласно приложениям N 2 - 5.


Приложение N 2

к постановлению Госкомвуза России

от 27.12.95 N 13


Форма

удостоверения о краткосрочном повышении квалификации


Государственный Герб Российской Федерации


Удостоверение

является государственным документом

о краткосрочном повышении квалификации


Регистрационный номер


____________________Стр. 2________________


Государственный Герб Российской Федерации


Российская Федерация


Удостоверение

о краткосрочном повышении квалификации


Настоящее удостоверение выдано ______________________________________________

(фамилия, имя, отчество)

в том, что он(а)

с___________________ г. по ___________________ г.

прошел(а) краткосрочное обучение

в (на) __________________________________________________________

(наименование образовательного учреждения

(подразделения) дополнительного профессионального образования)

по _______________________________________________________

(наименование проблемы, темы, программы дополнительного

профессионального образования)

в объеме __________________________________________________

(количество часов)


Ректор (директор) М.П.

Секретарь

Город год


Приложение N 3

к постановлению Госкомвуза России

от 27.12.95 N 13

^ Форма

свидетельства о повышении квалификации


Государственный Герб Российской Федерации


Свидетельство

является государственным документом

о повышении квалификации


Регистрационный номер


____________________Стр. 2_____________________


Государственный Герб Российской Федерации

Российская Федерация


Свидетельство

о повышении квалификации


Настоящее свидетельство выдано _______________________________________________

(фамилия, имя, отчество)

в том, что он(а)

с ____________________ г. по ____________________ г.

повышал(а) свою квалификацию

в (на)____________________________________________________

(наименование образовательного учреждения (подразделения)

дополнительного профессионального образования)

по _______________________________________________________

(наименование программы дополнительного профессионального образования)

в объеме __________________________________________________

(количество часов)

за время обучения сдал(а) зачеты и экзамены по основным дисциплинам программы:

__________________________________________________________

Наименование | Количество часов | Оценка


Прошел(а) стажировку в (на) _________________________________

(наименование предприятия, организации, учреждения)

выполнил(а) итоговую работу на тему _________________________

(наименование темы)


Ректор (директор)

Секретарь М.П.


Город год


Приложение N 4


к постановлению Госкомвуза России


от 27.12.95 N 13


^ Форма


диплома о профессиональной переподготовке


Государственный Герб Российской Федерации


Диплом

является государственным документом

о профессиональной переподготовке


N


Диплом дает право на

ведение нового вида

профессиональной

деятельности


Регистрационный номер


________________________Стр. 2_______________________


Государственный Герб Российской Федерации

Российская Федерация


^ Диплом

о профессиональной переподготовке

N


Настоящий диплом выдан ___________________________________

(фамилия, имя, отчество)

в том, что он(а) с ____________ г. по ____________ г.

прошел(а) профессиональную переподготовку

в (на) _____________________________________________________

(наименование образовательного учреждения (подразделения)

дополнительного профессионального образования)

по ______________________________________________________

(наименование программы дополнительного профессионального образования)


Государственная аттестационная комиссия решением от _____

удостоверяет право (соответствие квалификации) __________________________________________________________

(фамилия, имя, отчество)

на ведение профессиональной деятельности в сфере _____________

(наименование)


Председатель государственной

аттестационной комиссии М.П.

Ректор (директор)


Город год


Приложение N 5


к постановлению Госкомвуза России

от 27.12.95 N 13


^ Форма

приложения к диплому


Приложение к диплому N


Фамилия, имя, отчество ____________________________________

имеет документ об образовании _________________________________________________

(высшем, среднем профессиональном)

с ________________ г. по ________________ г. прошел(а) профессиональную переподготовку

в (на) ________________________________________________________

(наименование образовательного учреждения (подразделения)

дополнительного профессионального образования)

по программе _________________________________________________________

(наименование программы дополнительного

профессионального образования)

прошел(а) стажировку в (на) ____________________________________________________

(наименование предприятия. организации, учреждения)

защитил(а) аттестационную работу на тему _______________________________________

(наименование темы)

продолжение на обороте

^ Оборотная сторона приложения к диплому


___________________________________Стр. 2_________________


За время обучения сдал(а) зачеты и экзамены по следующим дисциплинам: __________________________________________________________

| | Количество | Оценка

NN п/п | Наименование | аудиторных часов |

_________________________________________________

| | |

| | |

| | |

| | |

| | |

| | |

______________________________________________

Всего:

Ректор (директор)

М.П.

Секретарь

^ 16. Приказ Минобразования РФ от 2 ноября 1999 г. N 754

"Об утверждении формы диплома о дополнительном

(к высшему) образовании"


В соответствии с постановлениями Правительства Российской Федерации от 05.04.97 N 395 и от 26.06.95 г. N 610 и с целью организации профессиональной переподготовки высококвалифицированных менеджеров-практиков, предусмотренной Указом Президента Российской Федерации от 23.07.97 г. N 774 "О подготовке управленческих кадров для организаций народного хозяйства Российской Федерации" приказываю:


1. Утвердить прилагаемую форму документа государственного образца "Диплом о дополнительном (к высшему) образовании" (далее - диплом), удостоверяющий присвоение дополнительной квалификации.


2. Установить, что форма диплома печатается централизованно по заказу Минобразования России.


3. Заместителю Министра Балыхину Г.А. до 1 апреля 2000 г. обеспечить изготовление утвержденной формы диплома.


4. Ввести в действие форму диплома с 1 июня 2000 года.


5. Контроль за выполнением настоящего приказа возложить на заместителя Министра Виноградова Б.А.


Министр В.М.Филиппов


Зарегистрировано в Минюсте РФ 28 января 2000 г.


Регистрационный N 2065


Приложение


к приказу Минобразования РФ


от 2 ноября 1999 г. N 754


Форма диплома о дополнительном (к высшему) образовании


Россия


Герб


^ Диплом


о дополнительном (к высшему) образовании


(стр.2)


Диплом о дополнительном (к высшему) образовании является

государственным документом о присвоении дополнительной квалификации


Диплом о дополнительном (к высшему) образовании дает право

ведения профессиональной деятельности, связанной с полученной

дополнительной квалификацией


Действителен при предъявлении диплома

о высшем профессиональном образовании


Регистрационный номер _______________________


(стр.3)


^ Диплом

о дополнительном (к высшему) образовании

Серия N


Настоящий диплом выдан _______________________________________________

(фамилия, имя, отчество)


на основании того, что за время обучения в __________________________________

(наименование образовательного учреждения)


в период с ____________ 200 г. по ________________ 200 г.


он (она) освоил(а) образовательную программу ___________________________________

(наименование образовательной программы)


в соответствии с Государственными требованиями к минимуму содержания и уровню профессиональной переподготовки для присвоения дополнительной квалификации


(наименование дополнительной квалификации)


дополнительно к квалификации ____________________________________________________

(квалификация в соответствии с дипломом о высшем


___________________________________________________________________________________________________

профессиональном образовании)


присвоенной на основании диплома ____________________________________________________

(серия и N диплома о высшем профессиональном

______________________________________________________________________________________________________________

образовании)


по направлению (специальности) высшего профессионального образования


_________________________________________________________________________________________________

(наименование направления или специальности)


Государственная аттестационная комиссия решением от_________________200 г.


удостоверяет получение___________________________________________

(фамилия, имя, отчество)


дополнительной квалификации

_________________________________________________________________________________________________

(наименование дополнительной квалификации)


М.П. Председатель государственной

Аттестационной комиссии

Ректор (директор)


Город__________ ___ ______________ 200 г.

(дата выдачи)


Форма


приложения к диплому


Приложение

к диплому о дополнительном (к высшему) образовании


Серия _______ N _____, регистрационный N _______


Фамилия, имя, отчество __________________________________________


Решением Государственной аттестационной комиссии присвоена дополнительная квалификация

___________________________________________________________________________________________________

(наименование дополнительной квалификации)

Нормативная трудоемкость образовательной программы в соответствии с Государственными требованиями к минимуму содержания

и уровню профессиональной переподготовки для получения дополнительной квалификации составляет _________часов.

За время обучения освоены следующие дисциплины:

| NN | Наименование дисциплины | Количество часов | Оценка |

Практики:

Стажировки: | | |

Аттестационная работа на тему:

Государственный квалификационный экзамен


М.П. Ректор (директор)

Секретарь


Без диплома о дополнительном (к высшему) образовании недействительно.




1shtshatnush-sh-kshshism-dramoterapiya-teatr-kak-instrument-resheniya-kommiktov-i-sposb-samovirazheniya.html
1sostoyanie-zdorovya-naseleniya-e-konomicheskij-i-s-ocialnij-s-ovet.html
1specialist-v-oblasti-aktuarnih-raschyotov-2-uchebno-metodicheskij-kompleks-izdatelstvo-tyumenskogo-gosudarstvennogo.html
1sskoj-osnovoj-noskova-o-g-n84-psihologiya-truda-ucheb-posobie-dlya-stud-vissh-ucheb-zavedenij-pod-red-e-a-klimova.html
1struktura-zemel-selskohozyajstvennogo-naznacheniya-i-zemelnih-uchastkov-selskohozyajstvennogo-ispolzovaniya-v-sostave-zemel-naselennih-punktov-respubliki-ta.html
1tak-oboznacheni-ssilki-na-primechaniya-primechaniya-posle-teksta-knigi-stranica-10.html
  • student.bystrickaya.ru/1-obshaya-harakteristika-uchrezhdeniya-polnoe-naimenovanie-uchrezhdeniya.html
  • books.bystrickaya.ru/deyatelnost-gosudarstvennih-i-obshestvennih-organizacij-zapadnoj-sibiri-po-podgotovke-molodezhi-k-zashite-rodini-1937-iyun-1941-godi.html
  • turn.bystrickaya.ru/plan-vvedenie-neobhodimost-i-sushnost-integracii-sozdanie-evropejskogo-soyuza-ii-i-predposilki-sozdaniya-es.html
  • predmet.bystrickaya.ru/robert-de-niro-aleksandr-fedorov.html
  • notebook.bystrickaya.ru/informaciya-ob-izmeneniyah-vnesennih-v-federalnij-zakon-ot-22-11-1995-171-fz.html
  • holiday.bystrickaya.ru/oao-girooptika-s-peterburg-polunaturnoe-modelirovanie-funkcionirovaniya-bpla.html
  • essay.bystrickaya.ru/bi-ponyatie-kulturi-v-m-najdish-koncepcii-sovremennogo-estestvoznaniya.html
  • grade.bystrickaya.ru/obektivnie-i-subektivnie-priznaki-iznasilovaniya.html
  • knigi.bystrickaya.ru/roman-moskva-detskaya-literatura-1976-stranica-43.html
  • upbringing.bystrickaya.ru/koroche-govorya-s-bogom-xi-prilozhenie-slovar-literatura-i-portret.html
  • universitet.bystrickaya.ru/tema-6-19-gosudarstvo-v-rinochnoj-ekonomike-rossijskij-gosudarstvennij-universitet.html
  • uchebnik.bystrickaya.ru/vozmozhnie-problemi-promishlennosti-pfo-v-usloviyah-vstupleniya-rossii-v-vto.html
  • composition.bystrickaya.ru/osnovnaya-programma.html
  • crib.bystrickaya.ru/itar-tass-httpwwwitar-tasscom-16062006-00000-gosduma-rf-monitoring-smi-17-19.html
  • prepodavatel.bystrickaya.ru/strategii-uspeha-vvodnij-kurs-perevod-k-semyonov-redakciya-m-dobrovolskij-m-nevolin-oblozhka-o-kuklina.html
  • report.bystrickaya.ru/knigata-e-izdadena-s-konkurs-na-nacionalniya-centr-za-knigata-s-g-jung-stranica-15.html
  • ucheba.bystrickaya.ru/posvyashayu-etu-knigu-toni-moemu-muzhu-glavnoj-lyubvi-moej-zhizni-stranica-7.html
  • pisat.bystrickaya.ru/uchebnij-plan-srednej-polnoj-obsheobrazovatelnoj-shkoli-uchebnij-plan-municipalnogo-obsheobrazovatelnogo-uchrezhdeniya.html
  • obrazovanie.bystrickaya.ru/predmet-tgp-eto-naibolee-obshie-zakonomernosti-vozniknoveniya-stanovleniya-funkcionirovaniya-i-razvitiya-gosudarstva-i-prava-gosudarstvenno-pravovih-yavlenij-stranica-5.html
  • reading.bystrickaya.ru/konkursnaya-dokumentaciya-stranica-10.html
  • obrazovanie.bystrickaya.ru/primernie-temi-kompleksnoj-mezhdisciplinarnoj-kursovoj-raboti.html
  • esse.bystrickaya.ru/referat-po-biologii-problema-saharnogo-diabeta.html
  • uchenik.bystrickaya.ru/autsorsing-v-logistike-preimushestva-i-nedostatki.html
  • school.bystrickaya.ru/audit-i-reviziya-kassovih-disciplin-i-kassovih-operaciya-v-respublike-belarus-chast-4.html
  • institut.bystrickaya.ru/stimulirovanie-dostizheniya-uspeha-uchashimisya-v-kulturno-obrazovatelnom-prostranstve-shkoli-rezultati-raboti-vihod-v-final-konkursa-luchshie-shkoli-rossii-i-pobeda-v-pnp-obrazovanie.html
  • studies.bystrickaya.ru/klassifikaciya-nauk-ee-kriterii-neobhodimost-i-znachenie.html
  • institute.bystrickaya.ru/gicheskie-nauki-nizhnij-tagil-2004-s-106-111.html
  • znanie.bystrickaya.ru/92prava-i-obyazannosti-pobeditelya-aukciona-dokumentaciya-ob-aukcione-na-pravo-zaklyucheniya-gosudarstvennogo-kontrakta.html
  • znanie.bystrickaya.ru/aleksandrgelmanov-drevo-proshloj-zhizni-chast-3-stranica-6.html
  • zadachi.bystrickaya.ru/narushenie-obmena-slozhnih-belkov-krupoznaya-pnevmoniya-salmonellez-telyat.html
  • urok.bystrickaya.ru/priobretenie-literaturi-dlya-muk-urvanskaya-rajonnaya-biblioteka-stranica-2.html
  • learn.bystrickaya.ru/glava-1obshie-polozheniya-koncepciya-programmi-razvitie-sudebnoj-sistemi-rossii-na-2007-2011-g-g-i-perspektivi.html
  • college.bystrickaya.ru/-49-defektoskopist-po-magnitnomu-kontrolyu-v-red-postanovlenij-goskomtruda-sssr-i-sekretariata-vcsps-ot-10.html
  • portfolio.bystrickaya.ru/orindaan-zerde-mekteb-direktorini-innovaciyali-zhmis-zhnndeg-orinbasari-n-nrtaeva.html
  • laboratornaya.bystrickaya.ru/referat-integralnaya.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.