.RU

2. Речевая деятельность - Системантика


^ 2. Речевая деятельность

Речевая деятельность в целом схематично представлена на рис. 331. Схема включает в себя новейшие представления семантики. Она состоит из двух половин, представляющих два взаимосвязанных и взаимопроникающих аспекта языковой деятельности человека.



Рис. 33. Схема речевой деятельности

Площадь треугольника АВС представляет «энциклопедические знания» субъекта речевой деятельности о мире, реальности и о себе. В процессе общения задействуется малая часть, касающаяся предмета разговора, из нее черпаются аргументы и факты, воздействующие на выбор лексических и грамматических средств, которые практически реализуют языковую коммуникацию.

Площадь треугольника АDC включает все наши знания о языке, на котором ведется речевая деятельность. Энциклопедические знания, проходя через эту сферу, получают языковую оболочку. Обе сферы задействованы одновременно, дополняя друг друга, что показано на рис. 33 общей двойной линией. Человеческий мозг представлен в ее высшей точке А.

Значение языковой единицы (слова) может быть представлено как производное от этой схемы: она (единица языка) получает значение из внесистемного мира. На появление новой лексической единицы воздействует вся сфера энциклопедических знаний.

Точка ^ С обозначает результат операций языковой системы, который, с одной стороны, испытывает влияние энциклопедических знаний о мире (точка В), а с другой – влияние метаязыка системы (точка D). В языковых системах слово занимает центральное место, такое же место в нашем мышлении занимает понятие.

^ 3. Семиотический треугольник

Языковой знак – это двухсторонняя психическая сущность, иллюстрируемая на рис. 34.



Рис. 34. Психическая сущность языкового знака

Языковой знак связывает понятие и акустический образ. Эти два термина удобно заменить терминами «означаемое» и «означающее», которые находятся между собой в «соответствии». Знаковая система базируется на тройственном взаимодействии: реальность – мышление – язык (рис. 35).



Рис. 35. Семиотический треугольник


Для языковой системы практически безразлично, какими словами выражены те или иные понятия. Например, понятие «стол» не связано никаким внутренним соотношением с последовательностью звуков «с-т-о-л», служащей в русском языке его означающим, оно могло бы быть выражено любым другим сочетанием звуков. Означающее, воспринимаемое на слух, имеет линейный характер и располагает лишь линией времени; его элементы следуют один за другим, образуя цепь.

Знак – это объект или событие, которые способны что-то обозначать, т. е. указывать на некоторый другой объект, и что-то означать, т. е. иметь некоторый смысл.

Знаковые системы изучает наука семиотика. Не все знаки имеют конкретное содержание.

С понятием знака непосредственно связаны понятия «денотат» и «концепт».

^ Денотат – это объект, обозначаемый данным знаком. Концепт – это свойство денотата, выражаемое знаком. Концепт определяет свой денотат. Отношения между знаком, его концептом и денотатом выражает семиотический треугольник (треугольник Фреге, см. рис. 35).

Когда знак реально вступает во взаимодействие со своим денотатом и концептом, возникает знаковая ситуация. Возможны знаковые ситуации, когда одна из вершин отсутствует (рис. 36).



Рис. 36. Знаковые ситуации


Из семиотического треугольника следует, что знак имеет две знаковые функции: обозначает не только денотат, но и его концепт. Отношение к концепту называется десигнатом.

Объем знака – это объем поля денотата. Важными понятиями, имеющими отношение к семиотическому треугольнику, являются понятия экстенсионала и интенсионала.

Экстенсионал знака определяет конкретный класс всех его допустимых денотатов. Интенсионал знака определяет содержание понятия и характеризует концепт.

^ 4. Знаковая система

Знаковая система – это множество знаков с регулярными отношениями между ними, отражающее регулярные отношения между их концептами и денотатами (рис. 37).




Рис. 37. Знаковая система


Синтактика изучает внутреннее устройство системы, правило построения сложных знаков из простых. Для естественных языков выступает в виде синтаксиса, определяющего правильное построение предложения и связанного текста. В искусственных языках синтактика определяет правильное логическое построение потенциально осмысленных выражений.

Семантика изучает соотношение, с одной стороны, между знаками и их денотатами, с другой – между знаками и их концептами (смыслами).

Прагматика изучает знаки с точки зрения их отношения к адресату сообщения.

Различают следующие типы знаковых систем: естественные системы, образные системы, языковые системы, системы записи, кодовые системы. Каждому типу системы соответствует свой базисный знак: естественным (натуральным) системам соответствует знак в виде материального, реального предмета или явления; образным системам соответствует образ; языковым системам – слово; системам записи – буква или иной аналогичный символ; кодовым системам – символ1.

Каждый тип знака отражает действительность определенным образом:

естественный знак – указывает;

образ – отражает;

слово – описывает;

буква – фиксирует;

символ – кодирует.

Язык является системой произвольно выбранных знаков. Под знаком подразумевается нечто, стоящее вместо чего-то другого. Каждой знаковой системе присущи свои правила, но есть и общие законы построения любых систем. Каждая система должна выбрать свой базисный знак. Все знаки занимают определенные позиции во внутрисистемной иерархии. Каждой позиции соответствуют свои правила, которым подчиняются знаки данной категории.


Глава VIII
^ СЕМАНТИЧЕСКОЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ
ДАННЫХ И ЗНАНИЙ


Система понятий предметной области и ее соответствие системе понятий формальной модели являются исходными при решении прикладных задач. Под представлением данных и знаний понимается конкретный способ описания предметной области, задаваемый конкретным составом слов языка и синтаксисом описания, а также правилами соотношения языковых выражений с отображаемыми ими объектами.

Для определенности под предметной областью будем иметь в виду область экспертизы или знания об этой предметной области. Понятие «проблемная область» включает предметную область и задачи, решаемые в этой области. Под данными понимаются исходные, промежуточные или окончательные результаты текущего диалога человека с компьютером. Под знаниями будем понимать любую информацию (в том числе и конкретные факты), которая хранится в компьютере, вне зависимости от того, решает система задачу или нет.

Процесс внутренней интерпретации данных и знаний путем установления внутренних и внешних структур связей называют структуризацией.


13-motivaciya-trudovoj-deyatelnosti-programma-konferencii-25-27-oktyabrya-2011-goda-ufa-2011.html
13-nachalo-reformi-patriarha-nikona-n-i-sazonova-u-istokov-raskola-russkoj-cerkvi-v-xvii-veke-ispravlenie.html
13-nalogovoe-obyazatelstvo-osnovnoj-element-nalogovoj-sistemi-lekcionnij-kompleks-po-discipline-nalogovij-uchet-glossarij.html
13-nazemnaya-fototopograficheskaya-semka-instrukciya-po-topograficheskim-semkam-v-masshtabah-1-5000.html
13-nekommercheskie-organizacii-1-kommercheskie-predpriyatiya-ih-tipi-vidi-funkcii-4.html
13-nepostizhimoe-iskusstvo-zhit-vladimir-lvovich-levi.html
  • lesson.bystrickaya.ru/poyasnitelnaya-zapiska-3-stranica-3.html
  • obrazovanie.bystrickaya.ru/programma-itogovoj-obrazovatelno-nauchnoj-konferencii-studentov-kazanskogo-universiteta-2011-god.html
  • college.bystrickaya.ru/2-soderzhanie-uchebnoj-disciplini-metodicheskie-ukazaniya-i-kontrolnie-zadaniya-dlya-studentov-zaochnikov-salavatskogo.html
  • bukva.bystrickaya.ru/nogi-iz-glini-stranica-6.html
  • upbringing.bystrickaya.ru/luchshie-alpinistskie-lageri-narodi-nashej-velikoj-rodini-po-ustanovivshejsya-tradicii-otmechayut-trudovimi-podvigami.html
  • urok.bystrickaya.ru/prikaz-01-10-2009-g431-ob-organizacii-i-provedenii-5-dnevnih-sborov-po-40-chasovoj-uchebnoj-programme-po-kursu-obzh.html
  • institute.bystrickaya.ru/ezhekvartalnij-otchet-emitenta-emissionnih-cennih-bumag-otkritoe-akcionernoe-obshestvo-uralsvyazinform-kod-emitenta-stranica-4.html
  • institut.bystrickaya.ru/tema-10-mirovoj-rinok-uslug-uchebnoe-posobie-sfera-uslug-v-sovremennom-obshestve-ekonomika-menedzhment-marketing.html
  • zadachi.bystrickaya.ru/pensionnij-fond-kameralnie-proverki.html
  • shpora.bystrickaya.ru/vserossijskaya-distancionnaya-igra-konkurs-labirintami-znanij-k-tajnam-atlantidi-5-6-klass.html
  • school.bystrickaya.ru/m21-malceva-anna-vyacheslavovna-bibliograficheskij-ukazatel-trudov-prepodavatelej-i-sotrudnikov-sankt-peterburgskoj.html
  • zanyatie.bystrickaya.ru/sovremennoe-mirovoe-hozyajstvo.html
  • zadachi.bystrickaya.ru/organizaciya-strahovogo-dela-strahovoj-rinok.html
  • uchit.bystrickaya.ru/tablica-3-doklad-o-rezultatah-monitoringa-i-kontrolya-vipolneniya-municipalnogo-zadaniya-na-predostavlenie-municipalnih.html
  • kontrolnaya.bystrickaya.ru/programma-professionalnoj-perepodgotovki-mirovaya-ekonomika.html
  • notebook.bystrickaya.ru/intellektuali-xxi-veka.html
  • lecture.bystrickaya.ru/analiz-rezultatov-socialno-gigienicheskogo-monitoringa-za-sostoyaniem-fakticheskogo-pitaniya-naseleniya.html
  • letter.bystrickaya.ru/nauchno-proizvodstvennoe-obedinenie-elektronmash.html
  • kontrolnaya.bystrickaya.ru/programma-vstupitelnih-ispitanij-dlya-lic-postupayushih-na-napravlenie-podgotovki-032700-68-filologiya.html
  • urok.bystrickaya.ru/priglashenie-k-delovomu-sotrudnichestvu-stranica-11.html
  • kontrolnaya.bystrickaya.ru/rasskaz-s-kommentariyami-kotorih-ne-menshe-chem-sam-rasskaz-stranica-12.html
  • doklad.bystrickaya.ru/v-v-usmanov-zaveduyushij-redakciej-p-v-alesov-redaktor-t-p-ulyanova-hudozhestvennij-redaktor-v-b-shimkevich-korrektori-m-e-roshal-t-v-dudova-dizajn-i-verstka-e-yu-pashej-bbk-55-653-57-stranica-13.html
  • teacher.bystrickaya.ru/ezhekvartalnij-otchet-po-cennim-bumagam-za-2-kvartal-2008-goda-stranica-2.html
  • credit.bystrickaya.ru/otchet-o-provedenii-vtoroj-mezhdunarodnoj-nauchnoj-konferencii-innovacionnoe-razvitie-ekonomiki-rossii-resursnoe-obespechenie.html
  • uchebnik.bystrickaya.ru/urok-6-kommentarii-dlya-uchitelej-urok-odeyanie-sotkannoe-na-nebesah-3-urok-kommentarii-dlya-uchitelej-7.html
  • holiday.bystrickaya.ru/naznachenie-i-oblast-primeneniya-poluavtomaticheskoj-svarki-pod-flyusom.html
  • uchitel.bystrickaya.ru/puti-sovershenstvovaniya-turizma-kak-sredstva-vozrozhdeniya-kulturno-istoricheskih-cennostej-kaliningradskogo-anklava-chast-8.html
  • assessments.bystrickaya.ru/doklad-o-sostoyanii-zdorovya-naseleniya-moskvi-v-2009-godu-moskva-2010.html
  • reading.bystrickaya.ru/kolyaski-matreshka.html
  • credit.bystrickaya.ru/plan-seminara-3-po-discipline-istoriya-ekonomicheskih-uchenij-dlya-studentov-2-kursa-bakalavriata-po-napravleniyu-ekonomika.html
  • holiday.bystrickaya.ru/o-provedenii-gosudarstvennoj-itogovoj-attestacii-vipusknikov.html
  • college.bystrickaya.ru/12-predposilki-dvizheniya-dekabristov-formirovanie-revolyucionnoj-ideologii.html
  • knowledge.bystrickaya.ru/metodicheskie-ukazaniya-k-vipolneniyu-kontrolnih-kursovih-rabot-po-discipline-intellektualnie-informacionnie-sistemi.html
  • predmet.bystrickaya.ru/riskove-svrzani-s-finansovite-instrumenti-konsolidiran-otchet-za-finansovoto-sstoyanie-1.html
  • zadachi.bystrickaya.ru/municipalnaya-sobstvennost-kak-obekt-municipalnogo-upravleniya-na-primere-mo-gorod-arhangelsk.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.