.RU

2.3.Информационное поле современной молодежи - Измайлова Татьяна Владимировна



^ 2.3.Информационное поле современной молодежи

Информационное поле современной молодежи складывается не только из той информации, которая поступает молодежи из средств массовой коммуникации. Источником информации молодежи об окружающем мире может служить также референтная группа молодого человека (друзья, знакомые, родственники), книги, фильмы и т.д. Как правило, молодые люди быстро определяются со своими пристрастиями в этой сфере, выбирая то, что близко именно им.

При проведении социологического исследования по различным характеристикам информационного поля молодежи респонденты были распределены на три половозрастные группы: мужчины и женщины 14-17, 18-24, 25-30 лет, а также по сфере занятости: учащиеся школ (21,4 %), учащиеся средних профессиональных заведений (6,86%), студенты вузов (26,9 %), работающая молодёжь (40,1 %), неработающая и не учащаяся молодёжь (4,73 %).

При ответе на вопрос: «Из каких источников Вы чаще всего получаете информацию о событиях, происходящих в Иркутской области, стране, мире?» мнения респондентов распределились следующим образом: 70,3 % – «из средств массовой информации», 24,5 % – «от друзей, знакомых и родственников», 4,05 % – затруднились ответить, 1,05 % – указали свой вариант ответа, в основном, это Интернет. При этом женщины, в сравнении с ответами мужчин, более склонны получать информацию из следующих источников: СМИ – 70,6 % (мужчины – 69,9 %), друзья, знакомые и родственники – 25,4 (мужчины – 23,6 %). У 5,08 % мужчин при ответе на этот вопрос прослеживаются небольшие затруднения (женщины – 3,04 %).

Респонденты в возрасте 14-17 лет при ответе на вопрос: «Из каких источников Вы чаще всего получаете информацию о событиях, происходящих в Иркутской области, стране, мире?» в большинстве своём отметили: СМИ – 66,7 %, друзья, знакомые и родственники – 30,2 %, затруднились ответить 3,1 %. Группа респондентов 18-24 лет ответила на этот вопрос следующим образом: СМИ – 65 %, друзья, знакомые и родственники – 27,4 %; 5,35 % затруднились ответить, свой вариант указали 2,26 %. Респонденты 25-30 лет: СМИ – 82 %, друзья, знакомые и родственники – 14,9 %, затруднились ответить – 5,08 %, свой вариант указало – 0,34 %.

Из сравнительного анализа ответов по возрастным группам видно, что получают информацию из СМИ чаще всего респонденты в возрасте 25-30 лет – 82 % (14-17 лет – 66,7 %; 18-24 лет – 65 %). Друзьям, знакомым и родственникам в качестве источника получения информации отдаёт предпочтения группа респондентов 14-17 лет – 30,2 % (18-24 лет – 27,4 %; 25 -30 лет – 14,9 %).

Половозрастные особенности отношения к источникам получения информации таковы. Для мужчин 25-30 лет больше, чем для других половозрастных групп, СМИ являются тем источником, из которого они чаще всего получают информацию о событиях – 83 % (для сравнения, мужчины 14-17 лет – 64,3 %). От друзей, знакомых и родственников предпочитают получать информацию мужчины 14-17 лет – 31,8 % (для сравнения, мужчины 25-30 лет – 12,1 %). «Свой вариант» чаще всего указывали мужчины 18-24 лет – 2,89 % (мужчины и женщины 14-17 лет – 0 %); в качестве своего ответа выступал такой источник, как Интернет. Больше всех половозрастных групп затруднялись ответить на этот вопрос мужчины 18-24 лет – 5,7 % (для сравнения, женщины 25-30 лет – 0,65 %).

При ответе на вопрос: «С каким из нижеперечисленных суждений Вы согласны?» мнения респондентов распределились по рангу следующим образом: «средства массовой информации – это «глаза и уши народа»» (26 %); «средства массовой информации – это средство формирования общественного мнения» (24,7 %); «средства массовой информации – это «оружие в руках власти»» – 23 %; «средства массовой информации – это «четвертая власть»» (17,1 %); «средства массовой информации – это средство для отдыха» (9,2 %). При этом женщины, в сравнении с ответами мужчин, более всего склоняются к первому варианту – 29,9 % (мужчины – 22 %). Мужчины, по сравнению с женщинами, более склонны ко 2, 3, 4 и 5 вариантам (варианты пронумерованы по рангу) – 25,3 %, 25,3 %, 17,4 % и 10 % соответственно (у женщин – 24,2 %, 20,8 %, 16,8 % и 8,38 % соответственно).

Респонденты в возрасте от 14-17 лет при ответе на этот вопрос выбирают лидирующий вариант, считая, что СМИ – это «глаза и уши народа» – 31,7 %.

Группа респондентов 18-24 лет, более других, склоняется к варианту 3 – «средства массовой информации – это «оружие в руках власти»» – 26,7 %.

Респонденты 25-30 лет более склонны считать, по сравнению с другими группами, что «средства массовой информации – это средство формирования общественного мнения» – 28,3 %.

При ответе на вопрос: «Каким источникам средств массовой информации (далее по тексту – СМИ) Вы отдаёте наибольшее предпочтение?» респонденты выбрали следующие варианты: 72 % – телевидение; 39,4 % – Интернет; 18 % – печатная пресса (газеты, журналы); 10,1 % – радио; 3,1 % затруднились ответить.

Мужчины-респонденты, по сравнению с женщинами, отдают небольшое предпочтение варианту «радио» – 10,4 % (женщины – 9,8 %). По другим позициям ответы женщин-респондентов превалируют.

Респонденты в возрасте от 14-17 лет отдают предпочтения следующим источникам СМИ: телевидение – 74,2 %, Интернет – 34,5 %, печатная пресса (газеты, журналы) – 12,9 %.

Группа респондентов 18-24 лет склонна считать таковыми источниками телевидение – 68,1 %, Интернет – 46,6 %, печатную прессу (газеты, журналы) – 19,3 %.

Группа респондентов 25-30 лет также считает, что такими источниками являются телевидение – 76,1 %, Интернет – 32,6 %, печатная пресса (газеты, журналы) – 20,7 %.

Из сравнительного анализа возрастных групп видно, что:

- телевидению отдают предпочтения респонденты 25-30 лет – 76,1 % (преимущественно женщины – 80,6 %; в том числе группа 14-17 лет – 74,2 %, 18-24 лет – 68,1 %);

- Интернету отдают предпочтения респонденты 18-24 лет – 46,6 % (и мужчины, и женщины примерно одинаково; из них группа 14-17 лет – 34,5 %, 18-24 лет – 32,6 %);

- печатной прессе (газеты, журналы) – группа респондентов 25-30 лет – 20,7 % (преимущественно женщины – 23,6 %; группа 14-17 лет – 12,9 %, 18-24 лет – 19,3 %).

- радио предпочитают в равной мере группы 14-17 и 18-24 лет – по 10,2 % соответственно, в меньшей мере группа 25-30 лет – 9,82 %.

Половозрастные особенности таковы: наибольшее предпочтение СМИ отдают следующие группы респондентов: телевидению – женщины 25-30 лет – 80,6 % (меньше всех – мужчины 18-24 лет – 65,3 %); радио – женщины 14-17 лет – 12,3 % (меньше всех – мужчины 14-17 лет – 8,21 %); печатной прессе – женщины 25-30 лет – 23,6 % (меньше всех – мужчины 14-17 лет – 8,96 %); Интернету – женщины и мужчины 18-24 лет – 46,9 % и 46,2 % (меньше других – мужчины 25-30 лет – 30,5 %); затруднялись ответить – женщины 25-30 лет – 4,17 % (меньше других – мужчины 25-30 лет – 2,13 %).

На вопрос: «Передачи, статьи, рубрики какой тематики в СМИ Вы предпочитаете?» респонденты ответили следующим образом: 57,9 % – новости; 48,4 % – развлекательные; 26,2 % – спортивные; 24 % – научно-популярные; 23,2 % – криминальные; 16,8 % – культурные; 12,4 % – посвящённые жизни известных людей; 11,6 % – аналитические; 2,6 % – затруднялись ответить; 0,9 % – предложили свои варианты: «Евроньюс», «все», «политика», «учебные», «сериалы».

Женщины-респонденты, по сравнению с мужчинами, предпочитают следующие тематики: «новости» – 61,2 %, «развлекательные» – 51 %, «культурные» – 20,6 %, «посвящённые жизни известных людей» – 16,4 % (у мужчин – 54,6 %, 45,8 %, 13 % и 8,4 % соответственно).

Мужчины-респонденты, по сравнению с ответами женщин, более склонны выбирать следующие тематики: «спортивные» – 36,2 %, «криминальные» – 25,6 %, научно-популярные – 24,8 % и аналитические – 12,4 % (у женщин – 16,2 %, 20,8 %, 23,2 % и 10,8 % соответственно).

Респонденты в возрасте от 14-17 лет отдают свои предпочтения следующим тематикам: 53,8 % – развлекательные, 47,7 % – новости, 28 % – спортивные, 20,1 % – криминальные, 16,3 % – культурные, 15,9 % – научно-популярные и др.

Группа респондентов 18-24 лет выбрала следующие тематики: 56,8 % – новости, 48,6 % – развлекательные, 26,2 % – спортивные, 25,9 % – научно-популярные, 22,2 % – криминальные, 14,2 % – посвящённые жизни известных людей и др.

Группа респондентов 25-30 лет считает предпочтительными для себя следующие тематики: 69,1 % – новости, 43,2 % – развлекательные, 28,4 % – научно-популярные, 27,7 % – криминальные, 24,6 % – спортивные, 20,4 % – культурные и др.

Из сравнительного анализа ответов по группам видно, что

- «развлекательная» и «спортивная» тематики пользуются наибольшей популярностью у респондентов 14-17 лет – 53,8 % и 28 % (18-24 лет – 48,6% и 26,2 %, 25-30 лет – 43,2 % и 24,6 %);

- тематика, «посвящённая жизни известных людей», пользуются наибольшей популярностью у респондентов 18-24 лет – 14,2 % (14-17 лет –10,6 %, 25-30 лет – 11,2 %);

- респонденты 25-30 лет отдают свои предпочтения тематикам: «новости» – 69,1 % (14-17 лет – 47,7 %, 18-24 лет – 56,8 %), «научно-популярные» – 28,4 % (14-17 лет – 15,9 %, 18-24 лет – 25,9 %), «криминальные» – 27,7 % (14-17 лет – 20,1 %, 18 – 24 лет – 22,2 %), «культурные» – 20,4 % (14-17 лет – 16,3 %, 18-24 лет – 14,9 %) и «аналитические» – 13,3 % (14-17 лет – 9,09 %, 18-24 лет – 12 %).

Половозрастные особенности таковы. Наибольшие предпочтения по тематикам по полу и возрасту: новости выбирают женщины 25-30 лет (72,9 %); криминальную тематику, аналитические и спортивные передачи – мужчины 25-30 лет (29,1 %, 17,1 % и 37,6 % соответственно); научно-популярные – женщины 25-30 лет (29,9 %) и мужчины 18-24 лет (29,8 %); передачи, посвящённые жизни известных людей, предпочитают женщины 18-24 лет (22,1 %); культурные – преимущественно женщины 25-30 лет (23,6 %) и женщины 14-17 лет (21,5 %); развлекательные – мужчины 14-17 лет (56 %).

При ответе на вопрос: «Доверяете ли Вы информации, полученной из СМИ?» респонденты выбрали следующие варианты ответов: 51,6 % – «скорее да, чем нет»; 18,9 % – «скорее нет, чем да»; 14,4 % – «да»; 9,29 % – затруднялись ответить; 5,79 % – «нет».

Женщины-респонденты, по сравнению с мужчинами, более склонны «скорее доверять, чем не доверять» – 56,9 % (мужчины – 46,3 %).

Респонденты 14-17 лет, по сравнению с представителями других возрастных групп, более всего склонны доверять информации из СМИ – 19,8 % (18-24 лет – 14,4 %, 25-30 лет – 9,59 %).

Группа респондентов 18-24 лет, по сравнению с другими группами респондентов, склонна «скорее не доверять, чем доверять» – 20,4 % (14-17 лет – 15,5 %, 25-30 лет – 19,5 %). Также представители этой группы чаще других затруднялись ответить на поставленный вопрос – 9,98 % (14-17 лет – 8,91 %, 25-30 лет – 8,56 %).

Респонденты возрастной группы 25-30 лет, по сравнению с другими группами, склонны как «скорее доверять, чем нет» – 56,2 % (14-17 лет – 50 %, 18-24 лет – 40,7 %), так и «не доверять» – 6,16 % (14-17 лет – 5,81 %, 18-24 лет – 5,54 %).

Половозрастные особенности полученных данных следующие: доверяют информации из СМИ мужчины 14-17 лет – 24 %. Не доверяют этой информации – мужчины 14-17 лет – 7,75 % и мужчины 25-30 лет – 7,75 %.

На вопрос: «Каким видам источников информации Вы доверяете в большей степени?» респонденты ответили следующим образом: 55,9 % – телевидению, 24,7 % – Интернету, 9,65 % – печатной прессе (газеты, журналы), 7,48 % – радио и 2,25 % – другим вариантам ответа, в основном, никаким видам источников информации.

Женщины-респонденты, по сравнению с мужчинами, склонны больше доверять следующим видам СМИ: телевидению и печатной прессе – 58,4 % и 11 % соответственно (у мужчин – 53,3 % и 8,22 %).

Мужчины-респонденты, по сравнению с женщинами, склонны больше доверять Интернету – 29,2 % и радио – 8,04 % (у женщин – 20,6 % и 6,97 % соответственно).

Респонденты 14-17 лет, по сравнению с представителями других возрастных групп, более всего склонны доверять Интернету – 27,4 % (18-24 лет – 27,3 % , 25-30 лет – 18 %) и радио – 7,99 % (18-24 лет –7,72 %, 25-30 лет – 6,65 %).

Группа респондентов 25-30 лет, по сравнению с другими группами респондентов, более склонна доверять телевидению – 60,8 % (14-17 лет – 57,6 %, 18-24 лет – 51,9 %). Также группы 25-30 лет (2,53 %) и 18-24 лет (2,57 %) более склонны не доверять «никаким» источникам информации по сравнению с респондентами 14-17 лет (1,39 %).

Половозрастные особенности ответов следующие. Телевидению, по сравнению с другими половозрастными группами, больше всего доверяют женщины 14-17 лет (60,4 %) и 25-30 лет (64,2 %); радио – мужчины 14-17 лет (8,63 %) и 18-24 лет (8,57 %); печатной прессе – женщины 18-24 лет (13,1 %) и мужчины 25-30 лет (13,2 %); Интернету – мужчины 14-17 лет (31,7 %) и 18-24 лет (31,4 %). Меньше всего доверия к Интернету у женщин 25-30 лет – 13,3 %.

При ответе на вопрос: «Часто ли Вы меняете свою точку зрения после просмотра, прослушивания, прочтения каких-нибудь материалов СМИ?» респонденты ответили следующим образом: 28,3 % – «редко», 26,6 % – «скорее редко», 13,3 % – «скорее часто», 12,1 % – затруднялись ответить, 11,6 % – «не меняю», 8,03 % – часто.

Респонденты 14-17 лет, по сравнению с представителями других возрастных групп, более склонны менять свою точку зрения – «часто» меняют 15,4 %, «скорее часто» – 15 % (18-24 лет – 5,76 %, 11,5 %; 25-30 лет – 5,15 %, 14,4 % соответственно). Также респонденты этой группы чаще других затруднялись ответить – 13,4 % (18 – 24 лет – 11,3 %, 25-30 лет – 12,4 %).

Группа респондентов 18-24 лет, по сравнению с другими группами респондентов, реже склонна менять своё мнение: ответ «скорее редко» выбрали 27,3 % (14-17 лет – 24,8 % , 25-30 лет – 27,1 %), «редко» – 30,8 % (14-17 лет – 24,4 % , 25-30 лет – 27,8 %), «не меняю» – 13,3 % (14-17 лет – 7,09 % , 25-30 лет – 13,1 %). Следует уточнить, что группа 25-30 лет по многим позициям также редко меняет своё мнение, находясь по этой позиции рядом с респондентами 18-24 лет.

На вопрос: «Как Вы считаете, нужны ли современной молодёжи специальные молодёжные СМИ?» ответы респондентов проранжированы следующим образом: 50,3 % ответили «да, это необходимо, молодёжь как особая социальная группа должна иметь свой специальный источник информации»; 27,5 % – «нет, в этом нет необходимости»; 22,2 % – затруднились ответить на поставленный вопрос.

Женщины-респонденты, по сравнению с мужчинами, выразили большее желание в необходимости специальных молодёжных СМИ – 55,4 % (мужчины – 45,1 %).

Мужчины-респонденты, по сравнению с женщинами, скептически отнеслись к такой необходимости: «нет, в этом нет необходимости» – 29,5 % (женщины – 25,5 %). Также мужчины больше, чем женщины, затруднялись ответить на поставленный вопрос – 25,4 % (женщины – 19,1 %).

Респонденты 14-17 лет и 18-24 лет выразили большее желание в необходимости специальных молодёжных СМИ – 50,6 % и 50,7 % по сравнению с возрастной группой 25-30 лет – 49,5 %.

Большее сомнение в необходимости подобных СМИ выразили представители группы 18-24 лет – 28,6 % (14-17 лет – 27,5 %, 25-30 лет – 25,8 %).

Большее затруднение на поставленный вопрос было выявлено у возрастной группы 25-30 лет – 24,7 % (14-17 лет – 22 %, 18-24 лет – 20,8 %).

Половозрастные особенности ответов на данный вопрос таковы: женщины 25-30 лет больше, чем другие половозрастные группы, высказываются за необходимость в молодёжных СМИ – 59,9 % (меньше всех за этот вариант выступают мужчины 25-30 лет – 39,7 %).

Мужчины 18-24 лет и мужчины 25-30 лет, по сравнению с другими половозрастными группами, более склонны считать, что в подобных СМИ нет необходимости – по 29,8 % соответственно.

Затруднялись ответить чаще других мужчины 25-30 лет – 30,5 %.

При ответе на вопрос: «Какие молодежные СМИ (газеты, журналы, теле-и радиопередачи, Интернет-сайты) Вы смотрите (читаете, слушаете)?», респонденты выбрали следующие варианты: 20,2 % часто посещают молодёжные сайты; 19,8 % затруднились ответить; 18,9 % не знают о молодёжных СМИ; 17,3 % часто смотрят молодёжные передачи; 10,5 % часто читают молодёжные журналы/газеты; 8,18 не смотрят (не читают, не слушают) молодежные СМИ; 5,18 % слушают молодежные радиопрограммы.

Женщины-респонденты являются наиболее активными зрителями, читателями и слушателями молодёжных СМИ. Мужчины, наоборот, склонны затрудняться ответить на поставленный вопрос – 25,5 % (женщины – 14,6 %); не знают молодёжные СМИ – 21,9 % (женщины – 16,2 %); не смотрят, не читают и не слушают – 9,89 % (женщины – 6,62 %).

Респонденты 14-17 лет чаще других возрастных групп смотрят молодёжные передачи – 20,6 % (18-24 лет – 17,7 % , 25-30 лет – 13,6 %), посещают молодёжные сайты – 23,8 % (18-24 лет – 21,7 %, 25-30 лет – 14,2 %), слушают молодёжные радиопрограммы – 5,42 % (18-24 лет – 5,18 %, 25-30 лет – 4,97 %), читают молодёжные журналы/газеты – 15,2 % (18-24 лет – 10,4 % , 25-30 лет – 6,29 %).

Группа респондентов 25-30 лет, по сравнению с другими группами респондентов, не знает молодёжных СМИ – 25,8 % (14-17 лет – 11,6 %, 18-24 лет – 18,8 %), не смотрит (не читает, не слушает) молодежные СМИ – 10,9 % (14-17 лет – 5,42 %, 18-24 лет – 8,06 %), затруднялась ответить – 24,2 % (14-17 лет – 18,1 %, 18-24 лет – 18,2 %).

Половозрастные особенности таковы. Не знают, не смотрят (не слушают и не читают) молодёжные СМИ и затрудняются ответить, чаще других половозрастных групп, мужчины 25-30 лет – 27,1 %, 12,5 % и 30,6 % соответственно. Чаще других молодёжные передачи смотрят женщины 14-17 лет – 23,1 %. Молодёжные сайты чаще других посещают мужчины и женщины 14-17 лет – 23,9 % и 23,8 % соответственно. Молодёжные радиопрограммы чаще всего слушают женщины 25-30 лет – 7,59 %. Читают молодежные журналы/газеты в основном женщины 14-17 лет – 21 %.

На вопрос: «Как Вы оцениваете степень влияния средств массовой информации на сознание молодежи?» респонденты ответили следующим образом: 30,3 % – «скорее сильное»; 24,7 % – «нейтральное»; 18,9 % – «сильное»; 15,5 % – «затрудняюсь ответить»; 8,39 % – «скорее слабое»; 2,3 % – слабое.

Женщины-респонденты, по сравнению с мужчинами, более склонны считать, что СМИ оказывают «сильное» и «скорее сильное» воздействие на сознание молодёжи – 19,7 % и 31,8 % соответственно (у мужчин – 18 % и 28,7 %). Мужчины-респонденты, по сравнению с женщинами, относятся к такому воздействию нейтрально – 25,1 % (женщины – 24,3 %). Также мужчины-респонденты больше, чем женщины, испытывали затруднения при ответе на поставленный вопрос – 17,4 % (женщины – 13,6 %).

Респонденты 14-17 лет, по сравнению с представителями других возрастных групп, более склонны считать, что СМИ оказывают на сознание молодёжи нейтральное воздействие – 33,2 % (18-24 лет – 21,7 %, 25-30 лет – 21,6 %).

Группа респондентов 18-24 лет, по сравнению с другими группами респондентов, склонна считать, что СМИ оказывают «сильное» и «скорее сильное воздействие» – 21,5 % и 32,8 % соответственно (14-17 лет – 15,4 % и 25,1 %, 25-30 лет – 17,9 % и 30,9 %). Также следует подчеркнуть, что эта же группа выражает мнение, что СМИ оказывают «слабое» влияние – 3,1 % (14-17 лет – 1,93 %, 25-30 лет – 1,37 %).

Респонденты 25-30 лет, в сравнении с другими группами респондентов, более склонна считать, что СМИ оказывают «скорее слабое» влияние на молодёжь – 10,3 % (14-17 лет – 8,88 %, 18-24 лет – 6,87 %). Также, по сравнению с другими группами, респонденты 25-30 лет чаще остальных испытывали затруднения на поставленный вопрос – 17,9 % (14-17 лет – 15,4 %, 18-24 лет – 14 %).

Половозрастные особенности таковы. Степень влияния средств массовой информации на сознание молодежи, с точки зрения различных половозрастных групп, выглядит следующим образом: «сильное» – мужчины и женщины 18-24 лет (21,4 % и 21,6 %); «скорее сильное» – женщины 18-24 лет (33,9 %); «нейтральное» – женщины 14-17 лет (36,2 %); «скорее слабое» – женщины 25-30 лет (10,7 %); «слабое» – женщины 18-24 лет (3,52 %); «затруднились ответить» – мужчины 14-17 лет (20,9 %).

При ответе на вопрос: «Какие телеканалы Вы смотрите чаще всего?» респонденты выбрали следующие варианты:

53 % – «Первый»; 46,8 % – «ТНТ»; 35,9 % – «СТС»; 21,4 % – «МузТВ»; 20,9 % – «Россия»; 20,2 % – «НТВ»; 15,8 % – «Спорт»; 9,8 % – «Рен-ТВ»; 4,3 % – «ДТВ»; 4,2 % – «Культура»; 3,5 % – «Домашний»; 2,8 % – «ТВ 3»; 2,1 % – «Город»; 1,5 % – «АисТВ»; 0,7 % – «ТВ Центр»; 4,5 % – «другое», а именно: никакие, все каналы, MTV, Discovery, RuТВ, Боец ТВ, 2х2, «Евроньюс», ВВС, ТСТ (Черемхово), Союз, A-One.

Женщины-респонденты, по сравнению с мужчинами, более склонны смотреть следующие каналы: «Первый» – 54,6 % (мужчины – 51,4 %); «СТС» – 41,2 % (мужчины – 30,6 %); «Россия» – 24 % (мужчины –17,8 %); «МузТВ» – 22,8 % (мужчины – 20 %); «НТВ» – 20,8 % (мужчины – 19,6 %); «Домашний» – 5,6 % (мужчины – 1,4 %); «Культура» – 5,4 % (мужчины – 3 %); «АисТВ» и «Город» – по 2,4 % (мужчины – 0,6 % и 1,8 % соответственно).

Мужчины-респонденты, по сравнению с женщинами, более склонны смотреть телеканалы «Спорт» – 22,6 % (женщины – 9 %) и «Рен-ТВ» – 10,2 % (женщины – 9,4 %).

Респонденты 14-17 лет, по сравнению с представителями других возрастных групп, более склонны смотреть телеканалы «ТНТ» – 55,7 % (18-24 лет – 50,3 % , 25-30 лет – 33 %), «СТС» – 40,5 % (18-24 лет – 38,6 % , 25-30 лет – 27,4 %) и «МузТВ» – 25,4 % (18-24 лет – 21,1 % , 25-30 лет – 18,2 %). Также респонденты 14-17 лет и 18-24 лет более склонны смотреть телеканал «Спорт» – 16,3 % и 16,2 % соответственно (группа 25-30 лет – 14,7 %).

Группа респондентов 18-24 лет, по сравнению с другими группами респондентов, склонна смотреть телеканал «Рен-ТВ» – 11,8 % (14-17 лет – 6,82 %, 25-30 лет – 9,47 %).

Респонденты возрастной группы 25-30 лет, по сравнению с другими группами, склонны смотреть следующие телеканалы: «Первый» – 64,9 % (14-17 лет – 42,4 %, 18-24 лет – 51,7 %); «Россия» – 29,8 % (14-17 лет – 15,2 % , 18-24 лет – 18,6 %); «НТВ» – 24,9 % (14-17 лет – 15,9 %, 18-24 лет – 19,7 %); «Культура» – 7,37 % (14-17 лет – 1,52 %, 18-24 лет – 3,77 %); «Домашний» и «ДТВ» – по 5,26 % (14-17 лет – 3,79 % и 2,27 %, 18-24 лет – 2,22 % и 4,88 %); «Город» – 3,16 % (14-17 лет – 0,76 %, 18-24 лет – 2,22 %); АисТВ – 2,11 % (14-17 лет – 1,14 %, 18-24 лет – 1,33 %) и «ТВ Центр» – 1,4 % (14-17 лет – 0 %, 18-24 лет – 0,67 %).

Различные половозрастные группы отдают предпочтения следующим телевизионным каналам: «Первый» – мужчины 25-30 лет (70,2 %); «Россия» – женщины 25-30 лет (34 %); «Рен-ТВ» – мужчины 18-24 лет (12,9 %) и 25-30 лет (12,1 %); «СТС» – женщины 18-24 лет (45,1 %); «НТВ» – мужчины и женщины 25-30 лет (25,5 % и 24,3 % соответственно); «АисТВ» и «Город» – женщины 25-30 лет (по 3,47 %; мужчины 14-17 лет не смотрят эти телеканалы), «МузТВ» – мужчины 14-17 лет (31,3 %); «ДТВ» – женщины 25-30 лет (6,25 %); «ТВ Центр» – мужчины 25-30 лет (1,42 %; мужчины и женщины 14-17 лет не смотрят этот телеканал); «ТНТ» – мужчины и женщины 14-17 лет (55,2 % и 56,2 % соответственно); «ТВ 3» – женщины 25-30 лет (4,17 %); «Культура» – мужчины 25-30 лет (9,22 %, мужчины 14-17 лет не смотрят этот телеканал); «Спорт» – мужчины 25-30 лет (24,1 %); «Домашний» – женщины 25-30 лет (8,33 %); «другое» – мужчины 18-24 лет (8 %), а именно: «МТV», «Союз», «A-One», «никакие».

На вопрос: «Какие радиоканалы Вы слушаете чаще всего?» респонденты ответили следующим образом: 37,2 % – «Хит FM»; 27,5 % – «Европа +»; 21,8% – «Love-радио»; 14,8 % – «Русское радио»; 13,8 % – «Авторадио»; 12,3 % – «Шансон»; 9,2 % – «Радио России»; 7,6 % – «Радио 7»; 6,4 % – «Маяк»; 4,9 % – «Ас Fm»; 4,1 % – Интернет-радио («Радио Рекорд», «Максимум», «Наше радио», «РадиоХит», «LastFM», «Zaycev.ne»t, «RelaxFM», «MegapolisFM», 101.ru, BestDanceFM, BBC, Рок101.1, РетроФМ); 3,8 % – «Поместное радио»; 2,7 % – «Радио Юность»; 2,4 % – «Культура»; 2,2 % – «Эхо Москвы»; 11,7 % – «другое», а именно: «не слушаю», Радио «Залари», «РетроФМ», «МСМ», «Автос», «RockFM», «Мегаполис», «Юмор ФМ», «Максимум», «Наше Радио», «Радио Надежд».

Женщины-респонденты, по сравнению с мужчинами, более склонны слушать следующие радиоканалы: «Хит FM» – 39,8 % (мужчины – 34,6 %); «Европа +» – 29,6 % (мужчины – 25,4 %); «Love-радио» – 24,6 % (мужчины – 19 %); «Русское радио» – 18,2 % (мужчины – 11,4 %); «Радио России» – 9,4 % (мужчины – 9 %); «Поместное радио» – 5,6 % (мужчины – 2 %); «Ас Fm» – 5,2 % (мужчины – 4,6 %); «Радио Юность» – 3,4 % (мужчины – 2 %).

Мужчины-респонденты, по сравнению с женщинами, более склонны слушать такие радиоканалы, как «Авторадио» – 16,4 % (женщины – 11,2 %); «Шансон» – 13,2 % (женщины – 11,4 %); «Маяк» – 6,6 % (женщины – 6,2 %) и каналы на «Интернет-радио» – 4,6 % (женщины – 3,6 %).

Респонденты 14-17 лет, по сравнению с представителями других возрастных групп, более склонны слушать радиоканалы «Европа +» – 32,6 % (18-24 лет – 27,5 % , 25-30 лет – 22,8 %); «Love-радио» – 26,5 % (18-24 лет – 21,7 % , 25-30 лет – 17,5 %); «Шансон» – 14 % (18-24 лет – 11,1 % , 25-30 лет – 12,6 %); «Радио Юность» – 3,79 % (18-24 лет – 1,77 % , 25-30 лет – 3,16 %).

Группа респондентов 18-24 лет, по сравнению с другими группами респондентов, склонна слушать следующие радиоканалы: «Хит FM» – 41,5 % (14-17 лет – 30,7 % , 25-30 лет – 36,5 %); «Радио России» – 11,3 % (14-17 лет – 4,55 %, 25-30 лет – 10,2 %); каналы на Интернет-радио – 5,54 % (14-17 лет – 4,17 %, 25-30 лет – 1,75 %); «Культура» – 3,33 % (14-17 лет – 0,76 %, 25-30 лет – 2,46 %). Также респонденты данной возрастной группы выбирали вариант ответа «другое» – 15,5 % (14-17 лет – 9,09 %, 25-30 лет – 8,07 %).

Респонденты возрастной группы 25-30 лет, по сравнению с другими группами, склонны слушать «Русское радио» – 17,5 % (14-17 лет – 9,85 %, 18-24 лет – 16 %); «Радио 7» – 9,47 % (14-17 лет – 4,17 %, 18-24 лет – 8,43 %); «Ас Fm» – 7,72 % (14-17 лет – 3,79 %, 18-24 лет – 3,77 %); «Маяк» – 7,37 % (14-17 лет – 5,68 %, 18-24 лет – 6,21 %), «Поместное радио» – 5,61 % (14-17 лет – 1,89 %, 18-24 лет – 3,77 %); «Эхо Москвы» – 2,81 % (14-17 лет – 2,27 %, 18-24 лет – 1,77 %).

Различные половозрастные группы отдают предпочтения следующим радиоканалам:

«Радио России» – мужчины и женщины 18-24 лет (11,6 % и 11,1 % соответственно); «Маяк» – мужчины 25-30 лет (10,6 %); «Радио Юность» – женщины 14-17 лет (5,38 %); «Эхо Москвы» – женщины 14-17 лет и мужчины 25-30 лет (3,85 % и 3,55 % соответственно); «Радио 7» – мужчины и женщины 18-24 лет, женщины 25-30 лет (8,44 % и 8,41 %, 8,33 % соответственно); «Хит FM» – женщины 18-24 лет (46,5 %); «Культура» – женщины 18-24 лет и мужчины 25-30 лет (3,98 % и 3,55 % соответственно). Мужчины 14-17 лет не слушают это радио. «Шансон» слушают мужчины 14-17 лет (18,7 %); «Авторадио» – мужчины 25-30 лет (22,7 %); «Европа +» – мужчины 14-17 лет (36,6 %); «Поместное радио» – женщины 25-30 лет (7,64 %); «Русское радио» – женщины 18-24 лет (20,8 %); «Ас Fm» – мужчины 25-30 лет (8,51 %); «Love-радио» – женщины 14-17 лет (29,2 %); Интернет-радио – мужчины 18-24 лет (6,22 %); вариант «другое» – мужчины 18-24 лет (20 %).

При ответе на вопрос: «Назовите газеты и журналы, которые Вы читаете чаще всего» респонденты ответили следующим образом: 18,3 % – глянцевые издания; 16,7 % – молодёжные издания; 15,4 % – независимые печатные издания; 13,2 % – рекламно-информационные; 12,4 % – научно-популярные издания; 7,59 % – общественно-политические газеты; 6,87 % – деловые издания; 5,65 % – газеты органов власти; 3,8 % – печатные издания учебных заведений.

Женщины-респонденты, по сравнению с мужчинами, более склонны читать глянцевые издания – 24,5 % (мужчины – 11,7 %) и молодёжные издания – 18,8 % (мужчины – 14,5 %). Остальные виды журналов и газет являются более предпочтительными для мужчин. Например, независимые печатные издания – 17,7 % (женщины – 13,3 %); рекламно-информационные – 15,6 % (женщины – 11,1 %); научно-популярные издания – 14,7 % (женщины – 10,2 %).

Респонденты 14-17 лет, по сравнению с представителями других возрастных групп, более склонны читать газеты и журналы по следующим тематикам: молодёжные издания – 23,3 % (18-24 лет – 16 %, 25-30 лет – 11,7 %) и печатные издания учебных заведений – 5,05 % (18-24 лет – 4,08 %, 25-30 лет – 2,1 %).

Группа респондентов 18-24 лет, по сравнению с другими группами респондентов, склонна читать глянцевые издания – 20,1 % (14-17 лет – 17,7 %, 25-30 лет – 15,9 %). Представители этой группы и группы 25-30 лет более других склонны читать газеты органов власти – 6,12 % и 6,91 % (группа 14-17 лет – 3,47 %).

Респонденты возрастной группы 25-30 лет, по сравнению с другими группами, склонны читать независимые печатные издания – 19,2 % (14-17 лет – 12,3 %, 18-24 лет – 15 %) и деловые издания – 9,91 % (14-17 лет – 6,62 %, 18-24 лет – 5,27 %).

Половозрастные особенности таковы. Различные половозрастные группы отдают предпочтения газетам и журналам следующей тематики: газеты органов власти, общественно-политические газеты, независимые печатные издания и деловые издания – мужчины 25-30 лет (10,1 %, 9,43 %, 22,6 % и 11,9 % соответственно); рекламно-информационные издания и научно-популярные издания – мужчины 18-24 лет (17,7 % и 15,2 % соответственно); молодежные издания, научно-популярные издания и печатные издания учебных заведений – мужчины 14-17 лет (21 %, 15,4 % и 5,56 % соответственно); глянцевые издания – преимущественно женщины 18-24 лет и 25 – 30 лет (27,3 % и 25,9 % соответственно, женщины 14-17 лет – 17,4 %).

На вопрос: «Литературу какого жанра Вы предпочитаете?», респонденты ответили следующим образом: 22,9 % – учебная литература; 19,3 % – приключения; 18,8 % – детективы, научно-популярная литература и любовные романы – по 17,6 %; фантастика и фэнтези – по 15 %; 13,3 % – справочная литература; 10,2 % – не читают книг; 9,4 % – ужасы; 8,6 % – техническая литература; 7,9 % – поэзия; 4,9 % всё равно, что читать; 4,7 % – триллеры; 4,6 % – сказки; 2,5 % – другое, например, комиксы, современная проза, классика, исторические, вестерны, социальная проза, духовные.

Мужчины-респонденты, по сравнению с женщинами, более склонны читать литературу следующего жанра: научно-популярная литература – 18,6 % (женщины – 16,6 %); фантастика – 17,8 % (женщины – 12,2 %); фэнтези – 16,6 % (женщины – 13,4 %); техническая литература – 11 % (женщины – 6,2 %); всё равно, что читать – 6 % (женщины – 3,8 %); триллеры – 5,2 % (женщины – 4,2 %). Также, следует особо подчеркнуть, что мужчины-респонденты, по сравнению с женщинами, преимущественно не читают книг – 14,6 % (у женщин этот показатель равен всего 5,8 %). Таким образом, мужчины из молодёжной среды являются менее читающими, чем женщины.

Женщины-респонденты, по сравнению с мужчинами, более склонны читать литературу следующего жанра: любовные романы – 30,6 % (мужчины – 4,6 %); учебная литература – 25,8 % (мужчины – 20 %); детективы – 20,4 % (мужчины – 17,2 %); приключения – 19,8 % (мужчины – 18,8 %); справочная литература – 16 % (мужчины – 10,6 %); ужасы – 10,8 % (мужчины – 8 %); поэзия – 9,8 % (мужчины – 6 %); сказки – 5,4 % (мужчины – 3,8 %).

Респонденты 14-17 лет, по сравнению с представителями других возрастных групп, более склонны читать литературу следующих жанров: учебная литература – 29,2 % (18-24 лет – 22,4 %, 25-30 лет – 17,9 %); любовные романы – 20,8 % (18-24 лет – 16,6 %, 25-30 лет – 16,1 %); фантастика – 19,3 % (18-24 лет – 13,1 %, 25-30 лет – 14 %); фэнтези – 16,3 % (18-24 лет – 15,5 %, 25-30 лет – 13 %).

Группа респондентов 18-24 лет, по сравнению с другими группами респондентов, склонна читать литературу следующих жанров: научно-популярная литература – 20,6 % (14-17 лет – 12,1 %, 25-30 лет – 17,9 %); справочная литература – 16,6 % (14-17 лет – 7,2 %, 25-30 лет – 13,7 %); техническая литература – 10,2 % (14-17 лет – 8,71 %, 25-30 лет – 5,96 %); поэзия – 9,76 % (14-17 лет – 6,82 %, 25-30 лет – 5,96 %); триллеры – 5,54 % (14-17 лет – 3,41 %, 25-30 лет – 4,56 %); всё равно, что читать – 5,54 % (14-17 лет – 4,92 %, 25-30 лет – 3,86 %).

Респонденты возрастной группы 25-30 лет, по сравнению с другими группами, склонны читать: детективы – 22,5 % (14-17 лет – 17,8 %, 18-24 лет – 17,1 %) и ужасы – 11,2 % (14-17 лет – 9,09 % , 18-24 лет – 8,43 %). Также следует подчеркнуть, что респонденты данной группы являются самыми не читающими – 13 % (14-17 лет – 7,95 %, 18-24 лет – 9,76 %). Из этой группы менее всего читают мужчины – 17 % (женщины той же группы – 9,03 %).

При ответе на вопрос: «Сколько книг Вы прочитали за последний год?» респонденты выбрали следующие варианты: 39,5 % – «2-5 книг»; 17,5 % – «6 – 10 книг»; 15,7 % – «более 10 книг»; 15,4 % – «одну», 11,8 % – «ни одной».

Женщины-респонденты, по сравнению с мужчинами, более склонны читать от 6 до 10 книг в год – 20,2 % (мужчины – 14,8 %); более 10 книг в год – 18,9 % (мужчины – 12,5 %) и одну книгу – 15,7 % (мужчины – 15,2 %).

Мужчины-респонденты, по сравнению с женщинами, более склонны читать от 2-5 книг в год – 41 % (женщины – 38,1 %). Также мужчины не читают ни одной книги в год чаще (16,6 %), чем (женщины – 7,13 %).

Респонденты 14-17 лет, в сравнении с представителями других возрастных групп, более склонны читать в год «одну книгу» – 18,5 % (18-24 лет -14,6 %, 25 – 30 лет – 14 %). Представители этой же группы и группы 25-30 лет более склонны читать от 2 до 5 книг в год (42,9 % и 42,7 % соответственно) по сравнению с группой 18-24 лет (35,5 %).

Группа респондентов 18-24 лет, по сравнению с другими группами респондентов более склонна выбирать вариант «ни одной» книги в год выбрали 12,3 % (14-17 лет – 11 %, 25-30 лет – 11,8 %). В основном такой показатель у мужчин 18-24 лет – 18,6 % (ни одной книги в год), у женщин 18-24 лет – 5,96 %.

На вопрос: «Как часто Вы посещаете культурно-досуговые заведения?» респонденты ответили следующим образом:

- «раз в неделю и чаще» 32,1 % респондентов посещают ночные клубы; 31,4 % – библиотеки; 26 % – кинотеатры; 7,77 % – театры; 2,7 % – музеи;

- «раз в месяц» 43,9 % респондентов посещают кинотеатры; 24,1 % – ночные клубы; 16,2 % – библиотеки; 8,7 % – театры; 7,11 % – музеи;

- «раз в 2-3 месяца» 35,3 % опрошенных посещают кинотеатры; 22,4 – ночные клубы; 16,3 % – библиотеки; 15,1 % – театры; 11 % – музеи;

- «раз в полгода» 25,8 % участников исследования посещают театры; 19,2 % – кинотеатры; 19 % – ночные клубы; 18,4 % – музеи; 17,5 % – библиотеки;

- «раз в год и реже» – 32,8 % респондентов посещают музеи; 29 % – театры; 16,4 % – библиотеки; 14,1 % – библиотеки; 7,61 – кинотеатры;

- «никогда не ходят» 27,8 % респондентов в музеи, 25,7 % – в библиотеки; 22,3 % – в театры; 18,2 % – в ночные клубы; 5,99 % – в кинотеатры.

В целом, посещаемость театров респондентами выглядит следующим образом: «раз в неделю и чаще» – 7,77 % (0,5 % в 2009 г.); «раз в месяц» – 8,7 % (2,0 % в 2009 г.); «раз в 2-3 месяца» – 15,1 % (6,7 % в 2009 г.); «раз в полгода» – 25,8 % (14,5 % в 2009 г.); «раз в год и реже» – 29 % (29,0 % в 2009 г.); «никогда не ходят» 22,3 % (35,9 % в 2009 г.).

В целом, посещаемость кинотеатров респондентами выглядит следующим образом: «раз в неделю и чаще» – 26 % (5,3 % в 2009 г.); «раз в месяц» – 43,9 % (19,6 % в 2009 г.); «раз в 2-3 месяца» – 35,3 % (22,4 % в 2009 г.); «раз в полгода» – 19,2 % (16,9 % в 2009 г.); «раз в год и реже» – 7,61 % (14,0 % в 2009 г.); «никогда не ходят» – 5,99 % (15,1 % в 2009 г.).

В целом, посещаемость музеев респондентами выглядит следующим образом: «раз в неделю и чаще» – 2,7 % (0,6 % в 2009 г.); «раз в месяц» – 7,11 % (1,2 % в 2009 г.); «раз в 2-3 месяца» – 11 % (2,8 % в 2009 г.); «раз в полгода» – 18,4 % (9,1 % в 2009 г.); «раз в год и реже» – 32,8 % (36,9 % в 2009 г.); «никогда не ходят» – 27,8 % (38,4 % в 2009 г.).

В целом, посещаемость библиотек респондентами выглядит следующим образом: «раз в неделю и чаще» – 31,4 % (8,8 % в 2009 г.); «раз в месяц» – 16,2 % (10,4 % в 2009 г.); «раз в 2-3 месяца» – 16,3 % (8,0 % в 2009 г.); «раз в полгода» – 17,5 % (8,0 % в 2009 г.); «раз в год и реже» – 16,4 % (17,8 % в 2009 г.); «никогда не ходят» – 25,7 % (37,9 % в 2009 г.).

В целом, посещаемость ночных клубов респондентами выглядит следующим образом: «раз в неделю и чаще» – 32,1 %; «раз в месяц» – 24,1 %; «раз в 2-3 месяца» – 22,4 %; «раз в полгода» – 19 %; «раз в год и реже» – 14,1 %; «никогда не ходят» – 18,2 %. Данные о посещаемости ночных клубов за 2009 год отсутствуют.

Женщины-респонденты, по сравнению с мужчинами, более склонны посещать следующие культурно-досуговые заведения: «раз в неделю и чаще» – библиотеки и кинотеатры – 38,8 % и 27,3 % соответственно (мужчины – 22,1 % и 24,4 %); раз в месяц – библиотеки, театры и музеи – 18 %, 10 % и 7,32 % (мужчины – 14,3 %, 7,39 % и 6,9 %). Чаще всего женщины не ходят в ночные клубы – 21,2 % (мужчины – 15,8 %).

Мужчины-респонденты, по сравнению с женщинами, более склонны посещать следующие культурно-досуговые заведения: «раз в неделю и чаще» – ночные клубы – 42 % (женщины – 24,2 %) и музеи – 3,82 % (женщины – 1,82 %); раз в месяц – кинотеатры и ночные клубы – 45,3 % и 26,1 % соответственно (женщины – 42,4 % и 22,2 %). Чаще всего мужчины не ходят в библиотеки и театры – 27 % и 23,2 % соответственно (женщины – 24,1 % и 21,2 %).

При ответе на вопрос: «Фильмы каких жанров Вы предпочитаете смотреть?» респонденты выбрали следующие варианты: 51,2 % – комедии; 20,6 % – фантастика; 19,1 % – документальные фильмы; 19 % – мелодрамы; 17,4 % – боевики; 16,8 % – научно-популярные фильмы; 16 % – анимационные (мультфильмы); 15,2 % – ужасы; 14,5 % – приключенческие фильмы; 12,6 % – триллеры; 12,3 % – детективы; 10,7 % – исторические фильмы; 5,3 % опрошенных всё равно, что смотреть; 5,1 % смотрят эротику.

Женщины-респонденты, по сравнению с мужчинами, больше предпочитают смотреть фильмы следующих жанров: комедии – 56,2 % (мужчины – 45,6 %); мелодрамы – 32,8 % (мужчины – 5,2 %); документальные и анимационные (мультфильмы) фильмы – по 19,8 % (мужчины – 18,4 % и 12,2 %); детективы – 13,2 % (мужчины – 11,4 %).

Мужчины-респонденты, по сравнению с женщинами, больше предпочитают смотреть фильмы следующих жанров: боевики – 25,4 % (женщины – 9,4 %); фантастика – 24,8 % (женщины – 16,4 %); научно-популярные фильмы – 17,4 % (женщины – 16,2 %); ужасы – 16,2 % (женщины – 14,2 %); триллеры и приключенческие фильмы – по 15,2 % (женщины – 10 % и 13,8%); исторические фильмы – 11 % (женщины – 10,4 %); эротика – 7,4 % (женщины – 2,8 %); всё равно, что смотреть 6,6 % опрошенных (женщины – 4 %).

Респонденты 14-17 лет, по сравнению с представителями других возрастных групп, больше предпочитают смотреть фильмы следующих жанров: комедии – 54,5 % (18-24 лет – 53,7 %, 25-30 лет – 44,2 %); фантастика – 25 % (18-24 лет – 19,3 %, 25-30 лет – 18,6 %); боевики и мелодрамы – по 21,2 % (18-24 лет – 18,4 % и 16,6 %, 25-30 лет – 12,3 % и 20,7 %); ужасы – 19,7 % (18-24 лет – 15,3 %, 25-30 лет – 10,9 %); детективы – 14,8 % (18-24 лет – 10,4 %, 25-30 лет – 13 %).

Группа респондентов 18-24 лет, по сравнению с другими группами респондентов больше предпочитают смотреть фильмы следующих жанров: анимационные (мультфильмы) – 17,5 % (14-17 лет – 16,7 %, 25-30 лет – 13 %); исторические фильмы – 12,4 % (14-17 лет – 6,44 %, 25-30 лет – 11,9 %); всё равно, что смотреть – 6,43 % (14-17 лет – 3,03 %, 25-30 лет – 5,61 %); эротика – 5,76 % (14-17 лет – 4,55 %, 25-30 лет – 4,56 %).

Респонденты возрастной группы 25-30 лет, по сравнению с другими группами, больше предпочитают следующие жанры фильмов: документальные фильмы – 22,1 % (14-17 лет – 13,6 %, 18-24 лет – 20,4 %); научно-популярные фильмы – 20 % (14-17 лет – 11,4 %, 18-24 лет – 18 %); приключенческие фильмы – 18,9 % (14-17 лет – 12,1 %, 18-24 лет – 13,1 %); триллеры – 14,7 % (14-17 лет – 10,2 %, 18-24 лет – 12,6 %).

На вопрос: «Как часто Вы пользуетесь Интернетом?» респонденты ответили следующим образом: 60,6 % – «постоянно»; 18,2 % – «несколько раз в неделю»; 9,76 % – «несколько раз в месяц»; 7,85 % – «очень редко»; 3,62 % – «не пользуются совсем».

Женщины-респонденты, по сравнению с мужчинами, пользуются Интернетом «постоянно» – 61,2 % (мужчины – 59,9 %) и «очень редко» – 8,35 % (мужчины – 7,33 %).

Мужчины-респонденты, по сравнению с женщинами, чаще «совсем не пользуются Интернетом» – 4,48 % (женщины – 2,78 %).

Респонденты 14-17 лет, по сравнению с представителями других возрастных групп, «очень редко» пользуются Интернетом – 10 % (18-24 лет – 6,49 %, 25-30 лет – 7,99 %). В основном, это женщины 14-17 лет – 11,5 % (мужчины – 8,53 %).

Группа респондентов 18-24 лет, по сравнению с другими группами респондентов, пользуется Интернетом «постоянно» – 68,5 % (14-17 лет – 60,2 % , 25-30 лет – 48,6 %). В целом, возрастные группы 18-24 лет и 14-17 лет пользуются Интернетом чаще, чем респонденты 25-30 лет. Также женщины 18-24 лет пользуются Интернетом абсолютно все (0 % ответили «не пользуюсь Интернетом»).

Респонденты возрастной группы 25-30 лет, по сравнению с другими группами, намного реже пользуются Интернетом: «несколько раз в неделю» – 21,5 % (14-17 лет – 17 %, 18-24 лет – 16,8 %); «несколько раз в месяц» – 14,2 % (14-17 лет – 10 %, 18-24 лет – 6,71 %); «совсем не пользуются Интернетом» 7,64 % (14-17 лет – 2,7 %, 18-24 лет – 1,57 %).

При ответе на вопрос: «Для каких целей Вы, в основном, используете Интернет?» респонденты выбрали следующие варианты: 26,7 % – для поиска полезной информации; 22,6 % – для общения; 19,2 % – для развлечения; 16,3 % – для учёбы; 11,9 % – для учёбы; 2,39 % – не используют Интернет; 0,79 % – другое, а именно: для всего.

Женщины-респонденты, по сравнению с мужчинами, более склонны использовать Интернет для общения – 23,8 % (мужчины – 21,3 %); учёбы – 18,4 % (мужчины – 14 %) и работы – 12,3 % (мужчины – 11,3 %).

Мужчины-респонденты, по сравнению с женщинами, более склонны использовать Интернет для развлечения – 22,8 % (женщины – 15,8 %); а также не использовать Интернет – 3,28 % (женщины – 1,94 %).

Респонденты 14-17 лет, по сравнению с представителями других возрастных групп, склонны использовать Интернет для общения – 24,7 % (18-24 лет – 23,6 % , 25-30 лет – 18,7 %); для развлечения – 23,8 % (18-24 лет – 19,3 %, 25-30 лет – 14,7 %); учёбы – 22 % (18-24 лет – 18,1 %, 25-30 лет – 7,37 %).

Женщины группы 18-24 лет пользуются Интернетом абсолютно все.

Респонденты возрастной группы 25-30 лет, по сравнению с другими группами, склонны использовать Интернет для поиска полезной информации – 32 % (14-17 лет – 21,6 %, 18-24 лет – 26,3 %); для работы – 21,2 % (14-17 лет – 3,96 %, 18-24 лет – 10,8 %) и не пользоваться Интернетом – 5,38 % (14-17 лет – 2,74 %, 18-24 лет – 1,13 %).

На вопрос: «На какой вид рекламы Вы чаще всего обращаете внимание?» респонденты ответили следующим образом: 57,2 % – телереклама; 20,3 % – наружная реклама; 16 % – бегущая строка на телевидении; 14,5 % – реклама и объявления в газетах; 13 % – Интернет-реклама; 9,7 % – реклама в общественном транспорте; 9,2 % – реклама на радио; 4,9 % – флаеры (раздаваемые на улице рекламные листки); 1,7 % – другое, а именно: не обращают внимание; 1,3 % – спам; 0,3 % – директ-мэйл (реклама в почтовых ящиках).

Женщины-респонденты, по сравнению с мужчинами, более склонны обращать внимание на следующие виды рекламы: телереклама – 59,4 % (мужчины – 55 %), наружная реклама- 23,6 % (мужчины – 17 %), бегущая строка на телевидении – 19,6 % (мужчины – 12,4 %), реклама и объявления в газетах – 15,4 % (мужчины – 13,6 %), флаеры – 5,4 % (мужчины – 4,4 %).

Мужчины-респонденты, по сравнению с женщинами, более склонны обращать внимание на Интернет-рекламу – 14,2 % (женщины – 11,8 %); рекламу на радио – 12,2 % (женщины – 6,2 %); рекламу в общественном транспорте – 10,4 % (женщины – 9 %); спам – 1,8 % (женщины – 0,8 %).

Респонденты 14-17 лет, по сравнению с представителями других возрастных групп, более склонны обращать своё внимание на рекламу на радио – 12,1 % (18-24 лет – 7,98 %, 25-30 лет – 8,42 %); вместе с группой 18-24 лет (1,77 %) на спам – 1,52 % (25-30 лет – 0,35 %).

Группа респондентов 18-24 лет, по сравнению с другими группами респондентов, склонна обращать внимание на наружную рекламу – 23,7 % (14-17 лет – 15,5 %, 25-30 лет – 19,3 %), флаеры – 5,32 % (14-17 лет – 4,92 %, 25-30 лет – 4,21 %).

Респонденты возрастной группы 25-30 лет, по сравнению с другими группами, склонны обращать внимание на телерекламу – 60,7 % (14-17 лет – 53 %, 18-24 лет – 57,4 %); бегущую строку на телевидении – 18,9 % (14-17 лет – 16,3 %, 18-24 лет – 14 %); рекламу и объявления в газетах – 17,9 % (14-17 лет – 16,7 %, 18-24 лет – 11,1 %).

Различные половозрастные группы отдают предпочтения следующим видам рекламы: телереклама – женщины 25-30 лет (66 %); бегущая строка на телевидении – женщины 14-17 лет (24,6 %), мужчины этой же группы – всего 8,21 %; реклама на радио – мужчины 14-17 лет (14,9 %); реклама и объявления в газетах – женщины 14-17 лет (20,8 %) и мужчины 25-30 лет (20,6 %); реклама в общественном транспорте – женщины 18-24 лет (12,8 %); наружная реклама – женщины 18-24 лет (26,5 %) и женщины 25-30 лет (27,1 %); флаеры – женщины 14-17 лет (7,69 %); Интернет-реклама – мужчины 14-17 лет (16,4 %); спам – мужчины 14-17 лет (2,24 %) и 18-24 лет (2,22 %); директ-мэйл – женщины 14-17 лет (0,77 %) и мужчины 25-30 лет (0,71 %).

При ответе на вопрос: «На какой вид наружной рекламы Вы чаще всего обращаете внимание?» респонденты выбрали следующие варианты: 51,4 % –баннеры (билборды); 15,8 % – реклама на транспорте; 12,4 % – плакаты; 11,1 % – растяжки; 7,94 % – информация на досках объявлений; 1,44 % – другое, а именно не обращают внимание.

Женщины-респонденты, по сравнению с мужчинами, более склонны обращать внимание на следующие виды наружной рекламы: плакаты – 13,6 % (мужчины – 11 %); растяжки – 13,3 % (мужчины – 8,82 %); информация на досках объявлений – 8,85 % (мужчины – 6,99 %).

Мужчины-респонденты, по сравнению с женщинами, более склонны обращать внимание на баннеры (билборды) – 52,6 % (женщины – 50,3 %); рекламу на транспорте – 18,9 % (женщины – 12,7 %).

Респонденты 14-17 лет, по сравнению с представителями других возрастных групп, более склонны обращать своё внимание на плакаты – 14,9 % (18-24 лет – 12,7 %, 25-30 лет – 9,55 %); информацию на досках объявлений – 10,5 % (18-24 лет – 7,5 %, 25-30 лет – 6,37 %).

Группа респондентов 18-24 лет, по сравнению с другими группами респондентов, склонна обращать внимание на рекламу на транспорте – 17,3 % (14-17 лет – 14,2 %, 25-30 лет – 14,6 %).

Респонденты возрастной группы 25-30 лет, по сравнению с другими группами, склонны обращать внимание на баннеры (билборды) – 54,8 % (14-17 лет – 49,8 %, 18-24 лет – 50,2 %); растяжки – 13,7 % (14-17 лет – 9,09 %, 18-24 лет – 10,6 %).

По сравнению с аналогичным опросом 2009 года произошли следующие изменения в предпочтениях молодёжной аудитории:

  1. Передачи, статьи, рубрики предпочтительной тематики в СМИ таковы. Повысился интерес к таким рубрикам, как новости – 57,9 % (в 2009 г. – 50,3 %), криминальные – 23,2 % (в 2009 г. – 22,4 %), аналитические – 11,6 % (в 2009 г. – 10,8 %). Понизился интерес к научно-популярным программам – 24 % (в 2009 г. – 29,1 %), а также к передачам, посвящённым жизни известных людей – 12,4 % (в 2009 г. – 14,4 %).

  2. Популярность телевизионных каналов изменилась в разной степени. Чаще всего респонденты по-прежнему смотрят «Первый канал» – 53 % (в 2009 г. – 52,3 %). Вторым по популярности стал телеканал «ТНТ» – 46,8 % (рост популярности по сравнению с 2009 г. на 17,1 %). Третье место, как и в прошлом году, занимает телеканал СТС – 35,9 % (рост популярности по сравнению с 2009 г. на 4,8 %). Популярными у молодёжи также являются телеканалы «МузТВ» (рост по сравнению с 2009 г. на 0,3 % – 21,4 %); «Россия» – 20,9 % (снижение популярности по сравнению с 2009 г. на 19 %); «НТВ» – 20,2 % (снижение популярности по сравнению с 2009 г. на 4,2 %); «Спорт» – 15,8 % (рост популярности по сравнению с 2009 г. на 4,2 %); «Рен-ТВ» – 9,8 % (снижение популярности по сравнению с 2009 г. на 14,8 %). Самым непопулярным телеканалом по всем молодёжным группам является «ТВ центр» – 0,7 % (снижение популярности по сравнению с 2009 г. на 0,96 %).

  3. Популярность радиостанций изменилась следующим образом. Чаще всего респонденты по-прежнему слушают «Хит FM» – 37,2 % (увеличение популярности по сравнению с 2009 г. на 11,2 %). На втором и третьем местах, также как и в прошлом году, «Европа +» – 27,5 % (увеличение популярности по сравнению с 2009 г. на 5 %) и «Love-радио» – 21,8 % (увеличение популярности по сравнению с 2009 г. на 0,1 %). 4 и 5 места по популярности заняли «Русское радио» – 14,8 % и «Авторадио» – 13,8 % (рост по сравнению с 2009 г. на 1,1 %), опередив в этом году радио «Шансон» –12,3 % (снижение популярности по сравнению с 2009 г. на 7,4 %).

  4. Изменилась частота посещений культурно-досуговых заведений: В целом, посещение кинотеатров, театров, музеев и библиотек многократно возросло по сравнению с 2009 годом. Так, посещение кинотеатров с периодичностью «раз в неделю и чаще» в 2010 году составило 26 % (увеличение посещаемости по сравнению с 2009 г. на 21 %). Посещение театров «раз в неделю и чаще» – 7,77 % (увеличение посещаемости по сравнению с 2009 г. на 7,27 %). Посещение библиотек «раз в неделю и чаще» – 31,4 % (увеличение посещаемости по сравнению с 2009 г. на 22,6 %). Посещение музеев «раз в неделю и чаще» – 2,7 % (увеличение посещаемости по сравнению с 2009 г. на 2,1 %).

  5. Серьезно возросла частота использования Интернета. Многократно увеличилось число постоянных пользователей Интернетом – 60,6 % (увеличение числа постоянных пользователей по сравнению с 2009 годом на 23,2 %). Не пользуются Интернетом всего 3,62 % (по сравнению с 2009 г. уменьшение числа не пользующихся Интернетом представителей молодёжи на 12,38 %).

Анализ результатов социологического исследования позволяет сделать соответствующие выводы:

Самыми популярными источниками, из которых молодёжь чаще всего получает информацию о событиях, происходящих в Иркутской области, стране, мире являются, прежде всего, СМИ. Также таковыми источниками является информация, полученная от друзей, знакомых и родственников (так называемое «сарафанное радио»).

Среди представителей молодёжи нет единого мнения о том, чем являются в настоящее время средства массовой информации.

Самыми предпочтительным источником СМИ для молодёжи является телевидение. На втором месте Интернет, на третьем – печатная пресса.

Передачи, статьи, рубрики новостной и развлекательной тематики в СМИ являются наиболее предпочтительными для молодёжи.

Более половины опрошенной молодёжи «скорее доверяет» информации, полученной из СМИ, чем «не доверяет». Источниками, вызывающими у молодёжи наибольшее доверие, является телевидение и Интернет. После просмотра, прослушивания, прочтения каких-нибудь материалов СМИ, в общем и целом, молодёжь не склонна менять своё мнение. В целом, молодёжь считает сильным воздействие СМИ на сознание молодёжи. По мнению половины участников исследования, современной молодёжи нужны специальные молодёжные СМИ.

Чаще всего из молодёжных СМИ респонденты посещают молодёжные сайты. Также следует обратить внимание на то, что о молодёжных СМИ мало кто знает из представителей молодёжи.

Самыми популярными телеканалами среди молодёжи являются «Первый», «ТНТ» и «СТС». Самыми популярными радиостанциями среди молодёжи являются «Хит FM», «Европа +» и «Love-радио».

За год молодёжь прочитывает чаще всего от 2 до 5 книг. Тематика прочитанной литературы разнообразная, больший процент занимает учебная литература.

Из культурно-досуговых заведений молодёжь склонна посещать чаще всего ночные клубы и библиотеки, затем кинотеатры, театры и музеи. В музеи «никогда не ходят» чаще, чем в другие заведения. Наименьший процент среди непосещаемых заведений у кинотеатров. Предпочтительным жанром фильмов среди молодёжи являются комедии.

Постоянно пользуются Интернетом более половины молодёжи. Чаще всего Интернет используется для поиска полезной информации, общения, развлечений и учёбы.

Самым популярным видом рекламы, на который молодежь чаще всего обращает внимание, является телереклама. На втором месте наружная реклама, на третьем – бегущая строка на телевидении.

Самым популярным видом наружной рекламы, на который молодежь чаще всего обращает внимание, являются баннеры (билборды). На втором месте – реклама на транспорте, на третьем – плакаты.


1-buhgalterskie-dokumenti-i-ih-naznachenie.html
1-carstv-charlz-haddon-sperdzhen.html
1-cel-disciplini-osnovnaya-obrazovatelnaya-programma-visshego-professionalnogo-obrazovaniya-napravlenie-podgotovki.html
1-cel-i-zadachi-diplomnoj-raboti-metodicheskoe-posobie-po-vipolneniyu-diplomnoj-raboti-dlya-specialnosti-finansi-i-kredit.html
1-cel-i-zadachi-disciplini-ee-mesto-v-uchebnom-processe-rabochaya-programma-po-discipline-tovarovedenie-i-ekspertiza.html
1-cel-i-zadachi-disciplini.html
  • urok.bystrickaya.ru/portfolio-kak-instrument-ocenki-dinamiki-individualnih-obrazovatelnih-dostizhenij.html
  • uchitel.bystrickaya.ru/programma-psihologicheskoj-podderzhki-i-povisheniya-urovnya-gotovnosti-pervoklassnikov-v-shkole-rebyata-davajte-zhit-druzhno.html
  • studies.bystrickaya.ru/alfred-bernhard-nobel-istoriya-bessmertiya-chast-3.html
  • upbringing.bystrickaya.ru/lokalnie-sejsmostancii-poyavyatsya-na-yuge-sibiri-iz-za-ugrozi-zemletryasenij-informacionnoe-agentstvo-ria-novosti-06042012.html
  • predmet.bystrickaya.ru/sobranie-sochinenij-v-pyatnadcati-tomah-tom-krasnoyarsk-ofset-1997-g-original-etogo-teksta-nahoditsya-v-biblioteke-sergeya-frolova-stranica-40.html
  • uchitel.bystrickaya.ru/rabochaya-programma-uchebnogo-kursa-istoriya-vseobshaya-istoriya.html
  • credit.bystrickaya.ru/otchet-po-akcii-moj-gorod-moya-gordost.html
  • teacher.bystrickaya.ru/fotosinteticheskaya-produktivnost-hvojnih-drevostoev-na-territorii-irkutskoj-oblasti-03-02-08-ekologiya-biologicheskie-nauki.html
  • spur.bystrickaya.ru/lingvisticheskaya-harakteristika-sredstv-razgovornosti-v-russkoj-i-perevodnoj-nemeckoyazichnoj-proze-lyudmili-ulickoj-10-02-01-russkij-yazik-10-02-19-teoriya-yazika.html
  • learn.bystrickaya.ru/glava-iiiz-istorii-logopedicheskogo-massazha-kompleks-uprazhnenij-logopedicheskogo-massazha-pri-rigidnom-sindrome-66.html
  • school.bystrickaya.ru/arbitrazhnij-sud-rossijskoj-federacii.html
  • doklad.bystrickaya.ru/v-perepishite-predlozheniya-postaviv-prilagatelnie-narechiya-v-skobkah-v-ukazannuyu-stepen-perevedite-predlozheniya-na-russkij-yazik.html
  • education.bystrickaya.ru/3-procedura-strategii-dilts-r-d46-strategii-geniev-t-aristotel-sherlok-holms-uolt-disnej-volfgang-amadej.html
  • uchit.bystrickaya.ru/tema-1-socialno-ekonomicheskaya-sushnost-bankov.html
  • laboratornaya.bystrickaya.ru/rabochaya-programma-uchebnoj-disciplini-vodno-himicheskie-rezhimi-teploenergeticheskih-ustanovok-cikl.html
  • zadachi.bystrickaya.ru/problema-rossijskogo-mentaliteta-v-usloviyah-perehoda-k-rinku.html
  • zadachi.bystrickaya.ru/prikaz-ot-10-oktyabrya-2008-g-n-357-o-reglamente-federalnoj-sluzhbi-po-veterinarnomu-i-fitosanitarnomu-nadzoru-v-red-prikazov-rosselhoznadzora-ot-21-08-2009-n-380-stranica-4.html
  • composition.bystrickaya.ru/ojdup-chk-tikopr-so-ran-lesnov-fp-igm-so-ran-rastvorimost-kvarca-pri-visokih-temperaturah.html
  • spur.bystrickaya.ru/krichnie-molota.html
  • uchit.bystrickaya.ru/tema-7-gendernaya-ekspertiza-politiki-v-sfere-obrazovaniya-programma-disciplini-gendernaya-ekspertiza-ekonomicheskoj.html
  • zanyatie.bystrickaya.ru/rabochaya-uchebnaya-programma-po-discipline-opd-f-11.html
  • bukva.bystrickaya.ru/specialnie-vidi-betona-2.html
  • uchitel.bystrickaya.ru/psihologicheskoe-soprovozhdenie-roditelej-bolnogo-rebenka-kurs-lekcij-chepik-yu-i-psihologiya-bolnogo-rebenka.html
  • occupation.bystrickaya.ru/nesrochnih-planovih-reshenij-derevoobrabativayushih-podra-zdelenij-zadachi-i-napravleniya-sovershenstvovaniya-srednesrochnogo.html
  • education.bystrickaya.ru/2-pervij-period-ikonoborchestva-pervim-predstavitelem-isavrijskoj-dinastii-bil-lev-iii-vihodec-iz-maloazijskoj-voennoj-znati-bivshij-strateg-femi-anatolika.html
  • write.bystrickaya.ru/glava-16-koneles-v-yu-k-64-soshedshie-s-nebes-i-sotvorivshie-lyudej.html
  • literature.bystrickaya.ru/dannaya-tema-predstavlyaet-nesomnennij-interes-v-svete-vsyo-bolee-krepnushih-svyazej-nashej-strani-s-drugimi-slavyanskimi-stranami-evropi-rossiya-na-vsyom-protyazhenii-sv.html
  • prepodavatel.bystrickaya.ru/statya-1226-intell.html
  • lektsiya.bystrickaya.ru/prakticheskaya-rabota-1-tema-raboti-vidi-rekreacionnih-resursov-rossii.html
  • school.bystrickaya.ru/deloproizvodstvo-i-ekspertiza-dokumentov.html
  • thescience.bystrickaya.ru/k-religioznomu-napravleniyu-materiali-dlya-podgotovki-k-gosudarstvennomu-teoreticheskomu-mezhdisciplinarnomu-ekzamenu.html
  • laboratornaya.bystrickaya.ru/rabochaya-programma-uchebnoj-disciplini-prirodoohrannie-tehnologii-na-tes-cikl.html
  • znanie.bystrickaya.ru/83standartizaciya-ar-i-ear-otchet-o-nauchno-issledovatelskoj-i-opitno-konstruktorskoj-rabote-po-teme.html
  • composition.bystrickaya.ru/pansionat-geolog-p-gurzuf-stranica-5.html
  • occupation.bystrickaya.ru/mina-szderd-pajdalanip-maal-mtel-zhazidar.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.