.RU

1.3. Глобализация и социально-экономическое расслоение в современном мире


1.3. Глобализация и социально-экономическое расслоение в современном мире


Среди множества глобальных проблем современности, которые рассматриваются через призму экономической науки, возможно наиболее острой на сегодняшний день является проблема бедности95.

В рамках проблемы бедности, ученые акцентируют внимание на вопиющие социальное неравенство между развитыми странами и развивающимися, отмечая при этом тенденцию углубления96.

По вопросу социального неравенства, основанного также на подходах к глобализации, можно также выделить четыре подхода (см. Приложение 7):

- сторонники первого видят причины социального неравенства исключительно в объективных факторах, отмечая при этом то, что глобализация дает возможности сокращения социального неравенства;

- сторонники второго полагают, что социальное неравенство обусловлено теми особенностями, которые протекают в постиндустриальных и развивающихся странах. Они считают, что глобализация не является причиной сложившегося социального неравенства;

- сторонники второго считают, что глобализация «виновата» в социальном неравенстве;

- сторонники четвертого выделяют отдельные объективные, а также субъективные факторы, приведшие к социальному неравенству. В рамках этого подхода считается, что глобализация в неолиберальном варианте не способна решить проблему социального неравенства.

Рассмотрим аргументацию этих подходов подробнее.

Аналитики Всемирного Банка исследуют причины социального неравенства в разрезе трех волн, которые они выделяют в рамках своей концепции.

Во время первой волны воздействие глобализации на неравенство внутри каждой страны частично зависело от землевладения. Развивающиеся страны экспортировали сельскохозяйственное сырьё, что приносило доход в первую очередь землевладельцам. Так как большинство этих стран было колониями, само землевладение было связано с дисбалансом власти, присущим колониальным отношениям. В регионах, где было землевладение, было концентрированным, как, например, в Латинской Америке, рост торговли мог быть связан с ростом неравенства. В странах, где землевладение было равноправным, как в Западной Африке, торговые преимущества распределялись более широко. Наоборот, в Европе, регионе, импортировавшем сельскохозяйственные товары, глобализация вредила землевладельцам. В Европе первая волна глобализации совпала с первым в мировой истории установлением основ социальной защиты - бесплатного общего образования, пенсий и страхования рабочих97.

Начиная с 1820 года – за 50 лет до глобализации – неравенство доходов в мире начало резко возрастать. Так продолжалось и в течение первой волны глобализации. Несмотря на усиливающееся неравенство, общее развитие как никогда повысило уровень жизни. В течение 50 лет, вплоть до 1870 года, число бедных было практически постоянным, снижаясь всего на 0,3 процента в год. В течение первой волны глобализации темп снижения увеличился до 0,8 процента. Но даже этого было недостаточно, чтобы компенсировать темпы прироста населения, и число малоимущих росло.

^ Фаза национализма не привёла к снижению неравенства; к 1950 г. оно было значительно большим, чем в 1914 г. Средние доходы были ниже, чем, если бы поддерживался предыдущий курс: общий темп роста снизился примерно на треть. Мировой эксперимент с отказом от глобализации показал, что это оказалось осуществимым, но нежелательным.

Сочетание замедления в развитии и постоянного роста неравенства затормозило снижение количества малоимущего населения примерно до уровня периода с 1820 по 1870 г. Увеличение количества обеспеченных слоёв было намного меньше прироста населения, так что количество бедных людей увеличилось примерно на 25 процентов98.

В течение второй волны глобализации большинство развивающихся стран не участвовали в росте глобальной торговли товарами и услугами. Сочетание устойчивых торговых барьеров в развитых странах с плохим инвестиционным климатом и торговой политикой в развивающихся странах поставило последних в зависимость от основных видов сырья. Даже в 1980 году промышленные товары составляли только 25 процентов экспорта развивающихся стран.

Во время второй волны глобализации фактически существовали две торговые системы: старая системы «Север-Юг» и новая, «внутри Севера».

Новая система была уравновешивающей: страны с низким доходом догоняли высокодоходные страны.

Одновременно вторая волна совпала с развитием политики перераспределения доходов и социальной защиты в развитых странах. Неравенство снижалось не только между странами – возможно, в результате глобализации, - но и внутри стран, в результате социальных программ.

Но для развивающихся стран вторая волна глобализации не была «золотой». Хотя рост дохода на душу населения увеличился по сравнению с кризисом межвоенного периода, он всё равно шёл медленнее, чем в богатых странах99.

Кроме вышеупомянутой позиции, аналитики ВБ разделяют несколько теорий, которые могли привести к сегодняшнему социальному неравенству. Среди них: «вступление в клуб», «географические недостатки», «упущенная возможность».

Точка зрения – «вступление в клуб». Согласно этой точки зрения, слабые страны не смогли использовать своё преимущество в рабочей силе из-за неправильной экономической политики. Неразвитая инфраструктура, недостаточный уровень образования, высокая коррупция и высокие торговые барьеры могут погасить положительные результаты низкой стоимости рабочей силы. Если же политика, институты и инфраструктура будут улучшены, то эти страны могут выйти на мировые рынки товаров и услуг.

Точка зрения – «географические недостатки». Сторонники этой точки зрения утверждают, что многие страны, которые не смогли занять своего места на мировых товарных рынках, страдают от изначально невыгодного географического положения. Даже при наличии развитой политики, институтов и инфраструктуры, страна, не имеющая выхода к морю и подверженная эпидемиям малярии, просто не сможет быть конкурентоспособной в производстве товаров или оказании таки услуг, как туризм.

Точка зрения – «упущенная возможность». Она совпадает с первой точкой зрения в том, что правильная политика бедных стран позволила бы им выйти на глобальные рынки товаров и услуг, но, согласно ей, большинство этих стран уже упустили такую возможность. Мировой спрос на товары ограничен мировым доходом, и из-за процесса агломерации фирмы будут собираться в промышленные группы. Хотя места для таких групп достаточно, все компании уже располагаются в странах с излишком рабочей силы и бедные страны уже не могут им ничего предложить100.

В рамках этой теории сложившееся социальное неравенство рассматривают как результат деятельности на международной экономической арене постиндустриальных стран с их принципиально новым экономическим укладом – с одной стороны, развивающихся стран с их «несовременной» экономикой – с другой, и самой логикой глобализации - с третьей101.

В исследовании особенностей экономик постиндустриальных стран ученые выделяют рубеж конца 50-х гг. XX, продолжающегося по сегодняшний день. Между тем становление новой социальной реальности отличается противоречивостью и неравномерностью, что позволяет выделить в нем несколько этапов.

^ Первый этап характеризовался жестким противостоянием зарождающейся постиндустриальной цивилизации и стран поставщиков продукции первичного сектора производства. На данном этапе в развитых странах происходил быстрый экономический рост в условиях стабильной хозяйственной конъюнктуры. Как следствие, ежегодные темпы роста мирового валового продукта в период 1950 - 1973 гг. составляли в среднем 2,9%, что в три раза превосходило данный показатель для периода с 1913 по 1950 гг. Подобное развитие происходило на фоне быстрой структурной перестройки экономики. Производство услуг и информации оказалось важнейшим фактором роста экономики западных стран. Экономическое развитие западного мира в эти годы обусловливало заметный рост потребления основных сырьевых товаров и закладывало основы для его резкого сокращения на основе оптимизации использования ресурсов. Резкое увеличение цен на сырьевые товары подтолкнуло США и Западную Европу (70-е гг.) на радикальную структурную перестройку.

^ Второй этап был более сложным для постиндустриального мира. Технологический прогресс требовал жертв в социальной сфере, поскольку залогом его ускорения становились рост инвестиций и сокращение текущего потребления; средством выхода из кризиса на Западе стала неоконсервативная политика, предусматривавшая ликвидацию малоэффективных производств и обеспечение выживания сильнейших. На этом этапе были заложены основы системы венчурного капитала.

В 80-е гг. возможности наукоемких технологий раскрывались, как правило, не непосредственно, а через использование их в производстве индустриальных благ. Поэтому доступность патентов и лицензий обеспечивала гигантские преимущества тем странам, которые ориентировались на массовое производство и экспорт промышленной продукции, воплощавшей в себе наиболее совершенные технологические достижения.

^ Третий этап эволюции постиндустриального мира охватывает период с 1989 г. по настоящее время. На этом этапе стали очевидны не только достижения сообщества постиндустриальных стран, но и историческое поражение его соперников. Начавшись с японского фондового краха, он ознаменовался распадом СССР и включением в орбиту западных ценностей бывших советских сателлитов, резким ухудшением положения развивающихся стран и, наконец, системным кризисом в Азии, положившим конец мечтам «тигров» о лидерстве в мировой экономике.

Современная экономическая ситуация в постиндустриальном мире характеризуется рядом принципиально новых обстоятельств: фактически устранены сырьевые и ресурсные ограничители хозяйственного развития; значительная часть населения постиндустриальных стран применяет свои способности в производстве высокотехнологичных товаров и услуг, в результате чего экономика последовательно освобождается от зависимости от прочих государств, остающихся производителями промышленной продукции; хозяйственный рост приобретает новое качество, обусловленное тем, что наиболее эффективной формой накопления становится развитие каждым человеком собственных способностей.

Отсюда вытекают два важнейших следствия, соответствующие двум сторонам процесса формирования монополюсного мира: наиболее эффективным оказывается взаимодействие стран, составляющих постиндустриальную цивилизацию, друг с другом; большинство государств оказывается во все большей зависимости от постиндустриального мира как поставщика новых технологий и информации102.

Говоря об индустриальных стран, нужно отметить, что основная опасность, угрожающая стабильному развитию мировой экономики, заключена в усилении несамостоятельности молодых индустриальных стран. Она проявляется: в экстенсивном характере развития и тенденциях к заимствованию технологических новшеств на Западе; в исключительно высокой роли внешних инвестиций как стимула развития и в крайней зависимости от экспорта готовой продукции в государства постиндустриального мира.

В новых индустриальных странах, в первую очередь в Юго-Восточной Азии (ЮВА), "эпоха индустриализации" началась на фоне крайне низкого уровня жизни, акцент делался на использовании дешевой рабочей силы и импорте технологии.

Действительно, ВНП на душу населения составлял в Малайзии в начале 50-х годов не более 300 долл., в Южной Корее - около 100 долл., в Китае, двинувшемуся по пути преобразований в 1978 г., - 280 долл., а во Вьетнаме показатель 220 долл. на человека достигнут лишь к середине 80-х годов. Внутреннее потребление в государствах данного региона ограничивалось ради увеличения нормы сбережения, достигшей по итогам 1996 г. 48% в Сингапуре, 40,5 - в Китае, 38,7 - в Индонезии и 35,1% - в Южной Корее. Как следствие, здесь наблюдались высокие темпы ежегодного экономического роста. Однако и в Южной Корее, и в Китае, и на Тайване и в других новых индустриальных странах темпы роста стали снижаться по мере того, как исчерпывались возможности использования новых работников, рекрутируемых из среды крестьян.

В этих условиях государства ЮВА стали сборочными цехами при производстве массовых промышленных товаров. В 80-е г. объемы продаж компьютеров, собранных в Южной Корее, выросли почти в 20 раз. Но при этом изготовленные здесь комплектующие составляли не более 15% стоимости компьютеров, почти 95% всех моделей выпускалось по лицензиям, а программное обеспечение оставалось иностранным на 100%.

Эти страны находятся в непростой ситуации, для которой характерны следующие особенности:

1. Такое положение не может быть исправлено в ближайшее время ввиду явной недостаточности уровня образования в новых индустриальных государствах. Сегодня лишь в Японии и Южной Корее почти вся молодежь посещает школу; между тем в Китае и Индонезии только 45-50%, а в Таиланде - лишь 40% молодежи имеют такую возможность.

2. Второй фактор представляется наиболее важным. Несмотря на высокие нормы накопления, достигнутые в странах ЮВА, их хозяйственные успехи в значительной, если не в подавляющей, степени обусловлены иностранными инвестициями. К 1992 г. прямые иностранные инвестиции в регион составили 130 млрд. долл., причем на протяжении предшествующих 10 лет они имели тенденцию к росту примерно на 10% в год, что даже в тот период превышало темпы роста производства в этих странах.

3.Третье проявление несамостоятельности новых индустриальных стран связано с первыми двумя и закрепляет их зависимое положение. Стремление к производству товаров массового спроса за счет обеспечения высокой нормы накопления и низкой цены рабочей силы требовало ориентации на внешние рынки. Первые конкурентоспособные производства в странах Азии возникли в так называемых зонах обработки продукции на экспорт, число которых возросло с двух, существовавших еще до начала кризиса 1973 г., до 116 в конце 80-х г. Наиболее серьезные из них расположены в Сингапуре, Гонконге, Южной Корее, Малайзии и на Тайване; китайская экономическая реформа также начиналась с развития подобных зон.

4. Как следствие, значение экспорта для новых индустриальных государств исключительно велико. В отличие от развитых стран, в которых соотношение экспортной и внутренней продукции составляет в целом не более 7-8%, в азиатских государствах оно достигает 21,2% - в Китае, 21,9 % - в Индонезии, 24,4 % - на Филиппинах, 26,8 % - в Южной Корее, 30,2 % - в Таиланде, 42,5 % - на Тайване, 78,8 % - в Малайзии и фантастического уровня в 117,3 % и 132,9% - в Гонконге и Сингапуре. Возведенный в абсолют принцип экспортной ориентированности развивающихся экономик привел к тому, что в 80-е г. экономический рост Южной Кореи и Тайваня на 42 и 74%, соответственно, был обусловлен закупками промышленной продукции этих стран со стороны США. Американские закупки обеспечивали для Бразилии более 50 %, а для Мексики - почти 85% положительного сальдо торгового баланса.

5. Между тем, стремление "догоняющих" стран к активизации экспорта, основным условием успеха которого является поддержание низких цен на рабочую силу, препятствует развитию внутреннего рынка, невозможного без формирования широкого среднего класса. Действительно, если принять в качестве критерия стандартов потребления сумму годового дохода 25 тыс. долл. на семью (что примерно соответствует постиндустриальным странам), то можно констатировать, что из насчитывающихся в современном мире 181 млн. таких семей 79% приходятся на развитые державы: 36% - на Северную Америку, 32 % - на Западную Европу и 11 % на Японию; тогда как в Китае, Южной Корее, Таиланде, Индонезии и на Тайване в 1990 г. проживало не более 12 млн. семей с таким уровнем благосостояния. Перенесение акцента с максимизации материального потребления на более широкое усвоение информации и приобретение услуг, наблюдающееся в постиндустриальном мире, несомненно окажет крайне негативное влияние на развивающиеся экономики103.

Сторонники данной концепции выделяют ряд особенностей глобализации, которые связаны с социальным неравенством104.

Глобализация в экономическом плане не сближает, а субординирует регионы и страны мира.

Как отмечает В. Иноземцев, на протяжении истории контроль над наиболее редким в обществе ресурсом, редким фактором производства оставался основой социальной поляризации. Он полагает, что мировое неравенство в современных условиях непреодолимо по той причине, что с начала ХХ столетия западные хозяйственные системы все в большей степени обретали черты “экономик, основанных на знаниях”, где именно знания – способ­ность перерабатывать получаемую информацию и производить новую – оказались гла­в­ным производственным ресурсом.

Производство информации требует: высокого уровня образования ра­бот­ни­ков; в процес­се производства происходит со­вер­шенствование рабочей силы; потребление науко- и информационноемкой продукции становится фак­тором, способствующим, накоплению капитала; информационный продукт может быть реализован многократно, при­­нося владельцу прибыли, но оставаясь при этом его собственностью.

Именно с того момента, как западные экономики стали “основываться на знаниях”, любые попытки “догоняющего” развития, предполагающего мобилизацию традиционных факторов производства, оказались обречены. “Новое нера­венство”, этот продукт новой экономики, выступает результатом не столько внешней экс­пансии западного мира, сколько его внутреннего прогресса; глобализация же, которую нередко считают причиной углубления современного неравенства, не является таковой; просто она не способна стать значимым фактором его преодоления.

Глобализация не преодолевает, а закрепляет периферийный ха­рактер отдельных стран, что обусловливается ее внутренней логикой. Именно поэтому современную глобализацию схематически можно представить в виде нескольких концентрических кругов, идущих от центра к периферии. Первый из них охватывает Западную Европу, США, Канаду, Австралию и Новую Зеландию. Второй включает в себя страны с сильным европейским культурным влия­нием и значительной ролью выходцев из Европы; сюда относятся Россия, Латинская Америка и некоторые государства Ближнего Востока, в первую очередь Израиль. В третий круг входят страны, бывшие колониями европейских метрополий и воспринявшие многие из западных ценностей; это, прежде всего, Индия, а также некоторые страны Северной Африки, ЮАР, ряд азиатских государств. Для стран четвертого круга обретение независимости стало ско­рее проблемой, чем достижением — к ним относится большинство африканских го­сударств. Совершенно отдельное место занимают страны Азии — Япония, Корея, Тайвань, Малайзия и Сингапур, — которые успешно копируют западный образ жизни, со­храняя собственную систему ценностей, а также мусульманские страны, по сей день остающиеся малопонятными выходцам с Запада.

Сохранение разделенности современного мира на центр и периферию обусловлено не столько различиями в параметрах экономического развития тех или иных стран, столько глубиной проникновения европейской культуры и европейских традиций в жизнь их народов. Сегодня как никогда очевидно, что перенос культурных достижений предполагает, по словам Т. фон Лауэ, не меньше, чем непрерывную “революцию окультуривания” (revolution of reculturation); возможность подобной революции не подлежит даже обсуждению в условиях, когда одно лишь предположение о перспективе массовой миграции из центра в направлении периферии вызывает улыбку. Таким образом, единый и унифицирова­нный мир не был и не может быть целью глобализационного процесса.

И, наконец дальнейшее развертывание процессов глобализации вряд ли может дать повод для исторического оптимизма. Вовлеченность той или иной страны в процессы глобализации безусловно способствует ее экономическому, социальному и культурному развитию. Но интерес к культурным и социальным традициям стран периферии в наши дни, как и прежде, носит в развитых странах подчеркнуто антропологический характер, не предполагаю­щий во­с­­при­ятия таковых в качестве значимого источника общецивилизационного про­г­­ресса.

Глобализация в ее современном виде способствует решению ряда проблем, стоящих перед стра­нами периферии; она не является причиной нарастающего неравенства и ни­щеты; между тем, и это необходимо четко сознавать, она не способна исправить недос­татки и пороки современной системы, неотъемлемым элементом которой сама является105.

Схожей точки зрения придерживается К. Ваткинс, который полагает, что социальное неравенство углубляется по объективным причинам, среди которых ученый выделяет «узконаправленность» сфер и систем, которые способствуют экономическому росту во время глобализации (информационные технологии). К. Ваткинс полагает, что социальное неравенство будет усугубляться по тем причинам, что передовые отрасли / сферы требуют высококвалифицированных специалистов, как развитых, так и в развивающихся странах. Ученый считает, что недостаточное образование в развивающихся странах будет существенно влиять на ситуацию с социальным неравенством106.

Сторонники этой концепции отмечают, что неравенство в целом начало существенно увеличиваться в последние десятилетия и связывают это, прежде всего, с крушением СССР и биполярным миром. Именно после этого, по мнению сторонников данного подхода, у Запада появилась блестящая возможность открыто и беспрепятственно лоббировать свои экономические и политические интересы на международном уровне107.

Один из противников глобализации Н. Биндюков пишет: «Империалистическая глобализация по рецептам МВФ и ВБ привела к катастрофическому росту нищеты в мире и массовому истреблению населения планеты голодом. Сегодня доходы почти 1,6 млрд. человек в мире составляют менее двух американских долларов в день; 250 млн. детей в мире работают менее чем за цент в час; треть всего населения планеты живет без электричества; 100 тыс. человек ежедневно умирает от голода; сегодня 25 млн. человек только в Африке больны СПИДом, а на борьбу с иммунодефицитом тратится всего лишь около 400 млн. долларов в год (это на треть меньше, чем в мире ассигнуется на производство аспирина)»108.

Богатство трех самых состоятельных людей на земном шаре больше, чем ВВП 48 беднейших стран мира. Общее состояние 84 богатейших людей превышает ВВП Китая.

Процесс глобализации привел к тому, что богатое меньшинство стало жестче относиться к бедному большинству. Объем помощи наименее развитым странам сократился с 17 млрд. долл. в 1990 г. до 12 млрд. в 1999 г. В этот же период резко возросло число богатых людей на планете: 7,2 млн. миллионеров имеют суммарное состояние в 27 трлн. долл., а 1,2. млрд. человек на Земле живут меньше чем на 1 долл. в день. По данным Всемирного Банка, в 1999 г. умерло 10 млн. детей в возрасте до 5 лет: большинство умерло от болезней, которые можно было предотвратить. Более 130 млн. детей начального школьного возраста не посещают школу; 800 млн. человек страдают от недоедания; 2 млрд. лишены доступа к нормальной питьевой воде, а 500 тыс. полностью теряют зрение из-за недостатка витамина А.

В. Биндюков пишет: «Глобализм - это, прежде всего субъективный фактор, а конкретнее – политика господствующих в современном обществе империалистических сил (финансово-экономических и властно-политических), «оседлавших» процессы глобализации и направляющих их протекание в своих корыстных интересах, в целях надежного обеспечения максимальных прибылей и укрепления т.н. «нового порядка», т.е. узаконенного в той или иной форме и стабильного мирового господства экономических и политических нотаблей «золотого миллиарда». Не проводя такого различия, нельзя понять сути происходящих сегодня в мире эпохальных перемен»109.

В разрезе нарастающего социального неравенства В. Биндюков выделяет ряд особенностей глобализации, которая:

- носит

1-dlitelnost-sroka-ohrani-sobstvennost.html
1-dobrovolnoe-obshestvo-sodejstviya-armii-aviacii-i-flotu-respubliki-belarus-dosaaf.html
1-doklad-eto-vid-monologicheskoj-rechi-publichnoe-razvernutoe-soobshenie-po-opredelennomu-voprosu.html
1-dokladi-budut-razmesheni-na-nashem-internet-sajte-www-sworld-com-ua.html
1-dokumenti-o-konkurse-socialnoe-partnerstvo-okruzhnoj-yarmarki-socialnih-i-kulturnih-proektov.html
1-dolzhnost-professora-otnositsya-k-nauchno-pedagogicheskim-rabotnikam.html
  • klass.bystrickaya.ru/algoritmi-i-programmi-bibliograficheskij-ukazatel-publikacij-professora-gubareva-vasiliya-vasilevicha.html
  • institut.bystrickaya.ru/svodnaya-vedomost-pezometrov-ustanovlennih-v-vedomstvennie-normativnie-dokumenti-tipovie-pravila-ekspluatacii.html
  • tasks.bystrickaya.ru/27-mezhdunarodnoe-sotrudnichestvo-i-vzaimnaya-pravovaya-pomosh-stambulskij-plan-dejstvij-po-borbe-s-korrupciej.html
  • vospitanie.bystrickaya.ru/yamnaya-kultura-perevod-s-anglijskogo-g-a-nikolaev.html
  • uchitel.bystrickaya.ru/rabochaya-programma-dlya-studentov-vi-kursa-specialnosti-150700-lokomotivi-t.html
  • uchebnik.bystrickaya.ru/vi-svoboda-voli-i-sudba-organizacii-19-stranica-7.html
  • turn.bystrickaya.ru/pedagogikali-praktika-badarlamasini-bas-bet-f-so-pmu-18-321.html
  • uchit.bystrickaya.ru/tretya-sistema-svyazi-vnutrennij-svet-protivolarazitarnaya-programma-v-shkole-zdorovya-nadezhda-chelovek-malenkaya.html
  • credit.bystrickaya.ru/perevod-s-yaponskogo-v-smolenskogo-stranica-12.html
  • uchitel.bystrickaya.ru/rabochaya-programma-uchebnoj-disciplini-po-podgotovke-vracha-lechebnika-po-napravleniyu-060101-lechebnoe-delo.html
  • books.bystrickaya.ru/chem-polzuetsya-professional.html
  • znanie.bystrickaya.ru/734ekonomicheskaya-klassifikaciya-rashodov-proekt-specifikacii-funkcionalnih-i-drugih-trebovanij-polzovatelya.html
  • write.bystrickaya.ru/glava-11-organizacionnie-izmeneniya-organizacii-i-osnovnie-podhodi-k-ih-izucheniyu-4.html
  • zanyatie.bystrickaya.ru/uluchshenie-demograficheskoj-situacii-podderzhka-molodih-i-mnogodetnih-semej.html
  • occupation.bystrickaya.ru/ne-doiskatsya-do-prichin-mistika-skazka-ili-realnost-8.html
  • spur.bystrickaya.ru/kontrolnaya-rabota-po-discipline-delovoe-obshenie.html
  • obrazovanie.bystrickaya.ru/prilozhenie-6-metodicheskie-ukazaniya-po-vipolneniyu-razdela-bezopasnost-zhiznedeyatelnosti-dlya-studentov-vseh-specialnostej.html
  • uchitel.bystrickaya.ru/rabochej-programmi-uchebnoj-disciplini-mirovaya-hudozhestvennaya-kultura-uroven-osnovnoj-obrazovatelnoj-programmi.html
  • studies.bystrickaya.ru/biblioteka-i-kraevedenie-rabota-bibliotek-s-kraevedcheskimi-dokumentami.html
  • universitet.bystrickaya.ru/stenogramma-zasedaniya-soveta-federacii-byulleten-223-422.html
  • kontrolnaya.bystrickaya.ru/programma-razrabotana-v-sootvetstvii-s-fgos-vpo-po-specialnosti-111801-65-veterinariya-i-primernoj-uchebnoj-programmoj-disciplini-instrumentalnie-metodi-diagnostiki.html
  • books.bystrickaya.ru/enknyazeva-spkurdyumov-principi-samoorganizacii-i-ustojchivogo-sovmestnogo-razvitiyaslozhnih-sistem.html
  • institut.bystrickaya.ru/the-statement-is-unreachable-rukovodstvo-programmista.html
  • learn.bystrickaya.ru/funkcionaldi-mndetter.html
  • institute.bystrickaya.ru/glava-ii-fedotova-l-n-sociologiya-reklamnoj-deyatelnosti-uchebnik.html
  • ekzamen.bystrickaya.ru/scenografiya-kino-televidenie-enciklopediya.html
  • institute.bystrickaya.ru/glava-8-bokser-ti-chto-kupil-bileti-na-eto-shou-ili-kak.html
  • uchebnik.bystrickaya.ru/uroka-urok-sud-nad-ivanom-groznim.html
  • notebook.bystrickaya.ru/kniga-sostavlena-na-osnovanii-dvuh-broshyur-kotorie-mne-dovelos-napisat-dva-goda-nazad-v-pomosh-shkolnim-uchitelyam-stranica-12.html
  • tasks.bystrickaya.ru/143-antiracionalisticheskaya-ustanovka-filosofii-zhizni-shopengauer-nicshe-diltej.html
  • essay.bystrickaya.ru/deyatelnost-komitetov-i-komissij-gd-gosduma-rf-monitoring-smi-14-sentyabrya-2006-g.html
  • predmet.bystrickaya.ru/soi-i-dogovor-po-pro-superderzhavi-xx-veka.html
  • crib.bystrickaya.ru/k-popper-logika-i-rost-nauchnogo-znaniya-stranica-3.html
  • thescience.bystrickaya.ru/iii-dokumenti-podtverzhdayushie-statya-83-vidi-imushestva-imushestvo-kak-obekt-grazhdanskih-prav-podrazdelyaetsya.html
  • exam.bystrickaya.ru/zashita-ot-umnogo-ili-umnaya-zashita-stranica-4.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.