.RU

2.5. Организационное единство АДЫГАГЪЭ И АДЫГЭ ХАБЗЭ - Реальность адыгской этики и этическая антропология Глава...


^ 2.5. Организационное единство АДЫГАГЪЭ И АДЫГЭ ХАБЗЭ

        Адыгагъэ, как было сказано, является частью традиционной соционормативной системы адыгов наряду с адыгэ хабзэ. Поэтому очень важно показать, в каком отношении находятся эти институты, в чем именно выражается их очевидная, но трудно поддающаяся анализу и описанию близость и связь. Вдохновляет тот факт, что необходимые для этого сведения об общеадыгской и рыцарской этике мы уже имеем. Остается разобраться в природе, строении и функциях адыгэ хабзэ.

        Отметим с самого начала, что исторически - это широкая и разветвленная система правил общежития, состоявшая из двух разделов. В первом было сосредоточено обычное феодальное право со всеми его ответвлениями (гражданское, трудовое, административное, законодательное, судебное, уголовное и т. д.). Второй раздел - традиционный адыгский этикет: общепризнанные принципы и правила поведения, выражающие взаимное уважение, признание и в этом смысле непосредственно связанные с адыгством, прежде всего с почтительностью, как одной из субсистем адыгства. Таким образом, исторически адыгэ хабзэ суть адыгский морально-правовой кодекс, своего рода конституция феодальной Черкесии.

        Необычайно широкому толкованию и использованию термина "адыгэ хабзэ" способствовала многозначность и богатая внутренняя форма слова "хабзэ". Я имею в виду наличие в нем двух очень важных в смысловом отношении элементов: хэ - со значением "публика", "общество", "людская масса" и бзэ - "механизм", "способ действия", "способ существования", "язык", "код", "кодекс", "канон". Хабзэ - универсальный способ или механизм производства и воспроизводства общественных связей и отношений. В быту данное понятие ассоциируется с нормой, обычаем, ритуалом, обрядом, традицией, привычкой.

        Емкость термина "адыгэ хабзэ" была отражением синкретизма социо-нормативной культуры феодальной Черкесии, когда в рамках единой системы функционируют, активно взаимодействуя друг с другом, юридические и морально-этические нормы и установления. Показательно, что в Западной Черкесии некоторые пункты этикета выносились на повестку дня законодательных собраний - хасэ (Хан-Гирей 1978: 127-146). Например, на одном из собраний середины XIX века обсуждался вопрос о правилах поведения оруженосца - гъусэ по отношению к дворянину или князю, и в частности вопрос о том, как должен поступить оруженосец после остановки и отдыха в пути: седлать сначала коня господина или своего собственного коня. В конце концов сошлись в том мнении, что оруженосцу необходимо седлать в первую очередь своего коня, чтобы рыцарь, готовый продолжить путь, не ожидал, пока будет готов его слуга.

        Законодательно закреплялись и другие нормы, которые в современном обществе ассоциируются только с нормами морали и этикета: правила бытового поведения враждующих сторон, исполнения свадебных и похоронных обрядов и церемоний, некоторые нормы гостеприимства и застольного этикета и т. д. (См.: Леонтович 1882). К примеру, обычное право кабардинцев включало пункт, согласно которому дворянам третьей степени (беслен-уоркам) запрещалось садиться за один стол с князьями, в то время как дворяне четвертой степени (уорк-шаотлигусы) могли быть удостоены этой чести.

        Решения законодательных собраний пользовались всеобщим авторитетом, обычно они быстро распространялись и осваивались. По сей день говорят: Хасэм ыIорэр хабзэ, хабзэм ыIорэр бзыпхъ - "Предписанное хасой - хабзэ, предписанное хабзэ - руководство к действию" (Хуажев, Хут 1978: 112). Но на самом деле приживались только те хабзэ, которые в наибольшей степени отвечали условиям жизни и быта народа, его вкусам, потребностям, запросам. Отсюда другое и столь же распространенное суждение: Хабзэр шIумэ, бзыпхъэр тырахы - "Если хабзэ хорош, он становится руководством к действию (моделью поведения)" (Хуажев, Хут 1978: 112).

        По-видимому, организационное единство адыгэ хабзэ и адыгагъэ имело определенный положительный смысл: приводило к взаимному усилению роли и авторитета каждого из этих институтов. С одной стороны, моральное обоснование правовых норм естественным образом повышало их социальную ценность и действенность, с другой - Неизмеримо возрастала значимость правил хорошего тона и этикета в целом уже в силу того обстоятельства, что некоторые нормы этикета считались одновременно и нормами права. Нетрудно представить, какое значение имел и тот факт, что они вводились и корректировались иногда в законодательном порядке. Все это объясняет в какой-то мере не только общеадыгское, но и международное признание традиционного морально-правового кодекса адыгов. Адыгэ хабзэ был эталоном социальной организации кавказских горцев, способствовал интеграции народов и культур всего региона.

        Однако в современных и в принципе уже совсем иных условиях традиционное, недифференцированное использование термина "адыгэ хабзэ" ведет к путанице, к смешению правовых и моральных норм. Поэтому нужно отделить историческое содержание адыгэ хабзэ от современного, внести в данный вопрос необходимую ясность.

        Понятно, что в период феодализма содержание и полномочия института "адыгэ хабзэ" были гораздо богаче и шире. Факты свидетельствуют, что он охватывал по крайней мере три различных типа социальных норм, то есть три типа хабзэ: 1) коммуникативно-бытовые (этикетные); 2) обрядово-церемониальные; 3) обычно-правовые (юридические).

        В основе адыгского этикета были и остаются по сей день общепризнанные коммуникативно-бытовые поведенческие нормы, которые ассоциируются с нормами приличий, с необходимыми способами установления контакта и выражения почтительного, уважительного отношения. Они поддерживаются силой привычки и общественного мнения, а также санкциями, которые обычно не выходят за рамки порицания. К этикетным примыкает по своему внутреннему содержанию определенная часть обрядово-церемониальных хабзэ, а именно: свадебные, похоронные, связанные с рождением ребенка, с гостеприимством и застольем, с разного рода визитами вежливости и т. п. Это модели взаимодействия, которые наиболее ярко и недвусмысленно выражают почтительное и благожелательное отношение к людям. Они стоят особняком от собственно-религиозных и религиозно-магических обрядов и ритуалов, в которых такое отношение отсутствует или сведено к минимуму.

        Автономную субсистему адыгского кодекса составляли обычно-правовые хабзэ. Они закреплялись законодательно вместе с санкциями, которые предусматривались в случае их нарушения. В прошлом это характерные для феодального общества нормы, определявшие формы землепользования и отношения между классами и сословиями, повинности зависимого населения и порядок исполнения воинских обязанностей, права наследования имущества и ответственность за преступления, права и формы деятельности законодательных собраний - хасэ, судебных органов - хеищIэ, служителей культа и т. д. Конечно, само функционирование подобных норм и установлений включало в себя этикетные моменты, и кроме того, совершенно очевидно, что нормы обычного права воспринимаются традиционно как способы демонстрации взаимного уважения и признания членов общества. Но в принципе это уже совсем иной уровень регулирования социальных отношений - правовой. То же самое нужно сказать о церемониях, обрядах, ритуалах, непосредственно связанных с юридической практикой: порядок проведения судебных заседаний и законодательных собраний, обряд присяги, ритуал примирения кровников и т. д.

        Обрядово-церемониальные хабзэ, как мы видим, занимали промежуточное положение между правом и этикетом, пополняя и тот и другой институт. Они в этом смысле не имели и не имеют самостоятельного значения, то есть не образуют в рамках традиционного адыгэ хабзэ автономной субсистемы.

        Таким образом, в структуре феодального адыгэ хабзэ четко выделяется субсистема права и существенно от нее отличающаяся субсистема этикета, включая сюда и рыцарско-дворянский этикет - уэркъ хабзэ. Однако и право, и особенно этикет испытывают на себе мощное влияние традиционной этики. Это, как мы знаем, характерная особенность феодального общества, правовые отношения которого являются во многом личностными и в силу этого обстоятельства наполняются и подкрепляются определенными этическими значениями и обязательствами. Взять, к примеру, адыгского дворянина. Он служил своему сюзерену - князю на четко оговоренных правовых условиях: бенефиций (уэркъ тын), право покинуть господина, если тот нарушит какие-либо закрепленные в обычном праве обязательства и т. д. С другой стороны, его отношение к князю подчинялось принципу дворянской чести - уэркъ напэ и в целом рыцарскому моральному кодексу уэркъыгъэ (как аристократической версии адыгства), в котором первостепенное значение приобретали мужество и беззаветная верность вассала сюзерену.

        Аналогично этому крестьянин, который в строгом соответствии с обычным правом снабжал феодала определенной частью произведенного продукта или распределял наследство между сыновьями, воспринимал все это не только как исполнение правовых норм и обязательств, но и дополнительно к этому, а иногда и по преимуществу, как проявление адыгства, человечности, почтительности, то есть как исполнение морального долга - перед феодалом в первом случае, перед членами своей семьи - во втором.

        Если подходить к нормам обычного феодального права адыгов с учетом и этой - ценностно-психологической точки зрения, то все они были синкретичными (морально-правовыми) и относились к классу так называемых мононорм (См. об этом: Першиц 1979: 214). Но это отнюдь не диффузные нормы первобытного общества. Смысловые связи традиционного адыгского права, морали, этикета достаточно четко оформлены и дифференцированы, и, стало быть, речь может идти лишь об организационном единстве этих институтов, об их функционировании в рамках хорошо скоординированной соционормативной системы, когда правовое регулирование социальных связей является одновременно и этической рационализацией этих связей.

        Но остается необходимость специально обозначить сформировавшиеся в ходе исторического развития структурные компоненты данной системы с учетом установившихся между ними отношений и границ. При этом, как я понимаю, не обойтись без использования новых понятий и терминов, способных высветить смысловые,, доминирующие особенности субсистем адыгского морально-правового кодекса.

        В первую очередь нужно выделить и обозначить правовой компонент адыгэ хабзэ. Я думаю, вполне пригоден для этого термин хэкухабзэ, в котором элемент хэку означает "отечество", "отчизна", "родина", "страна". Тем самым внимание акцентируется на социальной реальности, которую конституируют нормы и институты традиционного обычного права адыгов. Подчеркивается, что они возникают и действуют в определенном, в том числе и географическом, пространстве, создают и воспроизводят общественный организм, именуемый отечеством, страной, государством. Исторически в этом, собственно, цель, смысл и назначение всех норм и установлений традиционного обычного права адыгов. Они были основой социальной, экономической и политической организации феодального общества во всех областях и провинциях Черкесии.

        Вторая субсистема адыгэ хабзэ - адыгский этикет. Очевидно, что он также нуждается в более точном, целерациональном определении и обозначении. Цель этикета - создание благоприятной психологической атмосферы повседневных связей, отношений, контактов - атмосферы взаимного уважения и признания, согласия и понимания. В этом направлении действуют исторически сложившиеся принципы адыгского этикета: уважение и почитание старших, женщин, гостей, детей, родственников, а также самоуважение, благожелательность, скромность, артистизм. Они являются способами повседневной духовно-нравственной организации адыгского общества. Поэтому для обозначения данного института, то есть института нравственно акцентированных форм общения, я предлагаю неологизм щэнхабзэ. Это сложное слово, в котором определяющую роль играет элемент щэн - "нрав", "мораль", "воспитанность", "манеры", и отсюда почти буквальное значение термина: "правила этикета", "этикет" (См. об этом: Бгажноков, Цуманова 1998).

        Таким образом, достаточно четко устанавливается смысл еще одного очень важного компонента традиционного морально-правового кодекса адыгов. Одновременно устраняется создававшая путаницу ложная ассоциация адыгского этикета с адыгэ хабзэ во всем его объеме, включая субсистему права.

        Что же касается адыгской этики (в том числе и рыцарской), то в этих связях ей принадлежит особая роль. Традиционная этика является ценностно-психологической базой адыгэ хабзэ, придает содержащимся в ней нормам и институтам жизненный смысл и культурную значимость. Поэтому статус адыгства даже выше - и гораздо выше, - чем статус адыгэ хабзэ.

        Это очевидно, и потому глубоко ошибочны суждения, в которых адыгство сводится к подчиненному компоненту, проявлению или, что еще хуже, только иному обозначению адыгэ хабзэ (Мафедзев 1994; Мамхегова 1993 и др.).

        На самом деле именно адыгство является организационным, смыслообразующим центром соционормативной культуры и в этом качестве определяет во многом состав, динамику и структурирование норм адыгэ хабзэ.

        С учетом всего сказанного общую картину традиционной соционормативной культуры адыгов можно представить следующим образом:




        Перед нами стройная нормативная суперсистема, смысловую доминанту которой составляет адыгство. В течение многих столетий она обеспечивала воспроизводство достаточно развитого феодального общества. Но богатство ее внутренних возможностей по разным причинам не было реализовано и использовано в полной мере, соционормативная культура адыгов заметно опережала культуру производства и жизнеобеспечения. Естественно предположить, что такое, не совсем обычное, состояние возникло под влиянием некоторых особенностей адыгской этики; с этим связана, быть может, вся специфика и своего рода чудо адыгского феодализма с его трудно поддающимися разумному объяснению контрастами в структуре, в соотношении и темпах развития материальной и духовной культуры.


11psi-rasshifrovka-zhak-berzhe.html
11sokrashenie-postupleniya-rtuti-pri-dobiche-i-izvlechenii-sirih-rtutnih-i-drugih-rud-v-svyazi-s-torgovlej-i-poetapnim-ispolzovaniem.html
11territorii-prednaznachennie-dlya-ispolzovaniya-v-municipalnih-interesah-polozhenie-rajona-v-strukture-poseleniya-9.html
11yaziki-mezhnacionalnogo-obsheniya-obshie-svedeniya-o-yazike-i-yazikah.html
12--oao-nefterazvedka-ezhekvartalnij-otchet.html
12-02-2010-22-02-2010-lvov-bansko-7-nochej-sofiya-stambul-predyal-1noch-buharest-sinaya-bran-lvov-v-programe-tura-sofiya-melnik-rilskij-monastir-buharest-zamok-drakuli-sinaya-i-zamok-pelesh-starinij-lvov-.html
  • uchenik.bystrickaya.ru/french-borrowings-in-the-english-language.html
  • urok.bystrickaya.ru/prilozhenie-arekomenduemoe-rukovodyashie-tehnicheskie-materiali-po-svarke-i-kontrolyu-kachestva-soedinenij-armaturi.html
  • learn.bystrickaya.ru/glava-8kompleksnie-sistemi-avtomatizacii-kuznecov-s-l-deloproizvodstvo-na-kompyutere.html
  • desk.bystrickaya.ru/otdelochnie-raboti-i-stroitelnie-materiali-arhitektura-i-landshaftnij-dizajn.html
  • studies.bystrickaya.ru/kazhdaya-gruppa-nepovtorima-privlekatelna-osobaya-rabochaya-tetrad-kuratora-akademicheskoj-studencheskoj-gruppi.html
  • apprentice.bystrickaya.ru/vsego-24-tablici-i-172-diagrammi-tom-1.html
  • notebook.bystrickaya.ru/kafedra-yurisprudencii-avtomatizaciya-tehnologicheskih-processov-i-proizvodstv-v-mashinostroenii.html
  • credit.bystrickaya.ru/pod-tyazhestyu-roditelskoj-slavi-kniga-dlya-uchitelej-i-roditelej.html
  • literatura.bystrickaya.ru/sovremennie-shkoli-v-neoklassicheskoj-makroekonomicheskoj-tradicii.html
  • doklad.bystrickaya.ru/vozdejstvie-na-panicheskoe-povedenie-osnovi-politicheskoj-psihologii-ekaterinburg-delovaya-kniga-2001-496-soriginal.html
  • universitet.bystrickaya.ru/stepanov-aleksandr-mihajlovich-bolshoj-slovar-ezotericheskih-terminov-stranica-76.html
  • klass.bystrickaya.ru/710-pravila-oformleniya-prilozhenij-metodicheskie-ukazaniya-po-vipolneniyu-diplomnih-rabot-dlya-studentov-specialnosti.html
  • znaniya.bystrickaya.ru/rabochaya-programma-elektivnogo-kursa-po-russkomu-yaziku-usloviya-uspeshnoj-kommunikacii-dlya-shkolnikov-10-11-klassov-razrabotana-uchitelem-russkogo-yazika-i-literaturi-balakovoj-n-i.html
  • letter.bystrickaya.ru/obrazovatelnaya-programma-po-kursu-himii-8-11-kl.html
  • education.bystrickaya.ru/19-universalnoe-i-odnorodnoe-gosudarstvo-pervaya-snova-zadannij-starij-vopros.html
  • knowledge.bystrickaya.ru/metodicheskie-ukazaniya-po-diplomnomu-proektirovaniyu-dlya-studentov-specialnosti-080507-menedzhment-organizacii-izdatelstvo-samarskij-universitet.html
  • lektsiya.bystrickaya.ru/programma-disciplini-dpp-v-02-osnovi-pravovogo-statusa-lichnosti-v-rossijskoj-federacii-celi-i-zadachi-disciplini.html
  • esse.bystrickaya.ru/rasskaz-o-pradedushke.html
  • tests.bystrickaya.ru/m-metod-dohodnij--otchet-o-nauchno-issledovatelskoj-rabote.html
  • turn.bystrickaya.ru/oriana-fallachi-yarost-i-gordost-stranica-10.html
  • urok.bystrickaya.ru/prinyatie-sokrasheniya-trebovaniya-promishlennoj-bezopasnosti-sistem-raspredeleniya-i-potrebleniya-prirodnih-gazov.html
  • shkola.bystrickaya.ru/preobrazovanie-sankt-peterburga.html
  • write.bystrickaya.ru/glava-14-tam-gde-letsya-zelennaya-krov-zhak-iv-kusto-v-mire-bezmolviya.html
  • books.bystrickaya.ru/doklad-zamestitelya-gubernatora-kemerovskoj-oblasti-po-voprosam-socialnoj-politiki-v-k-coya.html
  • uchitel.bystrickaya.ru/programma-vstupitelnih-ispitanij-po-specialnosti-travmatologiya-i-ortopediya.html
  • textbook.bystrickaya.ru/izdatelskogo-doma-innovacii-i-eksperiment-v-obrazovanii.html
  • college.bystrickaya.ru/-24-z-ot-06072010-o-vnesenii-izmenenij-v-stati-12-i15-zakona-yaroslavskoj-oblasti-ob-obektah-kulturnogo-naslediya-pamyatnikah-istorii-i-kulturi-narodov.html
  • shpargalka.bystrickaya.ru/uroven-razvitiya-mishleniya-na-nachalo-goda-60-publichnij-doklad-municipalnogo-doshkolnogo-obrazovatelnogo-uchrezhdeniya.html
  • exchangerate.bystrickaya.ru/internet-marketing-chast-6.html
  • turn.bystrickaya.ru/opisanie-prilozheniya-rabota-v-klasse-kafedra-estestvoznaniya-matematiki-i-chastnih-metodik-komplekt-uchebno-metodicheskih.html
  • paragraph.bystrickaya.ru/lekciya-2-hranenie-dokumentov.html
  • teacher.bystrickaya.ru/glava-4-elektronnij-uchebnik-po-kursu-g-a-krasnova-2003-g.html
  • kolledzh.bystrickaya.ru/51-podgotovka-koronki-zuba-t-l-redinovl.html
  • nauka.bystrickaya.ru/uchrezhdenie-rossijskoj-akademii-nauk.html
  • teacher.bystrickaya.ru/glava-5-promishlennie-obrazci-vitaliev-g-v-denisov-g-m-intellektualnaya-sobstvennost-zakonodatelstvo-i.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.