.RU

3. Женщина как искусительница - Джозеф Кэмпбелл тысячеликий герой bollingen series XVII princeton university press...


^ 3. Женщина как искусительница
Мистический брак с царственной богиней мира символизи­рует полное господство героя над жизнью; ибо женщина есть жизнь, а герой  – есть познавший ее господин. А испытания героя, предшествовавшие его предельному опыту и свершению, символизировали те кризисы осознания, благодаря которым развивалось его сознание, пока не обрело способность вынести полное обладание матерью – разрушительницей, своей суженой. С этим он узнает, что он и отец едины: он занимает место отца.

Таким образом, проблема, представленная в пограничной ситуации, может показаться далекой от интересов обычных людей. Тем не менее всякая неспособность справиться с жиз­ненными коллизиями, в конечном счете, должна быть отнесена на счет ограниченности сознания. Войны и вспышки раздраже­ния являются паллиативами невежества; раскаяние  – слишком поздно пришедшим озарением. Весь смысл повсеместно расп­ространенного мифа о пути героя заключается в том, что он должен служить общим примером для всех мужчин и женщин, независимо от того места, что они занимают на социальной лестнице. Поэтому он сложен из самых общих образов. Чело­век должен только определить свое собственное местополо­жение относительно этой общей человеческой формулы, а затем ее помощью выйти за ограничивающие его стены. Кто они его великаны – людоеды? Это нерешенные загадки его собственной человеческой сущности. Что есть его идеалы? Это знаки его постижения жизни.

В кабинете современного психоаналитика этапы героичес­кой авантюры снова и снова обнаруживаются в сновидениях и иллюзиях пациента. С психоаналитиком в роли помощника, жреца инициации, постигаются глубины из глубин неведения о себе. И всегда после первого трепета в точке отправления приключение оборачивается путешествием во тьму, ужас, к отвращению и фантасмагорическим страхам.

Сущность этой любопытной коллизии заключается в том, что наши сознательные представления о том, какой должна быть жизнь, редко соответствуют тому, каковой она действительно есть. Как правило, мы отказываемся признать в себе или в наших ближних обилие того давящего, самозащитного, зловонного, плотоядного, развратного нервного возбуждения, которое состав­ляет самую суть органической клетки. Мы склонны скорее все приукрашивать и истолковывать по – своему; всячески убеждая себя, что все ложки дегтя в бочке меда, все волоски в супе явля­ются виной кого – то другого, неприятного и отталкивающего.

Но когда нас внезапно осеняет или мы просто не можем не заметить, что все, что мы думаем или делаем, неизменно несет на себе печать плоти, тогда мы, как правило, переживаем отвращение: жизнь, явления жизни, органы жизни, в част­ности, женщина как великий символ жизни  – все это ста­новится невыносимым для чистой души.

^ О, если б этот плотный сгусток мяса

Растаял, сгинул, изошел росой!

Иль если бы предвечный не уставил

Запрет самоубийству! Боже! Боже!


Так восклицает великий герой своего времени, Гамлет:

^ Каким докучным, тусклым и ненужным

Мне кажется все, что ни есть на свете!

О мерзость! Это буйный сад, плодящий

Одно лишь семя; дикое и злое

В нем властвует. До этого дойти!38

Простодушный восторг Эдипа от первого обладания царицей превращается в агонию духа, когда он узнает, кто эта женщина. Как и Гамлета, его постоянно преследует моральный образ отца. Подобно Гамлету, он отворачивается от прелестей мира и ищет во тьме царство иное, более высокое, чем это, отравленное кровосмешением и изменой, управляемое погрязшей в роскоши и пороках матерью. Ищущий жизнь за гранью жизни должен пройти мимо нее, преодолеть искушения ее зова и подняться ввысь, в чистый и беспредельный эфир.

И многократно, ясно бог воззвал: Эдип, Эдип, что медлишь ты идти? И так уже ты запоздал намного!39

Там, где это отвращение Эдипа – Гамлета не перестает тер­зать душу, там мир, тело и, прежде всего женщина становятся символами уже не победы, а поражения. Тогда монашеско – пуританская, отрицающая все мирское этическая система ради­кально и немедленно преображает образы мифа. Герой уже больше не может оставаться в невинности с воплощенной богиней, ибо она стала царицей греха.

«До тех пор, пока человек не отрешился от этого, подобного трупу, тела,  – пишет индуистский монах Шанкарачарйя,  – он является нечистым и страдает как от своих врагов, так и от рождения, болезни и смерти; но когда он думает о себе как о Чистом, как о сущности Добра и как о Недвижимом, он ста­новится свободным... Отбросьте прочь ограничение тела, кото­рое инертно и развратно по своей природе. Не думайте больше о нем. Ибо вещь, которую изрыгнули наружу (как вы должны были вытолкнуть наружу ваше тело), может вызвать лишь отвращение, едва лишь придя на ум»40.

Эта точка зрения знакома Западу по житиям и писаниям святых.

«Когда Святой Петр увидел, что его дочь Петронилла слиш­ком красива, он стал молить Бога о милости, чтобы она забо­лела лихорадкой. Однажды, когда его ученики были подле него, Тит спросил: ‘Ты лечишь все недуги, почему ты не сделаешь так, чтобы Петронилла поднялась с постели?’ И Петр ответил ему: ‘Потому что я доволен ее состоянием’. Это никоим образом не означает, что не в его власти было излечить ее; ибо тут же он сказал ей: ‘Встань, Петронилла, и поторопись обслужить нас’. И Девушка, излечившись, встала и подошла, чтобы прислужить им. Но когда она закончила, ее отец сказал ей: ‘Возвращайся в посте­ль, Петронилла!’ Она вернулась, и ее тут же охватила лихорадка. Позднее же, когда она стала совершенной в своей любви к Богу, ее отец вернул ей совершенное здоровье.

В ту пору благородный господин, по имени Флакк, поражен­ный ее красотой, пришел просить ее руки. Она ответила: ‘Если ты хочешь жениться на мне, то пришли девушек, чтобы они про­водили меня к твоему дому’. Но когда девушки прибыли, Петронилла тотчас стала поститься и молиться. Получив причастие, она снова слегла в недуге и спустя три дня отдала свою душу Богу»41.

«В детстве Святой Бернар Клервосский страдал от головных болей. Однажды к нему пришла молодая женщина, чтобы своими песнями облегчить его страдания. Но возмущенный ребенок вы – провадил ее из комнаты. И Бог вознаградил его за такое рвение; ибо он тут же встал со своей постели и был исцелен.

Извечный враг человека, увидев в юном Бернаре такое ус­тремление к целомудрию, постарался расставить для него ло­вушки. Однако, когда однажды юнец, подстрекаемый дьяволом, все – таки задержал свой взгляд на женщине, ему вдруг стало стыдно за самого себя, и он вошел в ледяную воду пруда для искупления и оставался там, пока не продрог до костей. В дру­гой раз, когда он спал, в постель к нему легла обнаженная де­вушка. Бернар, заметив ее, молча отвернулся от нее, уступив таким образом ей часть своего ложа, и снова уснул. Лаская и поглаживая его некоторое время, несчастная вскоре настолько устыдилась своего поступка, несмотря на все свое бесстыдство, что вскочила с кровати и бежала, полная отвращения к самой себе и восхищения перед юношей.

Опять же, когда однажды Бернар вместе со своими друзьями воспользовался гостеприимством одной богатой госпожи и остал­ся в ее доме, она, увидев его красоту, воспылала страстью к нему. Ночью она поднялась со своего ложа и легла рядом с гостем. Но он тотчас, как почувствовал кого – то рядом с собой, начал кричать: ‘Воры! Грабители!’ После чего женщина сразу же убежала, весь дом поднялся на ноги, зажгли фонари, и все бросились на поиски грабителя. Но так как никого не нашли, все вернулись в свои постели и уснули, кроме той самой госпожи, которая, будучи не в силах сомкнуть глаза, снова поднялась и юркнула в постель к своему гостю Бернар опять стал кричать: ‘Воры!’ И снова под­нялся крик, и начались поиски. И даже после этого хозяйка дома в третий раз предприняла попытку и вновь была отвергнута; после чего она наконец отказалась от своей порочной затеи, либо по причине страха, либо отчаявшись добиться успеха. На следу­ющий день в дороге спутники Бернара спросили его, почему ночью ему так навязчиво снились воры. И он ответил: ‘Мне действительно пришлось отражать нападения вора; ибо хозяй­ка пыталась лишить меня сокровища, потеряв которое, я бы уже никогда не обрел его вновь’.

Все это убедило Бернара в том, что жить рядом со змеей опасно/ Поэтому он решил уйти от мира и вступить в мона­шеский орден Цистерцианцев»42.

Однако даже монастырские стены и уединение пустыни не могут защитить от женского присутствия; ибо до тех пор пока плоть отшельника облекает его кости и пульсирует жизнью, мирские образы всегда готовы возмутить его разум. Святого Антония, который предавался аскезе близ египетских Фив, смущали сладострастные галлюцинации  – дело рук демонов – искусителей, привлеченных магнетизмом его одиночества. Видения такого рода, с чреслами неотразимой привлекательности и пер­сями, взывающими к прикосновению, на протяжении всей исто­рии монашества не покидали пристанищ отшельников. «Ah! bel ermite! bel ermite . Si tu posais ton doigt sur mon epaule, ce serait comme une trainee de feu dans tes veines. La possession de la moindre place de mon corps t’emplira d’une joie plus vehemen – teP! que la conquete d’un empire. Avance tes levres...»43

Коттон Мадер из Новой Англии пишет: «Пустыня, через которую мы идем в Землю Обетованную, полна Огненных лета­ющих змеев. Но, хвала Богу, ни одному из них пока еще не удалось окончательно сбить нас с пути! Весь наш путь к Небес­ам лежит мимо Логовищ Львов и Леопардовых Гор; на пути нашем толпятся сонмища Дьяволов... Мы бедные путники, идущие по миру, который есть не что иное, как Дьяволово Поле или Дьявольский Острог, где каждый Укромный уголок есть прибежище Дьявола с сущей Бандой Разбойников, готовых на­броситься на всякого, кто обращен своим ликом к Сиону»44.

0300filosofiya-sociologiya-psihologiyaphilosophy-sociology-psychology.html
03040-m-kiv-pr-t-40-ya-zhovtnya-70-gotel-mir-1-korpus-of-216.html
03082010-g-s-2-tema-stroitelstvo-stroitelen-kontrol.html
031600-reklama-i-svyazi-s-obshestvennostyu-rsob-tyumenskij-gosudarstvennij-neftegazovij-universitet-spravochnik.html
032301-regionovedenie-uchebno-metodicheskij-kompleks-dlya-studentov-ekonomicheskogo-yuridicheskogo-fakultetov-i.html
034702-dokumentacionnoe-obespechenie-upravleniya-i-arhivovedenie2g-10mes.html
  • laboratornaya.bystrickaya.ru/programma-vstupitelnih-ispitanij-dlya-postupayushih-v-magistraturu-irgtu-napravlenie-magisterskoj-podgotovki-280700-68.html
  • knigi.bystrickaya.ru/religiya-i-nravstvennost-v-kulturno-istoricheskom-razvitii.html
  • lecture.bystrickaya.ru/44-rezhimi-raboti-mp-kurs-lekcij-dopusheno-nauchno-metodicheskim-sovetom-bti-altgtu-dlya-vnutrivuzovskogo-ispolzovaniya.html
  • knigi.bystrickaya.ru/sovremennoe-obshestvo-i-problemi-podgotovki-yurista-opublikovano.html
  • student.bystrickaya.ru/3-branch-preispodnyaya-dzheff-long.html
  • predmet.bystrickaya.ru/soderzhanie-marzhinalnogo-analiza-deyatelnosti-predpriyatiya-lekciya-1-soderzhanie-predmet-zadachi-i-vidi-ekonomicheskogo-analiza.html
  • kontrolnaya.bystrickaya.ru/rabochaya-programma-po-discipline-istoriya-i-metodologiya-nauki-po-specialnosti-150400-68-tehnologicheskie-mashini-i-oborudovanie.html
  • institute.bystrickaya.ru/g-g-devyatih-i-20-letiyu-instituta-himii-visokochistih-veshestv-ran.html
  • kolledzh.bystrickaya.ru/badarlamasi-mektep-zhasina-dejng-balalardi-dene-trbiesn-teoriyasi-men-dstemes.html
  • teacher.bystrickaya.ru/eta-kniga-ne-ocherk-istorii-kino-eto-popitka-taksonomii-opit-klassifikacii-obrazov-i-znakov-ktomu-zhe-v-pervom-tome-mi-ogranichimsya-tolko-opredeleniem-elemen-stranica-14.html
  • shpargalka.bystrickaya.ru/vibori-deputatov-sobraniya-deputatov-municipalnogo-rajona-gorod-nerehta-i-nerehtskij-rajon-kostromskoj-oblasti-pyatogo-soziva.html
  • crib.bystrickaya.ru/hlistunova-nv-uchitel-istorii-i-obshestvovedeniya-associaciya-gimnazij-sankt-peterburga-vospitatelnie-podhodi.html
  • tetrad.bystrickaya.ru/uchebno-metodicheskij-kompleks-dlya-studentov-fakulteta-upravleniya-ekonomiki-i-prava-po-specialnosti-061000-gosudarstvennoe-i-municipalnoe-upravlenie.html
  • urok.bystrickaya.ru/prilozhenie-3-instrukciya-po-vipolneniyu-raboti-ekzamenacionnaya-rabota-po-anglijskomu-yaziku-sostoit-iz-chetiryoh-razdelov.html
  • portfolio.bystrickaya.ru/oliver-bouden-renessans-stranica-5.html
  • literature.bystrickaya.ru/byulleten-novih-postuplenij-v-nb-rgu-za-4-kvartal-2009-g.html
  • tests.bystrickaya.ru/kontrolnie-voprosi-k-teme-1-20-2-chelovek-kak-element-sistemi-chelovek-sreda.html
  • uchebnik.bystrickaya.ru/voprosi-gruppam-tranzhira-tranzhirit-kto-iz-geroev-i-chto-rastranzhiril-v-pese-m-gorkogo-na-dne.html
  • report.bystrickaya.ru/istoriya-izobreteniya-zhelezobetona-i-razvitiya-ego-proizvodstva.html
  • lesson.bystrickaya.ru/sravnitelno-nedavno-mne-prishlos-uslishat-ot-odnogo-uvazhaemogo-filologa-ne-klassika-poluironicheskuyu-repliku-otnositelno-klassovoj-borbi-v-antichnosti-i-ee-o-stranica-5.html
  • klass.bystrickaya.ru/a-v-burdin-kontaktnoe-lico-egorova-svetlana-nikolaevna-vedushij-specialist-otdela-po-rabote-s-akcionerami-i-kompaniyami.html
  • upbringing.bystrickaya.ru/mesyac-svyatogo-ogyusta-zodchego-stranica-15.html
  • lesson.bystrickaya.ru/otchet-o-rezultatah-samoobsledovaniya-po-specialnosti-080109-65-buhgalterskij-uchet-analiz-i-audit-stranica-13.html
  • school.bystrickaya.ru/analiz-cenoobrazovaniya-na-rinke-zemli-podmoskovya.html
  • otsenki.bystrickaya.ru/shpargalka-po-statistike-2.html
  • apprentice.bystrickaya.ru/voprosi-na-ekzamen-po-mezhdunarodnim-otnosheniyam-i-vneshnej-politike-chast-15.html
  • textbook.bystrickaya.ru/instrukciya-po-deloproizvodstvu-v-administracii-molvotickogo-selskogo-poseleniya-stranica-7.html
  • zanyatie.bystrickaya.ru/novie-prioriteti-v-informacionnoj-bezopasnosti-ssha.html
  • report.bystrickaya.ru/izmenennaya-redakciya-izm-1-rossijskoe-akcionernoe-obshestvo-energetiki-i-elektrifikacii-ees-rossii-obem.html
  • prepodavatel.bystrickaya.ru/stoimost-kazhdoj-pozicii-s-uchetom-vashej-skidki-stranica-10.html
  • paragraf.bystrickaya.ru/www-powerlifting-kurgan-narod-ru-stranica-45.html
  • assessments.bystrickaya.ru/celi-i-zadachi-programma-pedagogicheskoj-art-terapii-dlya-detej-doshkolnogo-i-mladshego-shkolnogo-vozrasta-art-garmoniya.html
  • spur.bystrickaya.ru/krspe-3-motivaciya-tsng.html
  • report.bystrickaya.ru/kak-izbavitsya-ot-zhira-pravilnij-i-plohoj-puti-zakon-dvojnogo-effekta-20.html
  • urok.bystrickaya.ru/programma-disciplini-opd-v-05-pr-tekst-v-sisteme-publichnih-kommunikacij.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.