.RU

2002-2005гг. 2006-2010гг - Энергоэффективность в российской национальной стратегии топливно- энергетического комплекса



2002-2005гг.

2006-2010гг.

Сокращение выбросов в атмосферу

всего по ТЭК (млн. т/год),

в том числе по отраслям (тыс. т/год):

  • газовая

  • нефтедобывающая

  • нефтеперерабатывающая

  • угольная

  • электроэнергетика


1,530

397,8

183,6

84,2

99,4

765,0


2,5370

659,6

304,4

139,5

165,0

1268,5

Сокращение сброса загрязненных сточных

вод всего по ТЭК (млн. м3),

в том числе по отраслям:

  • газовая

  • нефтедобывающая

  • нефтеперерабатывающая

  • угольная

  • электроэнергетика


1,9

2,0

33,6

79,0

278,5


3,1

3,5

52,5

123,6

435,3

Рекультивация загрязненных и нарушенных земель всего по ТЭК (тыс. га),

в том числе по отраслям:

  • газовая

  • нефтедобывающая

  • нефтеперерабатывающая

  • угольная


6,5

6,3

5,8

5,8


8,6

8,3

7,6

7,5

Источник: Глухова М.В., Кудинов Ю.С. Топливно-энергетический комплекс Российской Федерации и экологическая безопасность. М., 2003, с.10-121.


на 0,43 и 0,68 т/тыс.т переработанной нефти. И наконец, в угольной отрасли эти меры будут способствовать сокращению выбросов в атмосферу с 0,35 до 0,51 т/тыс.т добытого угля в периоды 2002-2005гг. и 2006-2010 годы.

С целью последовательного ограничения нагрузки ТЭКа на окружающую среду назрела необходимость создания гармонозированной законодательной и нормативно-правовой базы, жестко регламентирующей обеспечение экологической безопасности как составной части правовой системы, обеспечивающей решение задач энергостратегии. В составе такой базы, наряду с законодательно закрепленными нормами и механизмом реализации платы за негативное воздействие на окружающую среду, могут быть законодательно установленные положения о возобновляемых и нетрадиционных источниках энергии для обеспечения правовых предпосылок приоритетного использования возобновляемых источников энергии в целях экономии органического топлива и охраны окружающей среды.

В конечном счете, по данным Минэкономразвития РФ, под влиянием всех факторов в среднем снижение выбросов «парниковых» газов по отношению к уровню 1990 года составит в первый период реализации Киотских обязательств (2008-2012гг.) около 3 млрд. т эквивалента СО2, или ежегодно в среднем на 600 млн. тонн – на 20% ниже, чем в 1990 году.40

Итак, если в настоящее время, по данным Программы ООН по окружающей среде (ЮНЕП), Россия отправляет в атмосферу примерно 1,5 млрд. т вредных выбросов диоксида углерода, то в случае благоприятного (высокие темпы роста экономики, выполнение программ энергоэффективности) социально-экономического сценарного развития (по данным Минэкономразвития и Минэнерго РФ) через 17 лет эта цифра составит 2,2 млрд. т, а по очень благоприятному – лишь 1,8 млрд. т, что значительно ниже показателя 1990 года.

Одним из эффективных средств снижения выбросов СО2 в атмосферу является переход с одних видов топлива, с высоким содержанием углерода (уголь), к другим, с низким его содержанием (газ, биомасса). В первую очередь это касается увеличения использования газа в ныне «грязных» отраслях – электроэнергетике, черной и цветной промышленности, ЖКХ, при этом доля газа в расходной части баланса первичных энергоресурсов страны снизится до 45-50% в 2020 году

Основное направление использования газа в России – генерирование электроэнергии и тепла. В общем балансе котельно-печного топлива потребление газа на электрические нужды составляло в 1985 году – 56,9%, в 1990г. – 59,6%, в 2000г. – 60%. Другими крупными потребителями газа являются черная и цветная металлургия, химическая промышленность, производство строительных материалов и коммунально-бытовой сектор.

Благоприятные экологические характеристики природного газа (пониженное выделение СО2, отсутствие окислов серы) становится одним из важнейших факторов развития газовой промышленности России. В перспективе до 2010 года рост потребности в газе в России ожидается главным образом для производства электроэнергии и тепла. Он пойдет на замещение мазута и угля, что благоприятно скажется на уменьшении выбросов в атмосферу. Увеличение использования газа произойдет не только в энергетике, промышленном производстве, ЖКХ, но также и в связи с замещением других менее экологически приемлемых видов топлива.

На социально-экономическое и экологически сбалансированное развитие газовой отрасли при минимизации техногенного воздействия на окружающую среду направлена реализация программы первоочередных природоохранных мероприятий, заложенных в «Концепцию системы управления охраны окружающей среды на объектах ОАО «Газпром», вступившей в действие в 2000 году.

Программой, в частности, определены важные приоритеты в области охраны окружающей среды и рационального природопользования:

- сохранение природной среды в зоне размещения объектов газовой промышленности, рациональное использование природных ресурсов;

- обеспечение экологической безопасности строительства и эксплуатации объектов добычи, переработки, транспортировки и хранения газа, эффективное его использование потребителями;

- участие (организационное, техническое, финансовое) в обеспечение экологической безопасности регионов, в которых размещены объекты газовой промышленности;

- реконструкция и техническое перевооружение действующих газотранспортных систем в целях повышения эффективности их работы и снижения на них вредных выбросов, исключения аварийных ситуаций, своевременного выявления и устранения дефектов, не допуская аварийные выбросы.

Решение проблем энергоэффективности позволит газовой отрасли более рационально использовать добываемый газ и одновременно уменьшить негативное воздействие на окружающую природную среду.

В предстоящий период, как заложено в «Энергетической стратегии…», динамично будет расти потребление сжиженного и сжатого природного газа в качестве моторного топлива – в эквиваленте до 5 млн. тонн нефтепродуктов к 2010 году и до 10-12 млн. тонн в 2020 году.

Однако, несмотря на повышение внутреннего спроса на природный газ, по расчетам «Энергетической стратегии…», его доля в расходной части баланса первичных энергоресурсов снизится в 2020 году до 45-46%.

Угроза возрастания выбросов в будущем может увеличится вместе с ростом значимости тяжелых и энергоемких отраслей промышленности, старением основных фондов. Наибольший «вклад» в общие выбросы СО2 от промышленных источников будут вносить энергетический сектор – около 45%, металлургия – 11%, транспорт – 10%, сектор производства стройматериалов и химической промышленности – 7%.

Снижение же доли энергетики в экономике даже при увеличении доли промышленности приведет к сокращению выбросов СО2 . Таким образом, структурные преобразования в экономике существенным образом повлияют на динамику выбросов парниковых газов в России. При этом следует учитывать, что приток инвестиций в промышленность России может привести к сокращению суммарных эмиссий при условии замены технологического оборудования на более современное.

Основные резервы сокращения эмиссии парниковых газов сосредоточены в сфере повышения энергоэффективности и снижения энергоёмкости. Энергоёмкость ВВП в России в 3-10 раз выше, чем в развитых странах, что обусловлено не только технической и технологической отсталостью, высоким износом основных фондов в реальном секторе экономики (прежде всего в энергетике) и социальной сфере, структурными «перекосами» экономики, но и климатическими условиями, а также неравномерностью территориального распределения энергоресурсов и их потребностей на больших пространствах России.

Ключевым фактором, который будет определять динамику выбросов парниковых газов в России в ближайшие десятилетия, являются инвестиции в современные производственные технологии, широкомасштабное стимулирование инноваций в сфере производства.

По оценкам ученых США, использование в энергетическом секторе новейших технологий и оборудования, способных обеспечить 80-95-процентное предотвращение выбросов СО2 и других загрязнителей в атмосферу, повышает в 2-3 раза издержки производимой на органическом топливе энергии. Поэтому энергосбережение представляет наиболее эффективным и наименее затратным мероприятием, позволяющим снижать расходы топливно-энергетических ресурсов, что влечет за собой также уменьшение эмиссии вредных выбросов.

Так, в 2003 году Министерство энергетики США начало реализацию демонстрационного проекта «Генерация будущего» («Future Gen») стоимостью в 1 млрд. долларов по строительству первой в мире комбинированной энергетической станции для производства электроэнергии и водорода из угля с нулевым уровнем углеродных отходов. Одновременно США инициировали программу международного сотрудничества с зарубежными странами для развития новых технологий контроля над выбросами энергетических загрязнений и безопасного захоронения соединений углерода.

Применение энергосберегающих технологий может уменьшить нынешний расход энергосресурсов в стране до 40% или на 360 млн. т у.т. в год. Около трети этого потенциала экономии имеют отрасли ТЭК, другая треть сосредоточена в остальных отраслях промышленности и в строительстве, свыше четверти – в коммунально-бытовом секторе, 6-7% - на транспорте, 3% - в сельском хозяйстве.

Приведенные данные свидетельствуют об общем потенциале российского предложения квот – от 1 до 2 млрд. тонн эквивалента СО2 до 2010 года, а при оптимальном развитии экономики эта величина может и возрасти. 41

При анализе проблемы квотирования и их возможной продажи не следует забывать и такой важный момент: примерно четверть лесного массива Земли приходится на Россию, что гарантирует компенсацию не только отечественных, но и зарубежных выбросов «парниковых» газов в атмосферу. Из стран с достаточным уровнем производства только Канада имеет сопоставимые с Россией лесные массивы – на ее территории находится примерно 10% лесов планеты, на территории США – 7%.

Другими словами, Россия имеет прекрасные возможности занять ведущее место на рынке экологических услуг, получать неплохие прибыли от торговли своей квотой.

Потенциальными покупателями квот являются индустриально развитые страны Европы, Канада, Австралия, Япония. По различным оценкам, ежегодные объемы превышения выбросов «парниковых» газов в первом периоде обязательств (2008-2012гг.) над установленными уровнями обязательств по Киотскому протоколу оцениваются суммарно примерно в 147 млн. т СО2 для Японии, Канады, Австралии, Норвегии. Общий объем возможных пожеланий приобрести квоты для этих стран предположительно составят 400 млн. тонн. При этом Европейский союз, по нашему мнению, будет стремиться решать проблемы приобретения квот в странах Восточной Европы и России. Наши расчеты показывают, что Россия – до вывода страны на устойчивый экономический рост и формирование новой структуры реального сектора - может внести на рынок квот разницу между фактическими выбросами и обязательствами в объеме около 600 млн. т эквивалента СО2.

Еще в 1999 году группа экспертов Министерства международной торговли и промышленности Японии обсуждала с Минтопэнерго РФ возможности сотрудничества в рамках Киотского протокола. Было рассмотрено около 20 экологических проектов для России в рамках «совместного осуществления», реализация которых оценивалась в 2 млрд. долларов. В обмен на это Россия должна была уступить часть своей неиспользованной квоты на выброс парниковых газов. Однако неповоротливость российской законодательной машины и медлительность исполнительной власти не позволила реализовать эти проекты.

Тендеры на покупку квот на выбросы СО2 начало проводить правительство Нидерландов. Это государство расположено низко над уровнем моря, поэтому поднятие уровня Мирового океана, вызванное изменением климата, может привести Нидерланды к катастрофе. Энергетика Нидерландов работает на угольном топливе, поэтому страна явно пербирает нормативы выбросов углекислого газа. В итоге Нидерланды уже сейчас начали приобретать квоты у других стран, чтобы к 2008 году не платить штрафов за перенасыщение атмосферы парниковыми газами.

В России особый интерес к торговле парниковыми газами проявило РАО «ЕЭС России», которое, по данным специалистов акционерного общества, эмитирует около 45% выбросов парниковых газов. Общество учредило в 2000 году для участия в разработке механизма переуступки квот на сэкономленные выбросы «Энергетический углеродный фонд». Фонд работает с реальными квотами снижения выбросов в результате реализации крупных энергетических проектов. В частности, Фонд собирает заявки от российских компаний для участия в голландском тендере на продажу сертифицированных квот по 4 проектам: перевод Амурской ТЭЦ с угля на газовое топливо, совершенствование системы централизованного теплоснабжения на Улан-Удэнской ТЭЦ-1, энергосберегающий проект Невинномысской ГРЭС и проект замены угольной станции на энергоузел, работающий на биотопливе, представленный питерским лесопромышленным концерном «Лемо». Стоимость проектов российских тепловых электростанций составляет 13,9 млн. евро, а цена тонны сокращенных выбросов условного топлива предположительно составит 5 евро.

Анализ свидетельствует, что у России имеются все основания для политико-экономического обсуждения на мировом уровне проблемы купли-продажи квот на выброс парниковых газов.

Таким образом, в реализации Киотского протокола в целом и продаже Россией квот на выброс парниковых газов, в частности, заложен глубокий политико-экономический смысл.

С точки зрения экономической торговля квотами СО2 может служить реальным источником увеличения инвестиционной составляющей для целей дальнейшей структурной перестройки сферы ТЭК и углубления энергоэффективности.

С политической точки зрения реализация квот на выброс парниковых газов может свидетельствовать о том, что Россия, как субъект новой системы общественных отношений, исходит не из сиюминутной экономической выгоды, а руководствуется долгосрочной стратегией активного участника мировой экономики, ориентированной на качественный экономический рост и сохранение окружающей среды для будущих поколений.

Если обобщенно сформулировать результаты начального этапа решения проблемы энергоэффективности в стране, то к ним можно отнести следующие:

-создана определенная законодательная, нормативная и программная база энергоэффективности как на федеральном, так и на региональном уровне;

-сформирована необходимая промышленная база по производству на заводах страны достаточной номенклатуры приборов учета и средств регулирования расхода энергоресурсов;

-на территориях ряда субъектов Федерации образованы региональные структуры и фонды энергосбережения, в демонстрационных зонах и на пилотных объектах началась практическая реализация энергосберегающих проектов, в том числе и в рамках соглашений о займе между Российской Федерацией и МБРР по реконструкции систем теплоснабжения и в жилищно-коммунальном секторе.

Однако этого уже недостаточно с позиции обеспечения участия России в Киотском протоколе. Решение этой задачи требует прежде всего определенных мер по законодательному обеспечению. Считали бы целесообразным разработать и принять законопроект «О государственном регулировании эмиссии и поглощении вредных газов в атмосферу на территории Российской Федерации», который бы определил механизм выявления уровня вредных выбросов в атмосферу, механизм стимулирования сокращения антропогенных выбросов и увеличения стоков, право собственности на объемы сокращенных выбросов и, самое главное, меры ответственности за невыполнение Закона.



1 Мы поддерживаем позицию исследователей, которые считают, что в политико-экономическом плане главным фактором устойчивого развития общества в условиях глобализации становятся величина и качество человеческого капитала, условием экономического роста – интеллектуализация производства. Отсюда критерием эффективности все более становится увеличение расходов государства на накопление человеческого капитала. См.: Валентей С., Нестеров Л. Россия в меняющемся мире: внешние и внутренние вызовы.// Вопросы экономики, 2002, № 3. Однако для целей нашего исследования мы ограничимся трансформационной ролью государства в сфере энергоэффективности.

2 Декларация министров охраны окружающей среды региона Европейской экономической комиссии ООН (ЕЭК ООН). Орхус, Дания 23-25 июня 1998 года. См.: Путь к энергоэффективному будущему. Доклад к Конференции министров «Окружающая среда для Европы». Киев, Украина, 21-23 мая 2003, с.168.

3 См. также: Путь в ХХІ век: стратегические проблемы и перспективы российской экономики. М., «Экономика», 1999, с.373-374.

4 См.: «О неотложных мерах по энергоснабжению в области добычи, производства, транспортировки и использования нефти, газа и нефтепродуктов». Постановление Правительства РФ от 1 июня 1992г № 371.

5 См.: Протокол совместного заседания коллегий Минтопэнерго РФ и Миннауки РФ от 12 августа 1992г. № 5/14.

6 См.: Арбатов А.А. Сырьевой гигант на перепутье/ РАН. Комиссия по изуч. Произв. Сил и природ. Ресурсов. М., Наука, 1992; Назарбаев Н.А. Рынок и социально-экономическое развитие /Науч. ред.: А.В.Бачурин, А.Т.Спицын. М., Экономика, 1994; Экологическое оздоровление экономики /РАН.Ин-т экономики, Госкомчернобыль России; Отв.ред.: В.Я.Возняк, Н.Г.Фейтельман. М., Наука, 1994; Шишкин В.И. Экономика и ресурсосбережение в регионе. Чебоксары, 1998; Багриновский К.А. Стратегия развития наукоемких производств как фактор ресурсосбережения. М., ЦЭМИ РАН, 1999.

7 «Об энергосбережении». Федеральный закон от 3 апреля 1996г. № 28-ФЗ.

8 Энергосбережение – реализация правовых, организационных, научных, производственных, технических и экономических мер, направленных на эффективное использование энергетических ресурсов и на вовлечение в хозяйственный оборот возобновляемых источников энергии. См.: «Об энергосбережении». Федеральный закон от 3 апреля 1996 года № 28-ФЗ, статья 1.

9 Глухова М.В., Кудинов Ю.С. Топливно-энергетический комплекс Российской Федерации и экологическая безопасность. М., 2003, с.77.

10 Костин Г. Потенциал ВПК и концепция устойчивого социально-экономического развития России.// Проблемы теории и практики управления. 1998, №2.

11 См.: Энергетическая стратегия России на период до 2020 года. М., 2003. Утверждена распоряжением Правительства РФ от 28 августа 2003г. 3 1234-р.

12 «О федеральной целевой программе «Энергоэффективная экономика» на 2002-2005 годы и на перспективу до 2010 года». Постановление Правительства РФ от 17 ноября 2001г. № 796.

13 Под энергоемкостью нами понимается энергия (в кВт/ч), потребляемая на единицу экономического результата, или доля затрат электроэнергии в себестоимости промышленной или сельскохозяйственной продукции, услуг в сфере ЖКХ, объеме ВВП, национального дохода.

14 «ФК-Новости», 17 октября 2003г.

15 См.: Глухова М.В., Кудинов Ю.С. Топливно-энергетический комплекс Российской Федерации и экологическая безопасность. М., 2003, с.78-79. См. также: Природные ресурсы и окружающая среда России. М., НИА-Природа и РЭФИА, 2001, с.331-332.

16 Кошкин Л., Мингалеев Г. Программно-целевой подход в обосновании энергосбережения.// Экономист, 2002, № 6, с.88-91.

17 Природные ресурсы и окружающая среда России. М., НИА-Природа и РЭФИА, 2001; Путь в ХХ1 век: стратегические проблемы и перспективы российской экономики /Рук. Авт. Колл. Д.С.Львов/. М., «Экономика», 1999; В.Терехов. Стратегия природопользования.//Экономист, 2002, № 3

18 В мировой практике единицей учета объема выбросов парниковых газов является тонна СО2 – эквивалента, остальные парниковые газы (метан, закись азота, гидрофторуглероды, гексафторид серы) пересчитываются к тонне СО2 через соответствуюшие коэффициенты.

19 Природные ресурсы и окружающая среда России. 9Аналитический доклад). Из. НИА-Природа и РЭФИА, М., 2001, с.276.

20 См.: Национальный доклад по проблемам изменения климата. М., Минэкономразвития РФ, август 2002, с.4-5.

21 Глухова М.В., Кудинов Ю.С. Топливно-энергетический комплекс Российской Федерации и экологическая безопасность. М., 2003, с.9.

22 См.: Киотский протокол к рамочной Конвенции Организации Объединенных Наций об изменении климата. Киото, Япония, 1-10 января 1997г.

23 Там же, с.12

24 Комментарии члена российской делегации А.Метальникова итогов работы Ш Международной конференции ООН по изменению климата.// Коммерсант-daily, 19 декабря 1997г.

25 В феврале 2003г. Министерство энергетики США по поручению администрации президента создало долгосрочную программу добровольного партнерства государства и чпстного бизнеса по уменьшению «парникового эффекта». При этом предусматривается разработка низкозатратных мероприятий по снижению выбросов в атмосферу на 18% к 2012 году загрязняющих газов. Программа получила названин «Климатическая перспектива» («Climate VISION» - «Voluntary Innovative Sector Initiatives: Opportunities Now»).

26 См.: Материалы семинара: «Инвестиции в производство тепла и электроэнергии в России». Нижний Новгород, 31 января 2001г.

27 См.: Киотский протокол, приложение В.

28 Российская научная газета. 27 августа 2003г. См. также: Нолинский А. Растворившиеся миллиарды. Сможет ли Россия торговать квотами на выброс «парниковых» газов?. //ЭСКО «Эекологические системы», 2003, № 3.

29 Там же.

30 См., например: Мазурин И.М., Уткин Е.Ф. Расчет цены ратификации Киотского протокола.// ЭСКО «Экологические системы», март 2003, № 3.

31 См.: Данилов-Данильян В.И. Киотский протокол: критика критики.// ЭСКО «Экологические системы», март 2003, № 3.

32 Данилов-Данильян В.И., указ соч., с.10.

33 Готова Н. Деньги из воздуха.// Известия, 22 августа 2003г.

34 «Аргументы и факты», № 39, 2003, с.3.

35 См.: Глухова М.В., Кудинов Ю.С. Топливно-энергетический комплекс Российской Федерации и экологическая безопасность. М., 2003, с.28-31.

36 «Об охране окружающей природной среды». ФЗ от 19 декабря 1991г № 2060-1. Утратил силу в виду принятия ФЗ «Об охране окружающей среды» от 10 января 2002г. № 7-ФЗ.

37 Более подробно см.: Национальный доклад по проблемам изменения климата. М., Минэкономразвития РФ, август 2002, с.15-16.

38 Энергетическая стратегия России на период до 2020 года. С.27-28. Утверждена Правительством РФ 28 августа 28 августа 2003г. № 1234-р.

39 См.: «О федеральной целевой программе «Энергоэффективная экономика» на 2002-2005 годы и на перспективу до 2010 года». Постановление Правительства РФ от 17 ноября 2001г. № 796.

40 Бюллетень «Использование и охрана природных ресурсов в России», 2002, № 4, с.18.

41 При расчетах учитывается: 1т у.т. природного газа= 1,6 т снижения выброса СО2 ; 1т у.т. мазута = 2,25 т СО2 ; 1т у.т. угля = 2,8 СО2 .




2-proizvodstvennij-shum-posobie-po-ohrane-truda-glavnomu-inzheneru-drsu-dep-obshie-polozheniya-1.html
2-proshedshee-vremya-rukovodstvo-po-proiznosheniyu-5-tolchok-6.html
2-protivodejstvie-korrupcii-pri-prohozhdenii-gosudarstvennoj-grazhdanskoj-sluzhbi-rostovskoj-oblasti-i-municipalnoj-sluzhbi.html
2-protokol-zasedaniya-konkursnoj-komissii-guz-rkd-po-ocenke-i-sopostavleniyu-zayavok-na-uchastie-v-otkritom-konkurse-6-guz-rkd.html
2-provedenie-mozgovogo-shturma-uchebnayaprogramma-po-kursu-pedagogika-razdeli-teoriya-i-metodika-vospitaniya.html
2-psihoemocionalnoe-sostoyanie-uroki-vibora-professii.html
  • thesis.bystrickaya.ru/prilozhenie-2-rekomenduemoe-tipovaya-instrukciya-po-tehnicheskoj-ekspluatacii-teplovih-setej-sistem-kommunalnogo.html
  • kontrolnaya.bystrickaya.ru/rabochaya-programma-po-anglijskomu-yaziku-dlya-2-klassa-poyasnitelnaya-zapiska-stranica-15.html
  • crib.bystrickaya.ru/granici-germenevticheskogo-proekta-b-v-markov-voprosi-k-ekzamenu-po-specialnosti-literaturovedenie.html
  • education.bystrickaya.ru/09092008-business-class-permmeriya-permi-podvodit-itogi-vistupleniya-na-mezhdunarodnom-forume-po-nedvizhimosti-proestate-2008.html
  • desk.bystrickaya.ru/polimeri-v-mashinostroenii.html
  • lecture.bystrickaya.ru/antiprotozojnie-i-protivoglistnie-sredstva-zanyatie-serdechnie-glikozidi.html
  • books.bystrickaya.ru/doklad-municipalnogo-obsheobrazovatelnogo-uchrezhdeniya-verhneturovskaya-srednyaya-obsheobrazovatelnaya-shkola.html
  • books.bystrickaya.ru/drevnyaya-germaniya-skandinaviya-islandiya-zadacha-etoj-knigi-prosta-poznakomit-chitatelya-s-naibolee-znamenitimi.html
  • otsenki.bystrickaya.ru/rossiya-vistoyala-ochered-v-pase-gosduma-rf-monitoring-smi-6-8-oktyabrya-2007-g.html
  • control.bystrickaya.ru/dzh-r-hiks-stoimost-i-kapital-chast-ii-obshee-ravnovesie-glava-viii-obshee-ravnovesie-proizvodstva.html
  • testyi.bystrickaya.ru/atirau-oblisi-memlekettk-satip-alu-basarmasi-memlekettk-mekemes-atirau-alasi-jteke-bi-kshes-77-j-4-abat-422-kabinet-anitama-telefondari-87122-27-09-38-27-10-26-elektrondi-poshtani-mekenzhaji.html
  • nauka.bystrickaya.ru/uchebno-metodicheskij-kompleks-po-discipline-pravovoj-status-yuridicheskih-lic.html
  • lektsiya.bystrickaya.ru/prazdnik-na-reke-predislovie.html
  • testyi.bystrickaya.ru/6-obrazovatelnaya-deyatelnost--61-uchebno-metodicheskoe-obespechenie-uchebnogo-processa.html
  • laboratory.bystrickaya.ru/zhiznedeyatelnost-pa-kropotkina-i-ee-mesto-v-razvitii-mirovoj-obshestvennoj-misli.html
  • tests.bystrickaya.ru/malleus-maleficarum-chto-zhe-iz-sebya-predstavlyaet-.html
  • turn.bystrickaya.ru/pamyatka-dlya-turista-po-ispanii-poleznie-soveti-i-informaciya.html
  • write.bystrickaya.ru/glava-2-optant-kak-subekt-professionalnogo-i-lichnostnogo-samoopredeleniya.html
  • tasks.bystrickaya.ru/1obshaya-harakteristika-specialnosti-0501-instrumentalnoe-ispolnitelstvo-po-vidam-instrumenta.html
  • portfolio.bystrickaya.ru/otchet-komiteta-po-molodezhnoj-politike-hanti-mansijskogo-avtonomnogo-okruga-yugri.html
  • thesis.bystrickaya.ru/prilozhenie-2-uchebno-metodicheskij-kompleks-dlya-studentov-specialnosti-080102-mirovaya-ekonomika.html
  • literatura.bystrickaya.ru/rossijskaya-federaciya-ministerstvo-obrazovaniya-i-nauki-metodicheskoe-i-kadrovoe-obespechenie-uchebnogo-processa-rekomendovano.html
  • lesson.bystrickaya.ru/sinteticheskie-yuvelirnie-kamni.html
  • reading.bystrickaya.ru/literatura--osnovnaya-tehnologiya-radioelektronnih-ustrojstv.html
  • occupation.bystrickaya.ru/metodicheskie-ukazaniya-k-laboratornim-rabotam-spektralnij-analiz.html
  • teacher.bystrickaya.ru/glava-6-t-34-protiv-t-34-velikij-tankovij-grabezh-trofejnaya-bronya-gitlera-per-s-angl-a-bushueva.html
  • institute.bystrickaya.ru/gorod-fm-24112010-ozhidaetsya-chto-k-2013-godu-vse-rossiyane-dolzhni-budut-perevesti-nakopitelnuyu-chast-svoej-pensii-iz-pensionnogo-fonda-v-negosudarstvennie-fondi-ili-upravlyayushie-kompanii.html
  • exchangerate.bystrickaya.ru/evro.html
  • spur.bystrickaya.ru/metod-tupikovih-scenariev-evgenij-pyatakov.html
  • znaniya.bystrickaya.ru/rasporyazhenie-ot-29-03-2012-goda-1117-r-oprovedenii-v-vesennij-period-meropriyatij-v-oblasti-ohrani-okruzhayushej-sredi-na-territorii-goroda-cheboksari.html
  • assessments.bystrickaya.ru/chast-iii-slovo-ob-ust-rudice-proboval-li-vi-kogda-nibud-pisat-hrustalnim-steklom-net-poverte-eto.html
  • lecture.bystrickaya.ru/badarlamasi-dene-shinitiru-zhne-sport-sharalarin-jimdastirudi-zhetldrud-ksbi-pedagogikali-negzder.html
  • lecture.bystrickaya.ru/63-nauchno-issledovatelskaya-deyatelnost-1-organizacionno-pravovoe-obespechenie-obrazovatelnoj-deyatelnosti-3.html
  • holiday.bystrickaya.ru/napravleniya-i-mehanizmi-realizacii-proekta-i-v-ponkin-doktor-yuridicheskih-nauk.html
  • zanyatie.bystrickaya.ru/navigacionnij-proekt-perehoda-sudna-tipa-sormovskij-po-marshrutu-evpatoriya-alzhir.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.