.RU

13. ЛИЧНОСТНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ - Шпаргалка по педагогической психологии Наталия...


^ 13. ЛИЧНОСТНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ

Личностный компонент предполагает, что в центр процесса обучения ставится как сам обучающийся, так и его личностные особенности – мотивы, цели, психологический склад, т. е. сам ученик как личность. Учитель определяет учебную цель каждого занятия и направляет весь образовательный процесс на развитие личности ученика исходя именно из интересов, знаний и умений обучающихся. В соответствии с этим при реализации личностно-деятельностного подхода (ЛДП) необходимо вслух формулировать цель каждого урока с позиции каждого ученика и всего ученического коллектива в целом, например: «Сегодня каждый из вас научится...» или «На сегодняшнем занятии мы с вами разберемся в...»

ЛДП подразумевает, что в процессе преподавания любого учебного предмета максимально учитываются национальные, половые, возрастные, статусные и индивидуально-психологические особенности обучающегося. В условиях ЛДП все адресуемые ученику вопросы, задания и замечания должны стимулировать его интеллектуальную активность, поддерживать и направлять его учебную деятельность без излишней фиксации внимания на ошибках и неудачных действиях.

В отечественной психологии наибольший вклад в разработку общей теории деятельности внесли А.Н. Леонтьев и С.Л. Рубинштейн. Согласно их подходам деятельность представляет собой активное целенаправленное взаимодействие человека с окружающим миром, включая и других людей, и самого себя, вызванное определенной потребностью.

С позиции учителя ЛДП означает организацию и управление целенаправленной учебной деятельностью ученика в общем контексте его жизнедеятельности – направленности интересов, жизненных планов, ценностныхориентаций, понимания им смысла обучения. Реализуя ЛДП, педагогу придется пересмотреть привычную трактовку процесса обучения преимущественно как сообщения знаний и формирования умений и навыков. Учителю необходимо переходить от отношения к ученику как к объекту воздействия к субъект-субъектному, равнопартнерскому сотрудничеству с ним. Информирующе-контролирующая функция учителя все более уступает место функции координирующей. Учитель становится для ученика человеком, вызывающим подлинный интерес и к учебному предмету, и к себе как партнеру по общению. В результате такого взаимодействия учитель и класс образуют единый коллективный субъект образовательной деятельности.

С позиции ученика ЛДП предполагает прежде всего свободу выбора обучающимся методов своего учения. Для ученика психологическими проявлениями реализации учителем ЛДП становятся обеспечение безопасности личностных проявлений обучающегося, создание условий для его самоактуализации и личностного роста; этот подход формирует активность ученика, его готовность к учебной деятельности, к решению проблемных задач за счет равнопартнерских, субъект-субъектных доверительных отношений с педагогом; ЛДП обеспечивает единство у ученика внутренних и внешних мотивов учебной деятельности: главным внутренним мотивом становится познавательный, а главным внешним – мотив достижения успехов. В результате реализации этого подхода формируется внутреннее принятие учеником учебной задачи и возникает удовлетворение от ее решения в сотрудничестве с другими обучающимися.


^ 14. КОНЦЕПЦИЯ РАЗВИТИЯ И ОБУЧЕНИЯ Л.С. ВЫГОТСКОГО

В основу разрабатываемой в отечественной возрастной и педагогической психологии концепции о соотношении обучения и умственного развития ребенка легло положение о зонах актуального развития (ЗАР) и зоне ближайшего развития (ЗБР). Эти уровни психического развития были выделены Л.С. Выготским.

Л.С. Выготский показал, что реальное соотношение умственного развития к возможностям обучения может быть выявлено с помощью определения уровня актуального развития ребенка и его зоны ближайшего развития. Обучение, создавая последнюю, ведет за собой развитие; и только то обучение действенно, которое идет впереди развития.

^ Зона ближайшего развития – это расхождения между уровнем актуального развития (он определяется степенью трудности задач, решаемых ребенком самостоятельно) и уровнем потенциального развития (которого ребенок может достигнуть, решая задачи под руководством взрослого и в сотрудничестве со сверстниками).

Ученый считал, что ЗБР определяет психические функции, находящиеся в процессе созревания. Она связана с такими фундаментальными проблемами детской и педагогической психологии, как возникновение и развитие высших психических функций, соотношение обучения и умственного развития, движущие силы и механизмы психического развития ребенка. Зона ближайшего развития – следствие становления высших психических функций, которые формируются сначала в совместной деятельности, в сотрудничестве с другими людьми, и постепенно становятся внутренними психическими процессами субъекта.

^ Зона ближайшего развития свидетельствует о ведущей роли обучения в умственном развитии детей. «Обучение только тогда хорошо, – писал Л.С. Выготский, – когда оно идет впереди развития». Тогда оно пробуждает и вызывает к жизни много других функций, лежащих в зоне ближайшего развития. Обучение может ориентироваться на уже пройденные циклы развития – это низший порог обучения, но оно может ориентироваться на еще не созревшие функции, на ЗБР, – это высший порог обучения; между этими порогами и находится оптимальный период обучения. ЗБР дает представление о внутреннем состоянии, потенциальных возможностях развития ребенка и на этой основе позволяет дать обоснованный прогноз и практические рекомендации об оптимальных сроках обучения как для массы детей, так и для каждого отдельного ребенка. Определение актуального и потенциального уровней развития, а также ЗБР составляет то, что Л.С. Выготский называл нормативной возрастной диагностикой, в отличие от симптоматической диагностики, опирающейся лишь на внешние признаки развития. В этом аспекте зона ближайшего развития может быть использована как показатель индивидуальных различий детей.

ЗБР может быть выявлена и при изучении личности ребенка, а не только его познавательных процессов. При этом выясняется разница между стихийно складывающимися в процессе социализации личностными характеристиками и теми сдвигами в развитии личности, которые происходят в результате направленных воспитательных воздействий. Оптимальные условия для выявления ЗБР личности создает интеграция ее в коллективе.



12-organizacionno-pravovoe-obespechenie-obrazovatelnoj-deyatelnosti.html
12-organizaciya-predyavleniya-diplomnih-proektov-rabot-obyazannosti-uchastnikov-proektirovaniya.html
12-osnovi-teorii-informacii-uchebnoe-posobie-dlya-studentov-obuchayushihsya-po-specialnosti.html
12-osnovnie-harakteristiki-pamyati-metodika-zapomni-risunok-59-metodika-viuchi-slova-64-metodika-da-i-net.html
12-osnovnie-napravleniya-i-cennostnie-osnovi-duhovno-nravstvennogo-razvitiya-i-vospitaniya-obuchayushihsya-na-stupeni-nachalnogo-obshego-obrazovaniya.html
12-osnovnie-podhodi-k-finansovomu-analizu-analiz-i-ocenka-finansovogo-sostoyaniya-predpriyatiya-na-osnove-koefficientov-32.html
  • paragraph.bystrickaya.ru/mestnoe-upravlenie-prikaznoe-literatura-i-obichaj.html
  • lektsiya.bystrickaya.ru/pravovie-osnovi-sozdaniya-i-deyatelnosti-evrazijskogo-ekonomicheskogo-soobshestva-perspektivi-razvitiya-chast-2.html
  • composition.bystrickaya.ru/osnovnie-didakticheskie-edinici-razdeli-1spisok-profilej-napravleniya-podgotovki-bakalavrov.html
  • upbringing.bystrickaya.ru/luchshie-knigi-xx-veka-poslednyaya-opis-pered-rasprodazhej-stranica-6.html
  • vospitanie.bystrickaya.ru/zakonodatelnij-akt-na-osnovanii-kotorogo-dokument-vidaetsya-za-platu.html
  • ekzamen.bystrickaya.ru/specializacii-psihologicheskaya-korrekciya-addiktivnogo-povedeniya.html
  • znaniya.bystrickaya.ru/r-tolkien-katalog-materialov-v-pomosh-uchebno-vospitatelnomu-processu-poznavatelnie-igri-organizaciya-i-provedenie-6.html
  • tetrad.bystrickaya.ru/uroven-perfekcionizma-i-soderzhanie-idealov-lichnosti.html
  • portfolio.bystrickaya.ru/plan-vvedenie-torsionnoe-pole-kak-obekt-nauki-ego-opredelenie-kakie-svojstva-torsionnih-polej-mozhno-videlit.html
  • zadachi.bystrickaya.ru/metod-modelirovaniya-v-nauke-i-tehnike-ego-obektivnoe-i-logicheskie-osnovi-chast-4.html
  • paragraph.bystrickaya.ru/letopisi-i-povesil-oleg-shit-svoj-na-vratah-cargrada.html
  • urok.bystrickaya.ru/prikaz-ot-15-dekabrya-2010-g-n-173n-ob-utverzhdenii-form-pervichnih-uchetnih-dokumentov-i-registrov-buhgalterskogo-ucheta-primenyaemih-organami-gosudarstvennoj-vlasti-stranica-5.html
  • ekzamen.bystrickaya.ru/rekomendacii-podkomiteta-5-3-ii-otveti-na-zaprosi-informacii-6-80-4-a-nacionalnij-preventivnij-mehanizm-6-12-4-b-pravovie-i-institucionalnie-ramki-13-53-4-c-otdeleniya-zhandarmerii-i-komissariati-policii-54-60-11.html
  • prepodavatel.bystrickaya.ru/strahovanie-stroitelstva-chast-5.html
  • klass.bystrickaya.ru/4principi-uchetnoj-politiki-otchet-o-finansovom-polozhenii-po-sostoyaniyu-na-31dekabrya-2010-goda-3-v-tisyachah-rublej-3.html
  • school.bystrickaya.ru/bibliograficheskij-ukazatel-trudov-prepodavatelej-i-sotrudnikov-sankt-peterburgskoj-akademii-upravleniya-i-ekonomiki-1990-2010-gg-stranica-24.html
  • thescience.bystrickaya.ru/gosudarstvennoe-obrazovatelnoe-uchrezhdenie.html
  • pisat.bystrickaya.ru/uchebnaya-dokumentaciya-rukovodstvo-11.html
  • books.bystrickaya.ru/celi-i-zadachi-raboti-obekt-razrabotki-programma-na-platforme-microsoft-net-framework.html
  • university.bystrickaya.ru/fridrih-ii-velikij-100-velikih-voenachalnikov.html
  • essay.bystrickaya.ru/diplomu-uchitel-nachalnih-klassov-yurist.html
  • literature.bystrickaya.ru/chast-tretya-chas-torzhestva-andre-morua-olimpio-ili-zhizn-viktora-gyugo.html
  • studies.bystrickaya.ru/fauna-karpat-ptahi.html
  • education.bystrickaya.ru/3vipishi-videlennie-slova-v-nachalnoj-forme-videli-koren-osnovnaya-obrazovatelnaya-programma-nachalnogo-obshego.html
  • nauka.bystrickaya.ru/uroki-zdorovya.html
  • shpora.bystrickaya.ru/xix-vek-stanovlenie-sovremennoj-filosofii-stranica-48.html
  • otsenki.bystrickaya.ru/spasennaya-iz-ada-i-a-altman-otv-sostavitel-m-v-voronov.html
  • ekzamen.bystrickaya.ru/scenarij-novogodnego-detskogo-utrennika-skazochnik-i-ded-moroz.html
  • textbook.bystrickaya.ru/k-drugu-chavesu-uglublennie-medosmotri-pozvolili-proverit-zdorove-bolee-17-tisyach-astrahancev.html
  • kolledzh.bystrickaya.ru/43tehnicheskoe-predlozhenie-forma-3-anketa-uchastnika-forma-4-17.html
  • education.bystrickaya.ru/192uchastie-v-provedenii-obzora-desyatiletnej-deyatelnosti-po-osushestvleniyu-povestki-dnya-na-hhi-vek-rio10.html
  • obrazovanie.bystrickaya.ru/programma-konsolidaciya-vozmozhnostej-monitoringa-so-storoni-grazhdanskogo-obshestva-moldovi.html
  • credit.bystrickaya.ru/otchetnaya-informaciya-stranica-4.html
  • learn.bystrickaya.ru/finaminfo-23032012-rossiyane-budut-sami-rasporyazhatsya-vkladami-s-pensij-monitoring-smi-rf-po-pensionnoj-tematike-26-marta-2012-goda.html
  • knowledge.bystrickaya.ru/n-v-bandurina-pravovaya-kategoriya-finansovaya-usluga-v-zakonodatelstve-o-zashite-konkurencii-stranica-3.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.