.RU

3. Учебно-тематический план изучения дисциплины - Учебно-методический комплекс по дисциплине опд. Ф общее языкознание...





3. Учебно-тематический план изучения дисциплины

^ 3.1. Лекционные занятия


Тема


Краткое содержание



Кол-во час.




1

Модуль1. Объект и основные проблемы языкознания. Языкознание в системе наук.

Сложность внутренней организации языкознания, ее причины. Несколько уровней членения науки о языке: структурное, этноязыковое, социальное, по направлениям, школам, методам и методикам исследования. Место общего языкознания в современной лингвистике. Общие и существенные свойства и признаки различных конкретных языков. Общее языкознание как наука о языке-инварианте. Основные проблемы языкознания: его объекта, границ, структурного членения языка, функционирования языка, его внешних связей и др. Основная дихотомия общего языкознания: противопоставление языка и речи, речевой деятельности. Связь языкознания с другими науками: лингвистическими (лингвистика, литературоведение) и нелингвистическими (история, логика, психология, философия, семиотика, математическая логика и лингвистика и др.).

1




^ Рубежный контроль к модулю 1.




2

Модуль 2. Язык и общество.


Сложность и мпогоплановость проблемы «Язык и общество». Социальная природа человеческого языка. Социальная обусловленность воз-никновения и развития языка. Язык и формы исторической общности
людей. Социальная обусловленность формирования литературных языков и языковой нормы. Неравномерность развития отдельных участков языка — в зависимости от по-требностей общества. Социальная обусловленность дифференциации язы-
ковой структуры. Функциональные языковые стили и общество. Возможности сознатель-ного целенаправленного воздействия общества на язык. Зависимость общества от языка. Проблемы речевой культуры как проблемы социального применения
языка. Язык и научно-техническая революция.



1




^ Рубежный контроль к модулю 2.




3

Модуль 3. Язык и сознание. Язык и мышление.


Взаимодействие и внутренняя зависимость терминов и понятий «сознание» и «мышление». Функции языка по отношению к сознанию: язык как орудие формирования самих актов мышления; язык как средство выражения сознания; язык как условие осознания человеком деятельности собственного сознания. Функции сознания по отношению к языку: деятельность, развитие сознания как главное условие, вызывающее перемены в лексико-семантической системе языка; сознание как условие и основная причина развертывания речи; функция формирования сознанием речевых и языковых стилей; контроль сознанием развертывания речи. Язык и мышление. История вопроса. Соотношение и взаимодействие языка и мышления. Современные исследования проблемы. Данные психолингвистики и нейролингвистики. Функции языка по отношению к мышлению: участие мышления в формировании мысли; выражение информации о работе мысли; язык как орудие познания. Функции мышления по отношению к языку: обеспечение функционирования единиц языка как знаков; мышление как главное орудие развития системы лексических и грамматических значений; мышление как орудие выбора языковых единиц для построения речи; контроль мышления за построением речи.

.

1






^ Рубежный контроль к модулю 3.




4

Модуль 4. Структура и система языка.



Три аспекта рассмотрения любого естественного объекта: как определенной совокупности элементов, как определенной совокупности отношений между этими элементами, как связного целого – как определенной согласованной совокупности элементов и отношений. Определение системы. Определение структуры. В. Фон Гумбольдт – предвосхищение идеи сис-темности языка. Концепция системности Ф. де Соссюра: язык как система знаков; произ-вольность языкового знака; линейность язы-кового знака; язык как система значимостей; язык как система различий; синтагматические и парадигматические отношения в системе языка. Единицы языка: их признаки; типы языковых единиц. Типы отношений между языковыми единицами: дистрибуция, оппозиция. Типы зависимостей между единицами. Понятие порождающей (генеративной) структуры.

1




^ Рубежный контроль к модулю 4.




Рубежный контроль к модулю 5.

5

Модуль 5. Знаковая природа языка. Проблема значения языкового знака.

Общее понятие знака и знаковой системы. Семиотика как наука о знаковых свойствах и знаковых системах (Ч.С. Пирс). Типы знаковых отношений: вещь, выступающая в качестве знака; указание на нечто другое; интерпретация. Виды знаков: иконические, индексы, символы. Виды знаковых систем. Язык как вторичная естественная вероятностная многомерная динамическая знаковая система. Знаковая теория Ф. де Соссюра: имманентный характер языка как системы; знак как двусторонняя психическая сущность; абсолютизация принципа произвольности языкового знака. Свойства языкового знака: относительно условная связь с реальными вещами и со свойствами этих вещей; относительно условная связь звуковой стороны знака со смысловой; способность вступать в линейные, пространственные и временные отношения в составе речевой цепи и др. Функции языковых знаков. Проблема значения языкового знака. Типы значений языкового знака.



2




^ Рубежный контроль к модулю 5.




6

Модуль 6. Механизмы, или уровни, языка.

Фонология и фонетика. Классические школы в фонологии (пражская, московская, ленинградская, американская). Понимание фонемы в разных школах. Соотношение фонемы и звука. Диахроническая фонология: понятие фонологизации и дефонологизации. Теоретическое значение и практическое применение фонологии.

Лексическое значение слова. Понятия денотата, сигнификата, коннотации; соотношение различных аспектов значения слова. Денотат и референт. Фиктивный (пустой.) денотат; размытый (диффузный) денотат. Лексическое значение слова и логическое понятие. Значение слова как
"наивное" понятие (Л.В. Щерба); ''наивная картина мира". Антропоцентризм языковых значений. Эмоционально-экспрессивные и оценочные элементы значений. Существующие подходы к изучению и описанию лексических значений (структурная семантика: психолингвистические методы в семантике; концептуальный анализ). Лексика как система. Типы системных отношений в лексике. Понятие лексического поля. Истори-
ческие изменения лексических систем. Своеобразие лексических систем
в языках мира.

Грамматические значения и категории. Различные подходы к их определению. Формальный характер грамматических значений. Способы их выражения. Обязательность выражения грамматических значений; их парадигматический характер. Связь с синтаксисом. Грамматикализация
и деграмматикализация в истории языков. Своеобразие грамматических категорий в языках мира. Так называемые ''скрытые, категории".

Синтаксис. Предложение и высказывание. Аспекты рассмотрения предложения: синтаксическая структура, синтаксическая семантика, актуальное членение предложения. Учение о членах предложения и его альтернативы. Предикативность. Своеобразие синтаксиса в языках мира.
Общее представление о синтаксисе текста.

2




^ Рубежный контроль к модулю 6.




7

Модуль 7. Парадигматика и синтагматика языка.



Идея Ф. де Соссюра о синтагматике как линейных (в речевой цепи) отношениях между элементами языка и о парадигматике как ассоциативных (в памяти людей) отношениях между элементами языка. Парадигматика языка как совокупность и система допускаемых структурой языка вариантов его единиц и категорий. Синтагматика языка как совокупность и система свойственных языковым единицам и категориям языка их сочетательных возможностей и их реализаций в процессе речи. Понятие морфологической синтагматики и синтаксической парадигматики.



2




^ Рубежный контроль к модулю 7.




8

Модуль 8. Развитие и функционирование языка.


Понятия синхронии и диахронии в современной лингвистике. Развитие языка. Развитие и изменение. Причины и движущие силы развития языков. Внешние и внутренние факторы развития языка. Вопрос о совершенствовании языка. Вопросы о дивергентном/ конвергентном развитии языков, стадиальности, наличии универсальных тенденций. Языковые контакты. Двуязычие и диглоссия. Виды двуязычия. Понятие родного языка. Интерференция, виды интерференции. Упрощение систем контактирующих языков. Пиджины и креольские языки. Языковая политика. Типы языковой политики в многоязычном государстве. Языковое поведение и речевые конвенции.


2




^ Рубежный контроль к модулю 8.




9

Модуль 9. Лингвистические направления и методы ХХ века.



Ф. де Соссюр "Курс обшей лингвистики". Принципы соссюровской лингвистики в классических школах структурализма.

Пражский структурализм. Книга Н.С. Трубецкого "Основы фонологии". Понятие фонемы, соотношение фонемы и звука. Правила идентификации фонем ("правило Трубецкого"). Фонема как "совокупность различительных признаков''. Учение об оп-позициях. Виды оппозиций. Нейтрализация. Значение фонологии Трубецкого для линг-вистики и других гуманитарных наук.

Копенгагенский структурализм. Прин-ципы построения лингвистической теории Л. Ельмслева. План выражения и план содер-жания. Принцип коммутации. Субстанция и форма плана выражения и плана содержания.

Американская дескриптивная лингвис-тика. Влияние идей Л. Блумфилда и психоло-гии бихевиоризма. Дешифрованный подход к языку. Отказ от обращения к семантике. При-емы дескриптивной лингвистики: сегментация и дистрибутивный анализ. Виды дистрибуции. Аллофоны и алломорфы. Понимание фонемы и морфемы в дескриптивной лингвистике. Синтаксис: анализ по НС.

Американская этнолингвистика Э. Сепир, Б.Л. Уорф) и европейское неогумбольдтианство (Л. Вайсгербер). Соотношение языка, мышления и реального мира, языка и культуры.

Генеративная лингвистика Н. Хомского. Принципы порождающей грамматики. По-нятие глубинной и поверхностной структур. Понятие трансформации. Философский аспект генеративной лингвистики: возврат к ментализму, рационализм. Психолингвисти-ческие аспекты хомскианства. Значение хомскианства для американской лингвистики.

Когнитивная лингвистика. Общие идеи и принципы. Языки как формы концептуа-лизации мира. Проблема категоризации. Множественность принципов категоризации. Понятие прототипа (фрейма, прототипического сценария). Связь с психо-лингвистикой и компьютерной лингвистикой.

Общая семантика и лингвистическая прагматика. Значение и смысл. Соотношение прагматики и семантики.

2




^ Рубежный контроль к модулю 9.




ВСЕГО:

14







-festivalnie-hiti-proshlih-let-park-iskusstv-my3eoh-kinopokaz-pod-otkritim-nebom-nachalo-v-21-00.html
-fevral-dostat-chernil-i-plakat-stranica-5.html
-finansirovanie-soderzhaniya-gorodskih-dorog-i-osvesheniya-ulic-uvelichilos.html
-fiziko-matematicheskie-nauki-stranica-11.html
-fiziko-matematicheskie-nauki-stranica-17.html
-forma-raschleneniya-nabora-a-na-dva-podmnozhestva-vzaimno-nesovmestnih-sobitij-sobitiya-h-i.html
  • prepodavatel.bystrickaya.ru/tairibi-iri-trk-tazshani-tapirlii.html
  • lesson.bystrickaya.ru/rassledovanie-iznasilovanij-chast-8.html
  • college.bystrickaya.ru/-3-takticheskie-priemi-obvineniya-i-zashiti-zashita-po-ugolovnomu-delu-lvova.html
  • school.bystrickaya.ru/grammatika-i-razvitie-razgovornoj-rechi.html
  • institut.bystrickaya.ru/tovarovedenie-i-ekspertiza-tovarov-v-sfere-proizvodstva-i-obrasheniya-selskohozyajstvennogo-sirya-i-prodovolstvennih-tovarov.html
  • otsenki.bystrickaya.ru/sobranie-sochinenij-54-pechataetsya-po-postanovleniyu-centralnogo-komiteta-stranica-16.html
  • exchangerate.bystrickaya.ru/kratkaya-istoriya-provansa.html
  • essay.bystrickaya.ru/dekan-fakulteta-mahmudova-lyubov-shirvanievna-doktor-tehnicheskih-nauk-professor-v-dolzhnosti-dekana-s-1989-g.html
  • tasks.bystrickaya.ru/34-sistema-distancionnogo-monitoringa-zemel-selhozugodij-sdmz-metodicheskie-materiali-moskva-2008-soderzhanie.html
  • knigi.bystrickaya.ru/santarna-ocnka-pdprimstv-gromadskogo-harchuvannya.html
  • znaniya.bystrickaya.ru/programmi-dlya-malenkih-detej-5-bubblemaker-5.html
  • lektsiya.bystrickaya.ru/pravilo-7-1-mezhdunarodnaya-konvenciya-po-ohrane-chelovecheskoj-zhizni-na-more-1974-g-solas-74-bila-prinyata-na-mezhdunarodnoj.html
  • occupation.bystrickaya.ru/oao-nk-rosneft-operator-ooo-rn-sahalinmorneftegaz-ezhekvartalnij-otchet-otkritoe-akcionernoe-obshestvo-neftyanaya.html
  • turn.bystrickaya.ru/polozhenie-obshestva-v-otrasli-svedeniya-ob-obshestve.html
  • lecture.bystrickaya.ru/6-peti-bilo-pes-igoreve-togo-olga-vnuku-ne-burya-sokoli-zanese-chres-polya-shirokaya-galici-stadi-bzhat-k-donu-velikomu-chi-li-vspti-bilo-vshej-boyane-velesov-vnuche-komoni-rzhut-za-suloyu-zvenit-slava-v-kiev.html
  • notebook.bystrickaya.ru/internet-resursi-pervij-kanal-28-10-2004-vremya-21-00-00-novosti-18-00-00-15-00-00-kokorekina-olga.html
  • thesis.bystrickaya.ru/poyasnitelnaya-zapiska-aktualnost-temi.html
  • knigi.bystrickaya.ru/soveti-donorov-izuchite-donora-kotoromu-vi-otpravlyaete-zayavku-chto-takoe-grant.html
  • kanikulyi.bystrickaya.ru/yubilej-otmechaet-vidayushayasya-sovetskaya-lizhnica-raisa-smetanina-30-06-2010-01-03-2012-glavnie-novosti-sporta-5.html
  • urok.bystrickaya.ru/prilozhenie-8-normi-ocenki-kachestva-svarnih-soedinenij-pravila-ustrojstva-i-bezopasnoj-ekspluatacii-parovih-i.html
  • essay.bystrickaya.ru/duglas-kouplend-normalnih-semej-ne-bivaet-stranica-26.html
  • shpargalka.bystrickaya.ru/vitamin-s.html
  • universitet.bystrickaya.ru/spravochnoe-posobie-pod-redakciej-prof-g-n-maslennikovoj-izdatelstvo-tpu-2009.html
  • portfolio.bystrickaya.ru/p-t-firov-ukrainskaya-tragediya-1932-1933-gg-sobitiya-dokumenti-kommentarii.html
  • kolledzh.bystrickaya.ru/8-sinip-geometriya-pshnnen-zharti-zhildia-arnal-an-kntzbelk-zhospar.html
  • college.bystrickaya.ru/-3-zakonodatelnoe-obespechenie-razvitiya-malogo-i-srednego-biznesa-doklad-soveta-federacii.html
  • institut.bystrickaya.ru/statya-14-poryadok-podgotovki-proekta-shemi-territorialnogo-planirovaniya-municipalnogo-rajona.html
  • vospitanie.bystrickaya.ru/zadachami-notarialnoj-deyatelnosti-yavlyayutsya-stranica-4.html
  • znanie.bystrickaya.ru/b-g-bobilev-g-orel-topos-vremeni-v-rasskaze-a-platonova-reka-potudan.html
  • gramota.bystrickaya.ru/vremya-dejstviya-paketa-24-chasa-s-momenta-fakticheskogo-zaezda-gostej-kazhdie-posleduyushie-sutki-schitat-kak-pozdnij-viezd-do-6-chasov-ili-polnie-sutki-po-obichnomu-tarifu.html
  • tetrad.bystrickaya.ru/vipusknoj-bal-uroki-nachinayutsya-133.html
  • exchangerate.bystrickaya.ru/kitajskaya-migraciya-kak-element-regionalnoj-bezopasnosti-23-00-02-politicheskie-instituti-etnopoliticheskaya-konfliktologiya-nacionalnie-i-politicheskie-processi-i-tehnologii-stranica-3.html
  • znaniya.bystrickaya.ru/pyatij-elefant-stranica-17.html
  • exam.bystrickaya.ru/ustrojstvo-personalnogo-kompyutera.html
  • vospitanie.bystrickaya.ru/vserossijskij-nauchnij-forum-stranica-4.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.