.RU

3. Молодой читатель в библиотечных исследованиях - Библиотечные программы и проекты, направленные на молодежную...


^ 3. Молодой читатель в библиотечных исследованиях
В ЦБС республики проводился ряд исследований с целью анализа литературных предпочтений и информационных запросов молодежи, выяснения степени удовлетворенности молодых читателей библиотекой.

Интинская ЦБС

В 2009 г. Центральная библиотека МУК «ЦБС» провела социологический опрос «Социальный портрет молодежи». Цель опроса: выяснить потребности современных молодых людей, определить место чтения в жизни молодежи.

Социологический опрос проводился в учебных заведениях среднего, средне-специального образования, учащиеся которых не посещают библиотеку или посещают ее очень редко, особое внимание уделялось проблеме отсутствия читательского спроса у молодежи.

Итоги опроса следующие - более 60% опрошенных посещают библиотеку нерегулярно, по необходимости, 20% - 1 раз в месяц, 10 % - 1 раз в неделю, 10% молодежи - не посещают библиотеку. Молодежь не устраивает качественный состав фонда популярных молодежных изданий, невозможность доступа в библиотеке к сети Интернет.

Молодые читатели предлагают свое участие в социально-значимых акциях, литературных вечерах, викторинах и других социально-ориентированных мероприятиях, в том числе оказании адресной помощи одиноким и пожилым людям, воспитанникам социального приюта и детского дома.

Княжпогостская ЦБС

В течение года в ЦБ проводились следующие исследования:

Печорская ЦБС

В течение года в ЦБС было проведено социологическое исследование «Что читает молодежь?». Целью стало изучение читательских интересов в молодежной среде. Объектом исследования являлась молодежь в возрасте от 14 до 29 лет, в ходе анкетирования было опрошено 174 человека.

Анкетный анализ позволил выяснить литературные предпочтения молодежи г. Печоры.

Молодежь в возрасте 14-17 лет в основном ориентирована на чтение произведений по школьной программе, классической литературы, причем девушки читают классику больше, чем юноши. Наиболее предпочитаемые произведения: М. Булгаков «Мастер и Маргарита», Ф. Достоевский «Преступление и наказание», М. Шолохов «Тихий Дон», произведения А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова.

Девушки 14-15 лет также отдают предпочтение чтению детективов, а юноши – фантастике. Популярностью среди молодых людей пользуются произведения А. Конан Дойл «Рассказы о Шерлоке Холмсе», Джоан Роулинг «Гарри Поттер», Дж.Р.Толкиен «Хоббит, или Туда и обратно», «Властелин колец», С. Лукьяненко «Черновик», «Рыцари сорока островов», «Фальшивые зеркала», М. Семенова «Волкодав», Братья Стругацкие «Обитаемый остров», «Град обреченный», «Улитка на склоне», рассказы Э. По, Агаты Кристи.

Наиболее читаемым среди современных зарубежных писателей является Паоло Коэльо, наиболее востребованной его книгой - «Алхимик».

Периодическими изданиями в равной степени интересуются и девушки, и юноши 14-15 лет. Среди девушек популярностью пользуются журналы: «Glamour», «Girl», «Yes!», «Oops!», «Лиза», «Самая». Среди юношей – «Лучшие компьютерные игры», «Страна игр», «Мир ПК», «Chip», «Мастер ружьё», «Оружие», «Вокруг света», «Eurofootball».

Любовной мелодрамой 14-15 летние девушки увлекаются больше, чем их старшие сверстницы. Девочки этого возраста стремятся нравиться юношам и нацелены на переживание чувства первой влюбленности, пусть даже в вымышленном мире книги.

Поэзии отдают предпочтение юноши 17 – 18 лет. Мелодрамы и любовные романы слишком сентиментальны для мужского восприятия, а вот поэзия помогает пережить огромную гамму чувств.

К справочной литературе чаще обращаются учащиеся 11-х классов.

Молодежь 18-20 лет представляли учащиеся Печорского промышленно-экономического техникума. Наблюдается резкий спад интереса к чтению всех жанров литературы, кроме периодических изданий. Юноши этой категории вовсе не интересуются чтением, а девушки отдают предпочтение просмотру периодических изданий, чтению любовных романов, читают детективы, фантастику, поэзию. К справочной, научно-популярной, краеведческой литературе обращаются крайне редко.

Итак, согласно данным опроса, наиболее читающими оказались подростки 14–18 лет. Учащиеся школ в основном ориентированы на чтение произведений по школьной программе, студенты ВУЗов читают, отдавая предпочтение произведениям современной зарубежной литературы и книгам по выбранной специальности. С возрастом интерес к чтению падает, на это у каждого респондента свои причины. По итогам анкетирования библиотекой был издан библиографический список «Что читает молодежь?».

Сыктывдинская ЦБС

Яснэгская библиотека-филиал провела опрос для старшеклассников «Какая газета нужна молодежи». Опрос показал, что ребята с удовольствием читают молодежные газеты. Респонденты считают: «Нужна такая газета, над выпуском которой работали бы только молодые люди. Эта газета должна освещать только молодежные проблемы».

Анкетирование «Пьете ли Вы энергетические напитки» было организовано Слудской библиотекой-филиалом для подростков, юношества и молодежи села. В процессе опроса выяснилось, что, начиная с 12-летнего возраста, дети уже употребляют энергетические напитки. Причиной этого следует считать особенности подростковой периода, тягу всё попробовать, самоутвердиться, зачастую не совсем верными способами. У работающей молодежи свои причины: молодые люди считают себя ненужными обществу вследствие имеющихся у них социальных, материальных проблем (незанятость, невозможность продолжить учебу и т.д.). Это приводит к тому, что молодое поколение ищет спасение в алкогольных напитках. Существует также ошибочное мнение, что энергетические напитки менее вредны и не приводят к алкогольной зависимости.

Сыктывкарская ЦБС

Молодые читатели приняли участие в мини-опросе ЦГБ. Были опрошены три группы: «Сверстники» (учащиеся 10-11 классов), «Взрослые» - учителя и родители, «Интернет сообщество» (социальная сеть «Вконтакт»). Всем участникам опроса было задано всего два вопроса – «Зачем мы читаем?» и «Книга, которая Вас поразила».

Результаты следующие: во-первых, каждый осознает тот факт, что читать необходимо независимо от формы текста (электронный, печатный). Во-вторых, библиотекарями было отмечено, что «Сверстники» практически ничего не читают, кроме произведений школьной программы. Из предпочитаемой литературы были названы следующие авторы и книги: «Сумеречная сага» С.Майер, «Эрагон» К.Паолини, книги П.Коэльо, Элион Портер, Дж.Р.Толкиена, Д. Брауна, книги серии «Сталкер».

На основе полученных в категориях «Сверстники» и «Интернет сообщество» данных были сделаны электронные презентации, которые в дальнейшем демонстрировались на переменах и классных часах Технологического лицея.

В библиотеке-филиале № 5 для изучения спроса студентов на электронные ресурсы и их степень востребованности, провели анкетирование «Электронные ресурсы». Опрос показал, что часто электронными материалами в процессе своей учебы пользуются около 5% респондентов, многие по чьей – то рекомендации. Но большинство бы предпочло пользоваться печатными ресурсами. Согласно анкетированию, печатные носители информации для респондентов остаются пока более предпочитаемыми, чем электронные.

Для подростков 12 – 16 лет в библиотеке-филиале № 20 провели анкетирование «Круг любимых произведений». Цель анкетирования: узнать о сегодняшнем читателе – подростке как можно больше (читательские предпочтения, интересы, потребности в сфере чтения).

Итак, что же отвечали ребята? На вопрос «Твое любимое занятие в свободное время?» только 6 человек ответили, что это игра на компьютере, а остальные – чтение и общение с друзьями. На вопрос «Какие жанры литературы тебя больше всего привлекают?» ответы были следующие – стихи, фантастика, ужастики, фэнтези, приключения. Среди любимых книг ребята называли книги и отечественных, и зарубежных авторов («Гарри Поттер» Дж.Ролинг, «Маленький принц» А.Сент-Экзюпери, серия о Мефодии Буслаеве Д.Емеца, «Здравствуйте, мама!» В.Чивилихина, «Костя + Ника» Т.Крюковой, стихи А.Ахматовой и даже «Энциклопедический атлас мира»). 8 человек из опрошенных не любят обсуждать прочитанное. Ребятам не хватает книг как в помощь школьной программе, так и для досугового чтения. Из книг, которые бы ребята хотели прочитать, но не находят их в библиотеке, названы «Код да Винчи» Д.Брауна, «Здравствуй, грусть» Ф.Саган. Среди любимых писателей и поэтов также встречаются: М.Лермонтов, Ж.Уилсон, Дж.Ролинг, А.Пушкин, А.Ахматова, В.Шукшин, Д.Емец, Е.Шварц, Д.Лихачев и др., больше всех в ответах встречались – Дж.Ролинг и А.Пушкин. На вопрос «Была ли в твоей жизни книга, которая помогла в решении какой-то проблемы?» только 3 человека ответили утвердительно и назвали произведения: «Письма о добром и прекрасном» Д.Лихачева, «Как перестать беспокоиться и начать жить?» Д.Карнеги, «Зануда Дёма» Е.Габовой. На последний вопрос «Что бы ты сделал для нашей библиотеки, если бы был мэром города?» ответы были такими: увеличил бы площадь библиотеки, сделал бы ремонт, выделял бы больше денег на приобретение новых книг.

Таким образом, библиотекари выяснили, что при всей своей загруженности в школе ребята все же находят время для чтения, в чтении ребят преобладают произведения - лучшие образцы литературы. Юные читатели нуждаются в библиотеке, в ее услугах, ресурсах, а также во внимании и общении.

Троицко-Печорская ЦБС

Центральная библиотека провела исследование читательских предпочтений «Чтение северной глубинки». 30% респондентов исследования составляли молодые читатели.

Согласно данным исследования, в чтении троицко-печорской молодежи преобладает художественная литература. Молодыми респондентами были названы такие книги, как «Мастер и Маргарита» и «Собачье сердце» М.Булгакова, «Четвертая высота» Е.Ильиной, «Властелин колец» Дж.Толкиена, «Зверобой» Дж.Купера, «Ивушка неплакучая» М.Алексеева, «Поющие в терновнике» К.Маккалоу, «Крестоносец в джинсах» Т.Бекман, «Сердце Бонивура» Д.Нагишкина, «Алые паруса» А.Грина, «Джейн Эйр» Ш.Бронте, «Две Дианы» А.Дюма, «Ночной дозор» М.Ворониной, «Консуэло» Ж.Санд, «Дай доброты его сердечку» П.Столповского, «Всадник без головы» М.Рида, «Остров сокровищ» Р.Стивенсона.

Усинская ЦБС

В ЦБ проводилось анкетирование «Абонемент проводит исследование…». Читателям была предложена анкета «Самые читаемые авторы года», состоящая из трех вопросов:

  1. Книга какого автора, прочитанная Вами за последний год, запомнилась больше всего? (31,4 % опрошенных назвали Д. Донцову, 25,7 % - Ю. Шилову, 21,4 % - М. Серову, 14,3 % - Литвиновых А и С., 7,2 % - Т. Москвину).

  2. Почему Вы выбираете книги этих авторов? (Среди ответов преимущественно такие: книги легко читаются, увлекательные, помогают отдыхать и доставляют удовольствие).

  3. Как Вы нашли полюбившуюся Вам книгу? (Эта книга была рекомендована знакомыми - 10% ответов; была предложена библиотекарем - 84 % ответов).

Таким образом, лидером чтения в ЦБ является художественная книга легкого жанра (иронические детективы, женские романы).

Ухтинская ЦБС

В 2009 году в ГПБ было проведено анкетирование с целью совершенствования библиотечного обслуживания молодого пользователя, выявления интересов и потребностей современной молодежи и разработки наиболее эффективных форм и методов работы с молодыми читателями. Были опрошены читатели от 14 до 25 лет.

Читателями востребована литература, относящаяся к различным областям знания (учебники по экологии, философии, педагогике, геологии, истории, строительству, юриспруденции, медицине, экономике).

Для респондентов наиболее предпочтительны такие формы массовых мероприятий, как: обзор литературы (34%), встречи с писателями (34%), конкурс, викторина (32%), беседа о книгах (22%), литературно-музыкальный вечер (10%).

Респонденты высказывали пожелания пополнять фонд библиотеки новой художественной литературой, а также выражали благодарность работникам библиотеки за тактичность, отзывчивость и профессиональный подход к работе.

Эжвинская ЦБС

Ежегодно в ЦБС проводится мониторинг читательского спроса. Анализ 2009 г. показал, что молодежь в основном посещает библиотеки в помощь учебному процессу, самообразованию и повышению квалификации, а уже затем их читательский выбор останавливается на чтении разножанровой литературы, журналов, решении социальных вопросов, связанных с покупкой квартиры, материнским капиталом и т.д.

3-sistema-predustanovlennoj-garmonii-priroda-kak-simvol-edinstva-stanovlenie-naturalisticheskoj-paradigmi-sociokulturnogo.html
3-sistema-programmnih-meropriyatij.html
3-sistema-upravleniya-obrazovatelnim-uchrezhdeniem-otchet-o-rezultatah-samoobsledovaniya-deyatelnosti-voskresenskogo.html
3-skakogo-dnya-naznachaetsya-pensiya-esli-vi-reshili-stat-individualnim-predprinimatelem.html
3-slovo-slovu-rozn-vfigurnie-skobki-zdes-pomesheni-nomera-stranic-okonchaniya-originalnogo-izdaniya.html
3-slozhnie-suzhdeniya-logika-glava-1-predmet-i-znachenie-logiki.html
  • upbringing.bystrickaya.ru/literatura-1976-bbk-r-2-f-33-f-70803-406-m101-0376-bez-obyavl-na-rassvete-14-maya-1944-goda-amerikanskaya-stranica-5.html
  • holiday.bystrickaya.ru/metodicheskie-ukazaniya-i-zadaniya-dlya-vipolneniya-kontrolnih-rabot-dlya-slushatelej-fakulteta-zaochnogo-obucheniya-disciplina-filosofiya.html
  • reading.bystrickaya.ru/kursovoj-proekt-po-discipline-opticheskie-napavlyayushie-sredi-i-passivnie-komponenti-vols-proektirovanie-linejnogo-trakta.html
  • zanyatie.bystrickaya.ru/regulirovanie-vneshneekonomicheskoj-deyatelnosti-v-yuzhnoj-koree.html
  • crib.bystrickaya.ru/harchova-dobavka-tosulfat-natryu-e-539.html
  • paragraph.bystrickaya.ru/metodicheskie-rekomendacii-dlya-prepodavatelya-disciplina-informacionnie-tehnologii-upravleniya.html
  • turn.bystrickaya.ru/pervij-god-obucheniya-proekt-2-urok-moleben.html
  • gramota.bystrickaya.ru/xxii-tekoekua-aleksandr-dyuma.html
  • desk.bystrickaya.ru/osnovnaya-kurs-tyumenskij-gosudarstvennij-universitet-rabochij-uchebnij-plan-specialnost-061100-menedzhment-organizacii.html
  • uchit.bystrickaya.ru/tochka-prodazh-gum-2-etazh-tel-4232-76-89-45-7-914-706-89-45-stranica-4.html
  • lecture.bystrickaya.ru/alla-dobrosockih-stranica-4.html
  • laboratory.bystrickaya.ru/v-i-anisimov-doktor-pedagogicheskih-nauk-professor-stranica-17.html
  • lektsiya.bystrickaya.ru/proekt-predvaritelnoj-programmi-konferencii-sekcii-i-seminari-organizovani-po-sleduyushim-trem-osnovnim-napravleniyam-zelenij.html
  • reading.bystrickaya.ru/kto-naslednik-rossijskogo-prestola-stranica-10.html
  • kanikulyi.bystrickaya.ru/zakon-ekspansii-12.html
  • occupation.bystrickaya.ru/ndivid-lekciya-2000g-religiya-grigoriya-grabovogo-moya-religiya.html
  • report.bystrickaya.ru/isaak-lakedem-stranica-2.html
  • notebook.bystrickaya.ru/kniga-den-za-dnem-stranica-13.html
  • upbringing.bystrickaya.ru/laboratoriya-sejsmologii-programma-universiteti-rossii.html
  • uchebnik.bystrickaya.ru/uchebnoe-posobie-dlya-studentov-starshih-kursov-psihologicheskih-fakultetov-i-otdelenij-universitetov-stranica-9.html
  • uchebnik.bystrickaya.ru/uroka-po-fizicheskoj-kulture-iz-razdela-basketbol-tema-uroka-peredacha-i-lovlya-basketbolnogo-myacha.html
  • lesson.bystrickaya.ru/ponyatie-i-analiz-zhvizheniya-denezhnih-sredstv-predpriyatiya.html
  • urok.bystrickaya.ru/poryadok-vidachi-samoreguliruemoj-organizaciej-auditorov-nekommercheskim-partnerstvom-auditorskaya-palata-rossii-kvalifikacionnogo-attestata-auditora.html
  • shpargalka.bystrickaya.ru/uchebno-metodicheskij-kompleks-uchebnoj-disciplini-kategorii-federalnaya-komponenta-cikla-opd-f-02-po-specialnosti-030101-filosofiya.html
  • ucheba.bystrickaya.ru/programma-elektivnogo-kursa-dlya-uchashihsya-10-h-i-11-h-klassov-estestvennonauchnogo-profilya-uchitel-fiziki-i-astronomii-shkoli-1151-k-f-m-n-b-f-mochalov-metodist-po-fizike-omc-zelao-i-p-kutko.html
  • zanyatie.bystrickaya.ru/nepravomernoe-zavladenie-avtomobilem-ili-inim-transportnim-sredstvom-bez-celi-hisheniya.html
  • laboratornaya.bystrickaya.ru/razvitie-vnimaniya-chast-12.html
  • university.bystrickaya.ru/evgenij-lukin-po-nebu-polunochi-angel-letel-stranica-2.html
  • college.bystrickaya.ru/2-analiz-principov-illyustrirovaniya-odnogo-iz-izvestnih-pamyatnikov-drevnerusskoj-knigi-naprimer-kievskaya-psaltir-1397-licevoj-letopisnij-svod-16-veka.html
  • esse.bystrickaya.ru/rabochaya-programma-i-metodicheskie-ukazaniya-dlya-samostoyatelnoj-raboti-studentov-vkursa-po-specialnosti-071900-informacionnie-sistemi-i-tehnologii-iszh.html
  • otsenki.bystrickaya.ru/spisok-lic-kotorim-v-2007-godu-prisuzhdeni-premii-dlya-podderzhki-talantlivoj-molodezhi-razdel-lica-kotorim-prisuzhdeni-premii-v-razmere-60-tisyach-rublej-stranica-3.html
  • klass.bystrickaya.ru/7-analiticheskoe-bibliograficheskoe-opisanie-mezhgosudarstvennij-standart-sistema-standartov-po-informacii-bibliotechnomu.html
  • bystrickaya.ru/v-i-sinyavskij-lekciya-kak-odin-iz-metodov-obucheniya-na-tretej-stupeni-obshego-srednego-obrazovaniya-metodika-eyo-podgotovki-i-chteniya.html
  • kanikulyi.bystrickaya.ru/yanush-vishnevskij-stranica-3.html
  • vospitanie.bystrickaya.ru/zontag-sh-dryu-k-istoriya-podvodnogo-shpionazha-protiv-sssr-stranica-15.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.