.RU

2. Психологическая коррекция родительско-детских отношений - Курс лекций москва 2006 ббк ш шурыгина И. А., Бугренкова Т. А


^ 2. Психологическая коррекция родительско-детских отношений
Особые трудности в процессе психокоррекции детей с нару­шениями поведения вызывают неправильные, искаженные роди­тельские установки на проблемы ребенка. К сожалению, боль­шинство родителей ориентируются на отдельные симптомы по­ведения. Например, мать жалуется на то, что сын «без спросу берет чужое, ворует», и просит психолога помочь ребенку изба­виться от этого. Такой формальный, поверхностный взгляд на проблемы ребенка формирует у некоторых родителей потреби­тельское отношение к психологической помощи, и они всю от­ветственность за результат полностью возлагают на психолога. Изменение подобной позиции родителей, а также их установки в отношении психокоррекционного процесса и собственной роли в нем является принципиальным положением при построении психокоррекционной программы. Перед психологом стоит задача пе­реориентации внимания родителей с симптома на личность ре­бенка в целом. Это достигается в процессе направленных бесед с родителями, с их обязательным знакомством с результатами пси­ходиагностических данных, а также в процессе совместных заня­тий с детьми, организация которых обеспечивает личностный рост каждого участника за счет приобретения нового уникального опыта социального взаимодействия.

Семейная психокоррекция рассматривается как комплекс психокоррекционных воздействий, способствующих гармонизации личностной структуры и семейных взаимоотношений, а также ре­шению актуальных психотравмирующих проблем, обусловленных сложностями в этих отношениях.

Учитывая многоуровневую структуру поведенческих наруше­ний у подростков, выделяются основные блоки психокоррекционной работы с ними: гностический, конструктивный, органи­зационный и коммуникативный.

Основная цель гностического блока — формирование у под­ростков и их родителей адекватного представления о своих лич­ностных особенностях, переживаниях и потенциальных возмож­ностях. Этот блок чрезвычайно важен в психокоррекционном комплексе.

Конструктивный блок психокоррекции направлен на проектирование психокоррекционного процесса, отбор средств и методов психокоррекции.

Основной целью организационного бло­ка психокоррекции является практическая реализация психокор­рекционных задач. На этом этапе требуется обучить участников психокоррекции (родителей и подростков) умению распознавать и объективизировать психотравмирующие ситуации и причины нарушений поведения у подростков, а также активизировать роль каждого участника в психокоррекции. Это в значительной степе­ни зависит от индивидуально-психологических характеристик лич­ности участников психокоррекции, особенностей семейного вос­питания. Подросток и его родители объективно должны научиться оценивать трудные для них жизненные ситуации, видеть их как бы со стороны. Для этого целесообразно проводить занятия с семьей в форме ролевой игры, но опираясь на примеры реально­го поведения. Например, подросток выполняет роль родителя или приятеля, и ему нужно разрешить ситуацию и выбрать наиболее приемлемые варианты выхода из нее. В игре задействованы все члены семьи, они также предлагают свои варианты. После заня­тия результаты игры обобщаются. Выписываются все предложенные варианты поведения, обсуждается, что наиболее приемлемо для семьи. Многие родители, испытывая существенные трудности при выполнении ролей, отказываются их выполнять, замыкаются. Перед психологом стоит задача усиления мотивации родителей на вы­полнение ролевых игр. Это достигается с помощью следующих психотехнических приемов: активная поддержка психологом всех членов семьи в процессе игры; непосредственное участие психо­лога в ролевой игре; разъяснение родителям цели и задачи игры, т. е. создание положительной установки на игру.

С целью расширения диапазона возможных вариантов пове­дения родителей и подростков в трудных для них ситуациях ре­комендуется устраивать специальные групповые занятия с несколь­кими семьями.

Подбор семей проводится с учетом их желания и сходства проблем. Целесообразно использовать групповые дискуссии, чтобы совместно выработать оптимальное решение той или иной жиз­ненной ситуации, основываясь на понимании ее психологиче­ского смысла. В ситуациях должны быть отражены потребности и проблемы каждого участника группы. Психологом предлагает­ся ряд жизненных задач, после чего все по очереди высказыва­ют свою точку зрения на представленную проблему. Высказыва­ния записываются, а затем принимается коллективное конструк­тивное решение. Однако цель групповой дискуссии отнюдь не нахождение каких-то оптимальных, конкретных вариантов вы­хода из трудной ситуации, а повышение мотивации и вовлечен­ности участников группы в решение обсуждаемых проблем. В про­цессе дискуссии психолог фиксирует отношение родителей к си­туациям по следующим параметрам: мотивация, эмоциональное или рациональное отношение к ситуации, конструктивный или неконструктивный выход из нее. Опыт показывает, что боль­шинство родителей склонны к эмоциональной оценке ситуации. Это проявлялось в таких высказываниях, как: «это меня шоки­рует», «расстраивает», «у меня пропадает сон» и др., что спо­собствовало неконструктивным способам решения семейных про­блем. В процессе групповых дискуссий родители учатся осоз­навать свои проблемы.

Помимо психокоррекционных занятий, которые проводит пси­холог, он вместе с родителями составляет учебный план, план организации досуга на определенный период времени, просмат­ривает и обсуждает роль каждого из родителей в том или ином виде деятельности подростка.

Важным критерием эффективности занятий организационно­го блока является свободное выражение родителями и подрост­ком собственных эмоций, понимание и раскрытие своих проблем, осознание родителями своей роли в развитии конфликтной си­туации с подростком.

Коммуникативный блок отвечает за установление оптималь­ных взаимоотношений между всеми участниками коррекционного процесса (подростком, родителями, прародителями и другими членами семьи), а также за формирование новых приемов и спо­собов общения и поведения с подростками.

Важным принципом семейной психокоррекции нарушения по­ведения является онтогенетическая ориентация психокоррекционного подхода, впервые предложенная В. В. Лебединским с со­авторами. Данное направление психокоррекции включает в себя гармонизацию личностной структуры подростка за счет воздей­ствия на его эмоционально-волевую, потребностно-мотивационную и коммуникативно-поведенческую сферы. Предполагается возврат к ранним онтогенетическим этапам поведения, общения, саморегуляции. Перед психологом стоит задача организовать си­туационно-личностное и ситуационно-деловое общение подрост­ка с родителями. Можно использовать такие психотехнические игры, как «чтение мыслей», «живая скульптура», которые про­водятся в семейной группе (родитель—подросток). Психолог предварительно договаривается с подростком, и тот изображает определенные чувства: «разочарование», «удивление», «досаду», «радость» и др. Родитель должен угадать, какое чувство изо­бражает ребенок. Затем, наоборот, родитель становился актером, а подросток — экспертом его таланта. При выполнении упражне­ния «живая скульптура» подросток и родитель изображают жи­вотных, предметы и др. Такие игры вызывают положительные эмоции у участников группы, способствуют свободному выра­жению, спонтанному поведению. Кроме того, можно использовать ролевые игры, содержание которых составляли ранние детские воспоминания о счастливо и несчастливо пережитых ситуациях. Подростку предлагают обыграть их в присутствии родителей или изобразить в рисунке. В процессе таких занятий проходит осо­знание, рационализация и творческая переработка психокоррекционной информации.

Стимуляция оптимальных взаимоотношений между подрост­ками и их родителями успешно достигается не только в семей­ных, но и в детско-родительских группах, состоящих из несколь­ких семей. Опыт работы показывает, что участие в родитель­ских группах помогает некоторым семьям восстановить гармонию не только родительских, но и супружеских отношений. Группо­вая психокоррекция создает специфические условия для раскры­тия внутриличностной и внутрисемейной проблематики с помо­щью моделирования и анализа актуального группового межличностного взаимодействия. Опыт многочисленных психокоррекционных и психотерапевтических групп, обобщенный русскими и зарубежными психологами, показывает, что групповая форма рабо­ты способствует конструктивному переосмыслению личностных проблем, формирует как эмоциональное переживание проблем и конфликтов на более высоком уровне, так и новые, более адек­ватные эмоциональные реакции, вырабатывает ряд социальных навыков, особенно в сфере межличностного общения.

Сам процесс групповой коррекции коммуникативного блока включает в себя четыре основные фазы. ^ На первой, установочной, фазе перед психологом стоит задача сформировать группу как целое, вызвать у членов группы положительный настрой на занятие. Основными психотехническими приемами на данной фазе являются спонтанные игры, направленные на развитие положитель­ного эмоционального фона. Каждая семья (состоящая из двух или трех человек) выбирает лидера или капитана команды. Участ­никам психокоррекционных занятий предлагается выполнить ряд упражнений на ловкость, смекалку, решить 3-4 задачи. Развле­кательная форма занятий на установочной фазе способствует сближению членов группы, создаёт положительную эмоциональ­ную установку на занятие. Неопределенность целей занятий и свобода самовыражения в спонтанных играх иногда вызывает тревогу у родителей. Поэтому рекомендуется проводить не более двух-трех занятий установочной фазы. Основной целью подгото­вительной фазы семейной групповой психокоррекции является структурирование группы, формирование активности и самостоя­тельности ее членов. Это достигается с помощью специальных сюжетно-ролевых игр и игр-драматизаций, направленных на снятие эмоционального напряжения. Используются такие ролевые иг­ры, как «Мостик через пропасть», «Автобус в час пик», «Оче­редь» и др. Эти игры представляют собой своеобразные имита­ционные модели проблемных ситуаций межличностного общения. Психолог фиксирует отношение членов группы друг другу, осо­бенности их межличностного общения. На этом этапе также ре­комендуется использование приемов невербального взаимодейст­вия с помощью таких игр, как «Узнавание на ощупь другого че­ловека», «Поводырь», когда члены группы с завязанными глазами двигаются по комнате с помощью ведущего.

^ Реконструктивная (основная) фаза групповой семейной пси­хокоррекции решает следующие задачи: коррекция неадекватных эмоциональных реакций; обучение самостоятельному нахождению нужных форм эмоционального реагирования. Это достигается с помощью психодраматических «постановок» одной из семей, где родители и подросток меняются ролями. После «просмотра» психодрамы члены группы приступают к совместному обсуждению проблемы. На первоначальных этапах сюжеты выбирает психо­лог: например, сын украл у матери деньги и сделал ей подарок, или дочь требует от родителей отделения, размена квартиры и проч. На последующих этапах разыгрываются жизненные про­блемы конкретных семей, участвующих в психокоррекции, с по­следующим обсуждением.

Компонент личности

Психологический механизм

Радикалы

Эмоциональный

Эмоциональное реагирование

Свободное выражение эмоций. Эмоциональное отношение к своим проблемам. Принятие эмоциональ­ной поддержки. Изменение способов эмоционального реагирования на проблему

Когнитивный

Расширение сферы осозна­ния своих проблем

Осознание мотивов воспитания. Осознание причин конфликта и своей роли в конфликте самим подростком. Понимание и принятие личностных особенностей подростка

Поведенческий

Формирование новых приемов и способов поведения

Преодоление неадекватных форм поведения: аффективность, агрессив­ность, ригидность и др. Закрепление новых форм поведения и защитных механизмов

В процессе групповой психокоррекции анализируется воз­действие на ее участников на трех уровнях: эмоциональном, ког­нитивном и поведенческом. В таблице представлены оценочные радикалы коммуникативного блока психокоррекции.

В зависимости от особенностей межличностных отношений в семье и структуры личности подростка, ведущие роли участников психокоррекционного процесса распределяются по-разному.

Перечисленные выше блоки психокоррекции взаимосвязаны и представляют собой единый психокоррекционный комплекс. Сам психокоррекционный процесс складывается из трех этапов: установочно-диагностический, собственно-коррекционный и закреп­ляющий.

Неадекватное поведение подростка, являясь следствием сфор­мировавшейся личностной дисгармонии, проявляется в различ­ных вариантах, начиная от антидисциплинарных и патохарактерологических реакций до девиантного и делинквентного поведе­ния. Все это требует тщательного, аргументированного подбора психокоррекционных методов. Могут быть использованы мето­ды психодинамического, поведенческого, когнитивного и других направлений психокоррекции. Многообразие психокоррекционных приемов позволяет индиви­дуализировать их применение в отношении конкретного боль­ного в зависимости от его возраста, личностных особенностей, клинико-психопатологической формы нарушения поведения.

Вопросы и задания:

  1. Определите, что такое характер и как он может быть связан с дисгармонией развития.

  2. Объясните, в чём отличие психопатии от акцентуации характера.

  3. Опишите принципы построения типологии личности Э. Кречмера.

  4. Перечислите возможные формы психопатий по этиологии возникновения.

  5. Назовите основные клинические подходы к выделению групп психопатических расстройств (П.Б. Ганнушкин, О.В. Кербиков).

  6. Опишите классификацию акцентуаций характера и психопатий применительно к детскому возрасту К. Леонгарда.

  7. В чём отличие классификации А.Е. Личко от классификации К. Леонгарда?

  8. Охарактеризуйте основные подходы к выявлению акцентуаций характера и психопатий в детском возрасте.

  9. Охарактеризуйте основные подходы к коррекции дисгармонического развития в детском возрасте.

Литература

  1. Семаго Н.Я., Семаго М.М. Проблемные дети (основы диагностической и коррекционной работы психолога). – М., 2001.

  2. Лёйнер Х. Кататимное переживание образов / пер. с нем. Я.Л. Обухова. – М.: «Эйдос», 1996.

  3. Обухов Л.Я. Символдрама: кататимно-имагинативная психотерапия детей и подростков. – М.: «Владос», 1998.



Раздел Y. Психология детей со сложными нарушениями

развития

Лекция 15. Особенности психологического развития детей со сложными нарушениями

124-komandir-otdelnogo-batalona-v-mirnoe-i-voennoe-vremya-vipolnyaet-obyazannosti-predusmotrennie-punktami-90-92-nastoyashego-ustava.html
124-oplata-truda-nadomnikov-zarplata-ot-a-do-ya-buhgalterskij-uchet.html
124-ponizhennie-tarifi-strahovih-vznosov-dlya-inih-kategorij-strahovatelej.html
124-psihologiya-tamozhennoj-deyatelnosti-prikladnaya-yuridicheskaya-psihologiya.html
124-soderzhanie-poyasnitelnoj-zapiski-uchebnoe-posobie-vladimir-2011-udk-657-1-69-bbk-65-052-253-1.html
124-stabilizaciya-polimerov-himiya-visokomolekulyarnih-soedinenij.html
  • bukva.bystrickaya.ru/rossiya-v-sisteme-mezhdunarodnoj-integracii.html
  • reading.bystrickaya.ru/lekciya-10-avtonomnaya-nervnaya-sistema-uchebno-metodicheskij-kompleks-disciplini.html
  • tests.bystrickaya.ru/kurs-po-viboru-annotaciya.html
  • lektsiya.bystrickaya.ru/prilozhenie-2-soderzhanie-1-predmet-i-metod-teorii-gosudarstva-i-prava.html
  • tetrad.bystrickaya.ru/uchebno-metodicheskij-kompleks-po-discipline-leksikologiya-dlya-specialnosti-050303-inostrannij-yazik-utverzhden-na-zasedanii-kafedri.html
  • grade.bystrickaya.ru/millward-brown-centralnie-smi-analiz-upominaemosti-v-smi-romir-i-konkurentov-obzor-smi-za-27-aprelya-2010-god.html
  • urok.bystrickaya.ru/programma-disciplini-modeli-ekonomicheskoj-dinamiki-dlya-napravleniya-ekonomika-specialnosti-ekonomika.html
  • shpora.bystrickaya.ru/zakonodatelnoe-obespechenie-promishlennoj-politiki-i-investicionnoj-strategii-kraya-34.html
  • universitet.bystrickaya.ru/temi-diplomnih-rabot-po-kafedre-buhgalterskij-uchet-i-audit-v-2005-2006-g-uchetnaya-politika-predpriyatiya.html
  • university.bystrickaya.ru/glava-17-kak-vsegda-v-pervuyu-ochered-ya-hochu-poblagodarit-moego-luchshego-druga-boga-yanadeyus-chto-odnazhdi-dlya.html
  • credit.bystrickaya.ru/ot-perevodchika-filosofskoe-antikovedenie-i-klassicheskaya-tradiciya-tom-i-vipusk-2.html
  • ekzamen.bystrickaya.ru/robert-anton-uilson-kvantovaya-psihologiya-stranica-2.html
  • lecture.bystrickaya.ru/arkan-viii-predislovie.html
  • kontrolnaya.bystrickaya.ru/referat-po-discipline-finanasi-i-kredit-na-temu-formi-kredita-v-eksportno-importnih.html
  • tetrad.bystrickaya.ru/vashemu-vnimaniyu-predlagaetsya-ocherednoj-31-j-katalog-cvetochnih-rastenij-iz-nashej-kollekcii-po-kotoromu-vi-smozhete-oformit-zakaz-i-poluchit-sortovoj-posadochnij.html
  • thescience.bystrickaya.ru/issledovatelskaya-rabota-istoriya-sozdaniya-teatralnoj-kukli-poigraem-v-teatr.html
  • zanyatie.bystrickaya.ru/ocenka-spermi-po-gustote-i-podvizhnosti-spermiev.html
  • universitet.bystrickaya.ru/strategicheskoe-planirovanie-i-prognozirovanie-nacionalnoj-ekonomiki-d-e-n-prof-veduta-elena-nikolaevna-aud-307-korp-1-20-00-21-30.html
  • obrazovanie.bystrickaya.ru/prikaz-ot-11-oktyabrya-2010-g-n-873n-ob-utverzhdenii-perechnya-sanatorno-kurortnih-uchrezhdenij-v-kotorie-predostavlyayutsya-putevki-na-sanatorno-kurortnoe-lechenie-grazhdan-imeyushih.html
  • doklad.bystrickaya.ru/uchebno-metodicheskij-komplekt-obrazovatelnaya-programma-nachalnogo-obshego-obrazovaniya-s-sherkali.html
  • assessments.bystrickaya.ru/deyatelnost-komitetov-i-komissij-gd-mezhdu-npo-i-nko-prolyazhet-cherta-zakona-9.html
  • upbringing.bystrickaya.ru/kommentarii-voo-russkoe-sodruzhestvo-v-adres-antirossijskoj-isteriki-narodnogo-deputata-yaroslava-kyondzora.html
  • knowledge.bystrickaya.ru/metodicheskoe-posobie-dlya-uchitelya-nabor-uprazhnenij-i-laboratornih-rabot-kompyuternie-programmi-instrukcii-po-rabote-s-programmami.html
  • knigi.bystrickaya.ru/reglament-peregovorov-pri-poezdnoj-i-manevrovoj-rabote-stranica-3.html
  • obrazovanie.bystrickaya.ru/prilozhenie-12-pravila-priema-na-2011-g-tomsk.html
  • abstract.bystrickaya.ru/29-avgusta-v-1600-informacionnij-byulleten-administracii-sankt-peterburga-32-733-29-avgusta-2011-g.html
  • tests.bystrickaya.ru/literatura-literatura-kglave-1-vizhe-zh-p-voprosi-filosofii-1956-s-91-rezerford-e-stroenie-atoma-i-iskusstvennoe-prevrashenie-elementov-per-s-angl.html
  • education.bystrickaya.ru/15-sobiratelstvo-bernard-verber.html
  • uchebnik.bystrickaya.ru/viii-slovo-kak-sredstvo-appercepcii-v-s-stepin-predsedatel-s-s-averincev-g-a-ashurov-a-i-volodin.html
  • college.bystrickaya.ru/22-29-fevralya-2008-g-nauchnaya-konferenciya-vii-konferenciya-gomeostaz-i-endoekologiya.html
  • zadachi.bystrickaya.ru/ministerstvo-obrazovaniya-rossijskoj-federacii-prikaz-o-vvedenii-v-dejstvie-vnutriuniversitetskoj-sistemi-eksportnogo.html
  • credit.bystrickaya.ru/perevod-idiomaticheskih-i-neidiomaticheskih-slozhnih-sushestvitelnih-i-slozhnih-prilagatelnih-s-anglijskogo-yazika-na-russkij.html
  • znaniya.bystrickaya.ru/rabochaya-programma-uchebnaya-disciplina-osnovi-oboroni-gosudarstva-i-voennoj-sluzhbi-naimenovanie.html
  • zadachi.bystrickaya.ru/mikrosatellitnaya-izmenchivost-v-populyaciyah-cheloveka-1-fundamentalnie-issledovaniya-etiologii-i-patogeneza-ryada.html
  • shpora.bystrickaya.ru/zaklyuchitelnie-zamechaniya-rukovodstvo-dlya-nepravitelstvennih-organizacij-po-predstavleniyu-dokladov-komitetu-po-pravam-rebenka.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.