.RU

3. Женщина как искусительница - Джозеф Кэмпбелл тысячеликий герой bollingen series XVII princeton university press...


^ 3. Женщина как искусительница
Мистический брак с царственной богиней мира символизи­рует полное господство героя над жизнью; ибо женщина есть жизнь, а герой  – есть познавший ее господин. А испытания героя, предшествовавшие его предельному опыту и свершению, символизировали те кризисы осознания, благодаря которым развивалось его сознание, пока не обрело способность вынести полное обладание матерью – разрушительницей, своей суженой. С этим он узнает, что он и отец едины: он занимает место отца.

Таким образом, проблема, представленная в пограничной ситуации, может показаться далекой от интересов обычных людей. Тем не менее всякая неспособность справиться с жиз­ненными коллизиями, в конечном счете, должна быть отнесена на счет ограниченности сознания. Войны и вспышки раздраже­ния являются паллиативами невежества; раскаяние  – слишком поздно пришедшим озарением. Весь смысл повсеместно расп­ространенного мифа о пути героя заключается в том, что он должен служить общим примером для всех мужчин и женщин, независимо от того места, что они занимают на социальной лестнице. Поэтому он сложен из самых общих образов. Чело­век должен только определить свое собственное местополо­жение относительно этой общей человеческой формулы, а затем ее помощью выйти за ограничивающие его стены. Кто они его великаны – людоеды? Это нерешенные загадки его собственной человеческой сущности. Что есть его идеалы? Это знаки его постижения жизни.

В кабинете современного психоаналитика этапы героичес­кой авантюры снова и снова обнаруживаются в сновидениях и иллюзиях пациента. С психоаналитиком в роли помощника, жреца инициации, постигаются глубины из глубин неведения о себе. И всегда после первого трепета в точке отправления приключение оборачивается путешествием во тьму, ужас, к отвращению и фантасмагорическим страхам.

Сущность этой любопытной коллизии заключается в том, что наши сознательные представления о том, какой должна быть жизнь, редко соответствуют тому, каковой она действительно есть. Как правило, мы отказываемся признать в себе или в наших ближних обилие того давящего, самозащитного, зловонного, плотоядного, развратного нервного возбуждения, которое состав­ляет самую суть органической клетки. Мы склонны скорее все приукрашивать и истолковывать по – своему; всячески убеждая себя, что все ложки дегтя в бочке меда, все волоски в супе явля­ются виной кого – то другого, неприятного и отталкивающего.

Но когда нас внезапно осеняет или мы просто не можем не заметить, что все, что мы думаем или делаем, неизменно несет на себе печать плоти, тогда мы, как правило, переживаем отвращение: жизнь, явления жизни, органы жизни, в част­ности, женщина как великий символ жизни  – все это ста­новится невыносимым для чистой души.

^ О, если б этот плотный сгусток мяса

Растаял, сгинул, изошел росой!

Иль если бы предвечный не уставил

Запрет самоубийству! Боже! Боже!


Так восклицает великий герой своего времени, Гамлет:

^ Каким докучным, тусклым и ненужным

Мне кажется все, что ни есть на свете!

О мерзость! Это буйный сад, плодящий

Одно лишь семя; дикое и злое

В нем властвует. До этого дойти!38

Простодушный восторг Эдипа от первого обладания царицей превращается в агонию духа, когда он узнает, кто эта женщина. Как и Гамлета, его постоянно преследует моральный образ отца. Подобно Гамлету, он отворачивается от прелестей мира и ищет во тьме царство иное, более высокое, чем это, отравленное кровосмешением и изменой, управляемое погрязшей в роскоши и пороках матерью. Ищущий жизнь за гранью жизни должен пройти мимо нее, преодолеть искушения ее зова и подняться ввысь, в чистый и беспредельный эфир.

И многократно, ясно бог воззвал: Эдип, Эдип, что медлишь ты идти? И так уже ты запоздал намного!39

Там, где это отвращение Эдипа – Гамлета не перестает тер­зать душу, там мир, тело и, прежде всего женщина становятся символами уже не победы, а поражения. Тогда монашеско – пуританская, отрицающая все мирское этическая система ради­кально и немедленно преображает образы мифа. Герой уже больше не может оставаться в невинности с воплощенной богиней, ибо она стала царицей греха.

«До тех пор, пока человек не отрешился от этого, подобного трупу, тела,  – пишет индуистский монах Шанкарачарйя,  – он является нечистым и страдает как от своих врагов, так и от рождения, болезни и смерти; но когда он думает о себе как о Чистом, как о сущности Добра и как о Недвижимом, он ста­новится свободным... Отбросьте прочь ограничение тела, кото­рое инертно и развратно по своей природе. Не думайте больше о нем. Ибо вещь, которую изрыгнули наружу (как вы должны были вытолкнуть наружу ваше тело), может вызвать лишь отвращение, едва лишь придя на ум»40.

Эта точка зрения знакома Западу по житиям и писаниям святых.

«Когда Святой Петр увидел, что его дочь Петронилла слиш­ком красива, он стал молить Бога о милости, чтобы она забо­лела лихорадкой. Однажды, когда его ученики были подле него, Тит спросил: ‘Ты лечишь все недуги, почему ты не сделаешь так, чтобы Петронилла поднялась с постели?’ И Петр ответил ему: ‘Потому что я доволен ее состоянием’. Это никоим образом не означает, что не в его власти было излечить ее; ибо тут же он сказал ей: ‘Встань, Петронилла, и поторопись обслужить нас’. И Девушка, излечившись, встала и подошла, чтобы прислужить им. Но когда она закончила, ее отец сказал ей: ‘Возвращайся в посте­ль, Петронилла!’ Она вернулась, и ее тут же охватила лихорадка. Позднее же, когда она стала совершенной в своей любви к Богу, ее отец вернул ей совершенное здоровье.

В ту пору благородный господин, по имени Флакк, поражен­ный ее красотой, пришел просить ее руки. Она ответила: ‘Если ты хочешь жениться на мне, то пришли девушек, чтобы они про­водили меня к твоему дому’. Но когда девушки прибыли, Петронилла тотчас стала поститься и молиться. Получив причастие, она снова слегла в недуге и спустя три дня отдала свою душу Богу»41.

«В детстве Святой Бернар Клервосский страдал от головных болей. Однажды к нему пришла молодая женщина, чтобы своими песнями облегчить его страдания. Но возмущенный ребенок вы – провадил ее из комнаты. И Бог вознаградил его за такое рвение; ибо он тут же встал со своей постели и был исцелен.

Извечный враг человека, увидев в юном Бернаре такое ус­тремление к целомудрию, постарался расставить для него ло­вушки. Однако, когда однажды юнец, подстрекаемый дьяволом, все – таки задержал свой взгляд на женщине, ему вдруг стало стыдно за самого себя, и он вошел в ледяную воду пруда для искупления и оставался там, пока не продрог до костей. В дру­гой раз, когда он спал, в постель к нему легла обнаженная де­вушка. Бернар, заметив ее, молча отвернулся от нее, уступив таким образом ей часть своего ложа, и снова уснул. Лаская и поглаживая его некоторое время, несчастная вскоре настолько устыдилась своего поступка, несмотря на все свое бесстыдство, что вскочила с кровати и бежала, полная отвращения к самой себе и восхищения перед юношей.

Опять же, когда однажды Бернар вместе со своими друзьями воспользовался гостеприимством одной богатой госпожи и остал­ся в ее доме, она, увидев его красоту, воспылала страстью к нему. Ночью она поднялась со своего ложа и легла рядом с гостем. Но он тотчас, как почувствовал кого – то рядом с собой, начал кричать: ‘Воры! Грабители!’ После чего женщина сразу же убежала, весь дом поднялся на ноги, зажгли фонари, и все бросились на поиски грабителя. Но так как никого не нашли, все вернулись в свои постели и уснули, кроме той самой госпожи, которая, будучи не в силах сомкнуть глаза, снова поднялась и юркнула в постель к своему гостю Бернар опять стал кричать: ‘Воры!’ И снова под­нялся крик, и начались поиски. И даже после этого хозяйка дома в третий раз предприняла попытку и вновь была отвергнута; после чего она наконец отказалась от своей порочной затеи, либо по причине страха, либо отчаявшись добиться успеха. На следу­ющий день в дороге спутники Бернара спросили его, почему ночью ему так навязчиво снились воры. И он ответил: ‘Мне действительно пришлось отражать нападения вора; ибо хозяй­ка пыталась лишить меня сокровища, потеряв которое, я бы уже никогда не обрел его вновь’.

Все это убедило Бернара в том, что жить рядом со змеей опасно/ Поэтому он решил уйти от мира и вступить в мона­шеский орден Цистерцианцев»42.

Однако даже монастырские стены и уединение пустыни не могут защитить от женского присутствия; ибо до тех пор пока плоть отшельника облекает его кости и пульсирует жизнью, мирские образы всегда готовы возмутить его разум. Святого Антония, который предавался аскезе близ египетских Фив, смущали сладострастные галлюцинации  – дело рук демонов – искусителей, привлеченных магнетизмом его одиночества. Видения такого рода, с чреслами неотразимой привлекательности и пер­сями, взывающими к прикосновению, на протяжении всей исто­рии монашества не покидали пристанищ отшельников. «Ah! bel ermite! bel ermite . Si tu posais ton doigt sur mon epaule, ce serait comme une trainee de feu dans tes veines. La possession de la moindre place de mon corps t’emplira d’une joie plus vehemen – teP! que la conquete d’un empire. Avance tes levres...»43

Коттон Мадер из Новой Англии пишет: «Пустыня, через которую мы идем в Землю Обетованную, полна Огненных лета­ющих змеев. Но, хвала Богу, ни одному из них пока еще не удалось окончательно сбить нас с пути! Весь наш путь к Небес­ам лежит мимо Логовищ Львов и Леопардовых Гор; на пути нашем толпятся сонмища Дьяволов... Мы бедные путники, идущие по миру, который есть не что иное, как Дьяволово Поле или Дьявольский Острог, где каждый Укромный уголок есть прибежище Дьявола с сущей Бандой Разбойников, готовых на­броситься на всякого, кто обращен своим ликом к Сиону»44.

0300filosofiya-sociologiya-psihologiyaphilosophy-sociology-psychology.html
03040-m-kiv-pr-t-40-ya-zhovtnya-70-gotel-mir-1-korpus-of-216.html
03082010-g-s-2-tema-stroitelstvo-stroitelen-kontrol.html
031600-reklama-i-svyazi-s-obshestvennostyu-rsob-tyumenskij-gosudarstvennij-neftegazovij-universitet-spravochnik.html
032301-regionovedenie-uchebno-metodicheskij-kompleks-dlya-studentov-ekonomicheskogo-yuridicheskogo-fakultetov-i.html
034702-dokumentacionnoe-obespechenie-upravleniya-i-arhivovedenie2g-10mes.html
  • write.bystrickaya.ru/glava-13-rech-uchebnik-dlya-vuzov-spb-piter-2008-583-s-il-seriya-uchebnik-dlya-vuzov.html
  • zadachi.bystrickaya.ru/prolog-monastirskogo-kapellana-rasskazi-ocr-busya.html
  • thescience.bystrickaya.ru/istoricheskoe-kraevedenie-rukovoditel-sorokina-rn-publichnij-doklad-mou-turovskaya-osnovnaya-obsheobrazovatelnaya.html
  • occupation.bystrickaya.ru/obespechenie-konkursnoj-zayavki-konkursnaya-dokumentaciya-dlya-provedeniya-konkursnogo-podbora-organizacij-osushestvlyayushih.html
  • turn.bystrickaya.ru/politicheskie-i-pravovie-ucheniya-v-gosudarstvah-drevnego-vostoka.html
  • upbringing.bystrickaya.ru/konspekt-uroka-tema-svyashennaya-gora-rossii-obraz-kavkaza-v-russkoj-literature-geografiya-literatura-2-chasa-klass.html
  • bukva.bystrickaya.ru/sistema-obrazov-romana-tomasa-melori-smert-artura-chast-15.html
  • prepodavatel.bystrickaya.ru/the-british-constitution-uchebno-metodicheskij-kompleks-disciplini-istoriya-i-kultura-velikobritanii-dlya-studentov.html
  • prepodavatel.bystrickaya.ru/stipendialnaya-programma-pravitelstva-knr-stipendialnaya-programma-velikaya-kitajskaya-stena-kitajyunesko-aziatskaya-uchebnaya-stipendiya.html
  • tests.bystrickaya.ru/metodicheskie-rekomendacii-po-izucheniyu-disciplini-dv3-delovoj-russkij-yazik-dlya-studentov-obuchayushihsya-po-napravleniyu-podgotovki-010200-62-matematika-i-kompyuternie-nauki-profil-obshij-1-kurs-1-semestr.html
  • books.bystrickaya.ru/ekologicheskoe-obrazovanie-naseleniya-plenarnie-dokladi.html
  • desk.bystrickaya.ru/plani-lekcij-po-discipline-sociologiya-i-psihologiya-upravleniya-lekciya-1.html
  • uchebnik.bystrickaya.ru/urok-mhk-v-10-klasse-tema-zolotoj-vek-afin.html
  • school.bystrickaya.ru/gabaritnij-raschet-paketa-i-metallicheskie-materiali-dlya-paketov-magnitostrikcionnih-preobrazovatelej.html
  • tasks.bystrickaya.ru/2-dopustimost-vmeshatelstva-v-osushestvlenie-prav-predusmotrennih-konvenciej-doklad-razyasnenie-k-pro.html
  • zadachi.bystrickaya.ru/raschyot-poluprovodnikovogo-vipryamitelya.html
  • school.bystrickaya.ru/gumanizaciya-obrazovaniya-chast-3.html
  • exam.bystrickaya.ru/vit-1-180-manometri.html
  • lektsiya.bystrickaya.ru/prikaz-ot-24-09-2010-goda-951-soderzhanie-obshaya-harakteristika-shkoli-socialnij-sostav-uchashihsya-stranica-2.html
  • assessments.bystrickaya.ru/cena-ukazana-bez-ucheta-nds-srok-postavki-20-45-dnej-pribori-vipuska-2009-2010-goda-stranica-2.html
  • ucheba.bystrickaya.ru/pravitelstvo-moskvi-sistema-normativnih-dokumentov-v-stroitelstve-moskovskie-gorodskie-stroitelnie-normi-zhilie-zdaniya-mgsn-01-01-moskva-2001-stranica-5.html
  • studies.bystrickaya.ru/depressiya.html
  • crib.bystrickaya.ru/informacionnij-byulleten-profsoyuza-8107-2010-g-stranica-5.html
  • teacher.bystrickaya.ru/glava-10-provedenie-naturnih-ispitanij-i-ih-ispolzovanie-dlya-analiza-ustojchivosti-energosistem.html
  • abstract.bystrickaya.ru/332-navigacionnie-sputnikovie-sistemi-maksim-tarasenko.html
  • notebook.bystrickaya.ru/gou-spo-kemerovskij-oblastnoj-medicinskij-kolledzh-ministerstvo-zdravoohraneniya-respubliki-buryatiya-gou-spo-respublikanskij.html
  • shpargalka.bystrickaya.ru/vopros-47-pravo-grazhdan-na-obedinenie-referati-kontrolnie-kursovie-diplomnie-raboti-uchebniki-vse-besplatno.html
  • studies.bystrickaya.ru/5-globalnaya-set-internet-konspekt-lekcij-po-discipline-kompyuternie-seti-i-telekommunikacii.html
  • bukva.bystrickaya.ru/sovremennoe-obichnoe-oruzhie.html
  • testyi.bystrickaya.ru/analiz-finansovogo-sostoyaniya-sanatoriya-imeni-lermontova-pyatigorsk-chast-8.html
  • znaniya.bystrickaya.ru/programma-rezhisserskoj-shkoli-programma-rezhisserskoj-shkoli-13-ob-osnovah-professii-17-zakoni-studijnoj-etiki-17.html
  • shkola.bystrickaya.ru/text-2-uchebnoe-posobie-dlya-studentov-ii-kursa-specialnosti.html
  • thesis.bystrickaya.ru/programma-itogovogo-mezhdisciplinarnogo-ekzamena-po-teorii-gosudarstva-i-prava-specialnosti-030501-65-yurisprudenciya-tretij-uroven.html
  • reading.bystrickaya.ru/kontrolnoe-zadanie-4-chtobi-pravilno-vipolnit-zadanie-4-neobhodimo-usvoit-sleduyushie-razdeli-kursa-anglijskogo-yazika-po-rekomendovannomu-uchebniku.html
  • books.bystrickaya.ru/celitelnie-i-evristicheskie-vozmozhnosti-neobichnihsostoyanij-stranica-7.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.