.RU

3. Учебно-тематический план изучения дисциплины - Учебно-методический комплекс по дисциплине опд. Ф общее языкознание...





3. Учебно-тематический план изучения дисциплины

^ 3.1. Лекционные занятия


Тема


Краткое содержание



Кол-во час.




1

Модуль1. Объект и основные проблемы языкознания. Языкознание в системе наук.

Сложность внутренней организации языкознания, ее причины. Несколько уровней членения науки о языке: структурное, этноязыковое, социальное, по направлениям, школам, методам и методикам исследования. Место общего языкознания в современной лингвистике. Общие и существенные свойства и признаки различных конкретных языков. Общее языкознание как наука о языке-инварианте. Основные проблемы языкознания: его объекта, границ, структурного членения языка, функционирования языка, его внешних связей и др. Основная дихотомия общего языкознания: противопоставление языка и речи, речевой деятельности. Связь языкознания с другими науками: лингвистическими (лингвистика, литературоведение) и нелингвистическими (история, логика, психология, философия, семиотика, математическая логика и лингвистика и др.).

1




^ Рубежный контроль к модулю 1.




2

Модуль 2. Язык и общество.


Сложность и мпогоплановость проблемы «Язык и общество». Социальная природа человеческого языка. Социальная обусловленность воз-никновения и развития языка. Язык и формы исторической общности
людей. Социальная обусловленность формирования литературных языков и языковой нормы. Неравномерность развития отдельных участков языка — в зависимости от по-требностей общества. Социальная обусловленность дифференциации язы-
ковой структуры. Функциональные языковые стили и общество. Возможности сознатель-ного целенаправленного воздействия общества на язык. Зависимость общества от языка. Проблемы речевой культуры как проблемы социального применения
языка. Язык и научно-техническая революция.



1




^ Рубежный контроль к модулю 2.




3

Модуль 3. Язык и сознание. Язык и мышление.


Взаимодействие и внутренняя зависимость терминов и понятий «сознание» и «мышление». Функции языка по отношению к сознанию: язык как орудие формирования самих актов мышления; язык как средство выражения сознания; язык как условие осознания человеком деятельности собственного сознания. Функции сознания по отношению к языку: деятельность, развитие сознания как главное условие, вызывающее перемены в лексико-семантической системе языка; сознание как условие и основная причина развертывания речи; функция формирования сознанием речевых и языковых стилей; контроль сознанием развертывания речи. Язык и мышление. История вопроса. Соотношение и взаимодействие языка и мышления. Современные исследования проблемы. Данные психолингвистики и нейролингвистики. Функции языка по отношению к мышлению: участие мышления в формировании мысли; выражение информации о работе мысли; язык как орудие познания. Функции мышления по отношению к языку: обеспечение функционирования единиц языка как знаков; мышление как главное орудие развития системы лексических и грамматических значений; мышление как орудие выбора языковых единиц для построения речи; контроль мышления за построением речи.

.

1






^ Рубежный контроль к модулю 3.




4

Модуль 4. Структура и система языка.



Три аспекта рассмотрения любого естественного объекта: как определенной совокупности элементов, как определенной совокупности отношений между этими элементами, как связного целого – как определенной согласованной совокупности элементов и отношений. Определение системы. Определение структуры. В. Фон Гумбольдт – предвосхищение идеи сис-темности языка. Концепция системности Ф. де Соссюра: язык как система знаков; произ-вольность языкового знака; линейность язы-кового знака; язык как система значимостей; язык как система различий; синтагматические и парадигматические отношения в системе языка. Единицы языка: их признаки; типы языковых единиц. Типы отношений между языковыми единицами: дистрибуция, оппозиция. Типы зависимостей между единицами. Понятие порождающей (генеративной) структуры.

1




^ Рубежный контроль к модулю 4.




Рубежный контроль к модулю 5.

5

Модуль 5. Знаковая природа языка. Проблема значения языкового знака.

Общее понятие знака и знаковой системы. Семиотика как наука о знаковых свойствах и знаковых системах (Ч.С. Пирс). Типы знаковых отношений: вещь, выступающая в качестве знака; указание на нечто другое; интерпретация. Виды знаков: иконические, индексы, символы. Виды знаковых систем. Язык как вторичная естественная вероятностная многомерная динамическая знаковая система. Знаковая теория Ф. де Соссюра: имманентный характер языка как системы; знак как двусторонняя психическая сущность; абсолютизация принципа произвольности языкового знака. Свойства языкового знака: относительно условная связь с реальными вещами и со свойствами этих вещей; относительно условная связь звуковой стороны знака со смысловой; способность вступать в линейные, пространственные и временные отношения в составе речевой цепи и др. Функции языковых знаков. Проблема значения языкового знака. Типы значений языкового знака.



2




^ Рубежный контроль к модулю 5.




6

Модуль 6. Механизмы, или уровни, языка.

Фонология и фонетика. Классические школы в фонологии (пражская, московская, ленинградская, американская). Понимание фонемы в разных школах. Соотношение фонемы и звука. Диахроническая фонология: понятие фонологизации и дефонологизации. Теоретическое значение и практическое применение фонологии.

Лексическое значение слова. Понятия денотата, сигнификата, коннотации; соотношение различных аспектов значения слова. Денотат и референт. Фиктивный (пустой.) денотат; размытый (диффузный) денотат. Лексическое значение слова и логическое понятие. Значение слова как
"наивное" понятие (Л.В. Щерба); ''наивная картина мира". Антропоцентризм языковых значений. Эмоционально-экспрессивные и оценочные элементы значений. Существующие подходы к изучению и описанию лексических значений (структурная семантика: психолингвистические методы в семантике; концептуальный анализ). Лексика как система. Типы системных отношений в лексике. Понятие лексического поля. Истори-
ческие изменения лексических систем. Своеобразие лексических систем
в языках мира.

Грамматические значения и категории. Различные подходы к их определению. Формальный характер грамматических значений. Способы их выражения. Обязательность выражения грамматических значений; их парадигматический характер. Связь с синтаксисом. Грамматикализация
и деграмматикализация в истории языков. Своеобразие грамматических категорий в языках мира. Так называемые ''скрытые, категории".

Синтаксис. Предложение и высказывание. Аспекты рассмотрения предложения: синтаксическая структура, синтаксическая семантика, актуальное членение предложения. Учение о членах предложения и его альтернативы. Предикативность. Своеобразие синтаксиса в языках мира.
Общее представление о синтаксисе текста.

2




^ Рубежный контроль к модулю 6.




7

Модуль 7. Парадигматика и синтагматика языка.



Идея Ф. де Соссюра о синтагматике как линейных (в речевой цепи) отношениях между элементами языка и о парадигматике как ассоциативных (в памяти людей) отношениях между элементами языка. Парадигматика языка как совокупность и система допускаемых структурой языка вариантов его единиц и категорий. Синтагматика языка как совокупность и система свойственных языковым единицам и категориям языка их сочетательных возможностей и их реализаций в процессе речи. Понятие морфологической синтагматики и синтаксической парадигматики.



2




^ Рубежный контроль к модулю 7.




8

Модуль 8. Развитие и функционирование языка.


Понятия синхронии и диахронии в современной лингвистике. Развитие языка. Развитие и изменение. Причины и движущие силы развития языков. Внешние и внутренние факторы развития языка. Вопрос о совершенствовании языка. Вопросы о дивергентном/ конвергентном развитии языков, стадиальности, наличии универсальных тенденций. Языковые контакты. Двуязычие и диглоссия. Виды двуязычия. Понятие родного языка. Интерференция, виды интерференции. Упрощение систем контактирующих языков. Пиджины и креольские языки. Языковая политика. Типы языковой политики в многоязычном государстве. Языковое поведение и речевые конвенции.


2




^ Рубежный контроль к модулю 8.




9

Модуль 9. Лингвистические направления и методы ХХ века.



Ф. де Соссюр "Курс обшей лингвистики". Принципы соссюровской лингвистики в классических школах структурализма.

Пражский структурализм. Книга Н.С. Трубецкого "Основы фонологии". Понятие фонемы, соотношение фонемы и звука. Правила идентификации фонем ("правило Трубецкого"). Фонема как "совокупность различительных признаков''. Учение об оп-позициях. Виды оппозиций. Нейтрализация. Значение фонологии Трубецкого для линг-вистики и других гуманитарных наук.

Копенгагенский структурализм. Прин-ципы построения лингвистической теории Л. Ельмслева. План выражения и план содер-жания. Принцип коммутации. Субстанция и форма плана выражения и плана содержания.

Американская дескриптивная лингвис-тика. Влияние идей Л. Блумфилда и психоло-гии бихевиоризма. Дешифрованный подход к языку. Отказ от обращения к семантике. При-емы дескриптивной лингвистики: сегментация и дистрибутивный анализ. Виды дистрибуции. Аллофоны и алломорфы. Понимание фонемы и морфемы в дескриптивной лингвистике. Синтаксис: анализ по НС.

Американская этнолингвистика Э. Сепир, Б.Л. Уорф) и европейское неогумбольдтианство (Л. Вайсгербер). Соотношение языка, мышления и реального мира, языка и культуры.

Генеративная лингвистика Н. Хомского. Принципы порождающей грамматики. По-нятие глубинной и поверхностной структур. Понятие трансформации. Философский аспект генеративной лингвистики: возврат к ментализму, рационализм. Психолингвисти-ческие аспекты хомскианства. Значение хомскианства для американской лингвистики.

Когнитивная лингвистика. Общие идеи и принципы. Языки как формы концептуа-лизации мира. Проблема категоризации. Множественность принципов категоризации. Понятие прототипа (фрейма, прототипического сценария). Связь с психо-лингвистикой и компьютерной лингвистикой.

Общая семантика и лингвистическая прагматика. Значение и смысл. Соотношение прагматики и семантики.

2




^ Рубежный контроль к модулю 9.




ВСЕГО:

14







-festivalnie-hiti-proshlih-let-park-iskusstv-my3eoh-kinopokaz-pod-otkritim-nebom-nachalo-v-21-00.html
-fevral-dostat-chernil-i-plakat-stranica-5.html
-finansirovanie-soderzhaniya-gorodskih-dorog-i-osvesheniya-ulic-uvelichilos.html
-fiziko-matematicheskie-nauki-stranica-11.html
-fiziko-matematicheskie-nauki-stranica-17.html
-forma-raschleneniya-nabora-a-na-dva-podmnozhestva-vzaimno-nesovmestnih-sobitij-sobitiya-h-i.html
  • prepodavatel.bystrickaya.ru/tehnicheskoe-zadanie-na-organizaciyu-edinoj-sluzhbi-podderzhki-dalee-esp-po-servisnomu-i-tehnicheskomu-obsluzhivaniyu-informacionno-kommunikacionnoj-sistemi-stranica-8.html
  • uchitel.bystrickaya.ru/programma-socialno-ekonomicheskogo-razvitiya-irkutskoj-oblasti-na-2011-2015-godi-stranica-22.html
  • knowledge.bystrickaya.ru/nasha-sportivnaya-komnata-nikitina-l-a-rezervi-zdorovya-nashih-detej-nikitin-b-p-nikitina-l-a-rezervi-zdorovya-nashih-detej.html
  • knowledge.bystrickaya.ru/mrachnij-zhnec-stranica-12.html
  • ucheba.bystrickaya.ru/predlagaemaya-chitatelyu-kniga-imeet-svoej-zadachej-osmislenie-i-sistematizaciyu-aktualnih-problem-ritoriki-i-teorii-kommunikacij-v-perspektive-razvitiya-sovremennih.html
  • college.bystrickaya.ru/13-grafik-samostoyatelnoj-raboti-studenta-s-prepodavatelem-programma-obucheniya-studentov-syllabus-po-discipline.html
  • textbook.bystrickaya.ru/istoriya-gosudarstva-i-prava-rossii.html
  • studies.bystrickaya.ru/analiz-predpriyatij-odnoj-otrasli-rf.html
  • znanie.bystrickaya.ru/411-kotirovochnaya-zayavka-podaetsya-uchastnikom-zakupki-v-pismennoj-forme-v-srok-i-v-poryadke-ukazannom-v-izveshenii-o-zakupke-i-v-punkte-10-razdela-iii-informacionnaya-karta-zaprosa-cenovih-kotirovok.html
  • tetrad.bystrickaya.ru/uchebno-metodicheskij-kompleks-dlya-specialnostej-030501-yurisprudenciya-032401-reklama.html
  • knowledge.bystrickaya.ru/obshie-svedeniya-proekt-generalnogo-plana-selskogo-poseleniya-selo-shelkanovo-yuhnovskogo-municipalnogo-rajona.html
  • holiday.bystrickaya.ru/nekotorie-stati-ob-otnoshenii-okkultnoj-filosofii-k-zhizni-tajnaya-doktrina.html
  • uchenik.bystrickaya.ru/ekonomika-torga-chast-2.html
  • report.bystrickaya.ru/k-poeticheskim-istokam-marini-cvetaevoj.html
  • shkola.bystrickaya.ru/optimizaciya-processa-obrabotki-vodi-metodom-ultrafiltracii-chast-2.html
  • reading.bystrickaya.ru/metodicheskaya-razrabotka-dlya-provedeniya-zanyatij-po-pervonachalnoj-medicinskoj-podgotovke-spasatelej-mchs-rossii-v-1145-uchebno-metodicheskom-centre-po-grazhdanskoj-oborone-i-chrezvichajnim-situaciyam-tema-2.html
  • pisat.bystrickaya.ru/triumf.html
  • znanie.bystrickaya.ru/administrativnaya-otvetstvennost-24-chast-2.html
  • gramota.bystrickaya.ru/xxi-veke-materiali-vserossijskoj-konf-s-mezhdunarodnim-uchastiem-posvyashennoj-100-letiyu-enisejskoj-ihtiologicheskoj-laboratorii-fgnu-niierv-2008-krasnoyarsk-ipc-sfu-s-119-121.html
  • writing.bystrickaya.ru/igra-kak-vid-deyatelnosti-u-detej-doshkolnogo-vozrasta.html
  • holiday.bystrickaya.ru/nauchno-tehnicheskaya-konferenciya-v-ramkah-8-mezhdunarodnoj-specializirovannoj-vistavki.html
  • education.bystrickaya.ru/22effektivnost-i-kachestvo-ekonomicheskogo-rosta-uchebno-prakticheskoe-posobie-dlya-distancionnogo-obucheniya-studentov.html
  • textbook.bystrickaya.ru/ii288-sanitarnaya-ochistka-generalnij-plan-municipalnogo-obrazovaniya-tokarevskoe-selskoe-poselenie-gagarinskogo-rajona.html
  • bukva.bystrickaya.ru/puti-i-sposobi-povisheniya-ustojchivosti-raboti-rea.html
  • tests.bystrickaya.ru/materiali-dlya-srs-srsp-po-discipline-mikroekonomika-specialnosti-5v05090-finansi.html
  • ekzamen.bystrickaya.ru/simple-form-simple-pastpast-participle-eksperimentalnij-kurs-lekcij-po-prakticheskoj-grammatike-anglijskogo-yazika-10-lekcij.html
  • bukva.bystrickaya.ru/metodicheskie-i-eticheskie-aspekti-klonirovaniya.html
  • predmet.bystrickaya.ru/shpargalka-na-kazahskom-yazike-po-istorii-kazahstana-ent-pgk-100-m-ashitia-shatin-ora-trzd-ral-bumerang.html
  • college.bystrickaya.ru/32-razvedochnaya-geofizika-programm-a-vstupitelnih-ekzamenov-v-aspiranturu-po-specialnosti-25-00-16-gornopromishlennaya.html
  • ucheba.bystrickaya.ru/prilozhenie-7-k-regionalnomu-otraslevomu-soglasheniyu-po-obrazovatelnim-uchrezhdeniyam-vologodskoj-oblasti.html
  • tasks.bystrickaya.ru/-vse-kto-znal-o-bukovinskogo-schitayut-ego-svyatim-kak-vi-dumaete-kak-dolgo-budet-dlitsya-process-ego-beatifikacii.html
  • control.bystrickaya.ru/chelovek-kak-tvorec-kulturi-chast-5.html
  • ucheba.bystrickaya.ru/programma-disciplini-delovie-kulturi-mira-dlya-specialnosti-080102-65-mirovaya-ekonomika-podgotovki-specialista-specializaciya-mezhdunarodnij-biznes.html
  • crib.bystrickaya.ru/grigoreva-n-yu-ld-51-lyuboe-vremya-lyubaya-professiya-lyubaya-novaya-tehnologiya-vsegda-sposobstvuyut-vozniknoveniyu-novih-leksicheskih-plastov-obsheizvestno-chto-mnozhe.html
  • thescience.bystrickaya.ru/ii-obshaya-harakteristika-uchebnogo-predmeta-uchebnie-programmi-oop-noo-maou-licej-4-programma.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.