.RU

3. СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ - Учебно-методический комплекс Рабочая учебная программа Методические указания и индивидуальные...




^ 3. СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

3.1. ЛЕКЦИОННЫЙ КУРС


I. Предмет и задачи педагогической психологии.

Понятие о педагогической психологии. Педагогическая психология как наука о закономерностях становления развития (и деструкции) психики, сознания. Личность в системе социальных институтов воспитания и обучения.

Диагностические, терапевтические, проективные методы. Естественнонаучный обучающий эксперимент (А.Ф. Лазурский). Развитие принципов и технологий формирующего эксперимента. Методы моделирования педагогической деятельности, отношений, общения. Метод сравнительного кросскультурного исследования в педагогической психологии. Лонгитюдный, биографический метод и метод компьютерного моделирования педагогической деятельности.


^ II. Психологическая характеристика педагогического процесса.

Концепции педагогического процесса и их психологические основания. История проблемы. Понятие о целостном педагогическом процессе, его компоненты. Источники и движущие силы педагогического процесса, его закономерности и принципы. Современные концепции педагогического процесса (В.А. Сластенин, Б.Т. Лихачев, Ю.К. Бабанский.)

Социально-историческая обусловленность психического развития человека. Ведущая роль воспитания и обучения в психическом развитии. Личностная обусловленность и направленность процесса обучения и воспитания. Структурное многообразие. Концептуальные подходы к решению проблемы взаимосвязи обучения и развития. Современные достижения различных теорий в понимании границ и возможностей психического развития и воспитания в педагогическом процессе.


^ III. Концепции обучения и их психологические основания.

Зарубежные теории учения. Бихевиористская теория учения. История возникновения бихевиористской теории учения. Общая характеристика подхода. Предмет исследований в бихевиористской теории учения. Анализ процесса учения по системе “стимул – реакция”. Э. Торндайк. Его роль в разработке бихевиористской теории учения. Основные законы классического бихевиоризма. Принцип подкрепления.

Необихевиористские теории научения. Оперантная теория обучения Б.Ф.Скиннера, ее сущность. Понятие о положительном и отрицательном подкреплении. Наказание как особый вид подкрепления. Виды подкрепляющих стимулов (первичные, вторичные, обобщающие). Схемы подкрепления. Использование Б.Ф.Скиннером оперантной теории научения при разработке принципов программированного обучения человека. Критика предложенных принципов.

Когнитивные теории учения. Общее понятие о когнитивном подходе в психологии. Теория информации и когнитивная психология. Особенности информационного подхода к обучению. Ж. Пиаже и его понимание соотношения обучения и развития. Работы Ж. Пиаже и Л.С. Выготского как основа исследовательского направления Дж. Брунера. Виды учения и методы изучения когнитивных процессов учения. Стиль мышления как одна из центральных проблем когнитивной психологии. Критический анализ направления.

Гештальтпсихология и теория учения. Философские предпосылки и основные понятия. Изучение закономерностей образования гештальта. Результаты исследований в области мышления (К. Дункер и др. Учение как процесс приобретения новых форм моторного и сенсомоторного ведения К. Коффка). Критический анализ гештальтпсихоогии.

Обучение и духовное развитие (Р. Штайнер).

Подходы к обучению и развитию в отечественной психологии. Концепция двух уровней психологического развития в работах Л.С. Выготского. Понятие “зоны ближайшего развития”, ее значение для решения проблемы соотношения обучения и развития. Интериоризация как переход из внешнего плана действия во внутренний.

Теория поэтапного формирования умственных действий (П.Я. Гальперин Н.Ф. Талызина) Основные идеи, лежащие в основании теории интериоризации. Ориентировочная деятельность. Этапы формирования умственных действий. Типы ориентировочной основы действия и соответствующие им типы обучения.

Программированное обучение. Его задачи, сущность, общие признаки и организация. Необходимость теоретического обоснования программирования, учет личности обучаемого. Возможности его реализации в современной школе.

Проблемное обучение как способ развития мышления. Проблемная ситуация, ее психологическая структура и организация. Основные этапы построения проблемного обучения (А.В. Брушлинский, В.М. Матюшкин, И.С. Якиманская).

Личностно-опосредованное обучение. Значение личности учителя в целостном педагогическом процессе. Педагогика сотрудничества. Инновационное обучение (В.Л. Ляудис). Интерактивное обучение. Его задачи и сущность. Теория учения И.И. Ильясова как обобщение и систематизация опыта, накопленного предшественниками в педагогической психологии. Инновации в построении и содержании обучения.


^ IV. Основные понятия психологии обучения.

Обучение, учение, научение, развитие, усвоение, знания, умения, навыки Формы усвоения, условия усвоения, структура усвоения. Характеристики, стадии, уровни усвоения. Уровни усвоения знаний (3.И. Калмыкова, И.И. Ильясов).


^ V. Учебная деятельность. Мотивы учения.

Структура и формирование учебной деятельности (Д.Б. Эльконин, В.В. Давыдов). Функциональная структура учения: цели, мотивы. Ориентировочные, исполнительные, контрольные, оценочные компоненты учебной деятель­ности. Стратегия процесса обучения. Развитие познавательной деятельности в процессе обучения. Формирование когнитивных действий. Теоретическое мышление. Формирование креативности в процессе обучения.


^ VI. Психологические основы развивающего обучения.

Характеристика развивающего учения в отечественной психологии. Концепция В.В. Давыдова о содержательном обобщении в обучении. Рефлексивное обучение (В.В. Давыдов, Д.Б. Эльконин). Эмпирический характер обобщения как один из источников трудностей в усвоении учебного материала. Характеристика теоретического обобщения. Подход к способу построения учебных предметов.

Сущность развивающего обучения Л.В. Занкова, Основные принципы развития школьников. Особенности системы и возможности ее реализа­ции в массовом образовании.


^ VII. Проблемы дифференциации и индивидуализации обучения.

Понятие индивидуализации и дифференциации обучения. Интеграция и дифференциация. Учет основных типов мыслительной деятельности школьников. Обучаемость школьников и индивидуализация обучения, типы неуспевающих школьников.

Основные свойства нервной системы и трудности обучения. Виды учебных ситуаций, затрудняющих деятельность учащихся с различным типом нервной системы. Роль учителя в формировании у учащегося индивидуального стиля деятельности. Половые различия в обучении.


^ VIII. Психологические аспекты компьютеризации обучения.

Области применения компьютерных технологий в образовании: управление, информатика и компьютерная техника как цель обучения, информатика и компьютерная техника как средство обучения Основные достоинства и недостатки использования компьютерных технологий. Правила использования компьютерного обучения в школе. Организационные вопросы компьютеризации обучения.


  1. ^ Характеристика психологии воспитания как раздела

педагогической психологии.

Основные понятия психологии воспитания: воспитание, развитие, личность, формирование, развитие социализация, самовоспитание. Формирование личности на различных возрастных этапах в образовательном процессе, взаимодействие и взаимоотношения воспитателя и ребенка как предмет психологии воспитания.

Воспитание как процесс передачи общечеловеческих ценностей и субъективного преобразования личности. Целенаправленность процесса воспитания, развития и преобразования личности и мира. Цель воспитания. Психологические аспекты воспитательных технологий. Роль психолога в воспитательной системе школы.


^ X. Личность как цель психологии воспитания.

Личность как сложное, системное, многоуровневое, иерархически организованное, разноплановое, полисодержательное, прижизненно сложившееся, сформировавшееся психическое образование человека. Общественно-исторический характер развития личности. Факторы развития личности (Сластенин, Каширин). Отечественная психология о развитии личности (Л.И. Божович).

Зарубежная психология о понятии личности и возможностях ее формирования: психоаналитическая концепция 3. Фрейда и стадии формирования личности, теория А. Адлера, теория социального научения (Сирс), аналитическая психология К. Юнга, социально-когнитивное направление (А. Бандура, Д. Роттер). Развитие личности с точки зрения гуманистической психологии (А. Маслоу, К. Роджерс).


^ XI. Психология воспитания.

Социализация, воспитание и развитие личности. Социализация личности как процесс овладения человеком социальными и социально-психологическими нормами, правилами, функциями, ценностями, общественным опытом в целом. Стадии социализации, задачи социализации. Феноменология развития личности (В.С. Мухина). Закономерности бытия личности и их значение в воспитании. Фактор места как условие развития и воспитания личности. Внутренняя позиция личности и ее значение в развитии и воспитании. Самосознание личности. Структурные звенья самосознания в онтогенезе личности. Закономерности и механизмы развития личности. Механизмы развития личности: идентификация и обособление, их значение в процессе воспитания (В.С. Мухина).

Целостный подход к личности, базовые основания личности. Основные принципы подхода к системам воспитания. Характеристика базовых оснований личности. Методы диагностики базовых оснований личности. Принципы и методы направленного формирования базовых оснований личности (НИ. Непомнящая).


^ ХII. Профессиональная подготовка и личностное развитие учителя.

Личность учителя. Подходы к определению структуры личности учителя: Е.М. Павлютенков, А.К. Маркова. Структурно-иерархическая модель личности учителя (Л.М. Митина). Педагогический стаж и изменения в личности учителя

Параметры и стадии профессионального развития личности педагога. Модели труда учителя: адаптивная модель и модель профессионального развития (Л.М. Митина). Интегральные характеристики личности и труда учителя, которые выступают и в качестве факторов его профессионального развития: направленность, компетентность и гибкость. Условия и движущие силы развития личности педагога.


^ XIII. Педагогическая деятельность: структура, мотивы.

Подходы к разработке структуры педагогической деятельности: Л.М. Митина, А.К. Маркова, Н.В. Кузьмина. Специфика профессиональной роли педагога. Продуктивность как основная характеристика педагогической деятельности (Н.В. Кузьмина). Формы, уровни продуктивности, предметное содержание (Н.В. Кузьмина). Психология компетентности учителя (А.К. Маркова), педагогические умения.

Мотивация педагогической деятельности (Н.А. Аминов). Понятие центрации.


^ XIV. Педагогическая деятельность: способности, стили.

Педагогические способности, их содержание и структура. Подходы к характеристике основных педагогических способностей (Н.Д. Левитов, Ф.Н. Гоноболин, В.А. Крутецкий). Структура и уровни педагогических способностей. Диагностика педагогических способностей, условия их формирования.

Индивидуальный стиль педагогической деятельности, определение, подходы к содержанию (А.К. Маркова, Н.Я. Никонова, Н.И. Петрова). Содержательные, динамические и результативные характеристики стиля. Сформированный стиль деятельности и псевдостиль.


^ XIV. Педагогическое общение.

Гуманистическая направленность общения. Стили и функции общения. Виды общения. Установки в общении. Приемы и техника общения с учащимися на уроке. Педагогическое общение как форма взаимодействия субъектов образовательного процесса. Монологичность в общении учителя. Влияние "Я-концепции" учителя на развитие личности ученика.

Формирование у ребенка позитивного восприятия. Механизмы взаимодействия - идентификация и обособление. Социальное и уникальное начала в личности (В.С. Мухина).

"Барьеры", возникающие в педагогическом взаимодействии и общении (И.А. Зимняя). Индивидуальные стили педагогической деятельности.


^ XV. Психология педагогического общения.

Особенности педагогического общения. Компоненты педагогического общения: когнитивный, аффективный, регулятивный, духовный. Функции педагогического общения. Оптимальное педагогическое общение. Коммуникативные умения и параметры личности как факторы, способствующие оптимальному педагогическому общению. Феномен терпимости в педагогическом взаимодействии.

Стили и модели педагогического общения. Влияние стилей педагогического общения на мыслительную деятельность учащихся. Барьеры в педагогическом общении и их преодоление. Принципы гуманизации педагогического взаимодействия.


^ XVI. Психология педагогического коллектива.

Особенности педагогического коллектива. Сплоченность как важное качество педагогического коллектива, определяющее успешность его деятельности. Характеристики сплоченности педагогического коллектива: согласованность функционально-ролевых ожиданий, ценностно-ориентационное единство, коллективистская идентификация, атрибуция ответственности.

Характеристика взаимоотношений учителей в педагогическом коллективе и условия их формирования. Роль психологического климата коллектива, факторы, влияющие на самочувствие учителя.


^ XVII. Психология педагогического воздействия.

Психологические основы организации педагогической деятельности. Понятие о педагогическом воздействии как способе социальной организации обучающей среды. Стратегии педагогического воздействия. Прямые и косвенные методы воздействия. Разнообразные формы помощи, поощрения, наказания, эмоционального резонанса, синхронизации и ритма совместной деятельности учителя и учения. Механизмы воздействия.

Взаимодействия учителя и ученика. Факторы дифференциации отношения к учащимся.


^ 3.2. ПЛАНЫ СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ


Овладение студентами психологическими знаниями является важным фактором развития у них профессиональной компетенции, инициативы и творческого отношения к делу обучения и воспитания учащихся. Семинарские занятия способствуют более глубокому, осознанному овладению психологическими знаниями. Студент учится творчески применять на практике приобретенные на лекционных занятиях знания, учится выявлять и учитывать в учебно-воспитательной работе возрастные индивидуальные особенности детей.

Задания для подготовки к семинарским занятиям студенты получают от преподавателя после того, как прослушают лекционную тему. Самостоятельная работа студента заключается в уточнении и углублении своих знаний по теме, в работе с дополнительной литературой, список которой прилагается к каждому занятию. Преподаватель будет судить о знаниях студента не только по тому, какой материал он собрал по заданной теме, но и главным образом по умению делать качественные психолого-педагогические выводы. На семинарских занятиях студент лучше всего может показать осмысленность знаний и умение самостоятельно работать.


^ Тема 1: ПРЕДМЕТ И ЗАДАЧИ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ

Вопросы для обсуждения

1. Педагогическая психология как отрасль психологии, предмет задачи, структура, взаимосвязь с другими отраслями психологии и науками.

2. Характеристика основных проблем, решаемых педагогической психологией.

  1. Методологические основы педагогической психологии

  2. Методы педагогической психологии. Их классификации.

  3. Исторические аспекты возникновения и развития педагогической психологии.

Литература

Основная:

  1. Габай Т.В. Педагогическая психология. - М., 2003. - С.5-40.

  2. Зимняя И.А. Педагогическая психология. - М., 2000. - С.7-41.

  3. Никольская А.А. Возрастная и педагогическая психология. - Дубна, 2001.

  4. Хон Р. Л. Педагогическая психология. - М., 2002. - С. 12-15, 22-28.

Дополнительная:

    1. Венгер Л.А., Ибатулина А.А. Соотношение обучения, психологического развития и функциональных особенностей созревающего мозга // Вопр. психологии. - 1989 - №2.

    2. Выготский Л.С. Педагогическая психология. - М., 1991.

    3. Менчинская Н.А. Проблемы учения и развития // Менчинская Н.А. Проблемы учения умственного развития школьников. - М., 1989. - С. 31.

    4. Фридман Л.М., Кулагина И.Ю. Психологический справочник учи­теля. - М., 1991. - С. 204-215.

    5. Эльконин Д.Б. Проблема обучения и развития в трудах Л.С.Выготского // Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды. - М., 1989. - С. 460-469.

    6. Эльконин Д.Б. Связь обучения и психического развития детей // Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды. - М., 1989. - с. 78-94.

    7. Якиманская И.С. Проблемы обучения и развития в трудах Н.А. Менчинской // Вопр. психологии. - 1995. - № 3.

Задания для самостоятельной работы

  1. Составить содержательные схемы: «Связь педагогической психологии с другими отраслями психологии и науками» и «Методы педагогической психологии» (формат А-4).

  2. ^ Составить план-конспект «Этапы развития педагогической психологии как науки» по следующей форме:




Источник

Год

Определение педагогической психологии

Задачи и цели

Содержание
















В развитии педагогической психологии как отрасли психологии принято выделять три этапа развития. Материал для заполнения плана-конспекта можно найти в 2, 4, 5, 6, 8 источниках списка Дополнительной литературы, а также в:

3. Написать мини-сочинение «Значение и роль педагогической психологии в профессиональной подготовке педагога-психолога».


Тема 2: КОНЦЕПЦИИ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА И ИХ

^ ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ

Вопросы для обсуждения

  1. Подходы к определению понятия «педагогический процесс» и выделению его компонентов.

  2. Источники и движущие силы педагогического процесса.

  3. Закономерности педагогического процесса и его принципы.

  4. Современные концепции педагогического процесса.

Литература

Основная:

  1. Зимняя И.А. Образование - глобальный объект педагогической психологии // Зимняя И.А.Педагогическая психология. - М., 2000. - С. 41-116.

  2. Концепции педагогического процесса и их психологические основания // Педагогическая психология / Под. ред. Н.В. Клюевой. - М., 2003. - С. 61-73.

  3. Сластенин В.А., Каширин В.П. Теория целостного педагогического процесса // Сластенин В.А., Каширин В.П. Психология и педагогика. - М., 2003. - С. 196-247.

Дополнительная:

  1. Коджаспирова Г.М. Содержание целостного педагогического процесса // Коджаспирова Г.М. Педагогика. - М., 2004. - С. 209-247.

  2. Смирнов В.И. Общая педагогика в тезисах, дефинициях, иллюстрациях. - М., 2000.

Задания для самостоятельной работы

  1. Изложите изученный материал в схемах, таблицах или иллюстрациях.

  2. Составьте библиографический список работ, посвященных:

  1. Напишите реферат, представляющий систему школы Штайнера или Библера.

  2. Сравните определения педагогического процесса. Как вы думаете, почему даются разные определения? Что общего в этих определениях? Что в своих определениях пытались отразить авторы?

  3. Докажите, что педагог является объектом и субъектом педагогического процесса.

  4. Докажите, что с точки зрения теории деятельности А.Н.Леонтьева единицей педагогического процесса является именно педагогическая задача.


Тема 3: ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ ПСИХОЛОГИИ ОБУЧЕНИЯ

Вопросы для обсуждения:

  1. Понятие о научении: определение, виды, модели, категории.

  2. Учение как процесс. Фазы учения.

  3. Усвоение как центральная категория всех теорий обучения. Закономерности процесса усвоения.

  4. Соотношение обучения и развития, воспитания и обучения.

Литература

Основная:

  1. Выготский Л.С. Педагогическая психология. - М., 1991. - С. 374 -410

  2. Габай Т.В. Педагогическая психология. - М., 2003.

  3. Зимняя И.А. Педагогическая психология. - М., 2000, - С. 233-248.

  4. Талызина Н.Ф. Педагогическая психология. - М.. 1999. – С. 56-136, 266-275.

5.Хон Р. Л. Педагогическая психология,- М., 2002. - С. 55- 110.

Дополнительная:

  1. Венгер Л.А., Ибатулина А.А. Соотношение обучения, психологического развития и функциональных особенностей созревающего мозга // Вопр. психологии. - 1989. - № 2.

  2. Лернер И Я. Процесс обучения и его закономерности. - М., 1980.

  3. Менчинская НА. Проблемы учения и развития // Менчинская НА. Проблемы учения умственного развития школьников. - М., 1989. - С. 31.

  4. Рубинштейн С.Л. Обучение и развитие // Рубинштейн С.Л.Основы общей психологии: В 2-х т. Т.2 - М., 1989. - С. 75-78.

  5. Фридман Л.М., Кулагина И.Ю. Психологический справочник учителя - М., 1991. - С. 204-215.

  6. Шадриков В.Д. Деятельность и способности. - М., 1994.

  7. Эльконин Д.Б. Связь обучения и психического развития детей // Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды. - М., 1989. - С. 78-94.

  8. Эльконин Д.Б. Проблема обучения и развития в трудах Л.С. Выготского // Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды. - М., 1989. - С. 460-469.


Задания для самостоятельной работы

1. Законспектировать:

  1. Из работ Выготского Л.С. сделать выписки в соответствии с темой занятия. Раскрыть понятия «зона ближайшего развития», «уровень актуального развития», какие функции они определяют.

  2. Проработать статьи:

— Малиновский А.А. «Некоторые возражения Э.В. Ильенкову и А.И. Мещерякову» (с.141-150), помещенными в «Хрестоматии по педагогической психологии». - М., 1995.

Какую точку зрения о соотношении обучения и развития они подтверждают?

  1. С опорой на список ^ Дополнительной литературы заполнить таблицу:

Взгляды на соотношение обучения и развития в педагогической психологии:




Точка зрения на соотношение обучения и развития

Ученые

Экспериментальные

данные














^ Тема 4: КОНЦЕПЦИИ ОБУЧЕНИЯ И ИХ ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ

ОСНОВАНИЯ

Вопросы для обсуждения:

Зарубежные концепции обучения:

1.Ассоциативная теория обучения.

2.Бихевиоральная теория научения:

3. Когнитивные теории учения:

4. Гештальтпсихология и теория учения:

Отечественные теории обучения:

1.Теория поэтапного формирования умственных действий П.Я. Гальперина.

  1. Личностно-ориентированное обучение.

Проблемное обучение как основа концепции «Школа 2100» (А.А. Леонтьев).

Литература

Основная:

1.Габай Т.В. Педагогическая психология. - М., 2003.

  1. Зимняя И.А. Педагогическая психология. - М., 2000.

  2. Марцинковская Т.Д. История психологии. - М., 2001.

  3. Талызина Н.Ф. Педагогическая психология. - М , 1999.

5.Хон Р. Поведенческий (бихевиористский) подход к обучению // Хон Р. Педагогическая психология. - М., 2002. - с. 187-266.

6. Бурменская Г.В., Карабанова О.А., Лидере А.Г., Обухова Л.Ф. Фролов Ю.И. От Выготского к Гальперину. - М., 1996.

Дополнительная:

  1. Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения. - М., 1986.

  2. Давыдов В.В. Теория развивающего обучения. - М., 1986.

  3. Занков Л.В. Беседы с учителями // Занков Л.В. Избранные педагогические труды. - М., 1990. - с. 320-419.

  4. Занков Л.В.Обучение и развитие // Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии. - М., -1981. - с.21-26.

Тема 5: УЧЕБНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ. ВИДЫ ОБУЧЕНИЯ.

Вопросы для обсуждения

  1. Учебная деятельность — специфический вид деятельности. Предметное содержание учебной деятельности.

  2. Внешняя структура учебной деятельности. Мотивация учебной деятельности: определение, виды, возрастная специфика.

  3. Умственные действия, операции и приемы учебной работы как средства достижения целей учебной деятельности.

  4. Контроль и его функции в учебной деятельности. Формы и психологическая оценка учебной деятельности.

  5. Индивидуальные различия в учебной деятельности. Психологические проблемы сознательности учения.

  6. Понятие «умение учиться», формирование действий, входящих в умение учиться.

Литература

Основная:

  1. Габай Т.В. Педагогическая психология. - М., 2003. - С. 112 - 216.

  2. Зимняя И.А. Педагогическая психология. - М., 2000. - С. 191-262.

  3. Мотивы учения // Педагогическая психология / Под ред. Н.В. Клюевой. - М., 2003. - С. 361-368.

  4. Мотивация учебной деятельности и ее формирование // Гамезо М.В., Петрова Е.А., Орлова Л.М. Возрастная и педагогическая психология. - М., 2004. - С. 295-303.

  5. Хон Р. Мотивация // Хон Р. Педагогическая психология. - М., 2002. - С. 457-498.

Дополнительная:

  1. Городинская В.Ю. Опыт диагностики исследований процесса формирования учебной деятельности младших школьников // Психологическая наука и образование. - 1997. - № 2.

  2. Давыдов ВВ. Учебная деятельность: состояние и проблемы исследования // Вопр. Психологии. - 1991. -№ 6.

  3. Леонтьев А.Н. О некоторых психологических вопросах сознательности учения // Хрестоматия по педагогической психологии. - М., 1995.


Задания для самостоятельной работы

  1. Разработать тренинг мотивации учения (по А.Марковой).

  2. Составить схемы мотивов учения по разным основаниям (формат А-4).

  3. Представить папку «Методики диагностики мотивации учения на разных возрастных этапах».

  4. Разработать беседу с педагогами «Педагогические проблемы школьных отметок».

Оформить беседу на листах формата А-4.

5. Законспектировать:

Божович Л.И. О мотивации учения //Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии. - М., 2001. - С. 111-113;

Леонтьев АН. О некоторых психологических вопросах сознательности учения // Хрестоматия по педагогической психологии. - М., 1995. с. 5-23;

6. Изучить:

Эльконин Д.Б. О структуре учебной деятельности //Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды. - М., 1989. - С. 212-219.

Давыдов В.В. Теория учебной деятельности // Давыдов В.В. Теория развивающего обучения. - М., 1996. - С. 145-251.

Чем отличаются подходы к структуре учебной деятельности Д.Б. Эль-конина и В.В.Давыдова?


Тема 6: ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИВАЮЩЕГО ОБУЧЕНИЯ

Вопросы для обсуждения

1.Л.С. Выготский о соотношении обучения и развития.

2. Система развивающего обучения Л.В. Занкова.

3.Теория содержательного обобщения и образования понятий В.В. Давыдова.

4. Система развивающего обучения Д.Б. Эльконина - В.В. Давыдова


Литература

Основная:

  1. Зимняя И.А. Педагогическая психология. - М., 2000. - С. 191-262.

  2. Концепция В.В.Давыдова о содержательных обобщениях в обучении // Психология / Под ред. Б.А. Сосновского. - М., 2005. - С. 579-582.

Концепция развивающего обучения Л.В.Занкова // Психология /Под ред. Б.А. Сосновского. - М., 2005. - С. 566-569

Психологические основы развивающего обучения // Педагогическая психология / Под ред. Н.В. Клюевой. - М., 2003. - С. 361-368.


Дополнительная:

  1. Выготский Л.С. Проблема обучения и умственного развития в школьном возрасте // Педагогическая психология. - М., 1991. - С. 374-391.

  2. Давыдов В.В. Виды обобщения в обучении: Логико-психологические проблемы построения учебных предметов. - М., 2000.

  3. Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения. - М., 2004.

  4. Давыдов В.В. Развивающее образование: теоретические основания преемственности дошкольной и начальной школьной ступеней // Вопр. психологии. - 1997. - № 1.

  5. Давыдов В.В. Развитие обобщения у детей // Психологическая наука и образование. - 1996. - № 1.

  6. Марцинковская Т.Д. Школа развивающего обучения В.В.Давыдова: философские и психологические основания // Вопр. психологии. - 2005. - № 4. - С. 76-84.

  7. Репкина Н.В. Система развивающего обучения в школьной практике // Вопр. психологии. - 1997. - № 3.

  8. Чуприкова Н.И. Умственное развитие и обучение: Психологические основы развивающего обучения. - М., 1995.


Задания для самостоятельной работы

  1. Законспектировать статью Марцинковской Т.Д. Школа развивающего обучения В.В.Давыдова: философские и психологические основания // Вопр. психологии. - 2005. - № 4. - С. 76-84.

  2. Законспектировать: Давыдов В.В. Особенности содержательного обобщения и теоретического мышления // Давыдов В.В. проблемы развивающего обучения. - М., 2004. - С. 118-125.

  3. Законспектировать: Давыдов В.В. Типы мышления и виды обобщения // Давыдов В.В. Теория развивающего обучения. - М., 1996. - С. 59-74.

  4. Провести сравнительный анализ систем развивающего обучения Л.В. Занкова и Д.Б. Эльконина-В.В. Давыдова.


Тема 7: ПРОБЛЕМЫ ДИФФЕРЕНЦИАЦИИ И ИНДИВИДУАЛИЗАЦИИ

ОБУЧЕНИЯ

Вопросы для обсуждения

  1. Понятие «индивидуальный подход», «дифференцированный подход»: общее и частное в определениях.

Основные формы дифференциации обучения.

  1. Обучаемость как показатель индивидуализации и дифференциации обучения.

  2. Способности как показатель индивидуализации и дифференциации

обучения.

  1. Типы нервной системы и трудности в обучении.

  2. Половые различия: мальчики и девочки

  3. Проблема школьной неуспеваемости и пути ее профилактики.

Литература

Основная:

  1. Обучаемость и проблемы управления процессом усвоения знаний и умственной деятельностью учащихся // Гамезо М.В., Петрова Е.А., Орлова Л.М.Возрастная и педагогическая психология. - М., 2004. - С. 319-326.

  2. Проблемы дифференциации и индивидуализации обучения Педагогическая психология / Под ред. Н.В.Клюевой - М.; 2003. - С. 351-361.

3.Хон Р. Различные виды неспособностей и обучение // Хон Р. Педагогическая психология. - М., 2002. - С. 611-667.

Дополнительная:

  1. Акимова М.К., Козлова В.Т. Индивидуальность учащегося и индивидуальный подход. - М., 1992.

  2. Акимова М.К., Козлова ВТ. Психофизиологические особенности индивидуальности школьников: Учет и коррекция. - М., 2002.

  3. Ануфриев А.Ф., Костромина С.Н. Как преодолеть трудности в обучении детей. - М., 1998.

  4. Безруких М. Леворукий ребенок в школе и дома. - Екатеринбург, 1998.

  5. Безруких М., Ефимова С, Круглов Б. Почему учиться трудно? - М., 1995.

  6. Гильбух Ю.З. Идеи дифференцированного обучения в отечественной педагогике // Педагогика. - 1994. - № 5 - С. 80-83.

  7. Дощицына Н.В. Оценка степени готовности детей к обучению в школе условиях разноуровневой дифференциации. - М., 1994.

  8. Комплексное исследование учащихся в связи с дифференциацией //Вопр. психологии. - 1991. - № 1.

  9. Костромина С.Н., Нагаева Л.Г. Как преодолеть трудности в обучении чтению. - М., 1999.

  10. Локалова Н.П. Как помочь слабоуспевающему школьнику. - М., 1997.

  11. Макарьев И. Если ваш ребенок - левша. - СПб., 1995.

  12. Одаренность и возраст. - М.- Воронеж, 2004.

  13. Унт И.Э. Индивидуализация и дифференциация обучения. - М., 1990.

  14. Шмидт В.В., Шмидт В.Р. Диагностико-коррекционная работа с младшими школьниками. - М., 2005.


Задания для самостоятельной работы

  1. Сделать выписки из литературы в соответствии с Вопросами для обсуждения.

  2. Разработать слайды для проведения беседы с учителями «Индивидуализация обучения» и «Дифференциация обучения».


^ Тема 8: ПСИХОЛОГИЯ ВОСПИТАНИЯ

Вопросы для обсуждения

  1. Психология воспитания как раздел педагогической психологии: предмет, задачи, специфика воспитательного процесса соотношение развития и воспитания.

  2. Понятие идеала в воспитании, его психологическое значение. Значение психологических знаний для построения теории воспитания.

  3. Психоанализ о проблемах формирования личности (стадии психосексуального развития по З.Фрейду, понятие жизненного стиля А. Адлера, понятие родительского программирования Э.Берна, эпигенетическая теория Э. Эриксона).

  4. Бихевиоризм о проблемах формирования личности (Торндайк о законах научения, роль подкрепления в формировании новых моделей поведения, теория А.Бандуры, Дж. Роттера).

  5. Гуманистическая психология о проблемах формирования личности

  6. Психологические механизмы формирования личности. Жизненный стиль, жизненный сценарий, судьба человека.


Литература

Основная:

  1. Психология воспитания /Педагогическая психология /Под ред.Клюевой Н.В. - М., 2003. - с.218-323.

  2. Талызина Н.Ф. Психология воспитания // Талызина Н.Ф. Педагогическая психология. - М.,1998. - с.251-266.

З.Давыдов В.В.Психологическое развитие и воспитание // Хрестоматия по педагогической психологии. - М., 1995.

  1. Психологические основы формирования личности в педагогическом процессе. - М., 1981.

  2. Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности. - СПб., 2000.

Дополнительная:

1.Боуэн В. Духовность и личностно-ориентированный подход // Вопр. психологии. - 1992. - № 3, 4.

2. Фрейджер Р., Фейдимен Дж. Личность: теории, упражнения, эксперименты. - СПб.- М., 2001.


Тема 9: ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА И ЛИЧНОСТНОЕ РАЗВИТИЕ УЧИТЕЛЯ

Вопросы для обсуждения

  1. Психология личности учителя как раздел педагогической психологии. Характеристика профессии по объекту труда.

  2. Проблемы профотбора и развития профессионального мастерства учителя.

  3. Имидж педагога. Педагогические умения. Педагогический такт.

  4. Модели работы психолога с педагогами. Психологические основы организации педагогической деятельности.


Литература

Основная:

  1. Гамезо M.B. Петрова Е.А., Орлова Л.М. Возрастная и педагогическая психология. - М., 2004. - С. 394-451.

  2. Проблемы профессиональной подготовки и личностного развития учителя // Педагогическая психология /Под ред. Н.В. Клюевой. - М., 2003. – С. 175-218.

  3. Зимняя И.А. Педагог как субъект педагогической деятельности // Зимняя И.А. Педагогическая психология. - М., 2000. - С. 132-166.

^ 3.3. ТЕСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ ДЛЯ СТУДЕНТОВ

  1. Вставьте пропущенные слова.

Педагогическая психология – отрасль психологии, изучающая …, устанавливающая психологические факты и закономерности, знание которых необходимо для построения … .


  1. Выберите правильный ответ.

Функции педагогической психологии:

а) аналитическая; б) прогностическая; в) прикладная; г) базовая; д) проективно-конструктивная.


  1. Определите последовательность.

Этапы деловой игры:




  1. Вставьте фамилию автора:

Термин «воспитывающее обучение» ввел — … .


  1. Выберите правильный ответ:

Теорию целостного педагогического процесса в России разрабатывали:

а) К.Д. Ушинский; б) П.Ф. Каптерев; в) Л.С. Выготский;

г) Л.И. Божович; д) П.П. Блонский.


  1. Вставьте фамилию автора:

Развивающую психологическую диагностику как специфический метод педагогической психологии выделил — … .


  1. Выберите правильный ответ:

Функции педагогического процесса:

а) образовательная; б) развивающая; в) нравственная; г) собственно педагогическая; д) социальная.


  1. Автор, основавший Вальдорфскую педагогику — … .




  1. Вставьте пропущенные слова.

Школа «Диалог культур» — концепция целостного школьного образования, основанная на … .


  1. Вставьте пропущенные слова.

Таксономия Б. Блума — определяет способы классификации ..., начиная от простейших учебных … до самых сложных.


  1. Вставьте пропущенные слова.

Научение по Б. Скиннеру — процесс выработки у учащегося новых … или модификации уже … .


  1. Соотнесите правильные ответы друг с другом.

Характеристики действия по П.Я. Гальперину:

1) Первичные

2) Вторичные

А) Форма;

Б) Обобщенность;

В) Разумность;

Г) Критичность;

Д) Развернутость;

Ж) Освоенность;

З) Абстрактность.




  1. Выберите правильный ответ:

Предмет педагогической психологии:

а) причины перехода от одного периода к другому;

б) факторы успешного обучения, воспитания и педагогической деятельности;

в) механизмы психического развития;

г) особенности формирования личности учителя и психологических условий эффективности педагогического труда;

д) методы изучения психического развития и формирования личности ребенка в процессе воспитания и обучения.


  1. Вставьте пропущенные слова.

Вальдорфская педагогика — система методов и приемов воспитания и обучения, основанная на … развития человека как целостного взаимодействия телесных, душевных и духовных факторов.


  1. Выберите правильный ответ:

Цель классов – «точек удивления»:

а) заложить основы будущего понимания различных культур;

б) сформировать у детей систему качеств личности, взглядов и убеждений;

в) освоить основные смыслы античной культуры;

г) освоить средневековую культуру;

д) развивать врожденные задатки.


  1. Вставьте пропущенные слова.

Основной закон научения по Б. Скиннеру — … .


  1. Автор, разработавший таксономию педагогических целей в познавательной сфере — … .




  1. Вставьте фамилию автора.

Виды ассоциативных связей выделил — … .


  1. Выберите правильный ответ:

Информационно-поисковые методы педагогической психологии направлены на:

а) стимулирование; б) объяснение; в) иллюстрирование;

г) мотивацию учения; д) закрепление.


  1. Автор слов: «Начало познания безусловно исходит из чувств; все имеющее связь, надо преподавать в связи» — … .




  1. Выберите правильный ответ:

Виды ассоциативных связей, выделенные Аристотелем:

а) по смежности; б) по контрасту; в) по цвету; г) по форме; д) по сходству.


  1. Выберите правильный ответ:

Принципы эффективного обучения, выделенные в ассоциативном направлении:

а) повтор; б) частота; в) интенсивность; г) свежесть; д) распределение во времени.


  1. Соотнесите правильные ответы друг с другом.

Схема процесса обучения по И. Гербарту:

1) Восприятие учащимися элементов объекта или явления и их группировка.

2) Связывание элементов друг с другом и с уже имеющимися представлениями.

3) Связывание получившейся группы представлений и осмысливание этой связи в форме соответствующих суждений.

4) Применение полученных суждений для обнаружения связей в новом материале.

а) «система»

б) «метод»

в) «ассоциация»

г) «ясность»




  1. Ориентировочная деятельность состоит из двух частей:

А) действие;

Б) операция;

В) ориентация в мире;

Г) образ мира;

^ 3.3. РЕЙТИНГОВАЯ ОЦЕНКА ЗНАНИЙ СТУДЕНТОВ

Рейтинговая система оценки по дисциплине «Педагогическая психология»

для студентов II курса специальности 030300.62 «Психология»

Таблица 1

Максимальное количество баллов за каждую аттестацию

1 аттестация

2 аттестация

3 аттестация

Итого

24

37

39

100


Таблица 2

Формирование рейтинговой оценки по курсу по текущим аттестациям


^ Виды контрольных

испытаний:

Количество баллов по неделям

Итого

1

2

3

4

I ат.

5

6

7

8

II ат.

9

10

11

12

III ат.




Экспресс-опрос

0-3

0-3

0-3




0-9

0-3










0-3

0-3

0-3

0-3




0-9

0-21

Тестирование










0-10

0-10










0-10

0-10










0-10

0-10

0-30

Доклады, рефераты




0-2







0-2
















0-3










0-3

0-5

«Мозговой штурм»

практических задач
















0-3




0-3




0-6




0-3

0-3




0-6

0-12

Конспективно-информационная работа студента в рамках контекстного обучения







0-3




0-3

0-3










0-3

0-3




0-3




0-6

0-12

Самостоятельная работа студента в рамках проблемного обучения



















0-10

0-5




0-15




0-5







0-5

0-20

Итого:

0-3

0-5

0-6

0-10

0-24

0-9

0-10

0-8

0-10

0-37

0-9

0-11

0-9

0-10

0-39

0-100

^ 4. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ

ИЗУЧЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

В результате изучения дисциплины «Педагогическая психология» студенты должны:


^ 5. Перечень примерных заданий

для самостоятельной работы студентов

Самостоятельная работа студента включает:

- индивидуальные консультации студентов с преподавателем в течение семестра, собеседование по текущим практическим и реферативным работам;

4-kognitivnij-podhod-v-psihologii-uchebnoe-posobie-prednaznacheno-dlya-studentov-vuzov-uchashihsya-tehnikumov-dlya.html
4-kolichestvennaya-teoriya-deneg-tema-makroekonomicheskaya-nauka-2.html
4-kommercheskaya-realizaciyainnovacij-uchebnoe-posobie-tyumen-izdatelstvo-tyumenskogo-gosudarstvennogo-universiteta-2011.html
4-kompleksnoe-razvitie-sistemi-teplosnabzheniya-ob-utverzhdenii-programmi-programma-kompleksnogo-razvitiya-sistem.html
4-koncepciya-modernizacii-pedagogicheskogo-obrazovaniya-koncepciya-profilnogo-obucheniya-5-koncepciya-modernizacii.html
4-kondensatori-prikaz-minenergo-rf-ot-13-yanvarya-2003-g-6-ob-utverzhdenii-pravil-tehnicheskoj-ekspluatacii-elektroustanovok.html
  • occupation.bystrickaya.ru/n-nosov-mishkina-kasha-zhivaya-shlyapa-zamazka.html
  • pisat.bystrickaya.ru/subpodryad-v-rabote-malih-i-srednih-predpriyatij-yaponii.html
  • uchitel.bystrickaya.ru/rabochaya-programma-disciplini-reglamentaciya-i-normirovanie-truda-rekomenduetsya-dlya-napravleniya-podgotovki.html
  • abstract.bystrickaya.ru/33-ekonomicheskaya-ocenka-prirodnih-uslovij-iprirodnih-resursov-rossii-rossiya-v-globalnom-mire.html
  • laboratornaya.bystrickaya.ru/razvitie-pismennoj-rechi-uchashihsya-v-processe-izucheniya-literaturi.html
  • crib.bystrickaya.ru/issledovaniya-po-matematicheskoj-lingvistike-godovoj-otchet-po-grantu-ran-149-d-f-m-n-a-g-marchuk.html
  • assessments.bystrickaya.ru/derevshikov-sa-shurigin-i-a-spinalnaya-anesteziya-pri-kesarevom-sechenii.html
  • report.bystrickaya.ru/gou-spo-mariinskij-agrarnij-tehnikum.html
  • crib.bystrickaya.ru/joga-atmanicheskogo-tela-koncepciya-miroustrojstva-gnostika-vasilida-97-osnovnaya-harakteristika-pervogo-etapa-razvitiya.html
  • essay.bystrickaya.ru/dni-bliznecov-ioganna-paunger-tomas-poppe.html
  • notebook.bystrickaya.ru/ikso-eto-znak-kachestva-istochnik-obshaya-gazetaru-data-21052007.html
  • tetrad.bystrickaya.ru/uchebno-tematicheskij-plan-prikaz-ot-2010-g-rabochie-programmi-po-anglijskomu-yaziku-5-7-klassi.html
  • reading.bystrickaya.ru/konspekt-uroka-russkogo-yazika-v-4-klasse-tema-uroka.html
  • ekzamen.bystrickaya.ru/socialno-ekonomicheskoe-i-politicheskoe-razvitie-bssr-vo-vtoroj-polovine-50-h-v-80-ie-gg-hh-veka.html
  • bukva.bystrickaya.ru/patologoanatomicheskoe-vskritie-utyonka-pri-ejmerioze.html
  • institute.bystrickaya.ru/glava-4-obyazannosti-operatora-i-o-zashite-informacii.html
  • school.bystrickaya.ru/analiz-metodov-sokrasheniya-prigara-na-stalnom-lite-chast-15.html
  • literatura.bystrickaya.ru/sochinenie-iosifa-flaviya-o-drevnosti-evrejskogo-naroda-stranica-2.html
  • composition.bystrickaya.ru/plan-prakticheskih-zanyatij-rabochie-uchebnie-programmi-po-anglijskomu-yaziku-dlya-specialnostej-060101-lechebnoe.html
  • uchenik.bystrickaya.ru/angloyazichnie-sajti-odobreno-uchebno-metodicheskim-sovetom-fakulteta-mirovoj-ekonomiki-i-torgovli-mezhdunarodnie.html
  • learn.bystrickaya.ru/glava-10-pp-5-9-kil-dzhon-a-nlo-operaciya-troyanskij-kon.html
  • literature.bystrickaya.ru/chast-4-portret-kandidata-na-chto-neobhodimo-obrashat-vnimanie-v-razgovore.html
  • institut.bystrickaya.ru/uchebnaya-programma-disciplini-syllabus-po-astrofizika-dlya-specialnosti-050110-fizika-forma-obucheniya.html
  • ucheba.bystrickaya.ru/programma-disciplini-opd-f-10-psihologiya-fizicheskoj-kulturi-i-sporta-celi-i-zadachi-disciplini.html
  • assessments.bystrickaya.ru/cikl-lekcij-torgovlya-na-srochnom-rinke-ot-delti-do-vegi-organizatori.html
  • student.bystrickaya.ru/241-rabochij-plan-schetov-a-v-kasyanov-vsyo-o-malom-predprinimatelstve.html
  • knigi.bystrickaya.ru/sabati-tairibi-saat-sani-kn-aji-skerlk-dadini-aliptastiru.html
  • bukva.bystrickaya.ru/nezasluzhennij-otpusk-kak-platit-nalogi.html
  • crib.bystrickaya.ru/kabinet-ministrov-chuvashskoj-respubliki-postanovlenie-ot-22-noyabrya-2010-g-n-385-o-respublikanskoj-celevoj-programme.html
  • teacher.bystrickaya.ru/geroi-ne-umirayut-mistika-skazka-ili-realnost-8.html
  • report.bystrickaya.ru/gosudarstvennoe-regulirovanie-innovacionnoj-deyatelnosti.html
  • uchebnik.bystrickaya.ru/v-kazani-otkrilas-blagotvoritelnaya-fotovistavka-pust-oni-ulibayutsya-snova-rossijskaya-blagotvoritelnost-v-zerkale-smi.html
  • college.bystrickaya.ru/123-potreblenie-naseleniem-uslug-kulturi-iskusstva-i-turizma-predmet-zadachi-i-organizaciya-socialnoj-statistiki-3.html
  • thescience.bystrickaya.ru/isolation-kolihalova-o-a-makaev-v-v-k60-anglijskij-yazik-uchebnik-dlya-studentov-i-aspirantov-gumanitarnih.html
  • znaniya.bystrickaya.ru/programma-zanyatosti-naseleniya-goroda-sevastopolya-na-2012-2013-godi-soderzhani-e-stranica-3.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.