.RU

3. Женщина как искусительница - Джозеф Кэмпбелл тысячеликий герой bollingen series XVII princeton university press...


^ 3. Женщина как искусительница
Мистический брак с царственной богиней мира символизи­рует полное господство героя над жизнью; ибо женщина есть жизнь, а герой  – есть познавший ее господин. А испытания героя, предшествовавшие его предельному опыту и свершению, символизировали те кризисы осознания, благодаря которым развивалось его сознание, пока не обрело способность вынести полное обладание матерью – разрушительницей, своей суженой. С этим он узнает, что он и отец едины: он занимает место отца.

Таким образом, проблема, представленная в пограничной ситуации, может показаться далекой от интересов обычных людей. Тем не менее всякая неспособность справиться с жиз­ненными коллизиями, в конечном счете, должна быть отнесена на счет ограниченности сознания. Войны и вспышки раздраже­ния являются паллиативами невежества; раскаяние  – слишком поздно пришедшим озарением. Весь смысл повсеместно расп­ространенного мифа о пути героя заключается в том, что он должен служить общим примером для всех мужчин и женщин, независимо от того места, что они занимают на социальной лестнице. Поэтому он сложен из самых общих образов. Чело­век должен только определить свое собственное местополо­жение относительно этой общей человеческой формулы, а затем ее помощью выйти за ограничивающие его стены. Кто они его великаны – людоеды? Это нерешенные загадки его собственной человеческой сущности. Что есть его идеалы? Это знаки его постижения жизни.

В кабинете современного психоаналитика этапы героичес­кой авантюры снова и снова обнаруживаются в сновидениях и иллюзиях пациента. С психоаналитиком в роли помощника, жреца инициации, постигаются глубины из глубин неведения о себе. И всегда после первого трепета в точке отправления приключение оборачивается путешествием во тьму, ужас, к отвращению и фантасмагорическим страхам.

Сущность этой любопытной коллизии заключается в том, что наши сознательные представления о том, какой должна быть жизнь, редко соответствуют тому, каковой она действительно есть. Как правило, мы отказываемся признать в себе или в наших ближних обилие того давящего, самозащитного, зловонного, плотоядного, развратного нервного возбуждения, которое состав­ляет самую суть органической клетки. Мы склонны скорее все приукрашивать и истолковывать по – своему; всячески убеждая себя, что все ложки дегтя в бочке меда, все волоски в супе явля­ются виной кого – то другого, неприятного и отталкивающего.

Но когда нас внезапно осеняет или мы просто не можем не заметить, что все, что мы думаем или делаем, неизменно несет на себе печать плоти, тогда мы, как правило, переживаем отвращение: жизнь, явления жизни, органы жизни, в част­ности, женщина как великий символ жизни  – все это ста­новится невыносимым для чистой души.

^ О, если б этот плотный сгусток мяса

Растаял, сгинул, изошел росой!

Иль если бы предвечный не уставил

Запрет самоубийству! Боже! Боже!


Так восклицает великий герой своего времени, Гамлет:

^ Каким докучным, тусклым и ненужным

Мне кажется все, что ни есть на свете!

О мерзость! Это буйный сад, плодящий

Одно лишь семя; дикое и злое

В нем властвует. До этого дойти!38

Простодушный восторг Эдипа от первого обладания царицей превращается в агонию духа, когда он узнает, кто эта женщина. Как и Гамлета, его постоянно преследует моральный образ отца. Подобно Гамлету, он отворачивается от прелестей мира и ищет во тьме царство иное, более высокое, чем это, отравленное кровосмешением и изменой, управляемое погрязшей в роскоши и пороках матерью. Ищущий жизнь за гранью жизни должен пройти мимо нее, преодолеть искушения ее зова и подняться ввысь, в чистый и беспредельный эфир.

И многократно, ясно бог воззвал: Эдип, Эдип, что медлишь ты идти? И так уже ты запоздал намного!39

Там, где это отвращение Эдипа – Гамлета не перестает тер­зать душу, там мир, тело и, прежде всего женщина становятся символами уже не победы, а поражения. Тогда монашеско – пуританская, отрицающая все мирское этическая система ради­кально и немедленно преображает образы мифа. Герой уже больше не может оставаться в невинности с воплощенной богиней, ибо она стала царицей греха.

«До тех пор, пока человек не отрешился от этого, подобного трупу, тела,  – пишет индуистский монах Шанкарачарйя,  – он является нечистым и страдает как от своих врагов, так и от рождения, болезни и смерти; но когда он думает о себе как о Чистом, как о сущности Добра и как о Недвижимом, он ста­новится свободным... Отбросьте прочь ограничение тела, кото­рое инертно и развратно по своей природе. Не думайте больше о нем. Ибо вещь, которую изрыгнули наружу (как вы должны были вытолкнуть наружу ваше тело), может вызвать лишь отвращение, едва лишь придя на ум»40.

Эта точка зрения знакома Западу по житиям и писаниям святых.

«Когда Святой Петр увидел, что его дочь Петронилла слиш­ком красива, он стал молить Бога о милости, чтобы она забо­лела лихорадкой. Однажды, когда его ученики были подле него, Тит спросил: ‘Ты лечишь все недуги, почему ты не сделаешь так, чтобы Петронилла поднялась с постели?’ И Петр ответил ему: ‘Потому что я доволен ее состоянием’. Это никоим образом не означает, что не в его власти было излечить ее; ибо тут же он сказал ей: ‘Встань, Петронилла, и поторопись обслужить нас’. И Девушка, излечившись, встала и подошла, чтобы прислужить им. Но когда она закончила, ее отец сказал ей: ‘Возвращайся в посте­ль, Петронилла!’ Она вернулась, и ее тут же охватила лихорадка. Позднее же, когда она стала совершенной в своей любви к Богу, ее отец вернул ей совершенное здоровье.

В ту пору благородный господин, по имени Флакк, поражен­ный ее красотой, пришел просить ее руки. Она ответила: ‘Если ты хочешь жениться на мне, то пришли девушек, чтобы они про­водили меня к твоему дому’. Но когда девушки прибыли, Петронилла тотчас стала поститься и молиться. Получив причастие, она снова слегла в недуге и спустя три дня отдала свою душу Богу»41.

«В детстве Святой Бернар Клервосский страдал от головных болей. Однажды к нему пришла молодая женщина, чтобы своими песнями облегчить его страдания. Но возмущенный ребенок вы – провадил ее из комнаты. И Бог вознаградил его за такое рвение; ибо он тут же встал со своей постели и был исцелен.

Извечный враг человека, увидев в юном Бернаре такое ус­тремление к целомудрию, постарался расставить для него ло­вушки. Однако, когда однажды юнец, подстрекаемый дьяволом, все – таки задержал свой взгляд на женщине, ему вдруг стало стыдно за самого себя, и он вошел в ледяную воду пруда для искупления и оставался там, пока не продрог до костей. В дру­гой раз, когда он спал, в постель к нему легла обнаженная де­вушка. Бернар, заметив ее, молча отвернулся от нее, уступив таким образом ей часть своего ложа, и снова уснул. Лаская и поглаживая его некоторое время, несчастная вскоре настолько устыдилась своего поступка, несмотря на все свое бесстыдство, что вскочила с кровати и бежала, полная отвращения к самой себе и восхищения перед юношей.

Опять же, когда однажды Бернар вместе со своими друзьями воспользовался гостеприимством одной богатой госпожи и остал­ся в ее доме, она, увидев его красоту, воспылала страстью к нему. Ночью она поднялась со своего ложа и легла рядом с гостем. Но он тотчас, как почувствовал кого – то рядом с собой, начал кричать: ‘Воры! Грабители!’ После чего женщина сразу же убежала, весь дом поднялся на ноги, зажгли фонари, и все бросились на поиски грабителя. Но так как никого не нашли, все вернулись в свои постели и уснули, кроме той самой госпожи, которая, будучи не в силах сомкнуть глаза, снова поднялась и юркнула в постель к своему гостю Бернар опять стал кричать: ‘Воры!’ И снова под­нялся крик, и начались поиски. И даже после этого хозяйка дома в третий раз предприняла попытку и вновь была отвергнута; после чего она наконец отказалась от своей порочной затеи, либо по причине страха, либо отчаявшись добиться успеха. На следу­ющий день в дороге спутники Бернара спросили его, почему ночью ему так навязчиво снились воры. И он ответил: ‘Мне действительно пришлось отражать нападения вора; ибо хозяй­ка пыталась лишить меня сокровища, потеряв которое, я бы уже никогда не обрел его вновь’.

Все это убедило Бернара в том, что жить рядом со змеей опасно/ Поэтому он решил уйти от мира и вступить в мона­шеский орден Цистерцианцев»42.

Однако даже монастырские стены и уединение пустыни не могут защитить от женского присутствия; ибо до тех пор пока плоть отшельника облекает его кости и пульсирует жизнью, мирские образы всегда готовы возмутить его разум. Святого Антония, который предавался аскезе близ египетских Фив, смущали сладострастные галлюцинации  – дело рук демонов – искусителей, привлеченных магнетизмом его одиночества. Видения такого рода, с чреслами неотразимой привлекательности и пер­сями, взывающими к прикосновению, на протяжении всей исто­рии монашества не покидали пристанищ отшельников. «Ah! bel ermite! bel ermite . Si tu posais ton doigt sur mon epaule, ce serait comme une trainee de feu dans tes veines. La possession de la moindre place de mon corps t’emplira d’une joie plus vehemen – teP! que la conquete d’un empire. Avance tes levres...»43

Коттон Мадер из Новой Англии пишет: «Пустыня, через которую мы идем в Землю Обетованную, полна Огненных лета­ющих змеев. Но, хвала Богу, ни одному из них пока еще не удалось окончательно сбить нас с пути! Весь наш путь к Небес­ам лежит мимо Логовищ Львов и Леопардовых Гор; на пути нашем толпятся сонмища Дьяволов... Мы бедные путники, идущие по миру, который есть не что иное, как Дьяволово Поле или Дьявольский Острог, где каждый Укромный уголок есть прибежище Дьявола с сущей Бандой Разбойников, готовых на­броситься на всякого, кто обращен своим ликом к Сиону»44.

0300filosofiya-sociologiya-psihologiyaphilosophy-sociology-psychology.html
03040-m-kiv-pr-t-40-ya-zhovtnya-70-gotel-mir-1-korpus-of-216.html
03082010-g-s-2-tema-stroitelstvo-stroitelen-kontrol.html
031600-reklama-i-svyazi-s-obshestvennostyu-rsob-tyumenskij-gosudarstvennij-neftegazovij-universitet-spravochnik.html
032301-regionovedenie-uchebno-metodicheskij-kompleks-dlya-studentov-ekonomicheskogo-yuridicheskogo-fakultetov-i.html
034702-dokumentacionnoe-obespechenie-upravleniya-i-arhivovedenie2g-10mes.html
  • zadachi.bystrickaya.ru/poluchenie-vtorichnih-produktov-iz-torfa-i-slancev.html
  • desk.bystrickaya.ru/perevozka-gruzov-zhd-transportom-chast-2.html
  • university.bystrickaya.ru/glava-3-mirovaya-ekonomika-vstupaya-v-trete-tisyacheletie-glava-1.html
  • ekzamen.bystrickaya.ru/socialnaya-rabota-s-pozhilimi-lyudmi.html
  • abstract.bystrickaya.ru/26-gemma-mudrosti-izvechnoj-v-slove-haledovom-ibn-arabi-gemmi-mudrosti-perevod-s-arabskogo-a-v-smirnov.html
  • zanyatie.bystrickaya.ru/sistema-pravoohranitelnih-organov-gosudarstvennoj-vlasti-v-rossii-i-v-soedinennih-shtatah-ameriki.html
  • zanyatie.bystrickaya.ru/rinok-cennih-bumag-chast-27.html
  • klass.bystrickaya.ru/administraciya-tomskoj-oblasti-departament-po-nedropolzovaniyu-i-razvitiyu-neftegazodobivayushego.html
  • thesis.bystrickaya.ru/programma-kursa-matematicheskie-metodi-sociologicheskih-issledovanij.html
  • student.bystrickaya.ru/4-etap-rasprostraneniya-novshestva-zaklyuchayushijsya-v-ego-shirokom-vnedrenii-diffuzii-rasprostranenii-novshestva-v-novie-sferi.html
  • ekzamen.bystrickaya.ru/sled-proba-zavist-smeh-duma-ispitanie-innovacionnaya-deyatelnost-uchitelya-russkogo-yazika-i-literaturi-mou.html
  • esse.bystrickaya.ru/rabochaya-programma-mehanicheskie-svojstva-tverdih-tel-specialnost-napravlenie-010400-fizika-fakultet-fizicheskij.html
  • ekzamen.bystrickaya.ru/saba-sinibi-8-pn-geometriya-aji-kn-zhili.html
  • paragraph.bystrickaya.ru/kriterii-vibora-tehsredstv-tema-informacionnie-processi-v-ekonomike-i-obektivnaya-neobhodimost-ih-avtomatizacii.html
  • uchitel.bystrickaya.ru/prokuratura-organdarinan-tergeu-zhne-anitau-organdarinan-shiatin-resmi-zhattara-apostil-oyu-memlekettk-krsetletn-izmet-standarti.html
  • grade.bystrickaya.ru/novosti-mayak-24062009-1200-novosti-20.html
  • lecture.bystrickaya.ru/64-lyusinder-bernard-verber-tanatonavti.html
  • paragraf.bystrickaya.ru/vtoroj-etap-realizacionnij-proekta-razrabotka-modeli-resursnogo-centra-setevogo-vzaimodejstviya-v-oblasti-duhovno-nravstvennogo.html
  • essay.bystrickaya.ru/dohodnij-podhod-kommunbitservis.html
  • tests.bystrickaya.ru/lev-tolstoj-polnoe-sobranie-sochinenij-izdanie-osushestvlyaetsya-pod-nablyudeniem-gosudarstvennoj-redakcionnoj-komissii-seriya-vtoraya-dnevniki-tom-51.html
  • textbook.bystrickaya.ru/istoriya-budushego-i-dostatochno-vremeni-dlya-lyubvi-ili-zhizni-lazarusa-longa-robert-hajnlajn-stranica-10.html
  • lecture.bystrickaya.ru/bank-dannih-odarennih-detej-i-molodezhi-respubliki-tatarstan-stranica-2.html
  • credit.bystrickaya.ru/ospa-naturalnaya-patogenez-immunitet-lechenie-i-simptomi.html
  • knowledge.bystrickaya.ru/novie-postupleniya-v-biblioteku-2011-g-aprel.html
  • university.bystrickaya.ru/glava-ii-formirovanie-gosudarstvennoj-sistemi-obrazovaniya-v-xix-v-i-na-rubezhe-xx-v.html
  • essay.bystrickaya.ru/chuvashskoj-respubliki-zarnica.html
  • lesson.bystrickaya.ru/samokleyashiesya-etiketki-naklejki-stikeri.html
  • tests.bystrickaya.ru/konspekt-uroka-anglijskogo-yazika-po-teme-pravila-zdorovya-v-3-klasse.html
  • gramota.bystrickaya.ru/zaklyuchenie-yu-v-prudkoj-2006-goda.html
  • textbook.bystrickaya.ru/kabmin-ukraini-mozhet-uvelichit-kvoti-na-eksport-pshenici-na-500-800-tis-tonn-do-konca-tekushego-mg-nprisyazhnyuk.html
  • reading.bystrickaya.ru/like-streams-i-r-galperin-ocherki-po-stilistike-anglijskogo-yazika.html
  • school.bystrickaya.ru/avstralijskaya-kuhnya-chast-3.html
  • crib.bystrickaya.ru/h-vserossijskaya-olimpiada-shkolnikov-po-russkomu-yaziku.html
  • lecture.bystrickaya.ru/a-n-radishev-zhitie-fedora-vasilevicha-ushakova-s-priobsheniem-nekotorih-ego-sochinenij.html
  • learn.bystrickaya.ru/fondital-poluchit-otveti-na-interesuyushie-vas-voprosi.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.