.RU

3.2. Этапы проектирования экономических информационных систем (ЭИС) - Методические указания по выполнению выпускной...



^ 3.2. Этапы проектирования экономических информационных систем (ЭИС)


При выполнении квалификационной работы выпускником практически реализуются в той или иной степени все стадии проектирования информационной системы: предпроектная стадия; проектная стадия (технорабочее проектирование); внедрение проекта (подготовка объекта к внедрению, опытное внедрение проекта и сдача его в промышленную эксплуатацию); эксплуатация и сопровождение проекта.

После тщательного анализа характеристик объекта и существующей системы управления четко формулируются предложения по совершенствованию информационной системы или методов управления, избегая при этом общих слов (улучшения, усовершенствование, изменение). Если вы предлагаете автоматизированное рабочее место (АРМ) при разработке ЭИС, то следует указать, почему необходимо автоматизированное решение именно на базе АРМ специалистов по рассматриваемой предметной области и почему данное решение является наилучшим.

Совершенствование информационной системы или методов управления может быть направлено: на автоматизацию системы обработки данных, ранее производимых вручную; на оптимизацию формулируемых решений в системах управления; на изменение постановки задачи, алгоритма ее решения; на постановку новой задачи, изменение средств информационного обеспечения, средств программного и технического обеспечения, а также оптимизацию технологии обработки данных.

Для решения вопросов совершенствования ИС следует провести анализ имеющихся решений. Для этого необходимо выполнить обзор литературы. Обзор литературы должен быть критическим, в процессе которого приводятся конкретные соображения, подтверждающие возможность применения обозреваемых вопросов в аттестационной работе, либо отрицающих такую возможность. Список литературы и перечень вопросов, по которым следует дать обзор, согласовывается с руководителем аттестационной работы. Количество перерабатываемой литературы не нормируется, но на оценку работы студента будет влиять непосредственно. На все приводимые литературные источники должны быть ссылки в работе. Список используемой литературы должен быть оформлен в соответствии с ГОСТом (автор, название источника, место издания, издательство, год издания и количество страниц текста; в библиографии литературные источники располагаются по алфавиту по мере появления ссылок в тексте).

Делая выписки, следует отделять дословные заметки от конспективных, что крайне важно в случае использования их в тексте выпускной работы, так как любой заимствованный материал требует ссылок на первоисточник.

Обзор литературы завершается выводами о возможности использования известных решений по теме выпускной работы, либо о необходимости проектирования оригинальных решений.

^ В пояснительной записке выпускной работы обязательно должны быть ссылки на литературу.

В специальной части выпускной квалификационной работы отражаются вопросы непосредственного проектирования ЭИС.

На этом этапе уточняется и изменяется организационная структура и приводится описание новой, измененной организационной структуры. Основное внимание на этапе проектирования отводится постановке задачи – это алгоритм решения задачи, информационное обеспечение, технология решения. Постановка задачи является базой для разработки информационного, программного и технологического обеспечений для каждой задачи.

На этапе рабочего проектирования разрабатывается программное обеспечение и технологическая документация. В состав технологической документации входят технологические карты, разрабатываемые на процессы обработки информации при решении задач; должностные и правовые инструкции, которые определяют права и обязанности специалистов, работающих в условиях функционирования ЭИС. В случае использования готового программного обеспечения для решения задач, проектируемых в квалификационной работе, описывается алгоритм решения задачи, который определяет программное обеспечение и инструкции для пользователя.


^ 3.3. Критерии анализа программного обеспечения

В квалификационной работе выпускник специальности 080801 должен обязательно провести обзор программного обеспечения (готовых программных решений) для реализации проектируемой задачи.

Анализ программного обеспечения предполагает сопоставление его функциональных возможностей с функциями, которые должны выполняться пользователем. В целом, оценка программного обеспечения (ПО) может быть проведена по следующим признакам:

Критерии, по которым производится выбор программного обеспечения, можно разделить на три группы:

Процесс выбора программного обеспечения включает следующие шаги:

1. Определение необходимых данных.

  1. Анализ типов принимаемых решений.

  1. Формирование списка критериев для выбора наиболее подходящего ПО.

Существуют различные модели оценки ПО, наиболее распространенной из которых является балловая модель. Суть ее состоит в следующем. Каждому критерию присваивается вес в соответствии с оценкой его значимости, например в диапазоне от 1 до 5 (1 - совсем не важен, 5 - очень важен). В процессе реализация каждого критерия в ПО оценивается значением от 1 до 10. Затем оно переводится в баллы умножением на соответствующий вес. А в результате подводится общий балл для ПО, который дает возможность сравнивать различные программные средства.

Проведя сравнительный анализ программного обеспечения, можно принимать решения о выборе того или иного из них как по функциональным возможностям (количество набранных балов в целом и по отдельным группам критериев), так и их соотношение «цена/качество» (количество набранных балов на единицу общих затрат). Пример сравнительной характеристики программного обеспечения приводится в приложении И.

  1. ^ Расчет экономической эффективности информационных систем



Информационные системы становятся частью общей стратегии предприятий (бизнеса). Информатизация становится в ряд равноправных бизнес-проектов, а значит, на всех стадиях разработки необходимо рассчитывать и контролировать финансовый результат - эффективность разрабатываемого проекта.

Для экономического обоснования эффективности ИС необходимо сопоставить фактические данные о результатах деятельности с теми, которые будут достигнуты после внедрения ИС. Чтобы обосновать экономическую эффективность ИС, должны быть известны капитальные вложения на проектирование, создание и внедрение ИС; годовые затраты на эксплуатацию и обслуживание ИС; возможная величина снижения себестоимости продукции за счет автоматизации; прирост прибыли, годовой экономический эффект, срок окупаемости капитальных вложений в ИС.

Обоснование экономической эффективности автоматизации управления позволяет выявить размеры и целесообразность капитальных затрат на создание и внедрение ЭИС; установить основные, экономически эффективные направления автоматизации по отдельным видам управленческих работ и уровням управления; рассчитать срок окупаемости затрат на ИСУ и сравнить его с полученными эффектами внедрения ИСУ на других предприятиях; выбрать экономически эффективный вариант ИСУ на предприятии в целом.

Экономическая эффективность ИСУ обеспечивается за счет повышения скорости выполнения операций по сбору, передаче, обработке и выводу информации; применения более современных методов планирования, позволяющих решать задачи по выбору оптимального варианта плана, обеспечивающего рациональное использование ресурсов; непрерывного оперативного контроля за ходом выполнения плана на основе получения своевременной и достоверной информации о состоянии производства; повышения качества учета; улучшения информационного обеспечения в результате более тесной увязки всех применяемых в учете и планировании показателе; устранения дублирования и ведения единой системы форм документации, сокращения продолжительности учетных периодов и сроков составления планов и отчетов.

С точки зрения производства, автоматизация управления оказывает влияние в направлении: смягчения и устранения неритмичности в работе предприятия, равномерного выпуска продукции; устранения несоответствия в работе взаимосвязанных производств; оперативного и правильного распределения потоков ресурсов; улучшение использования оборудования; повышения качества продукции; уменьшение сверхнормативных запасов; повышение производительности труда управленческого персонала; улучшение качества обслуживания клиентов (покупателей).

Для оценки эффективности инвестиций в ИТ разработан целый ряд методов, которые можно условно разделить на три группы:

1) классические методы оценки инвестиционных проектов, предполагающие определение таких показателей, как чистый приведенный доход (Net Present Value, NPV), внутренняя норма доходности (Internal Rate of Return, IRR), срок окупаемости (Payback Period, PP), добавленная стоимость ( Economic Value Added, EVA);

2) затратные методы оценки, основными из которых можно назвать определение совокупной стоимости владения ( Total Cost of Ownership, TCO,) и его производные, такие, как истинная стоимость владения (Real Cost of Ownership, RCO), совокупная стоимость владения приложениями ( Total Cost of Application Ownership, TCA);

3) комплексные методы оценки финансовых и нефинансовых показателей эффективности (Key Performance Indicators, KPI), такие, как сбалансированная система показателей Нортона и Каплана (Balanced Scorecard, BSC), модель «стейкхолдер» и пирамида результативности Линча и Кросса.

Каждая из перечисленных групп обладает определенным рядом достоинств и недостатков. Сфера приложения их результатов ограничена коммерческими предприятиями, заинтересованными в получении прибыли.

Источниками экономической эффективности от внедрения ИС на предприятии могут быть:

- увеличение выпуска продукции и сокращение производственного цикла за счет более рационального использования производственных и трудовых ресурсов, оптимизации производственной программы предприятия;

  1. повышение производительности труда вследствие сокращения потерь рабочего времени и простоев оборудования;

  1. установление оптимального уровня запасов материальных ресурсов и объемов незавершенного производства благодаря поставкам сырья и материалов точно в срок;

  1. снижение затрат на выпуск продукции за счет возможного сокращения административно-управленческого персонала, оптимизации планирования, улучшения оперативного управления, отказа от избыточного контроля.

В общем случае, эффект от внедрения ИС можно разделить на две составляющие: материальную и нематериальную. К нематериальной составляющей относят увеличение доли рынка за счет сокращения длительности обслуживания, повышения степени удовлетворения покупателей, повышение количества лояльных покупателей; совершенствование внутренней организации бизнеса, повышение культуры управления, рост профессионализма персонала и т.д.

Источниками данных для расчета дополнительного дохода или экономии за счет внедрения ИС являются финансовая отчетность и производственные показатели работы предприятия. Финансовыми показателями не могут быть оценены такие показатели, как качество сервиса, время разработки новой продукции, вероятностные характеристики успешности работы. Поэтому и появилась концепция системы ключевых показателей. Использование таких показателей позволяет идентифицировать стоимость нематериальных активов и конкурентных преимуществ. В этом случае можно использовать подход, основанный на сбалансированной системы показателей (BSC) [10].

На основании анализа основных методов оценки эффективности информационных систем предлагается следующий алгоритм расчета.

  1. Затраты на разработку и внедрение информационной системы рассчитывает с использованием метода ТСО.

  1. Доходы будущих периодов рассчитываем с использованием подходов? сформулированных в построении системы сбалансированных показателей. То есть необходимо рассчитать экономические выгоды от внедрения ИС. Необходимо не только их (выгоды) обнаружить, но и дать количественную оценку. Для этого необходимо идентифицировать (ответить на вопросы) ради чего осуществляется на предприятии внедрение ИТ-проекта.

Для того чтобы получить количественные оценки необходимо все факторы экономической выгоды трансформировать в показатели экономической эффективности, которые можно вычислить:

Расчет показателей эффективности ИС с использованием классического подхода предусматривает расчет показателей эффективности. Рассчитываются интегральный показатель NPV (чистый приведенная стоимость), внутренняя ставка доходности, срок окупаемости. Для проведения такого рода расчетов необходимо выбрать ставку дисконтирования. [11]

После оценки планируемых затрат и предполагаемых доходов, рассчитываются коэффициенты ROI (PI), NVP, IRR, срок окупаемости.


^ 5. Общие требования к оформлению работ

Выпускная работа должна состоять из пояснительной записки и графической части.

Рекомендуемый объем пояснительной записки выпускной работы спе­циалиста в рукописном варианте составляет 80-120 страниц фор­мата А4 без учета приложений, графической части - 6-8 листов формата А1, из которых 1-2 листа могут быть выполнены в виде плакатов. Объем общей части должен составлять 20-30 страниц текста [9].

В выпускной работе допускается выполнение всего графиче­ского материала в виде плакатов либо презентации.

Вся работа или любой раздел выпускной работы могут быть написаны с использованием иностранного языка, изучаемого студентом.

Пояснительные записки выпускных работ технического профиля должны оформляться согласно требованиям ГОСТ 2.105-95 и ГОСТ 7.32-2001.

Выпускные работы могут выполняться одним из следую­щих способов [4,5]:

Опечатки, описки и графические неточности, обнаруженные в процессе выполнения документа, допускается исправлять подчисткой или закрашиванием­
белой краской и нанесением на том же месте исправленного текста
(графика) машинописным способом или черными чернилами, пастой или
тушью рукописным способом.

При оформлении текстовой части работ с помощью компьютера текст оформляется в текстовом редакторе Word for Windows версии не ниже 6.0, тип шрифта Times New Roman Cyr, шрифт основного текста обычный, раз­мер 14 пт, через полтора интервала. Шрифт заголовков разделов полужир­ный, размер 16 пт. Шрифт заголовков подразделов: полужирный, размер 14 пт. Межсимвольный интервал обычный, межстрочный интервал - полуторный.

Формулы оформляются в редакторе формул Equation Editor и вставлены в документ как объект. Размеры шрифта для формул:

Допускается вписывание формул вручную черной пастой или тушью.

Содержание основной части пояснительной записки следует делить на разделы, подразделы, пункты. Разделы должны иметь порядковые номера в пределах всей пояснительной записки, обозначенные арабскими цифрами, записанные с абзацного отступа. Подразделы нумеруются в пределах каждо­го раздела. Номер подраздела состоит из номеров раздела и подраздела, раз­деленных точкой. В конце номера раздела или подраздела точка не ставится. Разделы, как и подразделы, могут состоять из одного или нескольких пунк­тов. Разделы и подразделы должны иметь заголовки. Пункты, как правило, заголовков не имеют. Заголовки должны четко и кратко отражать содержа­ние разделов, подразделов. Заголовки следует писать с прописной буквы без точки в конце, не подчеркивая. Переносы слов в заголовках не допускаются. Если заголовок состоит из двух предложений, их разделяют точкой. Каждый раздел рекомендуется начинать с нового листа (страницы).

Изложение текста должно вестись в безличной форме или от третьего лица. Используемые научно-технические термины, обозначения и определе­ния должны соответствовать установленным соответствующими стандар­тами, а при их отсутствии - общепринятым в научной и технической литературе.

Терминология, сокращения и определения должны соответствовать терминам, установленным стандартами, а при их отсутствии - общеприня­тым в научно-технической литературе. Если в тексте принята особая терми­нология, то в конце его (перед списком литературы) приводится перечень принятых терминов с их разъяснениями. Указанный перечень включается в содержание. При использовании сокращений приводится их пе­речень, помещаемый в конце пояснительной записки. Если сокращения, ус­ловные обозначения, символы и термины повторяются в тексте не более трех раз, допускается их перечень не приводить, а давать расшифровку непосред­ственно в тексте при первом упоминании. Уравнения и формулы следует выделять из текста в отдельную строку. Выше и ниже каждой формулы или уравнения должно быть оставлено не менее одной свободной строки. Нуме­рация формул применяется при наличии на них ссылок в последующем тек­сте. Иллюстрации (чертежи, схемы, графики, диаграммы, фотоснимки) и таблицы в записке располагаются непосредственно в тексте, в котором они упоминаются впервые. На все иллюстрации и таблицы в тексте должны быть даны ссылки. Примечания к тексту включаются при необходимости: пояснения к со­держанию текста, формулы, таблицы или иллюстрации и размещаются непо­средственно после пункта, к которому они относятся.

Пояснительная записка выпускной работы (вместе с приложениями) должна быть переплетена. Не допускается в качестве переплета использовать шнуровку, и быстросъемные фиксаторы (скоросшиватели и зажимы).

Представленные графические материалы должны оформляться в соот­ветствии с требованиями действующих государственных стандартов: конст­рукторские - по ЕСКД. технологические - по ЕСТД, программные – по ЕСПД, документы для автоматизированных систем управления - по государ­ственным стандартам системы технологической документации на АСУ.

Пояснительная записка компонуется в следующем порядке: титульный лист, задание на проектирование, содержание, текст пояснительной записки, список используемой литературы, приложения.

Титульный лист заполняется четко по всем графам, предусмотренным его формой (см. приложение В).

Работа печатается на формате А-4 с полями шириной не менее 30 мм слева, 10 мм – справа. Размер верхнего и нижнего полей – не менее 20 мм.

Примечания к тексту помещаются при необходимости пояснения содержания текста, формулы, таблицы или иллюстрации и размещаются непо­средственно после пункта, к которому они относятся.

Опечатки, описки и графические неточности допускается исправлять закрашиванием белой краской и нанесением на том же месте исправлений.

Выделение разделов и подразделов основной части выпускной работы должно строиться в соответствии с количеством решаемых задач исследования. Разделы должны быть пронумерованы арабскими цифрами в пределах всей работы. «Введение» и «Заключение» не нумеруются.

Подразделы следует нумеровать арабскими цифрами в пределах каждого раздела. Номер каждого подраздела должен состоять из номера раздела и номера подраздела, разделенного точкой. В конце номера подраздела также ставится точка. Слово раздел можно не писать. Разделы и подразделы должны содержать содержательные заголовки. Если заголовок состоит из двух и более предложений, их разделяют точкой. В конце заголовка точка не ставится. Подчеркивать заголовки и переносить в них слова не допускается.

Расстояние между заголовком и следующим за ним текстом должно быть равно 3 (трем) межстрочным интервалам, расстояние между заголовком и последней строкой предыдущего текста равно 4 (четырем) межстрочным интервалам.

Нумерация страниц выпускной работы должна быть сквозной. Первой страницей является титульный лист, на котором номер страницы не ставят. Номер страницы проставляется арабскими цифрами внизу по центру страницы. Если в работе содержатся рисунки, таблицы и другой иллюстративный материал, располагаемый на отдельных страницах, их необходимо включить в общую нумерацию. Список литературы и приложения необходимо включить в общую нумерацию.

В содержании последовательно перечисляются номера и заголовки разделов и подразделов и приложений. Содержание должно включать все заголовки, имеющиеся в работе.

Количество иллюстраций, помещенных в работу, определяется его содержанием и должно быть достаточным для того, чтобы придать излагаемому тексту ясность, конкретность и лаконичность. Все иллюстрации (схемы, графики, фотографии и т. п.) именуются рисунками. Каждый рисунок должен сопровождаться содержательной надписью в одну строку с номером. Рисунки нумеруются последовательно в пределах раздела арабскими цифрами. Номер рисунка должен состоять из номера раздела и порядкового номера рисунка в этом разделе, разделенных точкой (например, Рис.1.2). Надпись "Рисунок" с указанием порядкового номера рисунка размешается под рисунком и центрируется относительно его. При ссылке на рисунок следует указывать только его полный номер без содержательной надписи: например, (Рис. 1.2). Повторные ссылки на рисунок следует давать с сокращенным словом "смотри", например: (см. рис. 1.2). Рисунки должны размещаться сразу после ссылки на них в тексте работы (на следующей странице). Рисунки и таблицы следует размещать так, чтобы их можно было рассматривать без поворота работы. Если такое размещение невозможно, рисунки и таблицы располагают так, чтобы для их рассмотрения работу надо было повернуть по часовой стрелке.

Цифровой материал, помещаемый в выпускную работу, рекомендуется оформлять в виде таблиц. Каждая таблица должна иметь содержательный заголовок, который помещается над таблицей слева без абзацного отступа в одну строку с ее номером через тире. Нумерация таблиц сквозная в пределах каждой главы. При присвоении номера таблицы используется двойная нумерация. При ссылке па таблицу следует писать слово "таблица" с указанием ее номера. Если в работе только одна таблица, то она должна быть обозначена «Таблица». В таблице не должно быть пустых граф. Значение пропусков следует объяснять. Повторяющиеся слова заменяются кавычками. Повторяющиеся цифры и знаки не заменяются. Заголовки граф и строк таблицы следует писать с прописной буквы в единственном числе, а подзаголовки граф - со строчной буквы, если они составляют одно предложение с заголовком, или с прописной буквы, если они имеют самостоятельное значение. В конце подзаголовков и заголовков таблиц точка не ставится. Допускается применять размер шрифта в таблице меньший, чем в тексте.

Формулы, на которые имеются ссылки в тексте, должны быть пронумерованы так же, как и рисунки. Номер формулы следует заключать в скобки и помещать на правом поле нижней строки формулы, к которой он относится. При ссылке в тексте на формулу необходимо указывать ее полный номер в скобках, например, "в формуле (1.2)". В экспликации значения символов и числовых коэффициентов должны приводиться непосредственно под формулой в той последовательности, в какой они даны в формуле. Первую строку экспликации начинают со слова "где", двоеточие после него не ставят.

В список литературы включаются все использованные источники (не менее 15). Использованные в процессе работы специальные литературные источники указываются в конце дипломного проекта перед приложением. Список использованной литературы входит в основной объем работы. На каждый литературный источник в тексте работы обязательно должна быть хотя бы одна ссылка.

Список литературы может быть составлен в порядке упоминания литературных источников в дипломной работе либо в алфавитном порядке, пронумерован арабскими цифрами без точки и напечатан с абзацного отступа.

Второй способ удобнее, т.к. в этом случае легче указывать ссылки на литературу в тексте дипломного проекта. Список адресов серверов Internet указывается после литературных источников.

При составлении списка литературы в алфавитном порядке следует придерживаться следующих правил:

  1. законодательные акты и постановления правительства РФ;

  1. специальная научная литература;

  1. методические, справочные и нормативные материалы, статьи периодической печати.

Для многотиражной литературы при составлении списка указываются: полное название источника, фамилия и инициалы автора, издательство и год выпуска (для статьи – название издания и его номер). Полное название литературного источника приводится в начале книги на 2-3 странице.

Для законодательных актов необходимо указывать их полное название, принявший орган и дату принятия. При указании адресов серверов Internet сначала указывается название организации, которой принадлежит сервер, а затем его полный адрес.

Пример списка литературы:

  1. Информационные системы в экономике: Учебник / Под ред. проф. В.В. Дика - Москва.: Финансы и Статистика, 1996. - 272 стр.: ил..

  1. Приказ от 26.12.94 № 170 Положение о бухгалтерском учете и отчетности в Российской Федерации, приказ Минфина РФ № 170 от 26.12.94.

  1. Фирма 1С. WWW: http://www.1c.ru .

При ссылке на литературу в тексте приводится порядковый номер источника, заключенный в квадратные скобки. При приведении дословной цитаты из источника указывается также страница, на которой содержится данная цитата. Например: «Программное обеспечение - это совокупность программ системы обработки данных и программных документов, необходимых для эксплуатации этих программ»- [16. с.18].

Приложения оформляются как продолжение дипломного проекта на последующих ее страницах, но в основной листаж не включаются. Содержание приложений определяется студентом-дипломником по согласованию с научным руководителем. При этом в основном тексте работы целесообразно оставить только тот иллюстративный материал, который позволяет непосредственно раскрыть содержание излагаемой темы. Вспомогательный же материал выносится в приложения. Объем приложений не ограничивается, поэтому основной листаж можно регулировать за счет переноса иллюстративного материала в приложения или из приложений. Приложения располагаются в порядке ссылки на них в основном документе.

Если приложения однородны по своему составу, то им предшествует отдельный лист с надписью «Приложение». Приложения обозначаются заглавными буквами русского алфавита, начиная с А за исключением букв Ё, З, Й, О, Ч, Ь, Ы, Ъ: «Приложение А», «Приложение Б» и т.д. Каждое приложение следует начинать с новой страницы с указанием наверху посередине страницы слова «Приложение», его обозначение. Приложение должно иметь заголовок, который записывают симметрично относительно текста с прописной буквы отдельной строкой. Например, «Приложение С» и строкой ниже - «Текст основных программных модулей». На каждое приложение в тексте работы обязательно должна быть хотя бы одна ссылка.


^ 6. Процесс выполнения выпускной квалификационной работы

6.1. Руководитель выпускной работы:

- выдает на специальном бланке задание на выполнение работы, оказы­вает студенту помощь в разработке графика выполнения разделов, в определении­ видов графического материала;

- рекомендует студенту необходимую основную литературу, справоч­ные
и методические материалы, целесообразность проведения патентного
поиска, типовые проекты и другие источники по теме;

- осуществляет консультации по вопросам выполнения отдельных разделов­ и оформлению работы;

- систематически контролирует выполнение работ по календарному
графику проектирования. Информирует заведующего кафедрой о соблюдении­
студентом установленного графика;

- проверяет и подписывает пояснительную записку и графический материал­ завершенной выпускной работы, составляет письменный отзыв и обсуждает­ со студентом содержание доклада при защите проекта в ГАК;

- участвует в проведении предзащиты выпускной квалификационной
работы с целью выявления готовности студента к защите в ГАК.

Рекомендуемое содержание отзыва [9]:

- аннотация работы, в которой кратко отражается суть заданной темы
проектирования и характера работы (реальная или академическая), соответствие содержания и объема заданию и требованиям;

- соответствие разработанного материала техническому заданию на выполнение­ выпускной работы. Глубина изучения и проработки вопросов.
Вклад студента в разработку темы, его самостоятельность и инициативность
при выполнении работы;

- уровень использования фундаментальной, периодической и справочной­
литературы (в том числе на иностранном языке) и нормативно-
технической документации и использования пакетов прикладных программ;

- соблюдение правил и качество оформления пояснительной записки (в
том числе стиль и грамотность изложения, убедительность мотивировок решений) и графического материала;

- рекомендация заведующему кафедрой о допуске к защите.


^ 6.2 Нормоконтроль выпускных работ

В ходе последней проверки готовности выпускной работы к защите производится контроль правильности оформления работы, соблюдения ГОСТов и настоящих методических рекомендаций.

Нормоконтроль направлен на решение следующих задач:

- соблюдение норм и требований, установленных государственными,
отраслевыми стандартами и другими нормативно-техническими документа­
ми (НТД), наличие и правильность ссылок на них;

- правильное использование терминов, единиц физических величин и
сокращения слов и словосочетаний;

- оформление текстового и графического материалов в соответствии с
требованиями соответствующих стандартов.

Нормоконтроль является завершающим этапом в выполнении выпускных­ работ. Первичный нормоконтроль осуществляет руководитель проектирования.­ Затем пояснительная записка и графический материал, подписанные
студентом, консультантами и руководителем, передаются нормоконтролеру.

Нормоконтролер обязан:

- проверять представленные материалы на соответствие требованиям
кафедры, стандартам, научно-технической документации и в случае правильности­ их применения и выполнения подписать выпускную работу;

- давать четкие и обоснованные замечания и предложения по исправле­нию материалов выпускной работы со ссылкой на конкретные требования стандартов;

- давать консультации руководителям выпускных работ и студентам по вопросам­ содержания и оформления проектных материалов в соответствии с тре­бованиями стандартов и других НТД;

- принимать меры, обеспечивающие правильное использование преподавателями­ и студентами стандартов и др. НТД;

- доводить до зав. кафедрой и руководителей проектирования сведения
о соблюдении студентами требований, стандартов и др. НТД и о редакционно-
графическом оформлении выпускных работ.

Ответственного за нормоконтроль назначает заведующий кафедрой ИСЭ. После устранения замечаний ответственного за нормоконтроль выпускная работа (проект) сброшюровывается и передается руководителю, который должен дать на нее отзыв.

Затем руководитель визирует титульный лист выпускной работы.

Подписанную руководителем выпускную работу, включая текстовую, графическую части и отзыв руководителя, передается на кафедру. Комиссия, составленная из сотрудников кафедры, согласно распоряжению заведующего кафедрой, проводит предзащиту и определяет степень готовности работы к защите.

Предзащиту рекомендуется проводить по той же схеме, что и защиту, то есть с докладом автора работы и ответов на вопросы. ^ Примерная структура доклада приведена в приложении З.

Заключение комиссии о степени готовности выпускной работы (проекта) вместе с текстовой и графической частями работы передается на утверждение заведующему кафедрой.

Утверждение работы заведующим кафедрой, свидетельствующее о том, что выпускная работа допущена к защите, оформляется посредством визирования им титульного листа работы. После этого выпускная работа может передаваться на рецензию.

^ 6.3. Рецензирование выпускных работ

6.3.1. В качестве рецензентов привлекаются ведущие специалисты
предприятий и организаций, научных и проектных институтов, а также пре­подаватели
и научно-инженерный персонал близких по профилю кафедр
университета и других вузов. Не допускается привлечение в качестве рецензента преподавателей выпускающей кафедры и сотрудников структурного подразделения­
НИИ, в котором студент выполнял работу.

6.3.2. Рецензирование выпускных работ специалиста производится­
с целью внешней оценки:

- соответствия содержания разделов и всей работы требованиям технического­ задания на проектирование;

- обоснованности принятых принципиальных решений, убедительности
аргументаций, достаточности мотивировок, уровня использования литературных­ источников;

- качества и глубины проработки разделов работы, их соответствия по­
данной теме, наличия самостоятельных решений и выводов;

- обоснованности и уровня использования средств вычислительной
техники и пакетов прикладных программ в подготовке выпускной работы;

- качества оформления пояснительной записки и графического материала,­ общей и технической грамотности, соблюдения ГОСТов и норматив­
но-технической документации;

- определения основных достоинств и недостатков, практической ценности работы;

- общей оценки качества выполненной работы и выдачи рекомендации
ГАК по присвоению выпускнику соответствующей квалификации.

6.3.3. Для рецензирования представляются пояснительная записка и
графический материал выпускной работы, подписанные студентом, консуль­тантами,
руководителем и заведующим выпускающей кафедрой.

В рецензии должно быть отмечено следующее:

^ Образец рецензии приведен в приложении Е.

Затем выпускная квалификационная работа передается в ГАК.

Выпускная квалификационная работа защищается в ГАКе в сроки, установленные учебным планом. График работы ГАК разрабатывается выпускающей кафедрой по согласованию с председателем ГАК и утверждается директором ИЭУ.

Дипломник в установленные сроки представляет в ГАК:

^ 7. Организация защиты выпускной квалификационной работы

В установленные сроки кафедра с учетом пожеланий и готовности выпу­скников формирует график (расписание) защит, утверждаемый директором ин­ститута (филиала). Защита выпускных квалификационных работ производится согласно расписанию на открытом заседании ГАК с участием не менее двух третей ее состава. Защита работы состоит из доклада выпускника по теме выпускной ква­лификационной работы, его ответов на вопросы членов экзаменационной ко­миссии и замечания рецензента.

^ 7.1. Порядок проведения защиты выпускной работы:

- секретарь ГАК приглашает выпускника, зачитывает тему выпускной квалификационной работы;

- автор работы в пределах отведенного времени (10-15 минут) излагает основное содержание работы, обращаясь к графическому материалу;

- по окончании доклада автору задаются вопросы членами ГАК, при ответе на вопросы допускается использование материалов выпускной квалификационной работы;

- после ответов на вопросы секретарь ГАК зачитывает отзыв руководителя, а затем рецензию;

- при наличии замечаний в отзыве и рецензии автор обязан дать ответ;

- оценка работы выставляется членами ГАК после обсуждения с учетом мнений руководителя и рецензента.

7.1.1 В докладе должны быть представлены:

- тема и краткое изложение технического задания работы;

- характеристика объекта исследования;

- состояние вопроса, выбранные методы и теории, возможные подходы к
решению поставленной задачи, выбранные автором работы;

- содержание основных и дополнительных разделов выпускной работы
с привлечением иллюстративного материала;

- результаты работы, рекомендации и предлагаемые решения;

- заключение.

В процессе доклада студент должен использовать подготовленный графический материал, иллюстрирующий основные положения работы. Рекомендуемая последовательность изложения вопросов в докладе:

- характеристика актуальности поставленной задачи (1-2 мин);

- характеристика объекта и системы управления, место вашей задачи в системе (2-3 мин);

- изложение принятых решений и обоснования по постановке задачи и всем видам обеспечения с указанием и краткой характеристики рассмотренных вариантов (6-8 мин);

- приведение результатов, в чем выражается эффективность решения задачи (1-2 мин);

- заключение, перечисление основных результатов выпускной работы в соответствии с пояснительной запиской (1 мин).

Во время доклада обязательно пользоваться листами графической части. Допускается чтение доклада по заранее подготовленному тексту. Ответы на задаваемые вопросы должны быть четкими и доказательными. ГАК отмечает практическую ценность работы, при наличии справки от предприятия для которого разрабатывалась задача

Выпускная работа считается внедренной при выполнении хотя бы одного из следующих условий:

- предприятие (организация) представило справку об использовании
результатов работы;

- материалы проекта или работы включены в отчет по НИР или опубликованы­
в виде статьи, тезисов, доклада;

- студентом лично или в соавторстве подана заявка на изобретение или
рационализаторское предложение (при наличии соответствующей справки);

- разработанный лабораторный стенд, установка, прибор и т.п. используются­
в учебном процессе или научно-исследовательской работе.

7.1.2. После доклада студенту членами комиссии задаются вопросы, ко­торые могут быть связаны непосредственно с тематикой выпускной работы, а также с выяснением уровня знаний по дисциплинам образовательной програм­мы. Все вопросы и ответы на них протоколируются.

7.1.3. После ответов на вопросы зачитывается рецензия и студенту пре­доставляется право ответа на замечания рецензента. По решению председателя ГАК может быть оглашен отзыв руководителя, и разрешено выступить членам комиссии и присутствующим в зале заседания.

^ 7. 2. Закрытое заседание государственной аттестационной комиссии

7.2.1. На закрытом заседании комиссии рассматриваются результаты за­щит выпускных работ всеми студентами данного дня работы. Выставляемая комиссией оценка каждому выпускнику определяется многими факторами, в том числе актуальностью темы, степенью сложности и глубиной проработки решаемых вопросов, качеством выполнения и оформления расчетно-пояснительной записки и графического материала, содержанием и логикой из­ложения материала в докладе, обоснованностью ответов на поставленные в хо­де защиты вопросов. В соответствии с этим критерии ГАК при выставлении итоговой оценки, должны быть формализованы и должны учитывать, как показатели оценки качества выпускной работы, так и показатели непосред­ственно защиты, оценку рецензента.

Выпускные квалификационные работы оцениваются по четырех балльной системе («отлично», «хорошо», «удовлетворительно», «неудовлетворительно»). Критериями оценки могут быть:

- оценка "хорошо" выставляется студенту, представившему выпускную
квалификационную работу с соблюдением выше отмеченных требований
при наличии не существенных замечаний в оформлении, и при защите име­ли
место не полные ответы;

- оценка "удовлетворительно" выставляется студенту, представившему
выпускную квалификационную работу, которая содержит поверхностно вы­
полненный анализ изучаемого объекта, просматривается непоследовательность­
изложения материала, имеются существенные замечания к расчетам и
оформлению. В отзыве рецензента имеются большое количество замечаний.
В ходе защиты студентом даны неполные или неаргументированные ответы;

- оценка "неудовлетворительно" выставляется студенту, представившему­ выпускную квалификационную работу, которая выполнена со значительными­ отступлениями от требований, предъявляемых к выпускным квалификационным­ работам, в процессе защиты обнаружены принципиальные
ошибки в обосновании принятых решений, проведенных расчетах, выводах,
имеются значительные нарушения требований по оформлению, отзыв рецензента­ содержит существенные замечания и при защите студент практически­
не смог ответить на поставленные вопросы.

Решения комиссии принимаются простым большинством голосов чле­нов комиссии, участвующих в заседании при обязательном присутствии председателя. При равном числе голосе председатель комиссии обладает правом решающего голоса.

По результатам работы комиссии оформляется протокол по установ­ленной в университете форме.

Результаты защиты выпускных квалификационных работ объявляются в тот же день после оформления протоколов заседания комиссии и заполнения зачетных книжек студентов.

7.2.3. По результатам итоговой государственной аттестации выпускни­ков экзаменационная комиссия по защите выпускных квалификационных работ принимает решение о присвое­нии им квалификации и выдаче диплома о высшем образовании установленного образца с приложением.


Библиографический список

1. Положение об итоговой государственной аттестации выпускников высших учебных заведений Российской Федерации: Утверждено приказом Минобразования РФ от 25 марта 2003 г. N 1155.

2. Инструктивное письмо Минобразования РФ от 18 мая 2002 г. № 14-55-359ин/15 "О методических рекомендациях по определению структуры и содержания государственных аттестационных испытаний".

3. РД 028.07-04-83 КС УУЗ. Перечень нормативно-технологической документации на оформление изданий, отчетов, указаний, расчетно-пояснительных записок, конструкторской, технологической, организацион­но-распорядительной и прочей текстовой документации, 1985.- 5 с.

  1. ГОСТ 2.105-95. Единая система конструкторской документации. Общие требования к текстовым документам. Межгосударственный совет по
    стандартизации, метрологии и сертификации.- Минск: Изд-во стандартов, 1996.- 36 с.

  1. ГОСТ 7.32-2001. Система стандартов по информации, библиотечно­
    му и издательскому делу "Отчет о научно-исследовательской работе". Межгосударственный совет по стандартизации, метрологии и сертификации. -
    Минск, 2001.- 22 с.

  1. ГОСТ 7.1-84. Библиографическое описание документа. Общие требования и правила заполнения. ГК СССР по стандартам. — 1984.

  1. ГОСТ 7.9-95. Реферат и аннотация. Общие требования. Межгосударственный совет по стандартизации, метрологии и сертификации.- Минск:
    Изд-во стандартов, 1995.

  1. Об организации реального курсового и дипломного проектирования:
    Инструктивное письмо республиканского совета научной работы студентов
    учебных заведений от 30.08.83 г. № PC 83/125. М., 1983. - 4 с.

  1. ГОСТ 7.32-91. Отчет о НИР. Структура и правила оформления. ГК
    СССР по управлению качеством продукции и стандартизации.- М., 1991.

8. Положение об итоговой аттестации выпускников университета. -
ДВГТУ. Владивосток, 2004,- 9с.

9. Квалификационные работы. Курсовые работы и проект: метод. рекомендации / сост. В.Н. Нечмиров, А.А. Фаткулин, В.Г. Шамшин. – Владивосток: Изд-во ДВГТУ, 2006 – 28с.

10. Мицкевич А.А. Сбалансированная система показателей фирмы / А.А. Мицкевич, О.А. Ухова. – М.: Институт экономических стратегий, 2005. – 272 с.

11. Ковалев В.В. Методы оценки инвестиционных проектов. – М.: Финансы и статистика, 1998. – 144 с.: ил.

12. Смирнова Г.Н. и др. Проектирование экономических информационных систем: Учебник/ Г.Н. Смирнова, А.А. Сорокин, Ю.Ф. Тельнов; Под ред. Ю.Ф.Тельнова. – М.: Финансы и статистика, 2003. – 512 с.: ил.

13. Автоматизация управления предприятием В.В. Баронов, Г.Н. Калянов, Ю.Н. Попов и др. -М.: Инфра-М, 2000.

14. Автоматизированные информационные технологии в экономике: Учебник / Под ред. проф. Г.А. Титоренхо. – M. Компьютер, ЮНИТИ , 1998.

  1. Введение в информационный бизнес / Под ред. В.П, Тихомирова, А.В. Хорошилова. - М.: Финансы и статистика, 1996. - 246 с.

16. Bендров A.M. Проектирование программного обеспечения экономи­ческих информационных систем: Учебник. - М.: Финансы и статис­тика, 2000.

17. ГОСТ 19.001-77. Единая система программной документации Общее положение. – М.: Изд-во стандартов, 1994.

  1. ГОСТ 19.101-77. Единая система программной документации Виды программ и программных документов. – М.: Изд-во стандартов, 1994.

  1. ГОСТ 19.102-77. Единая система программной документации Стадии разработки. –М.: Изд-во стандартов, 1994.

  1. ГОСТ 19.105-78. Единая система программной документации. Общие требования к программным документам. – М.: Изд-во стандартов, 1994.

  1. ГОСТ 19. 201-78. Единая система программной документации. Техническое задание. Требования к содержанию и оформлению. - М.: Изд-во стандартов, 1994.

  1. Гост 19.202 - 78. Единая система программкой документации: Спе­цификация. Требования к содержанию и оформлению. - М.: Изд.во стандартов, 1994.

  1. ГОСТ 19.502 - 78. Единая система программной документации. Опи­сание применения. Требования к содержанию к оформлению. - М.: Изд-во стандартов, 1994.

  1. ГОСТ 19.404 -79. Единая система программной Документации: Пояснительная записка: Требования к содержанию и оформлению. - М.: Изд.-во стандартов, 1994.

  1. ГОСТ 19.503 - 79. Единая Система программной документации: Руководство системного программиста. Требования к содержанию и оформлению. - М.: Изд.-во стандартов, 1994.

  1. ГОСТ19.504-79. Единая система программной документации: Руководство программиста. Требования к содержанию и оформлению. -М.: Изд.-во стандартов, 1994.

  1. ГОСТ 19.505 – 79. Единая система программной документации: Руководство оператора. Требования к содержанию и оформлении»; - М.: Изд.-во стандартов, 1994.

  1. Гост 19.507 - 79. Единая система программной документации: Ведомость эксплуатационных документов. - М.: Изд.-во стандартов, 1994.

  1. ГОСТ 3.11.09 - 82. Система технологической документации: Терми­ны и определения основных понятий. - М.: Изд.-во стандартов, 1994.

  1. ГОСТ 20.886 - 85. Организация данных в системах обработки данных: Термины и определения. - М.; Изд.-во стандартов. 1994.

  1. ГОСТ 6.61.1-87. Единая система классификации и кодирования технико-экономической информации. Основные положения .-М.: Изд.-во стандартов, 1994.

  1. ГОСТ 6.10.1 - 88. УСД. Основные положения. - М.: Изд.-во стаидартов.1994.

  1. ГОСТ 24.402 - 88. Организация данных в системах обработки данных: Термины и определения. - М.: Изд.-во стандартов, 1994.

  1. ГОСТ 28447 - 89. Системы обработки информации. Зашита криптографическая. Алгоритм криптографического преобразования. - М.: Изд.-во стандартов, - 1991.

  1. ГОСТ 34.201 - 89. Виды, комплектность и обозначение документов при создании автоматизированных систем. - М.: Изд.-во» стандар­тов, 1991.

  1. ГОСТ 34.602 - 89. Техническое задание на создание автоматизиро­ванной системы. – М.: Изд.-во стандартов, 1991.

  1. ГОСТ 15.971 - 90. Системы обработки информации: Термины и опре­деления. - М.: Изд.-во стандартов, 1994.

  1. ГОСТ 19.701 -90. Единая система программной документации: Схемы алгоритмов, программ данных и систем. Условные обозначения и правила выполнения. - М.: Изд.-во стандартов, 1994.

  1. ГОСТ 19.781 - 90. Обеспечение систем обработки информации про­граммное: Термины и определения. - М.: Изд.-во стандартов, 1994.

  1. ГОСТ 34.003 - 90. Информационная технология. Комплекс стандар­тов на автоматизированные системы: Автоматизированные систе­мы: Термины и определения. - М.: Изд.-во стандартов, 1991.

  1. ГОСТ 34.601 - 90. Информационная технология. Комплекс стандартов на автоматизированные системы. Автоматизированные систе­мы. Стадии создания. - М.: Изд.-во стандартов, 1991.

  1. Гостехкомиссия России. Руководящий документ. Концепция зашиты СВТ и АС от НСД к информации. – М.: Воениздат, 1992.

  1. Гостехкомиссия России. Руководящий документ. Средства вычисли­тельной техники. Зашита от несанкционированного доступа к инфор­мации. Показатели защищенности от НСД к информации. - М., 1992.



Приложение А

^ Примерная тематика выпускных квалификационных работ

В соответствии с квалификационной характеристикой специальности 351400 (080801) возможны следующие основные направления тематики дипломных проектов:

  1. Проектирование и разработка ЭИС, обеспечивающих обработку информации по комплексу (комплексам) задач и функций управления, процессами и ресурсами различных сфер деятельности.

  1. Разработка систем информационной поддержки принятия решения для менеджеров различного уровня.

  1. Разработка информационных систем управления различными экономическими объектами.

  1. Разработка инструментария автоматизированного проектирования ЭИС.

  1. Создание экспертных систем.

  1. Разработка лабораторных практикумов и деловых игр на основе использования различных классов ЭВМ и систем связи.

  1. Разработка и совершенствование системы технического обеспечения управления предприятием и т.д.

Название темы дипломного проекта должно быть краткими, отражать доминанту (основное содержание) проекта. В названии темы нужно указать объект и инструментарий, на которые ориентирован проект.

В качестве конкретных тем выпускных квалификационных работ можно предложить следующие темы:

1.Совершенствование информационной системы для анализа финансово-экономической деятельности.

2. Совершенствование информационной системы для управленческой деятельности.

3. Совершенствование информационной системы для анализа себестоимости продукции.

4. Совершенствование информационной системы для организации учета.

5. Совершенствование информационной системы для логистической деятельности.

6. Разработка информационной системы для анализа финансово-экономической деятельности.

7. Разработка информационной системы для бюджетирования.

8. Разработка подсистемы документооборота на предприятии.

9. Совершенствование подсистемы документооборота в АОО.

10. Применение информационных технологии Internet в организации управленческой деятельности.

11. Применение информационных технологии Internet в организации маркетинговой деятельности.

12. Разработка коммерческого Web-сайта.

13. Применение информационных технологий Intranet в организации торгово-закупочной деятельности.

14. Организация корпоративной компьютерной сети.

15. Совершенствование системы управления предприятием на основе использования информационных технологий.

16. Совершенствование деятельности предприятия, действующего на рынке информационных услуг.

17. Совершенствование деятельности предприятия, действующего на рынке информационных технологий в экономике.

18. Использование методов компьютерного моделирования в сфере управления

19. Разработка электронного учебника по экономической дисциплине

20. Разработка методических указаний для проведения лабороторных работ по курсу «Проектирование информационных систем».

21. Разработка мероприятий и специфика внедрения ИС на предприятии энергетической отрасли.

22. Разработка программного обеспечения для решения задач «...».

23. Разработка технического задания на разработку ИС предприятия в целом.

24. Экономико-математические методы в решении прогнозных задач.

25. Автоматизация работы на фондовом рынке.

26. Информационные системы на рынке услуг страхования.

27. Проектирование АРМ экономиста с использованием средств RAD-технологии.

28.Проектирование АРМ экономиста (на примере отдельной задачи) с использованием средств CASE-технологии.

29. Сравнительный анализ использования различных технологий для проектирования автоматизированного решения экономической задачи.

30. Оценка эффективности использования средств моделирования динамических процессов для выполнения реинжиниринга бизнес-процессов.

34. Оценка эффективности использования технологии типового проектирования ЭИС на примере системы «Галактика».

32. Проектирование электронных хранилищ данных для СППР (на примере).

33. Разработка АРМ экономиста с использованием объектно-ориентированного метода проектирования.

34. Проектирование системы защиты хранения данных в ИБ.

35. Проектирование информационной системы управления проектами.


Приложение Б

^ Примерное содержание выпускной квалификационной работы



1010-russkij-arhiv-1878-10-s-88-obratno-1011-d-s-lihachev-i-g-p-makogonenko.html
101000-moskva-ulmyasnickaya-d11-str1-shpargalka-rukovoditelyu-ot-dyadi-l.html
10112009-g-s-4-tema-stroitelstvo-stroitelen-kontrol.html
10115poryadok-ucheta-v-reestre-drobnih-akcij-pravila-vedeniya-reestra-vladelcev-imennih-cennih-bumag-vstupayut.html
1012-metodika-rascheta-ustanovok-predstavlena-v-obyazatelnom-prilozhenii-10-nastoyashih-norm-1013.html
10122009-g-s-18-tema-stroitelstvo-stroitelen-kontrol.html
  • znaniya.bystrickaya.ru/rabochaya-programma-po-osnove-bezopasnosti-zhiznedeyatelnosti-v-11-klasse-razrabotano-na-osnove-federalnogo-komponenta-gosudarstvennogo-obrazovatelnogo-standarta-osnovnogo-obshego-obrazovaniya-po-obzh-programmi-a.html
  • thescience.bystrickaya.ru/himiya-i-fizika-moloka.html
  • ekzamen.bystrickaya.ru/sobranie-sochinenij-v-chetireh-tomah-tom-m-pravda-1981-g-ocr-bichkov-m-n-stranica-26.html
  • teacher.bystrickaya.ru/glava-desyataya-istoriya-voznosit-pobeditelej-i-bichuet-pobezhdennih-makkavei-sumeli-vistoyat-v-borbe-s-imperiej.html
  • teacher.bystrickaya.ru/gimn-metodistu-polozhenie-50-oprovedenii-goda-detskogo-chteniya-v-chelyabinskoj-oblasti.html
  • student.bystrickaya.ru/22-vozdejstvie-obekta-na-territoriyu-usloviya-zemlepolzovaniya-i-geologicheskuyu-sredu.html
  • education.bystrickaya.ru/1-zajcev-lg-sokolova-mm-organizacionnoe-povedenie-m-magistr-2008.html
  • composition.bystrickaya.ru/polozhenie-ob-oblastnoj-zaochnoj-chitatelskoj-konferencii-nedarom-pomnit-vsya-rossiya.html
  • holiday.bystrickaya.ru/metodika-provedeniya-analiza-finansovogo-sostoyaniya-napravleniya-ispolzovaniya-rezultatov-analiza-finansovogo-sostoyaniya-buhgalterom-analitikom.html
  • apprentice.bystrickaya.ru/visokotehnologichnie-otrasli-nacionalnoj-ekonomiki-pechalnoe-nastoyashee-i-neyasnoe-budushee.html
  • control.bystrickaya.ru/di-on-podaet-ej-ruku-ona-pozhimaet-ee-on-pitaetsya-virazit-udovolstvie-ot-vstrechi-s-nej-mne-mne-mne-ochen-no-ne-ioyavt.html
  • lecture.bystrickaya.ru/41-german-self-perception-russian-perception-of-the-germans-e-f-tarasov-glavnij-redaktor.html
  • university.bystrickaya.ru/glava-2-otstalost-v-fundamentalnoj-nauke-vladimir-rostislavovich-medinskij.html
  • kolledzh.bystrickaya.ru/5-uchebno-metodicheskoe-obespechenie-disciplini-programma-disciplini-dpp-r-tehnologiya-izdelij-narodnih-promislov.html
  • zadachi.bystrickaya.ru/polimya-stranica-11.html
  • urok.bystrickaya.ru/prilozhenie-8-rossijskaya-federaciya.html
  • paragraph.bystrickaya.ru/kolorova-metalurgya.html
  • upbringing.bystrickaya.ru/metodicheskie-rekomendacii-po-provedeniyu-itogovogo-i-promezhutochnogo-kontrolya-znanij-voprosi-k-ekzamenu.html
  • tetrad.bystrickaya.ru/vilazka-v-leningrad-petr-iosifovich-kapica-v-more-pogasli-ogni.html
  • uchebnik.bystrickaya.ru/uchebno-metodicheskoe-obespechenie-kabineta-46-istorii-i-obshestvoznaniya-zaveduyushij-kabinetom-sherbakova-n-v-otvetstvennij-za-kabinet-8-v-klass-kabinet-oborudovan-dlya-5-11-klassov.html
  • znaniya.bystrickaya.ru/programmi-5-klass-russkij-yazik-ii-ladizhenskaya-t-a-russkij-yazik-m-prosveshenie-2008.html
  • thesis.bystrickaya.ru/poyasnitelnaya-zapiska-rabochaya-programma-sostavleno-v-sootvetstvii-s-programmoj-razrabotannoj-v-polnom-sootvetstvii-s-obyazatelnim-minimum-soderzhaniya-kursa-obshestvoznaniya.html
  • thesis.bystrickaya.ru/prognozirovanie-i-planirovanie-razvitiya-socialnoj-sferi.html
  • education.bystrickaya.ru/-4-prichini-vozrozhdeniya-instituta-mirovoj-sudya-istoricheskie-organizacionnie-i-processualnie-aspekti-deyatelnosti.html
  • urok.bystrickaya.ru/prilozhenie-8-passivnaya-gimnastika-metodika-prigotovleniya-zhivoj-vodi-po-a-malovichko-analiz-prigotovleniya-zhivoj.html
  • letter.bystrickaya.ru/o-sebe-svoej-semi-svoih-druzyah-1a-o-sebe-svoej-seme-svoih-druzyah.html
  • knigi.bystrickaya.ru/spisok-literaturi-dlya-chteniya-na-leto-dlya-4-klassa.html
  • desk.bystrickaya.ru/plan-shkola-i-pedagogicheskaya-misl-v-evrope-xvii-xviii-vekov-polozhenie-shkoli-v-germanii-xvii-stoletiya.html
  • vospitanie.bystrickaya.ru/vputin-mozhet-bit-ekaterina-viktorovna-chto-nibud-skazhet-emihajlova.html
  • kontrolnaya.bystrickaya.ru/programma-shkoli-opredelila-sleduyushie-napravleniya-raboti-formirovanie-u-uchashihsya-potrebnosti-v-obuchenii-samorazvitii-stranica-16.html
  • writing.bystrickaya.ru/butakov-igor-vladimirovich-stenogramma-zasedaniya-chelyabinskogo-filiala-kluba-politicheskogo-dejstviya-4-noyabrya.html
  • gramota.bystrickaya.ru/vvedenie-rabochaya-programma-po-literature-predstavlyaet-soboj-celostnij-dokument-vklyuchayushij-pyat-razdelov-poyasnitelnuyu.html
  • essay.bystrickaya.ru/chast-pervaya-osnovnie-polozheniya-kotorie-neobhodimo-znat-o-chuvstve-bespokojstva.html
  • writing.bystrickaya.ru/geomagnitnie-issledovaniya-pozdnekajnozojskih-podvodnih-vulkanov-severnoj-chasti-kurilskoj-ostrovnoj-dugi.html
  • desk.bystrickaya.ru/pedagogicheskij-scenarij-po-programme-ya-i-drugie-realizaciya-programmi-po-socializacii-detej-starshego-doshkolnogo.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.