.RU

(*107) Проблема поэтического сюжета - Анализ поэтического текста


^ (*107) Проблема поэтического сюжета
Проблема сюжетосложения в полном ее объеме не может быть рассмотрена в пределах настоящей книги, поскольку общие законы построения сюжета касаются как поэзии, так и прозы и, более того, проявляются в последней с значительно большей яркостью и последовательностью. Кроме того, сюжет в прозе и сюжет в поэзии - не одно и то же. Поэзия и проза не отгорожены непроходимой гранью, и в силу целого ряда обстоятельств прозаическая структура может оказывать на поэтические произведения в определенные периоды очень большое воздействие. Влияние это особенно сильно сказывается в области сюжета. Проникновение в поэзию типично очеркового, романического или новеллистического сюжета - факт, хорошо известный в истории поэзии. Решение возникающих в связи с этим теоретических вопросов потребовало бы слишком серьезных экскурсов в теорию прозы. Поэтому мы рассмотрим только те аспекты сюжета, которые специфичны для поэзии.

Поэтические сюжеты отличаются значительно большей степенью обобщенности, чем сюжеты прозы. Поэтический сюжет претендует быть не повествованием об одном каком-либо событии, рядовом в числе многих, а рассказом о Событии - главном и единственном, о сущности лирического мира. В этом смысле поэзия ближе к мифу, чем к роману. Поэтому исследования, использующие лирику как обычный документальный материал для реконструкции биографии (этим грешит даже замечательная монография А. Н. Веселовского о Жуковском), воссоздают не реальный, а мифологизированный образ поэта. Факты жизни могут стать сюжетом поэзии, только определенным образом трансформировавшись.

Приведем один пример. Если бы мы не знали обстоятельства ссылки Пушкина на юг, а руководствовались бы только материалами, которые дает его поэзия, то у нас возникнут сомнения: а был ли Пушкин сослан? Дело в том, что в стихах южного периода ссылка почти не фигурирует, зато многократно упоминается бегство, добровольное изгнание:

Искатель новых впечатлений,

Я вас бежал, отечески края...

("Погасло дневное светило...")


Изгнанник самовольный,

И светом и собой и жизнью недовольный...

("К Овидию")

Ср. в явно автобиографических стихах "Кавказского пленника":

Отступник света, друг природы,

Покинул он родной предел

И в край далекий полетел

С веселым призраком свободы.

(*108) Между тем Пушкин гордился своей ссылкой и не случайно назвал ее в ряду тех событий своей жизни, которые он может с гордостью сравнить с тюремным заточением В. Ф. Раевского:

...гоненьем

Я стал известен меж людей...

("В. Ф. Раевскому")

Видеть в этом образе - образе беглеца, добровольного изгнанника - лишь цензурную замену фигуры ссыльного нет достаточных оснований. Ведь упоминает же Пушкин в других стихотворениях и "остракизм", и "изгнанье", а в некоторых и "решетку", и "клетку".

Для того чтобы понять смысл трансформации образа ссыльного в беглеца, необходимо остановиться на том типовом романтическом "мифе", который определил рождение сюжетов этого типа.

Высокая сатира Просвещения создала сюжет, обобщивший целый комплекс социально-философских идей эпохи до уровня стабильной "мифологической" модели. Мир разделен на две сферы: область рабства, власти предрассудков и денег: "город", "двор", "Рим" - и край свободы, простоты, труда и естественных, патриархальных нравов: "деревня", "хижина", "родные пенаты". Сюжет состоит в разрыве героя с первым миром и добровольном бегстве во второй. Его разрабатывали и Державин, и Милонов, и Вяземский, и Пушкин1.

Тексты подобного типа представляют реализацию сюжета "мир рабства - бегство героя - мир свободы". При этом существенно, что "мир рабства" и "мир свободы" даются на одинаковом уровне конкретности: если один - "Рим", то другой - "отеческие Пенаты", если один "Город", то другой - "Деревня". Они противопоставлены друг другу политически и морально, но не степенью конкретности. В стихотворении Радищева место ссылки названо с географической точностью.

Аналогичный сюжет романтизма строится иначе. Универсум романтической поэзии разделен не на два замкнутых, противопоставленных мира: рабский и свободный, а на замкнутую, неподвижную сферу рабства и вне ее лежащий безграничный и внепространственный мир свободы. Просветительский сюжет - это переход из одного состояния в другое, он имеет исходный и конечный пункты. Романтический сюжет освобождения - это не переход, а уход. Он имеет исходную позицию - и направление вместо конечной точки. Он принципиально открыт, поскольку перемещение из одной зафиксированной точки в другую для романтизма - синоним неподвижности. А (*109) движение (равнозначное освобождению, отсюда устойчивый романтический сюжет - "изгнание есть освобождение") мыслится лишь как непрерывное перемещение.

Поэтому ссылка без права выезда может трансформироваться в романтическом произведении в "поэтический побег", в "вечное изгнанье", в "остракизм", но не может быть изображена, как заключение в Илимск или ссылка в Кишинев или Одессу.

Таким образом, поэтический сюжет подразумевает предельную обобщенность, сведение коллизии к некоторому набору элементарных моделей, свойственных данному художественному мышлению. В дальнейшем сюжет стихотворения может конкретизироваться, сознательно сближаясь с наиболее непосредственными житейскими ситуациями. Но эти ситуации берутся в подтверждение или в опровержение какой-либо исходной лирической модели, но никогда не вне соотношения с ней.

Стихотворение Пушкина "Она" (1817) кончается: "Я ей не он". Ср. также:

"Он" и "она" - баллада моя.

Не страшно нов я.

Страшно то,

что "он" - это я

и то, что "она" -

моя.

(В. Маяковский. "Про Это")

Соотнесенность с традиционно-лирическими схемами порождает в этих случаях разные смысловые эффекты, но она всегда исполнена значения. Способность преобразовывать все обилие жизненных ситуаций в определенный, сравнительно небольшой набор лирических тем - характерная черта поэзии. Сам характер этих наборов зависит от некоторых общих моделей человеческих отношений и трансформации их под воздействием типовых моделей культуры.

Другое отличительное свойство поэтического сюжета - наличие в нем некоторого ритма, повторяемостей, параллелизмов. В определенных случаях с основанием говорят о "рифмах ситуаций". Подобный принцип может проникать и в прозу (повторяемость деталей, ситуаций и положений), как проникает, например, в кинематографию. Но в этих случаях критики, чувствуя проникновение поэтических структурных принципов, говорят о "поэтическом кинематографе" или "непрозаической" структуре сюжета прозы ("Симфонии", "Петербург" А. Белого, целый ряд произведений 1920-х гг.).

1 Стихотворение об изгнании в поэзии XVIII в. лишь одно - "Ты хочешь знать, кто я, что я, куда я еду..." Радищева. Сюжет стихотворения складывается следующим образом: дан некоторый тип центрального персонажа:

Не скот, не дерево, не раб, но Человек...

Текст подразумевает, что такой герой несовместим с миром, из которого он изгнан. Измениться он не хочет:

Я тот же, что и был и буду весь мой век...

Для такого героя единственное место в России - "острог илимский".

202-26839-05-10-2010-vtornik.html
202-issledovanie-vozmozhnosti-obespecheniya-informacionnij-byulleten-statej-po-zhurnalam-transportnoj-tematiki-za.html
2020-molodie-smotryat-v-budushee.html
2022007-s-minimalnim-diskontom-obshaya-situaciya-v-bankovskoj-sfere-politika-gosudarstva-i-voprosi-regulirovaniya.html
203-osnovnie-problemi-v-sfere-mezhdunarodnogo-marketinga-uchebnika-dlya-studentov-visshih-uchebnih.html
204-proektirovanie-podsistemi-nauchnaya-biblioteka.html
  • thesis.bystrickaya.ru/programma-1-den-6-dekabrya-200-stranica-6.html
  • thescience.bystrickaya.ru/ivanovskij-leonid-igorevich.html
  • uchenik.bystrickaya.ru/chasti-tela-i-ih-funkcii-sootnositelno-s-zonami-vliyaniya-kachestv-istochnik-s-kotorogo-bil-otskanirovan-tekst-neizvesten.html
  • literatura.bystrickaya.ru/resheniem-pedagogicheskogo-soveta.html
  • education.bystrickaya.ru/126-urovni-upravleniya-uchebno-metodicheskij-kompleks-informacionnie-resursi-disciplini-uchebnoe-posobie-sankt-peterburg.html
  • notebook.bystrickaya.ru/httpkp-uadaily23070849117.html
  • zadachi.bystrickaya.ru/rabota-s-pedagogicheskim-kollektivom-rezultati-uchastiya-uchashihsya-v-olimpiadah-i-konkursah-34.html
  • uchitel.bystrickaya.ru/rabochaya-programma-specialnost-svyazi-s-obshestvennostyu-status-disciplini-opd.html
  • credit.bystrickaya.ru/partment-of-the-university-did-you-take-preparatory-courses-in-englishrussian-history-of-science.html
  • klass.bystrickaya.ru/averyanov-l-ya-iskusstvo-zadavat-voprosi-m-1987.html
  • literatura.bystrickaya.ru/skazka-o-prigune-i-skolzyashem-26-stranica-7.html
  • zanyatie.bystrickaya.ru/regionalnie-programmi-11-vologda-11-vyacheslav-pozgalyov-slishat-lyudej-odno-iz-glavnih-umenij-vlasti-vsyo35-11-rostovskaya-oblast-12.html
  • literatura.bystrickaya.ru/slovo-21-o-raznih-predmetah-v-voprosah-i-otvetah-prepodobnij-isaak-sirin.html
  • college.bystrickaya.ru/3-rodoslovnaya-dvuh-iisus-otrokov-antroposofiya-i-bibliya.html
  • ucheba.bystrickaya.ru/problema-perevoda-biblii-v-perepiske-avgustina-i-ieronima.html
  • nauka.bystrickaya.ru/vhod-dlya-polzovatelej-konspekt-lekcij-pomozhet-v-podgotovke-i-uspeshnoj-sdache-ekzamenov-lekciya-krizisi-v-tendenciyah.html
  • exam.bystrickaya.ru/vedushij-spasibo-tak-igor-evgenevich-pozhalujsta-levitin-ie-as-takoe-meropriyatie-vpervie-provoditsya-opita.html
  • lesson.bystrickaya.ru/nazvanie-stati-ustojchivoe-ocenivanie-odnovremennogo-trenda-srednego-i-dispersii-sluchajnogo-signala.html
  • assessments.bystrickaya.ru/doklad-na-oblastnom-seminare-soveshanii-sohranenie-zhizni-i-zdorovya-rabotnikov-nasha-obshaya-zadacha.html
  • writing.bystrickaya.ru/crimonology-essay-research-paper-if-you-look.html
  • letter.bystrickaya.ru/nauchnihrabo-t-stranica-9.html
  • thescience.bystrickaya.ru/iz-opita-raboti-uchitelya-istorii-i-obshestvoznaniya-novoberezovskoj-sosh-letyaginoj-tamari-vladimirovni.html
  • teacher.bystrickaya.ru/glava-8-gabriel-garsiya-markes-izvestie-o-pohishenii.html
  • desk.bystrickaya.ru/otchet-o-samoobsledovanii-osnovnoj-obrazovatelnoj-programmi-po-specialnosti-napravleniyu-060108-farmaciya-stranica-3.html
  • notebook.bystrickaya.ru/gosudarstvennij-standart-soyuza-ssr.html
  • education.bystrickaya.ru/232-kreditnaya-istoriya-emitenta-305044-rossiya-g-kursk-krasnoznamyonnaya-22-korp-a-informaciya-soderzhashayasya.html
  • textbook.bystrickaya.ru/kakie-sushestvuyut-standarti-pravila-i-soglasheniya-v-oblasti-postroeniya-vichislitelnih-setej.html
  • control.bystrickaya.ru/bogi-vladimira-kniga-prodolzhenie-monografii-b-a-ribakova-yazichestvo-drevnih-slavyan.html
  • diploma.bystrickaya.ru/zhenskaya-prestupnost-ee-osobennosti-i-preduprezhdenie-chast-5.html
  • exchangerate.bystrickaya.ru/glava-iv-gosudarstvennij-kommunizm-mihail-ivanovich-tugan-baranovskij.html
  • tests.bystrickaya.ru/kursovaya-rabota-tema-razrabotka-i-prodvizhenie-tura-dlya-shkolnikov.html
  • learn.bystrickaya.ru/fenomen-igri-v-proze-germana-gesse.html
  • obrazovanie.bystrickaya.ru/pravo-na-zabastovku-organizaciya-i-procedura-eyo-provedeniya-v-rf-chast-2.html
  • prepodavatel.bystrickaya.ru/tema-30-prestupleniya-protiv-zdorovya-naseleniya-i-obshestvennoj-nravstvennosti.html
  • prepodavatel.bystrickaya.ru/spravochnikt-e-prednaznachen-za-lekari-zbolekari-farmacevti-i-studenti.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.