.RU

3.4.4. Эффекты облучения в утробе матери - Рекомендации международной комиссии по радиологической защите 1990 года...


^ 3.4.4. Эффекты облучения в утробе матери
(90) Эффекты облучения зародыша зависят от времени облучения по отношению к зачатию. Если в зародыше мало клеток и они еще не специализировались, то наиболее вероятным эффектом будет отсутствие имплантации или не обнаруживаемая гибель зародыша. Считается, что на этой стадии любое клеточное повреждение с гораздо большей вероятностью вызовет гибель зародыша, а не стохастические эффекты, проявляющиеся у живорожденного. Облучение эмбриона в первые 3 недели после зачатия вряд ли вызовет детерминированные или стохастические эффекты у живорожденного ребенка несмотря на то, что у зародыша на третьей неделе начинают развиваться центральная нервная система и сердце. В течение остальной части периода основного образования органов, началом которого обычно считают третью неделю после зачатия, могут возникнуть пороки формирования того органа, который развивается во время облучения. Эти эффекты носят детерминированный характер с порогом для человека около 0,1 Гр, оцененным по экспериментам на животных.

(91) В течение периода после 3 недель от зачатия и до конца беременности от облучения, по-видимому, могут возникать стохастические эффекты, проявляющиеся в виде увеличенной вероятности рака у живорожденного ребенка. Имеющиеся данные плохо согласованы и содержат большую неопределенность. Но Комиссия принимает, что номинальный коэффициент вероятности смерти самое большее в несколько раз превышает коэффициент для популяции в целом.

(92) Как сообщалось, у некоторых детей, облученных в чреве матери в Хиросиме и Нагасаки, значения коэффициентов умственного развития (IQ)были меньше ожидаемых. Имеется два факта количественной природы. Один состоит в том, что с увеличением дозы общее распределение значений IQ (по шкале пунктов) смещается в сторону их уменьшения. Комиссия принимает, что это смещение пропорционально дозе. Небольшие смещения не могут быть выявлены клинически. Коэффициент, составляющий около 30 пунктов IQ Зв-1, относится к дозе на плод в период от 8 до 15 недель после зачатия. Подобное, но меньшее смещение отмечается после облучения в период между 16 и 25 неделями. Похоже, что это детерминированный эффект, причем, вероятно, с порогом, который определяется лишь по такому минимальному смещению IQ, которое может быть установлено клинически.

(93) Второе наблюдение – это связанное с дозой увеличение частоты появления детей, классифицируемых как дети с тяжелой умственной отсталостью. Число случаев невелико, но данные указывают на то, что избыточная вероятность тяжелой умственной отсталости равна 0,4 при 1 Зв. Как показано в Приложении Б, это наблюдение согласуется с общим смещением распределения IQ (в шкале пунктов) с увеличением дозы. Поскольку распределение IQ имеет форму гауссиана, избыточное число случаев тяжелой умственной отсталости будет очень невелико при малых смещениях IQ и резко возрастет лишь тогда, когда смещение приблизится к 30 пунктам IQ. Поэтому большое значение IQ у человека может быть вызвано только большой дозой. При дозах порядка 0,1 Зв эффект не будет виден в общем распределении IQ. Лишь при несколько больших дозах эффект может оказаться достаточным, чтобы выявилось увеличение числа детей, классифицируемых как тяжело умственно отсталые. При всех уровнях доз эффекты менее заметны, если облучение приходится на период от 16 до 25 недель после зачатия, не наблюдаются в другие периоды. Все наблюдения IQ и тяжелой умственной отсталости относятся к большим дозам и большим мощностям дозы, и их непосредственное использование, по-видимому, приводит к переоценке рисков.
^ 3.5. ТКАНЕВЫЕ ВЕСОВЫЕ МНОЖИТЕЛИ
(94) Тканевые весовые множители, введенные в гл. 2 для определения величины "эффективная доза", были задуманы для того, чтобы взвешенная тканевая эквивалентная доза создавала в общем ущерб одинаковой степени независимо от того, какой орган или ткань в этом участвует. С этой целью Комиссия приняла совокупное представление понятия ущерба. Оно включает четыре составляющих: вероятность приписанных смертельных случаев рака, взвешенную вероятность приписанных не смертельных случаев рака, взвешенную вероятность тяжелых наследуемых эффектов и относительную продолжительность потерянных лет жизни. Так как эффективная доза должна использоваться только в тех пределах, в которых полная вероятность приписанной смерти мала, то даже когда облучается несколько органов, вклад смертельных исходов можно рассматривать как аддитивный. Каждое последствие можно затем взвесить с помощью множителя, выбранного для представления степени его тяжести. Как и в Публикации 26, смерть и тяжелые наследуемые эффекты характеризуются весовыми множителями, равными единице.

(95) На основании обсуждения вопроса в Публикации 45 (1985 г.) было предложено считать вес не смертельных случаев рака по сравнению с весом смертельных случаев рака равным средней доле летальности рассматриваемого рака. Плохо излечимый вид рака, для которого доля летальности, очевидно, больше, а для выживших обычно и качество жизни хуже, должен иметь большой весовой, множитель для событий с несмертельным исходом. В то же время легко излечимый рак должен иметь малый весовой множитель для событий с несмертельным исходом, этот множитель должен находиться в пределах от 0,01 для несмертельного рака кожи примерно до 0,99 для несмертельной лейкемии. Весовой множитель, который следует использовать в коэффициенте смертности, выведен в Приложении Б. Весовые множители для степени тяжести наследуемых эффектов уже включены в коэффициенты вероятности.

(96) Второе взвешивание используется для того, чтобы учесть различие средней продолжительности латентного периода у разных видов рака. Это взвешивание соответствует относительной потере лет жизни вследствие приписанных случаев смерти от рака. При несмертельных случаях рака и наследуемых эффектах оно соответствует относительному времени неполноценной жизни из-за болезни раком, которое считали равным потере лет жизни из-за смерти от того же вида рака. Наконец, произведения коэффициента смертности и весовых множителей для болезни и потери лет жизни нормализуются так, чтобы в сумме (для всех органов и тканей) они давали единицу. Тем самым они составляют основу для рекомендуемых Комиссией тканевых весовых множителей. Эти тканевые весовые множители в виде округленных значений для отдельных тканей и органов приведены в табл. 2, обоснование которой имеется в Приложении Б.

(97) Данные табл. 4 представительны по отношению к номинальной популяции с одинаковым числом мужчин и женщин. За исключением наличия молочных желез, различия между полами невелики. Влияние комбинации данных на тканевые весовые множители состоит в том, что некоторые весовые множители несколько больше, а некоторые несколько меньше значений, которые относились бы отдельно к мужчинам или женщинам. Ограничение рассматриваемого контингента одними работающими проявляется в уменьшении номинального коэффициента вероятности для работающих до 4-10-2 Зв-1, но значения тканевых весовых множителей при этом существенно не изменяются.

(98) Если эквивалентная доза распределена почти равномерно по всему телу, то вероятность возникновения смертельного случая рака, связанного с этой эффективной дозой, можно получить, используя номинальный коэффициент вероятности смертельного исхода. Если же распределение эквивалентной дозы неоднородно, то такое применение номинального коэффициента будет менее точным, поскольку тканевые весовые множители учитывают и несмертельные случаи рака, и наследуемые эффекты. Например, вклад смертельных случаев от эквивалентной дозы на легкие будет недооценен приблизительно на 25%, а вклад от кожи и щитовидной железы будет переоценен приблизительно в 3 раза. Если известны тканевые эквивалентные дозы, то можно использовать номинальные коэффициенты вероятности смертельного исхода для отдельных органов и тканей, хотя различие между двумя методами будет значительно, так как коэффициенты для отдельных тканей известны с недостаточной точностью. Необходимые сведения для применения обоих методов приведены в табл. 4. В качестве приближения для разнообразных распределений эквивалентной дозы по организму можно считать, что ущерб от несмертельных стохастических эффектов добавляет около 20 - 30% к ущербу от смертельных эффектов.



215-ustanovka-programmi-metodicheskie-materiali-k-programmnomu-kompleksu-longityud-edk.html
216-audit-metodicheskie-ukazaniya-po-podgotovke-k-itogovomu-mezhdisciplinarnomu-ekzamenu-i-napisaniyu-vipusknoj.html
216-osnovnie-shemi-vklyucheniya-operacionnih-usilitelej-ispolzuemie-v-ustrojstvah-rz.html
216-sistemi-massovogo-obsluzhivaniya-konspekt-lekcij-dlya-studentov-specialnosti-151001-tehnologiya-mash-inostroeniya.html
216-trebovaniya-k-soderzhaniyu-i-sostavu-zayavki-na-uchastie-v-aukcione.html
2165-normativi-meropriyatij-po-vosproizvodstvu-lesov-reglamenta-rostovskogo-gorodskogo.html
  • literature.bystrickaya.ru/dopolnitelnaya-motornaya-oblast-i-predmet-zadachi-i-metodi-psihofiziologii.html
  • prepodavatel.bystrickaya.ru/tema-7-organizacionnie-aspekti-marketingovoj-deyatelnosti-uchebno-metodicheskij-kompleks-disciplini-marketing.html
  • paragraf.bystrickaya.ru/zanyatie-14-razvitie-umeniya-videt-v-sebe-i-v-drugih-lyudyah-nekotorie-cherti-haraktera.html
  • books.bystrickaya.ru/eho-eho-moskvi-29052009-0600-vzaimodejstvie-gosdumi-s-federalnimi-organami-7.html
  • institute.bystrickaya.ru/esli-ni-ulchie-dod-ranshe-eto-nazivalos-pionerskij-lager.html
  • shkola.bystrickaya.ru/oblastnaya-celevaya-programma-razvitie-turizma-v-kaluzhskoj-oblasti-na-2006-2010-godi-stranica-4.html
  • school.bystrickaya.ru/borba-ili-kapitulyaciya-tema-intelligencii-i-revolyucii-v-tvorchestve-ma-bulgakova.html
  • occupation.bystrickaya.ru/nasha-programma-ohvativaet-sleduyushie-razdeli-sposobi-poznaniya-okruzhayushego-mira-stranica-4.html
  • shpargalka.bystrickaya.ru/v-v-pavlov-kontaktnoe-lico-stranica-10.html
  • turn.bystrickaya.ru/plastini-kfs-v-kolcova-ustremlenie.html
  • znanie.bystrickaya.ru/anomalii-s-grobami-v-estonii-11-profilaktika-vampirizma-punkt-12-krov-otvet-na-voprosi-punkt-13.html
  • writing.bystrickaya.ru/ispolzovanie-sobstvennih-i-privlechennih-denezhnih-sredstv-finansirovaniya-investicij-v-razvitie-predpriyatij-tek-rossii.html
  • klass.bystrickaya.ru/analiz-vipolneniya-zadnij-i-tura-olimpiadi-10-klass-polozhenie-ob-oblastnoj-olimpiade-shkolnikov-po-obsheobrazovatelnim.html
  • zanyatie.bystrickaya.ru/richard-oldinggon-richard-aldington-1892-1962-dzhejms-dzhojs.html
  • kolledzh.bystrickaya.ru/aktualnaya-i-potencialnaya-odarennost-programma-odarennij-rebenok-v-massovoj-shkole.html
  • institut.bystrickaya.ru/stipendialnie-programmi-dlya-grazhdan-rossijskoj-federacii-na-2010-2011-uchebnij-god.html
  • lektsiya.bystrickaya.ru/pravootnosheniya-v-sfere-rinka-cennih-bumag.html
  • books.bystrickaya.ru/bileti-i-otveti-po-turizmu-i-ekskursiyam-chast-41.html
  • studies.bystrickaya.ru/evro-novaya-edinaya-evropejskaya-valyuta.html
  • spur.bystrickaya.ru/mchs-chislo-prirodnih-pozharov-sokratilos-no-uvelichilas-ih-ploshad-internet-resurs-newsrucom-16072011.html
  • thescience.bystrickaya.ru/klasternaya-model-preobrazovanij-shkoli-v-usloviyah-informatizacii-obrazovaniya.html
  • essay.bystrickaya.ru/bogu-seriya-guru-kripa-stranica-8.html
  • student.bystrickaya.ru/-luchshij-detskij-sad-informacionnij-byulleten-mestnogo-samoupravleniya-izdaetsya-asdg-po-soglasheniyu-s-okmo-s-fevralya-2008-g.html
  • thescience.bystrickaya.ru/innovacionnij-proekt-31-sistema-upravleniya-programma-razvitiya-na-period-do-2015-goda-sankt-peterburg.html
  • portfolio.bystrickaya.ru/organizaciya-stroitelstva-polnosbornogo-odnoetazhnogo-mnogoproletnogo-promishlennogo-zdaniya.html
  • books.bystrickaya.ru/departament-obrazovaniya-yaroslavskoj-oblasti-centr-obrazovaniya-shkolnikov-olimp-vserossijskaya-olimpiada-shkolnikov-2008-2009-uchebnogo-goda-biologiya-7-klass-municipalnij-etap-vremya-provedeniya-15-chasa.html
  • studies.bystrickaya.ru/gosudarstvennaya-poshlina-5.html
  • essay.bystrickaya.ru/boyarskaya-duma-testi-86-kurs-istoriya-gosudarstva-i-prava-rossii-chast-russkoe-gosudarstvo-i-pravo-ix-xvii-vv.html
  • shkola.bystrickaya.ru/nedvizhimie-ustupki-vremya-novostej-yuliya-homchenko-16072008-126-str-1-3.html
  • vospitanie.bystrickaya.ru/zadacha-2-metodicheskie-ukazaniya-po-vipolneniyu-kursovih-rabot-dlya-studentov-5-kursa-zaochnoj-formi-obucheniya-i-otdeleniya.html
  • literatura.bystrickaya.ru/sposobi-viravnivaniya-kognitivnogo-dissonansa-v-perevode-poeticheskih-proizvedenij-na-materiale-sonetov-shekspira-chast-13.html
  • shkola.bystrickaya.ru/tehnologiya-wimax.html
  • turn.bystrickaya.ru/parlamentskaya-gazeta-yuzhnij-federalnij-okrug.html
  • tetrad.bystrickaya.ru/vmeste-mi-silnee-centralnaya-pressa-29-30-maya-press-konferenciya-posvyashennaya-startu-blagotvoritelnogo-proekta.html
  • literature.bystrickaya.ru/damuinda-problemalari-bar-balalar-men-zhassprmderd-oaltu-zhne-leumettk-bejmdeu-memlekettk.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.