.RU

13.2. Изучение психологического климата коллектива - Методические указания для студентов, проходящих педагогическую практику


^ 13.2. Изучение психологического климата коллектива
Инструкция. Оцените, пожалуйста, как проявляются перечисленные ниже свойства психологического климата в вашей группе, выставив ту оценку, которая, по вашему мнению, соответствует истине.

Оценки:

3 – свойство проявляется в группе всегда;

2 – свойства проявляется в большинстве случаев;

1 – свойство проявляется нередко;

0 – проявляется в одинаковой степени и то и другое свойство.




п/п


Свойства психологического

климата А


Оценка


Свойства психологического

климата В


1


Преобладает бодрый жизнерадостный тон настроения


3210123


Преобладает подавленное настроение


2


Доброжелательность в отношениях, взаимные симпатии


3210123


Конфликтность в отношениях, антипатии


3


В отношениях между группировками внутри вашего коллектива существует взаимное расположение, понимание


3210123


Группировки конфликтуют между собой


4


Членам группы нравится вместе проводить время, участвовать в совместной деятельности


3210123


Проявляют к более тесному общению безразличие, выражают отрицательное отношение к совместной деятельности


5


Успехи или неудачи товарищей вызывают сопереживание, искреннее участие всех членов группы


3210123


Успех или неудачи товарищей оставляют равнодушными или вызывают зависть, злорадство


6


С уважением относятся к мнению других


3210123


Каждый считает свое мнение главным и нетерпим к мнению товарищей


7


Достижения и неудачи группы переживаются как собственные


3210123


Достижения и неудачи группы не находят отклика у ее членов


8


В трудные дни для группы происходит эмоциональное единение, «один за всех и все за одного»


3210123


В трудные дни группа «раскисает»: растерянность, ссоры, взаимные обвинения


9


Чувство гордости за группу, если ее отмечает руководство


3210123


К похвалам и поощрениям группы относятся равнодушно


10


Группа активна, полна энергии


3210123


Группа инертна, пассивна


11


Участливо и доброжелательно относятся к новичкам, помогают им освоиться в коллективе


3210123


Новички чувствуют себя чужими, к ним часто проявляют враждебность


12


В группе существует справедливое отношение ко всем членам, поддерживают слабых, выступают в их защиту


3210123


Группа заметно разделяется на «привилегированных» и «пренебрегаемых», пренебрежительное отношение к слабым


13


Совместные дела увлекают всех, велико желание работать коллективно


3210123


Группу невозможно поднять на совместное дело, каждый думает о своих интересах


^ ПОДСЧЕТ ИТОГОВ

Сложить оценки левой стороны в вопросах 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13 — сумма А; сложить оценки правой стороны во всех вопросах — сумма В; найти разницу С = А-В. Если С равно нулю или имеет отрицательную величину, то имеем ярко выраженный неблагоприятный психологический климат с точки зрения индивида. Если С более 25, значит психологический климат благоприятен. Если С менее 25 — климат неустойчиво благоприятен. Рассчитывают среднегрупповую оценку психологического климата по формуле:

С = Сi/Н,

где N — число членов группы.

Процент людей, оценивающих климат как неблагоприятный, определяется по формуле

(n(Сi-)/N)х100 %,

где n(Сi-) — количество людей, оценивающих климат коллектива как неблагоприятный, N — число членов группы.


^ 13.3. Оценка привлекательности группы

Инструкция. Оцените, пожалуйста, привлекательность группы по опроснику. На каждый раздел возможен один ответ.

1. Как Вы оценили бы свою принадлежность к классу?




1. Чувствую себя членом группы, частью коллектива…………..

5

2. Участвую в большинстве видов деятельности………………...

4

3. Участвую в одних видах деятельности и не участвую в других……………………………………………………………


3

4. Не чувствую, что являюсь членом группы……………………

2

5. Занимаюсь отдельно от других членов..………………………

1

6. Не знаю, затрудняюсь ответить………………………………..

0

2. Перешли бы Вы заниматься в другой класс, если бы представилась такая возможность?




1. Да, очень хотел бы перейти……………………………………..

1

2. Скорее перешел бы, чем остался……………………………….

2

3. Не вижу никакой разницы………………………………………

3

4. Скорее всего остался бы в своей группе……………………….

4

5. Не знаю, трудно сказать…………………………………………

0

3. Каковы взаимоотношения между учениками Вашего класса?




А. На учебных занятиях:




1. Лучше, чем в других классах…………………………………...

3

2. Примерно такие же………………………………………………

2

3. Хуже………………………………………………………………

1

4. Не знаю…………………………………………………………...

0

Б. Вне учебных занятий:




1. Лучше, чем в других……….……………………………………

3

2. Примерно такие же………………………………………………

2

3. Хуже………………………….…………………………………...

1

4. Не знаю…………………………………………………………...

0

4. Есть ли в Вашей группе неофициальные лидеры?




1. Есть………………………………………………………………

1

2. Один………………………………………………………………

2

3. Несколько………………………………………………………...

3

4. Не знаю…………………………………………………………...

0

^ Обработка результатов. Подсчитывается количество баллов, полученных при ответах (баллы отмечены в столбце). Итоговый показатель по всем разделам может быть от 7 (очень неблагоприятная оценка) до 25 (очень высокая оценка привлекательности группы).

13.4. Изучение межличностных отношений

учащихся в классе

Для выполнения задания нужна спокойная, деловая обстановка. Студент-практикант предлагает учащимся взять лист бумаги и написать вверху свою фамилию, имя, класс, номер школы. Студент на доске с целью изучения межличностных отношений в учебной деятельности записывает вопрос:

«Если бы Ваш класс расформировали, с кем из товарищей ты хотел бы продолжить учиться?» Предлагается каждому ученику указать фамилию трех учащихся класса, с которыми он хотел бы продолжить учебу:

1._______________

2._______________

3._______________

После ответа учащихся на вопрос, записанный на доске, студент-практикант собирает листочки (социокарточки) и проводит обработку информации самостоятельно.

Обработка результатов. Для обработки материалов строится социоматрица, которая напоминает турнирную таблицу. По вертикали под номерами записываются фамилии всех учеников класса, а по горизонтали – их порядковый номер. На соответствующих пересечениях крестиком отмечают тех, кого выбрал ученик (табл. 1).


Таблица 1


Кого выбирает

Кто выбирает

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10






1. Андреева














+


















2. Беликова

























+







3. Величко

+






+







+
















4. Волкова

































5. Донцова

+























+







6. Крылова







+




+









+










7. Антонов




+







+

+


















8. Белов







+














+









9. Молчанов


































10. Николаев
















+
















Количество полученных выборов (а)

4

3

2

4

3

3

1

2

4

4

30




Из них – взаимных (а1)

2

2

-

3

1

-

-

2

2

2

14





Обработка данных, занесенных в социоматрицу, проводится поэтапно:

1. По вертикали подсчитывается, сколько выборов получил каждый ученик. (Подсчитывается количество крестиков в числителе. Например, №1 получил 4 выбора; №2 – 3 и т. д.). Находим сумму всех выборов (а).

2. Далее переходим к обозначению взаимных выборов. Если среди тех, кого выбрал ученик, есть учащиеся, которые выбрали его, то такой выбор взаимный. Взаимные выборы обводим кружком (см. табл. 1). Как видим из табл. 1, Андреева выбирает Беликову, а Беликова Андрееву. Выбор взаимный. Андреева выбирает Крылову (№ 6), а Крылова не выбирает Андрееву (№ 1). Значит, выбор Андреевой (№ 6) – не взаимный.

После того как зафиксированы все обведенные кружком взаимные выборы, подсчитываем количество взаимных выборов у каждого ученика и находим их сумму (а1).

Подсчитывается коэффициент взаимности в классе.

∑взаимных выборов (а1)

«К» взаимноcти =—————————————100 %=(14/30)100 %=40 %

∑всех выборов (а)

Чем выше коэффициент взаимности, тем сплоченней классный коллектив.

Примечание: На основании проведенного исследования анализируются межличностные отношения в классном коллективе, взаимность этих отношений, выявляются микрогруппы, лидеры класса, изучается психологический статус формальных лидеров. Данные исследования должны быть использованы при составлении характеристики коллектива класса.

11-klassifikaciya-po-prilozheniyam-kurs-lekcij-disciplini-kompyuternie-tehnologii-i-sapr-dlya-studentov-specialnostej.html
11-koefficienti-perescheta-otchet-x0-2000-ob-ocenke-rinochnoj-stoimosti-zernouborochnih-kombajnov-western-8570.html
11-kompetentnie-svedeniya-o-besah-i-angelah-igra-v-doktora-16-effekt-topora-21.html
11-kontrolnie-proverki-vipolnyaemie-izgotovitelem-elektrooborudovanie-vzrivozashishennoe-chast-11-iskrobezopasnaya.html
11-kritika-merkantilizma-d-yum-shpargalka-po-istorii-ekonomicheskih-uchenij-hozyajstvo-vostochnih-civilizacij-chasto.html
11-kurs-filosofii-v-tablicah-programma-i-metodicheskie-rekomendacii-dlya-studentov-zaochnoj-formi-obucheniya-barnaul-2010.html
  • uchitel.bystrickaya.ru/razdel-1-psihologo-pedagogicheskie-osobennosti-detej-s-nedorazvitiem-rechi.html
  • notebook.bystrickaya.ru/iii-klass-prikaz-67-ot15-iyunya-2011g-rabochaya-programma-pedagoga-lisnyuk-oksani-vyacheslavovni-po-russkomu-yaziku.html
  • zadachi.bystrickaya.ru/skladskoe-hozyajstvo-3-chast-2.html
  • universitet.bystrickaya.ru/telefonnij-apparat-sistemi-ip-telefonii-tehnicheskoe-zadanie-na-raboti-po-modernizacii-i-dooborudovaniyu-apparatno-programmnih.html
  • reading.bystrickaya.ru/kontrolnaya-rabota-po-kursu-teoreticheskaya-fonetika.html
  • essay.bystrickaya.ru/cociologiya-finansovogo-povedeniya-naseleniya-sociologiya-i-obshestvo-puti-vzaimodejstviya.html
  • desk.bystrickaya.ru/plan-vvedenie-biografiya-marksa-i-teoreticheskaya-baza-ego-ucheniya-kapital-marksa-kak-trud-zhizni-i-nauchnoe-obosnovanie-idei-manifesta.html
  • teacher.bystrickaya.ru/farmakologicheskoe-prekondicionirovanie-miokarda-pri-operaciyah-s-iskusstvennim-krovoobrasheniem.html
  • kanikulyi.bystrickaya.ru/zadacha-na-pevm-reshaemaya-s-ispolzovaniem-paketov.html
  • znanie.bystrickaya.ru/9-primernij-kalendarnij-uchebnij-grafik-programmi-opo-i-pk-programma-operezhayushego-professionalnogo-obucheniya-i.html
  • uchenik.bystrickaya.ru/annotaciya-proizvedeniya-vskalinnikova-na-slova-ebaratinskogo-zima.html
  • znaniya.bystrickaya.ru/referat-22-2009-799-soderzhanie-vvedenie-2-spisok-ispolzovannoj-literaturi-4-vvedenie-istoriya-nauki-o-finansah.html
  • diploma.bystrickaya.ru/v-chem-polza-kureniya.html
  • composition.bystrickaya.ru/polozhenie-oprovedenii-zanyatij-v-distancionnoj-shkole-dlya-7-11-klassov-po-fizike-cel-shkoli.html
  • spur.bystrickaya.ru/kuharenko-v-a-k95-interpretaciya-teksta-ucheb-posobie-dlya-studentov-ped-in-tov-po-spec-2103-inostr-yaz-2-e-izd-pererab.html
  • uchit.bystrickaya.ru/tema-kultura-vizantii.html
  • lecture.bystrickaya.ru/aleksandrpushkin-chehovskij.html
  • desk.bystrickaya.ru/osnovnaya-obrazovatelnaya-programma-nachalnogo-obshego-obrazovaniya-mou-kolcovskaya-srednyaya-obsheobrazovatelnaya-shkola.html
  • urok.bystrickaya.ru/prikaz-ot-20-g-rabochie-programmi-po-obshestvoznaniyu-sostavil-uchitel-obshestvoznaniya.html
  • zadachi.bystrickaya.ru/politizirovannie-neformalnie-obedineniya-molodezhi-osobennosti-i-etapi-razvitiya-chast-3.html
  • pisat.bystrickaya.ru/text-4-uprazhnenie-1-prochitajte-tekst-skazhite-kakie-izvestnie-uchenie-upominayutsya-v-nem-history-of-programming.html
  • abstract.bystrickaya.ru/12-bitva-razuma-s-duhom-1-iscelenie-cherez-hvalu.html
  • tetrad.bystrickaya.ru/v-permi-vedushie-specialisti-evropi-obsudyat-kak-pomoch-detyam-v-trudnoj-zhiznennoj-situacii.html
  • assessments.bystrickaya.ru/bunich-a-p-innovacionnij-menedzhment-v-mezhdunarodnom-biznese-stranica-14.html
  • uchenik.bystrickaya.ru/iz-kitajskih-bloknotov-o-b-rahmanin-o-b-rahmanin-etapi-puti-rahmanin-oleg-borisovich-vidnij-rossijskij-kitaeved.html
  • tests.bystrickaya.ru/m-v-cimbal-a-k-antonov-yuzh-antonov-a-v-osipov-v-n-parhalin-da-hryapin-a-t-grechko-a-v-simonova-a-v-antonova.html
  • literatura.bystrickaya.ru/rekomendacii-po-sostavleniyu-metodicheskogo-portfolio.html
  • student.bystrickaya.ru/32-ekonomicheskij-rost-proekt-programmi-socialno-ekonomicheskogo-razvitiya-vvedenie-3.html
  • school.bystrickaya.ru/490-10-61-491-47-00-detskij-sad-kombinirovannogo-vida-22-teremok-dlya-detej-s-narusheniem-oporno-dvigatelnogo-apparata.html
  • ucheba.bystrickaya.ru/prilozhenie-1-k-protokolu-uchenogo-soveta-gu-vshe-konkurs-pps-ob-itogah-gorodskoj-olimpiadi-shkolnikov-opodgotovke.html
  • shpora.bystrickaya.ru/zhil-bil-na-svete-yazichok-odnazhdi-on-zahotel-vkusnih-blinchikov-no-on-bil-malenkij-i-nepovorotlivij-u-nego-nichego-ne-vihodilo-itut-k-nemu-v-gosti-prishel-dru.html
  • tasks.bystrickaya.ru/11-marta-2010-g-chetverg-plan-provedeniya-nauchnih-konferencij-chtenij-olimpiad-bajkalskogo-gosudarstvennogo.html
  • uchit.bystrickaya.ru/tehnicheskoe-zadanie-razdel-obshie-trebovaniya-predmet-konkursa-nachalnaya-maksimalnaya-cena-kontrakta-stranica-8.html
  • nauka.bystrickaya.ru/upravlenie-processami-v-mach-setevie-operacionnie-sistemi.html
  • lektsiya.bystrickaya.ru/programma-mezhdunarodnogo-seminara-dlya-specialistov-administracij-svyazi-regionalnogo-sodruzhestva-v-oblasti-svyazi.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.