.RU

3.4. Права и обязанности граждан в сфере природопользования - Авторы учебного пособия «Управление природопользованием»...


^ 3.4. Права и обязанности граждан в сфере природопользования.

В Декларации Стокгольмской конференции ООН по окружающей среде (1972) записано, что «человек имеет право на свободу, равенство и благоприятные условия жизни в окружающей среде, качество которой позволяет вести достойную и процветающую жизнь, и несет главную ответственность за охрану и умножение окружающей среды на благо нынешнего и будущих поколений». На это ориентируют и решения Всемирной конференции ООН по охране окружающей среды в Рио-де-Жанейро в июне 1992 года.

На этой конференции были приняты два важных документа: «Декларация по окружающей среде и развитию» и «Повестка дня на XXI век». Во многих странах мира, прежде всего входящих в Европейский Союз, ведётся работа по обоснованию и реализации программ по устойчивому развитию. В «Декларации конференции по окружающей среде и развитию» изложены 27 принципов, которыми должно руководствоваться мировое сообщество на пути к устойчивому развитию. Они касаются вопросов обеспечения здоровой и плодотворной жизни людей, сохранения окружающей природной среды, рационального природопользованию. Вместе с тем в соответствии с протоколом по «Повестке дня на XXI век» каждая страна принимает свою национальную стратегию развития. В развитых странах для оценки состояния окружающей среды приняты индикаторы устойчивого развития – комплекс показателей, отражающих уровень социально-экономического и экологического благополучия жизни народа. При этом каждая страна имеет свой набор показателей. Например, в Дании принято 117 показателей – индикаторов, а в некоторых других странах Евросоюза ограничились десятью. Работа по выбору индикаторов ведётся и в России.

Устойчивость развития отражают не один, а несколько индикаторов, находящихся во взаимосвязи и взаимообусловленности между собой.

Система индикаторов должна отражать экономическое развитие страны (региона, города и т.д.).

Индикаторами экономического развития являются, как правило, валовый национальный (региональный) продукт, инвестиционная привлекательность региона. Социальные индикаторы определяются продолжительностью жизни, демографической структурой, уровнем безработицы, уровнем преступности и т.д. Эти индикаторы характеризуют качество жизни. Индикаторами состояния окружающей среды являются качество атмосферного воздуха, качество поверхностных и подземных вод, загрязнённость почв, образование отходов и их переработка и т.д.

В межправительственном Соглашении о взаимодействии в области экологии и охраны окружающей среды, подписанном 8 февраля 1992 года странами СНГ, записано: «провозглашая право человека на благоприятную для жизни окружающую среду, основываясь на праве каждого государства устанавливать порядок пользования природными ресурсами, исходя из понимания целостности и неделимости окружающей среды, единства интересов всех государств в её сохранении и устойчивом развитии хозяйственная и иная деятельность на территории одного государства не должна наносить ущерб природной среде, качеству жизни населения других государств».

Данный документ свидетельствует о качественно новом подходе стран, подписавших данное Соглашение перед своими народами, народами других государств за благоприятную для жизни и деятельности окружающую среду.

В законе РФ «Об охране окружающей среды», (статья 11) записано, что «каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью, чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера, на достоверную информацию о состоянии окружающей среды и на возмещение вреда окружающей среде»

Граждане имеют право:

- создавать общественные объединения, фонды и другие организации, осуществляющие деятельность в области охраны окружающей среды;

- получать своевременную полную и достоверную информацию о состоянии окружающей среды в местах своего проживания;

- выдвигать предложения о проведении общественной экологической экспертизы и участвовать в её проведении;

- предъявлять в суд иски о возмещении вреда окружающей среде.

Граждане обязаны:

- сохранять природу и окружающую среду;

- бережно относится к природе и природным богатствам.

Природопользование граждан, будучи закрепленным в нормативных правовых актах, существует и реализуется достаточно широко. Законодательством оформляются и классифицируются различные гарантии права общего и специального природопользования, первичного и вторичного, бессрочного и временного, совместного или обособленного.

Как правило, общее природопользование осуществляется без разрешений: можно свободно пребывать в лесах, собирать дикорастущие плоды, орехи, грибы, ягоды, соблюдая при этом правила пожарной безопасности, не допуская поломок и порубок деревьев и кустарников, повреждения лесных культур, засорения лесов, разорение муравейников и гнездовий птиц.

К общему природопользованию относится право собственников и землепользователей в зависимости от целевого назначения земельного участка производить посевы сельскохозяйственных культур, посадку плодовых, декоративных и других насаждений, пользоваться сенокосами, пастбищами, использовать общераспространенные полезные ископаемые, торф и водные объекты, эксплуатировать другие полезные свойства земли.

В экологическом законодательстве разрешается также использование природных ресурсов в духовных целях: допускаются разные формы наблюдения, фотографирования млекопитающих, птиц, пресмыкающихся, земноводных, рыб, насекомых в научных, культурно-просветительных и эстетических целях без изъятия животных из природной среды.

Усиливается природопользование гражданами в оздоровительных целях; использование лечебных водных и лесных объектов. Пользование водами для отдыха и спорта допускается без особых на то разрешений.
^ 3.5. Ответственность за экологические правонарушения.

Экологические правонарушения отражают объективные противоречия в системе «общество-природа»: удовлетворяя экономические потребности, человек, как правило, наносит вред окружающей среде. Хозяйственная деятельность неизбежно воздействует на природную среду. Эти воздействия могут быть нормативными и сверх нормативными .Экологические правонарушения делятся на пять групп:

  1. Загрязнение природной среды;

  2. Нерациональное использование природных ресурсов;

  3. Истощение ресурсов;

  4. Повреждение или уничтожение природных объектов;

  5. Разрушение природных экосистем.

В главе 14, статье 75 Закона «Об охране окружающей среды» отмечается, что «за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды устанавливается имущественная, дисциплинарная, административная и уголовная ответственность в соответствии с законодательством».

Юридические и физические лица, причинившие вред окружающей среде в результате ее загрязнения, порчи, уничтожения, нерационального использования природных ресурсов, деградации и разрушения естественных экологических систем, обязаны возместить его в полном объеме.

Определение размера вреда окружающей среде осуществляется исходя из фактических затрат на восстановление нарушенного состояния окружающей среды, с учетом понесенных убытков, я также в соответствии с проектами рекультивационных и иных восстановительных работ. Иски о компенсации вреда окружающей среде, причиненного в области охраны окружающей среды, могут быть предъявлены в течение 20 лет.

Возмещение вреда, причиненного здоровью и имуществу граждан в результате нарушения экологического законодательства, подлежит возмещению в полном объеме.

К законодательным актам, содержащим общие положения об ответственности правонарушителей, относится федеральное природоохранительное и природоресурсное законодательство: Закон РФ «Об экологической экспертизе» от 23 октября 1995 г.; Закон РФ «Об особо охраняемых природных территориях от 14 марта 1995 г.; Закон РФ «О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах» от 23 февраля 1995 г.; Закон РФ «О животном мире» от 24 апреля 1995 г.; Водный кодекс РФ от 18 октября 1995 г. и т.д.

В статье 6 Кодекса об административных правонарушениях РСФСР указано, что субъекты федерации, в частности, наделены, правом устанавливать административную ответственность за нарушение правил охоты и рыболовства, правил осуществления других видов пользования животным миром. В Конституции РФ (ст. 71,72) говорится, что принятие норм уголовного, уголовно-исполнительного, гражданского права относится к ведению федерации.

За совершение экологических правонарушений должностные лица всех организаций независимо от форм собственности и граждане несут дисциплинарную, гражданско-правовую, административную или уголовную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Дисциплинарная ответственность за экологические правонарушения принимается в случаях, когда эти нарушения являются одновременно дисциплинарными проступками.

Дисциплинарные взыскания – предупреждение, выговор, отстранение от работ и т.п. – применяются администрацией предприятий, учреждений, организаций в отношении работников, допустивших экологические правонарушения в процессе своей трудовой, служебной деятельности.

Гражданско-правовая ответственность за нарушение природоохранного законодательства заключается в возложении на правонарушителя обязанности возместить потерпевшей стороне имущественный вред в натуре (реальное возмещение) или в денежной форме (убытки). Она применяется в случае нарушения обязательств, связанных с использованием природных ресурсов или загрязнением окружающей среды. Гражданско-правовая ответственность регулируется гражданским законодательством. Вопросы возмещения вреда, причинённого экологическим правонарушением, регламентируется также специальным экологическим законодательством.

Административная ответственность налагается за нарушение правил природопользования по Кодексу об административных правонарушениях или по специальному экологическому законодательству уполномоченными органами контроля в области охраны окружающей среды, например, Роскомлесом, службами санэпидемнадзора. Суммы взыскиваемых штрафов перечисляются на специальные счета государственных экологических фондов.

Уголовная ответственность установлена Уголовным кодексом РФ и применяется только судом при осуждении за совершение преступления. Она объявляется за совершение общественно опасных экологических нарушений. Новый УК РФ содержит составы экологических преступлений, например, нарушение правил охраны окружающей среды при производстве работ; нарушение правил обращения с экологически опасными веществами и отходами; нарушение правил безопасности при обращении с микробиологическими либо другими биологическими токсинами; загрязнение воздуха, водоёмов, почв; нарушение правил хранения, приобретения, использования, передачи радиоактивных материалов.

Санкции, установленные новым уголовным законодательством, позволяют дифференцировать ответственность: лишение свободы, лишение права занимать определённые должности или заниматься определённой деятельностью; ограничение свободы; исправительные работы, обязательные работы на определённый срок и т.д.

Цель экологического права – содействие правовому воспитанию и формированию законопослушного гражданина. Экологический кризис, поразивший как Россию, так и большинство цивилизованных стран, вызывает потребность в разработке особого нормативно-правового - акта – основ экологического законодательства.


^ 3.6. Закон «Об охране окружающей среды».


20 декабря 2001 года Государственной Думой РФ принят Закон «Об охране окружающей среды» и подписан 10 января 2002 года Президентом Российской Федерации. Принятый закон сменил Закон «Об охране окружающей природной среды» от 19 декабря 1991 года.

Закон «Об охране окружающей среды» является комплексным головным законодательным актом прямого действия и решает три задачи:

  1. Сохранение природной среды;

  2. Предупреждение и устранение вредного влияния хозяйственной деятельности на природу и здоровье человека;

  3. Улучшение качества окружающей среды.

Этот закон является актом прямого воздействия, то есть его статьи действуют без каких-либо дополнительных инструкций, постановлений и пр.

Основная задача закона состоит в обеспечении научно обоснованного сочетания экологических и экономических интересов для сохранения здоровой чистой окружающей среды. Обосновываются нормативы качества окружающей среды, нормативы допустимого воздействия на окружающую среду, а также нормативы допустимых выбросов и сбросов загрязняющих веществ и т.д.

Данный закон формулирует экологические требования, к источникам вредного воздействия на окружающую среду и здоровье человека.

Закон «Об охране окружающей среды» состоит из XVI глав, содержащих 84 статьи, в которых представлены:

- общие положения;

- основы управления в области охраны окружающей среды;

- права и обязанности граждан, общественных и иных некоммерческих объединений в области охраны окружающей среды;

- экономическое регулирование в области охраны окружающей среды;

- нормирование в области охраны окружающей среды;

- оценка воздействия на окружающую среду и экологическая экспертиза;

- требования в области охраны окружающей среды при осуществлении хозяйственной и иной деятельности;

- зоны экологических бедствий, зоны чрезвычайных ситуаций;

- природные объекты, находящиеся под особой охраной;

- государственный мониторинг окружающей среды;

- контроль в области охраны окружающей среды. Экологический мониторинг;

- научные исследования в области охраны окружающей среды;

- основы формирования экологической культуры;

- ответственность за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды;

- международное сотрудничество в области охраны окружающей среды;

- заключительные положения.

Центральная тема Закона – это охрана здоровья человека от неблагоприятного воздействия окружающей среды. Человек рассматривается как субъект воздействия на окружающую среду, несущий ответственность за последствия своей деятельности, и , как объект такого воздействия, наделенный соответствующими правами и гарантиями на возмещение причиненного вреда.

Механизм исполнения норм данного закона состоит из системы. включающей экономическое стимулирование хозяйствующего субъекта, а также административно-правового воздействия на нарушителей.


^ 3.7. Основные акты экологического законодательства в Российской Федерации


После принятия Конституции РФ практически полностью было пересмотрено законодательство РФ, в том числе и экологическое. Основные акты экологического законодательства приведены в табл.3.1.
^ Таблица 3.1 Основные акты экологического законодательства в Российской Федерации.



Конституция Российской Федерации (1993 г.)

Природоохранное законодательство
^ Экологическая безопасность
Природно-ресурсовое законодательство
Действующие законодательные акты

Закон РФ «Об охране окружающей среды», 2002г

Закон РСФСР «О социальной защите граждан подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», 1991 (с изменениями)

Земельный кодекс, 2001

ФЗ «Об охране атмосферного воздуха»,1999г

Закон РФ «О безопасности», 1992

Закон РФ «о плате за землю», 1991 г. (в ред. Законов 1992, 1994, 1995 гг.)

ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», 1999г

Закон РФ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций техногенного характера», 1994 г

Водный кодекс, 1995г

Основы законодательства РФ об охране здоровья граждан, 1993 г (в ред. Законов 1998г)

ФЗ «О радиационной безопасности населения», 1996 г

Закон РФ «О континентальном шельфе», 1995г

Закон РФ «О ратификации рамочной Конвенции ООН об изменении климата», 1994 г

ФЗ «Об использовании атомной энергии»

Закон РСФСР «О недрах», 1992 (в ред. Закона 1995 г).

Закон РФ «О ратификации Базельской конвенции ООН о контроле за трансграничной перевозкой опасных отходов и их удалением», 1994 г

ФЗ «О пожарной безо­пасности»

ФЗ «О ставках отчислений на минерально-сырьевой базы», 1995 г.

ФЗ «Об экологической экспертизе», 1995 г




ФЗ «О соглашениях о разделе продукции», 1995 г.

ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях», 1995 г




Закон «О животном мире», 1995 г.

ФЗ «Об уничтожении химического оружия», 1997 г




Лесной кодекс, 1997 г.

ФЗ «Об исключительной экономической зоне России», 1998 г




ФЗ «Об отходах производства и потребления»,1998 г.

^ Законодательные акты, нуждающиеся в разработке и/или в утверждении

ФЗ «Об экологическом страховании»

ФЗ «Об экологической безопасности»

ФЗ «О разграничении прав собственности на природные ресурсы («О федеральных природных ресурсах»)».




ФЗ «Об экологических фондах»

ФЗ «О статусе зон экологического неблагополучия»

ФЗ «О государственных кадастрах природных ресурсов»




ФЗ «Об охране водных биологических ресурсов»

ФЗ «Об обращении с радиоактивными отходами»

ФЗ «О растительном мире»




ФЗ «Об охоте и рыболовстве»

ФЗ «Об энергоинформационном благополучии населения»

ФЗ «О государственной политике в области обращения с радиоактивными отходами».




ФЗ «О государственном регулировании использования охраны зеленого фонда городских поселений»

ФЗ «О питьевой воде»







ФЗ «От государственном регулировании в области экологического образования»












Природоресурсовое законодательство включает нормативные акты, регулирующие охрану и использование отдельных видов природных ресурсов: Земельный кодекс РФ(2001 год), Лесной кодекс РФ(1997 год), Водный кодекс РФ(1995 год), Закон РФ «О недрах»(1992 год), Закон «Об особо охраняемых природных территориях»(1995 год), Закон РФ «Об охране атмосферного воздуха»(1999 год), Федеральный закон «О животном мире»(1995 год).

В природоохранное законодательство входят нормативные акты, регулирующие охрану окружающей среды в целом: Закон РФ «Об охране окружающей среды»(2002 год), Федеральный закон «Об экологической экспертизе»(1995 год), «О радиационной безопасности населения»(1995 год), «О безопасности обращения с пестицидами и агрохимикатами»(1997 год) и др.

Действующий земельный кодекс РФ был принят в 2001 году.

Первый земельный кодекс РСФСР был принят в 1992 г. ВЦИК. Он провозглашал собственность государства на землю и изъятие земель из гражданского оборота. Второй земельный кодекс РСФСР принят Верховным Советом РСФСР в июне 1970г. Это был кодекс периода развитого социализма, утвердившего полное господство колхозно-совхозной формы ведения сельского хозяйства. Земельный кодекс 1991 года – это кодекс отмены исключительности государственной собственности на землю и другие природные ресурсы.

Закон Российской Федерации «О недрах» 1992 г. устанавливает правовые отношения при изучении, использовании и охране недр.

Данный закон устанавливает строгое лицензирование, вводит плату за пользование недр для различных целей и распределение доли доходов, получаемых недропользователем. В недропользовании много сложных и неразрешенных проблем: истощение минеральных ресурсов, утилизация отвалов пород, захоронение токсичных и радиоактивных отходов.

Основы лесного законодательства(1997 г.) закрепляют требования, предъявляемые к ведению лесного хозяйства. Основные правовые нормы направлены на использование леса как природного ресурса. Воспроизводство лесов. Охрану и защиту лесов. В нем можно выделить пять групп правовых норм: лесохозяйственные (ведение лесохозяйства, воспроизводство лесов, охрана и защита лева и т.д.), лесоресурсовые (планирование и использование леса как природного ресурса), лесоземельные (использование земель лесного фонда), управленческие(компенсация органов управления лесным хозяйством), экологические, которые касаются принципов организации ведения лесного хозяйства, распределения лесов на группы по категориям защитности, охраны лесов от пожаров, незаконных порубок, от загрязнения, истощения и т.д.

Водный кодекс Российской Федерации (1995 г.) регулирует правовые отношения в области использования и охраны водных объектов, определяет порядок приобретения и прекращения, прав пользователя водных объектов, устанавливает ответственность за нарушение водного законодательства. Правовые нормы направлены на рациональное использование вод. Их охрану от загрязнения, засорения и истощения.

Правовые основы охраны атмосферного воздуха отражены в законе РФ об охране окружающей среды, а также в законе «Об охране атмосферного воздуха»(1999 год).

Важными общими мероприятиями охраны воздушного бассейна является установление нормативов предельно допустимых вредных воздействий(ПДК,ПДВ) и платы за выбросы в атмосферу загрязняющих веществ.

На основании и во исполнение Конституции РФ, Федеральных законов, нормативных указов Президента РФ Правительство издает постановления и распоряжения, отвечая также за их исполнение. Постановление Правительства также является нормативно-правовым актом. Постановления Правительства по вопросам экологии можно разбить на три группы:

К первой группе относятся те законы, которые принимаются во исполнение закона для конкретизации отдельных положений. Например, Положение о министерстве охраны окружающей природной среды и природных ресурсов, утвержденное постановлением Правительства РФ от 22 февраля 1993 г.

Третья группа постановлений Правительства РФ включает нормативно-правовые акты дальнейшего правового регулирования экономических отношений. Таким актом следует считать постановление Правительства от 4 ноября 1993 г. о создании российской системы предупреждений и действий в чрезвычайных ситуациях.

Природоохранительные министерства и ведомства наделяются правом издавать нормативные акты в рамках своей компетенции. Они предназначены для обязательного исполнения другими министерствами и ведомствами, физическими и юридическими лицами. Например, Минприроды России издает нормативные приказы, инструкции и положения по вопросам охраны окружающей среды и использование природных ресурсов.

Немаловажную роль играют нормативные правила – санитарные, строительные, технико-экономические, технологические и т.д. К ним относятся нормативы качества окружающей среды: нормы допустимой радиации, уровня шума, вибрации и т.д.

Формирование экологического законодательства, отвечающего современным задачам обеспечения устойчивого развития и экологического оздоровления, началось в Нижегородской области в 1995 году с принятием Устава Нижегородской области, который закрепил конституционные экологические приоритеты для региона. В пятой главе Устава отражены основы экологической и социальной политики области. В статье 19 главы 5 отмечается, что «земельные, водные, лесные и другие природные ресурсы используются и охраняются в области как основа жизни настоящего и будущего поколений ее жителей». В области обеспечивается обязательность государственной экологической экспертизы. Законами области и иными нормативными правовыми актами устанавливаются лимиты, экологические стандарты и нормативные платы за использование природных ресурсов и загрязнение окружающей среды, предоставляются налоговые и кредитные льготы при внедрении природоохранных и ресурсосберегающих технологий.

В Нижегородской области не должна допускаться деятельность, последствия которой могут повлечь ухудшение экологической ситуации. Перечень экологически опасных видов деятельности и источников экологической опасности в Нижегородской области устанавливается решением органов государственной власти. Все виды экологически опасной деятельности могут осуществляться только на основании лицензии. Экологически опасные объекты на территории Нижегородской области должны в обязательном порядке иметь сертификат экологической безопасности объекта.

20-3-povtoritel-napryazheniya-kurs-lekcij-cheboksari-2010-federalnoe-agentstvo-po-obrazovaniyu-federalnoe-gosudarstvennoe.html
20-571-kniga-v-takom-obeme-posvyashennaya-veposipedu-i-otdelnomu-vidu-turizma-v-nashej-strane-vipuskaetsya-vpervie.html
20-aprelya-2010-23-marta-2010.html
20-aviacionnij-tehnik-po-priboram-spravochnik-rabot-i-professij-rabochih-vipusk-53-razdel-ekspluataciya-i-letnie.html
20-chleni-soveta-direktorov-nablyudatelnogo-soveta-emitenta-s-o-frank-predsedatel-soveta-direktorov.html
20-dekabrya-2005-g-n-1493-o-gosudarstvennoj-programme-razvitiya-radioelektronnoj-promishlennosti-respubliki-belarus-na-2006-2010-godi-stranica-4.html
  • portfolio.bystrickaya.ru/plan-vistavochnih-meropriyatij-na-2012-god-ipolugodie.html
  • shpargalka.bystrickaya.ru/utverzhdennaya-stoimost-territorialnoj-programmi-gosudarstvennih-garantij-okazaniya-naseleniyu-volgogradskoj-oblasti-besplatnoj-medicinskoj-pomoshi-po-istochnikam-ee-finansovogo-obespecheniya-na-2012-god.html
  • crib.bystrickaya.ru/kinotorgovaya-kompaniya-volga-predstavlyaet-film-toma-dichillo.html
  • studies.bystrickaya.ru/13-pokazateli-deyatelnosti-federalnogo-kaznachejstva-byudzhetnie-celevie-programmi-i-neprogrammnaya-deyatelnost.html
  • literature.bystrickaya.ru/dvigatelnie-umeniya-i-naviki.html
  • assessments.bystrickaya.ru/doklad-saratovskoj-oblastnoj-dumi.html
  • write.bystrickaya.ru/glava-2-v-kazanskoj-gimnazii-apparatom-knigi-ot-lat-apparatus-snaryazhenie-sooruzhe-nie-prinyato-nazivat-materiali.html
  • learn.bystrickaya.ru/erzin-batu-ahmetzhanovich-kazanskij-gosudarstvennij-universitet.html
  • knowledge.bystrickaya.ru/metodicheskie-ukazaniya-po-podgotovke-k-itogovomu-mezhdisciplinarnomu-ekzamenu-dlya-studentov-specialnosti-080507-menedzhment-organizacii-201011-uchebnij-god.html
  • tests.bystrickaya.ru/lechenie-ostrogo-holecistita-s-primeneniem-operacij-iz-malih-dostupov-proekt-protokola-diagnostiki-i-lecheniya-v-uralskom-federalnom-okruge.html
  • institute.bystrickaya.ru/glava-2-sostav-suda-otvodi-zakonodatelstvo-o-grazhdanskom-sudoproizvodstve.html
  • education.bystrickaya.ru/2-effekt-naucheniya-pri-vipolnenii-serii-razlichnih-testovih-ispitanij-u-uchastnika-eksperimenta-mozhet-povishatsya-kompetentnost-v-testirovanii.html
  • testyi.bystrickaya.ru/62-kontingent-slushatelej-po-programmam-dpo-otchet-o-samoobsledovanii-deyatelnosti-filiala-po-realizacii-osnovnih.html
  • otsenki.bystrickaya.ru/soderzhanie-rukovodstvo-nato-po-katalogizacii.html
  • prepodavatel.bystrickaya.ru/svyazi-problemi-harakteristiki-kak-strukturnih-mezhelementnih-svyazej-predmeta-problemi-tak-i-otnosheniya-s-drugimi-problemami.html
  • kolledzh.bystrickaya.ru/57-ispolzovanie-raboti-eksperta-planirovanie-audita-32-moshennichestvo-i-oshibki-32-uchet-zakonov-i-inih-normativnih.html
  • otsenki.bystrickaya.ru/sostav-uchebno-metodicheskogo-komplekta-po-informatike-i-ikt-dlya-x-xi-klassov.html
  • literature.bystrickaya.ru/elektivnij-kurs-stilistika-i-kultura-rechi-adresat-9-klass-predprofilnij-kurs-kolichestvo-chasov.html
  • letter.bystrickaya.ru/novie-raboti-valentina-mihajlovna-hodasevich.html
  • uchit.bystrickaya.ru/studenti-ukazannie-v-kachestve-ispolnitelej-soispolnitelej-v-otchetah-nir-otchet-kafedri-prikladnaya-mehanika-i-materialovedenie.html
  • lektsiya.bystrickaya.ru/posleslovie-avtora-irvin-yalom.html
  • laboratornaya.bystrickaya.ru/rasskaz-evristicheskaya-beseda-soobsheniya-uchashihsya-individualnaya-rabota-uchashihsya-za-kompyuterom.html
  • literature.bystrickaya.ru/chast2-psihologiya-tulin-aleksej-ufologicheskaya-psihologiya-tom-ufologiya-i-psihologiya.html
  • teacher.bystrickaya.ru/glava-19-epoha-osvobozhdeniya-istoriya-rossii-s-drevnejshih-vremen-do-konca-xx-veka.html
  • shpargalka.bystrickaya.ru/vlasti-budut-sledovat-konstitucii-pri-izmenenii-zakonov-medvedev-vzaimodejstvie-gosdumi-s-federalnimi-organami-10.html
  • shkola.bystrickaya.ru/prodvizhenie-tovarov-i-uslug.html
  • education.bystrickaya.ru/23-osobennosti-perevoda-i-avtoperevoda-nazvanij-rastenij-na-materiale-yazika-hudozhestvennih-proizvedenij-adigejskih-pisatelej.html
  • prepodavatel.bystrickaya.ru/t-e-m-a-25-proizvodstvo-v-sude-prisyazhnih-uchebno-metodicheskoe-posobie-penza-izdatelstvo-penzenskogo-gosudarstvennogo.html
  • books.bystrickaya.ru/cisterna-s-neftyu-soshla-s-relsov-v-amurskoj-oblasti-informacionnoe-agentstvo-ria-oreanda-10052012.html
  • reading.bystrickaya.ru/kogda-bili-sozdani-znamenitie-eposi-mahabharata-i-ramayana-i-o-chem-oni-rasskazivayut-stranica-5.html
  • university.bystrickaya.ru/glava-vtorayachto-vi-mozhete-sdelat-li-kerroll-dzhen-touber-deti-indigo.html
  • portfolio.bystrickaya.ru/otchet-9-deniel-kiz.html
  • crib.bystrickaya.ru/ionnaya-svyaz-elektrovalentnaya-svyaz-idealnaya-zhidkost-voobrazhaemaya-zhidkost-lishyonnaya-vyazkosti-i-teploprovodnosti.html
  • holiday.bystrickaya.ru/o-sostoyanii-zdorovya-naseleniya-stranica-6.html
  • composition.bystrickaya.ru/osnovnoj-obrazovatelnoj-programmi-po-napravleniyu-podgotovki-49-03-01-fizicheskaya-kultura.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.